Образовательный фронт

88
На фоне обсуждения темы давно назревшей и даже перезревшей необходимости структурных изменений в экономике сегодня нельзя упускать из виду и тему изменений в системе российского образования. Ведь образование – это нисколько не меньшая стратегическая отрасль, нежели экономика или военная отрасль. Игнорируя проблемы образования, можно в конечном итоге получить сокрушительный удар не только по престижу страны, но и по её безопасности, учитывая то, что именно нынешним поколениям школьников и студентов определять государственную и общественную стратегию России в будущем.

Долгие годы слова о том, что в отечественном образовании необходимо «что-то менять», так и оставались словами (пока остаются таковыми и сейчас), хотя качество образовательного процесса и уровень подготовки выпускников как общеобразовательных, так и специальных (профессиональных) учебных заведений различных ступеней оказывались ниже и ниже. Ниже – отнюдь не по отчётам чиновников от образования. У чиновников на бумаге всё всегда хорошо – рост качества знаний, умений, навыков; повышение показателей… Ниже – это на деле, при ознакомлении с реальным багажом знаний и умений современных выпускников, с их объективными возможностями.

Нет, это нисколько ни камень в огород обучающихся или преподавательского состава. Просто система образования все последние годы выстраивалась таким образом, что от преподавателя требовалось не столько объективное совершенствование уровня подготовки учащегося (студента), сколько подходящий отчёт перед вышестоящим лицом. А потому, знакомясь с отчётами наших образовательных учреждений, которые теперь принято называть организациями, порой складывается впечатление, что школы заканчивают сплошные вундеркинды, причём «вундеркиндизация» подрастающего поколения системна – от класса к классу, от ступени к ступени…

Образовательный фронт


Цель – предоставить бумагу, на которой будет указано, какой прирост качества знаний в среднем по тому или иному коллективу обучающихся зафиксирован в том или ином учебном заведении. Появилось даже правило (сначала оно было негласным, а со временем обрело и вполне документальные черты): если процент качества знаний (то есть число «пятёрок» и «четвёрок» в классе (группе, на курсе, потоке и т.п. за отчётный период) по учебной дисциплине отдельно взятого преподавателя меньше, к примеру, 50%, то такой преподаватель квалификацию повысить не сможет, даже если он - потрясающий профессионал своего дела. То есть человек не получит бумагу о том, что он на основании своей работы стал обладателем новой (более высокой) категории. А без бумажки…

Посыл чиновников от образования таков: у профессионала в классе троечников или неуспевающих вообще быть не может – пусть лучше учит, или он не профессионал! И что такому преподавателю остаётся делать, если с «отличниками» и «хорошистами» обнаруживаются объективные проблемы (даже чисто статистически – объективно статистически)? Выходов два: либо попадать в струю и «рисовать» оценки «хорошо» и «отлично» всем подряд (даже тем, кто самого учителя воспринимает как некое недоразумение, появляющееся в аудитории), либо из системы уходить, так как переломить складывающуюся тенденцию при всех заявлениях об «учёте мнения опытных педагогов» - это, скорее, фантастика…

Такая ситуация, при которой система образования делает упор не на реальную подготовку востребованных кадров, а на любование порой нелепой отчётностью, по определению не способна дать позитивных результатов. Откуда таким результатам взяться, если «корочка» специалиста, полученного выпускником вуза, часто не отражает ровным счётом ничего – ни уровня его подготовки, ни качества знаний, ни реальной готовности работать по той специальности, которая в дипломе указана.

Однако бумажная волокита, отчётность ради отчётности – это далеко не единственный негатив, который превращает современную систему образования в нечто аморфное и не всегда перспективное. Ещё одна немалая проблема – это сложности со стандартизацией. Дело дошло до того, что образовательные стандарты перестали быть даже «скелетами» дидактической деятельности, то есть основой того, как учить, чему учить, по каким принципам учить и т.п. Сегодня почти любая образовательная организация имеет возможность писать фактически любые образовательные программы, пользоваться любыми учебниками и пособиями, основываться на любых «авторитетных» материалах при определении направления своей деятельности.

Множественность использования учебников в школах просто поражает воображение. Так, в 2012 году для школ Российской Федерации было издано (внимание!) 8600 наименований учебной литературы. Другими словами, на каждую учебную дисциплину изданы десятки учебников и пособий, которые вместе решают вовсе не задачу повышения уровня образования, а задачу пополнения личных счетов тех, кто такие учебники пишет (а чаще переписывает у других, внося незначительные добавления и меняя параграфы местами), издаёт и распространяет. 8600 – это только для школ. А есть ещё училища, техникумы, вузы…

Это сверхприбыльный бизнес, особенно учитывая тот факт, что в России около 7 млн. студентов одних только высших учебных заведений. Это, кстати, ещё один пример странностей в системе отечественного образования. Вузов и филиалов наплодили столько, что уже чуть ли не в каждом селе или пгт есть свой «университет». Вроде бы – благо… Доступность высшего образования… Но при учёте того, что в штате таких «университетов» лишь охранник и бухгалтер, занимающийся сбором денег за «обучение» со «студентов», то цель работы этих контор ясна.

Здесь нужно отметить, что российское правительство приняло программу, согласно которой число российских вузов к 2020 году должно сократиться на 40%, а их филиалов – на 80%. Решение выглядит радикально только на первый взгляд. Понятно, что без ляпов и коррупционных вывертов при объединениях, закрытиях и слияниях может не обойтись, но и продолжать плодить «выпускников вузов», которые всерьёз уверены, что в составе Украинских фронтов воевали исключительно украинцы, и что психрометр – это что-то из психиатрии, дальше нельзя.

Если эту псевдообразовательную вакханалию не остановить, не определиться, по каким рельсам вести дальнейший процесс обучения и воспитания, какие программы и стандарты брать на вооружение, то и в России скоро станут аплодировать «историческим» перлам Яценюка или Схетыны, обсуждать, сколько единиц нечистой силы способны пролезть через игольное ушко, и сколько денег можно заработать на продаже блюд «кровь младенца» и «жаркое из ватника»… Если не выстраивать систему образования, которая бы удовлетворяла интересам страны, экономики, общественным запросам, нормам гражданско-патриотического воспитания, здравому смыслу, то сложно ожидать от России не то что мощных рывков, но и вообще движения вперёд.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    30 января 2015 07:10
    Министр Образование Леванов(который губить образование) себя считает умнее Бисмарка, который говорил,"Войну выигрывает школьный учитель."
    1. +28
      30 января 2015 08:17
      Я Вас умоляю, не уверен что, Министр образования Ливанов, как Министр культуры Мединский, как и их коллеги по Правительству знают, кто такой Бисмарк.
      У нас есть министры, а вот то, чем они "министерствуют" - отсутствует!!!
      Есть Министр образования - образование никакое, а ведь советское образование было лучшим в мире! ЭТО ФАКТ!
      Есть Министр культуры, который недавно еще горел идеей переименования всех исторических названий улиц и т.п., а культуры как-то не прослеживается, если только за культуру считать зажравшуюся попсу?
      Есть министр экономического развития - экономика в ауте!
      Есть Министр здравоохранения - на наши больницы без слез не взглянешь, а здоровье населения - это "песня"...

      Так на кой они нам?
      Если быть министром - самоцель, соберите их в какую-нибудь резервацию, дайте всем по портфелю и должности, пусть друг друга "министерствуют", зачем народ-то мучить?
      1. +9
        30 января 2015 08:58
        Господин Ливанов по сути вроде как ученый + юрист. Нету у него педагогического образования.
        НО!
        Супруга отца Дмитрия Ливанова — Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна, доктор экономических наук, президент авиакомпании «Титан — Аэро», является сестрой заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина.
        ВОПРОСЫ?
        А вот на чем специализировался министр:
        1992 год-диссертация кандидата физико-математических наук по теме «Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах».
        1997 год-диссертация доктора физико-математических наук по теме «Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах со взаимодействием».
        laughing laughing laughing
        Так что наши дети и студенты для него ЭЛЕКТРОНЫ!
        1. Лефтеропулос
          +11
          30 января 2015 10:18
          "Хороши сторожа на стене крепостной - только внутренний враг у меня за спиной". (Лит.газета 28 января)
          Все ли президенты, которые офицеры бывшего КГБ, понимают это?!
          Вообще кумовство и блатняк в кадровой политике РФ - это залог (не)победимости российского государства.
          ТОВАРИЩ СТАЛИН КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН!
          Чтобы курировать оборонную промышленность, достаточно быть журналистом и сыном вхожего генерала.
          Чтобы быть послом РФ в Молдавии, достаточно быть русофобом и патриотом татарстана. Чтобы быть послом на украине, достаточно быть ничтожеством.
        2. +5
          30 января 2015 15:31
          Цитата: Reduktor
          1992 год-диссертация кандидата физико-математических наук по теме «Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах».1997 год-диссертация доктора физико-математических наук по теме «Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах со взаимодействием».

          "Нет ничего более скучного, чем всю жизнь продолжать свою курсовую работу". (П.Дирак)
      2. +1
        30 января 2015 11:01
        тебя бы в стране У в больничку положить....
        про нашу больницу бы мечтал.
      3. добрый фей
        +5
        30 января 2015 11:06
        Цитата: Skif83
        Если быть министром - самоцель, соберите их в какую-нибудь резервацию, дайте всем по портфелю и должности, пусть друг друга "министерствуют", зачем народ-то мучить?

