Универсальный минный заградитель УМЗ-К

4
На недавнем форуме «Армия-2015» состоялся первый публичный показ нового универсального минного заградителя УМЗ-К. Эта машина предназначается для выполнения дистанционного минирования местности внаброс. На автомобильном шасси смонтирован набор оборудования, позволяющего в краткие сроки устанавливать минные заграждения в нужном районе. Новый заградитель УМЗ-К является дальнейшим развитием существующей машины аналогичного назначения УМЗ и имеет некоторые отличия.

Наиболее заметным нововведением нового проекта УМЗ-К является использование нового колесного шасси. Заградитель предыдущей модели строился на базе грузовика ЗИЛ-131В. Теперь в качестве основы для инженерной машины применяется четырехосный автомобиль КамАЗ-63501. Подобное шасси с колесной формулой 8х8/4 выпускается с начала прошлого десятилетия и уже успело получить достаточно большое распространение. Использование шасси Камского автозавода, по-видимому, связано с текущим переводом вооруженных сил на новые автомобили и должно обеспечивать максимальную унификацию с другими типами автомобильной и специальной техники.

Универсальный минный заградитель УМЗ-К
Универсальный минный заградитель УМЗ-К. Фото "Вестник Мордовии"


На раме базового автомобиля монтируется конструкция с грузовой площадкой. Агрегаты на площадке со всех сторон прикрыты невысоким металлическим бортом. На грузовой площадке предусмотрены шесть мест для установки пусковых устройств, применяемых при подготовке минного поля. Как и на минном заградителе предыдущей модели, пусковые устройства монтируются в три ряда по два.

На специальных поворотных основаниях с механизмами вертикальной наводки на платформе устанавливаются шесть пусковых устройств. В походном положении устройства располагаются вертикально, стволами вверх. При подготовке к бою их наводят в нужном направлении. По сообщениям отечественной прессы, заградитель УМЗ-К получил обновленные механизмы наводки, серьезно отличающиеся от соответствующих узлов УМЗ. Так, в боевом положении пусковые устройства имеют постоянный угол возвышения – 50°. Поворотное основание устройства обеспечивает наведение по горизонтали в пределах сектора шириной 90°.

Сами пусковые устройства не претерпели серьезных изменений. Они выполнены в виде шестиугольных блоков с ячейками-направляющими. В лицевой поверхности устройства имеются шесть рядов с 30 ячейками (от 4 до 6 в каждом ряду) для установки кассет с минами. Таким образом, универсальный минный заградитель УМЗ-К способен перевозить и отстреливать за один заход до 180 кассет с необходимыми боеприпасами.


Пусковые устройства. Фото "Вестник Мордовии"


Сообщается, что пусковые устройства позволяют применять кассеты дистанционного минирования типов КСФ, КПОМ, КПДМ и КПТМ. Подобные кассеты снаряжаются различными противопехотными, противотанковыми и противодесантными минами. Таким образом, машина УМЗ-К с точки зрения выполнения своих задач почти не отличается от существующей УМЗ, поскольку способна создавать минные заграждения различных типов, предназначенные для поражения разных целей.

Кассеты дистанционного минирования представляют собой унифицированные цилиндры из дюралюминия с крышкой. Они имеют диаметр 148 мм и длину 480 мм. Вес кассеты зависит от типа снаряжения и достигает 9 кг. Кассеты имеют унифицированную конструкцию. На дне закрепляется вышибной заряд, отвечающий за выброс мин, и элементы электрического запала. Остальной объем металлического цилиндра заполняется минами нужного типа. Изначально кассеты нескольких типов создавались для авиационных систем дистанционного минирования, а в начале восьмидесятых их начали использовать и в составе наземных систем.


