Ручной пулемет ДП и его модификации

41
В первые годы существования Красной Армии солдатам приходилось использовать разнообразное стрелковое вооружение, которое удалось найти на складах или отбить у противника. По этой причине качественный состав вооружения оставлял желать лучшего. Кроме того, на горизонте уже появились проблемы с оружием зарубежного производства. Армия нуждалась в отечественных системах различных классов. Особо ярко эта нужда проявлялась в области ручных пулеметов.

Создание ДП

До середины двадцатых годов в нашей стране ручные пулеметы не производились. В 1925 году на вооружение был принят пулемет МТ, созданный Ф.В. Токаревым на основе пулемета «Максим». Это оружие отвечало некоторым требованиям заказчика, однако в полной мере проявило массу недостатков. В результате оружейникам вновь пришлось браться за создание нового ручного пулемета. Результатом этих работ стало создание и принятие на вооружение пулемета ДП. В течение нескольких следующих десятилетий этот образец оставался основным ручным пулеметом в Красной Армии. Кроме того, он стал основой для нескольких типов оружия иного назначения.


Пулемет "Максим-Токарев" (МТ)


Видя проблемы Красной Армии, конструктор-оружейник Василий Алексеевич Дегтярев, работавший в Коврове, в инициативном порядке начал разработку своего нового пулемета. Дегтярев имел определенный опыт конструирования автоматического оружия, который был использован при разработке нового пулемета. Кроме того, в своей новой разработке конструктор использовал некоторые оригинальные идеи.

К середине 1924 года В.А. Дегтярев закончил проект и собрал опытный экземпляр нового пулемета. Предварительные испытания этого оружия, построенного на основе газовой автоматики и использующего дисковый магазин, завершились успешно. В июле 24-го образец представили специальной комиссии Арткома. Специалисты ознакомились с пулеметом Дегтярева, но не рекомендовали принять его на вооружение. В это время велась разработка проектов МК и МТ, подразумевавших создание ручных пулеметов на базе станкового «Максима». В отличие от МК и МТ, пулемет Дегтярева требовал освоения производства массы новых деталей. В конечном итоге первым серийным ручным пулеметом в СССР стал МТ – «Максим-Токарев».

В.А. Дегтярев продолжил работу и внедрил несколько новых идей, а также исправил выявленные в ходе испытаний недостатки. В следующий раз его пулемет был представлен на испытания осенью 1926 года. Испытатели вновь сформировали список необходимых доработок, которыми Дегтярев занимался до начала следующего года. В январе 1927 года Артком испытал два доработанных пулемета и признал их соответствующими всем требованиям. Новое оружие рекомендовалось к принятию на вооружение Красной Армии.

В середине 27-го Артиллерийский комитет провел примечательные испытания, продемонстрировавшие все преимущества нового оружия разработки В.А. Дегтярева. На полигоне сравнили доработанный МТ, оружие Дегтярева и немецкий пулемет Дрейзе. Самым лучшим из этих образцов был признан новый пулемет Дегтярева. Второе место получил немецкий образец, а МТ занял последнюю строчку. Все это наглядно показало совершенство новой разработки и ее перспективы.

12 ноября 1927 года Ковровский завод завершил сборку первой серийной партии из 10 пулеметов. Вскоре было выпущено еще 90 единиц этого оружия, которое в дальнейшем использовалось в ходе войсковых испытаний. 21 декабря того же года новый пулемет был принят на вооружение под обозначением ДП («Дегтярев-пехотный»). Также в некоторых источниках встречается обозначение ДП-27, отражающее год принятия на вооружение.

Конструкция ДП

При разработке пулемета ДП В.А. Дегтярев преследовал несколько основных целей. Новое оружие должно было иметь сравнительно малый вес и хорошую скорострельность для значительного повышения огневой мощи стрелковых подразделений. Последнее требование привело к необходимости использования систем боепитания максимально возможной емкости.

В отличие от имевшихся на вооружении пулеметов «Максим» и МТ, пулемет ДП был построен на основе автоматики с газовым двигателем. Кроме того, характерным отличием было использование отъемного магазина вместо ленты.

Ручной пулемет ДП и его модификации
"Дегтярев-пехотный"


Основным агрегатом пулемета ДП была ствольная коробка, объединенная с цилиндрическим кожухом ствола. Последний для вентиляции и охлаждения имел перфорацию. Ствол соединялся со ствольной коробкой при помощи специального разъема, позволявшего быстро менять его на новый. В дульной части ствола имелись крепления для конического пламегасителя. Под стволом предусматривалась газовая трубка, там же располагался поршень автоматики.

Внутри ствольной коробки на направляющих устанавливался затвор сложной формы с двумя боевыми упорами и внутренним каналом для ударника. Принцип действия такой системы был достаточно прост. При движении вперед затвор досылал патрон в патронник. Достигнув крайнего переднего положения, затвор останавливался. При этом затворная рама продолжала двигать вперед ударник, помещенный внутри затвора. Двигаясь вперед, расширяющаяся средняя часть ударника разводила в стороны боевые упоры, которые своей задней частью входили в соответствующие пазы ствольной коробки. После выстрела газовый поршень сдвигал ударник назад, благодаря чему упоры сдвигались внутрь и позволяли затвору стронуться с места. Специфической особенностью автоматики пулемета ДП было расположение возвратной пружины. Она находилась внутри кожуха газового поршня. Поршень, соответственно, проходил внутри нее.

Ударно-спусковой механизм имел достаточно простую конструкцию и допускал только автоматический огонь. Любопытной особенностью УСМ пулемета ДП был предохранитель. Оружие не оснащалось неавтоматическим предохранителем, управляемым стрелком. Вместо этого использовался автоматический предохранитель. Блокировка спускового крючка отключалась при нажатии на специальную кнопку, выведенную на верхнюю поверхность шейки приклада. Таким образом, для ведения огня стрелок должен был взять оружие в руки и крепко сжать шейку приклада, тем самым обеспечивая стабильное положение пулемета.

Пулемет ДП оснащался оригинальными дисковыми магазинами на 47 патронов. Патроны 7,62х54 мм R укладывались в магазин пулями к центру. Подача боеприпасов осуществлялась за счет предварительно сжатой пружины. Снаряженный магазин закрывался крышкой, после чего мог транспортироваться или устанавливаться на оружие. Подача патронов производилась через окно в нижней половине корпуса магазина. Магазин подобной конструкции хорошо зарекомендовал себя при работе с патроном с закраиной. Тем не мене, в ходе эксплуатации были выявлены различные недостатки подобной системы боепитания.

