Двигатель ближайшего будущего

41


Когда споры о перспективах российской оборонки доходят до танковой отрасли, алармисты, как всегда, используют стандартный набор доводов. В первую очередь, это претензии к «бесконечным» модернизациям «устаревшего» Т-90 и стенания по поводу танка «Черный орел», который, по их мнению, обязательно должен пойти в серию. Иначе – все пропало.



Еще иногда приходится слышать претензии на тему двигателей. Мол, новый дизель для российских танков уже разрабатывается-разрабатывается больше 20 лет, да никак не разработается. И уже на базе этого высказывания возводится целая логическая конструкция на тему… Сами знаете, на какую.

Только этих самых алармистов можно именовать только любителями техники, а непосредственно разработкой занимаются профессионалы. Танковые двигатели в нашей стране конструируют профессионалы из челябинского ГСКБ «Трансдизель». Было бы логично поинтересоваться на тему двигателей будущего у представителей предприятия, а не у разных самодеятельных экспертов.

Этим вопросом и озаботились в журнале «Арсенал. Военно-промышленное обозрение». В пятом номере журнала за текущий год были приведены слова генерального директора «Трансдизеля» В. Мурзина, согласно которым новый двигатель серии 2В, получивший обозначение А-85-3, уже существует и прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых. На момент интервью было изготовлено 16 новых двигателей.



Недавно ГСКБ «Трансдизель» опубликовало характеристики двигателя А-85-3 (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360). Это дизельный четырехтактный двигатель жидкостного охлаждения. 12 цилиндров размещены по Х-образной схеме и имеют общий объем почти 35 литров. Имеется газотурбинный турбонаддув. Смесь образуется путем непосредственного впрыска топлива. Степень сжатия в цилиндрах – 11. А-85-3 выдает до 2000 об./мин. и развивает номинальную мощность в 1500 л.с. Если использовать форсирование, то двигатель может дать до 2,2 тыс. л.с. При этом указывается возможность «снятия» форсирования, что снижает мощность до 1200-1300 л.с., но значительно повышает ресурс двигателя.

Скажем прямо, характеристики приличные. Однако возникает вопрос: почему эти двигатели не ставят на, к примеру, новую версию Т-90 с буквами «МС» в названии? По идее, это должно еще более улучшить танк: модернизация любой военной техники сейчас, само собой, по-прежнему требует улучшения не только электронной аппаратуры, но и механических частей машины. Конечно, можно сделать и так. Если бы не одно «но». Двигатель А-85-3 изначально проектировался как абсолютно новая силовая установка для абсолютно новых танков, таких как грядущая «Армата». Можно оснастить им и Т-90, но этот шаг может не оправдать себя. Что-то подобное уже было в середине 80-х. Тогда на опытный танк «Объект 187» пытались установить 16-цилиндровый Х-образный движок. Попытка в конструктивном плане удалась, но в серию так и не пошла. Дело в том, что двигатель 2В-16 потребовал радиаторы больших размеров, что сказалось на размерах всей кормы машины. Может быть, «обновка» в некоторых смыслах того и стоила, но экономически и технологически она оказалась невыгодна. Последующие работы показали, что дизели мощнее 1600-1650 л.с. требуют таких размеров радиатора, что гораздо проще и выгоднее поставить менее привередливый двигатель, пусть даже и ценой снижения мощности. Да и не стоит забывать, что существующие двигатели, например В-92С2 танка Т-90, полностью отвечают текущим требованиям и не имеют серьезных нареканий. По этому поводу можно вспомнить испытания танка Т-90С в Малайзии. Тогда танки гоняли по всем типам дорог, по пересеченной местности, по песку и затопленным рисовым полям, на них форсировали водные преграды глубиной до полутора метров и держали движки на холостом ходу по 8 часов. И все это в тропических условиях: температура около 40° и влажность до 90-95%. После всех этих издевательств двигатели остались в удовлетворительном состоянии, а все неполадки можно было ликвидировать силами экипажа при использовании возимого комплекта запчастей.