        Просто наши министры и другие чиновники ( не все, наверное, тлеет надежда ) получая назначение на должность, считают, что их поставили именно ПОВЕЛЕВАТЬ, а не управлять и исполнять обязанности.
    2. +5
      30 января 2015 17:16
      Товарищи! Лично я в тупике.
      Я за В.В.Путина,ибо альтернативы равной ему нет. И в тоже время состав и работа правительства полностью в его власти. На митинг против В.В.П не выйдти- станешь майдауном контровым автоматом. Ну что делать то? Тупик в государстве Российском.
      1. +2
        30 января 2015 18:52
        Цитата: Maximars
        Я за В.В.Путина,ибо альтернативы равной ему нет.

        Иллюзия, точно так же были за Ельцина, ибо альтернативы никто не видел,а она нашлась
      2. 0
        2 февраля 2015 14:41
        Писать ВВП в открытую печать!
        Пусть знает, что если народ в массе за него, это не значит, что и за бездарное Правительство, которое ничего путного за 15 последних лет не "родило" (окромя своих зарплат), а ранее - и говорить не о чем.
  2. +6
    30 января 2015 07:12
    Неприятно, но все прочитанное как факт принять необходимо.
  3. +25
    30 января 2015 07:22
    <<наших образовательных учреждений, которые теперь принято называть организациями>>
    Раньше красиво звучало: средняя школа №30 (мой ребенок там учится). Теперь- МБОУ СОШ №30. Раньше мы учились в школе. Теперь дети получают услуги по образованию. Раньше детей называли учениками, школьниками. Теперь - обучающиеся.
    При товарище Сталине того, кто это только бы попытался предложить, сразу бы расстреляли, как врага народа. Теперь же эти люди занимают теплые кресла государственных чиновников высокого ранга. А, может, пора уже определить "кто есть кто"? Со всеми вытекающими отсюда последствиями...
  4. +8
    30 января 2015 07:24
    Все началось когда стали требовать обязательно высшее образование, что ни дворник то с вышкой и не инженер, а юрист(экономист,финансист ,управленец).Спрос рождает предложение, вот и стали ,как грибы после дождя, появляться всякие филиалы и вузы с тремя работниками в штате. Если раньше ,в союзе были востребованы рабочие специальности так как было производство, я сейчас манагеры -мало производим больше торгуем( не путать с продажей ,что бы продать надо произвести).Надо воссоздавать технари и пту и квалифицированным рабочим платить на уровень больше чем "принеси подай иди нх не мешай".
  5. +12
    30 января 2015 07:26
    Цитата: Комбитор
    А, может, пора уже определить "кто есть кто"?

    А что вы удивляетесь, это капитализм, со всеми его гримасами, на первом месте стоит прибыль, поэтому и услуга, а не обучение, во времена СССР готовили строителя коммунизма, поэтому и учили
    1. +15
      30 января 2015 08:02
      Цитата: saag
      это капитализм, со всеми его гримасами,

      Помню, в нашей школе стена в вестибюле была занята фотографиями лучших учеников, грамотами, кубками, историями о жизни школы. Теперь в школе, где учится моя дочь, на стене в вестибюле одни лицензии, сертификаты и перечни ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, которые оказывает школа.
    2. Лефтеропулос
      +3
      30 января 2015 10:20
      На первом месте даже не прибыль, а коррупция и круговая порука.
    3. добрый фей
      +2
      30 января 2015 11:19
      Кажись, фурсенко в своей яркой речи произнёс "гениальную" фразу о целях и задачах образования. Ляванов принел истафету. Дык чевоже мы хочем? Давайте будем сами учить наших детей, ибо они кроме нас не нужны никому.
      1. +3
        30 января 2015 18:20
        Учить самому это нонсенс. Путому что образовательная СИСТЕМА. Ключевое слово система.
        Система включает в себя образовательные стандарты на всех уровнях. Школа, ПТУ, техникум, институт, университет.
        Система включает также единые одобренные государством учебники. Если учитель захочет преподавать по другим учебникам. Вперёд и с песней в своё свободное время.
        Зачем это нужно?
        Это нужно, что все вступительные государственные экзамены сдавались на одном узком уровне. Например если физика, то это механика, оптика,электричество,но не квантовая механика, ни термоядерная физика. Так как два последних предмета не входят в обязательную государственную программу образования.

        Я так понял, что в России поэтому и услуги по образованию, так как нет системы. Нет единого стандарта.

        Безусловно это шаг назад к каменному веку. Типа каждый мрочит, как он хочет, я мрочу как я хочу.

        С потерей одного поколения в образовании, вероятность потери государственности.

        Украина- пример. Запудрили мозги голодомором. Создали врага-соседнее государство. Нашли виноватых во внутренних проблемах. Поставили марионеточное правительств,и все нет независимости.

        За что спрашивается скакали?
        1. +2
          30 января 2015 18:53
          Цитата: gladcu2
          ни термоядерная физика. Так как два последних предмета не входят в обязательную государственную программу образования.

          А у нас в 10-тилетке советского образца ядерная физика была, строение ядра атома и т.д., а еще была астрономия Вельяминова-Воронцова, и в телескоп на луну смотрели:-)
          1. 0
            30 января 2015 19:47
            Это не важно что сейчас, а что было раньше. Важно понимать, что подразумевает система. Ибо это система, а не вне системные знания.
            1. 0
              31 января 2015 08:40
              Цитата: gladcu2
              Это не важно что сейчас, а что было раньше

              Как сказать, это наглядно демонстрирует различие в образовании и обозначает потенциал роста
  6. +9
    30 января 2015 07:29
    А зачем мы учим школьников? Надо с этого начинать. Продавцами-консультантами и с неполным средним работать сможет. Так же как и торговым представителем, фактуровщиком... Так что там даже незаконченого среднего не нужно. А с высшим образованием у нас куда идут работать? Даже с нормальным, "честным" образованием. Ну и на предмет учебников истории. Понятно, что все нужно приводить к единой точке зрения на события в истории нашей страны. Но это возможно только на основе единой гос. идеологии, которая не подразумевает "своего видения" тех или иных событий. А пока у нас растят "дикую траву" в которой иногда получается обнаружить что-либо полезное для нашей страны. Так что опять же, мы приходим к необходимости построения идеологической линии партии, правительства... да не суть. Главное, что бы мы кругом были хорошие. О том, какие мы плохие, нам и другие расскажут.
    1. +3
      30 января 2015 07:32
      Цитата: Zomanus
      Так что там даже незаконченого среднего не нужно.

      Есть такая фича как "имидж предприятия", так вот ради него на любую позицию, разве что кроме технички и то вопрос - только с высшим образованием:-)
    2. +9
      30 января 2015 09:27
      Конечно! Цель обучения во главу угла!
      Для меня, как родителя, важно что бы ребенок самореализовался по жизни, занимался делом которое ему подходит, пусть не хватает звезд с неба, но имел возможность раскрыть свои способности.
      Сложно составить программу по определению ребенок гуманитарий или технарь на уровне дет.сада?
      Сложно создать программу начальной школы с базовыми предметами, по двум направлениям -гуманитарное,техническое?
      Сложно далее развивать эти два направления уже углубленно?
      Первые 20 лет жизни в нашем образовании человек тупо теряет!
      И вершина знаний! ЕГЭ:
      -Какого цвета глаза у Екатерины Великой? -история
      -Какие были пуговицы на одежде Чичикова? -литература
      -Рассчитать скорость сферического коня в вакууме в конечной точке при падении с высоты 10 метров.
      -Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
      1) аграрный тип общества
      2) неразвитость институтов частной собственности
      3) особая ценность человеческой индивидуальности
      4) преобладание коллективистских форм сознания
      Правильный ответ – 3
      -Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то:
      1) растет безработица
      2) производители увеличивают предложение
      3) снижается минимальный размер оплаты труда
      4) сокращается неравенство доходов населения
      Правильный ответ – 2
      -Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идет речь. «Крейсер… и канонерская лодка "Кореец" выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер…, лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с "Корейцем" на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам». am laughing sad fool
      1. +8
        30 января 2015 10:41
        Добавлю статье + и еще один непопулярный факт, который обычно "толерантно" замалчивают.
        В последние годы в России, особенно в центральной части, а в Москве так вообще, резко увеличилось число мигрантов с Кавказа и средн Азии. Большинство детей этих мигрантов, мягко говоря, подготовкой и интеллектом не блещут. А некоторые учиться вообще не хотят, требуя себе оценки нахаляву.
        Из-за этого система образоваеия и педагоги оказываются перед дилеммой - либо таких "ученичков" определять в спецшколы для труднообучаемых детей, либо снижать планку требований в общем, а с ней и уровень обучения. Толерантно выбирают последнее. Результат понятен - способные дети недообучены из-за, пардон, туповатых.
        Это- недопустимо.

