От «Системы контроля космического пространства» не ускользнёт ни один спутник

«Система контроля космического пространства», СККП — особая стратегическая система, главной задачей которой является наблюдение за искусственными спутниками нашей планеты, а также иными космическими объектами. Она является составной частью войск Воздушно-космической обороны. По словам официального представителя войск ВКО Алексея Золотухина, анализ осуществляемых в космическом пространстве маневров разведывательных аппаратов дает возможность с высокой степенью достоверности спрогнозировать время начала первого массированного авиационно-ракетного удара воздушно-наступательной операции. Для этого достаточно иметь представление о развернутой вероятным противником группировке космических аппаратов и знать совершаемые ими маневры.

Вот уже на протяжении 50 лет в Подмосковье в городе Ногинске не просто следят за каждым из 12 тысяч находящихся на орбите искусственных спутников Земли, но и четко представляют, где они могут оказаться в тот или иной момент времени. Это очень важно, так как с запуском в космос первого спутника в истории человечества наступила новая эра. Для кого-то ночное небо — это просто скопление мерцающих звезд, а для кого-то настоящее поле боя. Ведущие мировые державы быстро поняли это и начали вести работы в этом направлении. Вторая половина XX века ознаменовалась разработкой и выпуском всевозможных радиолокационных: дециметрового и метрового диапазонов, оптико-электронных, оптических, радиотехнических и лазерных средств слежения за космосом. Подобные системы были развернуты в СССР, США и КНР. Главным их предназначением стало отслеживание активности вероятного противника в космическом пространстве.

В Советском Союзе в строй последовательно были введены средства предупреждения о ракетном нападении (ПРН), противоракетной (ПРО) и противокосмической обороны (ПКО). Для информационного обеспечения их совместного применения была образована Служба контроля космического пространства (СККП), главные задачи которой решались в специально построенном для этих целей ЦККП — Центре контроля космического пространства.

По данным экспертов, на земной орбите на сегодняшний день действует более тысячи функционирующих космических аппаратов, а общее количество спутников вместе с уже отработавшими, по всей видимости, превышает 12 тысяч единиц. Выведенные на земную орбиту спутники принадлежат 30 странам мира и различным межгосударственным организациям. Они предназначены для решения задач военного, гражданского и двойного назначения: разведки из космоса наземных, морских, воздушных объектов, обнаружения стартов баллистических ракет, дистанционного зондирования поверхности Земли, передачи данных и обеспечения связи, метеоразведки, топогеодезии, космической навигации и т.д. И за всеми этими объектами как действующими, так и выведенными из эксплуатации наблюдают специалисты СККП.

Одной из главных задач Центра контроля космического пространства является ведение единой информационной базы всех космических объектов — Главного каталога космических объектов системы контроля космического пространства. Данный каталог предназначен для длительного хранения в нем орбитальной измерительной, оптической, радиолокационной, радиотехнической и специальной информации обо всех объектах искусственного происхождения, находящихся на высотах от 120 км до 40 000 км. В данном каталоге хранится информация о 1500 показателях характеристик каждого космического объекта (его номер, признаки, координаты, орбитальные характеристики и т.д.). Каждые сутки для поддержки Главного каталога космических объектов специалисты ЦККП обрабатывают более 60 тысяч различных измерений.

Интенсивное освоение космического пространства человеком привело к образованию на орбите больших объемов «космического мусора», состоящего из разрушившихся по разным причинам космических объектов. Данные объекты могут представлять реальную угрозу для пилотируемой космонавтики и действующих и вновь выводимых на орбиту космических аппаратов. При этом сегодня наблюдается отчетливая динамика увеличения их количества. Если в 60-е годы таких объектов были сотни, в 80-90-е годы тысячи, то сегодня их счет пошел уже на десятки тысяч.

Российские войска воздушно-космической обороны в 2014 году в рамках боевого дежурства по обеспечению контроля космического пространства выполнили работы по контролю вывода на различные орбиты примерно 230 иностранных и российских космических аппаратов. Также было принято на сопровождение более 150 космических объектов, осуществлено 26 предупреждений о сближении космических объектов с аппаратами российской орбитальной группировки, в том числе о 6 опасных сближениях с МКС. Выполнены работы по прогнозированию и контролю прекращения баллистического существования более чем 70 различных космических аппаратов.

