Проект РСЗО Rocket System 80 (Германия, Великобритания, Италия)

16
В конце шестидесятых и начале семидесятых годов ведущие страны мира занялись вопросом создания реактивных систем залпового огня большой дальности. Как позже показала практика, наличие подобной техники позволяет значительно повысить потенциал сухопутной реактивной артиллерии в деле уничтожения противника. Некоторые страны начали создавать новые РСЗО самостоятельно, другие, в свою очередь, приняли решение о сотрудничестве. В начале семидесятых годов ФРГ, Великобритания и Италия объединились для разработки проекта RS80.

Целью проекта RS80 («Rocket System 80» – «Ракетная система 80-х годов») было создание новой РСЗО большой дальности, способной использовать боеприпасы различных типов и выполнять боевые задачи, связанные с уничтожением удаленных целей. В рамках этого проекта планировалось разработать новые неуправляемые ракеты с дальностью полета до 60-70 км. По подсчетам специалистов, такая дальность стрельбы позволяла обеспечить реальное преимущество перед существующими и перспективными зарубежными образцами. К разработке нового проекта были привлечены три компании: западногерманская MBB, британская Hunting Engineering и итальянская Oto Melara.

Известны некоторые подробности трехстороннего сотрудничества. Так, немецкие специалисты, принимая участие в создании различных компонентов будущей РСЗО, являлись основными разработчиками боевой нагрузки для перспективных неуправляемых ракет. Кроме того, как следует из имеющихся данных, немецкая оборонная промышленность была привлечена к строительству прототипа новой боевой машины. Итальянские и британские инженеры так же отвечали за разработку определенных компонентов комплекса.

До середины семидесятых годов разработка проекта RS80 шла без особых проблем. Совместными усилиями стороны смогли сформировать основные требования к перспективной реактивной системе залпового огня, однако в 1975 году мнения разошлись. Британская сторона требовала поставить во главу угла точность стрельбы. Немцы и итальянцы, исходя из своих соображений, продвигали приоритет высокой скорости ракеты и малого времени полета до цели. Одновременное выполнение таких требований было невозможным. После многочисленных споров в 1975 году Великобритания покинула проект RS80 и занялась разработкой собственной РСЗО.

Дальнейшие работы по проекту RS80 велись только немецкой и итальянской компанией с привлечением некоторых сторонних предприятий. Им удалось завершить формирование облика перспективной боевой машины, а также построить первый ее прототип. По разным данным, опытная машина вышла на ходовые испытания, но информация о тестовых стрельбах отсутствует.

Ориентировочно в 1976 году был построен прототип РСЗО RS80. По-видимому, к его созданию привлекались некоторые сторонние организации, из-за чего в некоторых источниках встречается обозначение Wegmann Raketenwerfer или, по названию использованной базовой бронемашины, Leopard Raketenwerfer. Тем не менее, название проекта Rocket System 80 осталось прежним и не изменялось. Возможно, Wegmann Leopard Raketenwerfer было внутренним немецким обозначением.

Расчеты показывали, что новые ракеты и пусковая установка для них получаются достаточно тяжелыми. Вес и габариты установки с ракетами, а также необходимость обеспечения приемлемой подвижности сказались на выборе базового шасси. В качестве основы для РСЗО RS80 было выбрано шасси танка Leopard 1. Подобные машины в большом количестве имелись на вооружении Германии, что могло в определенной мере упростить строительство новых систем залпового огня. Кроме того, такая база сказалась на названиях машины – в одном из обозначений появилось слово «Леопард».

Вместо родной башни на танковом шасси устанавливалась пусковая установка оригинальной конструкции. На погон башни поместили поворотную платформу вытянутой формы с механизмами вертикального наведения блока стволов. Интересно расположение креплений пусковой установки. На всех современных РСЗО блок стволов в походном положении размещается вперед по направлению движения, как будто машина стреляет через кабину. В проекте RS80 было предложено использовать иное размещение блока стволов. В походном положении дульные срезы стволов находились над кормой танкового корпуса.

Проект РСЗО Rocket System 80 (Германия, Великобритания, Италия)


Точные причины этого неизвестны, но можно предположить, что такой монтаж пусковой установки был связан с удобством заряжания. Крупный калибр, большие размеры и масса ракет не позволяли заряжать стволы вручную и требовали создания транспортно-заряжающей машины (ТЗМ). Взаимодействие ТЗМ и самоходной пусковой установки, построенных на танковых шасси, серьезно упрощается, если водители обеих машин могут поддерживать визуальный контакт и следить за положением техники.

