Кишинёв решил не усугублять приднестровскую проблему?

25
Если ещё несколько недель назад ситуация вокруг Приднестровья описывалась нелитературным термином «полный швах» в связи с денонсацией украинскими властями договора с РФ о транзите российских военнослужащих миротворческого контингента и грузов для этого же контингента в ПМР, то теперь уровень «шваховости», по крайней мере, внешне, пошёл на убыль. Причин тому – сразу несколько, и каждая из них достойна более или менее развёрнутого рассмотрения.

Причина первая – это определившая заинтересованность молдавских властей в том, чтобы не поддаваться на «киевские скаканья» и не нагнетать обстановку в отношениях с Россией. Играть мускулами – это в нынешней ситуации как-то совсем не по-молдавски, да и за последнее время сам термин «молдавская мускулатура» стал больше походить на нечто из разряда ненаучной фантастики. Понимая, что затевать «жестокие игры» с Россией и Приднестровьем (а в Приднестровской Молдавской Республике из полумиллиона жителей около 180 тысяч имеют российское гражданство) в нынешних геополитических и экономических условиях – совсем не то, что нужно самой Молдавии, официальный Кишинёв заявил о готовности не просто садиться за стол переговоров, но и реально договариваться. Как подтверждение тому – встреча министра по реинтеграции Молдавии Виктора Осипова с вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным в Москве. То есть представитель молдавского кабмина сам отправился в российскую столицу, чтобы от имени властей Молдавии Москву успокоить – никакой блокады миротворческого контингента России, как никакой блокады и самого Приднестровья не будет. В ходе встречи молдавский министр заверил Рогозина в том, что Молдавия не собирается выстраивать каких-либо барьеров для российских миротворцев, и если на такой шаг решил пойти Киев, то Кишинёв готов наладить снабжение российского миротворческого контингента со своей стороны.



Вторая причина – это предложение нынешнего главы ОБСЕ (по совместительству главы МИД Сербии) Ивицы Дачича о возможном возобновлении переговорного процесса по проблематике Приднестровья. Дачич предложил собраться в изрядно подзабытом формате «5+2» в Белграде нынешней осенью – ориентировочно в сентябре. Формат «5+2» по Молдавии действительно подзабылся, а потому будет совсем нелишним напомнить, что же он представляет. Ну 2 – это понятно: Кишинёв и Тирасполь, как главные «фигуранты», а 5 – это Россия, Украина, ОБСЕ как посредники, а также США и Евросоюз как наблюдатели. Насколько действенен этот формат в контексте нынешних событий, учитывая то, что как минимум для двух посредников нужны свои посредники, это отдельный вопрос. Но обнадёживает то, что в ОБСЕ с приходом Дачича хотя бы вспомнили, что приднестровский кризис имеет место, и, если так можно выразиться, «имеет» его всё больше… Другими словами, в ОБСЕ явно сообразили, что если и с ПМР попытаться всё пустить на самотёк, то можно получить новую разрастающуюся проблему на Европейском континенте, который и без того переживает не лучшие свои времена.

Предложение Дачича – это ведь не только путь к решению проблемы со статусом Приднестровья, это ещё и вариант для того, чтобы объяснить Киеву, что блокада миротворцев РФ ему может выйти боком. Если не объяснит ОБСЕ, то может хотя бы намекнуть Саакашвили, который Киевом или кукловодами Киева усажен в кресло губернатора Одесской области, граничащей с Приднестровской Молдавской Республикой. Готовы ли в Киеве воспринимать такого рода информацию адекватно – тоже вопрос… Но если не готовы, то формат может и сократиться до, например, «4+2» - уж хуже точно не будет… Ещё лучше бы и вовсе до «3+2», ибо Соединённые Штаты пусть для начала выучат, где находится Днестр, и чем он отличается от Днепра…

Кишинёв решил не усугублять приднестровскую проблему?


Есть ли шанс договориться в Белграде? Шанс есть всегда. Это раз. И уж лучше круглый стол переговоров, чем квадратные горячие головы тех, кто всё ещё считает, что конфликт на Днестре можно решить изоляцией республики и физическим уничтожением тех, кто миру в регионе способствует. Это два. Поводов для оптимизма и в этом отношении добавляет всё тот же Виктор Осипов, которого в российском внешнеполитическом ведомстве называют «гибким и прагматичным политиком».

