Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор»

42
15 августа 2013 года на воду был спущен первый быстроходный патрульный катер, построенный по проекту 03160 «Раптор». Данный катер был спроектирован специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. В настоящее время военным морякам переданы 4 катера данного типа, еще 4 катера находятся в стадии постройки и должны быть сданы флоту до конца 2015 года. Катер «Раптор» был представлен на акватории Международного военно-морского салона, который проходил с 1 по 5 июля в Санкт-Петербурге. Катера проекта «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми и маневренными вооруженными катерами в нашей стране.

Быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — это серия катеров прибрежной зоны, которые могут выполнять задачи в светлое и темное время суток. Данные быстроходные катера на флоте планируется использовать для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. В зависимости от необходимости один такой катер может перевезти 20 человек с вооружением и снаряжением, а также нести боевую службу в заданном районе, перехватывать и задерживать плавсредства нарушителей и т.д. Одной из особенностей катеров данного проекта является тот факт, что они в состоянии двигаться на любых курсовых углах при волнении на море до 5 баллов включительно: на скорости 20 узлов при высоте волн 4,5 метра и на скорости 28 узлов при высоте волн 2,5 метра. Таким образом, конструкция катера обеспечивает ему отличную мореходность, высокую скорость движения, безопасность и эффективность при разных условиях эксплуатации.



Проект 03160 «Раптор»


Катера проекта «Раптор» в состоянии работать в прибрежной морской зоне, в проливах и устьях рек. Установленное на катере оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от своей базы. Корпус катеров данного проекта выполнен из алюминия.

Назначение катеров проекта 03160 «Раптор»:

— Доставка групп десанта до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при посадке и высадке группы.

— Несение дежурства в указанных районах.

— Обеспечение обороны пунктов базирования судов флота на незащищенных рейдах от атак малоразмерных надводных, наземных и воздушных целей.

— Обеспечение действий подразделений спецназначения из состава морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при выполнении задач по охране государственной границы РФ.

Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гиростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). Дальность обнаружения целей составляет 3 000 метров, прицельная дальность стрельбы — 2 000 метров. Дополнительным вооружением являются два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62-мм, которые устанавливаются на вертлюжных установках.

Проект 03160 «Раптор»


Катера проекта «Раптор» отличаются наличием бронезащиты. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера были оборудованы броневой защитой, которая соответствует по пулестойкости российским классам защиты «5» и «5А». Иллюминаторы катера выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

Головной быстроходный патрульный катер «П-274» проекта 03160 «Раптор» с заводским номером «701» был спущен на воду 15 августа 2013 года. 27 августа того же года были проведены его заводские испытания. С 31 декабря 2014 года в составе Новороссийской военно-морской базы проходили испытания уже 3 катера данного проекта. 5 марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского флота России в Новороссийске государственная приемочная комиссия провела приемку данных патрульных катеров. 12 июня 2015 года в День России на данных катерах были подняты Андреевские флаги, все три катера были зачислены в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. Речь идет о быстроходных патрульных катерах «П-274» заводской номер «701» и первом и втором серийном катерах данного проекта с заводскими номерами «П-275» и «П-276» и заводскими номерами «702» и «703» соответственно. Третий серийный катер данного проекта «П-281» с заводским номером «704» был спущен на воду в 2014 году. 25 марта 2015 года он был принят государственной комиссией, после чего был доставлен в место базирования — в порт Кронштадт. Быстроходный патрульный катер будет использоваться для проведения различных операций в составе Балтийского флота России.

Проект 03160 «Раптор»


Внешне новый российский катер, строящийся на заводе «Пелла» в Санкт-Петербурге, очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H, которые также известны под обозначением CombatBoat 90 или CB90. Эти катера разработки и производства шведской компании Dockstavarvet широко используются с 1991 года. Всего построено более 250 катеров данного типа. Катер оказался достаточно удачным и был принят на вооружение ряда государств. Данные катера активно эксплуатируются военно-морскими силами и различными силовыми структурами Швеции, Норвегии, США, Греции, Мексики, Бразилии и ряда других государств. Скорее всего, российский «Раптор» стал лицензионной версией шведского многоцелевого катера, которая пополнила ряд многочисленных вариантов и модификаций оригинального Strb 90H. При этом, судя по всему, российская адаптация катера слегка больше по габаритным размерам, получила более мощные двигатели (за счет этого увеличилась скорость хода) и более мощное вооружение. На российских катерах основным оружием является 14,5-мм пулеметный модуль, тогда как на западе в основном используются пулеметы калибра 12,7-мм.

