Творец медных гигантов

3
Творец медных гигантов


Помимо знаменитой Царь-пушки Андрей Чохов создал десятки орудий, составивших цвет русской артиллерии

Биография этого удивительного мастера известна плохо: в допетровскую эпоху даже самый талантливый ремесленник не удостаивался никакого curriculum vitae. Что и говорить — мелкая сошка, даже сама фамилия «Чохов» никакая не фамилия, а отчество: отца звали не то Чох, не то Чех. Родился он между 1540 и 1545 годами, учился у литейщика Кашпира Ганусова на Государевом Пушечном дворе. Ганусов был иноземным мастером, скорее всего, выходцем из Литвы, прибывшим в Москву по приглашению Ивана Грозного. С именем Ганусова связывают отлитый в 1550 году благовестный колокол рекордным весом в 22 000 пудов (около 35 тонн). Он был назван «Лебедем» из-за светлого оттенка металла. Огромный вес колокола потребовал отдельно стоящей деревянной звонницы, поскольку звоновые ярусы колокольни Ивана Великого вмещали лишь колокола весом не более 500 пудов.

Судьба колокола оказалась непростой — в 1571 году Москву разорил и пожег крымский хан Девлет-Гирей: во время разграбления столицы он был поврежден. Чтобы колокол снова «ожил», его требовалось перелить — расплавить и отлить из получившегося металла новый, имеющий ту же форму. Именно эту операцию и доверили ученику Кашпира — Андрею Чохову. Успешно восстановив колокол, Чохов стал главным мастером на Пушечном дворе. Располагалось это основанное Грозным учреждение на месте нынешней Лубянки, примерно там, где сейчас стоит Центральный детский магазин. Именно здесь, среди клубов пара, в страшной жаре, работники заливали металл в глиняные формы, делая в основном артиллерийские орудия и колокола. Чохова по-настоящему прославили первые, а не вторые.

Свою первую пушку мастер отлил в 1568 году, впоследствии во времена Смуты она обороняла Смоленск от польских войск. В том же Смоленске служило и другое отлитое мастером двенадцатифунтовое осадное орудие «Лисица». Всего до нашего времени сохранилось 27 отлитых Чоховым орудий. Названия им принято было давать устрашающие — «Аспид», «Троил», «Инрог» (Единорог. — Примеч. ред.), «Волк», «Лев», «Гамаюн», «Царь Ахиллес». Все эти пушки были, можно сказать, штучным товаром, потому что тогда форму использовали только один раз — пушку извлекали, разбивая ее глиняные стенки.


Осадная пищаль «Лев», отлитая в 1590 году Андреем Чоховым. Фото: Shibormot / wikipedia.org


Отметим, что первые пушки-гиганты начал отливать еще учитель Андрея, Кашпир, ему принадлежала названная по его имени «Кашпирова пушка», крупнейшая мортира того времени, стрелявшая каменными ядрами, каждое из которых весило 20 пудов (320 кг). Длина орудия составляла 4,48 м, вес — 19 300 кг. Кашпир применил прием, который в дальнейшем возьмут на вооружение другие оружейники. Вместо того чтобы делать диаметр казенной части гораздо меньше, чем дульную часть, он уравнял их размеры. Это позволило увеличить прочность казенной части, иначе газы, которым предстояло выбрасывать из дула ядро весом в триста с лишним килограммов, легко могли бы ее разнести. «Кашпирова пушка» открыла «модельный ряд» гигантских пушек — чуть позже московский мастер Степан Петров изготовил мортиру «Павлин», сопоставимую с ней по размеру. Обе пушки стояли на Красной площади, недалеко от места, где велось строительство Собора Василия Блаженного, и были предназначены для защиты москворецких переправ и ближайших подступов к ним. Немецкий посол докладывал императору Максимилиану II Габсбургу, что у русского царя столько орудий и такой «огнестрельный снаряд», «что, кто не видел его, не поверит описанию».