Еще один довод против обновления силовой установки «старых» танков. Исследования в области моторостроения для бронетехники показали, что в условиях реальной эксплуатации наиболее эффективным в экономическом и техническом плане является двигатель, который обеспечивает удельную мощность в пределах 20-25 л.с./т. Меньшее количество «лошадок» на тонну веса машины не даст танку нужной подвижности, а большее приведет к перерасходу горючего. Для танка Т-90 с его 46 тоннами боевой массы, таким образом, вполне хватает тысячесильного мотора В-92С2 и удельной мощности около 21-22 л.с./т.

Так что на уже освоенных в производстве танках можно и нужно оставить те движки, которые уже есть или, в перспективе, ставить на них модернизированные варианты «старых» двигателей. А мотор А-85-3, как уже говорилось, будет устанавливаться на перспективные машины.

Но нельзя обойти и ложку дегтя: почему же работа над двигателем заняла два десятилетия? Ответ очевиден: первая половина этого срока пришлась на «развеселые» 90-е с их «любовью» к оборонному комплексу и стабильному и традиционному недофинансированию. Последствия тех времен ощущаются и в моторостроении. Так, например, В. Мурзин еще в 2007 году в корпоративном журнале ГСКБ «Трансдизель» отмечал, что отечественные двигатели отстают от зарубежных в области систем подачи топлива и воздуха. Именно развитие этих частей двигателя и позволяет зарубежным разработчикам улучшать характеристики моторов разработки 70-80-х годов прошлого века до приемлемого сегодня уровня. Кроме того, за рубежом наблюдается явная тенденция по разработке высокооборотистых дизелей с относительно малым объемом. Мурзин полагает, что догнать конкурентов хотя бы по воздушным и топливным системам можно только путем создания отдельных КБ, которые будут заниматься только этой «частью» двигателестроения.

Однако это вопросы, пусть ближайшего, но будущего, а А-85-3 уже готов к серийному производству.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 октября 2011 14:30
    Если поставить новый двигатель в дефорсированном варианте на Т-90, то удельная мощность повысится до 26-28 л.с./т. что близко к оптимальному, к тому же должна ИМХО заметно повыситося скорость и маневренность Т-90, да итри -четыре тонны дополнительного бронирования можно в этом случае навесить, лучше защитить экипаж и наиболее уязвимые места танка.
    1. +3
      6 ноября 2016 08:35
      под более мощный двигатель трансмиссию новую надо просто так брони тоже не навесишь трансмиссия может на потянуть.
  2. sirToad
    +4
    9 октября 2011 14:37
    а не проще будет под новый мотор и машину новую разрабатывать нежели подгонять новый двигатель к старой модели?
    1. +4
      9 октября 2011 15:27
      Думаю, что не проще, хотя это и не утверждаю. Т-90 машина проверенная длительной эксплуатацией, наверняка специалисты знают основные ее уязвимости и знают, как их устранить, где усилить бронирование, где динамич броню поставить и т.д. Но мощность двигателя уже на пределе и увеличение массы танка снизит его динамич. характеристики, а это негативно скажется на его живучести и боевой эффективности.
      На новой машине недостатки все сразу не выявишь и уж тем более не сразу подготовишь технич. решения для их устранения.
      Надо учитывать и временной фактор что быстрее можно сделать? повышать эффективность боевого применения Т-90 за счет модернизации или заменить старые танки новой машиной ( в мире сейчас неспокойно и сколько нам относительно мирных лет осталось?). Необходимо конечно учитывать и экономич. целесообразность и промышленные мощности.
      Может быть целесообразно будет заниматся модернизацией старых танков и готовить в серию новую машину.
      Короче надо изучать все варианты и только потом принимать оптимальное решение.
  3. sirToad
    0
    9 октября 2011 15:53
    ну а если по габаритам в моторный отсек не лезет? оно, конечно, девяностые необходимо модернизировать но если есть новый двигатель под него резонно и машину новую. чтобы потом не всркикивать "ах устарело ах за рубежом лучше ах на металлолом."
    1. +1
      9 октября 2011 16:29
      Ни вкоем случае не утверждаю, что не надо создавать новую машину. Надо! Полнлстью с вами согласен! Просто считаю обидным, что есть уже новый мощный двигатель, но он не используется из за того, что нет еще под него новой машины. Автор утверждает, что поставить на Т-90 новый двигатель технически возможно. Так почему бы не использовать его для модернизации? Да к тому же, чем раньше производство двигателей будет поставлено в серию тем быстрее отработаются технологии для массового пр-ва, выявятся недостатки нового двигателя в процессе эксплуатации (а они всегда есть в новых технически сложных изделиях), тем быстрее их можно устранить. К тому же, чем больше серия, тем дешевле себестоимость изделия, да и обеспечение войск запчастями упростится в связи с унификацией двигателя.
  4. SuperDuck
    -2
    9 октября 2011 18:35
    Чёто кажется что двиг великоват и тупо в 72ю серию не влезет. Хотя тогда получается что если под армату что она размером с эклера будет?
  5. sirToad
    +2
    9 октября 2011 19:33
    так то хрен поймешь. а в проектную документацию не зааглянешь. так что остается на кофейной гуще гадать))
  6. Джокер
    +1
    9 октября 2011 20:35
    Почему Х-образные движки нового поколения не ставят на Т-90 и его модификации, ответ ниже:

