Николай Малишевский. Белорусы глазами «настоящих европейцев»: «положение их гораздо хуже негров»

26
Николай Малишевский. Белорусы глазами «настоящих европейцев»: «положение их гораздо хуже негров»


Сегодня в Белоруссии целый ряд проектов, в том числе поддерживаемых из России, занимается популяризацией историй о том, как хорошо жилось белорусам «за польским часом». Поскольку байки эти, как правило, подаются вкупе с историями о том, какими великими и сильномогучими были предки белорусов под управлением польских панов, сие очень льстит современному читателю/зрителю и способствует некритическому восприятию подобной информации. В то же время существует масса свидетельств современников того, как всё было на самом деле. Кому верить — современным сказочникам или очевидцам и участникам событий (часть свидетельств, приводимых в данном материале, по своему уникальны, и озвучиваются впервые) — пусть читатель решает сам.

«В Польше искони веков толковали о вольности и равенстве, которыми на деле не пользовался никто, только богатые паны были совершенно независимы от всех властей, но это была не вольность, а своеволие… Мелкая шляхта, буйная и непросвещенная, находилась всегда в полной зависимости у каждого, кто кормил и поил ее, и даже поступала в самые низкие должности у панов и богатой шляхты и терпеливо переносила побои — с тем условием, чтобы быть битыми не на голой земле, а на ковре, презирая, однако же, из глупой гордости занятие торговлей и ремеслами, как неприличное шляхетскому званию. Поселяне были вообще угнетены, а в Литве и Белоруссии положение их было гораздо хуже негров…». Автор цитаты: Тадеуш-Ян (Фаддей) Булгарин (1789-1859). Тадеушем Булгарина назвал отец — поляк, ярый республиканец, сражавшийся в мятежных войсках Костюшко в честь своего командира. Сын прошел наполеоновские войны: принимал участие в подавлении испанских восстаний, с конницей С. Понятовского шел на Москву, потом присягнул русскому императору, поселился в Петербурге, где занялся журналистикой и литературой.

1807 год. «Гродно. Я одна! совершенно одна! живу в заездной корчме… Какая голодная сторона эта Литва! Жители так бедны, бледны, тощи и запуганы, что без сожаления нельзя смотреть на них. Глинистая земля, усеянная камнями, худо награждает тягостные усилия удобрять и обрабатывать ее; хлеб их так черен, как уголь, и, сверх этого, смешан с чем-то колючим (дресва); невозможно есть его, по крайней мере, я не могу съесть ни одного куска. Более трех недель стоим мы здесь…». Из записок Кавалерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой (1836).

1812 год. «Их теперешний характер, о котором, быть может, мне будет позволено еще поговорить, происходит от некоторых местных условий. От наибогатейшего князя до самого темного раба — всё порабощено Литве и Белоруссии; правительство столь же деспотично, как азиатское, оно приводит в трепет всех ему подвластных, и те магнаты, которые считают свое состояние в 8 или 10 тысяч крестьян, соперничают друг перед другом в низости и самоунижении, чтобы не набросить на себя тень при дворе, одновременно их опасающемся и угнетающем; вокруг толпятся дворяне меньшей знати (которых поляки называют околичной шляхтой), жадные паразиты и корыстные льстецы, живущие на их счет, сопровождающие их в костел, на прогулке, служащие им партнерами в играх и весь день с ними курящие и одинаково мыслящие.

… нет нужды мне описывать их (крестьян — ИА REGNUM) положение. Достаточно, кажется, сказать, что все, что ставили в упрек колонистам под небом Америки, может быть применено и к польским помещикам: прикрепление к земле: обязанность посвятить господам часть времени; необходимость заручиться согласием господ для вступления в брак; запрещение жениться на женщине из другого поместья; так как ребенок являлся бы утраченным для владельца этого поместья, а на детей смотрят, как на прирост от скота; наказания налагаемые по его приказанию, без права жалобы и без пощады; новое поприще, налагаемое на людей, поседевших в своем ремесле; которых уводят от семьи и избы, чтобы сделать из них солдат или матросов: все это встречается в ледяном климате Белоруссии.

