Закономерный успех

54
Ижевский электромеханический завод «Купол» является одним из ведущих предприятий российского ОПК и весьма серьезным конкурентом западных производителей зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). В октябре этого года в течение более двух недель завод демонстрировал своим индийским заказчикам работу ЗРК «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении на шасси ТАТА, производимом в Индии. Специалисты завода сообщили «НВО», что они очень довольны проведенными стрельбами, на которых удалось показать все достоинства их детища. Кроме того, они отметили, что стрельбовые испытания в очередной раз подтвердили лидирующие позиции ЗРК семейства «Тор» на мировом рынке вооружений и что на базе этого ЗРК могут быть созданы новые модификации.



«ТОР» – СЕГОДНЯ И ЗАВТРА РОССИЙСКОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ

В конкурентном развитии средств воздушного нападения и техники ПВО уже давно выявилась тенденция, в рамках которой область противостояния этих видов вооружений перешла в сферу предельно малых высот. Именно это сегодня обусловливает формулирование требований к средствам ПВО малой дальности, включающих:

– поражение высокоточного оружия (противорадиолокационных ракет, управляемых авиационных бомб, крылатых ракет), пилотируемой авиации и беспилотных летательных аппаратов;

– высокую вероятность поражения высокоскоростных, пикирующих, низколетящих и маневрирующих целей;

– способность поражать цели, летящие с большим курсовым параметром (на прикрываемый объект);

– высокую помехозащищенность;

– малое время реакции (время от появления первой отметки от цели на РЛС до пуска ракеты);

– канальность по цели и ракете (способность одновременно поражать несколько целей);

– достаточность комплекта ракет для решения всех задач.

ЗРК малой дальности семейства «Тор» производства ИЭМЗ «Купол», такие как «Тор-М2Э», «Тор-М2К» и «Тор-М2КМ», в полной мере отвечают всем этим требованиям. Они были разработаны для борьбы с различными современными средствами воздушного нападения и предназначены для уничтожения ВТО (противорадиолокационные ракеты, управляемые и планирующие авиационные бомбы) и различных маневрирующих, высокоскоростных пилотируемых и беспилотных авиационных вооружений, способных круглосуточно действовать на предельно малых, малых и средних высотах, со скоростями до 700 м/с или использующих средства активных и пассивных преднамеренных помех. Эти ЗРК создавались как «комплексы последнего рубежа», являющиеся основным боевым средством борьбы с массированными ударами ВТО непосредственно над полем боя. Они обеспечивают эффективную ПВО воинских подразделений на марше, в местах постоянной или временной дислокации и во всех мобильных формах современного боя, а также защиту важных государственных и военных объектов. На современном этапе ЗРК «Тор» – единственное оружие в мире, способное одновременно поражать четыре цели по принципу «одна ракета – одна цель».

ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОБЕДА

Лучшим подтверждением лидирующих позиций ЗРК семейства «Тор» на мировом рынке вооружений являются результаты стрельбовых испытаний, проводимых как на российских полигонах, так и на территориях зарубежных стран.

С 30 сентября по 17 октября 2014 года на полигоне Министерства обороны РФ «Капустин Яр» проводились испытания зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2КМ» в модульном исполнении на шасси ТАТА индийского производства.

Целью испытаний этого комплекса была в первую очередь проверка его характеристик в рамках объявленного МО Индии тендера на закупку двух зенитно-ракетных полков, которые будут отражать нападение противника в зоне поражения до 15 км. Испытания были организованы в соответствии с техническим заданием, подготовленным тендерной комиссией, и проводились с участием представителей МО РФ и Индии. Предприятие должно было показать действие ЗРК «Тор-М2КМ» в боевых условиях и ответить на все вопросы, интересующие представителей военного ведомства потенциального заказчика.

Кульминационным моментом испытаний стали демонстрационные пуски. Стрельбы проходили в два этапа. Согласно условиям первого задания, мишень, роль которой выполнила ракета «Саман», была обстреляна в светлое время суток двумя ракетами одновременно. Цель была поражена первой же ракетой на удалении более 15 км, на высоте около 5 км. Другая ракета по заданной программе ушла на самоликвидацию. На втором этапе было предусмотрено поражение вдогон малоразмерной мишени в ночных условиях. Его целью был БПЛА, двигавшийся на высоте около 0,5 км. И эта мишень тоже была поражена одной ракетой. Комплекс блестяще выполнил стрельбы, показав стопроцентный результат, а также прошел в полном объеме ходовые испытания на специально подготовленной сложнейшей трассе и все испытания на безотказную непрерывную работу. Такие результаты стали закономерным итогом работы ИЭМЗ благодаря высокому качеству техники, отличной работе боевого расчета и четкой организации испытаний. Тендерная комиссия оценила работу комплекса «Тор-М2КМ» на высоком уровне.

