Проект зенитной самоходной установки Oerlikon Escorter 35 (Швейцария)

14
К началу восьмидесятых годов достаточно большое распространение получила зенитная артиллерийская установка Oerlikon GDF-001 швейцарской разработки. Система с двумя автоматическими пушками калибра 35 мм обеспечивала поражение маловысотных целей в ближней зоне и подходила для оснащения войсковой ПВО. Тем не менее, буксируемая зенитная система имела недостаточную мобильность, серьезно ограничивавшую ее характеристики в условиях реального боя. Для повышения характеристик установки GDF-001 было решено создать на ее основе самоходную машину, получившую название Escorter 35.

Проект зенитной самоходной установки Oerlikon Escorter 35 (Швейцария)


Согласно техническому заданию ЗСУ Escorter 35 должна была иметь собственную РЛС для обнаружения и сопровождения целей, электронную систему управления стрельбой и две автоматические пушки калибра 35 мм. Максимальная дальность поражения воздушных и наземных целей задавалась на уровне 4 км. Предполагалось, что машина сможет использовать дорожную сеть и по имеющимся автодорогам быстро перемещаться в нужный район. Самоходка должна была защищать войска на марше и в местах сосредоточения.

Проект Escorter 35 подразумевал создание зенитной самоходной установки (ЗСУ) на основе существующей артиллерийской системы. Новую зенитную самоходку предполагалось предлагать зарубежным заказчикам, что сказалось на техническом облике проекта. В новой машине предлагалось использовать существующие компоненты, которые могли бы упростить и ускорить строительство зенитных самоходок. К примеру, именно по этой причине в базовом варианте ЗСУ Escorter 35 получила колесное шасси, созданное немецкой компанией Hydrokrane.

Необходимо отметить, колесное шасси, проигрывающее по проходимости гусеничным, могло в определенной мере ограничить мобильность перспективной ЗСУ, однако это сочли приемлемой платой за сравнительную простоту и дешевизну. Кроме того, сам факт использования самоходного шасси обеспечивал большие преимущества перед буксируемыми системами GDF-001.



Основой ЗСУ Escorter 35 стало шасси с колесной формулой 4х4. В передней части базовой машины имелась трехместная кабина с рабочими местами водителя и командира. Кроме того, при перегоне машины на новую позицию в кабине мог находиться оператор зенитных систем. Во время стрельбы кабина могла опускаться вперед-вниз, увеличивая допустимые углы наведения. В средней части шасси имелась платформа для установки артиллерийской части, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Самоходка Escorter 35 получила дизельный двигатель мощностью 455 л.с. Кабина, артиллерийский модуль и моторно-трансмиссионное отделение были защищены противопульным бронированием.

Интересной особенностью использованного шасси стала конструкция колесной ходовой части. Все четыре колеса, установленные на независимой гидропневматической подвеске, были не только ведущими, но и управляемыми. Механизмы управления позволяли отклонять передние и задние колеса в разных направлениях, благодаря чему минимальный радиус разворота достигал 6,2 м при длине машины 8,5 м. При одновременном повороте всех колес в одну сторону зенитная самоходка могла двигаться под углом к своей продольной оси. В зависимости от дорожных условий экипаж мог регулировать давление в шинах.

Машина Escorter 35 получилась достаточно тяжелой – ее боевая масса равнялась 24 тоннам. Габариты зенитной самоходки определялись размерами использованного шасси. Его длина в походном положении равнялась 8,5 м, при опущенной кабине – 9,2 м. Ширина машины – 2,98 м, максимальная высота базовой машины (при поднятой кабине) – около 2,5 м. Использованный двигатель обеспечивал максимальную скорость на шоссе до 120 км/ч. Запас хода – 600 км.

Вооружение и аппаратура управления огнем размещались на поворотной платформе, которая, в свою очередь, располагалась на средней платформе базового шасси. В передней части платформы находились пушки с системой боепитания, в задней – кабина оператора и радиоэлектронная аппаратура.

Вооружение ЗСУ Escorter 35 состояло из двух автоматических пушек GDF-D03, представлявших собой доработанный вариант орудия GDF-001. В ходе модернизации скорострельность пушек была увеличена до 600 выстрелов в минуту. Как и ранее, для перезарядки пушки использовали энергию отдачи ствола. Конструкция обеих пушек зенитной самоходки была идентична, но выполнялась «зеркально». Это позволило разместить пушки рядом, а по бокам от них установить магазины и системы подачи снарядов. Лафет пушек позволял наводить их в вертикальной плоскости в пределах от -5° до +85°.