        Ранее, если троечник, значит троечник, и упрощать программу ради таких никто не будет. Двоечник -значит сидит второй год, пока минимум ему в башку не вдолбят. Отличник -доп курсы углубленного изучения, олимпиады. Есть склонности к предмету- тут же профильные школы (языковые, математические, физкультурные, биологические).
        Образования каждый должен получать не по "егэ", а по способностям, сколько "унесет". Этот принцип необходимо возродить, иначе светлые умы России растворятся в серой массе полуграмтных "потребителей".
        1. +1
          30 января 2015 23:18
          Двоечник -значит сидит второй год,


          На моей памяти в большинстве случаев если ученик не круглый двоечник,то ему просто ставили тройки дабы не ломать жизнь.
        2. mahendra
          0
          1 февраля 2015 10:22
          к сожалению, сейчас :
          1) не дают оставлять учеников на второй год, т.к. "это учитель виноват- не смог, не научил, не внедрил, не заинтересовал" (и всё равно, что данный ученик разговаривает языком Эллочки-людоедочки)
          2) без всяких процентов качества, успеваемости, СОУ не получишь аттестацию, а значит- добро пожаловать из системы образования(хоть ты- и прирожденный педагог и Учитель)
          3) обязывают завышать оценки "липовым" хорошистам и отличникам, дабы повысить престиж школы в виде медалистов...(коими таковые навовсе не являются, ибо из-под палки заставляем ходить на дополнительные занятия для их же успешной сдачи ЕГЭ)
          4) каждые мамаша с папашей (потомственная продавщица, слесарь, фермер ) стойко убеждены, что их чаду просто необходимо высшее образование, именно английский язык, и именно его ждут в министерствах, оксфордах и госкомитетах... (и плевать, что в 9 классе такие чады свои отчества с ошибками пишут)
          5) конечно, во всем виноваты учителя. это же они ОБЯЗАНЫ, а у детей- только ПРАВА...
      2. добрый фей
        +3
        30 января 2015 11:35
        Цитата: Reduktor
        И вершина знаний! ЕГЭ:
        -Какого цвета глаза у . . .

        Согласен, пичаль. Игзамены превратили в викторину, "Поле чюдес", осталось ввести сектор "приз" - золотая медаль ( родители оплатят, кто сможет. Не платёжеспособны? Очко уходит в зрительный зал. ). Это - шоу, перевод на русский - балаган.
        1. -1
          30 января 2015 20:45
          Цитата: добрый фей
          Согласен, пичаль. Игзамены превратили в викторину, "Поле чюдес", осталось ввести сектор "приз" - золотая медаль ( родители оплатят, кто сможет. Не платёжеспособны? Очко уходит в зрительный зал. ). Это - шоу, перевод на русский - балаган.

          Ликвидация(а не реформа) образования -это именно цель нынешней власти.Совершенно не стоит объяснять, что безграмотными рабами управлять проще. Заменить образование религией -ещё одна задача империализма.
          А вот ,что говорил бывший начальник и куратор нынешнего президента!
        2. +1
          31 января 2015 05:16
          Цитата: добрый фей
          Согласен, пичаль. Игзамены превратили в викторину, "Поле чюдес", осталось ввести сектор "приз" -

          Вы найдите пробный ЕГЭ за этот год и посмотрите где там рулетка? Всё в доступе открытом. Сколько женщин не рожавших знают всё о воспитание детей.
      3. +1
        30 января 2015 19:18
        Самоопределение учеником в выборе предметов для обучения это бомба замедленного действия. Это прямой подрыв экономики государства.

        Объясняю почему.
        К примеру ваш ребёнок выбрал предмет: ритмическое хлопание в ладошки. Это не шутка такой предмет есть. Через какое-то время ваш ребёнок решает идти в ВУЗ. Он несёт туда диплом после школы с очень хорошими оценками. На приёме, девушка с приятной внешностью благодарит за выбор сделанный вашим чадом. Так как их ВУЗ самый лучший из лучших но тут есть маленькая проблема. В диплома нет горлового пения, а ритмические ладошки нам не нужны. Но проблема легко решаема. Ребёнку необходимо взять полугодовой курс горлового пения у них же за определенную плату ессессно.

        Результат. Ребёнок теряет год жизни. Так как на этот симестр он уже не попадает. Родители тратят деньги на обучение какой-то необходимой херни.

        Государство теряет деньги за год с потенциального налогоплательщика.

        Вся эта Байда с выбором образовательных программ была специально прорекламировала партнерами дабы разрушить образовательную систему.
        1. 0
          31 января 2015 05:24
          Цитата: gladcu2
          Самоопределение учеником в выборе предметов для обучения это бомба замедленного действия.

          Чушь, не нагнетайте. Образовательный стандарт никто не отменял. Вы в праве выбрать хоть топание ногами. Но стандарт сохранится. С математического профиля идут в журналисты, углублённые знания по профилю но не в ущерб базовым знаниям.
    3. 0
      30 января 2015 18:27
      Само наличие высшего образования в количестве превышающем государственной потребности высокого убытка не будет. А наоборот будет великая польза. Так как человек с высшим образованием, поработав на уровне ниже заданном образованием становится замечательным управлением.
  7. +1
    30 января 2015 07:44
    Вузы и их филиалы наверное необходимо сокращать. А что делать со средним образованием? За последние два года уровень обучения начал падать прямо на глазах. Может надо школы сокращать?
    1. 0
      30 января 2015 21:15
      Цитата: Klim2011
      Вузы и их филиалы наверное необходимо сокращать. А что делать со средним образованием? За последние два года уровень обучения начал падать прямо на глазах. Может надо школы сокращать?

      Вот что Нам готовят или уже приготовили.
  8. +6
    30 января 2015 07:49
    Видно сразу, что само образование, ещё и очень прибыльный бизнес!
    Но тем не менее надо с ним заканчивать! (с бизнесом)! Учебники в школах должны быть одинаковы по всей России! А уж истории, в свете нынешних событий на Украине, да и на всём пост советском пространстве необходимо уделить очень пристальное внимание.
    Как мы выучим нынешних школяров, так и жить будем через 20 лет!
  9. +7
    30 января 2015 07:51
    Развал российской образовательной системы - особая статья в работе заокеанских спецслужб. Уже в самом начале "демократизации" России по школам начали расхаживать всевозможные консультанты с Запада и вбивать детям в мозг разные "общечеловеческие" ценности, типа безопасного секса.
    1. +6
      30 января 2015 15:49
      Цитата: shelva
      Развал российской образовательной системы - особая статья в работе заокеанских спецслужб. Уже в самом начале "демократизации" России по школам начали расхаживать всевозможные консультанты

      Я сам сейчас в Белоруси, но как о нас сказано. Вот зарисовочка с недавней натуры.

      В декабре отправили в Гродно на курсы повышения квалификации. На одной из вводных лекций (каждый входящий преподаватель института считал своим долгом просветить нас, убогих с периферии, и озарить своим лучезарным положением на лестнице успеха) доцентша так увлеклась, что начала рассказывать о том, как три года назад из всех три (!) недели бесплатно (!!!) тренинговали сотрудники фонда Сороса на тему "совершенствования системы профессиональной переподготовки кадров системы образования). И надо было видеть тот восторг и блеск в глазах почтенной дамы, когда она с умилением об этом рассказывала. явно испытывая эмоциональный оргазм от этих воспоминаний. А я, несчастный, сидел и думал: "И с чего бы это фонд Сороса так щедро тратил свои деньги на оплату стараний своих высокооплачиваемых сотрудников? Неужели они ночами недосыпают, думая, как бы повысить уровень образования белорусских ребятишек?" Но, похоже, кроме меня этим вопросом никто не озадачился: в глазах своих коллег по большей части я не заметил никаких других чувств, кроме острой... зависти к халяве.
    2. 0
      30 января 2015 19:52
      Во первых не российской, а советской. Просьба видить разницу. Что остальным 15 республикам будет обидно. :)

      Да и ходоки советники были. И проблем они наделали море.
  10. +6
    30 января 2015 07:56
    90% студентов на просьбу сложить 1/2 и 1/3 даёт уверенный ответ 2/5. Грамотность ниже плинтуса. Спрос на инженеров с высшим образованием и квалифицированных рабочих стал появляться относительно недавно, когда ушли кадры, подготовленные при СССР и стала чуть приподниматься промышленность. А разрыв в подготовке кадров и передаче традиций стал катастрофическим и невосполнимым.
    1. 0
      30 января 2015 20:11
      Проблема вот ещё в чем.

      То что ученик забыл таблицу это плохо. Но гораздо хуже если он не сможет исправиться.

      Напоминаю. Советская Система Образования.
      Ключевое слово -образование.
      Образование это не тренинг, это не только обучение. Это кополекс многих мер которые реализуют личность. Образование это широкое понятие.

      Привожу пример реальный от моего друга. Он эмигрант закончил физ-мат. Ему 47 работает последние 15 лет дальнобойщиком.
      Смеяться не надо. Фонд Сореса постарался увести хороших людей в эмиграцию, что бы они не пригодились где необходимы по своей специальности.( предположение)

      Пример. Снится моему другу, что во сне он но может дати определение производной. Просыпается в 3 ночи и не может заснуть до утра. Веси день уставший, раздражённый.
      На следующую ночь сон повторяется в точности. Мой друг залазит в интернет находит великолепный математический сайт на ресурсах .ru. За несколько минут находит ответ на свой вопрос . Больше ужастики ему не снились.

      Дело в том что образовательная система, ещё и воспитывала чувство ответственности. Ну и много чего ещё.
  11. +2
    30 января 2015 07:58
    Да, коммерческие ВУЗы- те еще "Рога и копыта"... no
  12. +9
    30 января 2015 08:03
    1) я понимаю реально -что ВУЗов, а точнее их филиалов реально МНОГО.филиалы не учат адекватно!
    Но сокращать ВУЗы которым по 40-50 лет, это будет ужас!сократить надо те , которые появились в последние 20 лет в период расцвета -ДЕРМОКРАТИИ!
    2) Среднее образование ГРОБЯТ наши чинуши ОЧЕНЬ СИЛЬНО .... сказать что качество упало- это почти ничего не сказать.
    техникумы тольком не учать, нет реальной практике.
    Как минимум надо обязать - частные заводы и производства-отдавать государству сколь необходимо им для работы-токарей, слесарей, инженеров.
    и государству - НАРОД не нужен! Правильно сказал МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ЛИВАНОВ- нам не инженеры нужны, а ГРАМОТНЫЕ потребители! ВОТ так он о народе , как о СКОТЕ!