Кассета КПОМ-2. Фото Saper.etel.ru


Как следует из сообщений СМИ, новый минный заградитель УМЗ-К может использовать те же кассеты, что и его предшественник. В боекомплект машины могут включаться кассеты следующих типов:
- КСФ-1. Снаряжается 72 противопехотными минами ПФМ-1, дальность выброса до 30-35 м;
- КСФ-1С. Вмещает 64 противопехотные мины ПФМ-1С с самоликвидаторами. Характеристики вышибного заряда аналогичны КСФ-1;
- КСФ-1С-0,5 и КСФ-1С-0,5СК. Снаряжаются 36 минами ПФМ-1 и 36 ПФМ-1С. Отличаются разными характеристиками рассеивания мин;
- КПОМ-2. Несет 4 противопехотные мины ПОМ-2 и 2 вышибных заряда. Обеспечивается выброс одной из пар мин на дальность до 120-140 м;
- КСО-1. Снаряжается 8 противопехотными минами ПОМ-1;
- серия КПТМ (три типа кассет). Несут от 1 до 3 противотанковых мин ПТМ-1, ПТМ-3 или ПТМ-4;
- КПДМ-4. Несет одну противодесантную мину ПДМ-4.

При подготовке к минированию в ячейки пусковых устройств предлагается загружать необходимое количество кассет с минами нужных типов. Общий боекомплект УМЗ-К составляет 180 кассет. Перевозимое количество и тип мин зависит от поставленной задачи и может меняться. На полную загрузку боекомплекта уходит около 1,5-2 часа.

Способ минирования остался прежним. Машина УМЗ-К под управлением экипажа из двух человек должна выдвигаться в район будущего минного поля и следовать по запланированному маршруту. При минировании машина может развивать скорость до 40 км/ч. Задачей водителя является проводка заградителя по указанному маршруту, тогда как оператор должен управлять системой отстрела кассет. Новая инженерная машина, в отличие от предыдущей, может работать в сложных условиях. Для этого она оснащается фильтровентиляционной установкой и прибором ночного виденья.

По командам оператора электрическая система управления должна воспламенять вышибные заряды кассет с минами. Под давлением пороховых газов мины должны вылетать из кассеты и падать на грунт. При этом они взводятся и начинают выполнять свою функцию.


Задняя часть грузовой площадки с пусковыми устройствами. Фото "Вестник Мордовии"


Широкая номенклатура применяемых кассет позволяет заградителю УМЗ-К создавать достаточно крупные минные поля различного назначения. В зависимости от тактической необходимости указанный участок может быть «засеян» противопехотными, противодесантными или противотанковыми минами наиболее подходящей модели. Кроме того, большая емкость некоторых типов кассет позволяет создавать минное заграждение с высокой плотностью расположения боеприпасов.

Сообщается, что универсальный минный заградитель УМЗ-К может делать минные поля различных конфигураций. Мины могут разбрасываться в одну, две или три полосы с промежутками между ними. Такая особенность машины, однако, вызывает некоторые вопросы. В отечественных СМИ утверждается, что в боевом положении пусковые устройства могут иметь только один угол возвышения, 50°. При этом более старый заградитель УМЗ позволяет изменять угол возвышения устройств в достаточно широких пределах, чем обеспечивается возможность одновременного минирования нескольких полос. Вероятно, в сообщениях прессы содержатся некоторые ошибки, а пусковые устройства машины УМЗ-К установлены на полноценных качающихся механизмах.

В настоящее время новая машина для инженерных войск проходит предварительные испытания. Ведется проверка ее характеристик и исправление обнаруженных недостатков. Планируется, что после завершения испытаний универсальный минный заградитель УМЗ-К будет принят на вооружение и пойдет в серию. Главной целью нового проекта является замена устаревшей техники типа УМЗ. Имеющиеся в войсках заградители имеют приемлемые характеристики, однако нуждаются, как минимум, в обновлении базового шасси. Как следует из факта существования проекта УМЗ-К, военные и промышленность решили обновлять парк техники инженерных войск путем создания полностью новой машины, основывающейся на существующих идеях и наработках.