По бокам от ствольных коробок орудий GDF-D03 находились два магазина оригинальной конструкции. Магазин представлял собой барабан с 25 ячейками для обойм, закрытый бронированным кожухом. В каждую из ячеек барабана помещалась обойма с 8 снарядами одного типа. Такой способ заряжания позволял не только обеспечить требуемую огневую мощь, но и быструю замену используемого типа боеприпасов. Автоматика учитывала, какой тип снарядов находится в той или иной обойме и по команде оператора подводила ячейку с нужной обоймой к системе подачи боеприпасов в пушку. Это позволяло быстро и просто менять тип боеприпасов, используемых в следующей очереди.

Стандартный боекомплект ЗСУ Escorter 35 должен был состоять из 430 снарядов различных типов. По 200 снарядов (25 обойм по 8 снарядов) заряжались в магазины и две обоймы на 15 снарядов каждая должны были предварительно помещаться непосредственно в систему подачи боеприпасов. В боекомплект зенитной системы входили снаряды 35х228 мм нескольких типов. В зависимости от поставленной задачи пушки могли использовать осколочно-зажигательные, полубронебойно-осколочно-зажигательные и бронебойные подкалиберные снаряды. Боеприпасы всех типов оснащались трассером. Снаряды первых двух типов предназначались для стрельбы по воздушным целям и имели начальную скорость на уровне 1175 м/с. Бронебойные подкалиберные покидали ствол со скоростью 1385 м/с и предназначались для стрельбы по наземной технике.

По некоторым данным, в будущем зенитная самоходка Escorter 35 могла получить снаряд с программируемым взрывателем, способный значительно повысить эффективность стрельбы по воздушным и наземным целям. Конкретный состав боекомплекта и количество загружаемых в барабан снарядов того или иного типа следовало определять в соответствии с поставленными задачами.



Для наблюдения за воздушным пространством и обнаружения целей ЗСУ Escorter 35 должна была использовать импульсно-допплеровскую радиолокационную станцию, разработанную компанией Contraves на основе РЛС комплекса ADATS. В конструкцию этой станции были введены некоторые изменения. В частности, она получила менее крупную антенну. РЛС обнаружения и сопровождения могла следить за целями на дальности до 20 км. Обеспечивалось одновременное сопровождение до шести целей. За счет уменьшения боковых лепестков диаграммы направленности антенны станция могла следить за маловысотными целями.

Информация о замеченных целях выводилась на экран на рабочем месте командира машины в передней кабине. Командир мог самостоятельно определять порядок атаки цели или передавать эту обязанность автоматике. После определения приоритетной цели производился поворот оружия в сторону цели, и она бралась на сопровождение оптико-электронной системой.

Блок оптико-электронного оборудования, как и антенна РЛС, находился на крыше кабины оператора. Этот блок оснащался инфракрасной системой слежения, лазерным дальномером и перископическим прицелом с восьмикратным увеличением и полем зрения шириной 8°. При автоматическом сопровождении цели использовалась инфракрасная система слежения, при ручном оператор должен был наблюдать за целью при помощи перископического прицела. Во время работы автоматики оператор мог вмешиваться в ее работу. Кроме того, в случае срыва сопровождения он должен был вручную производить новый захват.

Расчет поправок для стрельбы с учетом местоположения цели, дальности до нее, типа выбранных боеприпасов и метеоусловий возлагался на баллистический вычислитель, без каких-либо изменений заимствованный у комплекса ADATS. Стрельба начиналась по команде оператора. Минимальное время реакции, от обнаружения цели до первого выстрела, равнялось 5 секундам.

Штатным режимом огня по воздушным и наземным целям была стрельба очередями по 15-16 выстрелов (2 обоймы) продолжительностью около 1,5 с. Максимальная дальность до цели, при которой обеспечивалось поражение, достигала 4 км. Осколочно-зажигательный и полубронебойный осколочно-зажигательный снаряды летели на максимальную дальность около 6 с, бронебойный подкалиберный трассирующий – 4 с. Последний при угле встречи 90° мог пробить до 80 мм брони.