Эта иерархия рабов, это принижение гражданственности (ordre social) — грустное зрелище; что всего грустней, это — приниженность (degradation) человека; отсутствие бодрости духа (courage moral) и энергии у дворян, чести и честности у евреев, торговцев и у мещан, просвещенности (intelligence) и естественных привязанностей (affections naturelles) у крестьян.

Перейдем теперь к последнему классу населения. Жалкая и тяжкая жизнь крестьян внушает больше жалости, чем любопытства, и больше отвращения, чем жалости. Не один раз мне пришлось проводить день или ночь в их хатах, следить за их обычаями и стараться говорить с ними на их языке, поэтому я попытаюсь о них сказать по собственным наблюдениям, а не с чужих слов.

Потребности у этих людей крайне ограничены. Дом зажиточного крестьянина больше вглубь, чем в длину, и состоит из трех комнат. В первой, обыкновенно направо от входа, сохраняются те запасы провизии на зиму, которые не зарываются в землю; во второй, служащей сенями и темной, помещаются домашния животныя либо выращиваемый приплод от них; под сенями имеется погреб или, вернее, яма, вырытая в земле и покрытая досками, в которой прячут овощи на зиму и боченки с крепкими напитками. В третьей комнате, наконец, налево от входа обычное жилье семьи и в ней находятся стол, скамья вдоль стен вокруг комнаты, два топорных шкапчика, подвешенных в углах и в которых находятся переносные медные божницы, служащие фетишами этому роду дикарей, пук сосновых лучин, служащих для освещения, несколько глиняных горшков и наконец огромная печь во всю высоту комнаты, служащая одновременно и для печения хлеба, варки пищи, и одром для спанья; весь дым из нея распространяется густым туманом по комнате и выходит в три или четыре отверстия, в квадратный фут величиною, нарочно проделанные под потолком в станах комнаты. Вот и вся обстановка часто многочисленной семьи. Хата выстроена их толстых, неотесанных бревен, наложенных одно над другим; между ними вмазывается глина со мхом, плохо мешающая проникнуть наружному холоду.

Человек, живущий в хате, низок ростом, некрасив, но крепкого сложения; летом он ходит в рубашке, в портках и сверху носит род грубого холщевого кафтана, подпоясанного веревкой; зимою он вместо холста носит одежду из белой шерстяной материи (serge blanchatre), изготовляемой в Лифляндии и Украине, а сверх нее грубо выделанную овчину; жена его одета почти также и отличается от него только большей слабостью и быть может даже более некрасивым, отталкивающим типом; у обоих голова покрыта шапкой, соответствующей остальной одежде; оба они, за исключением больших праздников, когда женщины иногда надевают сапоги, обуты в лаптях, сплетенных из древесной коры, в роде тех корзин, которые у нас употребляются для перевозки некоторых товаров, и у обоих ноги окутаны широкими полосами холста и туго обвязаны веревками, так что от колен до ступни нога представляется одной толщины и, следовательно, уродлива; в таком виде они работают на поле, в том же виде живут дома и спят вместе на печи. Редко они расстаются со своей одеждой, пока она совсем не износится в лохмотья, и крайняя нечистоплотность служит одной из причин столь частой у них заразной болезни». Автор: Маркиз Амедей-Давид де Пасторе (1791-1857), французский гражданский интендант Белоруссии, губернатор Витебщины (1812), член французской Академии Искусств. Цит. по: Записки маркиза Пасторэ. Витебск, 1912. с. 4-7.

1842 год. «J.H.Bernardir de St. Pierre говорит: „Нет нигде тщеславнейшей аристократии как в Польше, но зато нет нигде бедней и обывателей. Бедность сельского населения превосходит всякие описания. Целый год работает здесь крестьянство на своих варварских владетелей, имеющих над ним право жизни и смерти. Участь мелкой шляхты не много счастливее. Что бы ее переубедить и привлечь на свою сторону, нужно залить ее водкою. Так пропивают здесь бесстыдно свободу и свое мнение“….

