Любовь моя — лошади. Часть 1

19
Любовь моя — лошади. Часть 1
Московские воины середины XVI века (из Гербертштейна, 1557 г.)


О военных лошадях невозможно не написать, живя в Ростовской области. Первое моё детское воспоминание — рыжеватая лошадь, а на ней — шустрый паренёк. И еще одно воспоминание — зима, холод, мы возвращаемся из школы домой пешком: идти приходилось несколько километров. А тут нас догнал сосед дядя Ваня на своих санях, запряженных гнедой лошадью. И по дороге наш добрый сосед рассказывал нам, как он воевал в кавалерийском корпусе, и как много раз спасала его быстрота и выносливость его лошади будённовской породы. Но как давно это было!

До Петра Первого в дело выращивания новых пород лошадей для военных нужд никто не вмешивался: государственных указов на этот счёт не издавалось. Известно, что в боях со шведами Петру стало ясно, что необходимо переделывать в корне существующие порядки в военной коннице: несмотря на боевые успехи, ей недоставало снаряжения и военных лошадей.

"Если по сей росписи не будут присланы драгунам лошади и припасы, и с ними идти в поход с безоружными нельзя, чтобы какого бесславия не принести, а за малолошадством будет безлюдно" (т.е. из-за нехватки лошадей в боях будут участвовать малое количество солдат), — писал в своём докладе царю фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев.

Благодаря своей мобильности конные полки наносили непоправимый урон неприятелю. "Дав небольшой отдых своей коннице, фон Верден с целью лишить Нарвский гарнизон фуража и провианта, выжег всю окрестность на расстоянии 20 вёрст от Нарвы и вернулся в Ямбург", — рассказывал Николай Волынский, летописец 200-летней истории военных лошадей, создавший "Историю лейб-гвардии кирасирского его Величества полка 1701-1901".

И много ещё было славных побед под Нарвой, под Полтавой, совершённых кавалерийскими полками.

Но армии нужны были особые лошади. Причем срочно.

Конных заводов в России не существовало, а те лошади, что поступали в армию, не соответствовали боевой действительности. Ведь лошади были разноплеменными и закупались у кого придется: у степных кочевников или у простых жителей. Потом их надо было ещё приручить, заставить "ходить" под военным седоком.

Лечение и содержание таких лошадей тоже требовалось выполнять по определённым правилам. Как бы сказали в наше время, денщики и коновалы были людьми не особо почитаемыми, получающими самое низкое жалование: согласно военному штатному расписанию 1711 года, денщик получал в месяц шесть рублей, лошадиный "лекарь" — 12 рублей. Столько же получал рядовой. Для сравнения: капитан получал 100 рублей, поручик — 80 рублей. Цена драгунской строевой лошади, согласно табелю, определена в 15 рублей 10 алтын.

Государь изучил опыт шведских коннозаводчиков и приказал по всей России создать заводы. Их основная цель — вырастить для армии военную породу лошади. Именным указом от 16 января 1712 года было предписано завести конские заводы. За неисполнение государева указа предписывалось провинившихся наказать "жестоким истязанием". Так появились первые породы военных лошадей: битюг, мезинская, обвинская, положившие начало военной коннозаводческой отрасли.


Хреновской конный завод. В варках ранней весной


Задача Петра Первого была выполнена. В России стали выращивать военных лошадей, которые могли выдержать многокилометровые переходы, длившиеся не один день бои, огонь, переправы, разъездную и разведывательную службу, посадку и высадку на суда (т.е. десантирование). Да, и такое бывало. Лейб-гвардии кирасирский полк в середине сентября 1805 году осуществил посадку на суда, предназначенные для перевоза десантного корпуса генерал-лейтенанта Толстого в Шведскую Померанию. В ходе этой сложной операции разразилась буря, и один из кораблей, "Принц Карл", потерпел крушение. Вызывает восторг и удивление то, что русские части неоднократно переправлялись через реки Эльба и Висла и участвовали в показательных парадных маршах перед английскими министрами и прусским королем.

Но, как это часто бывает, с приходом новых правителей изменилось и отношение к военному коннозаводству. С приходом на царствование Екатерины I начались не лучшие времена. Строгого соблюдения законов и распоряжений относительно коннозаводства теперь уже не было, и вельможи, отвечающие за коннозаводческую отрасль, "чинили многое полезное для себя и вредное для государства".

Другая не менее великая женщина-императрица, Анна Иоанновна, имела в своей свите Бирона, который питал слабость не только к царствующей особе, но и к лошадям. И не известно, что ему больше нравилось. Впрочем, это уж не наше дело. Главное — Бирон всерьёз занялся созданием образцовой военной кавалерии, и для этого ему были нужны образцовые лошади. Всё это привело к расцвету коннозаводства: в год на эти нужды из казны выделялось порядка 100 000 рублей, что равнялось по тем временам годовому содержанию Министерства иностранных дел. Средства выделялись просто колоссальные.

Под влиянием Бирона русскую кавалерию "лепили" по западному образцу. Чтобы соответствовать новым стандартам, лошадей закупали за пределами России, в немецких краях: Силезии, Пруссии.