При установке магазина на оружие его губки входили в окно в верхней поверхности ствольной коробки. Сам магазин фиксировался передним упором и задней защелкой. Любопытной особенностью пулемета ДП было использование рамы прицела в качестве подвижной защелки магазина. На линию досылания патроны выпадали под собственным весом. Для упрощения конструкции пулемет имел крайне простую систему выброса стреляных гильз. Извлеченная из патронника гильза под собственным весом должна была выпадать из крупного окна в нижней части ствольной коробки.

Прицельные приспособления пулемета ДП состояли из открытого прицела и мушки. Мушка с намушником крепилась на передней части кожуха ствола. Открытый механический прицел помещался позади магазина. Для удобства при стрельбе пулемет оснащался складными сошками. Их крепления находились позади мушки, под кожухом ствола. Пулеметы ДП всех модификации оснащались деревянными прикладами. При этом в базовой конфигурации использовался т.н. ружейный приклад с пистолетным выступом. В шейке такого приклада имелся канал для установки тяг автоматического предохранителя.

Ручной пулемет Дегтярева ДП имел общую длину около 1260 мм и оснащался 605-мм стволом (без учета пламегасителя). Без магазина оружие весило 8,4 кг, с полным «диском» – 11,3 кг. Таким образом, по весу и габаритам пулемет ДП значительно отличался от принятого на вооружение МТ и имел заметные преимущества перед ним.

Автоматика позволяла вести огонь с темпом до 600 выстрелов в минуту. Тем не менее, с учетом емкости и необходимости замены магазина боевая скорострельность не превышала 75-80 выстрелов в минуту. При использовании патрона 7,62х54 мм R с пулей образца 1908 года начальная скорость пули достигала 840 м/с. Прицельная дальность – до 1500 м.

По сумме характеристик ручной пулемет ДП заметно превосходил имевшийся на вооружении МТ. Он был легче и компактнее, а также отличался более высокой надежностью работы автоматики. Все это сказалось на решении военных, в результате чего в конце 1927 года новый пулемет был принят на вооружение.

Тем не менее, при всех своих преимуществах конструкция пулемета имела некоторые недостатки. Пожалуй, главным, стала конструкция дискового магазина. Предложенный магазин был слишком тяжелым, сложным в транспортировке и подверженным различным повреждениям. Кроме того, уже на ранних стадиях испытаний возникли проблемы с пружиной подачи патронов. Из-за ограниченных возможностей промышленности имевшиеся на тот момент пружины не в полной мере отвечали требованиям. Как следствие, по мере эксплуатации они деформировались и не могли обеспечить подачу всех патронов. В результате емкость магазина еще при разработке проекта была уменьшена с 49 до 47 патронов.

Еще один характерный недостаток был связан с расположением возвратной пружины. Она находилась под стволом и при интенсивной стрельбе нагревалась. Вследствие нагрева пружина теряла упругость, что могло приводить к задержкам в стрельбе. К моменту принятия пулемета ДП на вооружение эта проблема не была решена.

Пулемет ДТ

В конце двадцатых годов советская оборонная промышленность активно занималась созданием различной бронетехники. Новые машины планировалось оснащать различным вооружением, в том числе пулеметами. Таким образом, бронемашины нуждались в специальном пулемете. В 1929 году В.А. Дегтярев представил на испытания пулемет ДТ («Дегтярев-танковый»), разработанный на базе ДП.

Большинство узлов и деталей пулемета ДТ были без изменений заимствованы у базового ДП. При этом некоторые узлы были доработаны в соответствии с предназначением оружия. Для сокращения габаритов была изменена конструкция кожуха ствола: вместо оригинальной детали использовали трубку без перфорации (в некоторых сериях с оребрением). Деревянный приклад заменили складным металлическим с мягким затыльником и дополнили пистолетной рукояткой. В конструкцию ударно-спускового механизма был введен неавтоматический предохранитель с флажком на задней части ствольной коробки.


Пулемет ДТ. Рисунок Opoccuu.com


Крепления сошек были перенесены на специальную шайбу в передней части ствольной коробки. На ней же крепился стержень с вынесенной вперед мушкой. Открытый прицел остался прежним. Обновленная конструкция пулемета позволяла монтировать его в существовавших установках, использовавшихся на бронетехнике.

Заметные изменения претерпела система боепитания. Пулемет ДТ получил новый трехрядный магазин. От базового диска он отличался меньшим диаметром и большей высотой. Новый магазин вмещал 63 патрона. В нижней части ствольной коробки предусматривались крепления для специального гильзоулавливателя. Стреляные гильзы должны были попадать внутрь текстильного мешка, а не рассыпаться по боевому отделению бронемашины.

По своим характеристикам танковый пулемет ДТ почти не отличался от пехотного ДП. Скорострельность, дальность и эффективность огня были на том же уровне, что и у базового пулемета.

Пулемет ДА

Одновременно с ДТ разрабатывался авиационный вариант пулемета Дегтярева под обозначением ДА. По своей конструкции «Дегтярев-авиационный» почти не отличался от танкового пулемета. Все отличия касались только прицельных приспособлений, ствола и конструкции приклада.


Пулемет ДА. Рисунок Airwar.ru


Вместо приклада на ДА использовалась пистолетная рукоятка и L-образный упор, который можно было использовать в качестве второй рукоятки или приклада. Способ применения и скорости самолетов, которые предполагалось оснащать новым оружием, позволили отказаться от кожуха ствола, заменив его оребрением внешней поверхности последнего. В передней части ствольной коробки и на дульной части ствола имелись крепления для прицела с т.н. ракурсными кольцами.

В 1930 году появился спаренный вариант авиационного пулемета под названием ДА-2. В этом варианте оружие получило совмещенный спусковой механизм. Кроме того, стволы оснащались дульными тормозами, аналогичными использованным на крупнокалиберном пулемете ДШК.

Пулеметы ДПМ и ДТМ

В 1944 году началось производство модернизированных пулеметов для стрелковых частей и танков. В ходе этой модернизации В.А. Дегтярев исправил некоторые недостатки базовой конструкции, мешавшие полноценной ее эксплуатации. Доработкам подверглась автоматика, ударно-спусковой механизм и иные узлы.