Однако подлинный размах строительству колоссальных пушек придал именно Чохов. Это не был бесцельный гигантизм: чем больше пушка, тем тяжелее ядра, которыми она может стрелять. XVI век был эпохой стремительного развития артиллерии: шла своего рода «гонка вооружений» между пушками и оборонительными сооружениями. Именно развитие бомбард и мортир, например, побудило всесильного царедворца Годунова начать строительство Белого города — сплошных крепостных стен, которые проходили по современному Бульварному кольцу. Знаменитая Царь-пушка, прославившая Чохова, скорее всего, также была отлита в рамках политики повышения обороноспособности, проводимой Годуновым. В 1586 году работники Пушечного двора под началом Чохова завершили изготовление формы — на это ушло более года, и отлили в ней этого колосса.

Размерами своими она превосходила «Кашпирову пушку» более чем в два раза: ее длина составляла 5,34 м, наружный диаметр ствола — 120 см. Пушка была предназначена для стрельбы каменными зарядами весом 52 пуда (832 кг). Она поражала современников: в хронике того времени — «Пискаревском летописце» — есть такие строки: «...повелением государя царя и великого князя Феодора Ивановича... слита пушка большая, такова в Руси и в иных землях не бывала, а имя ей Царь». Литая надпись на средней части ствола орудия гласит: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца великия Росия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094 в третье лето государства его. Делал пушку пушечной литец Ондрей Чохов».

Именно в честь Федора Иоанновича пушка и была названа «Царем»: однако со временем это посвящение хилому и слабому умом государю забылось, и название стали связывать именно с размерами пушки.

В конструкции пушки Чохов применил новый прием: отошел от принципа одинакового диаметра дульной и казенной части, сделав последнюю в два раза тоньше первой: 44 см против 92 см, но при этом усилил стенки пороховой камеры до 38 см. После отливки Царь-пушку перевезли на Красную площадь на специальных катках, изготовленных из толстых бревен. Волокли пушку 200 с лишним лошадей, а канаты цепляли к восьми толстым скобам, расположив попарно по сторонам ствола. Поскольку лафета для этого типа пушек в те времена не предусматривалось, ее положили прямо на землю, недалеко от москворецкой переправы.

А послы персидского шаха доносили своему повелителю, что «на площади, у ворот замка стоят две громадные пушки, в которых легко можно поместиться человеку». Поляк Самуил Мескевич, побывавший в Москве в начале XVII века, подтверждал: «Среди рынка я видел мортиру… сев в нее, я на целую пядень не доставал головою до верхней стороны канала. А солдаты наши обыкновенно влезали в это орудие человека по три и там играли в карты под запалом, который служил им вместо окна»». Здесь, конечно, немало явных преувеличений, и все же эти сообщения показывают, какое впечатление произвела на современников пушка.

Во второй половине XVIII века пушка была перевезена на территорию Кремля. Здесь она находится до сих пор — напротив церкви Двенадцати апостолов, на массивном чугунном лафете. Любопытно, что табличка, установленная в XIX веке перед пушкой, ввела в заблуждение историков, породив легенду о том, что из нее невозможно было стрелять. Перед пушкой поставили табличку с надписью: «Дробовик Российский, лит 1586 г., вес ядра 120 пуд (1920 кг. — Примеч. ред.)». Историкам не составило труда подсчитать, что такими ядрами Царь-пушка палить не смогла бы — лопнула бы от пороховых газов. Это открытие и подтолкнуло позднейших «исследователей» к мысли, что пушка была предназначена лишь для устрашения татар, а стрелять не могла вовсе. Однако советские историки техники опровергли эту версию, проверив в 1980 году обследование пушки. Выяснилось, что Царь-пушка предназначалась в основном для стрельбы даже не огромными ядрами, а дробом — небольшими ядрышками общим весом около 800 кг. Она могла вести навесной огонь по рядам противника.