    Пламенное сердце русских танков -3
    http://gurkhan.blogspot.com/2011/09/3.html

    "Первая и вторая часть нашего сообщения касалась перспективных двигателей серии 2В, так называемых "Х-образников". Как совершенно справедливо заметили некоторые читатели в своих комментариях, эти дизеля не ставятся на танки типа Т-90 и в частности на только что презентованный танк Т-90МС "ТАГИЛ". Почему? Да потому, что эти двигатели затачиваются именно под совершенно иные перспективные машины. Для обеспечения работы этого нового двигателя нужны и новые системы. Прежде всего охлаждения, воздухоочистки, питания, выпуска и т.д. и т.п. Конечно их можно впихнуть в МТО Т-90, более того, в середине 1980-х, такое уже было проделано на экспериментальном танке "Объект 186". Правда там ставился более габаритный предшественник 2В-12-го - 16-и цилиндровый 2В-16, и для того чтоб разместить радиаторы увеличенной площади, танку пришлось еще более отвалить корму назад, что не слишком рационально и эффективно, причем прежде всего с технологической и экономической точки зрения. В конце концов, "Х-образники" на Т-90 просто не нужны. Танкам типа Т-72 и Т-90 вполне хватает того запаса, который все еще имеют "старые" проверенные дизели типа В-2. Их модернизационный потенциал еще далеко не исчерпан. С развитием новых технологий, в том числе модных ныне "нано", можно продолжать наращивание мощности. Более того, применительно к танкам 45-50-тонного класса, к коим относятся Т-72 и Т-90, дальнейшее наращивание мощности не является первоочередной задачей. Исследования, проведенные ведущими российскими отраслевыми научными институтами: ВНИИТМ, НИИД, 38НИИ МО РФ, многолетний опыт широкомасштабной войсковой эксплуатации показывают, что показатель удельной мощности силовой установки оптимален в значениях 20-25 л.с./т. Превышение этого значения нецелесообразно как в техническом, так и в экономическом плане. Таким образом, максимальная потребная мощность для танков типа Т-90 не превысит значения 1250 л.с., что вполне обеспечивается существующей серией дизелей типа В-2. Для силовых установок танков типа Т-72 и Т-90 в настоящее время более актуально решение вопросов, связанных с их ресурсом, упрощением эксплуатации, внедрением систем автоматического управления и контроля. Таким образом, реалиями сегодняшнего дня являются двигатели В-92С2 - 1000л.с., В-92С2Ф (он же В-93) - 1130л.с., а так же в ближайшем будущем В-99 - 1200...1250л.с. В частности, на новом российском танке Т-90МС реализована силовая установка с дизелем В-92С2Ф."
  7. -2
    9 октября 2011 20:41
    "Двигатель А-85-3 изначально проектировался как абсолютно новая силовая установка для абсолютно новых танков, таких как грядущая «Армада». Можно оснастить им и Т-90, но этот шаг может не оправдать себя.."
    Из слов автора статьи можно предположить, что массово-габаритным характеристикам новый двигатель подходит идля Т-90 только мощность получается избыточной для массы в 46 тонн. Так я и предлагаю за счет доп. мощности добавить брони там где надо, чтобы снизить уязвимость танка и экипажа.
    1. SuperDuck
      +2
      9 октября 2011 21:38
      Не правильно понимаете, если двигатель и влазит то избыточная мощность выдаст на гора избыточную тепловую энергию, которую нужно отводить, об этой проблеме упоминалось, относительно бесплатные лошади достигаемые за счёт турбирования, впрыска и электроники весьма ограничены, остальное - форсаж и соответственно нагрев. Бесплатно ничего не бывает. Более того, избыточная мощность двигателя потребует усиления трансмиссии. Мне кажется что подвижность т-90 на данный момент одна из лучших, если не лучшая в классе, зачем всё это. Лучше действительно увеличивать ремонтопригодность, надёжность, экономичность, приемистость и прочие вторичные характеристики. Ведь двигателисты знают что сам по себе показатель мощности есть величина мало о чем говорящая. Простой пример: двигатель мотоцикла кавасаки каябуцу примерно равен по мощности двигателю трактора беларусь. Но это же не значит что белорус с ним поедет как с родным. Поверьте мне В-92 не настолько идеальный чтобы почивать на лаврах, согласен с мнением о том что 72-я линейка в чем то революционном не нуждается на данный момент.
    2. SuperDuck
      0
      9 октября 2011 21:58
      Цитата: ПАТРОН
      Простите,а что такое кавасаки каябуцу?