Прежде всего было изменено расположение возвратной пружины. На пулемете ДПМ эта деталь располагалась внутри ствольной коробки. Ввиду ограничений, связанных с размером деталей, на задней стенке коробки пришлось предусмотреть крепления для специального металлического стакана, в который входила сжатая пружина. Это позволило полностью исключить перегрев возвратной пружины при интенсивной стрельбе.


Пулемет ДПМ


Ударно-спусковой механизм получил неавтоматический предохранитель, аналогичный использованному на ДТ. Автоматический предохранитель исключили. Также была доработана конструкция сошек, вместо приклада с пистолетным выступом была использована отдельная пистолетная рукоятка и т.д.

Пулемет ДТМ претерпел аналогичные изменения, но с поправкой на базовую конструкцию. Таким образом, ДТМ сохранил существующие прицельные приспособления, неавтоматический предохранитель и т.д.

Применение

Пулеметы Дегтярева всех модификации строились большими сериями и поставлялись в различные подразделения сухопутных войск и военной авиации. По некоторым данным, с 1927 по 1945 годы было произведено почти 800 тыс. единиц таких пулеметов всех модификаций. Такие объемы производства позволили обеспечить нужным оружием как пехоту, так и танкистов.

В конце 1929 года пулеметы ДП впервые были использованы в бою. Первым конфликтом с их применением стали бои на КВЖД. В дальнейшем это оружие во всех модификациях активно использовалась в иных боевых действиях с участием Красной Армии. До конца Великой Отечественной войны ДП оставался основным советским ручным пулеметом, а ДТ прочно занимал положение главного стрелкового оружия бронетехники.

Авиационным пулеметам ДА и ДА-2 повезло гораздо меньше. Уже к середине тридцатых годов они окончательно устарели. Развитие авиации привело к тому, что огневая мощь оружия под патрон 7,62х54 мм R не всегда была достаточна для надежного поражения современных самолетов. Кроме того, появился скорострельный пулемет ШКАС. Пулеметы ДА перестали устанавливаться на новые самолеты и применялись только в качестве средства самообороны уже существующей техники.

Принятие на вооружение пулемета ДП и его модификаций позволило заметно повысить огневую мощь стрелковых подразделений. Тем не менее, одновременно с этим солдатам приходилось мириться с некоторыми особенностями оружия. Главными проблемами была низкая надежность магазинов и неудобство обращения с ними. В расчет пулемета входили два человека: стрелок и его помощник. Второй номер расчета должен был переносить специальный ящик с тремя дисковыми магазинами. Не слишком высокая надежность магазинов часто мешала полноценному ведению боя. Также время от времени давало о себе знать неудачное расположение возвратной пружины.

Некоторые специфические особенности применения пулемета ДП были связаны с использованным патроном 7,62х54 мм R. Это был сравнительно мощный боеприпас, из-за чего стрельба очередями с рук имела низкую эффективность. Более того, порой возникали проблемы и со стрельбой с сошек в положении лежа. Для решения такой проблемы пулеметчики иногда использовали тканевую ленту, из которой делалась длинная петля. Петля закреплялась на пулемете и оттягивалась ногой пулеметчика. Контакт приклада с плечом улучшался, а вместе с ним повышалась точность и кучность стрельбы.

В некоторых источниках упоминается, что во время Советско-финской войны некоторое количество пулеметов ДП стало трофеем противника. Финские военные оценили советские пулеметы, после чего начали активно пользоваться ими. Кроме того, было налажено производство запчастей и магазинов для трофейного оружия.

Пулеметы на базе ДП

В 1946 году конструкторы А.И. Шилин, П.П. Поляков и А.А. Дубинин разработали на основе ДПМ новый ручной пулемет. Оружие под названием РП-46 основывалось на конструкции ДПМ, но отличалось некоторыми особенностями. Главное отличие заключалось в системе боепитания. Новый пулемет оснащался приемником для металлических нерассыпных лент. Пулеметы РП-46 изначально производились в Советском Союзе, а со временем их сборка была налажена в ГДР.


РП-46


В пятидесятых годах СССР оказывал поддержку дружественному Китаю. Китайской промышленности были проданы лицензии на производство различных видов вооружения и техники. Пулеметы конструкции Дегтярева не стали исключением. Ручной пулемет ДПМ производился на китайских предприятиях под названием «Тип 53». Немного позже Китай освоил выпуск пулеметов РП-64, которые получили новое обозначение «Тип 58». В Северной Корее РП-64 собирались и использовались под обозначением «Тип 64».


Китайский "Тип 53"


Производство пулеметов на базе ДП в зарубежных странах, прежде всего в Китае, привело к большому распространению и применению такого оружия в различных вооруженных конфликтах. Пулеметы ДП и их лицензионные версии активно использовались почти во всех азиатских войнах второй половины XX века. Кроме того, это оружие было замечено и в других частях света. Последнее известное применение пулеметов семейства ДП относится к боевым действиям на севере Мали в 2012-13 годах.

Таким образом, даже порядочно устарев, пулемет ДП и его производные до сих пор сохраняют характеристики, делающие его пригодным для применения в вооруженных конфликтах. Далеко не все образцы стрелкового оружия могут похвастать столь длинной историей. Таким образом, пулемет конструкции В.А. Дегтярева стал не только первым советским ручным пулеметом полностью собственной разработки, но и одним из самых удачных и популярных представителей своего класса в мире.


По материалам сайтов:
http://world.guns.ru/
http://opoccuu.com/
http://1941-1945.ru/
http://worldweapon.ru/
http://airwar.ru/
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    3 июня 2015 08:23
    дп и америке оказывается есть правда весь в пластике
    даже родной конструктор не узнает smile
    1. Жека
      +7
      3 июня 2015 09:11
      А какая связь между ДП-27 и тюнингованым РПД? Про РПД в статье речи не шло.
    2. +4
      3 июня 2015 09:11
      Уважаемый, а это разве не РПД? Просто он проскакивал на ганзе.
    3. +7
      3 июня 2015 09:19
      На фото РПД а не ДП.
  2. avt
    +10
    3 июня 2015 09:09
    ,,Тень Льюиса", точнее дискового магазина над стволом, над этой заслуженной машинкой сыграла злую роль .Все таки подход немцев к этому классу оружия в виде МГ-34/42 был более продуман и исполнен качественно .
    1. +1
      3 июня 2015 09:35
      Согласен. Магазин был глупым решением.
      1. +3
        3 июня 2015 12:06
        Просто мировая тенденция. Диски для пистолетов-пулемётов на 40 и более патронов, оружие адаптированное для стрельбы из танка. Какое время, такие и идеи. Просто немцы, надо им отдать должное, не боялись воплощать своё видение. Не всегда удачно, но те же MG-39 и MG-42 показали технический ум германцев.
        В России такое оружие было только потому что чотко и дерзко анализировалось применение и производство огромного количества оружия. Особенно после Испании.
        Вообще Льюис был для своего времени более чем удачным пулемётом, в какой то мере более удачным например, чем BREN - патронов больше, а конструкция не сильно сложнее. Да ещё активное воздушное охлаждение. Хотя этот кожух меня всегда с току сбивал.
        Кстати было бы неплохо поискать сравнение .303 British, 7.62R и 8 маузера. Надо заморочиться soldier
        1. +6
          3 июня 2015 12:33
          Цитата: Разгильдяй
          Вообще Льюис был для своего времени более чем удачным пулемётом, в какой то мере более удачным например, чем BREN - патронов больше, а конструкция не сильно сложнее.

