Хотилово

37
Недавно довелось побывать на авиабазе «Хотилово» что в Тверской губернии. Здесь дислоцируется 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк (790-й ИАП), на вооружении которого состоят истребители МиГ-31 и Су-27 различных модификаций.



И хотя в итоге полеты отбили по погодным условиям, и самое вкусное увидеть не удалось, все-таки поездку следует признать полезной, потому что не каждый день удается побывать на военном аэродроме, пообщаться с интересными людьми и техникой.

Начнем с истории.

Формирование 790-го ИАП началось в Кировабаде после обороны Одессы 20 октября 1941 г. на основе 69-го ИАП. Первым командиром стал Герой Советского Союза майор Ю.Б. Рынков. Поначалу номер полка не поменялся, добавилась только буква — «69А».

В марте 1942 г. часть стала именоваться «790-й истребительный авиационный полк», в который вошли две эскадрильи.

За время Великой Отечественной войны полк неоднократно менял дислокацию и в апреле 1952 г. поступил в распоряжение командующего истребительной авиацией ПВО и перебазировался в Калининскую область (ныне Тверская) на аэродром Хотилово. Полк вошел в систему ПВО Москвы.

В том же году началось переучивание на реактивные истребители МиГ-15, но очень скоро на смену МиГ-15 пришли истребители МиГ-17...

А сейчас тут царство МиГ-31 и Су-27.

Для всесторонней подготовки летного состава применяются авиатренажеры. И хотя основным центром переучивания на МиГи-31 является Саваслейка, тренажеры имеются и в Хотилово.
Занятий в это время не проводилось, но просто взглянуть тоже было интересно.

Комплексный тренажер экипажа самолета МИГ-31БМ предназначен для наземного обучения летного состава выполнению задач, связанных с пилотированием и боевым применением самолета в условиях, максимально приближенных к реальным, а также для контроля за правильностью действий обучаемых при выполнении ими учебных полетных заданий.



Процедурный тренажер экипажа самолета МИГ-31БМ.









Поднимаемся на вышку руководителя полетами.



Как я уже сказал, полетов в тот день не было, поэтому рабочие места пустуют. Зато можно спокойно поснимать без боязни помешать ответственной работе.



Это рабочее место руководителя ближней зоны.



Рабочее место руководителя зоны посадки.



Монитор руководителя зоны посадки.



Здесь трудится дежурный штурман.



Бинокль не помешает для визуального контроля.



Метеодисплей.





А вот такой вид открывается на стоянки с верхотуры.



В гарнизоне Хотилово есть памятник МиГ-25ПУ с бортовым номером «51 красный», причем изначально номер был голубого цвета.



Летчик-космонавт Светлана Савицкая установила мировой рекорд на строевом МиГ-25ПУ с бортовым номером «51» голубого цвета, поэтому вполне возможно, что перед вами тот самый рекордный МиГ!



Снимал отражение и откуда ни возьмись в кадре появились голубь и мальчик! Наверное так будет лучше :)



Истребители Хотилово



На прошлой неделе с завода-изготовителя на базу прибыли очередные модернизированные МиГ-31БМ, хотя если быть точным МиГ-31БСМ, просто такого официального названия почему-то нет. Внешне БСМ отличается от БМ отсутствием штанги дозаправки.

МиГ-31БМ обладает современной системой управления, дальность обнаружения цели достигает 320 км, а поражения – 280 км. Истребитель способен одновременно поражать шесть и сопровождать до десяти воздушных целей.

Одна из прибывших машин имеет номер "50 красный". Именно ее сейчас готовят к запуску.



Порулил на взлетку.



Пробежка по ВПП с выбросом тормозного парашюта.



Заруливает на РД в нашу сторону.







Спасибо летчикам за «прогон»!



МиГ-31 – машина, опередившая время! Сколько лет уж прошло с момента ее создания, а в некоторых делах ее так и не превзошли!

На иконографике от телеканала «Звезда» компактно и наглядно обозначены ТТХ истребителя.



В капонирах стоят МиГи другой эскадрильи.

Не могу отделаться от ощущения схожести с волком из мультика про гномика Васю :)





Проход запрещен, проезд закрыт!



А теперь отправляемся на стоянку чтобы побыть с самолетами поближе.







Красив, однако!



Практически ракета!

Хотилово







«Домкрат» для поднятия тяжестей.