Зоркий «Воронеж»

Расположенный в Ногинске объект — это центр большой сети станций контроля космического пространства, но, помимо СККП, в единую систему глобального мониторинга обстановки в космосе входит также «Система предупреждения о ракетном нападении» (СПРН), а также силы и средства противовоздушной и противоракетной обороны. Наиболее известные из них — это РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении типа «Воронеж». «Воронеж» — российская надгоризонтная радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ).

В настоящее время существуют варианты станций, работающих в метровом «Воронеж-М» и дециметровом диапазонах волн «Воронеж-ДМ». Основой данной радиолокационной станции является фазированная антенная решетка, несколько контейнеров с радиоэлектронным оборудованием и быстровозводимое здание для личного состава, что позволяет очень оперативно и с минимальными затратами модернизировать станцию во время ее эксплуатации.

РЛС «Воронеж-М» — станция, работающая в метровом диапазоне, дальность обнаружения целей до 6 тысяч километров. Создана РТИ имени академика А. Л. Минца в Москве, главный конструктор — В. И. Карасев.

РЛС «Воронеж-ДМ» — станция, работающая в дециметровом диапазоне, дальность обнаружения целей по горизонту — до 6 тысяч километров, по вертикали (ближний космос) — до 8 тысяч километров. В состоянии одновременно контролировать до 500 объектов. Создана НПК «НИИДАР» при участии РТИ имени Минца. Главный конструктор — С. Д. Сапрыкин.

РЛС «Воронеж-ВП» — высокопотенциальная РЛС метрового диапазона, создана в РТИ имени Минца.

Все РЛС «Воронеж» предназначены: для обнаружения баллистических целей (ракет) в пределах их зоны обзора; вычисления параметров движения сопровождаемых целей по поступающей информации радиолокации; сопровождения и измерения координат обнаруженных целей и помехоносителей; определение типа обнаруженных целей; выдачи информации о помеховой и целевой обстановке в полностью автоматическом режиме другим потребителям.

РЛС типа «Воронеж» возводятся на предварительно подготовленных площадках сопоставимых по размерам с футбольным полем из типовых компонентов (транспортируемые аппаратурные и антенные модули), которые можно легко заменять, переформировывать, наращивать с учетом назначения комплекса и стоящих перед ним задач. Максимальная унификация используемой аппаратуры и модульный принцип построения позволяют создавать РЛС разного потенциала с антеннами, размеры которых определяются только конкретными условиями их местоположения и стоящими перед ними задачами. РЛС типа «Воронеж» могут использоваться в системах ККП, ПРН, ПРО, а также нестратегических ПРО и ПВО. Могут они использоваться и как национальное средство контроля и мониторинга надводной и воздушной обстановки.

По набору своих ТТХ радиолокационные станции «Воронеж» не уступают применяемым станциям типа «Днепр-М» и «Дарьял». При действующей дальности обнаружения целей 4 500 км, они имеют техническую возможность ее увеличения до 6 000 км (дальность обнаружения РЛС «Дарьял» — более 6 000 км, РЛС «Днепр» — 4 000 км). При этом РЛС типа «Воронеж» отличаются самым низким энергопотреблением — не превышает 0,7 МВт (для РЛС «Дарьял» — 50 МВт, для РЛС «Днепр» — 2 МВт). По оценкам экспертов, стоимость создания РЛС типа «Воронеж» — 1,5 миллиарда рублей (для РЛС «Дарьял» в ценах 2005 года — практически 20 миллиардов рублей, для РЛС «Днепр» — около 5 миллиардов рублей). От станций «Дарьял» и «Днепр», которые на сегодняшний день составляют основу надгоризонтной локации СПРН, РЛС типа «Воронеж» выгодно отличаются небольшим временем развертывания, автономностью, высокой надежностью, компактностью и меньшими на 40% расходами на эксплуатации станции.

Отличительной особенностью РЛС «Воронеж» является их высокая заводская готовность (ВЗГ), благодаря этому срок их монтажа не превышает 1,5-2 лет. Технически каждая РЛС включает в себя 23 единицы различной аппаратуры в контейнерах заводского выпуска. На программно-алгоритмическом и технологическом уровнях решаются вопросы управления энергоресурсами станции. А высокоинформативная система управления РЛС и встроенный аппаратный контроль позволяют снизить расходы по обслуживанию.