Весь внешний вид Польши дышит средневековым фанатизмом. Магнаты, в самом тесном смысле слова, независимы. Они обезьянничают — копируют монархов, окружают себя азиатским великолепием, ставят трон и, сидя на нем, дают аудиенцию, нередко даже беднейшим родным. В самой настоятельной нужде к ним не доберешься, но должен будешь ожидать часа два, пока вся дворня не доложат о тебе, и пан или пани, если только не мешает великий тон, допустит тебя к себе. Они имеют свои надворные войска, и если им угодно, или они благоволят пошутить, прикажут всыпать тебе двести нагаек, и ты должен быть доволен, потому что в отношении к ним молчит польская Фемида…

…Правосудия не найдешь даже с фонарем Диогена. Большой пан похищает дочку меньшего, венчается с нею, с разрешения местного бискупа, и это, по приговору юриспруденции, — дело естественное. Сделай это какой-нибудь бедняга, — могущественные родственники похищенной девицы позовут его к суду и несчастный осуждается на смерть. Возный, призывающий к суду тяжущихся, прячется в коноплях или кустарниках, иначе его засекли бы кнутами.

Возраставшее с каждым днем грубое невежество, помрачало все головы. Магнатам нашим уже не удивлялись бы послы Генриха Валуа, потому что они были такими же неучами, как некогда европейские рыцари. Сеймовые послы не понимают даже ничтожной варшавской газеты. Выбицкий, один из способнейших людей своего времени, по собственному признанию, уже будучи сеймовым послом, начал учиться географии, хотя когда-то и был в иезуитской школе и училище законоведения! Вся Польша дышит фанатизмом, а между тем не дает ни одного замечательного богослова». Автор: Брони́слав Фердинанд Тренто́вский (польск. Bronisław Ferdynand Trentowski; 1808-1869) — крупный польский философ и педагог XIX века. Cторонник и пропагандист польского мессианизма. Цит. по: Chowanna, czyli system pedagogiki narodowej jako umiejetnosci wychowania, nauki i oswiaty, slowem wyksztalcenia naszej mlodziezy. Poznan 1842. t.II poszyt II, s. 749-752, 806-833.

«Одно из самых возмутительных злоупотреблений замечается в белорусских провинциях, где крестьяне так несчастны, что вызывали сострадание даже русских крепостных. В этих провинциях помещики отдавали своих крестьян сотнями и тысячами подрядчикам, которые исполняли землекопные работы во всех концах империи. Эти бедные люди употребляются главным образом на постройку больших дорог и каналов. Помещик берет на себя обязательство поставить такое-то количество людей по условленной плате, а подрядчик обязуется кормить их во время работы. Правительственные инженеры, наблюдающие за работами, не требуют по подрядчика в пользу этих несчастных ничего сверх того, что требуется для поддержания жизни. Что же касается до денег, которые получает за них помещик, то правительство не вмешивается в это. Эти несчастные провели дороги в окрестностях Царского Села». Из записок А.М. (Н.И.) Тургенева. Цит. по: Iгнатоускi У. Картокi нарыс гiсторыi Беларусi. — Мн.: 1926.

«Живя не в Польше, мы чувствуем себя как бы в Польше и даже лучше, чем в настоящей Польше». Из адреса поднесенного в середине XIX века польской аристократией правительству Российской империи. Цит. по: Iгнатоускi У. Картокi нарыс гiсторыi Беларусi. — Мн.: 1926.

1864 год. Стыдно робеть, закрываться перчаткою, / Ты уж не маленький!.. Волосом рус, / Видишь, стоит, изможден лихорадкою, /Высокорослый больной белорус: Губы бескровные, веки упавшие, / Язвы на тощих руках, / Вечно в воде по колено стоявшие / Ноги опухли; колтун в волосах; Ямою грудь, что на заступ старательно / Изо дня в день налегала весь век… / Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно: / Трудно свой хлеб добывал человек! Цит. по: Николай Некрасов «Железная дорога» // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 2. Л.: «Наука», 1981.