    1. 0
      30 января 2015 21:47
      Правильно сказано.

      Далее система образования показывает на необходимость стандартизации специальностей.

      Часто в объявлениях по предложению работы в требованиях к претенденту указана такая глупость. Хочется кричять матом. Не кто эти требования составляет.
  13. +8
    30 января 2015 08:05
    Вы, правы, Алексей, но лично я считаю, что не надо " изобретать велосипед", самой сбалансированной системой образования считалась советская, вот она и должна вернуться в основу образовательных программ. Учебники по основным предметам должны быть ЕДИНЫМИ. А у нас сейчас получается, не только в образовании, как в том анекдоте:
    - Ты за что учёную степень получил?
    - " Гамлета" по- новому перевёл!
    - Это как?
    - " Быти- ти ли, не быти- ти ли, вот в чём вопрос!"
    1. +1
      30 января 2015 09:02
      Все последние учебники высшего образования -тупо переписанные старые своими словами! request
    2. 0
      30 января 2015 23:27
      самой сбалансированной системой образования считалась советская


      Это смотря где. Моя мама ходила в обычную советскую школу где немалая часть учителей...не имела профильного образования по предмету. В итоге немецкому учил человек который не знает немецкого,никогда не учился преподавать не то что немецкий,а вообще иностранные языки.

      Учебники по основным предметам должны быть ЕДИНЫМИ


      Вот тут полностью согласен. Помню как еще лет 9 назад (наверное) мне в руки попался учебник по литературе с известным произведением "Муму". В данном учебнике было указано что Муму была дворняжкой. После этого я узнал что в одном из ЕГЭ был вопрос о породе Муму...и она оказалась болонкой.

      Короче! Если есть единая система оценки знаний,то в обязательном порядке должна быть единая система учебной литературы и единая система преподавания.
  14. +1
    30 января 2015 08:06
    К сожалению, вопрос закрытия "неэффективных" филиалов и ВУЗОв не так прост. Например, ДВГУПС (бывших Хабаровский железнодорожный институт) потерял филиал СПО в Нерюнгри. В то время как ДВМО, у которого, по сути, даже своего здания нету, не говоря уже о чем-то другом, "учит" себе спокойно. Вот вам и "сокращение". АЯМ остается без специалистов со средним образованием, а вот "специалистов международных отношений" штампуем как и раньше.
  15. Леонидыч
    +4
    30 января 2015 08:13
    необходимо отказываться от западных стандартов, а возвращаться к своим и развивать их! нахрен нам этот бакалавриат и магистратура...
  16. -5
    30 января 2015 08:21
    "Сегодня почти любая образовательная организация имеет возможность писать фактически любые образовательные программы, пользоваться любыми учебниками и пособиями, основываться на любых «авторитетных» материалах при определении направления своей деятельности." - автор немного передернул, учебники делятся на три типа: рекомендованные минобр (их не так много, но все равно больше десятка) - их можно использовать любому учителю, допущенные - их использование придется доказывать и администрации и любой проверяющей комиссии, и все остальные, которые использовать никто не разрешит. Выбор учебника иногда необходим в связи с особенностями класса. Поэтому вводить единый учебник можно только при их бесплатном распространении.
    Проблем в школе много, но начинаются они не с учителей и даже не с министра образования, начинаются они с родителей.
    1. +5
      30 января 2015 09:47
      Вот как мама первоклассника не соглашусь с вами. У нас в школе 2 параллельных класса учатся по одной программе, один по совершенно другой. Причём отбирались дети для обучения по разным программам никак, т.е. от фонаря. Сидеть правильно, учить учиться - не учат вообще. Изначально требования были: уметь читать, считать и т.д. В итоге начали с того, что изучали буквы и счёт до десяти. В итоге ребёнка изначально процесс обучения не заинтересовал, пошли претензии от учительницы - крутится, вертится, выкрикивает, мешает вести урок.
      И это не самый худший вариант. У знакомых - ещё круче.
      Я молчу про неанекдотичные ситуации из учебников: "В пенале лежало 6 карандашей, туда положили ещё 2. Сколько кисточек в пенале?"
      Поэтому на родителей бочку катить стоит в самую последнюю очередь.
      1. +1
        30 января 2015 11:23
        а вот позвольте не согласиться, если родители приходя домой после родительского собрания говорят ребенку что твой учитель и только деньги из нас тянет, то о каком образовании в школе можно говорить? если во многих семьях употребление мата - это норма, просмотр дома-2, камеди клаб и счастливы вместе - это норма, обсуждение "звездной" жизни вплоть до половой ориентации - это норма, бытовой национализм, спортивное фанатство и просто хамство - это норма, домашние вечера за компьютером - это норма, я уже не говорю об обычной семейной ругани и выяснения кто в доме главнее. чего вы хотите от школы? наведите порядок сначала в семье. и не надо говорить что этого нет, не лгите хоть сами себе. вы шесть лет НЕ воспитываете ребенка, и хотите что бы в школе ему чему-то научили? и не надо кивать на советский опыт. в советское время была идеологическая система и все жили в этой системе, и за ребенка было ответственно его общество, то есть семья. сейчас жизнь усложнилась, и с семьи не требуют ответа за воспитание ребенка. а воспитание имеет квадратичное влияние на обучение.
        и если у вас ребенок не умеет сидеть на уроке, не имеет уважение к постороннему человеку - то виноваты в этом вы.
      2. -1
        30 января 2015 11:37
        еще один момент, вы, как родители, имеют право отклонить ту или иную авторскую программу, даже если на ней будут настаивать учителя и весь коллектив школы. но для этого нужно родительское собрание, кворум, альтернативная программа, бумага и подпись родителей. кто это делает? да никто, проще прийти с работы и сидеть в интернете.
      3. +7
        30 января 2015 16:23
        Цитата: brumgilda81
        Вот как мама первоклассника не соглашусь с вами.

        И зря. Я как учитель, посоветую Вам потратить один день, но провести все уроки в школе вместе с Вашим сыном. Побудьте на уроках, пройдитесь с ними по коридорам, посмотрите, чем они занимаются в это время, о чем говорят и, главное, как они готовы к уроку (т.е., уровень выполнения ДОМАШНЕГО задания). Обещаю, будете поражены. Возможно, Ваш сын - приятное исключение из общего правила, но срез школьной жизни Вас не сможет не поразить. Вы увидите, что дети повально не готовы к уроку (ДЗ просто в руки не брали, а ведь это один из важнейших пунктов образования).
        Вы увидите, что весь перерыв уходит на погружение в мир мобильника - а зачем им эти крутые дивайсы? Мы выросли без этих прибамбасов, а нынешние без них жизни не мыслят. Только не надо про безопасность - для этого достаточно простого именно ТЕЛЕФОНА, но не дорогущего смартфона. Но родители упорно продолжают устраивать соревнование кошельков, подсовывая детям кучу соблазнов - от интернета до бродилок-стрелялок.
        Вы увидите пышущих праведным гневом родителей-"крутяков", которые прямо при ребёнке не стесняясь в выражениях выговаривают учителю за "неправильно" поставленную оценку (в конце четверти в нашу гимназию приходила мамаша - невестка бывшей ЗавРайОНО с возмущениям по поводу четвертных оценок, да ещё при дочке). А ведь никто не задаётся простым вопросом: почему учитель не учит бухгалтера, как ему начислять зарплату или продавца - с какой стороны ему стоять за прилавком? Такое впечатление, что у нас в стране каждый - Макаренко с Сухомлинским и Ушинским в придачу, но вот только из года в год всё меньше желающих поступать в педВУЗы. В Гродно в этом году недобор был даже на бюджет с гарантированной (!) стипендией.

        С полностью соглашусь с мнением
        Цитата: brumgilda81
        воспитание имеет квадратичное влияние на обучение.
      4. 0
        30 января 2015 17:32
        Не согласен.
        Мой дед профессор ист.наук 40 лет в универе. Так буквально впихивает студентам свои методики,по которым они экзамен сдают. И ничего от начальства претензий нет. А студенты не могут назвать величайшего русского полководца 18 века.
        1. 0
          30 января 2015 22:23
          Школа и институт две разные вещи. И сравнивать их не надо.
          1. +2
            30 января 2015 22:35
            Цитата: котофей
            Школа и институт две разные вещи.

            Не настолько, чтобы не видеть общих проблем. Да, институт предполагает большую специализацию и больший процент самостоятельности при изучении специальности, но не меняется концептуальность подхода: востребованность профессии и заинтересованность учащегося в самом процессе обучения. А уж количество нападок на преподавателей высшей школы во взяточничестве так и на порядок превосходит таковые для школы средней.
            1. 0
              31 января 2015 10:33
              Нет, главное различий в школе и институте - это ответственность за учебу. Если студент не учится его отчисляют, да не сразу, да со многими задержками, но механизм отчисления имеется, также существуют иные методы воздействия. Если не учится школьник, то не делается ничего и к тому же учитель вынужден "рисовать" ему три из психологических соображений (обоснованных-необоснованных, но вынужден), прибавте к этому позицию родителей, что мой ребенок хороший ученик - это учителя его гнобят (этого тоже нет в институте). Поэтому супер профессиональный педагог вуза НИКОГДА не сможет стать преподавателем в школе и НИКОГДА не поймет системы преподавания в школе, а вот наоборот возможно.
              1. +2
                31 января 2015 11:15
                В этом аспекте абсолютно согласен. Тут действительно, степеней свободы несколько больше, правда и уровень возникающих проблем будет повыше. Равно, как и необязательность высшего образования (я не о престиже, это отдельное дело каждого) тоже даёт право говорить "вас никто сюда за уши не тянул, наоборот, сами конкурсы проходили".

