Истребитель Chengdu J-20 (Китай)

23
Китайское авиастроение стремится обеспечивать военно-воздушные силы самой современной техникой. Сейчас в интересах ВВС НОАК ведется разработка истребителя пятого поколения Chengdu J-20. О существовании этого самолета стало известно несколько лет назад. Проект до сих пор находится на стадии испытаний и доводки опытных образцов. Когда новая техника поступит в войска, пока непонятно. За последнее время в конструкцию самолета были внесены некоторые изменения, которые могут сказаться на сроках реализации проекта.



Появление истребителя J-20 в определенной мере удивило специалистов и интересующуюся общественность. Китайские конструкторы известны своей любовью к копированию чужой техники и использованию зарубежных наработок. Однако самолет J-20 внешне серьезно отличается от современных зарубежных истребителей пятого поколения. В его внешнем виде, компоновке и других основных особенностях можно найти некоторые черты, которые делают его похожим на тот или иной зарубежный образец, однако в целом китайский истребитель выглядит совершенно новой разработкой. Это говорит о том, что специалисты авиастроительной компании Chengdu Aircraft Industry Corporation (CAIC) не стали просто копировать зарубежные наработки, а решили, приняв их во внимание, создать полностью собственный проект.

В контексте новейших китайских проектов самолетов-истребителей нередко упоминается американский самолет F-117, сбитый в 1999 году югославскими военными. По некоторым данным, обломки этой машины были переданы китайским специалистам, которые изучили их и использовали полученные данные в своих новых проектах. По понятным причинам, Китай не спешит подтверждать или опровергать эту информацию.

Первые сообщения о начале китайского проекта истребителя пятого поколения начали появляться более десяти лет назад. До определенного времени такие слухи не получали подтверждения. Только в конце прошлого десятилетия китайские военные подтвердили существование подобного проекта, разработка которого продолжалась в то время. Строительство первого летного самолета велось в 2009-2010 годах. Первый полет состоялся 11 января 2011 года.

Внешне истребитель Chengdu J-20 не похож на существующие зарубежные образцы, однако отдельные его черты напоминают разработки американских и российских конструкторов. Так, носовая часть фюзеляжа, фонарь кабины пилота и воздухозаборники похожи на агрегаты самолетов Lockheed Martin F-22 и F-35 американской разработки. При этом аэродинамическая схема J-20 весьма похожа на использовавшуюся в российском проекте МиГ 1.44.



Истребитель J-20 имеет высокорасположенное трапециевидное крыло размахом около 13-15 м, сдвинутое к хвостовой части фюзеляжа. На задней кромке крыла имеется механизация, состоящая из закрылков и элевонов. Ввиду отсутствия хвостовых стабилизаторов на истребителе предусмотрено переднее горизонтальное оперение, расположенное на бортах фюзеляжа, сразу за воздухозаборниками. Хвостовое оперение самолета состоит из двух килей и двух подфюзеляжных гребней. Кили и гребни устанавливаются с развалом наружу.

Самолет имеет общую длину около 22-23 метров. Фюзеляж имеет компоновку, классическую для современных боевых самолетов. В носовой части располагается часть радиоэлектронного оборудования и кабина пилотов, а кормовая отдана под размещение двигателей. В средней части фюзеляжа предусмотрены внутренние грузоотсеки с держателями для вооружения. Chengdu J-20 создавался с учетом максимального снижения заметности для радиолокаторов противника, что сказалось на ряде особенностей облика, в том числе на отказе от большого числа внешних узлов подвески в пользу внутреннего грузоотсека.

Согласно некоторым источникам, самолет J-20 имеет сухую массу на уровне 17,6 тонны и максимальный взлетный вес до 35 т. Точный вес допустимой полезной нагрузки неизвестен.

Истребитель J-20 оснащается двумя турбореактивными двигателями. Согласно некоторым источникам, первые прототипы самолета получили двигатель АЛ-31Ф российского производства. Серийные самолеты должны оснащаться двигателями Xian WS-15 китайской разработки. Такие двигатели с форсажной тягой не менее 150 кН должны обеспечить самолету сравнительно высокие летные характеристики.

Ранее сообщалось, что самолет J-20 должен развивать максимальную скорость на уровне 2100 км/ч, подниматься на высоту до 16 км и иметь дальность порядка 3400 км. В связи с изменением типа используемых двигателей характеристики прототипов и серийной техники могут серьезно отличаться.