1939 год (о населении Западной Белоруссии, входившей в состав Второй Речи Посполитой). Цит. по: докладная записка Белосткского воеводы Генриха Осташевского «Проблемы укрепления польского владеющего положения в Белостокском воеводстве» в Министерство внутренних дел Польши от 23 июня 1939 года (ГАОО ГО, ф.6195, оп.1, д.28, л. 4, 16): «Рано или поздно, белорусское население подлежит полонизации. Они представляют из себя пассивную массу, без широкого народного сознания, без собственных государственных традиций. Желая этот процесс ускорить, мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру… В сельских волостях, где живет белорусское население — должна быть, безусловно, поднята до высшего уровня материальная культура поляков. Это одно из принципиальных условий польской экспансии…

Выражаясь кратко, наше отношение к белорусам может быть сформулировано так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски — ничего взамен не давать и ничего не делать в ином направлении». В случае если возникнет необходимость «этому населению что-нибудь дать и чем либо его заинтересовать», — это может быть сделано лишь с целью «чтобы оно мыслило по-польски и училось по-польски в духе польской государственности…

Необходимо принять решение, чтобы всякий запас земли или частная парцелляция польских имений происходила при условии передачи земель в руки поляков и, если возможно белорусским элементам, то только проявляющим тенденции ополячивания. Пролетаризирующийся белорусский элемент, идущий из деревни в город подлежит там вообще более быстрой ассимиляции чем в деревне… Речь идет о том, чтобы не уменьшать земельных владений поляков, ибо с точки зрения политики страны — стоят выше те, в чьих руках земля…».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    13 января 2015 21:49
    уже тогда в изнеженной европе ко многим славянским народам было плохо скрываемое презрительное отношение.поляки,считавшие себя истенными европейцами,но не являющиеся таковыми,вечно желали править землями соседей и навязывать им свои правила следуя которым белорусы или русские как и жители окраины российской ошибочно назвонной укроиною ставились на один уровень с имуществом либо даже домашними животными.прошли века,но,поляки так и не смогли изжить в себе свою спесь,жадность и лицемерство-история их увы,ничему не научила.
  2. добрый фей
    +11
    13 января 2015 21:53
    "Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники".
    Имел дело с полякями. Отличительные черты: гонор, спесь и необязательность. Поведение господское ( паны, однако ), торгуются как азиаты. Но, если поляк бедноват, то готов ползать на пузе и лизать сапоги.
    Трое моих друзей детства былы женаты на польках, проживали в Польше, имеют такое же мнение. Хотя слыхал, что есть у них нормальные ребята. Может кто-нибудь имеет положительный опыт? Поделитесь, пожалуйста.
    1. +11
      13 января 2015 22:46
      Положительный опыт абсолютно однозначно имеют воины 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов......
    2. +7
      13 января 2015 23:14
      вот чего нема, того нема))) Вы правы, уважаемый - поляки истинно таковы. Когда видят выгоду - идут по головам, а вот когда припечёт - лижут до посинения... и не только сапоги...
    3. 0
      14 января 2015 11:16
      Работаю с поляками больше десяти лет (2003-НВ). Вынужден согласиться, поднимаясь по карьерной лестнице, явно было видно изменение их отношения к тебе. По началу так и было, но сегодня никто не посмеет быть со мной гоношистым или не выполнить распоряжение. Бывает могут начать рассуждать, а надо ли это делать. Порой одного взгляда хватает "настроить на позитив". Контрактники...
      Но это везде так. Дома меня, "молодого специалиста", просто игнорировали, и простые роботяги и начальство. А если попадется чей-то сынок тебе вообще "крышка". Почему и работаю на чужбине...
      Поляки чаще с Гдыни. Сварщики и электрики, электромонтажники - специалисты хорошие. Типажи разные встречаются...
  3. jjj
    +2
    13 января 2015 22:04
    Как-то на белорусско-польской границе залюбовался паночкой таможенницей. Сочная, аппетитная. Аж слюнки потекли. Что ни говори, а мир спасет красота
    1. +6
      13 января 2015 23:03
      Пока мир будет спасать красота, ур.оды его погубят laughing
  4. +6
    13 января 2015 22:07
    В ходе раздела "Речи Посполитой" Российская Империя получила интересный бонус - виде польской шляхты. На тот момент, впрочем как и 200 лет до этого на территории Польши на 4 крестьянина или мещанина, был один дворянин, который в собственности имел только кафтан, да саблю. Российская Империя - "крякнула", так как польская шляхта, работать и служить принципиально не хотела, а только требовала "землицы, от можа до можа", да крестьян "побольше". Екатерина II, Павел и Александр последовательно и целенаправленно пытались включить "сеё буйное панство" в государственную систему интеграции, но получили только плеяду революций. Причем в ходе которых "любезные магнаты и панове" не однократно предлагали царским наместникам "решить все полюбовно", по старой формуле "землицы, от можа до можа", да крестьян "побольше"! Последние волнения шляхты и магнатов в литве и польше, были связаны с отменой крепостничества в 1862- 1866 гг. Вот Вам и свобода, равенство и братство.
    1. +4
      13 января 2015 23:49
      В ходе раздела "Речи Посполитой" Российская Империя получила интересный бонус - виде польской шляхты.
      Так там шляхетство получал любой владелец хромой кобылы и пары шелудивых коз. Шляхтичей развелось ... куда ни плюнь в пана попадешь. Голозадые панове :(, а спеси ... любой русский дворянин обзавидуется.
  5. добрый фей
    +1
    13 января 2015 22:13
    Цитата: jjj
    Как-то на белорусско-польской границе залюбовался паночкой таможенницей. Сочная, аппетитная. Аж слюнки потекли. Что ни говори, а мир спасет красота