Специалисты предприятия говорят о больших перспективах ЗРК «Тор-М2КМ». Сегодня это единственный вид такого оружия, способного обеспечить ПВО крупных городов внутри городской черты, важнейших военных, промышленных и государственных объектов, железнодорожных узлов, военно-морских баз, аэродромов, арсеналов и т.д. Разработчикам удалось создать компактный, полностью автономный боевой модуль, который может размещаться по желанию заказчика на самых различных платформах, включая автомобильные шасси, полуприцепы, прицепы, железнодорожные платформы и палубы малотоннажных кораблей. Он также может устанавливаться на специальных рамах и действовать в стационарном режиме. В настоящее время принцип модульной конструкции различных систем ВВТ используется разработчиками во всех государствах мира. Однако аналогов ЗРК «Тор-М2КМ» сегодня просто не существует.

В рамках тендерной программы в очередной раз были продемонстрированы все заявленные характеристики комплекса. Опыт производства ЗРК «Тор-М2КМ» и результаты проведенных испытаний, как отмечают специалисты «Купола», позволят создать его новые модификации. Предприятие интенсивно работает над дальнейшим совершенствованием комплекса по указанным направлениям, а его руководство уверено в решении всех поставленных задач.
ПОЛИГОН. Тор. Рождение

Алексей Громыко отправляется в город Ижевск на электромеханический завод "Купол", чтобы рассказать о зенитном ракетном комплексе "Тор-М2-У" и поучаствовать в его создании. Вы увидите производство комплекса, узнаете, из каких основных частей он состоит и чему они служат, как проходят их испытания, а также принцип работы зенитной управляемой ракеты 9М331, побывав на предприятии "Авитек".



ПОЛИГОН. Тор. Испытание

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    27 декабря 2014 06:29
    Боевые пуски soldier :
    1. +4
      27 декабря 2014 11:09
      Спасибо за выпуск "Полигона"! Посмотрел в этот раз с удовольсвием, элементарно потому, что ВЕДУЩИЙ ПЕРЕДАЧИ АДЕКВАТНЫЙ И ВМЕНЯЕМЫЙ, а не как до этого - рыхлые пинусы с интеллектом поноса.
      1. +2
        27 декабря 2014 15:04
        Да , ведущий этот на много лучше смотрится и не диссонирует на фоне военной техники...
    2. 0
      28 декабря 2014 18:48
      спасибо, давно не получал такого удовольствия от просмотра ))) с учетом, что лет 20 не смотрю ТВ
  2. +1
    27 декабря 2014 06:33
    На фото установка на низкорамном полуприцепе,кто теперь буксировать будет?
    Раньше КрАЗы,но теперь же они там же где окраина
    Уралы? Хороший для них стимул развития
    1. +5
      27 декабря 2014 07:24
      Согласен с Вами Уралы могут да еще как ! А так вежливый прицеп загнал поставил стоит тихо ждет недруга laughing
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        27 декабря 2014 07:26
        Выбирай любой hi
      3. +1
        27 декабря 2014 07:50
        Цитата: Siberia 9444
        Уралы могут да еще как