          "Льюис" был удачным именно "для своего времени", а если точнее то он соответствовал технологиям и конструкторским решениям Первой Мировой.
          К началу ВМ в Британии большая часть этих пулемётов находилась на складах.
          Насчёт емкости магазинов для Bren вы заблуждаетесь - для него существовали магазины увеличенной емкости, которые впрочем из-за значительной массы и громоздкости популярностью в войсках не пользовались.
          1. +3
            3 июня 2015 13:32
            Ого, до такого не докапывался. Спасибо за фото.
            1. +5
              3 июня 2015 13:34
              Цитата: Разгильдяй
              Ого, до такого не докапывался. Спасибо за фото.

              Пожалуйста. hi Есть ещё китайский Bren
          2. 0
            4 июня 2015 13:42
            Цитата: Bongo
            для него существовали магазины увеличенной емкости, которые впрочем из-за значительной массы и громоздкости популярностью в войсках не пользовались.

            И которые, кстати, уже на МК-3 и всех последующих использовать было нельзя.
            1. +1
              4 июня 2015 13:50
              Цитата: gross kaput
              И которые, кстати, уже на МК-3 и всех последующих использовать было нельзя.

              Тем не менее на первых вариантах Bren они ограниченно применялись. Впрочем такой опытный вариант ДП тоже был разработан.
              1. Лось
                0
                4 июня 2015 15:47
                Это ДП с приёмником обойм, по принципу японского пулемёта "тип 11"
    2. -1
      3 июня 2015 09:35
      Согласен. Магазин был глупым решением.
  3. +1
    3 июня 2015 10:08
    меня всегда радовало наличие съемных сошек у Дт для боя вне танка . практично.....
  4. 0
    3 июня 2015 10:10
    Да американцы молодцы,могут бабло делать даже из старья,есть чему нам поучится у них.
  5. snc
    0
    3 июня 2015 10:18
    Может кто объяснит логику конструктора: почему раструб, а не тормоз-компенсатор?
    1. +1
      3 июня 2015 10:52
      Надульных устройств много разных типов. В советском оружии использовали только самые лучшие и эффективные решения.
      1. snc
        -1
        3 июня 2015 13:58
        Ага, особенно у ак47 у которого вообще нефига не было. И это при том что у более ТЯЖЁЛОГО, использующего намного более СЛАБЫЙ пистолетный патрон ппш тормоз-компенсатор был!
        1. +1
          3 июня 2015 14:24
          Это только у самых первых модификаций автомата Калашникова надульных устройств не было. На следующих модификациях автомата надульные устройства появились и развивались.

          Про конические пламегасители в сети на английском много информации - очень эффективная и полезная штука. До сих пор такие используются.
          1. snc
            -2
            3 июня 2015 15:54
            Через 14 лет "всего", да и назвать свисток АКМ-а устройством язык не поворачивается.
            1. 0
              3 июня 2015 17:59
              Не знаю, где там свисток у Калаша. Даже у АК-74 ничего не свистит, но если рядом стреляют, то по ушам лупит хорошо. Свиста правда нет. У АКМа там вообще компенсатор и ничего свистящего по определению нету.
              1. snc
                0
                4 июня 2015 09:31
                laughing спасибо, повеселили. Дальше дискутировать не вижу смысла.
              2. +1
                5 июня 2015 14:16
                Имелся в виду компенсатор, внешне похожий на свисток.
        2. Лось
          +1
          3 июня 2015 14:42
          Ага, особенно у ак47 у которого вообще нефига не было.

          Изначально было. Вот только проблем дульные устройства создавали больше, чем решали проблем. Соответственно в серию не пошли.
          И это при том что у более ТЯЖЁЛОГО, использующего намного более СЛАБЫЙ пистолетный патрон ппш тормоз-компенсатор был!

          С чего бы это? ППШ без магазина весил 3,5кг, с барабанным - 5,4кг, с секторным - 4,2.
          АК без магазина - 3,8кг, с магазином - 4,3кг. Вот только темп стрельбы ППШ был на четверть выше. А более слабый патрон и позволил сделать сравнительно простой и дешёвый ДТК.
          1. snc
            -2
            3 июня 2015 15:56
            Что за проблемы с дульными устройствами?
            1. Лось
              +1
              4 июня 2015 15:43
              Когда тебя глушит звуковая волна, а песок летит в харю, тогда поймёшь.
        3. 0
          5 июня 2015 13:00
          Ага, особенно у ак47 у которого вообще нефига не было.


          Если Вы не знаете, то это не означает, что не было. Дульные тормоза на АК активно испытывались еще в 1948 г, до принятия на вооружение, по итогам испытаний на серийном АК от них отказались.
    2. Лось
      +3
      3 июня 2015 13:24
      Может кто объяснит логику конструктора: почему раструб, а не тормоз-компенсатор?