Другим шедевром работы Чохова стало медное стоствольное орудие, каждый ствол которой имел калибр 50 мм. Это был своего рода «пулемет» того времени. Современник писал о ней: «Я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и столько же дает выстрелов, оно так высоко, что мне будет по плечо, а пули его с гусиные яйца». Отлито это орудие было в 1588 году, вес его достигал 5300 кг. Слухи о стоствольной пушке Чохова достигали европейских стран. К сожалению, до нашего времени она не дошла, не сохранились даже ее изображения.

На склоне лет Чохов создал еще один шедевр, в этот раз для нужд церкви, а не армии: колокол «Реут» — второй по величине на Успенской звоннице Московского Кремля. В переводе с греческого имя, данное этому колоколу, означает «ревун»: он отличается с необычно низким тембром его звучания. Как и Царь-пушка, «Реут» дожил до нашего времени, но в отличие от нее, он не устарел. С 1994 года этот массивный колокол снова используется во время богослужений в соборах Кремля.


Колокол «Реут» на Успенской звоннице Московского Кремля. Изображение: decorbells.ru


Творения Чохова сформировали целую эпоху в развитии русской артиллерии и находились на службе армии вплоть до рубежа XVII–XVIII веков, когда морально устарели, и Петр I приказал переплавить часть из них, чтобы получить столь необходимый для нужд войны металл. К счастью, Царь-пушка этой судьбы избежала. Умер мастер Чохов в 1629 году, передав свои знания доброму десятку учеников — будущих знаменитых пушечных и колокольных литейцев.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 июня 2015 06:54
    Интересно стреляяли из нее.. или как психологическое оружие)
    1. 0
      27 июня 2015 12:55
      а вот этот вот "учитель" Кашпир ,которого так тщательно подчёркивает автор статейки он чем известен? и какая летопись о нём сообщает? не враньё ли это?
    2. +1
      27 июня 2015 20:48
      Стреляла . Взятые пробы метала из внутри пушки подтвердили .
  2. +4
    27 июня 2015 08:19
    Познавательно. Обратите внимение на название пушки "Царь Ахиллес". Русь того времени отнюдь не была варварской, темной страной, раз уж ученик литейных дел мастера (не боярин, из простых!) имел представление о греческой мифологии.

    В количестве пудов - лишний нолик. 22000 пудов это где то 350 тонн.
  3. +1
    27 июня 2015 09:22
    Где-то в 80-х читал..но не помню где..что ученые обследовав царь-пушку,установили.что царь -пушка стреляла..
    1. +4
      27 июня 2015 09:41
      Не удивительно. "Государственная приемка" наверняка включала и контрольные стрельбы.
      1. 0
        27 июня 2015 21:31
        Может вызвать удивление, но ни одно орудие не выходило из цеха,чтобы не было отстреляно троиным зарядом пороха, комиссия по приёмке орудий была создана ещё до Иоанна Васильевича.
    2. +4
      27 июня 2015 10:12
      Да, только не ядрами (металлическими или каменными), а каменным дробом. Ядра в композицию добавили уже позже, "для вящей красоты".
      1. Лось
        +1
        27 июня 2015 12:04
        Да, только не ядрами (металлическими или каменными)

        Вот каменным ядром, массой около 800кг, вполне могла.
        1. Лось
          0
          27 июня 2015 12:58
          Хм...
          А поспорить, а попробовать опровергнуть? С вами так играть не интересно... recourse
    3. +3
      27 июня 2015 13:22
      Цитата: parusnik
      Где-то в 80-х читал..но не помню где..что ученые обследовав царь-пушку,установили.что царь -пушка стреляла.

      В конце 70-х в одной из передач "Очевидное - невероятное" как раз рассказывали о материаловедческой экспертизе, в том числе и о "Царь-пушке". Анализ поверхностного слоя ствола и пороховой каморы показал наличие изменений, которые могли быть следствием только порохового выстрела. Правда, мощность установить было невозможно, но факт весьма показательный.
  4. -15
    27 июня 2015 10:17
    Ура-патриотизм всегда выдает несуразицы.
    Царь-пушка и Царь-колокол это не Действующие образцы, это Художественные произведения.

