Аппарат доставки морского спецназа США Proteus SDV

15
Некоторые из существующих и новых проектов SDV (SEAL Delivery Vehicle – аппарат доставки сил специального назначения) производят довольно сильное впечатление, но все же один аппарат выделяется на фоне остальных. Proteus спроектирован и построен компанией Columbia Group, которая известна своим нынешним аппаратом доставки сил специального назначения ВМС США, имеющим обозначение SDV Mk.8 Mod-1 Gator Class, и которая, по всей видимости, была претендентом на постройку аналогичного аппарата следующего поколения. Этот контракт отошел к другому подрядчику, но, не смотря на это, Proteus остается впечатляющим проектом, равным среди подобных и несравненным по нескольким ключевым параметрам. Так что же в нем особенного?

Этот подводный аппарат относится к классу так называемых подводных аппаратов с двумя режимами DMUV (Dual Mode Underwater Vehicle). То есть он может работать либо в качестве обычного SDV (SEAL Delivery Vehicle) с пилотом и штурманом, либо в качестве автоматического подводного аппарата с большим водоизмещением LDUUV (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle). Фактически он может работать в обоих режимах при выполнении одной и той же задачи, предлагая несравненную гибкость боевого применения. Сочетание большого внутреннего объема, продвинутой системы навигации и высокой надежности означает также, что он может использоваться в качестве подводного грузовика, тайно доставляющего грузы (включая пассажиров, сенсоры, боеприпасы и припасы) боевым группам на местах или в зоны повышенного риска. К задачам систем SDV относятся и противоминные операции; не является здесь исключением и аппарат Proteus, который также способен вести борьбу с минами. А его автономные возможности выгодно выделяют его на фоне остальных систем, по крайней мере, в настоящее время.


По внешнему виду можно сделать вывод о том, что этот аппарат базируется на модели SDV Mk.8, но это отнюдь не так, он отличается почти по всем параметрам. Общая форма более цилиндрическая с закругленными обтекаемыми обводами носом и зауженной хвостовой частью с Х-образными хвостовыми рулями с низким гидродинамическим сопротивлением. Как и в других аппаратах SDV иллюминаторов у Proteus нет, но в носовой части судна установлен многолучевой гидролокатор для обнаружения препятствий OAS (Obstacle Avoidance Sonar), работающий на частоте 300 кГц, система GPS и четыре камеры для повышения уровня ситуационной осведомленности. Маневренность аппарата обеспечивается четырьмя гидроструйными движителями, два установлены вертикально и два горизонтально. Хотя, как и у модели Mk.8 имеются люки для посадки и высадки, расположенные в носовой и кормовой частях, но установка бортовой системы снабжения воздухом (общей емкостью 10 400 литров) и балластных баков по кругу с внешней стороны корпуса позволяет экипажу свободно перемещаться по всему пространству внутри подлодки. В прежнем варианте Mk.8 это было невозможно, два отсека были полностью раздельными. Комбинация доплеровского импульсного радара и инерциальной навигационной системы Photonic на базе оптоволоконного гироскопа Inertial Navigation System (PHINS) используется для навигации под водой.



На этих фотографиях четко видно круговое размещение воздушных баллонов (для дыхания экипажа) и балластных баков, которое позволило получить проход между двумя отсеками. В полу в проходе имеется люк в стиле бомбового отсека



Устройство аппарата Proteus SDV

Обозначения
A. Сдвижной фонарь (носовое отделение)
B. Сдвижной фонарь (кормовое отделение)
C. Хвостовые X-образные рули
D. Внешние направляющие для хранения
E. Большая магнитная мина (LAM)
F. Торпедная труба
G. Быстроходная торпеда Combat Rapid Attack Weapon (CRAW)/легкая противолодочная торпеда Common Very Light Weight Torpedo (CVLWT) ASW
H. Мобильная мина 533 мм (21")
1. Гидролокатор обнаружения препятствий OAS (Obstacle Avoidance Sоnar)
2. Передний уравновешивающий бак
3. Горизонтальный гидроструйный движитель
4. Вертикальный гидроструйный движитель
5. Носовое грузовое/пассажирское отделение
6. Воздушные баллоны для системы дыхания
7. Складывающаяся мачта (две)
8. Кормовое грузовое/пассажирское отделение
9. Задний уравновешивающий бак
10. Горизонтальный гидроструйный движитель
11. Вертикальный гидроструйный движитель
12. Электродвигатель
13. Бесшумный винт
14. Навигационная сфера
15. Литий-полимерные аккумуляторы
16. Автоматическая балластная система
17. Бомбовые отсеки центрального грузового отсека
18. Литий-полимерные аккумуляторы




