Второй после Королёва

4
Второй после Королёва


29 июля 2015 года исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова — пионера ракетно-космической техники, одного из ближайших соратников Главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королёва.

Молодой инженер М.К. Тихонравов свой путь в авиации начал, научившись строить планеры и летать на них. Он серьезно изучал труды Н.Е. Жуковского и К.Э. Циолковского, был знаком с работами и полетами на балансирных планерах Отто Лилиенталя. Михаил Тихонравов с большим интересом изучил труд Циолковского «Аэроплан, или Птицеподобная летательная машина». Особенно Тихонравов отмечал точность описания парящего полета птиц Циолковским. С 1925 по 1931 год им был создан ряд планеров: АВФ-1 «Арап», АВФ-22 «Змей Горыныч» (совместно с В. С. Вахмистровым), «Жар-Птица» (совместно с А.А. Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф», «Комсомольская правда» (совместно с В.С. Вахмистровым и А.А. Дубровиным).

Вникая в подробности труда Циолковского, Тихонравов почерпнул много для себя полезного, когда занимался планеризмом. Описание устройства аэроплана восхитило Тихонравова смелостью мысли, которая свидетельствовала о глубоком представлении Циолковского о летательном аппарате тяжелее воздуха. Уже позднее, когда Тихонравов занимался изучением реактивного движения и посетил Константина Эдуардовича в Калуге, он напомнил ему о том впечатлении, которое на него произвело описание конструкции аэроплана.

Глубокое понимание сути полета в воздухе по аэродинамическому принципу, способствовало развитию в творчестве Тихонравова идеи полета по реактивному принципу. Именно полет во внеатмосферных условиях, в космическом пространстве стал предметом труда и увлечения талантливого инженера.

Видимо, поэтому, проработав недолго в КБ по самолетостроению, Тихонравов вскоре увлекся проблемами ракетной техники и космонавтики. И в 1932 году он уже был в числе создателей и руководителей Группы изучения реактивного двигателя (ГИРД).

Во главе этой научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и ракетных двигателей стал С.П. Королев.

В Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) Михаил Тихонравов занимал одно из ведущих мест. И прежде всего в исследованиях по жидкостным и твердотопливным ракетам, снарядам. Особое внимание уделял изучению и развитию идей К.Э. Циолковского в области космонавтики.

Начальник РНИ И.Т. Клейменов и инженер РНИИ М. К. Тихонравов навестили Циолковского в Калуге. "Наш приезд в Калугу имел целью познакомить Константина Эдуардовича с теми работами, которые мы вели по реактивному движению, — вспоминал Тихонравов, после встречи с Циолковским 17 февраля 1934 года. — Ознакомившись по фотографиям с ракетами, Константин Эдуардович удивился: «Не ожидал, что уже так много сделано в этой области».

Тихонравов в статье «На ракете в стратосферу», опубликованной в калужской газете "Коммуна" в январе 1936 года, писал: «Полет человека на ракете вполне возможен. Человек на ракете поднимется в высшие слои атмосферы, покинет Землю и осуществит давнишнюю мечту человечества о посещении других миров, мечту, которую К.Э. Циолковский своими работами превратил из фантазии в реальность».

У Тихонравова были весомые основания делать такое заключение. Ведь еще весной 1935 года состоялась Всесоюзная конференция по вопросам реактивных летательных аппаратов для достижения стратосферы. На этой конференции с докладом «Перспективы развития ракетной техники и освоение стратосферы» выступил именно Тихонравов.

В годы Великой Отечественной войны он трудился в НИИ Министерства обороны, где руководил работами по созданию ракетного истребителя-перехватчика «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД. В послевоенный период изучал трофейную немецкую ракетную технику и руководил исследованиями составных баллистических ракет и совершенствованием их конструкции.



В начале 50-х годов Тихонравов заявил о возможности создания составной баллистической ракеты, способной сообщить последней ступени, несущей на борту искусственный спутник Земли (ИСЗ), первую космическую скорость — порядка 8 км/с. О полученных результатах он сообщил на первой научно-технической конференции в марте 1950 года.

К сожалению, у руководства и ряда специалистов доклад Тихонравова не получил поддержки. Считалось, что нет смысла создавать баллистические ракеты для запуска спутников в космос. У отечественной науки была на это вполне уважительная причина. Она сводилась к необходимости вооружить СССР атомным оружием и средствами его доставки в любую точку планеты, чтобы противостоять возможному атомному удару со стороны США.

Потребовалось создать межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) с дальностью полета до 10 тыс. км. Это можно было осуществить на основе работ Тихонравова по многоступенчатым баллистическим ракетам дальнего действия, устроенным по «пакетной» схеме.

В мае 1954 года С.П. Королев обратился в правительство с письмом, в котором впервые сообщил о начале практических работ по созданию ИСЗ на базе разработанной тогда межконтинентальной баллистической ракеты. В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу к С.П. Королеву в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.



Его стремления воплотились 4 октября 1957 года, когда вокруг Земли стал обращаться первый в мире искусственный спутник. Сбылась мечта многих поколений. А сам спутник представлял собой шар, имеющий в диаметре 58 см и вес 83,6 кг. Сегодня эти габариты могут вызвать усмешку. Но тогда не только сам факт запуска первого спутника Земли, но и «скромный» вес его поразил ученых зарубежных стран.