Самолет оснащен трехстоечным шасси. Передняя опора убирается в фюзеляжем поворотом вперед, основные укладываются в бортовые ниши фюзеляжа. Все три стойки получают по одному колесу. При этом колеса основных стоек имеют больший диаметр в сравнении с носовым. Примечательно, что створки отсеков шасси имеют характерные зубчатые грани, призванные рассеивать излучение радаров в стороны. Похожие агрегаты используются на современных самолетах американской разработки.

Состав радиоэлектронного оборудования нового истребителя по понятным причинам не разглашается. Есть основания полагать, что самолет оснащается электродистанционной системой управления с многократным резервированием, а также несет современный прицельно-навигационный комплекс, созданный на основе последних китайских и зарубежных разработок. Вероятно, для истребителя J-20 создается или будет создана бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой и ряд другого нового оборудования.

На первых фотографиях опытных самолетов J-20 было видно, что под крылом отсутствуют пилоны для подвески вооружения. Кроме того, на бортах и днище фюзеляжа были заметны створки люков. Как и последние зарубежные истребители, новый китайский самолет будет нести вооружение во внутренних отсеках. Это позволит уменьшить заметность истребителя для РЛС противника и тем самым повысить его боевую живучесть. Возможно, серийные J-20 получат возможность использования внешней подвески для выполнения различных боевых задач. Наличие встроенной автоматической пушки пока является предметом споров. На имеющихся фотографиях нет никаких доказательств того, что J-20 получит такое оружие или лишится его.

Первый прототип истребителя пятого поколения Chengdu J-20 впервые поднялся в воздух в январе 2011 года. В течение нескольких следующих месяцев китайские специалисты изучали работу систем и дорабатывали их. Весной 2012 года на испытания вышел второй прототип. К настоящему времени построены четыре самолета, имеющие некоторые отличия друг от друга. О существовании четвертого прототипа стало известно всего несколько месяцев назад. На опубликованных фотографиях было видно, что новый самолет имеет ряд заметных и серьезных отличий от предыдущих машин. Вероятно, он был построен по доработанному проекту.

Четвертый прототип отличается от предыдущих компоновкой ряда узлов и агрегатов, а также расположением некоторых деталей. Так, в районе основных опор шасси фюзеляж получил заметное сужение, однако расстояние между двигателями немного увеличилось. Увеличилась длина двух хвостовых балок. Серьезно переработаны створки отсеков шасси.



Общая аэродинамическая схема осталась прежней, однако крыло и оперение были доработаны. Изменилась форма корневого наплыва крыла и верхней створки воздухозаборников. Кроме того, немного были доработаны кили и переднее горизонтальное оперение. По-видимому, все эти коррективы были внесены с целью улучшения аэродинамических характеристик самолета и повышения его летных данных.

Видимые изменения позволяют говорить об изменении состава радиоэлектронного оборудования или о переходе на новую стадию испытаний с использованием полного комплекса авионики. Под носовой частью фюзеляжа имеется выступающий обтекатель одной из систем. Возможно, в нем размещена головка оптико-локационной станции. Новые агрегаты в хвостовой части самолета позволяют предположить, что четвертый прототип получил систему обнаружения запущенных ракет.

В конце ноября состоялся первый полет пятого опытного образца. На имеющихся фотографиях этого самолета с бортовым номером «2013» отсутствуют какие-либо характерные детали, по которым его можно отличить от предыдущего четвертого прототипа. Возможно, пятый самолет предназначен для дальнейшей проверки новых идей и решений, внедренных на предыдущем опытном экземпляре.

В свободном доступе имеется крайне мало официальной информации о проекте J-20. По старой традиции Китай не спешит делиться сведениями о своих новейших разработках, из-за чего приходится полагаться только на различные оценки, которые могут быть далеки от истины. К примеру, существует мнение, согласно которому основным вооружением J-20 станут ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Что касается оружия для нанесения ударов по наземным объектам, то подобные возможности самолета будут ограниченными. В пользу этого предположения приводится аргумент, касающийся размеров внутренних грузоотсеков. Крупные ракеты и бомбы «воздух-поверхность» просто не поместятся в них.

Таким образом, новый китайский истребитель может считаться аналогом американского F-22, который так же имеет ограниченные возможности по атаке наземных целей, которыми пожертвовали ради повышения истребительного потенциала. Тем не менее, эти два самолета похожи только назначением. Точные характеристики китайского J-20 до сих пор неизвестны, из-за чего нельзя делать какие-либо серьезные выводы.

Испытания и доводка перспективного истребителя J-20 продолжаются почти четыре года. Какие-либо сведения о близком завершении испытаний пока не поступали. В связи с этим нередко высказывается предположение о начале серийного производства новых самолетов не ранее 2016-17 годов. Столь большая продолжительность испытаний может быть в той или иной мере подтверждать сразу две версии о дальнейшей судьбе проекта. Она может говорить о скором завершении проверок и доработок, после чего самолет пойдет в серию, или свидетельствовать о сложности проекта, которая ведет к его затягиванию.