Вид со стремянки.



А вот и "Черная жемчужина"! Не знаю почему так прозвали эту Сушку, но по-моему, она единственная с таким окрасом. Прошла ремонт в Пушкине.







Еще Сушка.





Выверенная геометрия.



Вот так встреча – колесный Т-150!



Пришло время обеда. Вот этот момент хочется отметить особо :) Кормят здесь просто "наубой" )) Первое-второе-десерт, и все в разных вариантах!

После еды была одна проблема - как бы не уснуть ) Мы остались дожидаться наступления темноты, чтобы поснимать ночные стоянки.

Получилось вот что.







Вот как-то так. Спасибо за внимание!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 ноября 2014 08:34
    Классно время провели. Приятно видеть счастливых, улыбающихся летчиков: значит все хорошо у нас уже и 90е не вернутся
    1. +4
      21 ноября 2014 13:20
      Все это отлично , но вот всегда не давал покоя вопрос почему самолеты каждый из которых стоит сотни ,а то и миллиарды рублей стоят под открытым небом? Не ужель на их ресурсе ,готовности , никак не сказываются осадки , перепады температур, снег ,лед? Это действительно так сложно построить ангар под каждый самолет повторюсь стоимостью в миллиарды рублей? С учетом нынешних строительных технологий обойдется это удовольствие в десяток миллионов что фоне миллиардов выглядит совсем не дорого..
      1. +1
        21 ноября 2014 14:37
        А как самолеты летают? Тушки, Илы, Боинги и т.д. Перепады температуры от +30 на земле до - 50 на высоте. Зима, лето, дождь, снег. По 3-4-5 рейсов в день. И летают не год-два, а лет по 15-20, а то и 30 с перерывами на ремонт и ТО. Никто их в аэропортах в ангары не загоняет (разве что на ремонт). Вроде не гниют
        1. +6
          21 ноября 2014 18:05
          а вы поинтерисуйтесь во сколько обходится обслуживание гражданских самолето , ну и не стоит забывать что военные самолеты в отличии от гражданских машин с предельными хар-ками конструкции, там где в гражданском лайнере закладывают запас прочности в военном борту все это идет на долстижение максимальных характеристик в ущерб другим, и второе все лайнеры зарабатывают деньги и тем самым окупают и обслуживание и топливо и многое другое, военные самолеты денег не приносят они их только тратят и в основном свою жизнь проводят на земле в ожидании часа "х" , вот я о том и пишу может их все загнать в ангары тем самымм сэкономив на обслуживании?Вот не верю я что в наших условиях дешевле чинить самолет по причине погодных воздействий , чем например возвести ангар из профнастила или сэндвич панелей, сейчас данные сооружения стоят копейки! И еще вы где нибудь видели стоящий всем ветрам назло бугати, феррари или другое коллекционное авто? А самолет же стоит на порядки дороже! Но в первом случае есть хозяин с именем и фамилией , а во втором безликое гос-во с назначенными временщиками..
          1. +1
            22 ноября 2014 01:34
            А ведь по сути прав макс702. Военную технику часто вопринимают как "железо для вояк", хотя в мире техники - это те же самые феррари и бугатти по уровню сложности и технологий.
            Беречь надо!
  2. +4
    21 ноября 2014 08:38
    Превосходно! Автору- Большое Спасибо!
  3. +1
    21 ноября 2014 08:42
    Классные фото! Спасибо за работу.
  4. +3
    21 ноября 2014 08:50
    Классные фотки. Во время срочки в Валдае регулярно воевали по авиации с Хотилово. Видел их машины только на ВИКО в виде отметки о цели. Да пару раз с земли как первый номер ЗПУ. Прикольно.
  5. Алексaндр
    +1
    21 ноября 2014 08:57
    Сколько было грязи вылито на Миг-31, и ЭПР большая и радар у него только на бумаге мощный! А вот встреча с F-22 поставила все точки над i!
    1. +3
      21 ноября 2014 09:11
      Пока, слава Богу, никакой реальной встречи еще не было. И то, что пара МИГ31 БМ долетела до Канады, дозаправляясь от ИЛ 76 еще не показатель всемогущества МИГ 31 т.к. в реальной боевой ситуации еще неизвестно как долго дали бы ИЛ 76 лететь и всем остальным в группе лететь.
      Если же говорить о МИГ 31БМ как о дальнем перехватчике, то это и в самом деле очень серьезная машина., способная на многое, в том числе и на обнаружение и перехват низколетящих целей типа "топор". Про более крупные цели типа Б1 и иже с ним я и не упоминаю.
      Конечно, было бы неплохо если бы управлять дальнобойными ракетами Р17 после их запуска с МИГ31 и до включения ГСН мог бы научиться российский АВАКС А50 с тем чтобы МИГ 31 смог выстрелить по цели и забыть о ней, занявшись другими целями. А полагаться на то, что инерциальная система наведения обеспечит попадание в удаленную на пару сот км маневрирующую цель вряд ли стоит.
      1. +7
        21 ноября 2014 09:19
        Цитата: gregor6549
        Конечно, было бы неплохо если бы управлять дальнобойными ракетами Р17 после их запуска с МИГ31 и до включения ГСН мог бы научиться российский АВАКС А50 с тем чтобы МИГ 31