В русском языке появилось новое словосочетание — ремонт лошадей, т.е. закупка лошадей для военных нужд. Закупкой занимались специально обученные из воинских слоев офицеры: их называли ремонтеры, а их деятельность — ремонтированием.

Однако же скоро стало ясно, что покупка лошадей за границей стоит колоссальных средств: в царствование Анны Иоанновны стоимость одной лошади достигала 616 рублей 65 коп., а для элитных, кирасирских полков и того больше — 710 рублей.

Такая дороговизна просто вынуждала разводить "рейтарскую" лошадь у себя дома: это название произошло от немецкого слова reiter — «всадник". К этому делу впервые было привлечено предпринимательское сообщество. По проекту кабинет-министра Артемия Петровича Волынского, следовало "привлечь к этому делу частную предприимчивость и поставить коннозаводство на степень дела общественного, а не узко государственного".


Волынский Артемий Петрович


Артемий Петрович — это поистине легендарный человек, который сделал для военного коннозаводства так много, что рассказ о нем стоит отдельной статьи. Примечательно, что и Бирон, и Артемий Петрович питали большую страсть к лошадям, любили и холили их, но друг друга эти два выдающихся политика ненавидели вплоть до желания смерти. Это и случилось. Артемий Петрович стал одним из основных заговорщиком против своего врага, но заговор был раскрыт. Это стоило жизни Артемию Петровичу. А жаль. Ведь этот человек смог бы ещё немало сделать на своём благородном поприще.

Он настолько любил и преклонялся перед лошадьми, что отслеживал каждый их день жизни. И на основании своих многолетних наблюдений написал специальную инструкцию из двадцати пунктов — "Регулу о лошадях", где самым подробным образом расписано, как ухаживать, чем кормить, когда подпускать жеребца к матке и чем его кормить при этом, как правильно лечить лошадей и т.д.

По ее прочтении понимаешь, насколько сложно было вырастить военных лошадей: вот, например: "жеребцов четырех лет на пятом и пяти лет на шестом счислять с большими лошадьми и давать овса чистого жеребцам как выше показано: в августе и в сентябре в сутки пятую долю четверика, прибавляя две доли сечки, а в октябре третью долю четверика в сутки, смешав пополам с сечкою, а в ноябре, в декабре и в генваре давать в сутки каждому четвертую долю чистаго овса, прибавливая к тому две доли сечки, и которые будут годные к припускам, тех в феврале готовить к припускам и кормить так, как выше показано о припускных жеребцах", — писал Артемий Петрович.

Благодаря стараниям Артемия Петровича новые заводы появлялись не только в России, но и в Малороссии и Великороссии: только за один год было открыто 10 конезаводов. "Понеже для укомплектования войск рейтарскими лошадьми исходила немалая сумма; до сего времени покупались такие лошади в немецких краях, и дабы впредь на оное денег из государства нашего за границу не возить, комплектовать полки домашними лошадьми".

Но потом наступили поистине черные дни для военных заводов.

Продолжение следует…

Подборка хромолитографий по рисункам художника Ба представляет собой иллюстративный материал к книге «История лейб-гвардии кирасирского его величества полка», написанной поручиком того же полка Александром Амиратовичем Туган-Мирзой Барановским и изданной в Санкт-Петербурге в 1872 году. Иллюстрации книги "Форма одежды лейб-гвардии кирасирского его величества полка", автор: Романовский А. С.











19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 марта 2015 09:27
    Интересно! Жду продолжения. Такой вот вопрос к специалистам. Какое расстояние за сутки преодолевают всадники?
    1. +1
      12 марта 2015 17:19
      Смотря, что Вы имеете в виду. Если просто хорошо подготовленного и желательно легкого весом всадника на втянутой в длительные переходы сильной и высносливой лошади - то дневной форсированный переход не более 50 км. И не факт. что лошадь после этого не падет. А если Вы имеете в виду марш кавалерийского подразделения, то это выглядит следующим образом:
      "Марш конницы ничем не отличается от марша пехоты. Ни по скорости движения, ни по величине суточного перехода. И кавалерист утомляется ничуть не меньше, чем пехотинец. Вот только забот и хлопот у него больше, у чем у пешего солдата, ведь ему нужно позаботиться не только о себе и своих ногах, но и о коне. Сидит он на коне только когда конь стоит, а в движении кавалерист практически стоит в стременах на полусогнутых ногах, совершая корпусом движения вверх-вниз в такт шагу лошади. Так что практически получается, что конь идет по земле, а кавалерист идет в воздухе. И через каждые 2-3 километра движения конник слезает с коня и ведет его в поводу тоже 2-3 километра, давая отдых последнему.
      Будучи знакомыми с кавалерией по многочисленным фильмам, мы почему то думаем, что конь это вроде живого мотоцикла. Но на деле галопом, да и другим быстрым аллюром лошадь выдерживает 2-4 километра, потом выдыхается, падает и часто просто умирает - "загнал лошадь".
      Кавалерия - подвижный род войск, который позволяет наносить быстро фланговые удары, преследовать и рассеивать бегущего противника, быстро доставлять донесения и передавать приказания в пределах этих же 2-4 километров, нести дозорную службу. Т.е. она превосходит в подвижности пехоту на небольших расстояниях, на поле боя. А вот в переходах на большие расстояния кавалерия не превосходит пехоту."
      Кстати французская кавалерия перед Первой мировой войной увлекалась длительными форсированными маршами. В результате, когда загремели пушки, французы по привычке двинули свою кавалерию к фронту, для обеспечения прикрытия развертывания своих войск и стратегической разведки (для чего собственно конница и предназначалась) длительными форсированными маршами с кавалеристами в полной выкладке (с оружием, боезапасом и всем остальным немало весящим добром). В результате массовый выход конного состава из строя по причине истощения поголовья, как следствие французскую кавалерию можно было смело вычеркивать из всяких военных планов, ввиду полной небоеспособности.
      Честь имею.
  2. +2
    11 марта 2015 09:32
    Спасибо за статью! Лошадка- самый верный друг человека, всегда делила все трудности как мирной, таки военной жизни. Да и сегодня в некоторых случаях нельзя обойтись без этих прекрасных животных.
  3. +1
    11 марта 2015 10:15
    "Фуражировка и ремонтерство
    Требуют сноровки и проворства"