Первая РЛС «Воронеж-М» была развернута в поселке Лехтуси под Санкт-Петербургом в 2008 году. Данная станция позволяет отслеживать пуски ракет на полигонах «Анне» (Норвегия) и «Кируна» (Швеция), а также следить за вертолетами и самолетами в своей зоне ответственности. При этом станция позволяет военным контролировать все, что происходит в воздухе и космосе в этом секторе. В перспективе станция будет модернизирована до уровня «Воронеж-ВП». Объект в Лехтуси позволил военным закрыть северо-западное ракетоопасное направление и обеспечивает контроль за воздушным пространством от Шпицбергена до Марокко.

Вторую станцию «Воронеж-ДМ» ввели в строй в 2009 году под Армавиром. Станция закрывает юго-западное направление и позволяет контролировать воздушное пространство от Южной Европы до Северного побережья Африки. Планируется введение второго сегмента, который будет перекрывать зону действия Габалинской РЛС. Еще одна станция «Воронеж-ДМ» построена в Калининградской области в поселке Пионерское, станция заступила на боевое дежурство в 2014 году. Она перекрывает западное направление, за которое отвечали РЛС в Мукачево и белорусских Барановичах.

В самое ближайшее время будет сдана еще одна РЛС «Воронеж-ДМ» в районе города Усолье-Сибирское Иркутской области. Антенное поле данной станции ровно в 2 раза больше, чем у первого лехтусинского радар — 240 градусов и 6 секций вместо трех, что позволит станции контролировать большую территорию. Станция сможет контролировать пространство от Китая до западного побережья США. В настоящее время объект находится на опытно-боевом дежурстве. В планах ввод в строй в 2015 году аналогичных РЛС в районе поселка Усть-Кемь в Енисейском районе Красноярского края, а также дачного поселка Конюхи под Барнаулом в Алтайском крае. Также уже ведется возведение подобных объектов под Воркутой, в районе города Оленегорска Мурманской области, города Печора Республики Коми и в Омской области. «После ввода в строй всех этих надгоризонтных РЛС можно будет сказать, что Россия полностью восстановила радиолокационное поле СПРН. Значительно вырастет поток орбитальных измерений», — отмечают в войсках ВКО.

Космическое «Окно»

В систему контроля космического пространства входит и целый ряд других интересных объектов, к примеру, уникальный во всех смыслах оптико-электронный комплекс распознавания космических объектов «Окно», который не имеет аналогов в мире. Данный комплекс является одним из самых эффективных средств, входящих в состав отечественной системы контроля космического пространства. О завершении государственных испытаний полного состава комплекса «Окно» в ноябре 2014 года журналистам рассказал представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Войскам ВКО полковник Алексей Золотухин. Комплекс, позволяющий решать задачи связанные с освоением космоса не только российскими, но и иностранными организациями и ведомствами, расположен на территории Таджикистана вблизи Нурека на высоте 2200 метров над уровнем моря. Комплекс расположен в горах Санглок, входящих в горную систему Памира.

Комплекс «Окно» предназначен для осуществления автоматического обнаружения различных космических объектов на высотах от 120 км до 40 000 км, сбора по этим объектам фотометрической и координатной информации, расчета параметров движения космических объектов и передачи результатов проведенной обработки на вышестоящие командные пункты. Работа оптико-электронного комплекса «Окно» полностью автоматизирована. В течение рабочего сеанса, который обычно занимает все ночное и сумеречное время суток, комплекс в состоянии работать без операторов в режиме реального времени, выдавая достоверную информацию об известных и вновь обнаруженных космических объектах. Обнаружение ведется в пассивном режиме, благодаря чему данный комплекс обладает низким уровнем энергопотребления.

В состав оптико-электронного комплекса «Окно» входят оптико-электронная система измерения угловых координат и фотометрирования космических объектов и оптико-электронная система обнаружения стационарных космических объектов. Характерной особенностью двух данных систем можно назвать применение ими в качестве носителей информации сигналов, получаемых в ходе отражения солнечного излучения от космических объектов. По всем обнаруженным в космосе объектам на фоне сигналов от звезд и помех определяются скорость, угловые координаты и блеск. Отличительным признаком для селекции выступает различие в видимых угловых скоростях объектов и звезд.