На подъемном устройстве поместили блок из шести стволов калибра 280 мм. В силу определенных причин стволы размещались не в два ряда по три, а в виде двух треугольников, соединенных широкой перемычкой. При этом все стволы размещались внутри многогранного бронированного кожуха.

Построенная машина благодаря использованному танковому шасси имела достаточно высокие характеристики подвижности и проходимости. Использованное шасси позволяло перемещаться не только по автодорогам, но и по пересеченной местности. Кроме того, по-видимому, у Германии и Италии в то время отсутствовали иные шасси, способные перемещать достаточно тяжелую пусковую установку с 280-мм реактивными снарядами.

Подробная информация о разработке ракет для РСЗО RS80 отсутствует. Согласно некоторым источникам, проект завершился до начала сборки и испытаний боеприпасов. Тем не менее, известно, что новые ракеты должны были лететь на дальность до 70-80 км. Вероятно, предполагалось создание боевых частей различных типов, от осколочно-фугасных до кассетных, в том числе с противотанковыми суббоеприпасами.

По-видимому, опытный экземпляр РСЗО RS80 прошел некоторые этапы испытаний, после чего дальнейшая судьба проекта оказалась под вопросом. Новая 280-мм реактивная система залпового огня требовала продолжения работ, которые могли затянуться. Одновременно с этим, в конце семидесятых годов в Германии началась разработка проекта глубокой модернизации РСЗО LARS под названием LARS-2 (в ходе его реализации комплексы первой версии получили обновленное обозначение LARS-1). Проект LARS-2 обещал заметное повышение характеристик существующих систем залпового огня без необходимости внедрения кардинально новых технологий или комплектующих и других подобных проблем.

К концу восьмидесятых судьба проекта Rocket System 80 определилась окончательно. ФРГ, являвшаяся «локомотивом» этого проекта отказалась от дальнейшей разработки РСЗО на танковом шасси. В начале восьмидесятых начался переход реактивной артиллерии на модернизированные комплексы LARS-2. Подобный выбор был обусловлен, в первую очередь, экономическими причинами. Уступая системе RS80 в максимальной дальности стрельбы и могуществе снарядов, модернизированные LARS-2 были значительно дешевле и проще в эксплуатации. Кроме того, появлялась возможность сэкономить на переподготовке личного состава, совместной эксплуатации нескольких РСЗО и других обязательных элементах освоения новой техники.

Единственный построенный опытный экземпляр РСЗО RS80 сохранился до наших дней. Сейчас он является экспонатом одного из немецких музеев бронетехники. Насколько можно судить, наработки по проекту RS80 не использовались при создании новых реактивных систем залпового огня. С определенного времени все бывшие участники этого проекта отказались от разработки собственных РСЗО. В конце восьмидесятых годов Великобритания, Германия и Италия заказали у США некоторое количество комплексов M270 MLRS. В настоящее время именно M270 являются основой реактивной артиллерии этих стран. Разработка собственной техники аналогичного назначения не ведется.



По материалам сайтов:
http://strangernn.livejournal.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://alternathistory.org.ua/
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 апреля 2015 06:09
    Кстати.Почти все совместные разработки 70х ни к чему не привели!Достаточно вспомнить американо-немецкий МБТ-70 или европейскую САУ.Дальше опытных образцов так и не зашло
    на фото SP-70
    1. +1
      28 апреля 2015 08:31
      Цитата: Magic Archer
      Достаточно вспомнить американо-немецкий МБТ-70

      Ну отчего же. "Абрамс", "Леопард-2", корейская "Черная пантера" - наследники этой разработки, просто далее развитие пошло в индивидуальном порядке, а не в кооперации. Примерно то же было в проекте УБС российско-итальянской разработки. Разбежались после определения общих черт планера и характеристик, а теперь мы имеем не только нашу и итальянскую "летающие парты" Як-130 и М-346, но еще и китайский клон.
    2. +4
      28 апреля 2015 13:16
      Самолет Торнадо совместный трех стран - получился.
      Не супер, но вполне боеспособный.
      1. +3
        28 апреля 2015 14:27
        Ну можно ещё вспомнить Ягуар и Супер джет,но это всё же авиатехника.А вот с сухопутной всё гораздо хуже вышло.
    3. 0
      28 апреля 2015 14:26
      Судя по блоку стволов - на фото герой этой статьи.
      Но меня смущают гусеницы машины.