      Это культовый в определённых кругах японский мотоцикл.
      1. 0
        27 декабря 2017 00:37
        Цитата: SuperDuck
        Цитата: ПАТРОН
        Простите,а что такое кавасаки каябуцу?

        Это культовый в определённых кругах японский мотоцикл.

        Поправочка: - это культовый в определенных кругах, крутой развод лошков, на крутые бабки. Почему? Да потому, что фирмочка "Сусуки", впарила пальцатым лохам недо деланный в КБ спорт турист, под видом гипербайка. Да ещё и с кучей болячек. Не верим читаем мат. часть и про "Сильвер Фалькон" от той же фирмы 2001 -2004 модельного года.
  8. ПАТРОН
    -1
    9 октября 2011 21:15
    Думаю т-90 с его ттх и так хватает мощности двигателя,а новый двигатель пускай готовят для нового танка,у которого моторный отсек бдет разрботан под этот двигатель.Кто-то пишет будто втиснуть этот мотор в т-90 и нарастить брони,но тут дело ведь не в двигателе и броне,а в том что транспорт и мосты у нас заточены под определённую массу и повышенный вес техники создаст трудности при транспортировке
  9. ПАТРОН
    -1
    9 октября 2011 21:50
    SuperDuck,
    Простите,а что такое кавасаки каябуцу? smile
    1. SuperDuck
      0
      9 октября 2011 21:59
      Цитата: ПАТРОН
      Простите,а что такое кавасаки каябуцу?

      Это культовый в определённых кругах японский мотоцикл.
  10. Dimazick
    +1
    9 октября 2011 22:33
    "Степень сжатия в цилиндрах – 11."