Еще один радиооптический комплекс разведки низкоорбитальных космических объектов расположен на территории Северного Кавказа и носит название «Крона» и включает в свой состав РЛС дециметрового диапазона, РЛС сантиметрового диапазона и командно-вычислительный пункт. Также в систему входят расположенный в Московской области радиотехнический комплекс контроля излучающих космических аппаратов «Момент» и множество других объектов по всей России.

По словам генерал-лейтенанта Александра Головко, занимающего пост командующего войсками Воздушно-космической обороны, в 2014 году войска ВКО приступили к работам по созданию сети наземных лазерно-оптических и радиотехнических комплексов распознавания космических объектов, которые смогут обеспечить расширение диапазона контролируемых орбит и сразу в 2-3 раза снизят минимальный размер обнаруживаемых в космическом пространстве объектов.

В соответствии с утвержденной в нашей стране госпрограммой вооружения до 2020 года почти на всех отдельных командно-измерительных комплексах будут осуществлены работы по вводу в эксплуатацию новых командно-измерительных систем. «В настоящее время в России проводится порядка 20 разнообразных опытно-конструкторских работ, среди которых можно выделить работы по разработке унифицированной командно-измерительной системы управления космическими аппаратами (КА) нового поколения, совершенствование наземного комплекса управления системой «ГЛОНАСС», перспективной системы приема и обработки телеметрической информации и многое другое», — отметил генерал-лейтенант. Александра Головко добавил, что будет продолжаться оснащение Главного испытательного космического центра им. Титова (осуществляет управление 80% отечественной орбитальной группировки) новыми перспективными станциями спутниковой связи. Также будет постепенно расширяться сеть квантово-оптических систем, предназначенных для высокоточного определения местоположения российских КА.

Алексей Золотухин представитель управления пресс-службы и информации Минобороны России по Войскам воздушно-космической обороны (ВКО) рассказал журналистам, что уже в 2015 году в России начнется постройка новых радиотехнических комплексов контроля космического пространства в Калининградской, Московской областях, а также в Приморском и Алтайском крае, сообщает ТАСС. В 2015 году одним из приоритетных направлений развития Войск ВКО было выбрано совершенствование отечественных средств СККП для обеспечения безопасности космической деятельности России за счет наращивания возможностей обработки информации о состоянии обстановки на околоземной орбите. По данным Золотухина, в ближайшие годы в России планируется развернуть 10 подобных комплексов.

Источники информации:
    8 апреля 2015 08:34
    Смотрю на 5 фото и вижу миссию в каком нибудь пен.досовском шутере.типа захватил базу Русских
    1. Антоха
      8 апреля 2015 11:11
      Лучше на 6 фото посмотри это то же самое но вид лучше.
      Захватить не получиться....
      Весь периметр просматривается и простреливается...
      Да и высота большая...
    8 апреля 2015 11:03
    Ещё бы могли бы давать непосредственное целеуказание ракетам пво(такой радар помехами подавить трудно), цены бы не было.А так как антенны метрового диапазона не подходят для целеуказания, слишком большая погрешность, это не возможно.
    1. James Cameron
      8 апреля 2015 21:18
      А почему вы решили, что такой функциональности нет? (это не намек, а просто вопрос)
    8 апреля 2015 12:08
    Космическое «Окно» нужно разрисовать под "Смешариков", чтобы ввести противника в заблуждение )))
      8 апреля 2015 12:23
      Цитата: shershen

Чтобы они от смеха кончились? laughing
      8 апреля 2015 18:17
      Цитата: shershen

Цитата: Юра
      Чтобы они от смеха кончились?