Потом запустили второй искусственный спутник Земли. Интересной особенностью второго спутника было то, что он нес на себе первого живого посетителя космоса — подопытную собаку Лайку. М.К. Тихонравов принимал деятельное участие и в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня1961 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Практично каждый новый шаг в освоении космического пространства связан с этим легендарным конструктором.

Михаил Клавдиевич и в дальнейшем продолжал трудиться над космическими аппаратами, которые устремлялись к Луне, Венере, Марсу… Конечно, все эти проекты рождались не просто — были и технические трудности, и теоретические споры. К примеру, о полете с помощью ракеты на Луну человечество от мечтаний перешло к делу после того, как удалось запустить первый в мире ИСЗ. А в начале 60-х годов полет на Луну был одной из практических задач космонавтики.

В нашей стране в 1965 году опубликовали постановление правительства о сосредоточении сил КБ на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны и подготовки условий для последующей высадки экспедиции на поверхность Луны. Основная нагрузка по выполнению постановления была возложена на КБ, возглавляемое С.П. Королевым и В.Н. Челомеем. Уже вскоре были подготовлены ракеты-носители Н1 и УР500К.

Королев надеялся в освоении Луны при помощи пилотируемого полета быть первым. Построили огромную ракету Н1 длиною более 100 м. При этом неимоверно торопились. Экспертная комиссия установила много недоработок в Н1. И тем не менее 9 февраля 1969 года государственная комиссия решила о первом пуске ракеты Н1. Первая трагедия случилась 21 февраля 1969 года. На 69-й секунде после старта ракета, потеряв устойчивость, свалилась на землю. Так же катастрофически завершились еще три старта Н1 подряд. Провалился и четвертый запуск Н1.

Такой прямой старт громадной Н1 к Луне было явно «не по силам» даже столь мощной ракете. А ведь Михаил Клавдиевич еще в 1960 году предложил вариант ракеты, которая вывела бы на орбиту искусственного спутника Земли полезную массу по частям, с последующей сборкой из них космического аппарата, направляемого к Луне. Светлый ум авиационного инженера Тихонравова позволил ему в дальнейшем вложить всю свою душу, знания и опыт в ракетно-космическую технику.



Дальнейшая работа Михаила Клавдиевича была посвящена разработке тяжелого межпланетного корабля для полета на Марс, но вместе с этим он занимался и преподавательской деятельностью в МАИ им. С. Орджоникидзе. За огромный вклад в развитие советской авиационной, ракетной и космической техники Тихонравова награждают орденами Красного знамени, Красной звезды и другими. Умер Михаил Клавдиевич в Москве в 1974 году.

М.К.Тихонравов и С. П. Королёв

Источники:
Бажинов И.К. О работах группы М.К. Тихонравова в НИИ-4 Министерства обороны СССР // Космонавтика и ракетостроение. 2002, №1. — С.159-175.
Турьян В., Орлов Б. След в космонавтике // Крылья Родины. 2001, №2. — С.31-32.
Ячменникова Н. Унесенные Марсом //Российская газета. №5245 (166) от 29 июля 2010 г.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 февраля 2015 08:14
    отличная познавательная статья!
    ради них и прихожу на этот сайт
  2. +2
    5 февраля 2015 12:06
    Вот о таких людях надо снимать фильмы!
    Экран заполонили "герои-драчуны"
    Однако именно инженеры-конструкторы сделали ядерный щит нашей Родины.
    Только благодаря "умникам" наша страна до сих пор не растоптана США и НАТО
  3. +1
    5 февраля 2015 12:30
    Вот головы были ... не то что НЫНЕШНЕЕ ПЛЕМЯ! мыслить как и где чего нибудь ОТЖАТЬ! побухать, тр..хнуть, да расказать об ЭТО НА ВЕС белый свет, то ДУРДОМ-2, то Пляски и песнопение на Льда, шайки дегенератов!
    Убожиство и желтушность 1 канала вообще БЕСИТ! так и ОХОТА ВЗЯТЬ СТВОЛ - и положит там всех . за их ГАДСКОЕ промывание мозгов этим ДЕР...ом!
    1. с1н7т
      +1
      5 февраля 2015 17:11
      Так ведь и ценности были не деньгах, как это сейчас у нас. Ни одна страна за всю историю планеты Земля не совершала таких рывков в прогрессе, как СССР. Может, ну его на , этот капитализм?
  4. +3
    8 февраля 2015 22:34
    Присоединяюсь к вышесказанному и с большим удовольствием плюсую автору! Когда читал, почему-то вспомнил небольшой цикл документально-публицистических фильмов "Наша биография", который шёл по телевизору в середине 1970-х. Как-то повеяло романтикой той эпохи, космическими мечтами, устремлением в будущее. А ведь тогда и вправду верилось, что межпланетные путешествия - дело завтрашнего дня.

    Ещё раз огромное спасибо hi !
  5. 0
    10 февраля 2015 08:35
    Не дать не взять, сколько гениальных людей появилось в СССР. И ведь не за деньги работали, за идею, сейчас это звучит столь фантастично и с трудом верится. Но будь по другому не достигли бы таких высот. И как горько что продали эти достижения группка недочеловеков. Память на вечные времена таким людям!