    Меня одного смутила такая низкая степень сжатия для дизельного двигателя? what
    1. SuperDuck
      +1
      9 октября 2011 22:38
      Действительно. Вообще 11 это нормально для бензинового, в теории солярка не зажжётся при 11.
      1. ПАТРОН
        -1
        9 октября 2011 22:51
        Можно написать название модели:например кавасаки ZX-10R или ZZR-1400,а то каябуцу ни о чём не говорит-просто я думаю может вы что напутали
  11. vlakprof
    0
    9 октября 2011 23:01
    Ну не знаю.
    По моему опыту, наши танковые дизеля - такое-же уебiщное г0вно как автомобильные.
    Я служил 96-98, 191Мсп, 1тб - в ходе одного марша у нас вышли из строя ВСЕ машины в роте.
  12. Cedric
    -3
    10 октября 2011 11:58
    Я с наших двигателистов - валяюсь.Я понимаю ,что может быть оборудование не позволяет сделать из 12 цилиндровый Х-образный мотор с необходимыми допусками (задача нетривиальная попасть во все плоскости на всех цилиндрах с минимальными допусками) так сделайте модульно ,три Х-образных мотора по-четыре дадут вам искомые 12 цилиндров, два Х-образных мотора дадут мотор для БМП и БРДМ ,четыре Х-образных мотора -будет новый мотор для перспективного танка. Коленвалы у каждого короткие - делай с самой высокой точностью.Соединение между собой на шплинтах или электромуфте,тогда первый мотор становится пусковым и для работы в режиме поиска цели и ожидания.При потере мощности на среднем или крайнем Х-образных моторе ,продолжаем движение на одном.
    Форсунки непосредственного впрыска , снимите с любого японского мотора,посмотрите как сделано ,поставьте (закажите) себе такие-же.Крестообразное хонингование ,хорошее масло ... забудьте про износ после 1000 км. обкатки.Сам ТНВД , на япошках с кулак взрослого человека -поставьте четыре ,один резервный. МТО - сделайте сьёмный сзади ,снимать три мотора и чинить именно поломанный легче чем снимать один громоздкий ,это ещё и будет показатель , что наш танк не одноразовый.
    Теплообмен.
    Низ танка , герметичный , закачан инертный газ ,насосы ,через теплообменники забираем лишнее тепло.
    Желаю успехов отечественному танкостроению.
    1. Джокер
      +2
      10 октября 2011 12:19
      В теории может и красиво, НО до "разборного" коленвала пока ещё никто не додумался, т.е. может и додумались но в металле не воплощали. Я конечно не двигателист, но идея ИМХО весьма сомнительна.
      1. +1
        10 октября 2011 20:38
        Чисто для справки и без всякой задней мысли. Разборные коленвалы применялись в дизелях ТАТР, ещё в 70 годах прошлого века. Данные самосвалы поставлялись в СССР. А что сейчас - не знаю.
        1. Джокер
          -3
          12 октября 2011 04:27
          Думаю что нагрузка на коленвал у Татры и Т-90 немного разнятся. Широкого распостранения данное ноу-хау не получило, думаю не зря. Если есть иная инфа прошу поделиться, с удовольствием ознакомлюсь.

          Спасибо за инфу, правда первый раз слышу о таком решении, но отмечу, здесь речь велась немного о другом, а именно, насколько я понял, о неком разборно-независимом каленвале. Технически спроектировать такой узел не проблема, но в плане ресурса и надежности думаю он не устроит даже приёмку НАТО с их либерализмом.
    2. svvaulsh
      +1
      10 октября 2011 19:57
      Уважаемый Cedric! Предложите свои услуги и знания в КБ двигателестроения и может вскоре у нас появится еще один повод для гордости своей страной, совершившей переворот в двигателестроении.
    3. +1
      10 октября 2011 20:34
      Как говорится: "Чужую беду руками разведу". Сам то хоть понял что написАл? Ты что думаешь, на заводе инженеры-двигателисты пальцем деланые? Есть такое слово и понятие как компоновка, в данном случае танка. Компоновка - это высочайшее искусство соединять несоединимое. Для того, чтобы это понять необходимо подучиться в техническом ВУЗе. Если нет высшего технического образования и, минимум, 10 лет работы в КБ, в данном случае в танковом, то и нечего попусту языки чесать.
      1. 0
        30 апреля 2015 17:02
        А по мне - так вполне себе рабочая идея (не смотря на первое конструкторское образование в автомобильном вузе). И совсем не обязательно делать составной коленвал - их-то как раз можно делать разными на разное количество блоков - на 1,2,3. Зато по стальным деталям цилиндро-поршневой группы будет взимозаменяемость... А уж если совсем размечтаться, то в боевых условиях танковый двигатель в случае выхода из строя каких-то второстепенных деталей (главное, чтоб коленвал был цел) можно будет собирать из двигателей с другой техники фактически как лего, на коленке... Опять же при производстве чем крупномасштабнее производство, тем ниже себестоимость одной детали...
  13. kesa1111
    -1
    10 октября 2011 19:06
    Надо бы сделать модификацию т90 с новым движком и показать индийцам.
    На перспективном Арджун Mk2 стоит дизель «MTU» 1400 л/с. Увеличить мощность они просят давно и поэтому обратились к немцам.
    1. Джокер
      +1
      12 октября 2011 04:30
      В чистом виде мощность мало о чём говорит, Арджун Mk2 изначально тяжелее нашего 90-го, вопрос в удельной мошности. Это для танка в целом, а для движка количество лошадиных сил на литр, или если упростить количество лошадей по соотношению к габаритам/массе двигателя.
  14. rise
    -3
    16 октября 2011 05:45
    все уже давно известно что они собрались разробатывать в кб в частности по воздуху ??? то что впускные тракты должны быть отшлифованы и не иметь наплывов ( судя по Al литью данного препетомобиле делается без вакуума и ультразвука, на коленях дядей васей) чтобы не создавать сопротивление воздуху , ставится интеркулер после компрессора . Все больше тут нечего придумывать . А вот качественное изготовление это и есть то что на западе добиваются и без открытия доп. КБ , просто работают люди.
  15. Mr. Tank
    +1
    2 января 2012 14:27
    Я вот нет могу понять - чего поляки В-2 смогли дотянуть до 1200, а Челябинске не могут?
  16. сombat 58
    0
    28 марта 2014 15:55
    движок сырой,огромный,есть реальная возможность сделать легче компактнее экономичнее и мощнее.
    в тропиках не перегревается на Севере в полоборота можно запустить.Можно хоть в БМП хоть в БТР
    не говоря о танках установить.Обслуживание и замена двигателя станет легче.