                За последние 10 лет неоднократно ловил себя на крамольной мысли: а может отменить обязательное среднее образование в пользу начального, определив его базу в сакраментальные 7 лет? Ведь по факту оболтусы, не желающие учиться, всё равно за оставшиеся 5 лет ничему не учатся, только способным детям мешают. И, раз ж разоткровенничался, ввести обязательную государственную оплату за обучение. Пусть мизерную, в размере 10-20$ в месяц, но официально и через банк. Может тогда некоторые родители начнут задумываться, чем ИХ дети за ИХ же деньги в школе занимаются?..
                1. +1
                  15 февраля 2015 23:16
                  Цитата: Алекс
                  За последние 10 лет неоднократно ловил себя на крамольной мысли: а может отменить обязательное среднее образование в пользу начального, определив его базу в сакраментальные 7 лет?

                  Интересная мысль, действительно крамольная. Осталось пройти еще два этапа: "а в этом что-то есть" и "ну кто же этого не знает".
  17. +4
    30 января 2015 08:37
    Хороший вопрос Алексей поднял. По Российскому образованию враги лупят изо всех сил, как и по экономике, медицине и т.д.
    Выход один: прогнать ВСЕХ управленцев из указанных министерств, включая городское-областное звено через детектор лжи. Выяснить один вопрос: являются ли данные лица пособниками запада в развале России. Ответить на следующие вопросы:
    1) Состоят ли они в каких-либо сектах (т.е не-православные, не-атеисты, не-буддисты, не-мусульмане) Сектанты управляются своими пасторами. На Россию им плевать глубоко. Был адвентистом, знаю
    2) Получали ли они распоряжения, которые им казались вредными для России и от кого
    3) Прямой вопрос: работают ли они на иностранные организации?

    Нечисть вычищать надо. И по хрену мне на англо-саксонские "понятия" дерьмократии, которые они для лохов конченных придумали. Сами-то они не брезгут если что и грохнуть кого надо. Читали сколько в США за последний год банкиров из окон выпало или по-другому "жизнь самоубийством покончило"?
  18. +8
    30 января 2015 08:46
    [quote=Nitarius]Правильно сказал МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ ЛИВАНОВ- нам не инженеры нужны, а ГРАМОТНЫЕ потребители!

    нам не инженеры нужны - и кто он после этого?! request
    Лично Я считаю, что враг народа, страны, МОЕЙ РОДИНЫ!!! am
    Требую Народного суда и высшей меры наказания за предательство интересов Народа и Родины! angry soldier
  19. +9
    30 января 2015 09:20
    Система образования - это ключ к майдану или его отсутствию. Ни один человек, знающий историю не пойдет делать революцию.
    История - самый главный предмет.
    Пока наших детей будут учить тому, что Иван IV был грозным, Сталин тираном, а Солженицын честным документалистом мы имеем то, что имеем.
    Родители должны обязательно вмешиваться в процесс обучения! Я вообще нашел в учебнике истории своего сына (3 класс), что евреи - это богоизбранный народ!
    1. +2
      30 января 2015 15:02
      Более того! Читал давненько, генштаб Германии накануне Первой мировой запрашивал данные разведки о количестве зубных щеток употребляемых в стране объекте нападения:
      -человек заботящийся о своем здоровье -просвещенный человек-грамотен-с повышенными моральными качествами-наиболее способен к сопротивлению-способен организовать сопротивление!!! good
  20. +1
    30 января 2015 09:28
    В очередной раз стремление к европейским "ценностям" просвещения (Болонское соглашение) выходит нам боком.
  21. +4
    30 января 2015 09:33
    Современная система образования, как ранее было отмечено,исподволь была приведена к нынешнему состоянию "демократами" в постсоветское время, для нужд запада, которое с заделом наперед хочет создать молодое поколение россиян , подобным скачущей поросли укропитеков. Поэтому необходимо:
    1. Немедленно вернуться к системе советского образования,
    2. На основе текущего положения в мире каждые 5 лет в учебниках истории вводить материалы новейших изменений политической, экономической и идеологической направленности государственности различных стран.
    3. Математику, Физику, химию, биологию - описывать в доступной форме усвоения школьниками, опираясь на фундаментальные знания, накопленные человечеством.
    4. Отменить разом и навсегда ЕГЭ, с его мнимой, ложной значимости интеллекта индивида.Вернуться к прежним экзаменам советских времен.
    Коммерция - главный враг начального, среднего и высшего образования в России.

    Только так мы сможем вернуть славу и гордость России в области образования.
    Вера в это приходит от того, что даже в трудные для нас времена мы не утратили передовые позиции научного потенциала, необходимо только восстановить все потерянное промышленное производство на новых технологиях, а не покупать отвёрточные производства и устаревшие технологии.
    1. +2
      30 января 2015 11:26
      красивые слова, войдите в класс и попытайтесь это все осуществить, первыми вас пошлют дети, а затем родители.
  22. +3
    30 января 2015 09:40
    А учитель у доски - как солдат на фронтею
  23. 0
    30 января 2015 09:51
    Все верно и про чиновников, и про бумаги, и про отчеты учителей и директоров, и про недостатки современного образования. Но вот например моя дочь второклассница учит столько, сколько я в четвертом классе учил. И еще упускается советская традиция, которая до сих пор сидит в головах россиян - самообразование. В советское время, то чего нам-мне не хватало в школе, добиралось в библиотеках, кружках. Сейчас это добирается на специализированных форумах по истории, физики, политике и тд. Ведь для того чтобы участвовать в обмене мнений, нужно быть в теме. А чтобы быть в теме, приходится как говорит современное поколение погуглить и прочитать нагугленное. А там и недалеко до того чтобы окунуться в тему с головой.
  24. Комментарий был удален.
  25. broneboy
    0
    30 января 2015 11:03
    Кстати в Беларуси схожая ситуация.На учителей недавно свалилась куча "лишней" бумажной работы вместе с необходимостью интересоваться семейным положением учеников.После того как Лу по желанию левой пятки сократил время обучения с 12 до 11 лет, порезали большую часть наработок поулучшению системы образования.Наплодилась туча заведений, гордо именующих себя "университетами", предназначенные только для выкачивания денег, те же частные вузы.Испытания присутствует у нас под названием «Централизованное тестирование». Тестирование проводится в университетах страны, а люди принимают участие в процессе обработки бланков только в качестве наблюдателей. Части «С» нет. В остальном отличий немного: та же плачущая школота и негодующие родители.С недавнего времени стали устанавливать даже металлоискатели-рамки и !!глушилки связи!!
  26. -3
    30 января 2015 11:08
    Что важнее для общества - умения или знания?

    Может ли ЕГЭ проверить умения? Представляете, как с помощью ЕГЭ проверяют умение плавать? А ведь из школы до сих пор, бывает, выходят не умеющие плавать, а потом, некоторые из них тонут!

    Значит главную функцию - получение разнообразных умений в школьном образовании убрали, оставив только те умения, что влазят в формат схоластического преподавания - чтение, писание, математика и тому подобное. А все остальное оставили на родителей и кружки с секциями.

    Минобру похоже не нужны молодые люди владеющие умением грамотно и складно выражать свои мысли (сочинения), умением вырастить из земли себе на стол салат и котлетку, а также сделать сам стол и ложку с вилкой, препарировать лягушку и получить электрический ток, и владеющие вождением и моделированием, скорочтением и плаванием, слепым методом печати и т.д., да даже пением и музицированием. А ведь ребенок всё это должен не просто попробовать, а, согласно психологии, преодолеть начальный барьер отторжения новой деятельности (вспомните свое обучение чтению и письму - как не хотелось-то), т.е. добиться первых успехов. А ведь иначе ребенок может так ни когда и не понять, что в нем не разбудили физика или биржевого спекулянта...

    Т.е. первый недостаток современного образования - потеря ориентации в том, чему надо учить.

    Второй разлагающий образование недостаток - система оценки обучения. Я не про ЕГЭ, про него всё сказано. Я про то, что окончательную оценку качества проведенного обучения не должен проводить сам учитель. Именно эта система ведет к взяткам, необоснованным оценкам, падению уровня преподавания. Выпускающий экзамен вместе с учеником обязан сдавать и учитель, молча и в сторонке, но сдавать, а не принимать его. А принимать должен специализированный совет - в смысле совет из специалистов по сдаваемому курсу, но не занимающиеся преподаванием. Конечно, бывают исключения. Но правила всё же обеспечивают лучшую эффективность при массовом применении.