      Потому что это пламягаситель. При массе в 11кг для оружия под винтовочный патрон нужда в ДТК практически отсутствует. Мало того, он создаёт изрядные проблемы в виде поднимаемой пыли и повышенного звукового давления на стрелка.
    3. +1
      3 июня 2015 15:14
      Раструб - для снижения ослепления стрелка ночью. Вспышка выстрела очень мощная.
      1. 0
        3 июня 2015 15:19
        Не только. Конический раструб еще и прирост начальной скорости пули дает. И на работу автоматики влияет.
        1. snc
          0
          3 июня 2015 15:58
          Только на работу автоматики с подвижным стволом, в случае с ДП - нет.
          1. -1
            3 июня 2015 16:27
            Коническая насадка повышает КПД ствола. На большинстве пулеметов и автоматических пушек есть подобные устройства.
    4. 0
      4 июня 2015 06:55
      Раструб работает как пламегаситель. Автоматика с открытого затвора эффективно гасит отдачу. ДТК не нужен.
    5. +3
      4 июня 2015 13:49
      А сколько вы знаете ручников использующих ДТК? Даже сейчас таких в природе не существует ибо на пулемете под винтовочный или автоматный патрон на фиг не нужно, поэтому либо ставят пламягаситель либо вообще ни чего (ну или на некоторых образцах с подвижным стволом встречаются надульники-усилители отдачи).
  6. +3
    3 июня 2015 11:12
    Почему статья называется "Ручной пулемёт ДТ"?
    Новое слово в истории отечественного стрелкового оружия?

    По сабжу:
    дедушка мой имел с этим пулемётом довольно существенную практику, и считал его наиболее точным оружием из имевшегося на то время. Одиночными огонь пулемёт бил точнее винтовок.

    Опять же, на середину двадцатых это был один их лучших ручников, а МГ - это машина совсем из другой оперы, и на десять лет позже.
    1. с1н7т
      +2
      3 июня 2015 16:08
      Потому что читают военные(или просто интересующиеся), а пишут кто попало))) Я только ради заголовка зашёл почитать статью, ибо нонсенс увидел.
  7. +6
    3 июня 2015 11:14
    Ручной пулемет ДТ и его модификации
    Камрады, я не понял what У нс появился новый ручной пулемёт ДТ. Насколько я понимаю "ручным" считался пехотный ДП-27, причем здесь танковый ДТ? Может быть, автор не вполне понимает о каком оружии идёт речь, иначе как расценивать вот это:
    В 1929 году В.А. Дегтярев представил на испытания пулемет ДТ («Дегтярев-танковый»), разработанный на базе ДТ.
    1. +4
      3 июня 2015 11:50
      Цитата: Bongo
      Камрады, я не понял

      Очепятка feel
      1. +1
        3 июня 2015 11:53
        Цитата: svp67
        Очепятка

        Ладно бы в одном месте... request А тут в тексте несколько раз повторяется. negative
        1. 0
          3 июня 2015 17:36
          Цитата: Bongo
          А тут в тексте несколько раз повторяется.

          Несколько раз Очепятка... Ну все равно материал интересный же...
  8. 0
    3 июня 2015 12:17
    ДП-27, очень эстетичный и даже красивый пулемёт, имхо.
    Модернизации уже не столь хороши внешне.
  9. +1
    3 июня 2015 13:04
    Цитата: tchoni
    Согласен. Магазин был глупым решением.

    Почему глупым? Сегодня много ручных пулеметов на базе штурмовых винтовок и автомата Калашникова имеют именно магазинное питание. Емкость тоже соответствующая: около 30 - 45 патронов, чем плохи 47 патронов в диске пулемета ДП в таком случаи?
    Цитата: avt
    Все таки подход немцев к этому классу оружия в виде МГ-34/42 был более продуман и исполнен качественно .

    Как то забывается, что ДП был существенно легче МГ-34 (примерно на 3кг), что для ручного пулемета весьма весомое преимущество. Плюс свисающая лента Мг мобильности не добавляла.
    1. Лось
      +4
      3 июня 2015 13:37
      Емкость тоже соответствующая: около 30 - 45 патронов, чем плохи 47 патронов в диске пулемета ДП в таком случаи?

      Во-первых, своей массой. Пустой магазин ДП имел массу 1,68кг, а в снаряжённом виде тянул почти 3. Во-вторых, сложностью конструкции, а соответственно и ценой. В-третьих, он был очень сложен в эксплуатации.
      Как то забывается, что ДП был существенно легче МГ-34

      Вот как то забывается, что сам по себе пулемет просто кусок металла. А масса ДП с боекомплектом в 600 патронов, в готовом к употреблению виде, то есть в магазинах была выше, чем у МГ с патронами в лентах.
      1. -1
        3 июня 2015 13:57
        Добавить нечего.
      2. -1
        3 июня 2015 13:57
        Добавить нечего.
      3. +10
        3 июня 2015 18:01
        В мою бытность "за речкой", мне довелось около 4 месяцев использовать ДП. Честно говоря, больше всего доставало заряжание пустых дисков ( в двух сумках по 3 штуки). Заряжание производилось через нижнее окно подачи патронов с помощью винта на верхней части диска, поштучно. Палец болел ужасно, пока не подсмотрел в фильмах о ВОВ брезентовую петлю на этом винте. При стрельбе стоя необходимо было доворачивать пулемет немного в бок, иначе выброс гильз снизу попадал точно район ширинки и отдача существенно отталкивала назад. При стрельбе с сошек, пулемет бил просто исключительно, хотя после отстрела нескольких дисков, при подъеме пулемета для перемещения, брать его приходилось только за шейку приклада и одну из сошек. Перфорированый ствольный кожух обжигал руку до конкретных следов перфорации. А в общем, пулемет понравился и был достаточно безотказен ( если не считать слабые пружины на некоторых дисках, но это от времени, все-таки 44-45 года выпуска ) и прост в обслуживании. Из имеющихся 6 пулеметов использовали 5, на 6-ой скинули диски со слежавшимися пружинами. Запасных стволов не было, но ни один из оставшихся не подвел, не зависимо от разной интенсивности стрельбы. Только ствол менял цвет на разные оттенки.
        1. Лось
          0
          4 июня 2015 16:37
          ( в двух сумках по 3 штуки).

          Вопрос: они у вас были уже брезентовые или всё таки жестяные?
      4. -3
        4 июня 2015 14:32
        Да!Да!!Да!!! Как вы правЫ, товарищ ЛОСЬ! Вы, блин, хоть раз держали в руках ДП? Вы его разбирали? Зачем тупой треп о сложности ДП??? Так, руки об "клаву" почесать? И такой "простой" МГ... Слов нет от диванных спецюг!!! Вы еще и класс пулеметов путаете. МГ был ЕДИНЫМ пулеметом, ДП - РУЧНЫМ. МГ-34 предназначался в большинстве своем для бронетехники, мотоциклов и десантников.
        1. Лось
          0
          4 июня 2015 15:40
          Детка, вы разбегитесь, хорошо прицельтесь и убейтесь головой об стену. Один простой вопрос, вы хоть раз снаряжали "блин" ДП?
    2. avt
      +3
      3 июня 2015 13:39
      Цитата: DesToeR
      . Плюс свисающая лента Мг мобильности не добавляла.