Характеристики
Длина: 7,82 м
Ширина: 1,61 м
Высота: 1,62 м
Водоизмещение: 4120 кг
Скорость: 10 узлов максимум, 8 узлов крейсерская
Дальность плавания: не заявлена. Значительная, некоторые источники утверждают 900 миль; при управлении человеком значительно меньше (зависит от выносливости оператора)
Максимальная рабочая глубина: 50 метров (пилотируемый режим), 70 метров (беспилотный режим)
Экипаж: 2 человека (опционально) плюс четыре пассажира (или шесть пассажиров)
Грузоподъемность: 2 x 900 кг на наружных местах крепления (контейнеры для хранения, мобильные мины, магнитные мины (LAM), быстроходная торпеда CRAW/легкая противолодочная торпеда CVLWT, ракеты или торпеды)
Аккумуляторы: 148 кВтч базовые, 296 кВтч внешние литий-полимерные
Мачты: две
Средства связи: (на поверхности): спутниковая система Iridium, свободная волна, связь УКВ; (при погружении): модем Benthos, система связи для ныряльщиков OTS; (внутренняя): система внутренней связи

Внешние подвески


2 внешних контейнера


2 x 2 контейнера для ракет/мобильных мин/подводных аппаратов


2 контейнера для ракет/мобильных мин/подводных аппаратов


4 средние мины

Использованы материалы:
www.hisutton.com
en.wikipedia.org
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    30 марта 2015 06:16
    Хорошая посудина, а где наши "Тритон-2"? Наша машинка конечно уже морально устарела и ТТХ похуже, Но модернизация скажем на Литий-полимерные аккумуляторы и "начинку" вполне оправданы. Так, что в подобных подлодках есть необходимость, если учесть их возможности в поиске мин.
    1. 0
      30 марта 2015 17:25
      Эта "хорошая посудина" должна дать хороший импульс в деле качественного совершенствования наших ПДСС....
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      7 апреля 2015 23:17
      "Тритоны" мины не ищут, оне их привозят.Могут использоваться для доставки водолазов с целью поиска и обезвреживания мин (при десантных операциях), но врядли это будет делаться...
  2. +1
    30 марта 2015 09:28
    "По внешнему виду можно сделать вывод о том, что этот аппарат базируется на модели SDV Mk.8, но это отнюдь не так, он отличается почти по всем параметрам."
    Конечно, о чем речь, по внешнему виду так и подумал)))))))
    А вообще статья хорошая, спасибо автору.
  3. +1
    30 марта 2015 10:20
    Очередной "НИГЕР"?
    1. +3
      30 марта 2015 13:59
      Карму вам поправил, товарищ, а то кто-то не разобравшись в вопросе минусов налепил.
      Как я понимаю, имеется в виду легендарная человекоуправляемая торпеда, использовавшаяся морскими отрядами "К"?
      Еще до того, как тренировки перешли в такую стадию, новое детище уже получило имя. Длинное название «одноместная человекоуправляемая торпеда» представлялось слишком громоздким для повседневного употребления. Назрела необходимость в сокращенном наименовании. Кое-кто стал употреблять слово «Лал» («угорь»), однако в немецком морском жаргоне этим словом обозначалась обычная боевая торпеда. Таким образом, могла возникнуть путаница, а кроме того, хотелось ввести какое-то особое слово. Нередко новинки получают название по имени их изобретателя или конструктора, но в данном случае и такое решение было бы не особенно удачным. Ведь слово «Мор» («мавр») имеет в немецком языке какой-то оттенок ребячества и игривости; такое название казалось недостаточно почтительным. Но тут одного техника осенила идея. «Мавр» – в сущности, ведь «негр», – заявил он, – а «Негер»[5]– это же отлично запоминающееся маскировочное наименование». На этом и порешили. Одноместные торпеды стали называться «Негерами».

      С ув. hi
      1. 0
        30 марта 2015 14:40
        Да, именно она
      2. +1
        30 марта 2015 14:42
        Сие же , в смысле "Нигер", на ходовых.
        Вообще идея свехмалой лодки захватывающая, и бесспорно, рациональное зерно в ней есть, но, насколько я знаю, "подводный истребитель" еще никому реализовать не удалось..... То дальности хода не хватало, то условия обитания очень жесткими оказывались....
        1. +2
          30 марта 2015 14:53
          Были и еще этакие каракатицы - сверхмалые "погружающиеся" лодки "Бибер" с бензиновым двигателем. Можно еще японские двухместные сверхмалютки и итальянские человеко-торпеды вспомнить. А больше из "классики" как-то на ум ничего и не приходит. Все остальное уже более-менее современно.
  4. +3
    30 марта 2015 11:33
    Рыба серьезная. Дальность плавания и комплект вооружения внушают уважение.
    1. +2
      30 марта 2015 13:37
      900 миль 10 узловым ходом - вы не высидите в дыхательном приборе...
    2. 0
      7 апреля 2015 23:11
      Да,девайс хороший. Особенно сочетание ИНС,GPS и автопилота. Чуть более часа из нейтральных вод и у берега.Доставляется АПЛ. ГАК на 300 Кгц светить будет...
  5. +4
    30 марта 2015 12:15
    Наконец то хоть один нормальный обзор с фото, ТТХ и схемами.
    +!
  6. 0
    30 марта 2015 14:44
    "Нигер" как он есть...
  7. wclc2
    0
    6 мая 2015 12:17
    Красиво ) Качественно, и внушительно!