По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://mil.ru/
http://gurkhan.blogspot.ru/
http://saper.etel.ru/
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 июня 2015 09:09
    Да что на УМЗ свет клином сошелся? Третья статья подряд. И все как под копирку, с небольшими различиями.
    1. +7
      26 июня 2015 10:29
      И что же Вас, любезнейший, в этом смущает?
      Утро не удалось? Да вроде пятница сегодня!... тем более, непонятно.
      Допустим, мне - очень интересно.
      Я, например, вживую видел только старый, когда учился в училище, кстати - в училище инженерных войск, правда немного по другому профилю...
      И то, что появился новый, очень порадовало.
  2. +1
    26 июня 2015 21:46
    "На грузовой площадке предусмотрены шесть мест для установки пусковых устройств, применяемых при подготовке минного поля. Как и на минном заградителе предыдущей модели, пусковые устройства монтируются в три ряда по два."
    А почему УМЗ-К сделали на шасси КамАЗ-6350, ведь раньше УМЗ делали на шасси ЗИЛ-131? При том же количестве пусковых устройств их можно было бы разместить в кузове КамАЗ-4350 (двухосный), ну или КамАЗ-5350 (трехосный). Зачем использовать четырехосную машину? Получается при тех же характеристиках вооружения избыточное базовое шасси.
    1. 0
      27 июня 2015 21:08
      На грузовой площадке предусмотрены шесть мест для установки пусковых устройств...
      Ну а вот я насчитал семь мест для этих самых пусковых устройств. А их может и восемь.
      С потолка пишет, или видит плохо, или что...
  3. 0
    27 июня 2015 00:57
    Цитата: Achtuba1970
    А почему УМЗ-К сделали на шасси КамАЗ-6350, ведь раньше УМЗ делали на шасси ЗИЛ-131? При том же количестве пусковых устройств их можно было бы разместить в кузове КамАЗ-4350 (двухосный), ну или КамАЗ-5350 (трехосный). Зачем использовать четырехосную машину? Получается при тех же характеристиках вооружения избыточное базовое шасси.


    А,проходимость?Воюют не в песочнице.
  4. 0
    27 июня 2015 12:30
    Цитата: kirpich
    Цитата: Achtuba1970
    А почему УМЗ-К сделали на шасси КамАЗ-6350, ведь раньше УМЗ делали на шасси ЗИЛ-131? При том же количестве пусковых устройств их можно было бы разместить в кузове КамАЗ-4350 (двухосный), ну или КамАЗ-5350 (трехосный). Зачем использовать четырехосную машину? Получается при тех же характеристиках вооружения избыточное базовое шасси.


    А,проходимость?Воюют не в песочнице.

    Тогда на "Армату" ставить. 131-ый справлялся же раньше.
  5. 0
    27 июня 2015 17:57
    В части шасси для минзага открою "великую тайну". После развала СССР когда Минский Тракторный Завод остался без заказов России на шасси Тунгуски, которая была разрабатывана СКБ этого завода и производилась в одном из его цехов, СКБ МТЗ в кооперации с одним из НИИ ОПК Беларуси начал разработку минного заградителен на основе шасси Тунгуски. Изюминкой разработки стала компьютерная система управления заградителен обеспечивающая возможность диагностики всех его основных агрегатов до и во время движения, управления процессом постановки мин, документирование координат "засеваемых" участков и типа "семян" В состав системы кроме бортового компьютера самолетного типа и разнообразных датчиков входили два плоских дисплея (один для водителя и другой для командира которые обеспечивали отображение всей информации необходимой для диагностики и управления и заменяли многочисленные стрелочные приборы используемые ранее для подобных целей. Добавим сюда системы навигации и топопривязки и получим "картину маслом". Аналогичная система была затем внедрена и на некоторых армейских тягачах производимых Минским Заводом Колесных Тягачей (МЗКТ). Т.е. уже лет 20 тому назад в Белоруссии была создана весьма современная даже по сегодняшним меркам мобильная система минного заграждения.