Забытое оружие Великой войны

18
Почти сто лет назад началась большая война, которую назвали Великой, а немного погодя – Первой мировой. Тогда изобрели и даже использовали много смертоубийственных железок, но часть из них не успела попасть на поля сражений или не стала такой знаменитой.

Глядя за океан, США к 1917 году тоже захотели поучаствовать в общем веселье. Но тут возникла проблема. По слухам, в военной моде теперь были какие-то штуки на гусеницах. И решили они сделать танк.

Забытое оружие Великой войны


Военные посмотрели на созданное вроде бы солидной компанией «Холт» (она вообще-то трактора выпускала), и что-то их смутно насторожило. Решили пробовать дальше.



Два банкира и один генерал пошли дальше – танк, жгущий огнеметом. Двигатель, правда, паровой, но это ж еще лучше, правда? Ни у кого такого танка нет, а у нас будет! Опять не понравилось.



Наверху поняли, что если так будет и дальше, то придется воевать без своих танков. Совместными усилиями США и Британии родили проект тяжелого танка Mk VIII «Либерти» ака «Международный» (на него зачем-то влезает обычный танк «Рено», правда, тоже американский). Делать его хотели действительно международно – во Франции, получая двигатели из США, а броню и оружие – из Англии. За 40 тонн, 8 км/час, две пушки, пять пулеметов. Все, что надо для счастья.



Генри Форд решил, что он ничем не хуже прочих. И сделал двухместный танк: три тонны, пушка или пулемет, два мотора от «Форда» же, модели «Т». Военные обрадовались, заказали пятнадцать тыщ штук. И пятнадцать штук доставили, но тут заказ на пятнадцать тыщ отменили – война кончилась. Вероятно, Форд был очень расстроен.



Англичане ухитрились запихнуть внутрь «десантного танка» Mk IX, он же первый БТР, целых тридцать (или даже больше) человек. Стоя. В каком состоянии они были бы в бою, если и обычных-то танкистов жара, выхлопные газы и тряска приводили в состояние, малосовместимое с осмысленной жизнью – науке неизвестно. Тем пехотинцам, кого все же перевозили в других танках, было плохо.



Французы тоже оказались не лыком шиты. И решили, что тяжелый танк FCM со 105-мм гаубицей им не нужен. А нужен… сверхтяжелый танк. Char 2С, семьдесят тонн, броня в 50 мм, электротрансмиссия и двенадцать человек внутри. Пока изобретали, воевать стало не с кем. Но десять машин с 1919 года все же сделали.



Танки – это хорошо, но неплохо бы иметь еще и другие машинки.



К 1917 году выбрали стандартную модель (чтобы могли делать все заинтересованные компании) трехтонного грузовика «Либерти» B. Девять с хвостиком тысяч успели сделать, остальное урезали.



Семитонные грузовики спокойно таскали даже тогдашние легкие танки («Рено»), причем в кузове.



Полноприводный грузовик Militor 474 зверски испытывали в горах в августе 1918, а вот на войну послать не успели.



Сумрачный тевтонский гений тоже решил выпендриться. Но чем? Полноприводные грузовики Даймлер делал еще с 1908. А сделаем-ка мы полугусеничник. Под названием Мариенваген (как-то даже не похоже на сумрачный гений, то ли дело – Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13).



«Удивили», – ехидно усмехнулись янки и показали… самоходную восьмидюймовую гаубицу на базе «Катерпиллера». А были и потяжелее. Но страшнее – вряд ли.



Тем, кому не досталось ни танков, ни самоходок, ни грузовиков, вручили бы творения Ивана Моисеевича Браунинга – BAR (в конце сентября 1918 года даже успели немного повоевать, солдаты хвалили).



Ну, или Шмайссера (MP18, настоящий «Шмайссер») – кому как повезет. Знакомая каска, не правда ли?



Или даже первые Томми-ганы, совсем чуть-чуть не успевшие в окопы (для чего их и готовили).



Но мы забыли про воздух!

А вот англичане, которых вконец достали «Цеппелины» и прочие германские леталки, кидавшиеся бомбами вплоть до тонны (та, что справа), не забыли.



И сделали англичане «Хендли Пейдж» V/1500 – три с половиной тонны бомб, дальность полета две тысячи км. Для сравнения – чудо 1914 года «Илья Муромец» к 1917 году помимо пулеметов и прочей полезной нагрузки поднимал бомб раз так в десять-двадцать меньше. Три машины совсем уже готовы были лететь прямо на Берлин, но вы не поверите – опять же война кончилась. Эта война. Но впереди были другие. И в них-то были опробованы многие идеи, которыми не успели побаловаться тогда.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 октября 2013 08:34
    Содержательный исторический экскурс.
    Необходимо продолжить погружение в "эволюцию" средств ведения войн.
    1. -4
      3 октября 2013 11:57
      сперва надо героически обоср*цца
      прежде чем рядом с таким сфоткацца wassat
    2. ясенпень
      +1
      3 октября 2013 20:29
      та война для нас скорее Преданная Война. начинавшаяся как Вторая Отечественная и Великая, стала Преданной большевиками ради построния ада для русского народа
  2. Обер
    +9
    3 октября 2013 08:42
    Нигде человек не достиг таких высот, как в деле уничтожения себе подобных.
    1. 0
      3 октября 2013 11:36
      Цитата: Обер
      Нигде человек не достиг таких высот, как в деле уничтожения себе подобных.