        С ними всё не очень просто.Одно дело готовая модель,другое запускать новую,что всегда сложней
        И военные как-то против автомобилей вагонной компановки,больше устраивают капотные
        Разработок тьма и разрабатывают давно
        Семейство плавающих уральских грузовиков повышенной проходимости «Суша»
        Несколько лет назад в наши руки попало постановление правительства РФ за №1091 от 11 сентября 1998 года. Называлось оно «О снятии с вооружения (снабжения) Вооруженных Сил Российской Федерации образцов военной автомобильной техники» и было подписано и.о. председателя правительства Виктором Михайловичем Черномырдиным. Так вот, десятым пунктом в этом чрезвычайно любопытном документе проходит семейство унифицированных армейских автомобилей «Суша» (Урал-4322, -5323, -43222, -43224, -53234, -4422, -44221-862).
        Но и катастройка,чтоб ей пусто,своё дрянное дело сделала
        Мощности по выпуску 20 тыс. лицензионных двигателей в год для ГАЗа (6-цилиндровых) и УралАЗа (V8) решено было организовать в Казахской ССР, в городе… Кустанае
        Всё не у нас,да и сейчас про эти движки не слышно
        http://www.off-road-drive.ru/archive/31/Neizvestnaya_susha
        Есть и капотные варианты
      4. 0
        27 декабря 2014 12:51
        давно такой породистый юмор не слышал 5+ вежливый прицеп хд хд
    2. Комментарий был удален.
    3. +4
      27 декабря 2014 11:38
      Уважаемый это фото с-300,тор тут не причем,полуприцепы выпускаются и России,тягачи могут быть Баз,Урал,Камаз,все магистральные при использовании в городских условиях или с дорогами с твердыми покрытиями,так что поле для "маневра" большее.Двигатели для Уралов "камаз-740",есть и форсированные так что все норм
      1. 0
        27 декабря 2014 12:44
        Цитата: 31rus
        Уважаемый это фото с-300

        Спасибо,я в курсе.Приведено как пример использования полуприцепов
        Цитата: 31rus
        тягачи могут быть Баз,Урал,Камаз,все магистральные при использовании в городских условиях или с дорогами с твердыми покрытиями

        БАЗ как пример,увы,неудачный.Растащили и разворовали.А про магистральные просто смешно,пробовали на отличном на шоссе МАЗе в поле съехать? Весьма весёлое занятие.И почему в планах буксировка только по дорогам? К тому же тягачи буксировали массу прицепов,такие как ТЗМ,понтонные парки,аппаратные.Им тоже только на твёрдом покрытие место?
        И от разработанной и уже стоящей на конвейнере путь часто очень неблизкий
        А речь шла о тягачах,причём полуприцепы?
        1. +2
          27 декабря 2014 14:03
          Я указал,что магистральные только с твердым покрытием,насчет Баз министерство обороны РФ разместило заказ,как раз на тягачи,так что у вас не точная информация,про полуприцепы мы вели дискуссию про ПВО,по остальному будет заказ будет продукция я в этом уверен
          1. -1
            27 декабря 2014 16:35
            Цитата: 31rus
            Я указал,что магистральные только с твердым покрытием

            А на просёлках трактором тащить?
            Цитата: 31rus
            про полуприцепы мы вели дискуссию

            Разве про полуприцепы? Не дело себя цитировать,просто приведу
            Цитата: Денис
            На фото установка на низкорамном полуприцепе,кто теперь буксировать будет?
            Серийными тяжёлыми тягачами были КрАЗы,сейчас на конвейере(подчёркиваю для точности) замены им нет.Разработок масса,но это не серийное производство
            Тем более в ПВО не надо и 10-й части всех потребных войскам тягачей
    4. 0
      27 декабря 2014 11:41
      установка предоставленная предназначена для охраны стационарных объектов и выполняет функцию железного купола
  3. 0
    27 декабря 2014 07:28
    Комментариев нет - ТОР лучший!!! yes
  4. +1
    27 декабря 2014 07:31
    Тор-сила,мощь России.
  5. ТЕХНАРЬ
    -1
    27 декабря 2014 08:01
    На фото к статье-стационарный вариант?Сомневаюсь в правильности данной методики.
    1. 0
      27 декабря 2014 09:01
      Цитата: ТЕХНАРЬ
      На фото к статье-стационарный вариант?Сомневаюсь в правильности данной методики.

      Разве где-то речь была о стационарных? Возимый,просто просчитали,что полуприцеп технологичней и выгодней самоходной установки
      Об этом у Е.Кочнева Автомобили советской Армии
      Хотя есть и про стационарные на специальных рамах
      Разработчикам удалось создать компактный, полностью автономный боевой модуль, который может размещаться по желанию заказчика на самых различных платформах, включая автомобильные шасси, полуприцепы, прицепы, железнодорожные платформы и палубы малотоннажных кораблей. Он также может устанавливаться на специальных рамах и действовать в стационарном режиме
  6. +2
    27 декабря 2014 08:25
    я только по контракту с индусами не понял-они ТОР покупают или же как всегда-Чапай думать будет? am
  7. 0
    27 декабря 2014 08:47
    Лучшим подтверждением лидирующих позиций ЗРК семейства «Тор» на мировом рынке вооружений являются результаты стрельбовых испытаний, проводимых как на российских полигонах, так и на территориях зарубежных стран.

