Эволюция польского средства доставки боевых пловцов Блотняк

6

Средства доставки пловцов SDV (Swimmer Delivery Vehicle) и другие подводные пропульсивные аппараты решают проблему транспортирования пловцов на большие дистанции, поскольку возможности обычного пловца не безграничны. За все годы существовало сотни типов аппаратов (большинство забыто) и поэтому неизбежно, что большая часть легко категорируется по четким подгруппам или семействам. В эволюционном древе SDV имеется только один пример одноместного полностью закрытого аппарата SDV.


Обычно аппараты SDV многоместные, поскольку преобладает мнение, что чем больше людей, тем лучше. Одноместные пропульсивные средства доставки водолазов DPV (Diver Propulsion Vehicle) с другой стороны также довольно обычны, но они все открытого типа, поскольку одним из ключевых требований является компактность и простота управления.

Предшественники

Иногда полезно изучать аппараты с похожими конструктивными элементами или параллельными решениями проблемы. У поляков очевидным предшественником современных конструкций был аппарат Żywe torpedy (живая торпеда), созданный во время Второй мировой войны. В 1939 году в связи с угрозой неминуемого вторжения немцев польское правительство вело поиск добровольцев для управления «живыми торпедами» и борьбы с кораблями нацистов. Несомненно, эта программа существовала, но нет свидетельств того, что эти устройства были действительно изготовлены или поставлены на вооружение и как они в реальности выглядели и на что были похожи. Поляки провели большую работу по исследованию этой темы, но, к сожалению, все ответы были уничтожены войной. Что действительно можно сказать, так это то, что аппарат был одноместным и имел некоторую унифицированность с торпедой или, скорее, напоминал ее. Хотя история и повлияла каким-то образом, понятно, что проект Блотняк (Blotniak по-польски лунь) конструктивно совсем не связан с проектами военной поры.


Популярные изображения живой торпеды из польских источников

В конструктивном плане ближе всего к ним был закрытый вариант аппарата Ребикофф Pegasus. Этот аппарат 60-х годов имел некоторое сходство со военными проектами, но фактически достаточно сильно отличался по ключевым параметрам. Самым успешным проектом французского первопроходца в области подводных аппаратов Демитри Ребикоффа стало создание аппаратов DPV серии Pegasus. Это был одноместный аппарат, напоминавший небольшую торпеду с аквалангистом, лежащим на ее верху. Перед лицом водолаза устанавливался отдельный цилиндрический контейнер с инструментами; в передней части аппарата были установлены большие горизонтальные рули управления. Первый экземпляр был изготовлен в 50-х годах, а в 60-х годах был построен закрытый вариант. Важное отличие состояло в том, что оболочка была построенная вокруг автономного DPV, тогда как у Блотняка обшивка была интегрирована с аппаратом. Еще одной отличительной особенностью Pegasus были длинные передние рули управления (он «летел» сквозь воду»), а вот у аппаратов серии Блотняк их не было.


Pegasus моно считать достаточно успешным проектом, но закрытый вариант так никогда и не появился. Возможно, что Pegasus оказал какое-то влияние на концепцию Блотняка но, по всей видимости, сильных семейных связей здесь не видно.

Помимо этой концепции нет очевидных кандидатов. Можно было бы «расширить фильтр» на одноместный аппарат подобный британскому аппарату Sleeping Beauty (спящая красавица), но он, конечно же, не был закрытого типа.

Блотняк №1

Когда польский флот создал свое специальное подразделение боевых пловцов, названное Формоза в 1975 году, он пошел по своему независимому пути. Хотя страна и входила в Варшавский договор, в этом подразделении не использовались ни советские подводные аппараты, ни восточногерманские KSK-18. Как уже подчеркивалось несколько раз, Блотняк был уникальным изобретением. До наших дней дожило четыре аппарата Блотняк, которые могут рассказать историю разработок. Первый вариант по всей видимости был аппаратом в котором пилот лежал смотря через плексигласовый носовой фонарь. Длина аппарата составляла всего 3,5 метра и он по форме напоминал слезу. Еще одна редкая особенность заключалась в том, что не было рулей поворота. Вместо них была установлена поворотная насадка вокруг сдвоенных гребных винтов противоположного вращения. С целью упрощения конструкции винты не двигались, только направляющая насадка работала подобно водометному движителю.



Фотографии с сайта Blotniak.com.pl

Блотняк №2

Лежачее положение более комфортно при перемещениях на дальние расстояния, но менее комфортно и менее практично во время движения по поверхности. Неудивительно, что прототип был скомпонован так, что пловец теперь вел аппарат сидя. Габаритная длина не изменилась, но сдвижной люк наверху корпуса был переделан и стал напоминать фонарь кабины самолета. Носовая часть из органического стекла осталась, но была значительно уменьшена. Характеристики аппарата впечатляли, его максимальная скорость в пять узлов в пять раз превышала скорость «немоторизованного» пловца. Крейсерская скорость была несколько скромнее, три узла, но все равно это значительно больше скорости пловца.

Подводный аппарат Блотняк мог бы буксировать контейнер или, например, мину. Он мог бы буксировать также несколько пловцов, хотя при этом их могли заметить на поверхности.



Фотографии с сайта Blotniak.com.pl

Блотняк копия №1 («003»)

Возрождение интереса к аппаратам Блотняк в 2000-х годах проявилось в создании двух достоверных копий. Первая часто упоминается как модель «003» и отличается от других поворотными рулями управления в задней части; кроме того, стабилизаторы были усилены стальной стяжкой и подвесным грузом внизу хвостовой части. В нынешнем состоянии эта копия, скорее всего, для плавания не пригодна.



Фото из Wikipedia

Блотняк копия №2 («B-155»)

Эта копия была изготовлена с нуля, она полностью функциональна и, несомненно, больше всего фотографий сделано с нее. Она отличается многими деталями, но в границах разумного представляет собой достоверное воспроизведение оригинала.






Использованы материалы:
www.hisutton.com
www.blotniak.pl
www.wikipedia.org
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    17 апреля 2015 08:37
    В Прибалтике мини субмарины назвали бы шпротами 100%.
    1. +1
      17 апреля 2015 15:35
      А в Питере корюшками?
    2. +2
      17 апреля 2015 17:33
      Хоть и не специалист, но считаю аппарат дорогим и бессмысленным.
      Если он закрытый и негерметичный, на сколько у пловца останется воздуха в баллонах ?
      Если аппарат герметичный, то какова выйдет его стоимость с системами жизнеобеспечения пловца и сохранностью груза ? И это при отсутствии гарантии возврата аппарата на базу !
      Не кажется ли, что это очередная, как тут пишут "вундервафля", но зато от Польши ?
      1. 0
        1 мая 2015 14:26
        Такие аппараты у всех дорогие.Это старый девайс. Автономность в данном случае определяется автономностью водолаза (если АКБ не китайская) и это не количество воздуха в баллонах.От слова "совсем". winked
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    17 апреля 2015 19:27
    А неплохие с виду машинки. Наши разработки ПФ ЛКИ и "Хитрого прибора" подобных средств доставки боевых пловцов ВМФ отличались и внешне. Сравнить эксплуатацию могли только сами подводные диверсанты.
  4. 0
    20 апреля 2015 13:11
    А в Блотняке предусмотрена установка стерео системы с прослушиванием шансона? bully