Проблемы с обучением военным специальностям в России

5
Уже давно перестала существовать советская армия, объемы которой были колоссальными, однако система подготовки офицерских кадров продолжает вестись все по тем же принципам, что и 25-30 лет назад. Численный состав вооруженных сил России составляет лишь пятую часть от численного состава армии советских времен, но, похоже, это до сих пор не наводило военных чиновников на мысль, что и обучение в военных вузах должно претерпеть некоторые изменения. В 90-е годы по понятным причинам подготовка офицеров шла по инерции, получив импульс еще в брежневские годы.

Еще совсем недавно из числа выпускников военных вузов больше половины уходили в коммерцию, охранные структуры, а то и непосредственно в криминальные сообщества. Необеспеченность российских военнослужащих ни жильем, ни надежными социальными гарантиями пугала выпускников военных училищ нашей страны. Молодые люди, на обучение которых Министерство обороны тратило огромные средства, прощались с армией очень легко. Этих людей вполне можно понять. Те же, кто оставался вариться в этом постсоветском военном котле, осознавали, что современные локальные конфликты идут вовсе не по тем сценариям, которые описывались в вузовских учебниках. Противник, оказалось, не желает рыть окопы и встречать наши танки на открытых полях, а, почему-то, предпочитает все больше войну партизанскую, удары с тыла и прочие вещи, которым молодых лейтенантов, почему-то не учили. Первые плоды полного несоответствия методики и программы обучения российского офицерского корпуса мы пожинали в первую чеченскую. Павел Грачев с широкой улыбкой объявил, что Грозный будет взят в течение недели-двух, но «подлые» чеченцы в своей основной массе, видимо, не читали советских учебников и потому сдаваться нагрянувшим федеральным войскам вовсе не собирались.

Еще тогда появились первые слова о том, что российская армия нуждается не только в обновлении вооружений, но и в специалистах, понимающих, как вести боевые действия в новых реалиях. Некоторые тут же вспомнили, что в большинстве российских гражданских вузов имеются военные кафедры. Поступило предложения комплектовать российскую армию высококлассными специалистами, имеющими технические специальности для управления новыми средствами ведения боя, которые в свою очередь, почему-то, не поддавались выпускникам военных вузов. Только вот военные чиновники не учли, что львиная доля выпускников этих самых кафедр не собирались становиться офицерами, а желала применять свои знания в более высокооплачиваемых областях жизнедеятельности. Это стало очередным шагом к тому, чтобы пересмотреть подход к обучению курсантов военных училищ. Если советская высшая военная школа подразумевала, что молодой офицер, получая диплом, автоматически становится обладателем еще и высшего гражданского образования, то в новой России с таким дипломом далее, чем в коморку охранника автостоянки или на должность учителя ОБЖ, стало устроиться почти невозможно. Ценность военного образования понизилась до самой критической отметки.

Армия должна была стать более компактной и современной, и высшее руководство России все чаще стало заявлять о тотальной модернизации военного ведомства. При этом руководство желает перевести систему подготовки российских молодых офицеров на рельсы болонской концепции образования. Считается, что на современном этапе реформы курсантов будут обучать по специальной программе: бакалавриат – специалитет – магистратура. Система, вроде бы, должна оживить процесс подготовки военных специалистов, но вся загвоздка заключается в том, что не всегда можно за 3 года из несмышленого школьника сделать хорошего офицера, да еще и прекрасно ориентирующегося в современной военной технике. В этом случае предоставляется возможность «расширить» рамки своего образования в специальных высших военных центрах по обучению офицеров. В итоге время обучения одного классного специалиста в военной сфере может занять около 6-7 лет и стоить колоссальных средств. Однако ничего другого, что могло бы дать новый импульс российским вооруженным силам, пока не придумано. Ну не приглашать же нам, в конце концов, еще и легионеров из числа натовских сержантов для командования взводами…

Реформа обучения военнослужащих включила в себя и развитие довузовской подготовки. Уже во многих крупных городах существенная помощь оказывается так называемым кадетским корпусам. Но и здесь не удалось избежать проблем. Под видом кадетских школ все чаще по стране стали открываться классы в обычных общеобразовательных школах, которые не имеют ни малейшего отношения к военному кластеру. Дети, поступающие на учебу в такие классы, даже и не предполагают, что по итогам обучения они получат обычный школьный аттестат, который, по понятным причинам, не дает никакой гарантии поступления в военный вуз.