    Да, бабы у них красивые есть, подтверждаю. Как ни крути, славянки всё-таки. А ещё есть много евреек польских, тоже красивые, никуда не денешься.
  6. +2
    13 января 2015 22:25
    Цитата: добрый фей
    Хотя слыхал, что есть у них нормальные ребята. Может кто-нибудь имеет положительный опыт? Поделитесь, пожалуйста.

    Да нет, вроде не попадались. Все высокомерные, считающие что их мнение самое правильное. По отношению к окружающим ведут себя как высшая каста.
    1. andrey_lev
      +8
      13 января 2015 22:39
      Высшая каста евросантехников )))
  7. +9
    13 января 2015 22:44
    К чему здесь эта стена текста? То что поляки нас угнетали и изжевали все белорусское я и из учебника истории знаю. С них еще за Белосток спросить надо!
  8. +7
    13 января 2015 23:06
    Разделить их к .... матери! Устроить четвёртый раздел Речи посполитой lol А то и вправду слишком много гонору стало! А подойдёшь поближе - г...но с го..на
  9. +10
    13 января 2015 23:25
    Кто там "настоящий европеец"? И вообще, почему это считается привилегией? Как по мне, сегодня это мерзость, низость и невежество, эти ваши "европеды".
    1. 0
      14 января 2015 00:16
      Цитата: AlexDARK
      Кто там "настоящий европеец"? И вообще, почему это считается привилегией? Как по мне, сегодня это мерзость, низость и невежество, эти ваши "европеды".