    Третью сторону обучения - воспитание, я даже затрагивать не буду, так как первые две ошибки образования явно уводят воспитание в область построения послушной и рыночно-ориентированной особи.
    1. 0
      30 января 2015 12:08
      Умение от знаний Не отделимы. А опыт приходит с годами!
      1. 0
        30 января 2015 15:38
        Зато бывают знания без умений
    2. +3
      30 января 2015 16:32
      Цитата: srha
      Я про то, что окончательную оценку качества проведенного обучения не должен проводить сам учитель. Именно эта система ведет к взяткам, необоснованным оценкам, падению уровня преподавания. Выпускающий экзамен вместе с учеником обязан сдавать и учитель, молча и в сторонке, но сдавать, а не принимать его. А принимать должен специализированный совет - в смысле совет из специалистов по сдаваемому курсу, но не занимающиеся преподаванием.

      Милейший, Вы чего обкурились? Или может и операцию на сердце будут проводить под присмотром совета знахарей?
      1. -1
        30 января 2015 17:26
        Да не, это похоже вас торкнуло - специалистов по сдаваемому курсу назвали знахарями, а выпускной экзамен сравнили с операцией на сердце.

        А вот скажите, взятки в системе образования ученики кому и за что дают? А почему так сложилась не понимаете? А как от этого избавиться не запретами, а системно знаете?
        1. +3
          30 января 2015 18:37
          Цитата: srha
          А как от этого избавиться не запретами, а системно знаете?

          Знаю. Не брать. Как я, например - никто и никогда не сможет сказать, что мне хоть копейку дал, хоть услугу оказал, хоть подарок поднёс.
          Кстати, о подарках и запретах. В Украине как-то во время очередной ющенковской кампании-истерии по борьбе со взятками опять их нашли... правильно, в школе (это типа, как Вы сейчас). И было принято "мудрейшее" постановление: запретить принятие учителями ВСЕХ И ВСЯКИХ подарков от учеников и их родителей. При этом букет цветов классной руководительнице на 8 Марта или 1 сентября - уже ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Та же картина здесь в Белоруси. Если это не маразм, то что же?

          Теперь о Вашей комиссии специалистов. Я не знаю, кто вы по профессии, но, видимо, к школе отношения не имеете не малейшего. Как Вы это представляете: комиссия специалистов в КАЖДОМ выпускном классе в КАЖДОЙ школе ив КАЖДОМ городе? Или проводить экзамены в разное время? Месяца этак полтора-два? И кто будет определять состав этой комиссии? И где гарантия отсутствия коррупции на стадии отбора и в самой комиссии? Давайте не впадать в паранойю и взяткоманию. Школьные учителя по большей части - вполне профессиональные специалисты и порядочные люди, благодаря которым даже в этих условиях всё ещё продолжают работать. А вот что будет, когда пенсионеры из школы уйдут (это уже не за горами), уж и не знаю.

          Цитата: srha
          выпускной экзамен сравнили с операцией на сердце.
          А чем они так сильно и принципиально отличаются? Врач лечит человека, учитель готовит будущее общества. Ошибки врача ужасны и видны сразу, ошибки учителя видны через года и катастрофичны. Кстати, те, кто сегодня сдаёт выпускной экзамен, возможно, завтра Вам операцию на сердце желать будет. Не впечатляет?

          И последнее. На какой учителю вместе с выпускником его задачи решать, да ещё и на экзаменах? Его профессионализм проверять или ошибки в заданиях выискивать? Да любой учитель эти задачи в уме решит, не то, что перед Вашей пресловутой комиссией специалистов. Или у него другие задачи будут? И каковы последствия? Категорию повысят? Или из школы выгонят?

          Уж не знаю, кого там торкнуло, но подобные Вам, очевидно, как раз и приходят в школу только для того, чтобы квалификацию учителей проверять.
          1. -1
            31 января 2015 10:06
            Цитата: Алекс
            Знаю. Не брать. Как я, например
            Не знаете и не понимаете сущности проблемы. Ведь и функциональность взяток для обоих сторон и запрет оставили "как и было". Это как раз не системный подход. Системное решение означает изменение самой ситуации так, что ненужная функция становится не возможной. Если учителя перевести из оценщика своей работы в сдающего, то выплаты становятся бессмысленными. А оценка, естественно, должна сказываться и на статусе и на материальном вознаграждении.

            Кстати, когда заинтересованность сторон в необоснованном завышении оценок учителем системно исчезнет, то подарки перестанут восприниматься как взятка, а вернутся к своей изначальной роли - благодарности за затраченный труд и умения.

            Цитата: Алекс
            . Как Вы это представляете: комиссия специалистов в КАЖДОМ выпускном классе в КАЖДОЙ школе ив КАЖДОМ городе?
            Нет конечно. Это учителя нужны для обучения в каждом... Да и то, с развитием интернета все больше появляется качественного дистанционного обучения. А оценка должна проводится примерно как в вузах - ведь они справляются с миллионами выпускников. Только должно быть небольшое дополнение - возможность сдачи экстерном несколько раз в году и возможность выбора учителя для подготовки к экзамену.

            Далее
            Цитата: Алекс
            На какой учителю вместе с выпускником его задачи решать, да ещё и на экзаменах?
            Возможно я плохо написал "и учитель, молча и в сторонке, но сдавать",- поясняю, учитель обязан сдавать не ученический, а свой экзамен, который заключается в оценке его учительской работы, т.е. качества обучения ученика.

            И немного личных пояснений, раз вы стали приводить личный пример. Прошу заметить, что пишу я не про вас лично, встречаются и честные учителя, но человек существо противоречивое в разные моменты жизни. Поэтому лучше не давать возможности к искушению. Преподавать лично как-то семестр пришлось - маленький, но опыт. И учителя, которые не могут понять другое решение задачи, отличающееся от методички и знающие меньше, чем хорошие ученики встречались тоже не однократно.
            1. +3
              31 января 2015 11:59
              Цитата: srha
              Системное решение означает изменение самой ситуации так, что ненужная функция становится не возможной.
              Моё личное мнение как раз и заключается в том, что системное решение этого вопроса как раз и относится к малоэффективным. Коррупция родилась не вчера и никакие меры её не истребили. Даже Китай с его поистине драконовскими мерами всё равно имеет эту проблему. А вот подход Достоевского : "У каждого порядочного человека всегда есть один выход - личное неучастие во зле" - как раз и решает если не всё, то многое. Если каждый из учителей поймёт, что взятка за оценки чем-то сродни плате проститутке, то многое может измениться (всё-таки, учителя пока относятся к интеллигенции). Хотя соглашусь, что
              учителя, которые не могут понять другое решение задачи, отличающееся от методички и знающие меньше, чем хорошие ученики встречались тоже не однократно
              Тут одним махом всё не решишь и быстрых решений просто не существует.

              Далее:
              учитель обязан сдавать не ученический, а свой экзамен, который заключается в оценке его учительской работы, т.е. качества обучения ученика.
              Так учителя такие экзамены и сдают. Правда не каждый год и не в присутствии учеников, а перед комиссией специалистов - аттестация называется. И там, поверьте, всё на изнанку выворачивают. Другое дело, что, может быть, система аттестации педработников далека от совершенства (даже согласен, наверняка далека, коль скоро ситуация дошла до катастрофы); может надо проводить её не раз в 5 лет, а чаще (например,в 3 года) и, разумеется, разработать более вменяемые правила и критерии её прохождения. Но система такая существует и проблема не в том, чтобы создавать какую-то новую, которая при подобном отношении общества и государства к учителям всё равно не будет работать, а, как говорил М.Жванецкий, "что-то в консерватории подправить"? Вот Вы лично предлагаете ещё какой-то дополнительный (или заменяющий) экзамен ввести, а я, как учитель, просто не пойму, ЧТО именно там будут спрашивать. И КАК вы собираетесь оценивать работу ОДНОГО учителя по результатам сдачи экзаменов КАЖДОГО ученика? Или по всей параллели, в которой он читает предмет. У меня три класса, и качество моего обучения химии в каждом из них совершенно разное. Так я хороший учитель (в 7-А по десятибальной системе средний балл 9,1±0.3) или никудышний (в 7-В тот же показатель 7,5±0,9)? Поверьте, во всех я выкладываюсь по полной, просто в третьем "всё по-фигу".

              А оценка должна проводится примерно как в вузах - ведь они справляются с миллионами выпускников.
              Вузам, особенно теперь, проще. И экзаменующихся меньше, и ЕГЭ (ЦТ, ЗНО) теперь с них вообще эту мороку сняло. Да и экзамен можно принимать в любое время и любое количество дней (два-три потока - обычная практика). В школе всё значительно сложнее, тут регламентация на порядок-два выше. Тоже, кстати, проблема. Так что не стоит вести себя, как в том анекдоте:

              В перестройку по радио передают об очередном перемещении партработников в аппарате ЦК. Спрашивают у старого одесского вахтера:
              - Пал Осипович, а что Вы по этому поводу думаете?
              - Да трудно сказать, но до революции я служил вышибалой в заведении у мадам. Так вот когда у неё дела шли плохо, она не кровати переставляла, а девок меняла.
  27. 0
    30 января 2015 11:35
    нда... с историей в школе точно проблемы...
  28. +3
    30 января 2015 11:37
    Как учитель скажу.Теперь уже бывший. Учить некогда. Нужны горы отчетов, планов, вообщем целая гора бумажек которые не нужны то по сути, но которые требуют. Учиться никто не желает, потому что никому это не нужно, да и родители продавят в случае чего, и не стоит забывать,что те предметы которые не надо сдавать, по сути и не нужны никому. Ответственность за все: начиная от соплей и заканчивая не выученными уроками. О ЕГЭ я молчу, потому что все уже давно сказано, а тут только матом ругаться.ЗП учителей это уже анекдот).
    Наша система образования, это огромное болото, трясина я бы даже сказал, в которую его загоняют все больше и больше.
    1. +3
      30 января 2015 16:36
      Цитата: rozowik
      Учить некогда. Нужны горы отчетов, планов, вообщем целая гора бумажек которые не нужны то по сути, но которые требуют.