Следует отметить сложность текущих работ, поскольку в рамках проекта J-20 компания CAIC разрабатывает истребитель пятого поколения. Даже ведущим авиастроительным компаниям мира требуется значительное время для разработки таких проектов. Поэтому нынешнее состояние работ по самолету J-20 не выглядит удивительным или необычным. Китай вполне способен успешно завершить разработку нового истребителя, предназначенного для его военно-воздушных сил. Однако точные данные о новом самолете отсутствуют, что не позволяет говорить о его реальных характеристиках и возможностях. Вполне возможно, что серийные самолеты J-20 по своим характеристикам будут заметно уступать зарубежной технике, с которой они должны конкурировать.



По материалам сайтов:
http://defense-update.com/
http://militaryfactory.com/
http://janes.com/
http://aviationweek.com/
http://airwar.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    8 декабря 2014 07:43
    Вот чему у них надо поучиться, так это секретности. А у нас сделают корветик, и трубят об этом везде. А они по-тихому эсминцы спускают и авианосцы строят
  2. +4
    8 декабря 2014 07:59
    китайцы не стоят на месте кто то скажет , что китай делает плохо но факт остается фактом они идут вперед
  3. +2
    8 декабря 2014 08:53
    Последнее фото - гроб с крыльями.
    1. +5
      8 декабря 2014 12:14
      Последнее фото - гроб с крыльями.


      Идёт поиск компромисса между аэродинамикой и радиолокационной заметностью. Посмотрите на первую "невидимку" F-117. Там аэродинамика просто принесена в жертву заметности. Красивых машин типа МиГ -21 не будет. А ещё жаль, что вместо того, чтобы признать, что мы в 90-е катастрофически отстали, утереть сопли и учиться у супостатов, просто говорим " а, фуфло". Раньше не стыдились учиться и брать лучшее у противника. Пусть этот самолет не идеален, но у китайцев останется опыт, наработки и люди, умеющие делать такие вещи.
    2. +1
      8 декабря 2014 13:30
      Не только последнее. Он вообще не красивый какой-то. На наш посмотришь - красавец, орёл. А у китайцев очередная поделка, топором рублено.
      1. +2
        8 декабря 2014 19:59
        Согласен, что у нас красивее. Но и у них он выглядит вполне неплохо. Не надо недооценивать их. С их производственными мощностями у них есть все шансы стать сверхдержавой в ближайшее время.
        1. 0
          6 февраля 2018 22:07
          "некрасивые самолёты не летают" А.Н.Туполев
    3. Комментарий был удален.
    4. chudoudodelt
      +2
      8 декабря 2014 16:57
      лучше уж такой гроб чем как у КНДР пилоты-партизаны laughing
  4. +5
    8 декабря 2014 09:45
    Для самолета нет своих двигателей. Перспективный двигатель 5-го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен.
    1. +8
      8 декабря 2014 10:06
      Не надо недооценивать китайцев, вспомните с чего начинал советский Союз и чего достиг.
      Китайцы набивают руку, они имеют нарождающиеся высококвалифицированный инженерный комплекс, постоянное финансирование и значительные ресурсы, разведданные о наработках др. стран (о промышленном шпионаже только ленивый не говорил), четкую политику и политическую волю (достаточно субъективно, однако как показывает время К. добиваются всего чего хотят). Остальное дело времени.
      Мы можем только мечтать о таких перспективах.
    2. +6
      8 декабря 2014 12:04
      Цитата: La-5
      Для самолета нет своих двигателей. Перспективный двигатель 5-го поколения WS-15 существует лишь в мечтах и далеких планах. Имеющийся собственный двигатель 4-го поколения WS-10A неработоспособен.


      Работоспособного двигателя в КНР для J-20 пока действительно нет. Возможно, одной из причин, почему китайцы пытаются купить небольшую партию Су-35 - это попытка получить двигатель, т.к. отдельно им его не продадут.
      Тем не менее, испытания самолёта активно продолжаются и уже создано несколько летающих прототипов.

      Спутниковый снимок: самолёт J-20 (чёрный) на заводском аэродроме, рядом J-10. На том же аэродроме среди других машин можно наблюдать другой J-20(светлый).
      1. 0
        10 декабря 2014 13:03
        Им давно еще предлагали отдельно двигатели закупить , они отказались. А тут вдруг , чудо чудное, ради двигателей , от которых отказались, решили закупить партию Су-35С.
        1. +3
          11 декабря 2014 06:45
          Цитата: Dog of war
          Им давно еще предлагали отдельно двигатели закупить , они отказались. А тут вдруг , чудо чудное, ради двигателей , от которых отказались, решили закупить партию Су-35С.