Прототип зенитной самоходной установки Escorter 35 был построен в 1984-85 годах. Презентация проекта состоялась в 85-м. В рекламных материалах упоминались высокие боевые характеристики нового комплекса, а также его сравнительно невысокая стоимость. В частности, ЗСУ Escorter 35 с понятным результатом сравнивалась с другими современными системами аналогичного назначения. Известно, что новой зенитной самоходкой заинтересовалась одна из ближневосточных стран. В 1986 году прототип был доставлен в эту страну для испытаний на полигоне потенциального заказчика. Результаты этих испытаний неизвестны, однако контракт на поставку новых зенитных систем так и не был подписан.

Во второй половине восьмидесятых годов компания Oerlikon разработала новый вариант проекта Escorter 35, отличавшийся от базового используемым шасси. Для повышения подвижности и проходимости этот вариант самоходки должен был использовать гусеничное шасси, разработанное на базе бронетранспортера M548 (модификация американского M113). На гусеничном шасси планировалось монтировать трехместную кабину экипажа и поворотную платформу с вооружением и радиоэлектронным оборудованием. Артиллерийская часть и электроника не отличались от разработанных в рамках первого проекта Escorter 35.

Оба варианта ЗСУ Escorter 35 не заинтересовали потенциальных заказчиков. Точные причины этого неизвестны. Тем не менее, на основе наработок по проекту зенитной самоходки вскоре была создана буксируемая система GDF-005. Эта зенитная установка оснащается двумя орудиями калибра 35 мм с аппаратурой для использования снарядов с программируемым взрывателем. Кроме того, для обеспечения работы артиллерийских установок заказчик может приобрести модуль управления Skyguard. Эта система представляет собой буксируемый прицеп с кабиной оператора, РЛС и аппаратурой управления огнем, аналогичной использовавшейся на ЗСУ Escorter 35. В отличие от самоходки, не заинтересовавшей потенциальных покупателей, буксируемые системы GDF-005 поставлялись в три с лишним десятка стран.


По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://dogswar.ru/
http://secretprojects.co.uk/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 ноября 2014 07:50
    Предполагалось, что машина сможет использовать дорожную сеть и по имеющимся автодорогам быстро перемещаться в нужный район
    При таком дорожном просвете ТОЛЬКО ПО ДОРОГАМ!
    Шасси такое приземистое,что напоминает аэродромный тягач,так тем под крыльями нужно бывает проезжать
    1. +6
      10 ноября 2014 08:34
      Без посадки нет езды laughing В Дагестане такая ЗСУ была бы к месту.
    2. +1
      10 ноября 2014 09:09
      Цитата: Денис
      При таком дорожном просвете ТОЛЬКО ПО ДОРОГАМ!

      Я так понял, что просвет изменяемый. Хотя 24т для двух мостов всё равно до хрена.
      1. +1
        10 ноября 2014 09:50
        Цитата: Владимирец
        просвет изменяемый

        Сомнительно,тогда бы упомянули.Про шасси
        Оригинальное двухосное самоходное шасси «HYKA» со всеми управляемыми колесами имеет минимальный радиус поворота всего 6,2 метра. Передние и задние колеса имеют возможность поворота в одном и том же направлении, благодаря чему обеспечивается возможность движения машины под углом до 40° относительно своей продольной оси. Именно для такой сверхманевренности и было выбрано шасси фирмы «Hydrokrane», которая специализируется на производстве подобной спецтехники (в основном строительной и грузоподъемной)

        Установленный в кормовой части шасси дизельный двигатель мощностью 455 л.с. позволяет развивать маршевую скорость 80 км/ч, при этом максимальная скорость по шоссе может достигать 120 км/ч. Моторный отсек имеет легкое бронирование (от пуль и осколков). Запас хода составляет 600 км, но при необходимости за счет установки дополнительных баков он может быть увеличен до 1200 км.