      Совершенно с вами согласен! Они это втюхивают всему миру,уже много веков.Очень много долбаков наэто покупаются.Именно из этого самоуничижения-холопства и происходят все эти 5-е колонны и" у-це европа!"
  10. 0
    13 января 2015 23:45
    Статья явно тенденциозная и не отражает реалий крестьянской жизни в ВКЛ (Беларуси) и Речи Посполитой в целом. Нельзя сказать, что жизнь крестьян была медом, но учитывая магдебургскую систему управления на большей части ВКЛ, которая подразумевала выборность власти и судов, крестьяне, если и угнетались (а где они не угнетались, в России?), то делалось это с явной оглядкой на законы. Короче, если крестьянин не ленился, то жил более менее сносно. Например, средний крестьянский двор владел примерно 10 га земли. Ситуация резко ухудшилась после присоединения земель ВКЛ к России. После ряда восстаний шляхты (1795, 1832, 1862 гг.), большинство земель Беларуси, принадлежащие местной шляхте, были реквизированы и розданы российскому дворянству. Сами дворяне в Беларуси не жили, поэтому сдавали свои земли в аренду или назначали управляющих. Вот эти арендаторы и управляющие (в основном евреи) и выкачивали из местных крестьян все соки - это был ад, хорошо проиллюстрированный в статье. В течение первой половины 19 в. сельское хозяйство в Беларуси было уничтожено.
  11. 0
    14 января 2015 00:25
    Опять пшеки рот разевают на БЕЛАРУСЬ??!
  12. +5
    14 января 2015 00:33
    Статья про то что поляки цепные звери Европы, оторванные от своих славянских корней, Иваны родства не помнящие. Вот что написано про поляков того же хотят видеть от украинцев.
  13. +3
    14 января 2015 01:17
    Сам белорус и живу в Белоруссии с незапамятных, по причине склероза, времен. Естественно, те области, которые граничат с сопредельными странами достаточно сильно подвержены влиянию культур этих стран, что естественно. Но с другой стороны никогда не замечал, чтобы смешение этих культур приводило к образованию неких гремучих смесей, хотя националистов всех мастей в Белоруссии всегда хватало и хватает сейчас. Не на пустом же месте появилось произведение "Каратели" Алеся Адамовича. Ведь зверства, которые творили на белорусской земле "свои" местные и пришлые из Украины, Литвы Польши и т п часто приводили в смятение даже профессионалов из зондеркоманд СС. В целом Белоруссии пока удавалось построить своих и чужих националистов и дай Бог будет удаваться и в будущем. Главное на нее не давить и не создавать у ее руководителей соблазна воспользоваться услугами националистов для защиты "незалежности" Белоруссии, как это случилось на Украине. А то, что такие паны как Лукашенко могут пойти на это особых сомнений нет. Ведь не секрет, что в каждой бывшей республике СССР уже давно созданы отряды штурмовиков которых в тяжелую для руководства минуту можно было бы выпустить на улицы громить нелоялных руководству граждан, после чего ввести ЧП и поставить к стенке и штурмовиков и этих граждан. Такие варианты были проверены еще во времена Горбачева и никто от них отказываться не собирается. Проблема в том, что эти варианты не всегда идут по плану и иногда, как например на Украине приводят к результатам прямо противоположным запланированным. Очевидно, что Запад пытается использовать эти варианты в своих интересах и было бы странно если бы не использовал. Причем затрачивая на достижение нужного Западу результата намного меньшие деньги,чем тратила,скажем Россия, пытаясь удержать Украину в списке своих друзей. Остается "порадоваться" тому, что чиновники Запада работают за свои зарплаты более тонко и эффективно, чем чиновники российские. Конечно, можно потом публично возмущаться коварством проклятого Запада, но ...."поздно Вася пить Боржоми , если почки отказали"... Так что пора бы некоторым сильно госслужащим подойти к зеркалу да поспрошать себя " ты на кого работаешь, Вася и за что народ тебе денежку платит?"
    1. +4
      14 января 2015 03:00
      Беларусь,а не Белоруссия- таково официальное название государства в котором Вы живете.В остальном во многом согласен за редким исключением.
  14. 0
    14 января 2015 05:06
    Если официально то Республика Беларусь. Но я человек не официальный, родился , вырос и большую часть жизни прожил в Белоруссии так что позвольте уж называть ее так как привык.
  15. grinsasa
    +2
    14 января 2015 05:06
    Странная статья - вроде должна показать, как плохо жилось белорусам при поляках, но если посмотреть года приведенных цитат (1807, 1812, 1842, 1864, 1939), то только в цитате от 1939 года говориться о полонизации белорусов - остальные года, это года когда территория Беларуси была уже под властью царской России - это что стеб автора такой? Особенно умиляет цитата из стихотворения Некрасова о "высокорослом больном белорусе", который строит Николаевскую ж\д - как он там очутился среди других российских крепостных? Наверное поляки послали :-) Автору КОНКРЕТНЫЙ минус.
    1. 0
      14 января 2015 10:42
      (Особенно умиляет цитата из стихотворения Некрасова о "высокорослом больном белорусе")
      В этих провинциях помещики отдавали своих крестьян сотнями и тысячами подрядчикам, которые исполняли землекопные работы во всех концах империи.
    2. ШтырлиТЦ
      0
      14 января 2015 12:19
      Я тоже обратил на это внимание.Но хочу отметить,что каждая из стран,будь то Польша или Россия,проводила на нашей территории свою политику -полонизации либо русификации.И жили крестьяне ужасно при поляках и при русских.Как никак крестьяне..
      «Живя не в Польше, мы чувствуем себя как бы в Польше и даже лучше, чем в настоящей Польше»А по-тому вышлите кусман сала. Из адреса поднесенного в середине XIX века польской аристократией правительству Российской империи.
      МессЫдж от верной и бескорыстно любящей польской аристократии Рассейскому правительству.
  16. +2
    14 января 2015 05:14
    меня вообще уже нпрягает возрастающее количество подобных статей автора которых усиленно ищут "блох" в Беларуси и ее отношениях с остальным миром. Не нужно нас учить, малоуважаемые "писатели". Сами разберемся во всем, в том числе и с отношениями как внешними, так и внутренними. И своих неучей сами научим и проучим если понадобится.
  17. -2
    14 января 2015 05:17
    Новое нововведение от Лукашенки : теперь безработные будут платить налог 20 минимальных заработных плат, потому что они безработные wassat http://finance.tut.by/news370404.html а если не заплатил в течении 6 месяцев запрет на выезд из страны))))
    Я балдею с Вас, сколько еще можно позволять над собой издеваться?
    А если сравнивать Лукашенко с Януковичем, то Лукашенко уже даже не ворует, он всю страну своим карманом считает
    1. -1
      14 января 2015 06:51
      Уважаемый,вы ВНИМАТЕЛЬНО и в полном объёме узнайте, о чём шла речь, чтобы потом не краснеть от вброшенной искаженной информации. Если у вас, конечно, ещё присутствует понятие совести hi
  18. 0
    14 января 2015 06:49
    Есть еще одно предложение. Не отождествлять на 100% страну с ее действующим на данный момент руководителем. Руководители приходят и уходят, а страна и народ остается. А народам, тем более братским, ссорится никак нельзя. Как и указывать этим народам как и кому жить. А ведь многим очень хочется указывать. Скромнее нужно, господа указывает. Да и на себя, кума, пора оборотится. Неужто в России чиновники высшего звена да и всех остальных звеньев воруют меньше чем в Беларуси. Больше, увы, и намного. И никакие грозные указивки покончить к завертку с коррупцией здесь не помогут.
  19. 0
    14 января 2015 07:36
    Пардон за очепятки. Глаза совсем уж слабы стали.
  20. grinsasa
    0
    14 января 2015 18:31
    Цитата: demon184
    (Особенно умиляет цитата из стихотворения Некрасова о "высокорослом больном белорусе")
    В этих провинциях помещики отдавали своих крестьян сотнями и тысячами подрядчикам, которые исполняли землекопные работы во всех концах империи.