          Китайцам предлагали купить новейший АЛ-41Ф1С ? no С какой стати, они у нас только - только производиться начали. Может с АЛ-31Ф путаете, или для вас разницы нет? Или вы это пишете это просто ради количества комментариев? Хотя, конечно есть вариант, что вы лучше информированы чем я, what источником поделитесь.
  5. +3
    8 декабря 2014 10:49
    Не знаю, что у него с остальными характеристиками, но аэродинамика, судя по конфигурации и площадям управляющих поверхностей, фиговенькая. Как бы не получился бомбёр среднего радиуса действия (типа Су-34) вместо истребителя.
    1. +6
      8 декабря 2014 10:58
      Ну, справедливости ради о том, что китайцы делают именно истребитель известно только журналистам. :) Сами то они молчат на эту тему. Так что воплне возможно, что делается именно малозаметный ударный самолет...
    2. +3
      8 декабря 2014 11:57
      Цитата: Mairos
      Не знаю, что у него с остальными характеристиками, но аэродинамика, судя по конфигурации и площадям управляющих поверхностей, фиговенькая. Как бы не получился бомбёр среднего радиуса действия (типа Су-34) вместо истребителя.


      Как заявляли китайские официальные лица, J-20 в первую очередь предназначен для противодействия американским АУГ.
  6. 0
    8 декабря 2014 11:21
    Мне так показалось или у них крыло тяготеет к обратной стреловидности?
  7. +1
    8 декабря 2014 11:22
    Китай скоро всех во всём обгонит и это знают все ....потому надо быть с ним хорошо вы видите что все стараются быть с Китаем хорошо потому что видят перспективу ....но пока Китай не впереди в военных разработках они ориентируются на социальные проблемы .
  8. 0
    8 декабря 2014 11:50
    Самураи обещают свой агрегат 5-го поколения в этом января в воздух поднять.Посмотрим поднимут ли.
  9. +6
    8 декабря 2014 14:42
    Скорость с какой сейчас продвигаются сложные проекты в Китае -
    потрясающая. Они же параллельно двигают два проекта "стелс":
    похожий на Ф-22 и похожий на Ф-35.
    И, судя по скорости разработки и невероятным долларовым резервам
    Китая, на каждый выпущенный в США самолет будут делать не
    менее одного своего.
  10. Крэнг
    0
    8 декабря 2014 14:51
    Это ж Як-41!!!
    1. +1
      9 декабря 2014 02:24
      Это МиГ-1.44 (в "китайском тюнинге")
      1. 0
        9 декабря 2014 02:32
        Цитата: Bersaglieri
        Это МиГ-1.44 (в "китайском тюнинге")


        Невозможен изначально. Компрессия 20-ти летних разработок - может быть? с чудовищьной натяжкой?
  11. 0
    8 декабря 2014 16:08
    Молодцы!!!!!!!
  12. +4
    8 декабря 2014 21:09
    Не разделяю дифирамбов в сторону Китая! Пока, они сильны только в одном, воровать технологии! У китайцев, нормального 4 поколения нет(ворлванный Су-27 не в счет!), а они на 5-е замахнулись! Аэродинамика никогда не была сильной стороной у китайцев, а двигателя в принципе нет! Двигатель даже, если денег валом, просто так не возьмешь не вынешь. На деле, пока ничего выдающегося в авиа, они не показали, как покажут тогда молодцы! А пока, пусть тренируются и покупают наши двигатели.
    1. 0
      9 декабря 2014 01:21
      Нет дифирамбов, есть трезвая оценка ситуации. Построят они наверняка слабенький самолёт, но получат задел на будущее, которого им так не хватает. А реализовать полученный задел они смогут куда легче, чем кто-либо на планете на данный момент (из-за превосходства в человеческих и экономических ресурсах).

      И они правильно идут ва-банк, а для нас это становится причиной делать вооружения не против США, а против Китая.
  13. 0
    9 декабря 2014 01:16
    бомбер ли это ,фронтовой истребитель ли или тяжелый истребитель-штурмовик ,дело не в этом ...а в том ,что китайцы понимают,что если они не попадут на этот поезд под названием "военные технологии будущего",то потом это отставание будет не возможно наверстать.А потому они и делают все возможное и невозможное чтоб постараться не отстать .Хорошо ли плохо ли у них это получается покажет время

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»