    Нет. Лучшим подтверждением всегда является опыт боевого применения, а не полигонные стрельбы.
    1. +3
      27 декабря 2014 11:43
      А не кажется ли Вам профессор, что лучше выиграть войну не начиная ее когда противник знает, что ему не чего не светит
    2. +1
      28 декабря 2014 00:45
      С точностью до наоборот.Только на полигоне можно обеспечить равные условия для нескольких ЗРК(или ПТРК или вообще техники одинакового разначения)При боевых действиях всегда существует огромное количество факторов,влияющих на эффективность.Не говоря о том,что для оценки эффективности надо иметь точную информацию,а с этим всегда проблемы
      Но,вообще-то говоря,об успехе можно будет говорить,когда подпишут контракт.Тогда можно и шампанского тяпнуть
      1. -1
        28 декабря 2014 07:40
        Вот именно. В стерильных условиях на полигоне всё шло гладко, а потом появилась фраза: "В результате боевого применения выяснилось..." и как правило после такой фразы идет перечисление далеко не достоинств техники.
        1. 0
          28 декабря 2014 13:13
          Ну ЖК можно сказать применяют в упрощенных полигонных испытаний, ни одной серьезной цели он так и не сбил. Сбивает копеечный хлам дорогущими ракетами и с таким важным видом заявляет, что это типа круто
  8. +3
    27 декабря 2014 09:10
    Хорошо что прошли успешно полигонные стрельбы.А воевать зачем когда у вас такая техника.
  9. Комментарий был удален.
  10. +9
    27 декабря 2014 09:14
    Да, по перехвату низколетящих, малоразмерных и скоростных целей ЗРК Тор впереди планеты всей.
    Тут вообще в качестве мишеней используются зенитные ракеты комплекса предыдущего поколения Оса (причем это еще Тор М1, а не М2):

  11. 0
    27 декабря 2014 11:09
    что то такое уже было. месяца 3 назад ...
  12. -1
    27 декабря 2014 11:52
    Смотрю здесь большинство смотрит на ТОР только с наружи, а я вот обратил на его внутренности, а точней на его электронную начинку и сижу сей час в тихом шоке!!! Все технологии на уровне 80х-90х годов. Нет даже намека на использование SMD компонентов и других современных плюшек в области электроники. Еще бросилось в глаза возраст технического персонала 35+, молодежи вообще нет......
    1. +1
      27 декабря 2014 12:20
      http://pilot.strizhi.info/photos/v/TOR-M2E/?g2_page=4
      1. 0
        27 декабря 2014 12:50
        Интересно , что в ролике в место ЖК дисплея стоит ЭЛТ монитор.......
        И данная ссылка не опровергает факта наличия в большинстве случаев морально устаревших технологий, а так же отсутствие молодежи на производстве, что может поставить крест на этом проекте....
        1. +2
          27 декабря 2014 13:28
          В ролике Тор М1, в статье речь идет о Тор М2
        2. +1
          27 декабря 2014 13:32
          В ролике старый комплекс. Ларчик просто открывался.
          1. -1
            27 декабря 2014 14:04
            надеюсь выше перечисленные недостатки в производстве ТорМ2 исключены, но что-то подсказывает , что нет....
        3. +1
          27 декабря 2014 20:10
          Смотреть надо глубже. Например при электромагнитном воздействии на комплекс, что вылетит раньше? В боевой машине самое главное, что проще то надежнее, что надежнее то лучше. + эффективность!!!
          1. -1
            28 декабря 2014 10:22
            Как я ждал этого умозаключения!!!!!! Ну ребята вот что я скажу чем больше площадь токоведущих частей тем больше эффект от электромагнитного воздействия и чем меньше растояние между токоведущими частями, тем больше шансов пробоя изоляционного слоя. Самые электромагнитно устойчивые компоненты электронники это радиолампы, но на ролике мы не видим их подавляющего количества в модулях, а видим транзисторы и транзисторные сборки, значит дело не в электромагнитных явлениях...
            в общем, как инженер электронщик могу сделать вывод , что идеи может и передовые , но вот реализованы они на технологиях 80-90х годов, а это не радует....
            1. 0
              28 декабря 2014 18:46
              я - самоучка в электронике и контроллерах. Вчера поискал "наши" микроконтроллеры. Нашел две конторы, выпускащие "клонированные" pic начала 90х, и avr конца 90х... но "содраны" не полностью, из-за чего есть проблемы с фирменные отладочными средствами и программаторами. Китайский в "пластике" стоит 180р, наш "пятой приёмки" - от 2500, некоторые глюки в "подарок" :(
          2. 0
            28 декабря 2014 18:43
            нет. Давно есть и технологии, и детали, которые не боятся определенных доз радиации. А по поводу отказа при взрыве палка о двух концах: чем меньше деталька, тем труднее в неё попасть, чем жирнее кабель, тем легче его перебить. Тут оптимум надо.
        4. +1
          28 декабря 2014 18:42
          Цитата: IZUM
          отсутствие молодежи на производстве, что может поставить крест на этом проекте