    Царь-пушка по своей конструкции физически не могла стрелять. У неё нет запального отверстия. Наружный диаметр ствола больше чем диаметр ствола казенной части на 5 см, то есть пороховые газы вырвутся из ствола раньше чем вытолкнут ядро. Зарядная камора вообще нонсенс, попробуйте накидать туда пороха со ствола. Стенки ствола пушки очень тонкие для сдерживания давления пороховых газов.

    Смотри схему.
    1. Лось
      +11
      27 июня 2015 11:04
      Царь-пушка по своей конструкции физически не могла стрелять. У неё нет запального отверстия. Наружный диаметр ствола больше чем диаметр ствола казенной части на 5 см, то есть пороховые газы вырвутся из ствола раньше чем вытолкнут ядро. Зарядная камора вообще нонсенс, попробуйте накидать туда пороха со ствола. Стенки ствола пушки очень тонкие для сдерживания давления пороховых газов.

      М-даа... Всё таки попробуйте яснее выражать свои мысли. Попробовал перевести сию фразу на человеческий и получилось примерно так: "Диаметр канала ствола больше чем диаметр казённой части на 5см". Я верно понял?
      Если верно, то это как раз то, что вы говорите и есть нонсенс.
      Самое забавное, что царь пушка вообще-то не пушка, а бомбарда. Как и все бомбарды имела зауженную зарядную камору. Это связано как с качеством пороха и с особенностями его горения так и с видом боеприпасов. Бомбарды, в том числе и царь-пушка, изначально стреляли каменными ядрами и сравнительно не большими относительными зарядами. Для обеспечения нормального горения пороха надо создать достаточное давление, но при большом калибре и лёгком снаряде, заснарядный объём растёт слишком быстро и давление пороховых газов не успевает достичь максимальных значений. Поэтому у орудий имеющих низкое среднее давление и делались зауженные зарядные каморы (и сейчас делается) в которые помещается заряд, но ни в коем разе не снаряд.
      А вообще о бомбардах - http://www.oborona.ru/includes/periodics/armedforces/2014/1117/153814612/print.s

      html


      Это бомбарда Якова 2, калибр 22 дюйма.
    2. +12
      27 июня 2015 12:11
      Ерунду городите, сударь. В 1980 году Царь-пушку сняли с лафета и перевезли в г. Серпухов где на военном заводе в/ч № 42708 был произведен ремонт этого орудия. В ходе которого специалисты Артиллерийской академии имени Дзержинского произвели осмотр и обмер данного орудия, о чем был составлен (но не опубликован) отчет. Вот результаты: канал орудия при длине 3190 мм он имеет вид конуса, с начальным диаметром 825 мм, конечный диаметр 825 мм, затем следует зарядная камора длиной 1730 мм и плоским дном, с обратной конусностью - начальный диаметр 447 мм, конечный диаметр (у казенной части) 467 мм. Таким образом это классическая бомбарда и запальное отверстие у нее разумеется имеется - диаметр 10 мм, расположено на расстоянии 335 мм от казенной части ствола. Согласно того же исследования из Царь-пушки стреляли как минимум один раз. Конечно же не каменной дробью, а обычным для бомбард боеприпасом - калиберным тесаным каменным ядром. Чугунные ядра как и лафет Царь-пушки - это бутафория. Декоративные лафет и ядра были отлиты в 1834 году на чугунолитейном заводе Берда в г. Санкт-Петербург по указу Николая 1. Впрочем как и чугунные ядра и лафеты для других старинных орудий, которые и сейчас можно увидеть в Артиллерийском историческом музее, а также в московском Кремле.
      Честь имею.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. -9
    27 июня 2015 10:51
    Схему не смог перетащить. А урашники рады стараться - Токмо мы и никто более.