Уверен если бы этот комплекс построили бы после выхода Смешариков, его бы так и назвали.
    8 апреля 2015 13:17
    Если мне не изменяет память,раньше там не подалеку военная часть была,а щас нет!Так вот..один знающий товарищ рассказывал,как им дали приказ обезвредить охрану и повредить это"окошко" без возможности восстановления в короткие сроки!Сделали легко,но после этого подняли такой шухер,что влетело всем,и тем кто отдал приказ на учебный захват,и исполнителям...про охрану там вообще умолчу..)))!А вот после всего этого,там уже охраняли ребята матерые,и при повторных пробах захвата,уже при согласии высшего руководства,ничего не выходило!Там датчиков кругом понатыкали,тревожная группа сидела с оружием круглосуточно,и стояли отнюдь не зеленые солдатики,а в основном старослужащие,из специальных рот охраны,да и состав был на 70% офицерский!
    1. James Cameron
      8 апреля 2015 21:19
      Да уж, я представляю сколько кирпичей отложила та, первая охрана :)
    8 апреля 2015 22:42
    О как оказывается
    Пентагон рискует остаться и без российских ракетных двигателей РД-180, и без американской замены, заявил начальник штаба военно-воздушных сил США генерал Марк Уэлш.
    Уэлш заявил, что командование ВВС, как и законодательная ветвь власти в Вашингтоне, хотело бы «как можно скорее» обеспечить конкуренцию на рынке космических запусков в США в интересах Пентагона. Однако, двигаясь в соответствии с выработанным Конгрессом графиком «от той отправной точки, в которой мы находимся сейчас и которая характеризуется обвинениями нас в том, что (в этой сфере существует) монополия», американское минобороны рискует оказаться в положении, «когда у нас не будет в следующие пару лет ни доступа к РД-180, ни замены ему в виде производимого в США ракетного двигателя», предупредил военачальник.
    НА ЭТУ ТЕМУ
    Рогозин сообщил о запрете использования поставляемых в США двигателей в военных целях
    Россия адаптировала поставляемые в США двигатели для пилотируемых пусков
    Эксперт: Покупка российских двигателей ставит американцев в неловкое положение
    ВВС США заявили о намерении «как можно скорее» избавиться от российских ракетных двигателей
    Как он подчеркнул, установленный Капитолийским холмом жесткий график движения к полному прекращению эксплуатации от РД-180 в США «не гарантирует появления с течением времени более сильной конкуренции» на местном рынке космических стартов, отвечающей интересам ВВС как заказчика таких пусков, передает ТАСС.
    Кроме того, генерал отметил, что ему кажется совершенно нецелесообразным не экономить бюджетные средства за счет использования «уже приобретенных и доступных двигателей из- за политического решения, которое нацелено на создание отечественной способности в области космических пусков».«Мы все с этим (т.е. такой целью) согласны. Вопрос заключается лишь в том, насколько быстро мы способны ее достичь, если смотреть на вещи реалистично. Нам не следует самим себе связывать руки», - сказал Уэлш.
    Он затруднился ответить на уточняющий вопрос о том, рассматривается ли все еще руководством в Вашингтоне возможность приобретения у России лицензии с целью налаживания производства РД-180 на территории США: «Я не знаю, как сейчас с этим обстоит дело».
    Напомним, в декабре 2014 года Маккейн внес на рассмотрение в сенат США по оборонному бюджету поправку о запрете покупок российских ракетных двигателей РД-180 производства НПО «Энергомаш».
    Инициатива предусматривает исключение для выполнения существующего контракта на закупки российских двигателей до 2019 года консорциумом Boeing и Lockheed Martin.
    Эта поправка отражает стремление американского Конгресса устранить зависимость от российских космических технологий в условиях ухудшения отношений двух стран.
    20 декабря президент США Барак Обама сообщил, что подписал оборонный бюджет страны на 2015 финансовый год объемом порядка 577 млрд долларов.
    Закон содержит поправку сенатора-республиканца Джона Маккейна, устанавливающую запрет на дальнейшие закупки российских двигателей РД-180. Данный закон предусматривает, что ведомство может использовать РД-180 после 2019 года лишь в том случае, если эти двигатели были приобретены до воссоединения Крыма с Россией.
      8 апреля 2015 22:46
      и контрольный выстрел
      Однако Пентагон не согласился с предложенным Маккейном планом отказа от российских ракетных двигателей.

Между тем в январе глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что российские специалисты адаптировали под пилотируемые пуски двигатели РД-180, поставляемые в США для ракет «Атлас». Кроме того, РКК «Энергия» официально объявила о подписании контракта на поставку 60 ракетных двигателей РД-181 американской компании Orbital Sciences Corporation.
    8 апреля 2015 23:49
    враг не пройдет,небо под замком!
    1. gjv
      9 апреля 2015 10:20
      Цитата: red rocket
      враг не пройдет,небо под замком!

Вообще то, небо где то выше. wassat Над замком.
      А вот с неба (из космоса), видно, что "космический глаз" (Окно) - за двойным колючим забором. А между колючками, наверное, ещё собачки бегают… soldier