          кроме высокой зарплаты надо:
          садики, школы, институты, дома, дороги, больницы.... а уж потом пойдёт молодёжь!
          пока только "ура-прорвёмся" :(
    2. +1
      28 декабря 2014 18:39
      Цитата: IZUM
      сижу сей час в тихом шоке!!! Все технологии на уровне 80х-90х годов. Нет даже намека на использование SMD компонентов и других современных плюшек в области электроники.

      аналогично. Я 4 раза "перематывал" видео, думал, я ошибаюсь: огромные конденсаторы, ДВУХваттные резисторы и до 40% свободного места на платах и в стояках!
      из минимазации заметил только плату смикросхемами в корпусе типа soic
      НО вычислитель там точно будет "крутой", просто разработка с нуля явно не делалась, а скрестили попугая с гусем: старые наработки прикрутили воедино с новым вычислителем.
      Да, обидно!
    3. 0
      16 апреля 2015 09:47
      Вы правильно заметили. Тор-м1 именно разработка 80-90х годов. Соответственно вся элементная база 80-90х годов. Замена элементной базы - это ж не просто поменяли платку с транзисторами на платку с микросхемами. А изменить конструкторскую документацию, а проверить данное решение на практике. Есть понятие технологического процесса производства. Даже замена одной платы повлечет за собой существенные изменения в этом процессе. Хотите увидеть SMD компоненты? Так есть Тор-М2.
  13. 0
    27 декабря 2014 14:40
    Отличная новость !!! То что делается,делается к лучшему. А равнодушие и бездействие только губит нашу страну.Так что я за действие,и что бы оно всегда приносило только отличные результаты.
  14. 0
    27 декабря 2014 14:55
    Крепление на ГОСТированных контейнерных фиттингах надо бы
    1. -2
      27 декабря 2014 15:10
      Там много чего " На до бы ...",но это следствие ,а причина надеюсь не в конфликте "Старой школы" с внедрением новых технологий....
      1. +1
        28 декабря 2014 18:47
        верно подметили, знакомые знакомых так и сказали: а нам старики ничего не рассказывают! а то они будут лишники в стояках на ЛА7 ... :(
        1. +1
          12 января 2015 11:46
          Очень печальная ситуация, когда рвется преемственность поколений в коллективе. Я когда пришел в институт, ужаснулся от возраста педагогов, некоторые из них еще на Байконуре в 70-х работали, хотя они сами в шутку себя называли динозаврами. Сейчас молодежь хочет быть менеджером по продаже "демократии" а не оканчивать технические ВУЗы. Да и скоро преподавать будет некому, останутся одни теоретики, а практики с огромным империческим опытом к сожалению в огромном дефиците и их ни кто не отпускает с производства, только если в иной мир. Надо вести просветительскую деятельность, еще с школьной поры, воссоздавать обучающий пласт изданий на подобии "Юный техник".
  15. +2
    27 декабря 2014 15:39
    Ну если мечтать ,то следующий шаг полностью автономные системы с общим мобильным центром управления,думаю тор как не кто иной может перейти на такой вариант
  16. +1
    27 декабря 2014 20:04
    Тор 1м был на гусненичном шасси и должен был использоваться в порядках бронетанковых войск как и тунгуска. В статье прямо говорится, что Тор 2 может быть смонтирован на любое шасси, судя по фотографиям и на аэромобильное. Причем производитель напрямую говорит о модульной конструкции ПВО. Таким образом надо понимать, что в комплекс заложена возможность в зависимости от задач изменять количество модулей с зенитными ракетами. Ну и последнее если первые Торы имели возможность получать цели указания от РЛС Купол, то почему мы опровергаем возможность получения новым косплексом информации от машин одной батареи или комплекса Зоопарк?
  17. 0
    28 декабря 2014 16:36
    Скажите, а одновременно обстреливать 4 цели он может только в одном секторе или все же 360 градусов по азимуту?
  18. -1
    28 декабря 2014 19:02
    Цитата: IZUM
    Как я ждал этого умозаключения!!!!!! Ну ребята вот что я скажу чем больше площадь токоведущих частей тем больше эффект от электромагнитного воздействия и чем меньше растояние между токоведущими частями, тем больше шансов пробоя изоляционного слоя. Самые электромагнитно устойчивые компоненты электронники это радиолампы, но на ролике мы не видим их подавляющего количества в модулях, а видим транзисторы и транзисторные сборки, значит дело не в электромагнитных явлениях...
    в общем, как инженер электронщик могу сделать вывод , что идеи может и передовые , но вот реализованы они на технологиях 80-90х годов, а это не радует....
    для иди.. не очень умных людей.
    именно "морально устаревшие" лампы, и относящие к ним ЭЛТ, гораздо проще выдерживают последствия "ядрёных" взрывов, а именно ЭМИ.
    чем короче техпроцесс(ну всякие там нанометры - 18nm, 22nm, 28nm, 90nm) тем менее стойкое это железо к ЭМИ. умный жел поймёт. - вряд ли.
    1. 0
      29 декабря 2014 06:49
      Ну так давайте все на лампах делать....
  19. 0
    28 декабря 2014 20:01
    Цитата: erseer
    не очень умных людей....
    чем короче техпроцесс(ну всякие там нанометры - 18nm, 22nm, 28nm, 90nm) тем менее стойкое это железо к ЭМИ. умный жел поймёт. - вряд ли.