      Помимо ,,свисающей ленты" ищащий обрящет наличие у немцев вполне себе барабанных магазинов для этих пулеметов.
      1. 0
        4 июня 2015 14:36
        АВТ! Не знаете, не смешите!!! Барабанные магазины применялись только на МГ-34, МГ-42 не мог их использовать, ВООБЩЕ!
        1. +2
          4 июня 2015 15:52
          за то и там и там с успехом использовались круглые коробки на короткую ленту в 50 шт. Ну а "троммели" в пехоте практически не пользовали ибо разработаны они были для авиационных турельных МГ-15, и были гораздо более капризными чем обычная лента, имели большой мертвый вес и требовали для использования замены крышки лентоприемника. Так что на земле они в основном использовались в зенитных установках.
    3. +4
      4 июня 2015 13:55
      Цитата: DesToeR
      Согласен. Магазин был глупым решением.

      Интересно а приведите мне пример ручника 20-х годов с ленточным питанием? Шо окромя переделок максимок да шварцлозе в ручники с лентой и нет ничего? В то время это была тенденция что ручной пулемет должен иметь магазинное питание. Тепереча что касаемо диска - сам патрон 7,62Х54 крайне не удачен для конструирования коробок емкостью более 10 шт поэтому единственным выходом получить емкий магазин было использования диска правда за это пришлось заплатить большой мертвой массой магазинов.
      1. Лось
        0
        4 июня 2015 15:59
        Интересно а приведите мне пример ручника 20-х годов с ленточным питанием?

        Опытные считать не будем?
        1. 0
          4 июня 2015 16:23
          если есть такое желание попробуйте.
          1. Лось
            0
            4 июня 2015 16:31
            Вообще то, если откинуть вариации на тему "Максима", то имелся опытный ленточный "Льюис", ZB, очень предварительные вариации на тему MG... Другой разговор, что все эти образцы могли нормально работать только с металлической лентой. Для 20-х годов это слишком дорогое удовольствие.
            1. +2
              4 июня 2015 21:34
              Цитата: Лось
              имелся опытный ленточный "Льюис"

              Откель дровишки не поделитесь? а то в наиболее авторитетном по данной тематике многотомнике "Machine gun" перечислены все варианты "Льюиса" начиная с единичного экземпляра М1911 и аж 4 штук М1912 до самых последних и экзотических вариантов типа Гондурасского (был и такой) но вот беда ни малейшего упоминания о попытках переделки льюиса под ленту нет. Да и в менее авторитетных и подробных изданиях так же нет даже намека.
              Цитата: Лось
              очень предварительные вариации на тему MG
              "Очень предварительной вариацией" МГ-34 был RH-29 Луиса Штанге, имевший исключительно магазинное питание, ставший затем "Золотурновским" s2-200 так же с магазинным питанием, а вот ленту он получил уже тогда когда был переработан под требования конкурса 1932г. на ЕДИНЫЙ пулемет в требования к которому было изначально заложено использование ленты. Другие немецкие опытные ручники того периода проектировались исключительно под магазины, даже Фольмеровский МГ-27, имел улиточный магазин внешне похожий на коробку для ленты но все же являюющийся магазином.
              Цитата: Лось
              ZB

              С чехами вообще весело получилось - Холековский Прага I-23 действительно имел ленточное питание с лентой в круглой коробке, но армейцы забраковали данную конструкцию потребовав магазинное питание и холеки переделали его под магазин получив один из самых известных ручников ЗБ-26.
              1. Лось
                +1
                6 июня 2015 03:33
                "Очень предварительной вариацией" МГ-34 был RH-29 Луиса Штанге,

                Да ну? Вообще то немцы начали отрабатывать концепцию универсального ручного и легкого станкового пулемёта (с возможностью установки на технике) ещё во время ПМВ. Вот, например, LMG15nA

                В 18 году в Германии велись разработки уже полноценного единого пулемёта, но война кончилась, немцы получили Версальский мир и на достаточно долгое время забросили эти разработки. Так вот, все эти пулемёты разрабатывались и под ленту то же.
                1. 0
                  6 июня 2015 17:34
                  Цитата: Лось
                  . Вот, например, LMG15nA

                  При чем здесь
                  Цитата: Лось
                  концепцию универсального ручного и легкого станкового пулемёта
                  В данном случае имеет место быть сплошная импровизация - первоначально рожденный как классический станкач с водяным охлаждением Бергманн м1902 проиграл Максиму чей пулемет приняли в германии как МГ08. Во время ПМВ доработанные МГ15 закупались небольшими партиями для германской армии но шансов получить большой заказ от сухопутчиков не было, но начался рост боевой авиации и решено было попробывать протолкнуть пулемет туда в результате пулемет был полностью переработан, лишился водяного охлаждения, получил пистолетную рукоятку и накладку-плечевой упор на ств.коробку а также стал стрелять с переднего шептала, но с авиацией тоже не сложилось и побыстрому сваяв легкий станок его опять предложили пехоте в качестве легкого станкового, но так как пулемет вместо классических рукояток имел уже пистолетную рукоятку и плечевой упор предусмотрели возможность использования его с сошки - что правда ручником его ни капли не делало как впрочем и единым пулеметом.
                  1. Лось
                    0
                    6 июня 2015 20:27
                    Во время ПМВ доработанные МГ15 закупались небольшими партиями для германской армии но шансов получить большой заказ от сухопутчиков не было, но начался рост боевой авиации и решено было попробывать протолкнуть пулемет туда в результате пулемет был полностью переработан, лишился водяного охлаждения, получил пистолетную рукоятку и накладку-плечевой упор на ств.коробку а также стал стрелять с переднего шептала, но с авиацией тоже не сложилось и побыстрому сваяв легкий станок его опять предложили пехоте в качестве легкого станкового, но так как пулемет вместо классических рукояток имел уже пистолетную рукоятку и плечевой упор предусмотрели возможность использования его с сошки - что правда ручником его ни капли не делало как впрочем и единым пулеметом.