Во всех государствах, в которых катера проекта Strb 90H и их разновидности стоят на вооружении, они используются для патрулирования акваторий, высадки морских десантов, проведения поисково-спасательных работ и осуществления спецопераций. Для всех катеров данного типа характерно наличие носовой аппарели десанта, которая используется для высадки десанта на берег и по ширине способна пропускать по одному десантнику одновременно. Сразу за аппарелью расположена рубка, в которой оборудованы места для работы двух членов экипажа. За рубкой находится десантное отделение, в котором на удобных сидениях может разместиться 20 человек. Помимо высадки через носовую аппарель десантники могут высаживаться через задние и верхние люки десантного отсека.

Strb 90H


Корабли проекта 03160 «Раптор» не являются первыми подобными катерами, поступившими на вооружение нашей страны. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны (ФСО) закупила у шведской компании Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII (строительные номера 534, 548-550, 558, 569-574), которые использовались на различных российских акваториях. Эти катера представляли собой несколько уменьшенные по размерам «коммерческо-правоохранительные» варианты популярных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ90) и в отличие от своих военных прародителей не имели штатного бронирования и вооружения. Катера со строительными номерами 569 и 570 поступили в ФСО в 2011 году, первоначально они базировались в Москве, но осенью 2013 года оба катера переправили в Новороссийск, где они были переданы в состав ВМФ России. Известно, что эти катера применялись для обеспечения безопасности во время проведения в Сочи Зимних Олимпийских игр. После катера перебросили в Севастополь, где они участвовали в обеспечении визита туда президента России Владимира Путина 9 мая 2014 года.

Тактико-технические характеристики:
Главные размеры: длина наибольшая — 16,9 м, ширина наибольшая — 4,1 м, осадка максимальная — 0,9 м.
Водоизмещение — 23 тонны.
Скорость хода — 48 узлов.
Суммарная мощность силовой установки — 1690 кВт.
Дальность плавания — 300 миль на экономичном ходу.
Экипаж — 2 человека.
Спецперсонал — 20 человек.
Вооружение: боевой модуль «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм, 2х7,62 мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.

Источники информации:
http://www.pellaship.ru/raptor
http://topwar.ru/32273-combatboat-90-po-russki-patrulnyy-kater-raptor.html
http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/proekt-03160
http://ria.ru/defense_safety/20141017/1028775590.html
http://bmpd.livejournal.com/858206.html
[media=http://www.youtube.com/watch?t=968&v=Zw9krKL9lzs]
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 июля 2015 05:40
    Очень удачный катер! Таких нужно гораздо больше для противодиверсионных задач в прибрежной зоне морей и по рекам (Волга, Амур...). Для контролирования биоресурсов... Если существуют проблемы с комплектацией силовыми установками фрегатов и других кораблей, то как раз есть возможность наверстать упущения в "москитном флоте", которому в СССР всегда уделялось должное внимание, а Россия фактически спустила на тормозах. Достаточно судостроительных заводов, которые в состоянии поднять подобные заказы: "Сарепта", например и другие.
    1. +1
      9 июля 2015 07:20
      Я к чему:перед напрягом 2013-2014 мы успели купить в Швеции хорошие катера.
      Название забыл.
      1. +4
        9 июля 2015 07:45
        Цитата: mirag2
        Я к чему:перед напрягом 2013-2014 мы успели купить в Швеции хорошие катера.
        Название забыл.

        "Раптор" на базе шведского катера Combat Boat 90 (CB90) и сделан. В статье об этом упоминается.
        1. +2
          9 июля 2015 09:11
          Ну и правильно, не только китайцам копировать good
          1. +4
            9 июля 2015 11:27
            Цитата: Стирбьорн
            Ну и правильно, не только китайцам копировать

            Это точно:
            Как сообщил украинский журнал "Defense Express", ведущее украинское предприятие в области проектирования новых и модернизации действующих кораблей – Николаевское государственное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» - защитило технический проект десантно-штурмового катера с шифром «Кентавр».