    вы неправы. зайтите на сайты и форумы военных производителей микросхем и почитайте. Как раз вчера было про отказоустойчивость микроконтроллеров
    1. +1
      29 декабря 2014 07:01
      В последнее время в нашей стране стали выпускать относительно современные процессоры, даже сам заказал одноплатник для эксперементов.И с ЭМИ можно хорошо бороться простым экранированием чувствительных блоков и внедрением схем защит, так что утверждение того, что там ставят "старье" потому что оно надежное - это от нехватки знаний в этой сфере. Вы как человек не последний в области электроники , наверное заметили явный "застой" в электронной начинки комплекса.
      Топор на много надежней автомата Калашникова, но вот в армии топоров не вижу.....
  20. +1
    29 декабря 2014 12:41
    Цитата: IZUM
    наверное заметили явный "застой" в электронной начинки комплекса.

    да. Лечение я уже писал выше. Но это дело КАК МИНИМУМ 12-15 лет ИЛИ ну очень больших денег!
    крутой спец, не, даже не так: крутые спецы, владеющие скоростными интерфейсами, математикой обработки сигналов, досконально понимающие современные ядра процессоров, не пойдут работать за Х денег, когда они и так зарабатывают 2Х. Да и сами эти спецы бесполезны без производства: какой мне смысл разрабатывать СВЧ-железку, если на всю страну пару заводов могут вытравить такую плату, да и спеца по разводке плат для СВЧ еще надо поискать по сусекам...
    Видя, как "девочки" на видео 40-ваттным паяльником лудят концы жгутов, а рядом стойка с МЛТ-2 - как-то напрягло (((
  21. 0
    12 января 2015 11:50
    Цитата: Анатоль
    Да и скоро преподавать будет некому, останутся одни теоретики, а практики с огромным империческим опытом к сожалению в огромном дефиците и их ни кто не отпускает с производства,

    инженер-электронщик -7300, монтажник спутниковых антенн (частная контора) - 15000-26000 (цены 8-летней давности)
    есть желание творить, да нет возможности прожить...
    тем паче, инженер скрещивал современные компьютеры и древние "тестеры-динозавры" конца 70х начала 80х
    Веселуха, ! :(
  22. +1
    22 января 2015 17:12
    И все таки наше оружие самое красивое, ну ладно)) и самое лучшее)))
  23. +1
    24 января 2015 15:48
    тор просто хорош
  24. 0
    21 марта 2015 13:58
    Интересно сколько стоит такая машинка? Хочу себе такую чтобы дачу мою охранять, а то недалеко горячие натовские финские парни, а меня курочки и кролики в хозяйстве очкют)))