Ситуация усугубляется еще и тем, что военно-педагогические кадры «растеряли» свой потенциал за годы финансовых неурядиц.
В общем, перед государством стоит крайне сложная задача: пересмотреть свой взгляд на подготовку конкурентоспособных военных специалистов, проведя масштабную реорганизацию большинства имеющихся военных вузов. Главное, чтобы излишнее рвение или полумеры не привели, как у нас часто бывает, к созданию очередного Колосса на глиняных ногах вместо боеспособной и мобильной армии современной России.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сибиряк
    +1
    5 сентября 2011 10:05
    Откуда берутся авторы таких статей. Кто такой г-н А.Володин по своей специальности, образованию? Как я посмотрю, о проблемах военного образования в последнее время с умным видом рассуждают все от водопроводчика до депутата.
    Советская система подготовки офицерского состава, базировавшаяся на принципах царской военной школы, одна из лучших в мире. Офицер Советской (а затем и Российской) армии, закончивший ВУ в течении 4-х лет, в дальнейшем готов был управлять подразделениями до батальона включительно, без дополнительной подготовки. В крайнем случае, существовали 2-4-месячные курсы повышения квалификации ("Выстрел"). Образование даётся именно ВЫСШЕЕ, с дипломом общероссийского образца. Шли "в каморку охранника или на должность учителя ОБЖ" те, кто не хотел или не умел работать, или учились перебиваясь с двойки на тройку. Они и в ВУ поступили, как правильно заметил автор, не для того, чтобы стать офицерами. Также проблемы с трудоустройством на "гражданке" возникают в основном у выпускников командных общевойсковых училищ (танкисты и мотострелки). У них (здесь я согласен с автором) очень смешная гражданская специальность - "инженер по эксплуатации колесной и гусеничной техники".
    Сейчас в ВУ идёт реформа, но какая-то бестолковая, безсистемная. Много разговоров о новых реалиях ведения боевых действий, но материально-техническое обеспечение учебного процесса застыло на уровне начала 80-х годов, когда я сам был курсантом.
    Довузовская подготовка тоже пошла по пути повторного изобретения велосипеда. Создаются "президентские кадетские корпуса", а чем старые добрые "суворовские училища" не угодили-то? Вот из них-то, как раз, практически 100% шли в ВУ, а сколько придёт из этих "корпусов"?
    Проблемы будут и в дальнейшем расти,как снежный ком, пока военным образованием будут руководить дилетанты, как Приезжева Екатерина Геннадьевна.
    Родилась в 1967 г. В 2003 г. – начальник отдела контроля за оборотом алкогольной продукции КЭРППиТ (Санкт-Петербург)
    По март 2005 г. – руководитель межрайонной налоговой инспекции №1 Санкт-Петербурга (той, которой в 2000-2001 гг управлял А.Сердюков)
    С марта 2005 г. по июнь 2007 г. – начальник управления налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции ФНС (руководитель ФНС с июля 2004 г. - А.Сердюков)
    С июня 2007 г - Советник Министра обороны (с февраля 2007г. - А.Сердюков) по социальному блоку
    В 2008 г. рассматривалась на замещение должности главы новой Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
  2. 0
    5 сентября 2011 22:08
    Сибиряк,да тяжело после такой должности рулить военной социалкой. lol
    1. ЛЕХА блин
      0
      7 сентября 2011 05:20
      ОСОБЕННО С ПОХМЕЛЬЯ.
  3. Сибиряк
    0
    6 сентября 2011 07:43
    Её биографию взял из интернета. Последний пункт устарел, т.к. сейчас её официальная должность - начальник Департамента военного образования МО РФ.
    А вот её предшественница: Фральцова Тамара Анатольевна,
    депутат Государственной Думы РФ четвертого созыва (2003).
    Родилась 2 апреля 1957 года в Кемерово.
    Образование:
    В 1979 году окончила Кемеровский государственный университета.
    Кандидат педагогических наук.
    Профессиональная деятельность:
    В 1981 году работала в детских дошкольных учреждениях.
    В 1990 году завуч кемеровской гимназии №89.
    В 1992 году директор гимназии №89.
    В 1996 году завотделом народного образования Центрального района города Кемерова.
    В 2000 году начальник департамента образования администрации Кемеровской области.
    В 2003 году была избрана депутатом Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва от избирательного округа 089 (, Кемеровская область).
    Член фракции "Единая Россия".
    В 2008 году назначена директором Пансиона воспитанниц МО РФ
    В 2009 году назначена руководителем департамента военного образования и науки Министерства обороны РФ.
    1. 0
      8 ноября 2012 16:19
      что та что это- обе тупые твари! с сивым рылом и умным ебл...ом лезут туда куда куда нихрена не понимают
  4. Волхов
    -1
    7 сентября 2011 00:16
    Проблема не с образованием, а с принципиальностью - мало людей, готовых говорить правду с риском для карьеры.
    - там, где служил, все склады можно было сжечь парой обойм из Barret, этого никто не хотел видеть, но там, где были конфликты, всё и выгорало
    - в Афганистане ясно было, что надо на порядок больше людей для охраны дорог, но потребовать стеснялись и возили людей в засады
    - про "чудеса" на Кавказе знают все, но так всё и идёт
    Нужен предмет о здравом смысле и отстранении саботажников не только сверху

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»