        Недавно в небе видел АВАКС А-50 и МиГ-31 на севере Подмосковья. Красивое зрелище и геометрия полета. Вообще в ясную погоду у нас всё небо исчерчено конверсионными следами,значит летают часто...И это хорошо
        1. +5
          21 ноября 2014 09:30
          Я вообще то не о красоте картинки, а о том, чтобы "научить" эти два самолета работать в паре более эффективно. Например, использовать РЛС МИГ31 как выносную РЛС для А50 с обменом данными между самолетами об обстановке в воздухе в реальном масштабе времени и использовать А50 как ПУ управления дальнобойными ракетами МИГ31 радиокомандным методом наведения на среднем участке из полета.
          В первом случае зона обнаружения А50 могла бы увеличиться в 2 3 раза а во втором МИГ31 избавлялся бы от необходимости сопровождать и цель и ракету в течение значительного времени и навлекать на себя ракеты супостата наводящиеся по радиоизлучению.

          И еще полезно бы вспомнить что МИГ31 был первой успешно испытанной авиационной платформой СССР -носителем противоспутниковых ракет. Что весьма актуально и сейчас.
          1. +4
            21 ноября 2014 13:52
            Цитата: gregor6549
            "научить" эти два самолета работать в паре более эффективно. Например, использовать РЛС МИГ31 как выносную РЛС для А50 с обменом данными между самолетами об обстановке в воздухе в реальном масштабе времени и использовать А50 как ПУ управления дальнобойными ракетами МИГ31 радиокомандным методом наведения на среднем участке из полета.


            На учениях "Восток-2014"Экипажи четырёх истребителей-перехватчиков МиГ-31 осуществили взлёт с аэродрома Елизово и взяли курс на акваторию Тихого океана для прикрытия с воздуха боевых кораблей ТОФ,
            Наведение истребителей на цель осуществлялось с самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и сопровождения А-50, который осуществлял радиолокационную разведку в воздухе и выдавал информацию на пункт управления корабельной группы.
            Экипажи самолётов преодолели более 2 тыс. километров и находились в воздухе около трёх часов.
            ссылка



            Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» рассчитывает привлечь крупные заемные средства на выполнение государственного оборонного заказа 2014 г. Как сообщил ИТАР-ТАСС руководитель пресс-службы предприятия Игорь Черниченко, сегодня завод проводит внеочередное собрание акционеров, на котором им предстоит одобрить соглашение об открытии кредитной линии с лимитом кредитования не более 2 млрд 289 млн 915 тыс руб. между Банком ВТБ и открытым акционерным обществом «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». «Средства будут направлены на ремонт и модернизацию истребителей МиГ-31 в рамках государственного оборонного заказа 2014 года», – уточнил собеседник агентства.
            Источник: http://bastion-opk.ru/sokol-naz/ ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» A.V.Karpenko
            1. +1
              21 ноября 2014 18:11
              Извините, но я имел в виду не управление действиями МИГ31 с А50, что уже давно делается, а управление наведением ракет МИГ31 на дальние цели. А это, согласитесь, две большие разницы
  6. +1
    21 ноября 2014 09:02
    МиГ-25 на памятнике страшновато выглядит...
    1. +8
      21 ноября 2014 09:38
      При всей страшноватости это был один из самых технологичных самолетов своего времени, благодаря использованию сварной (а не клепаной) конструкции. Появилась трещина на фюзеляже или крыле, заварил и гуляй опять. Правда, спирта жрал данный самолетик немеряно, за что, впрочем, его обслуга была ему весьма благодарна.
      1. 0
        21 ноября 2014 11:38
        Я говорю не про ЛТХ или внешний вид МиГа-25, а про состояние того борта, который стоит на памятнике, посмотрите какой он ржавый.
        Я знаю, что МиГ-25 хороший самолет. И красивый, как по мне, выглядит красивее 31-го
        1. 0
          21 ноября 2014 12:35
          Ну так возьмите ведерко или два краски и покрасьте. Заслужил самолет. И был полной неожиданностью для полосатиков и не только для них. Например летал не стесняясь над Израилем фотографируя все подряд и те только бессильно сжимали кулаки Не зря полосатики тут же кинулись создавать Ф15 а также ЗРК которые могли бы достать эту "наглую птичку" Создать то они создали но на это ушел не один год. О деньгах не упоминаю ибо негоже считать чужие деньги в чужом кармане
  7. +4
    21 ноября 2014 09:43
    Живу в Вышнем Волочке, 20 км от Хотилово. Летают над городом, почти каждый день. Высота от 100 метров. Авиа салон посещать не нужно. Красота, мощь!
  8. +1
    21 ноября 2014 09:48
    А вот и "Черная жемчужина"! Не знаю почему так прозвали эту Сушку
    А летает на ней наверное Джек Воробей! laughing (Пираты карибского моря)
  9. +1
    21 ноября 2014 11:45
    В гарнизоне Хотилово есть памятник МиГ-25ПУ с бортовым номером «51 красный», причем изначально номер был голубого цвета.


    Всё очень просто - в авиационных частях Войск ПВО СССР были приняты синие (голубые) бортовые номера на самолётах и вертолётах. Так сказать отличительная особенность, а в авиационных частях ВВС - в основном жёлтые или красные.
    1. 0
      22 ноября 2014 14:48
      Цитата: макс702
      ну и не стоит забывать что военные самолеты в отличии от гражданских машин с предельными хар-ками конструкции, там где в гражданском лайнере закладывают запас прочности в военном борту все это идет на долстижение максимальных характеристик в ущерб другим,

      Ай, а я и не знал, что в военных самолётах прочностные характеристики приносятся в жертву всем другим belay
  10. Codename49
    0
    21 ноября 2014 12:28
    Ночные снимки прекрасны!
  11. +1
    21 ноября 2014 13:20
    Красивый фоторепортаж, но немного поворчу:
    в тренажерном зале самое ценное это кресла закрытые мешками;
    судя по состоянию памятника комендант полка авиацию не любит;
    один из летчиков на фото толстоват (лётчиков мало гоняют в спортзалы);
    продолжается разбазаривание "народных денег" т.к. самолеты хранятся без ангаров да ещё "бросают" их на ночь на старте даже без "заглушек";
    колодки ставят "как хочу"...
    1. +1
      21 ноября 2014 13:40
      Цитата: atos_kin
      но немного поворчу:

      С другой стороны территория содержится практически в образцовом порядке, вспомним как выглядели военные объекты лет пять назад-есть определенный прогресс,не все сразу.
    2. +1
      22 ноября 2014 14:54
      Вообще-то в отечественных ВВС многие летуны с брюшком, а физ.подготовкой никто особо не "балуется". Главное чтобы медики в полёт выпускали. А безангарное хранение стало у нас хроническим, особенно после принятия на вооружение СУ-27 и МиГ-29, которые просто не влезали в старые укрытия по размаху крыла. У нас недалеко был аэродром ПВО - пока на Су-15 летали самолёты стояли в большинстве по укрытиям, кроме деж.звена.Как 27-е появились - все на улице, за исключением тех, что в ТЭЧ находились. Кстати... В 30-е годы в Англии приняли на вооружение бомбардировщик "Стирлинг", в техзадании на который было прописано, что новый самолёт должен влезать в старые ангары. В итоге получили очень посредственную машино, но зато с "коротким" крылом. Так-что пусть уж на улице(надеюсь пока) и хорошие машины, чем в укрытии и так себе.
      1. 0
        23 ноября 2014 10:55
        Мужики вы как будто живете в 19 веке ! Сейчас строительные технологии достигли таких высот что ангар не точто для СУшки , а для ТУ160 за несколько часов собрать можно! Про то что построят ангары а потом они станут не пригодны для новых типов самолетов то это вопрос технический и вполне может быть учтен при проектировании, ну еще раз повторю самолет стоит 1,5- 2 МЛРД.руб! А новые самолеты становятся дороже прежних в 3-4 раза ! Сколько стоит СУ27 , а сколько Т-50? И что на ангар денег нет? Бред! Вот вам пример по подводным лодкам построить построили а береговую ифроструктуру пожмотились , вот и и загубили дорогущие машины.. Не могли они построоить электростанцию чтоб запитать лодки на стоянке . а то что она стоит на порядки дешевле чем сами лодки не думали!Кстати "Урал" по той же причине загубили.. Тоже самое и с ангарами.. а все это идет от пункта устава"должен стойко переносить тяготы и лишения воинской службы" только техника не люди ее не убедишь и не заставишь законы физики не отменишь..
  12. 0
    21 ноября 2014 16:24
    Особенно приятно что, когда летели наши Ту-95 в сторону Аляски (никого не трогая) а им на встречу выползли америкосовские Фу-22 - попугать. И тут "кавалерия из-за холмов" в виде наших МиГ-31! Разогнали Фу, те в ужасе прыснули в стороны, а потом уся северная америка билась в корчах на тему, что при таком сопровождении, небо Канады, а затем и США становится открытым для "Медведей"!!! Замечательно!
  13. 0
    21 ноября 2014 16:49
    Вот бы такой авиа симулятор дома иметь, по круче Ил-2 будет...
  14. 0
    21 ноября 2014 17:34
    Фото просто суперские СПАСИБО
  15. 0
    21 ноября 2014 17:55
    Для полноты картины можно было бы опубликовать фоторепортаж из столовой! laughing Не менее интересно получилось бы, наверное.
  16. 0
    21 ноября 2014 18:19
    Сергей, спасибо Вам за фотографии - оч красиво!
  17. +9
    21 ноября 2014 19:21
    Начинал свою трудовую деятельность с создания системы автоматической посадки истребителей. Это были 60-е года того века. Удалось решить проблему, истребители смогли осуществлять автоматическую посадку. Затем возглавил, как Главный конструктор, создание систем для всех самолетов, в том числе и тех, которые показаны в статье. Защитил кандидатскую, затем докторскую, затем и т.д. Приятно увидеть на всех истребителях мое первое изобретение "Носовая игла антенна для сверхзвукового истребителя". Помню за вознаграждение за эту антенн мы с женой и двумя детьми (молодые были, не было и 30 лет) купили кооперативную квартиру в Ленинграде. Созданные при моем участии самолетные, наземные и морские системы позволили МиГ-31П под руководством Маршала Савицкого Е.Я. гонят американцев на Дальнем Востоке нашей страны. Тогда два месяца не вылезал из командировок. Американцы прекратили нарушать нашу границу.
    Затем как руководитель ГУ МРП СССР обеспечивал серийный выпуск систем на подведомственных заводах. Трудное было время, но приятное. Мы работали на благо и могущество страны. В кабинах самолетов стоят такие милые и родные пульты, с которыми как только вчера расстался. Честь имею.
    1. тюменец
      +3
      21 ноября 2014 21:20
      Хвала и честь,Юрий Григорьевич вам,и таким,как вы.
    2. +4
      21 ноября 2014 21:53
      Спасибо Вам и другим конструкторам от лётчиков, за прекрасные машины о которых можно только мечтать!
  18. тюменец
    +1
    21 ноября 2014 21:15
    дальность обнаружения целей-320км,дальность поражения-280км. Главным вооружением являются ракеты Р-37 с дальность пуска до 200км. Нестыковочка какая-то.
    1. -1
      22 ноября 2014 01:37
      Тоже обратил внимание. Что-то тут не это.... stop
  19. TribunS
    0
    21 ноября 2014 22:53
    На мотив "Я уеду в Комарово"

    До второго на неделю
    Я в Хотилово уеду,
    Поглядеть отвыкшим глазом
    Наших МиГов в "деле важном"...
    И на базе буду разом человеком-верхоглядом,
    Сам себя найду я в небе,
    Если часом полечу...
  20. 0
    22 ноября 2014 05:01
    хорошо будет если миг-31 возобновят выпуск.да еще с современной начинкой так вообще НЛО будет а не самолет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»