      да ладно, а как же сeкс-индустрия? Вон, в Тайланде члeнодевок выращивают (и это нам ещё не показывали прототипы...)
    2. +2
      3 октября 2013 22:34
      Вот, вот и "совершенству" нет предела.
    3. ПРИЗРАК
      +1
      3 октября 2013 23:48
      поддерживаю, все что человек делает только не делает, он делает для того чтобы убивать...
  3. +1
    3 октября 2013 08:46
    Ну, что ни говори, а война всегда дает толчок развитию техники. Вот с той же авиацией- если в начале 1-й мировой войны авиация использовалась для разведки и связи, а пилоты пытались палили в воздухе друг по другу из револьверов, то в конце уже были истребители, бомбардировщики...Пулеметы поставили, синхронизатор изобрели...С танками тоже-"обкатали" производство бронесплавов. Ну и противотанковые ружья появились в 1918-м...Много чего... hi
  4. Сеня Горбунков
    +2
    3 октября 2013 09:01
    Война не толчёк даёт, она нас зациклила на самой себе, огромные ограниченные ресурсы идут на вооружение, вместо реализации действительно стоящих идей, но для того чтобы наступило светлое будущее, нас последовательно "ведут" через эволюцию сознания миллиардов людей, так чтобы люди продолжали слушать "хозяев" геополитической пирамиды власти..
  5. +2
    3 октября 2013 09:25
    На первом фото прототип пепелаца из фильма кин дза дза
  6. +1
    3 октября 2013 09:56
    хорошие комментарии к фотографиям
  7. 0
    3 октября 2013 10:16
    Кому война,а кому-мать родная...
  8. 0
    3 октября 2013 10:44
    спасибо за фото в коллекцию!статье+++
  9. +3
    3 октября 2013 11:32
    Тонко, с юмором, статье плюс good
  10. 0
    3 октября 2013 16:31
    Отличный исторический екскурс! Поздравляю автора, хотя он и не написал свое имя!
  11. 0
    3 октября 2013 18:40
    А мне полноприводный грузовик понравился. Очень хорошо продуманная штука.
  12. -1
    3 октября 2013 18:50
    Чрезвычайно забавные конструкции танковые оказывается не поспели на поля сражений wassat Благодарность автору за отличную фотоподборку!
  13. +1
    3 октября 2013 19:11
    Название Шмайссер впоследствие стало нарицательным для всех немецких пистолет-пулеметов,и даже пулеметы MG38 и MG42 многие так называли.Если обратить внимание на магазин,то можно заметить ,что такие же были на длинноствольных Парабеллумах,которыми вооружались некоторые подразделения немецкой армии.
    1. алекс 241
      0
      4 октября 2013 00:01
      Царь-танк (также известен как танк Лебеденко, машина Лебеденко, «Нетопырь») — боевая бронированная самоходная машина, разработанная капитаном российской армии Н.Н. Лебеденко в 1914—1915 гг. Царь-танк — самый большой из когда-либо построенных танков. Хотя некоторые исследователи считают, что его следует называть скорее боевой колесной машиной, чем танком. Прозвище «Нетопырь» (летучая мышь) танк получил за то, что его модель при переноске за заднее колесо напоминала летучую мышь со сложенными крыльями. Также танк Лебеденко называли «Мастодонтом», из-за его колоссальных размеров.Технические характеристики танка Лебеденко:

      боевая масса — 45 тонн по проекту (фактическая – 60 тонн)
      длина — 17,8 метра
      ширина — 12 метров
      высота — 9 метров
      вооружение — пулеметы «Максим» (рассматривалась также возможность установки пушек 37-мм или 76,2-мм пушек)
      бронирование — противопульное (8-10 мм)
      силовая установка — 2 двигателя Maybach мощностью 240 л.с. каждый
      скорость по шоссе — 17 км/ч
      скорость по пересечённой местности — 10 км/ч
      запас хода по шоссе — около 60 км
    2. 0
      4 октября 2013 07:57
      Ну, тут вы не правы малость. "Шмайсерами" только МПхи называли, 38-ю и 40-ю. Пулеметы "шмайсерами" не кликали,"эмгехами" обзывали.
      И насчет "Люгера-П08"(именно, "люгера", по фамилии конструктора, "Парабеллум"-это название патрона)да, была такая модификация с 32-зарядным магазином. Называлась "артелерийской" hi
      1. anomalocaris
        0
        6 октября 2013 11:00
        Цитата: Landwarrior
        именно, "люгера", по фамилии конструктора, "Парабеллум"-это название патрона)

        Вы тут хватили через край. Официально этот пистолет назывался P-08, Георг Люгер обозвал его парабелумом, а люгером назвали заокеанские дилеры, массово толкавшие в штатах сей агрегат после Великой Войны.