    [email protected]
  17. сombat 58
    0
    28 марта 2014 15:55
    движок сырой,огромный,есть реальная возможность сделать легче компактнее экономичнее и мощнее.
    в тропиках не перегревается на Севере в полоборота можно запустить.Можно хоть в БМП хоть в БТР
    не говоря о танках установить.Обслуживание и замена двигателя станет легче.

    [email protected]
  18. сombat 58
    0
    28 марта 2014 18:30
    и еще позвольте заметить что сколько не наращивать броню,устанавливать разные 'шторы' и другие
    причиндалы это не выход.Кто-то скажет там инженера сидят,технические ВУЗы кончали ты куда полез.
    Я конечно их уважаю,но осмелюсь сказать они не в ту сторону и не по тем углом смотрят.хваленные
    израильские снаряды и разные РПГ не возьмут по любому.Копеечная стоимость,сама природа дает
    подсказку.Посмотрим леопарды меркава леклерк возьмет вверх или наши танки.Если никому не нужно то
    я скоро в открытую сеть все наработки выкину.
  19. сombat 58
    0
    28 марта 2014 18:30
    и еще позвольте заметить что сколько не наращивать броню,устанавливать разные 'шторы' и другие
    причиндалы это не выход.Кто-то скажет там инженера сидят,технические ВУЗы кончали ты куда полез.
    Я конечно их уважаю,но осмелюсь сказать они не в ту сторону и не по тем углом смотрят.хваленные
    израильские снаряды и разные РПГ не возьмут по любому.Копеечная стоимость,сама природа дает
    подсказку.Посмотрим леопарды меркава леклерк возьмет вверх или наши танки.Если никому не нужно то
    я скоро в открытую сеть все наработки выкину.
  20. 0
    10 июня 2014 14:20
    попытки переноса технологий формулы1 на бронетехнику могут привести к отрицательному эффекту, можем получить армию способную воевать в локальных войнах, а не защищать страну, россия с ее территорией не может опираться на опыт стран пигмеев, поэтому пусть сначала определятся с кем и для чего воевать, а потом будем посмотреть, исторический опыт войн россии говорит о том, что в стране каждый должен быть солдатом, и вооружение должно быть соответствующим, оружие которым может пользоваться ребенок, работающее в любых условиях, при минимальном обслуживании, и ремонтоспособности при помощи русского автоматического ключа,а вот если собираемся вести локальные войны, то нужны другие подходы к армии и ее вооружению
  21. +1
    29 апреля 2015 13:48
    Проезжал сегодня на велике по Ходынке, там военные устроили городок с новой техникой для парада. Ангары временные, там новая техника и стоит. На улице только тягачи и заправщики. НО! Стояли две арматы Т-14. Разглядывай - не хочу! Разглядел, даже сфоткал. Самое интересное, что у одного из танков был снят двигатель, и такое ощущение, что он в моноблоке с трансмиссией. Сбоку висит какой-то здоровенный генератор что ли, с полметра в диаметре... Глядел - глядел, но так и не понял, что за мотор... На 12Н360 вроде похож... Но не факт.. На старый В-92 вроде совсем не похож.. Разглядывал с удаления метров 100...
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      29 апреля 2015 18:07
      Фото не самое удачное, уж как вышло...
      1. 0
        3 ноября 2016 12:50