            Вертолётные блоки НУРСов о_О
            Новый быстроходный бронированный десантно-штурмовой катер призван решать сложные и рискованные задачи в ближайшей морской и речной акватории, вступая в бой с противником или обеспечивая доставку и высадку десанта.
            В отличие от иностранных образцов, вмещающих не более 20 десантников, украинский бронированный десантно-штурмовой катер способен доставлять десант в количестве 32 чел. Экипаж катера – 5 человек.
            "Кентавр" является последующим развитием линейки бронированных катеров "Гюрза" и "Гюрза-м", в сравнении с которыми "Кентавр" владеет расширенным функционалом для выполнения специальных заданий.


            Комментарий bmpd. Как нетрудно видеть, десантно-штурмовой катер «Кентавр» от николаевского ИПЦК является очередной "вариацией на тему" популярных в мире шведских десантно-штурмовых катеров типа CombatBoat 90 (CB90), отличаясь от последних (и большинства их клонов) несколько увеличенными размерениями (длина 21,4 м и ширина 4,5 м против стандартной длины 16 м и ширины 3,8 м у СВ90) и вместимостью (32 человека десанта вместо 20-21). Судя по приведенной схеме, основная часть увеличения длины пришлась на десантный кубрик.

            Перемога вот-вот наступит, осталось найти гроши.
            1. +2
              9 июля 2015 12:02
              CB90

              Водоизмещение: 20,5 тонн
              Длина: 15,9 м ,14,9 по ватерлинии
              Ширина: 3,8 м
              Осадка: 0,8 м
              Силовая установка : 2 -х 625 л/с. Scania V8 Дизель DSI14; 2 х водомётов Kamewa
              Скорость: 40 узлов
              Дальность: 240 М/миль на скорости 20 узлов
              Экипаж : 3 матроса
              Десант: 21 военнослужащий с полным оборудованием

              1. +3
                9 июля 2015 12:11
                сша в 2011 году купили у швеции 18,катеров проекта CB90 HS ...
            2. +1
              9 июля 2015 12:40
              Ось це дуже добрий човен...
              Смотрю, десанту чтобы на аппарель попасть нужно сначала вверх по лестнице в рубку, потом, расталкивая вахту, с гиканьем вниз по лестнице на аппарель...
              1. +1
                9 июля 2015 14:24
                Цитата: Мур
                Ось це дуже добрий човен...
                Смотрю, десанту чтобы на аппарель попасть нужно сначала вверх по лестнице в рубку, потом, расталкивая вахту, с гиканьем вниз по лестнице на аппарель...

                Да это, без сомнения, сильное конструкторское решение. smile
                1. +1
                  9 июля 2015 17:24
                  Цитата: GRAY
                  Цитата: Мур
                  Ось це дуже добрий човен...
                  Смотрю, десанту чтобы на аппарель попасть нужно сначала вверх по лестнице в рубку, потом, расталкивая вахту, с гиканьем вниз по лестнице на аппарель...

                  Да это, без сомнения, сильное конструкторское решение. smile

                  Если смотреть по схемам, то проход из десантного отсека в нос корабля под рубкой (я о "Рапторе" говорю).
                  1. 0
                    10 июля 2015 10:51
                    Цитата: Bad_gr
                    Если смотреть по схемам, то проход из десантного отсека в нос корабля под рубкой (я о "Рапторе" говорю).

                    Речь выше шла о великих потомках запорижцев и их новой разработке, если что.
          2. +4
            9 июля 2015 15:05
            Цитата: Стирбьорн
            Ну и правильно, не только китайцам копировать

            Это не копия, это лицензионный образец. Зачем изобретать велосипед или воровать его когда можно просто купить?
            1. Комментарий был удален.
            2. 0
              9 июля 2015 19:04
              Цитата: профессор
              Цитата: профессор
              прим. Профессора, американцы как обычно на своих катерах напичкали столько стволов, что проследить за их количеством и номенклатурой вряд-ли представляется возможным.)