      Крупный калибр, большие размеры и масса ракет не позволяли заряжать стволы вручную и требовали создания транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).
      Автор Рябов Кирилл


      1. +1
        28 апреля 2015 19:23
        Цитата: Mister X
        Но меня смущают гусеницы машины.

        Гусеницы для асфальта.
        Цитата: Mister X
        Крупный калибр, большие размеры и масса ракет не позволяли заряжать стволы вручную

        Наши такого калибра тоже не в ручную заряжаются. В состав реактивной системы залпового огня "Ураган " входят:
        Боевая машина 9П140;
        Транспортно-заряжающая машина 9Т452;
        Тем более "Смерч", с калибром 300мм. вес Ракеты: 840 кг!
        1. 0
          28 апреля 2015 20:10
          Цитата: Штык
          Гусеницы для асфальта.

          Это я понял. Но я считал что такие гусеницы появились значительно позже.
          На моём фото машина выглядит как новая, да и фото как будто сделано не более 10 лет назад.
          Сравните фото машины из музея, которую разместил Кирилл в статье и то, что выложил я.
          Не бутафория ли это?
      2. 0
        13 мая 2015 23:57
        Цитата: Mister X
        Крупный калибр, большие размеры и масса ракет не позволяли заряжать стволы вручную и требовали создания транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).

        Да - американцы изящней решили проблему с перезарядкой.
  2. +1
    28 апреля 2015 08:24
    Это я к тому, что размещение направляющих "задом наперед" вполне применялось,в частности, на этом варианте "Града" на базе Зил-131. При этом направляющие в боевом положении опускаются казенной частью ниже походного положения.
  3. Комментарий был удален.
  4. +1
    28 апреля 2015 08:28
    В походном положении
  5. Комментарий был удален.
  6. +4
    28 апреля 2015 08:32
    Он же, но для ВДВ
    1. 0
      28 апреля 2015 10:42
      Цитата: alex86
      Он же, но для ВДВ

      супер..невидел такой ещё
    2. 0
      28 апреля 2015 10:45
      Таким вполе стрелять сремно, все траву спалит, обрывали что ли?
    3. 0
      28 апреля 2015 10:45
      Таким вполе стрелять сремно, все траву спалит, обрывали что ли?
      1. 0
        28 апреля 2015 23:09
        Вообще-то говоря, у БМ-21 при залпе не то что трава горит, а земля летит...
    4. 0
      28 апреля 2015 18:21
      Цитата: alex86
      Он же, но для ВДВ

      Вот бы статью про это вариант РСЗО?
      1. +3
        28 апреля 2015 23:18
        9К54 «Град-В» — советская десантируемая реактивная система залпового огня. Создана на базе РСЗО 9К51 «Град»
        Разработки системы М-21В были начаты в середине 1960-х под руководством НПО «Сплав». Разработка боевой машины была поручена Государственному конструкторскому бюро компрессорного машиностроения[1]. Полигонно-войсковые испытания проходили на территории в/ч 33941, в/ч 07264 и Стругокрасненском полигоне. После завершения испытаний, 20 сентября 1967 года приказом Министерства обороны СССР №0220 система была официально принята на вооружение Советской армии
        Боевая машина 9П125 представляет собой облегчённую версию БМ-21. Первоначально в качестве базы использовался грузовой армейский автомобиль ГАЗ-66-02 (ГАЗ-66А). Отличающийся от ГАЗ-66 наличием лебёдки и системы регулирования давления в шинах. Позднее, оборудование размещалось на базе автомобиля ГАЗ-66Б с брезентовой складной кабиной. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 12 направляющих. В задней части платформы находятся два амортизатора, для поглощения отдачи при ведении огня
        Система 9К54 создавалась для ВДВ в качестве замены буксируемых систем РПУ-14. При сравнении с РПУ-14 система М-12В имеет более чем в два раза большую дальность (20 км против 9,8 км), повышенное в 1,5 раза осколочное действие основного снаряда М-21ОФ и возможность десантирования в заряженном состоянии, что повышает манёвренность и уменьшает время приведения в боевую готовность
  7. 0
    28 апреля 2015 13:45
    В поле и с обычного "Града" всю траву спалит, так что пох.