    Козьма Прутков
  4. +2
    11 марта 2015 10:37
    50 км, можно и больше, но лошадь загнать можно, а так на Руси как говриться 40 верст проходили, расстояние между ямскими постами...
  5. 0
    11 марта 2015 11:32
    спасибо! хорошая статья. ждем продолжения.
  6. Dudu
    0
    11 марта 2015 13:01
    Любопытные сведения. Вообще это тема забытая, особенно боевая тактика конных соединений. Была же и там высшая алгебра в управлении войсками, позволявшая в кратчайшее время нанести победный неожиданный удар противнику. Все это осталось только в архивах, если не пожгли.
    1. 0
      11 марта 2015 14:02
      Сейчас в интернете можно скачать уставы прошлых веков в электронном виде (сканы изданий прошлого), в том числе и по кавалерии. Существуют и доступны( в том числе и в интернете) труды, в частности офицеров ген. штаба, как советского так и имперского периода.
  7. +5
    11 марта 2015 13:03
    Нам уже сложно понимать те чувства русского, у которого лошади были верными помощниками на протяжении всей его жизни, отношение человека к этим красивым зверям. Очень часто к ним относились как к членам семьи. На моих глазах великим "лошадником" до конца дней своих был мой дед. В Первую мировую войну воевал в кавалерии на территории Галиции, имел пулевое ранение в ногу. Впоследствии, уже будучи священником, не выдержал и избил незнакомого человека, который на его глазах лупил лопатой смертельно заморенную лошадь, уже не в силах тянуть бревно на колхозной пилораме. А его рассказы о конной лаве, идущей в атаку, когда своего коня невозможно затормозить и отвести в сторону от общего направления бега эскадрона. А какие смачные команды подавались: "Полк, пики к бою, шашки вон! В атаку, рысью, марш-марш!!". Плакал старик при этих воспоминаниях.
  8. +1
    11 марта 2015 13:31
    Полина,спасибо,очень интересная тема.Подборка хромолитографий good
    Какие красивые лошади и форма кавалеристов.Как сказал Козьма Прутков:хочешь быть красивым-поступай в гусары smile
  9. 0
    11 марта 2015 14:00
    А до Петра на чем поместная конница ездила?
    И кочевников и западных рыцарей гоняли.
    Не было крестьянских лошадей.
    1. 0
      11 марта 2015 15:57
      Правильно, присоединяюсь к этим вопросам. Что до Петра было?
    2. +1
      11 марта 2015 17:43
      Уважаемый Вася! Речь в статье идет о государственной организации конных военных заводов. Насколько свидетельствуют архивные документы именно Петр принял на государственном уровне приказ. Никто не умаляет достоинств поместной конницы, но в том то и дело, что она была поместной.
  10. +1
    11 марта 2015 16:34
    Ребята, к 2008г. отмечалось 1000 лет русской конници!
  11. +1
    11 марта 2015 19:29
    "согласно военному штатному расписанию 1711 года, денщик получал в месяц шесть рублей, лошадиный "лекарь" — 12 рублей. Столько же получал рядовой. Для сравнения: капитан получал 100 рублей, поручик — 80 рублей."
    это в год.
  12. 0
    11 марта 2015 19:57
    50 км верхом....Без привычки позвоночник в трусы высыпется.
  13. 0
    11 марта 2015 21:56
    Лошади очень красивые и как можно было на них одевать такие путы.
    Очень тяжелые и грубые.
  14. +2
    11 марта 2015 23:47
    В современной Российской армии не считая парадных кавалеристов, есть одно конное подразделение это вьючно-транспортный взвод 34 горной бригады.
    Работает с минометчиками:

    С разведкой:

    Сейчас в Туве аналогичную бригаду формируют то же конное подразделение будет, местных лошадей набирают.
    1. +1
      12 марта 2015 17:30
      У нас на юге тоже есть горно-егерский батальон в штате которого есть лошади. И у погранцов есть эти замечательные животные.