              с :http://topwar.ru/31503-kater-combatboat-90-cb90-shveciya.html

              я,так понимаю на американском Combatboat 90 (CB90) 1-ть M134D Minigun(7,62 мм НАТО) и 4-е GAU-19/A( 12.7х99),мало,оружия точно,НЕ бывает....
              клик
              1. 0
                9 июля 2015 19:20
                Цитата: cosmos111
                я,так понимаю на американском Combatboat 90 (CB90) 1-ть M134D Minigun(7,62 мм НАТО) и 4-е GAU-19/A( 12.7х99),мало,оружия точно,НЕ бывает....

                Вы хотели сказать "много не бывает". wink

                1. 0
                  9 июля 2015 19:28
                  Цитата: профессор
                  "много не бывает".

                  точно-МНОГО good ...
        2. AUL
          +8
          9 июля 2015 15:06
          Цитата: mirag2
          Я к чему:перед напрягом 2013-2014 мы успели купить в Швеции хорошие катера.
          Название забыл.


          Майор Вихрь
          "Раптор" на базе шведского катера Combat Boat 90 (CB90) и сделан. В статье об этом упоминается.



          Маршалу читать статьи не обязательно, ему надо успеть отметиться, чтоб плюсик получить.
          Кстати, на сайте катастрофически не хватает званий! Предлагаю ввести дополнительно звания "Маршалолиссимус" и "Похоронен виртуально в кремлевской стене". Чтоб было куда ребяткам расти!
          1. +5
            9 июля 2015 15:56
            Цитата: AUL
            Предлагаю ввести дополнительно звания "Маршалолиссимус" и "Похоронен виртуально в кремлевской стене". Чтоб было куда ребяткам расти!

            А может просто счётчик сбрасывать на рядового - по переполнению?
            Как в старом UFO: Enemy Unknown, когда при слишком большой прокачке можно было обнулить характеристики бойца (8 бит, однако) или оказаться с отрицательным бюджетом. laughing
  2. +2
    9 июля 2015 07:12
    Бодрый катер.... если одним словом.
  3. avt
    +2
    9 июля 2015 08:43
    ,,Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). "----- what Это как - КОРД и 14,5 ?
    1. +8
      9 июля 2015 11:03
      Это как - КОРД и 14,5 ?

      Это как два "Печенега" по 7,62 (за вычетом 0,74мм на накладные расходы) laughing

      А если кроме шуток, то это дистанционно управляемый боевой модуль БДМ «Управа-Корд», а вот сама швейная машинка на него может быть установлена почти любая, в том числе и "Корд", и КПВТ.
      http://www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2012/0723/16138777/detail.shtml
    2. +2
      9 июля 2015 11:34
      Цитата: avt
      ,,Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). "----- what Это как - КОРД и 14,5 ?

      1. +1
        9 июля 2015 16:49
        А меня больше СЭУ интересует именно"Раптора",что за двигателя используют(на оригинале не совсем оптимальное решение),а вспомогательный энергоагрегат имеется?А "винтовые"колонки мы уже импортозамещаем?А слемминг\бафтинговая защита чем обеспечивается?В статье только"бодрый рапорт"и"поросячие восторги".
        1. +1
          9 июля 2015 17:20
          Цитата: Argon
          А "винтовые"колонки мы уже импортозамещаем?

          На катере стоят водомёты
          1. +1
            9 июля 2015 22:50
            то есть агрегаты отечественного производства???
  4. +5
    9 июля 2015 09:25
    Все хорошо, но не нравится мне название катера "Раптор". могли бы и назвать по другому.
    Как думаете товарищи?
    1. +5
      9 июля 2015 09:45
      Цитата: KERTAK
      Все хорошо, но не нравится мне название катера "Раптор". могли бы и назвать по другому.
      Как думаете товарищи?

      "Велоцираптор" устроит?
      1. +1
        9 июля 2015 10:41
        не раньше названия лучше были ну например Акация, Тюльпан,Подкидыш в лучшей традиции могли бы и назвать например ветерок или малюткой хотя малютка вроде есть
    2. +2
      9 июля 2015 13:14
      могли бы и назвать по другому.


      Гравицапа. .
  5. +1
    9 июля 2015 09:58
    Фото с салона. Катер понравился.
  6. +1
    9 июля 2015 10:40
    "Раптор"? Неужели у нас начали военную технику называть по-английски? Если так дело дальше пойдёт, в нашей армии, пожалуй, появятся отечественные Абрамсы, Тандерболты, Хорниты и Першинги. А там, глядишь и команды начнут давать на английском.
    1. +14
      9 июля 2015 11:15
      Я дико извиняюсь, а не жирновато будет латинское слово raptor (охотник, хищник) дарить англосаксам, от которых Рим сам страдал, как от вшей?