    Добавлю. Тогда не было колоколен которые выдержали бы 200 тонный вес царь колокола. Тем более повесить такой вес. Да и сейчас построить такую колокольню проблематично.

    Урашники поставить минус легко, что два пальца обоссать. Вы опровергните мое. Приведите факты, что запальное отверстие есть, что канал ствола не конусообразный, что зарядная камора в три-четыре раза меньше по диаметру чем сам канал ствола.

    Конечно можете ничего не приводить, а ещё минусов накидать.
    1. Лось
      +2
      27 июня 2015 11:08
      Урашники поставить минус легко, что два пальца обоссать. Вы опровергните мое. Приведите факты, что запальное отверстие есть, что канал ствола не конусообразный, что зарядная камора в три-четыре раза меньше по диаметру чем сам канал ствола.

      Очень тяжело быть неграмотным...
      Самое забавное, что в той галиматье, что вы понаписали, опровергать нечего...
    2. +2
      27 июня 2015 12:03
      Вы для начала приведите факты, что запального отверстия нету, что канал конусообразный и т.д. и т.п. В противном случае никто вам ничего не должен доказывать - от балды можно написать что угодно про "и то там не так, и это там не так".
    3. +2
      27 июня 2015 17:02
      Причем тут урашники - пушку действительно всю исследовали и отчет по этому исследованию не секретный. Это действительно типичная бомбарда, и есть похожие, но меньше. И что наши мастера не могли сделать бомбарду не хуже западной? Турки вот из своих бомбард каменным ядром в английский броненосец Агамемнон попали, не постеснялись. Так что почему бы ей и не стрелять?!
    4. +1
      27 июня 2015 20:58
      Специально для "портала" . Упорство в невежестве только подчеркивает ограниченность оппонента а нежелание слышать аргументированные доводы вызвано упрямством и нежеланием признать свое поражение . Что свойственно людям слабым и не далеким .
    5. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. -6
    27 июня 2015 11:05
    Вот схема пушки. Минусовщики посмотрите внимательно и утритесь.
    1. Лось
      +5
      27 июня 2015 11:21
      Вот схема пушки. Минусовщики посмотрите внимательно и утритесь.

      Не вижу схемы пушки. Вижу схемы длинноствольной бомбарды и схему мортиры с цапфами. Так чему надо утираться (хоть и не минусовал, ну не пинаю я убогих)? Или мне стоит умилиться вашей дремучести?
      1. -2
        27 июня 2015 16:01
        Цитата: Лось
        Так чему надо утираться (хоть и не минусовал, ну не пинаю я убогих)? Или мне стоит умилиться вашей дремучести?


        Можете и дальше называть Царь-пушку бомбардой и мортирой. Хотя мортира это короткий ствол чтобы стрелять только навесным огнем. Можете и дальше скабрезничать и говорить тоном сноба (лось он есть лось, это по вашему).

        Цитата: Oberon812
        Интересная схемка. Можно я тоже еще одну выложу?


        Да схемы несколько разнятся, но основа совпадает. На вашей схеме канал ствола вначале 825 мм, у среза ствола 900, разница в 75 мм (7,5см). На моей соотвественно 890 и 920, разница в 20 мм (2см). И попробуйте в таком стволе запыжевать заряд, чтобы давление пороховых газов равномерно продолжалось по всей длине ствола. Не получиться. Газы прорвутся между зарядом и стенкой ствола. И пушка не стрельнет, а скорее всего выплюнет.

        На самой большой русской пушке, внизу, морское орудие, закладывался порох, где-то 80 кг. Попробуйте заложить столько пороху в Царь-пушку (она больше по калибру). Если не разорвет тонкий ствол, то сама пушка слетит с лафета. Потому как такой хрупкий лафет годен для художественного произведения, но не для действующей пушки. А вот у нижней пушки лафет соответствующий.