                    Да что вы говорите?! Вот только на основе этих метаний и вырабатывались требования к единому пулемёту. Или вы всерьёз полагаете, что однажды утром Луис Штанге выпив кофе, решил: а не изобразить ли мне вот такой вот пулемёт? Я думаю, что сначала были именно "метания" причём времён Первой Мировой. Немцы очень тщательно анализировали её итоги на протяжении 10 лет, плюс собраный опыт конфликтов 20-х. Отсюда и выработали соответствующее ТТЗ и когда стало возможным, отдали его на исполнение.
                    1. 0
                      8 июня 2015 14:55
                      Цитата: Лось
                      . Немцы очень тщательно анализировали её итоги на протяжении 10 лет, плюс собраный опыт конфликтов 20-х

                      Ну и наверное именно по этому в 1930г. дойчи приняли на вооружение ручник МГ-13 с магазинным питанием?
                      Цитата: Лось
                      Я думаю, что сначала были именно "метания" причём времён Первой Мировой
                      Только вот сами немцы почему-то об этом не знают laughing И считают что работы по выдаче задания на единый пулемет у них начались с испытания в 1931г. ручного пулемета мадсена м1924 на легком станке, в ходе которых они с удивлением констатировали что ручник на станке вполне в состоянии заменить полноценный станкач, единственно что нужно сделать это ввести ленточное питание, так что не нужно фантазировать о долгом изучении опыта ПМВ и пр. - о появлении МГ-34 и всего класса единых пулеметов написано много и место для фантазий и домыслов там уже не осталось.
                      1. Лось
                        0
                        16 июня 2015 15:08
                        Только вот сами немцы почему-то об этом не знают

                        А может это просто вы не знаете как вырабатываются ТТЗ? Ну а писанное ниже просто чушь.
              2. Лось
                0
                6 июня 2015 03:53
                Откель дровишки не поделитесь? а то в наиболее авторитетном по данной тематике многотомнике "Machine gun" перечислены все варианты "Льюиса" начиная с единичного экземпляра М1911 и аж 4 штук М1912 до самых последних и экзотических вариантов типа Гондурасского (был и такой) но вот беда ни малейшего упоминания о попытках переделки льюиса под ленту нет. Да и в менее авторитетных и подробных изданиях так же нет даже намека.

                Пардон, оговорился. Бывает.
                Существовал вариант "Мадсена".
                Но всё равно, были попытки перевода под ленточное питание ручного пулемёта. Уж очень перспективная машинка получалась.
                1. 0
                  6 июня 2015 17:49
                  Цитата: Лось
                  Существовал вариант "Мадсена".

                  Угу, с той лишь незначительной особенностью что из, в общем то неплохого для своего времени ручника, пытались сделать станкач с водяным охлаждением и ленточным питанием, а также авиационные и танковые пулеметы без малейшей попытки использования ленты именно в ручном варианте мадсена.
                  1. Лось
                    +1
                    6 июня 2015 20:53
                    Угу, с той лишь незначительной особенностью что из, в общем то неплохого для своего времени ручника,

                    Его время прошло к середине 20-х окончательно. Сии часы с кукушкой, доказывают лишь безграничную упёртость отдельно взятых человеков, которые могут довести до совершенства всё что угодно, а потом выпускать это на 40 лет дольше, чем необходимо.
                    без малейшей попытки использования ленты именно в ручном варианте мадсена.

                    Ага. Совсем без малейшей...

                    wink
                    1. 0
                      8 июня 2015 13:14
                      Цитата: Лось
                      Ага. Совсем без малейшей...

                      Уважаемый я надеюсь вы меня за идиота не держите? Тогда к чему на вопрос
                      Цитата: gross kaput
                      Интересно а приведите мне пример ручника 20-х годов с ленточным питанием?
                      Вы постите картинку трофейного Мадсена м1940 переделанного дойчами в 1942г. под штатный немецкий патрон и ленту от МГ-34? Или для вас десяток-другой лет в ту или иную сторону ерунда?
                      1. Лось
                        0
                        9 июня 2015 15:20
                        Вообще то насколько мне известно, это Мадсен 1922, действительно турельный пулемёт.
                        За идиота я вас не держу, но и за охренительного спеца тоже, уж извините.
                      2. 0
                        10 июня 2015 20:46
                        Цитата: Лось
                        Вообще то насколько мне известно, это Мадсен 1922

                        О как! ну дыть тогда познакомьтесь с Мадсеном М1922
                        http://www.kvf.no/vaapen.php?type=MG&weaponid=MG0009
                        и ткните пальчиком хде там турелька и ленточка laughing
                        А заодно откройте для себя такую вещь - специализированный турельный мадсен начали разрабатывать в 1923г. а довели до ума в 1926 г. только вот бяда он использовал улиточный магазин. Тепереча по сабжу можно тупо найти первоисточник выдранной из книжки картинки и с удивлением узнать шо оказывается это дойчевская трофейная стрелялка имевшая в вермахте индекс MG159(d).
                      3. 0
                        10 июня 2015 20:55
                        Закономерный вопрос а откуда у него ножки растут - а все оттуда откуда я и сказал - в конце 30-х появляются три варианта мадсена с ленточным питанием - ручной, танковый и турельный, дойчи все три варианта после переделки использовали как ручные а вот чисто пехотный ручник М1940 который и был первым мадсеном с ленточным питанием. P.S.
                        Цитата: Лось
                        но и за охренительного спеца тоже

                        Дык я никогда это и не утверждал, ну а у вас к сожалению гонору много а со знаниями не очень, пробел в которых вы стараетесь заполнить собственной альтернативной историей, с тем кто не в теме подобное может и прокатило-бы но со мной вряд-ли.
                      4. Лось
                        0
                        16 июня 2015 15:10
                        Ох, давненько не ходил на эту ветку.
                        Аж два поста ответов...
  10. snc
    0
    3 июня 2015 13:52
    Цитата: Лось
    Может кто объяснит логику конструктора: почему раструб, а не тормоз-компенсатор?

    Потому что это пламягаситель. При массе в 11кг для оружия под винтовочный патрон нужда в ДТК практически отсутствует. Мало того, он создаёт изрядные проблемы в виде поднимаемой пыли и повышенного звукового давления на стрелка.