      И вообще, вас же слово "конденсатор" не смущает? Та же латынь, да и 2А3 «Конденсатор» на свете был.
    2. +1
      9 июля 2015 11:31
      не ну согласитесь Советские оружейники более так сказать тонко тролии ов. Вот Вам Пион (2С7М «Малка») - 203-мм самоходная пушка, а каков цветник из Акации, Тюльпана
  7. +1
    9 июля 2015 11:17
    Написал сегодня в Dockstavarvet, компанию что делает Strb 90 – ответили что, мол, к Раптор-у они отношения не имеют и это нелицензионный вариант, или пиратская копия – как посмотреть. В общем ребята из "Пеллы" подсуетились и скитаёздили шведский катер. Помидоры. Некрасиво. Хорошо что ещё мало купили.
    1. +3
      9 июля 2015 13:08
      Так и надо делать, столько хороших вещей в мире можно скоммуниздить и улучшить!)
    2. Комментарий был удален.
    3. +4
      9 июля 2015 16:01
      Цитата: Lapkonium
      В общем ребята из "Пеллы" подсуетились и скитаёздили шведский катер. Помидоры. Некрасиво. Хорошо что ещё мало купили.

      Хе-хе-хе... так КомбатБоаты не только Пелла скитаиздила. Есть ещё аналог из Рыбинска - БК-16.
      Как всегда, каждая верфь клепает проекты под себя. sad
  8. 0
    9 июля 2015 11:48
    Этим катерам явно не помешало бы использование стелс-технологий. Ибо в этом формате судов, как мне кажется, они наиболее эффективно реализуемы...
    1. +1
      9 июля 2015 13:09
      Они слишком мелкие для дополнительного стелсирования.
      1. -1
        9 июля 2015 16:46
        А мне кажется, что как раз в этом размере технология наиболее легко организуема.... Да и не помешает...
  9. +1
    9 июля 2015 12:41
    Все хорошо, но не нравится мне название катера "Раптор". могли бы и назвать по другому.


    Название нормальное! "Варяга" или "Диану" вспомните, то же не совсем "русские" названия, или бриг "Меркурий".
    Не это беда-печаль, а то что их пока ещё очень мало! в Швеции таких 50! надо больше!
    п.с. и насчёт "копипаста" - филиппинский MPAC тоже как бы 1 в 1 с шведами! просто не думаю что можно изобрести ещё один "велосипед" при имеющейся отработанной схеме.
  10. +2
    9 июля 2015 14:36
    КМК, в будущем нашем УДК должна использоваться конструкция катамарана с трансформируемым закрытым пространством между корпусами. Причём в это пространство могут заходить катера, типа Раптор, которые с помощью подъёмного механизма перемещаются вверх, где могут загружаться и обслуживаться. А нижнюю десантную палубу должны занимать десантно-высадочные средства тяжёлого класса, например, типа Дюгонь - пара/тройка/квартет, заполненные техникой. Эти средства тоже отрываются от воды с помощью подъёмной палубы, что позволит сделать док сухим с учётом аппарелей на носу и корме. Такая конструкция позволит увеличить скорость полного хода УДК при той же энергетике.
  11. 0
    9 июля 2015 16:05
    Цитата: KERTAK
    Все хорошо, но не нравится мне название катера "Раптор". могли бы и назвать по другому.
    Как думаете товарищи?

    Нырок или Маленький купальщик устроит ?
    1. aiw
      -1
      9 июля 2015 18:34
      Писающий мальчик? Непотопляемый ихтиандр?;-)
  12. +2
    9 июля 2015 18:37
    Никак "тезка" американского Ф-22? Машина хорошая, но на х... было надо называть ее именем давно вымершей ящерицей?

    И Сергей - не пренебрегайте, пожалуйста, фото внутреннего строения, особенно ходовой рубки.

    Спасибо за статью.
  13. Комментарий был удален.
  14. -1
    25 ноября 2019 14:22
    Ничего сами не можем - ума то нет.И зачем нас Бог хранит?