        И как закладывать в Царь-пушку порох? Это надо залазить в ствол, и как банником уплотнять пороховой заряд. Можно представить какое то приспособление, но о таком нигде не упоминается.

        И главное нет отверстия для запала. На вашей схеме вроде бы есть, но сдается что это дорисовка. Сходите в Кремль, взгляните на пушку, запального отверстия нет. Хотя, её не было и могла появиться после реставрации середины 70 годов.
        1. -2
          27 июня 2015 16:35
          Цитата: Портал
          Хотя, её не было и могла появиться после реставрации середины 70 годов.


          "Перед Олимпиадой Царь-пушка была отвезена на реставрацию. Исследование ствола проводила группа специалистов под руководством «оружейника» М.Е.Портнова, в качестве технического консультанта был приглашен инженер Г.М.Захариков. так вот, в ходе тщательного изучения выяснено, что у Царь-пушки … отсутствует запальное отверстие, через которое поджигался заряд! Проф. Фальковский ошибочно посчитал в 1946 г., что запал имелся – поэтому и изобразил его на чертеже. У Царь-пушки присутствует раковина, есть намётки запала (ок.10 мм в диаметре), но самого канала, идущего до казенной части, нет. К тому же внутренняя камера ствола не зачищена после отливки, на ней имеются приливы — остатки металла по краям формы, которые образуются в процессе литья. Если бы из пушки стреляли, то эти остатки бронзы удалились бы. Но этого не произошло. Два этих факта являются неоспоримыми свидетельствами, что из Царь-пушки не стреляли.."
        2. 0
          27 июня 2015 21:47
          Дорогой, сначала летописи прочитай, бомбарды того времени вообще лафетов не имели, из закапывали в землю под заранее расчитанным углом напротив ворот крепостей, потому там и запального отверстия быть ее могло по сути, и делался запальный шнур, выполнявший функции бикфордова шнура. Стрелять она должна была навесным огнём через стену крепости, а значит ядра тут не при чём, на головы противника штурмующего ворота как дождь должны были лететь каменная дробь. Было время, когда за ненадобностью эту гордость российской артилерии чуть землёй не засыпали, так как у неё уже только конец ствола стал торчать над землёй, но спохватились и откопав построили для неё лафет.
          1. Лось
            +1
            28 июня 2015 07:44

            Эта фотография из диорамы "Взятие Константинополя". И бомбарда и ядра аутентичные.
            С первым утверждением можно согласится, правда с дополнением - это касалось крупнокалиберных бомбард. Орудия меньшего веса и калибра вполне себе имели лафеты. Причём иногда достаточно продвинутые. А вот насчет стрельбы каменным дробом, да ещё и по навесной траектории... Это просто напрасный перевод весьма не дешёвого пороха. На самом деле, крупнокалиберные бомбарды устанавливались напротив участка стены и методично, со скорострельностью 2-6 выстрелов в день, долбили тяжёлыми каменными ядрами в одну точку. Через день, неделю, месяц стена разваливалась. Обваловывать стены стали только в 16-ом веке, а вобановская крепостная система появилась во второй половине 17-го, так что ни одна стена средневековой крепости бомбардировки вынести не могла.
    2. +6
      27 июня 2015 11:26
      Интересная схемка. Можно я тоже еще одну выложу?

      Канал ствола действительно конический. Однако что на вашей схеме, что на моей (выполнена она специалистами академии им. Дзержинского) я не вижу указанной вами разницы в 5 см. На вашей схеме дельта диаметров составляет 40 мм (920-890), на моей - 75 мм (900-825). Если же вы про разницу между каналом ствола (~900) и диаметром каморы (~450), то я вас расстрою, дельта составляет около 40 см, а не 5...
      Кроме того, ваша схема содержит только одну проекцию, а на недостающей как раз видно запальное отверстие диаметром 10 мм. Нестыковочка...
      1. Лось
        +1
        27 июня 2015 11:59
        Канал ствола действительно конический.