        Колеса имеют независимую гидропневматическую подвеску и оборудованы устройством централизованного регулирования давления в шинах. Это позволяет оптимизировать проходимость машины в зависимости от дорожных условий.
        Сдаётся,что вопрос проходимости хотели решить так
        Позднее компания «Oerlikon» создала гусеничный вариант ЗСУ. Этот опытный образец представлял собой гусеничный транспортер M548 (на базе БТР M113) с трехместной кабиной в передней части и с поворотной платформой, на которой смонтирована артиллерийская часть, система управления огнем и место наводчика
        гусеничный вариант ЗСУ «Escorter 35»
        1. Beibit
          0
          10 ноября 2014 14:10
          Ну это типа ЗСУ Енисей ... вместо которой приняли на вооружение Шилку.
  2. +3
    10 ноября 2014 08:04
    сначло подумал, что это комбайн с пушками :-D не зря НАТОвцы после развала СССР гаши способ купить Тунгуску и 80ку стоящие на вооружении.
    1. +3
      10 ноября 2014 08:22
      Да-да комбайн с зенитной установкой из анекдота, интересно у них нет еще сеялки с вертикальным взлетом?
  3. +18
    10 ноября 2014 08:04
    смотрел на фотки и понял, что он напоминает...
  4. +5
    10 ноября 2014 08:25
    Если бы не материал,ни за что бы не заподозрил в этом боевую машину-скорее,плод голливудского режиссёра какого нибудь фантастического фильма
  5. 0
    10 ноября 2014 10:07
    По ВПП аэродрома на таком "чуде" гоняться. Универсальность применения данного "пепелаца" сомнительна.
  6. 0
    10 ноября 2014 10:56
    на таком только по чистеньким, с постриженой травкой, альпийским лугам ездить)
  7. padonok.71
    +6
    10 ноября 2014 13:02
    Ну и кто из нас (гейропцы/Русичи) отсталый щилаптемхлебатель?
  8. +3
    10 ноября 2014 22:27
    Вообще то фирма Oerlikon знатная фирма,не раз попадала в историю со своими орудиями.Эрликон GDF-005 (Oerlikon GDF-005) — автоматическое компьютеризированное зенитное орудие.
    Вооруженные силы ЮАР столкнулись с неприятным инцидентом, напоминающим сюжет старого мрачноватого мультфильма «Полигон», в котором оснащенный по последнему слову техники танк убил массу людей. В жизни все произошло примерно так же: в ходе учений неизвестная причина «побудила» автоматическое орудие ПВО расстрелять 9 солдат и серьезно ранить еще 14.
    Представитель южноафриканской армии бригадный генерал Квена Мангоп (Kwena Mangope) пока что сообщает лишь, что причина сбоя остается неустановленной: «Возможно, проблема была механической, она привела к тому, что полностью снаряженная пушка открыла бесконтрольный огонь, убивая и калеча людей». Некоторые другие эксперты высказывают мнение, что ошибку вызвал компьютер. По мнению специалиста по вооружениям Хельмод-Рёмера Хейтмана (Helmoed-Römer Heitman), в этом случае в точности установить причину трагедии вообще не удастся.В ходе учений орудие несколько раз «выходило из-под контроля», и в итоге его пришлось закрепить вручную, с помощью металлических крепежей и троса. Однако в какой-то момент крепежи не выдержали, и стволы принялись рассыпать снаряды направо и налево. Безымянная женщина-офицер с риском для жизни пыталась остановить его, но Oerlikon успокоился только когда полностью расстрелял оба своих магазина – а каждый из них включает 250 полукилограммовых снарядов.
    http://my.mail.ru/community/voina-mir-istori/3C74A6EB85E6DA34.html
  9. +1
    11 ноября 2014 13:21
    По 12 т на оси. Такая нагрузка у нас даже на асфальте запрещена. Это крановое шасси под Либхер. С такой нагрузкой ни на песок, ни на мокрую глину с асфальта даже съезжать на 2-х осях нет смысла. Сразу на брюхо.
    Преимущества есть:
    - малый радиус разворота;
    - движение крабовым ходом;
    - не нужны выносные опоры (разгружаемая подвеска - при стравливании воздуха из подвески машина садится на жёсткие опоры);
    - опускающаяся при стрельбе кабина увеличивает сектор обстрела;
    - низкий центр масс.

    Если выполнить в варианте 8х8, только по схеме балансирных тележек Урала, а не Камаза (чтобы не растить количество раздаток), снизив т. о. процентов на 35-40 нагрузку на ось, то Панцырь на камазовском шасси резко отдохнёт.
    И ещё. У Эрликона уже есть управляемый 35 мм подкалиберный снаряд, эффективность которого ставит крест на любых потугах артчасти Панциря догнать его по этому параметру. Я уже не говорю про баллистику пушки.