    Все правильно, Демон, эти помещики (какими бы они по национальности не были) на тот момент уже являлись РОССИЙСКИМИ подданными, как и их крестьяне.
    Также еще заметил один фэйк в статье - в цитате от 1812 года "От наибогатейшего князя до самого темного раба — всё порабощено в Литве и Белоруссии..." будто бы написанном каким-то французским маркизом (как я подозреваю, во время интервенции Наполеона на Россию). Понятия Белоруссия (и тем более разделение на Литва и Белоруссия) на тот момент еще не существовало, как и национальности такой "белорус" не было - тогда белорусов называли "литвинами", а литовцев - "жамойтами" или "жмудь". Как и новую территорию в Российской Империи (после раздела Речи Посполитой в конце 18 века), тоже не называли "Белоруссия". В 1840 году был введен в действие российский судебный кодекс, в котором использование терминов "Литва", "литвин" строго запрещалось - в обиход вводились (в приказном порядке (!)) понятия: "белорус" (вместо "литвин") и "литовец" (вместо "жмудь"). При этом указывалось не считать "белорусов" отдельной нацией, а считать видом "русской народности". Территория их проживания стала называться "Северо-Западный край".

    Так что цитата француза от 1812 года, как я думаю, была при переводе отцензурирована уже в 1912 году, при выходе его книги в России, чтобы не смущать упоминанием понятий "литвин" и "жмудь" всякие "горячие" националистические чувства жителей, на тот момент, уже находящихся сто лет под управлением России.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»