        Канал ствола ни в коем разе не конический! Он, как и зарядная камора, цилиндрический, только последняя имеет меньший диаметр. Коническую зарядную камору имели, например, шуваловские единороги:
        1. +2
          27 июня 2015 12:02
          Да, погорячился. Остановимся на термине "с уширением", думаю так будет корректнее.
  12. -1
    27 июня 2015 11:15
    Вот самая большая действующая русская пушка.
    1. 0
      27 июня 2015 11:28
      Если не сложно, постарайтесь выкладывать все свои сообщения одной веткой, используя кнопку "Ответить" у своего же первого сообщения или у сообщений, адресованных вам в ответ. Бегать по всей теме за вашими опусами довольно утомительно.
    2. Лось
      +1
      27 июня 2015 11:51
      Вот самая большая действующая русская пушка.

      Вы как всегда попали пальцем в небо...
      В столице Пермского края – городе Перми находится народный музей истории Мотовилихинского завода. Рядом с музеем на площадке выставлены образцы военной техники, в разное время выпускаемые в Мотовилихе. Это и дореволюционные пушки, различные артиллерийские орудия, нефтекачалки, баллистические ракеты, комплекс С-300.
      Одним из уникальных экспонатов музея является уральская “царь-пушка”. Это 20-ти дюймовая чугунная корабельная пушка предназначалась для вооружения морских башенных судов XIX века, в том числе фрегатов “Крейсер” и “Минин”.
      Данные орудия таковы:
      Калибр, мм 508
      Длина ствола, мм 4900
      Масса ствола, кг 40140
      Масса ядра, кг 459
      Масса заряда, кг 53,2
      Угол возвышения, град 3
      Дальность стрельбы, м 1280
      Испытания орудия начались 16 августа 1869 года. Всего из орудия было сделано 313 выстрелов. В отличие от Царь-пушки (находящейся в Московском кремле) уральская “царь-пушка” находится в полной боеготовности.

      Вот только нарезные 12" пушки, появившиеся буквально через десятилетие, выбрасывали снаряды такой же массы на дистанцию в 10 раз большую... А если вы судите только по диаметру канала ствола , то тоже вас разочарую - в СССР перед Великой Отечественной, разрабатывалась гаубица калибром 500мм. Предназначалась для разрушения долговременной фортификации. Но развитие авиации, а затем и ракетного оружия поставили на них крест.
      1. -2
        27 июня 2015 19:23
        Цитата: Лось
        Вы как всегда попали пальцем в небо...


        Да обзывайте Царь-пушку хоть бомбардой, хоть мортирой. Вопрос не в том, а могло ли творение Чохова стрелять? Учитывая все не могло. И не для этого предназначалась. А как атрибут Великолепия царского двора.
        1. Лось
          0
          28 июня 2015 07:49
          а могло ли творение Чохова стрелять?

          Могло и стреляло. Никто не стал бы изготавливать такое изделие просто для красоты. Уж слишком дорогим это было удовольствием.
          Другой вопрос, а где его, собственно говоря, собирались применять? Так как в изначальное изготовления царь-дробовика, также вериться с трудом.
          1. 0
            28 июня 2015 08:36
            Цитата: Лось
            Могло и стреляло.


            Я здесь привел данные исследования пушки в 1980 году специалистами, при её реставрации, которые утверждают что пушка не стреляла. Приводят факты. Вот вы сначала их данные опровергните, а потом уже минуса ставьте.