        глядя на фотки, завести движок если вдруг завоздушит топливную систему. при такой длине труб высокого давления будет огромной проблемой. на старых танкачях и то приходилось откручивать трубки от форсунок, так там и трубки не в пример короче, а тут по 2 метра.... так и долесть до нижнего ряда невозможно. Судя по всему у х-образины поршневая группа от старых движков со всеми вытикающими последствиями. ну там дым коромыслом, огромный расход топлива и масла, кажется и блоки цилиндров съемные. Судя по всему и для генератора со стартером места не нашлось, скорее всего они будут на коробке стоять. Что то пилят пилят этот движок , первый показ аж в 2004 году, толку мало. Ну а старые наши Вешки победили в ВОВ, без сомнения честь им и хвала, но сколько можно уже выкидывать деньги в этих конструктов? Все модернизации сводятся только к установке более мощных турбин, а да крышку клапанов сделали алюминиевой. снимите турбины и перед вами будет движок с танка Т-34 образца 37 года. даже китайцы поняли это и модернизировали наш В-2. у них он теперь моноблочный. с кованным коленвалом. На наших коленвал сварной, невероятно дорогущий.
        1. 0
          3 октября 2017 11:54
          Не понял про сварной коленвала?На Барнаултрансмаше куют ,аж соседние с кузней корпуса трещинами идут.Движки,правда типа Д-6 ,Д-12,УД.Сам собирал в ц190.
  22. 0
    4 ноября 2016 12:05
    Для тех кто заглядывал в МТО Т-72: если туда засунуть Х-образный дизель, то как потом обслуживать форсунки нижних цилиндров? На днище лючки что ли вырезать? Скорее всего будут и другие проблемы с обслуживанием клапанов, головок на нижних цилиндрах. Весь движок выдёргивать надо или сразу отправлять в рембат или на танкоремонтный завод.
  23. +1
    5 ноября 2016 09:48
    Ребята, почитал Ваши комментарии, Ваши возмущения и стенания... Создать новый мотор-ещё тот геморрой! Самое большое время уходит на доводку движка до необходимой мощности, и надежности. И сейчас это наиболее заметно! Если раньше Тойотовски моторы были миллионниками, то куда всё делось сейчас? Современная иномарка, хорошо если проходит тысячь триста, и всё! Технологии улучшаются, а ресурс и ремонтопригодность падает. Потому что в мире никто не занимается длительной доводкой и ресурсными испытаниями двигателей. Разработали на компьютере, файл переслали на станок с ЧПУ, и далее деталь на сборку, и в серию!
    Поэтому, не надо учить конструкторов, что и как им делать. Не надо говорить что на западе всё лучше. Далеко не всё! Работаю сам с большими дизелями, и знаю о чём речь.
  24. +1
    20 января 2017 20:29
    Проблемы у танковых двигателей такие же, как у автомобильных: в РФ нет КБ, которые бы занимались разработкой автомобильных двигательных систем автоматического регулирования и управления на уровне современных требований.
  25. 0
    7 июля 2019 15:28
    Это двигатель не будущего, а прошлого. ))

    Х-образный шестнадцатицилиндровый дизельный двигатель новейшего российского танка Армата был взят от немецкого танка "Тигр-||" (королевский тигр) и назывался этот дизель Зиммеринг SLA-16.
    Создавался он в 1942 году одноимённой фирмой при участии фирмы Порше. Мощность зиммеринга - 770 л/с.
    Ставился этот двигатель на все модификации королевского тигра.

    "Всё новое - это хорошо забытое старое..."