      Три недели назад составлял план воспитательной работы на второе полугодие. Решил облегчить жизнь - настукал в Гугле "План воспитательной работы". Знаете, какая ссылка появилась первой? "Почему учителям некогда учить детей?" В учительской ржали долго...
  29. +4
    30 января 2015 11:44
    Цитата: Венд
    Сейчас это добирается на специализированных форумах по истории, физики, политике и тд. Ведь для того чтобы участвовать в обмене мнений, нужно быть в теме. А чтобы быть в теме, приходится как говорит современное поколение погуглить и прочитать нагугленное. А там и недалеко до того чтобы окунуться в тему с головой.


    Переставай курить/лежать на диване/смотреть телевизор, и беги покупать КНИГИ, которые издавались еще в советское время. Ребенок должен читать, а не гуглить. Я тут историю погуглил, после чего ЗАПРЕТИЛ своим детям лазить на исторические форумы.
    Вот некоторые перлы оттуда:
    "Когда афганцы в начале нашей ЭРЫ выбили узбеков из Узбекистана, последние ушли в Сибирь"
    "Пролив Дежнева был открыт англичанами"
    "Лучший танк Второй мировой войны - Тигр"
    Про учебники истории, которые на Украине, я вообще промолчу...

    До тех пор, пока вы будете думать, что все, что в интернете - есть истина (моя бабушка, например, считала, что все. что показывают по ТВ - есть правда), толку не будет. Заставляйте детей читать и думать.
    1. 0
      30 января 2015 12:01
      В советских учебниках я вам скажу тоже хватает всякого. Все надо фильтровать. Абсолютно.
    2. 0
      30 января 2015 13:49
      чтобы анализировать - надо информация
      Именно её ты анализируешь
      а если в голове "украинский фронт = украина", то тут и анализировать нечего.
      Но молодёжь этого не знает! у неё еще нет НИ опыта, НИ знаний
    3. +4
      30 января 2015 16:40
      Цитата: Металлург
      Про учебники истории, которые на Украине, я вообще промолчу...

      Пять лет назад на киевской городской августовской конференции учителей (учителя поймут, о чём речь) в нашей секции химии выступала автор одного из учебников Лашевская. Первая фраза: "Неважно, если выпускник после школы не будет знать формулу серной кислоты, главное - что бы он вырос личностью". Какого качества можно после этого ждать от этого учебника?
  30. +5
    30 января 2015 11:55
    ЕГЭ это красная тряпка на которую уподобляясь разъярённому быку накидывается возмущённая общественность. Бык раз за разом накидывается на этот жупел, но сам матадор в неприкосновенности. У меня складывается впечатление, что первые вопросы ЕГЭ были нарочито тупые. Сейчас то что было приведено в примерах уже не встречается. Сочинение написали в декабре в зачёт экзамена. Вопросов с выбором почти не осталось(рулетка). Ученики сдававшие ЕГЭ в принципе оценивают как вид аттестации положительно. Москва не зря плачь подняла многие талантливые пацаны и девчонки смогли поступить в лучшие Университеты страны без взяток. Недовольны бездельники которые совсем ничего не хотят учить.
    Другое дело что борясь с ветряными мельницами (ЕГЭ, ....) упускается главное то о чём практически не говорят. Внедрение новых "передовых" способов обучения и воспитания. Выстроена система. Кратенько.
    1. Учителя загружены по самое не могу. Чтобы заработать необходимо вести часы за двоих. Бумаги, отчёты, журнал простой, электронный, ... Учителя выгорают. Работа, сон. На развитие времени не хватает. В результате с детьми общение человеческое просто невозможно.(им то же не продохнуть.)
    2. Цитирую. Учитель должен создать условия в которых ученик "должен сам искать и находить подходящие для него способы решения жизненных ситуаций". Т.е. передавать опыт поколений практически запрещено. Что он может выбрать без "Царя в голове". Какую Родину защищать - "подходящие для него". Украину не узнаёте?
    3.Учитель практически лишён возможности воздействовать на ученика. Повысить голос, я не говорю про то что применение силы (пятеро избивают одного снимая на видео) приведёт к лишению работы по профессии.
    4. По исследованиям родители общаются с ребёнком от 5 до 15 минут из 24 часов.Имеется в виду за жизнь, а не - здравствуй, как учёба, иди есть, спокойной ночи. Остальное время ребёнок вроде предоставлен самостоятельному восприятию и самосовершенствованию. Это только кажется. TV, поп культура, "музыка", мультики, реклама, ...... Над этим работают институты с лучшими психологами.
    В школу необходимо вернуть человеческое общение. Учитель должен иметь право судить поступки и наказывать при необходимости, как было при СССР. А сейчас в школе заставляют быть педагогом - в Древней Греции (др. -греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка» ) — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста.
    Это в вкратце.
    P.S. Недавно общался с парнем после армии. Рассказал как писал объяснительную, в столовке не успели накрыть, рота простояла 5 минут под дождём ......
    1. +1
      30 января 2015 13:47
      пишите вы на все 100% верно
      но вот ошибок - просто жуть...
      за всё остальное - 5 баллов!

      ps
      педагог - самый плохой и глупый раб, но преданный хозяину
      это так, как примечание
    2. 0
      30 января 2015 16:11
      Согласен со всем что написал уважаемый Bort Radist.
  31. +2
    30 января 2015 12:31
    проблема не в частностях образования а в системном подходе к нему ( действующей концепции) . Образование ( как и медицина) это НЕ УСЛУГА - как трактует сегодня кремлёвские деятели во главе с ВП. а прежде всего ПРОИЗВОДСВО средств производства ( людских) . Только при смене КОНЦЕПЦИИ возможно возрождение потенциалов. НО надо ли это Кремлю?
  32. 0
    30 января 2015 12:35
    Лучшая в мире советская система образования была заменена на дешёвку с Запада.отсюда и Дурдома-2 и подобные им параши.Не пора ли вернуть всё назад.Ведь кроме оболванивания сейчас ничего нет.
  33. +1
    30 января 2015 12:52
    Я считаю (может быть и ошибочно), что не нужна нам тестовая система аттестации школьников (ЕГЭ). Учителя должны больше времени уделять учебному процессу и общению с детьми, нежели "бумажкам". По себе могу сказать, что благодаря классному руководителю в школьные годы я (и мои одноклассники) по-настоящему понял такие понятия как "медвежья услуга" и "моя хата с краю" (этого не было в учебной программе), за что благодарен и поныне. И еще хочется добавить слова героини Нади из кинофильма «Ирония судьбы или С лёгким паром»: «Ошибки учителей менее заметны (чем ошибки врачей), но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого». От учителей многое зависит, как пример - майдан на украине...
  34. 0
    30 января 2015 13:03
    А вот это -проблема! За это ещё спросится. Дети- будущее любой страны, а они у нас не хотят быть умными. Вернее их насильно отучают от умения думать. Ведь было же доказано, что советская система образования была самая лучшая, как и многое другое. И зачем всё это нужно было гробить? К гейропе хотели подлизаться. Но это всё пустое, надо, что то делать уже вчера, чтобы остановить одебиливание наших детей!
  35. +1
    30 января 2015 13:45
    долго думал, как реагировать на эту статью...
    поставил всё же плюс, так как сама идея верна
  36. TribunS
    0
    30 января 2015 13:58
    Нынешнее российское образование России нашими либералами, создавшими в стране сырьевую либеральную экономику, перестроено под задачу обслуживания этой сырьевой экономики... Этой экономике не нужны люди-творцы, а нужны "креативные потребители" (выражение ввел бывший глава Минобрнауки Фурсенко)...
    Также очевидно, что с кадрами готовящими в нынешней России нельзя быстро и качественно осуществить модернизацию промышленности, о которой говорит наш президент!
    Надо срочно перейти от либеральной экономики к мобилизационно-индустриальной, а это автоматически приведет к перестройке российской системы образования с подготовкой творческих, или, как сейчас говорят, креативных кадров!
  37. +2
    30 января 2015 14:51
    Надо быть дураком, чтобы разрушать хорошее, а дураков полно, поэтому образование, гайдовские реформаторы, как и все вокруг, превратили в источник доходов, не упирая на качество. Суррогат под названием ОБРАЗОВАНИЕ, ШКОЛА - бюро образовательных услуг.. Очень наверно жалеют, здесь нельзя применить пальмовое масло для дешевизны и глутамат натрия для вкуса.
    И из этого народца срочно требуется сделать специалистов для промышленности? Хрен!
    СПЕЦИАЛИСТ = ШКОЛА+ВУЗ(ТЕХНИКУМ)+ ШКОЛА СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ + ТРАДИЦИИ ПРОИЗВОДСТВА + ВЫСОКИЙ РАНГ ТВОРЦА В ОБЩЕСТВЕ
  38. +1
    30 января 2015 19:19
    Но при учёте того, что в штате таких «университетов» лишь охранник и бухгалтер, занимающийся сбором денег за «обучение» со «студентов», то цель работы этих контор ясна.
    А чему собственно удивляться. Зачем тогда минобразование разрешило использовать дистанционную систему образования? Сначала наверное минобразованию нужно разобраться со своими целями.
    Здесь нужно отметить, что российское правительство приняло программу, согласно которой число российских вузов к 2020 году должно сократиться на 40%, а их филиалов – на 80%.