            (Я никому из оппонентов минуса не ставлю. Ведь это дисскусия, установление истины, а не склока).
            1. Лось
              0
              28 июня 2015 17:31
              Я здесь привел данные исследования пушки в 1980 году специалистами,

              Вы здесь его привести не можете, так как этот доклад утерян.
              Кстати, наличие или отсутствие затравочного отверстия не говорит о том, что из пушки не стреляли. Существовали способы воспламенения пороха и при заклёпанном затравочном отверстии. Так что пробный выстрел могли произвести и из не до конца отделанного орудия.
              Другой вопрос, а зачем сию махину сделали? Самое забавное, что на момент изготовления царь-пушки бомбарды, как вид артиллерийского орудия, устарели, причём существенно. И самое забавное, тот же Чохов вполне себе лил вполне современные, на тот момент, орудия. Например 68-гривенная пищаль "Инрог", отлитая на 10 лет раньше, чем царь-пушка:

              Мне представляется, что царь-пушку изготовили от "великого ума" либо самого Фёдора Иоановича, либо какого-то из его царедворцев (табуреткины водились во всех странах и во все времена). Разок пальнули, даже не разделывая запального отверстия (всё таки просверлить такую толщу металла в ручную весьма весёлое занятие) и призадумались: а нахрена, собственно говоря, оно нужно? Таскать тяжело, против обвалованных крепостных стен каменное ядро бесполезно, выбросить жалко...
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    27 июня 2015 15:36
    [quote=Портал]Урашники поставить минус легко, что два пальца обоссать. Вы опровергните мое. Приведите факты, что запальное отверстие есть,
    [quote=Портал]Вот схема пушки. Минусовщики посмотрите внимательно и утритесь.[/quote]
    [quote=Портал] А урашники рады стараться - Токмо мы и никто более.
    [/quote]
    Эй ты черт! Ты че такой дерзкий? Выскочил как из табакерки!Кто такие урашники расшифруй. Сам обсыкай свои пальцы, хоть всего себя обоссы, обоссаный вы наш. За своим "отверстием" следи в америкосодомии. Ты походу из укров, пошел вон отсюда.
    1. -1
      27 июня 2015 16:10
      Цитата: Биджо
      Эй ты черт! Ты че такой дерзкий? Выскочил как из табакерки!Кто такие урашники расшифруй. Сам обсыкай свои пальцы, хоть всего себя обоссы, обоссаный вы наш. За своим "отверстием" следи в америкосодомии. Ты походу из укров, пошел вон отсюда.


      В зеркало посмотри и увидишь урашника - Токмо наше, токмо мы и никаких гвоздей.
      1. +2
        27 июня 2015 18:34
        разумеется ни один человек относящий себя к мыслящим, не сомневается что самые большие и, при этом, действующие пушки в 1586г. отливали в соединенных штатах америки (пушки чуть меньшего р-ра отливались в канаде) не тратьте себя на переубеждение, глупых (ну нельзя-же назвать умными людей любящих свою страну, а не сша) посетителей данного сайта.покушайте лучше гамбургер, под кока-колу идет дивно, и посмотрите мультик.
        1. -1
          27 июня 2015 19:26
          Цитата: svoi
          разумеется ни один человек относящий себя к мыслящим, не сомневается что самые большие и, при этом, действующие пушки в 1586г. отливали в соединенных штатах америки


          Я большуя часть жизни прожил в СССР, а сейчас живу в Казахстане. Вопрос не в том кто сделал самую большую пушку, а могло ли Творение Чохова стрелять.
          1. Лось
            0
            28 июня 2015 17:50
            могло ли Творение Чохова стрелять.

            Могло. При каменном ядре массой около 800кг и заряде пороха в 1/15, то есть около 55кг. Как, впрочем, и любая бомбарда. Можете сами проверить, калькулятор и учебник сопромата в помощь.
  15. Комментарий был удален.
  16. 0
    3 июля 2015 18:45
    Могло и стреляло! И есть такое понятие, как престиж государства, а Царь - Пушка и была для этого создана! Наши термоядерные ракеты может никогда и не полетят к нашим партнёрам, Акула не произведёт ни одного выстрела! Но они были созданы!! Для обеспечения безопасности!! Пусть через 1000 лет рассуждают надо было это делать или нет, сейчас это важно!! Когда кто то пишет статью на историческую тему надо всегда учитывать очень много факторов, а не выдёргивать и обсуждать!