    Вы похоже невнимательно читали статью:
    "Некоторые специфические особенности применения пулемета ДП были связаны с использованным патроном 7,62х54 мм R. Это был сравнительно мощный боеприпас, из-за чего стрельба очередями с рук имела низкую эффективность. Более того, порой возникали проблемы и со стрельбой с сошек в положении лежа. Для решения такой проблемы пулеметчики иногда использовали тканевую ленту, из которой делалась длинная петля. Петля закреплялась на пулемете и оттягивалась ногой пулеметчика. Контакт приклада с плечом улучшался, а вместе с ним повышалась точность и кучность стрельбы."
    Ну никаких проблем с отдачей )
    1. Лось
      +4
      3 июня 2015 14:13
      "Некоторые специфические особенности применения пулемета ДП были связаны с использованным патроном 7,62х54 мм R. Это был сравнительно мощный боеприпас, из-за чего стрельба очередями с рук имела низкую эффективность.

      Автор весьма смутно представляет себе специфику ручного пулемёта. Ручной пулемёт под винтовочный патрон, вообще то и не предназначен для стрельбы с рук. Основной приём это с упором сошками в твёрдую поверхность. Если вы обратите внимание на конструкцию подавляющего большинства ручных пулемётов того периода, то поймёте, что с рук из них стрелять по меньшей мере неудобно, а в большей части и не реально.
      возникали проблемы и со стрельбой с сошек в положении лежа.

      А она и сейчас возникает у любого пулемёта под патрон с дульной энергией свыше 3000Дж. Попробуйте дать длинную очередь из того же ПКМ.
      1. +3
        3 июня 2015 18:13
        У ПКМ нижняя, упорная, часть сошек тупая, а у ДП - острая, с откидывающимися планками ограничения втыкания в грунт. Главное, занять удобное положение лежа и плотнее прижать приклад ДП к плечу. Да и сошковые пулеметы не предназначены для ведения стрельбы очень длинными очередями. Для этого лучше подходят станковые.
        1. Лось
          0
          4 июня 2015 16:41
          Главное, занять удобное положение лежа и плотнее прижать приклад ДП к плечу.

          В общем, стрелять надо уметь.
    2. -3
      4 июня 2015 14:42
      Про петлю из тканевой ленты при стрельбе - автор бредит (или недопонял ее применение), а вы повторяете, наш американский друг. Петлю использовали только при заряжании магазинов.
      1. Урожай
        +4
        4 июня 2015 23:59
        Цитата: REZMovec
        Про петлю из тканевой ленты при стрельбе - автор бредит (или недопонял ее применение), а вы повторяете...


        Прием стрельбы из ДП-27 при помощи тканевой ленты, смотреть с 5:53 по 6:07



        laughing wink
    3. +1
      5 июня 2015 14:53
      Про эту матерчатую петлю читал в мемуарах ещё лет 25 назад. Тогда казалось, что это выдумка автора.
  11. 0
    4 июня 2015 06:01
    Почему диск ,а не лента ,да потому что не умели тогда металлическую ленту делать.Слабенькая технологическая база.
    1. Лось
      +2
      4 июня 2015 15:53
      Почему диск ,а не лента ,да потому что не умели тогда металлическую ленту делать

      Умели. Просто она была очень дорогая.
  12. 0
    4 июня 2015 09:06
    Если в те времена был бы патрон без "загогули" и вследствии всего этого всё это забабахать под ленту... пуха была много лучше...
  13. -5
    4 июня 2015 14:17
    Цитата: Bongo
    Насчёт емкости магазинов для Bren вы заблуждаетесь - для него существовали магазины увеличенной емкости, которые впрочем из-за значительной массы и громоздкости популярностью в войсках не пользовались.


    Ёксель-моксель, опять "тупой русский диск"??? Так может, все-таки прав был Дегтярев? Нет?? Сколько "умных" диванных спецов!!! А ЛИЧНО ВЫ что-то придумали полезного для своей страны??? Вот и прикрыли свои ротики...
    1. +1
      4 июня 2015 14:32
      Цитата: REZMovec
      А ЛИЧНО ВЫ что-то придумали полезного для своей страны??? Вот и прикрыли свои ротики...

      Это Вы мне адресовали?
    2. +3
      5 июня 2015 05:21
      Цитата: REZMovec
      Сколько "умных" диванных спецов!!! А ЛИЧНО ВЫ что-то придумали полезного для своей страны??? Вот и прикрыли свои ротики...

      Не говорите другим, что им надо делать-и вы не узнаете куда вам надо идти...
      1. Лось
        +1
        20 июня 2015 13:49
        Не говорите другим, что им надо делать-и вы не узнаете куда вам надо идти...

        Крайне мудрая мысль, но увы, не в наших палестинах... У нас как раз правят бал "менагеры", которые как раз и не понимают, чем управляют.
  14. 0
    4 июня 2015 20:06
    "Дегтярев имел определенный опыт конструирования автоматического оружия, который был использован при разработке нового пулемета. Кроме того, в своей новой разработке конструктор использовал некоторые оригинальные идеи."
    Василий Алексеевич долго работал с создателем автомата Фёдоровым В.Г. Именно Дегтярёв воплощал идеи Фёдорова в металле. Все опытные образцы были изготовлены его руками. Дегтярёв был отличным токарем, фрезеровщиком и слесарем. Совместная работа теоретика автоматического оружия и практика дала свои плоды. Дегтярёв ещё в 1916 году представил карабин собственной конструкции, который заслужил высокую оценку Фёдорова.
    1. +1
      5 июня 2015 14:59
      Конструктору очень важно знать производственную базу. Но уж если конструктором становиться токарь, фрезуревщик, сварщик в одном лице то цена такого конструктора устраивается.
      Естественно изделие будет высоко технологичным.
  15. 0
    5 июня 2015 15:11
    Кстати для общей информативности.

    Станки ЧПУ не больших размеров стоят не дорого. Например небольшой гаражный цех из токарного, фрезеровочного и несколько вспомогательных станков можно приобрести до 10 000 долларов.

    Обучиться технологии ЧПУ также не сложно, при желании. Станок для нарезки стволов можно уж и самому сделать. В интернете полно схем и чертежей. Т.е. другими словами мелкосерийное производства, это как два пальца об асфальт.

    Поэтому в США сильно развит рынок после серийного производства. Можно приобрести кучу разновидностей компенсаторов, пламягастелей, навесов на эту безтолковую планку Пикатинни.

    И именно поэтому и эта уродская планка получила право существования.
    1. Лось
      +1
      20 июня 2015 13:55
      Кстати для общей информативности.

      Знаем. Умеем. Периодически много чего делаем... wink