    Во как, даже план по сокращению есть.Получается из одной крайности в другую. А может быть всё таки ВУЗы и филиалы привести к нормальному стандарту. И тогда всё что не нужно само прикроется.
  39. 0
    30 января 2015 19:32
    Надо вернуть советскую систему образования . Сочинение по русскому языку и литературе,письменная по математике, устные предметы по билетам . Ученик будет готовиться к ответам на билеты, а не в потолок (в бумагу)тыкать как в ЕГЭ.
  40. SAVA555.IVANOV
    0
    30 января 2015 23:24
    [quote=Maximars]Товарищи! Лично я в тупике.
    Я за В.В.Путина,ибо альтернативы равной ему нет. И в тоже время состав и работа правительства полностью в его власти. На митинг против В.В.П не выйдти- станешь майдауном контровым автоматом. Ну что делать то? Тупик в государстве Российском.[/quo
    Проблемы те же что и в Украине власть подстрекаемая вражескими агентами влияния делает всё наоборот с презрением относясь к народу и потихоньку накапливается ненависть и только стоит приложить немного организаторских способностей(тем же агентам) что бы эту власть свергнуть. А потом эти министры от всяких отраслей будут кататься в МУСОРНЫХ КОНТЕЙНЕРАХ и плакать а те кто им внушал что они на правильном пути будут руководить этой МУСОРНОЙ ЛЮСТРАЦИЕЙ.Их легко распознать этих "лохов от власти")они делают всё по инструкциям с точностью до наоборот и на первый взгляд им и предъявить нечего.А предъявлять ничего не надо их надо потихоньку уничтожать.
  41. +1
    30 января 2015 23:42
    Вот Ломоносов хотел учиться - так учился, а не ныл, что ему не создали достаточно комфортных условий...
    От кого-то сегодня скрывают учебную информацию?! А ведь любое образование - это самообразование.
    В общем, кто хочет получать знания - тот это и сегодня делает.
    1. +3
      31 января 2015 01:46
      Учителя рыдают от учеников:детям объяснили,что у них есть права,а про обязанности они не знают.Элементарного уважения к старшим нет у нынешней поросли.Нафига им учиться,когда родители им все готовое уже в рот положат.Это поколение "жесть".
      1. +2
        31 января 2015 12:04
        В самую точку! Неоднократно замечал, что старый педагогический принцип "Вам это в жизни пригодится" уже не действует: у большинства (особенно в больших городах) уже и так есть всё, что им надо.
  42. +1
    31 января 2015 01:01
    прочитал статью и комментарии к ней. общий фон таков, что система высшего образования прогнила. я тоже с этим согласен. я тоже отношусь к работникам ВПО. И вижу ситуацию изнутри. Что хотел сказать по существу.
    1. Надо возродить систему высшего образования. За основу брать систему СССР. Это когда из 4х девятых классов в школе остается один десятый.И из него единицы поступают в вуз. Надо поднять престиж высобр. Тем более это легко сделать сейчас, так как детей стало меньше, чем ранее. А склонности к постижению высших наук и того меньше (Понятна реакция родителей которые начнут меня минусовать после этого высказывания, но статистика такова, что более 90 % населения любой страны это люди не склонные к наукам, и высшему образованию).
    2. На самом деле большинство людей в своей жизни не склонны напрягать себя дополнительным образованием, имею ввиду целенаправленным запоминанием новых знаний (Сейчас сужу о заочниках с которыми работал), 99% студентов заказывают работы. И в целом эта статистика я думаю является общероссийской.
    3.Не надо пропагандировать обязательной необходимости высшего образования для детей. Нам в стране нужны люди разных категорий :ученые,инженеры, рабочие, предприниматели, художники и т.д.
    Так что, если наше государство хочет принять антикризисный план и выйти достойно из рецессии(упадка по русски), то оно должно в нем учесть перекос в системе образования
    1. 0
      31 января 2015 10:41
      В принципе согласен, но это палка о двух концах. Вопрос как не перегнуть в другую сторону, когда в ВУЗах будут учиться только дети состоятельных родителей, потому что ограниченный доступ к образованию вызовет многократное повышение коррупции.
    2. +2
      31 января 2015 12:08
      бaшкир, полностью поддерживаю, коллега! Как тоскую по детям, которые хотя бы в 10-м классе уже знают, кем они хотят стать, куда поступить и кем работать. А то от этих будущих юристов-менеджеров-журналистов уже оскомина наворачивает.
  43. +3
    31 января 2015 01:42
    Безграмотность везде-куда ни плюнь,сидят молоденькие нафуфыренные барышни,документы выдают (от банков до гос. учреждений),а там....мама моя!!!!! Сплошные орфографические ошибки!!! Вот честно,мне даже становится противно дальше общаться с таким человеком.Вспомнила золотые слова Ф.Раневской:"Орфографические ошибки в тексте,как клопы на белой блузке".
    1. +2
      31 января 2015 12:11
      Если бы только орфографические... Как-то в метро от скуки начал читать рекламки, получил массу извращенного удовольствия: в одном тексте из двух куцых предложений насчитал семь ошибок! И это я - не филолог, тот бы, наверное, ещё парочку нашёл. Про уровень понимая мира у этого офисного планктона так и вообще молчу...
  44. 0
    31 января 2015 12:45
    Наше образование катится в пропасть... Я учился ещё по старой системе (школу закончил в 2006 году) в самой обычной средней школе, среди преподавателей было 2 Заслуженных учителя России. Однако, уже тогда мы писали всякие тесты, где не нужно думать над ответом, нужно выбрать из нескольких один правильный. ЕГЭ был по желанию, я его не сдавал (и слава Богу!). После школы, окончил военное училище, так что, думаю, с образованием у меня всё в порядке...
    Моё мнение, что в школах перестали учить ДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, а пользоваться готовым. Приведу пару примеров:
    Мой дядя занимается системами кондиционирования. Пришёл на работу к нему молодой человек, закончивший колледж по этой специальности. Дядя просит его: подай пассатижи. И это чудо, со средним ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ образованием делает круглые глазки и спрашивает "А что это такое?".
    Второй пример. На работу к отцу (в автосервис) прислали двух практикантов из автомобильного колледжа. Так эти неумные люди (по другому назвать не могу) даже ключи по порядку разложить не могут. Тут либо элементарная лень и нежелание работать, либо отсутствие мыслительных способностей как таковое. И ещё говорят: "Дайте нам нормальное задание, ну там... двигатель разобрать..." Хотя коленвал от распредвала отличить не могут... И ещё хотят отчёт по практике хороший. Зато ходят в обнимку с айфонами, вообще из рук их не выпускают. Игрушки, смски, социальные сети...
    Детей у меня пока нет, но я уверен, что смогу из них вырастить нормальных мыслящих людей, а не законченных потребителей. Проблема в том, что большинство из моего поколения, по сути, сами являются такими же бездумными потребителями (спасибо реформе образования).
    Хочу обратиться к родителям. К тем у кого есть маленькие дети, или даже уже внуки. Проводите с ними воспитательную работу, вдалбливайте им в голову способность мыслить и думать! Иначе нас ждёт участь США, где практически всё население - большие дети, неспособные анализировать информацию, но воспринимающие её в том виде, в каком подают.
    На самом деле это огромная проблема...
  45. +1
    31 января 2015 18:16
    Вот одно из заданий ЕГЭ по литературе 2014 года.
    Где рулетка, где тупость, где тут можно попасть пальцем в небо?

    Часть 2
    Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8–B12, C3, C4.

    РОДИНА
    Касаясь трёх великих океанов,
    Она лежит, раскинув города,
    Покрыта сеткою меридианов,
    Непобедима, широка, горда.
    Но в час, когда последняя граната
    Уже занесена в твоей руке
    И в краткий миг припомнить разом надо
    Всё, что у нас осталось вдалеке,
    Ты вспоминаешь не страну большую,
    Какую ты изъездил и узнал,
    Ты вспоминаешь родину – такую,
    Какой её ты в детстве увидал.
    Клочок земли, припавший к трём берёзам,
    Далёкую дорогу за леском,
    Речонку со скрипучим перевозом,
    Песчаный берег с низким ивняком.
    Вот где нам посчастливилось родиться,
    Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
    Ту горсть земли, которая годится,
    Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
    Да, можно голодать и холодать,
    Идти на смерть...
    Но эти три берёзы
    При жизни никому нельзя отдать.

    (К.М. Симонов, 1941)

    Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы в отведённом для этого месте.
    B8 В четвёртой строфе стихотворения представлены картины родной природы.
    Каким термином обозначаются подобные описания? Ответ: .

    Назовите вид рифмовки (схема АВАВ), использованный поэтом в данном стихотворении.
    Ответ: .
    Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых согласных звуков в строке («речонку со скрипучим перевозом»)?
    Ответ: .
    Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении «Родина» (цифры укажите в любом порядке).
    1) анафора
    2) инверсия
    3) гротеск
    4) ирония
    5) метафора Ответ:
    Определите размер, которым написано стихотворение К.М. Симонова
    «Родина» (ответ дайте без указания количества стоп). Ответ: .


    Задания С3 и С4 выполняются на отдельном листе. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

    C3 Как в стихотворении К.М. Симонова соотносятся образы «малой» и
    «большой» родины?

    C4 В каких произведениях русских поэтов звучит патриотическая тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением К.М. Симонова?