Отвечая на вопросы журналистов «Коммерсанта», молдавский министр отметил, что слова «война» и «конфликт», которые стали всё чаще возникать применительно к молдавско-приднестровским отношениям, - это явно не те слова, которые должны употребляться сегодня. По его словам, есть круг достаточно острых вопросов и проблем, но все эти проблемы вполне разрешимы. Одна из таких проблем, о которой, кстати, в последнее время часто говорят в Тирасполе, это уголовные дела против приднестровских чиновников. Дела заводят в Кишинёве. И сегодня таких дел не менее 200. Общая тональность обвинений – это нечто из разряда «сепаратизма». Пожалуй, впервые за все последние годы представитель молдавского правительства отметил, что для Молдавии гораздо важнее сохранить свою территориальную целостность, а потому уголовные дела вполне могут закончиться решением об амнистии, которое может быть принято молдавским парламентом. То есть здесь сам Виктор Осипов как бы даёт понять депутатам парламента Республики Молдова (а там есть, что называется, и "упоротые" интеграторы с Румынией), что, если они не хотят раздербанить страну на лоскуты, то и амнистия для представителей властей ПМР – вполне цивилизованный вариант. При этом министр Осипов говорит, что Кишинёв готов предоставить ПМР право на самую широкую автономию в составе Молдавии, что, в принципе, изначально и предусматривалось в рамках обсуждения темы в формате «5+2».

Примечательно, что после встречи Дмитрия Рогозина с молдавским министром Виктором Осиповым в Москве состоялась встреча Рогозина и президента ПМР Евгения Шевчука. Пусть и опосредованный, но всё же контакт властей ПМР и властей Молдавии фактически состоялся – что немаловажно, именно в российской столице. Вполне себе сигнал, что тупика уж точно нет… Общая тональность – политическое урегулирование проблемы, диалог, круглый стол, поиск компромиссных решений. Острые углы остаются – да, их немало – да, но определённо радует то, что никакой воинственной риторики в стиле г-на Порошенко о том, что он «возьмёт Донбасс и Крым», у Кишинёва по отношению к Приднестровью нет. Да и письмо, направленное молдавским коллегам не так давно от имени представителей МИД ПМР – письмо о том, что Кишинёву с «партнёрами» лучше вообще забыть слово «блокада», тоже, судя по всему, принесло свои плоды.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    10 июля 2015 05:11
    Я "аплодирую" нашим спецам, сумевшим мирно разрешить этот возраздавшийся конфликт. Молодцы!!!
    1. +12
      10 июля 2015 06:10
      Решение проблемы было очевидно. Молдова слишком зависима от соседей,чтобы начинать очередную бойню. Да и Россия изменилась.Разговор был бы жесткий.Как в Южной Осетии.
      Думаю ПМР скоро начнет подномаштабное сотрудничество с Молдовой. Без этого Молдова лишается огромного рынка России . Да и Украина проблематична.
      1. +21
        10 июля 2015 07:01
        Молдаванам, видимо, очень доступно объяснили, что случится с их экономикой, если домой совершенно случайно и одномоментно вернутся ВСЕ их труженики в России. И резко закончатся переводы денежных средств. Отсюда и песни про отсутствии у Молдавии ресурсов на военные игры в Приднестровье. Тут Рагозину только поаплодировать стоит.
      2. +1
        10 июля 2015 08:21
        Да и Россия изменилась.

        Да ,появились искандеры которые из крыма могут ранести всю молдавскую армию без ввода сухопутных войск...
        1. +9
          10 июля 2015 09:05
          Цитата: ваня иванов
          Да и Россия изменилась.

          Да ,появились искандеры которые из крыма могут ранести всю молдавскую армию без ввода сухопутных войск...

          Блин, в Молдове есть армия? Никогда не слышал о такой. (ахтунг! Сарказм)
      3. +1
        10 июля 2015 10:05
        Гениальные решения только кажутся простыми.
      4. +1
        10 июля 2015 13:53
        Цитата: domokl
        Решение проблемы было очевидно. Молдова слишком зависима от соседей,чтобы начинать очередную бойню.

        Какая проблема решилась? Смеетесь?

        Это поведение Молдовы имеет совершенно прозрачную основу: Молдова до усрачки хочет в Гейросоюз. И самый быстрый путь - через присоединение к Румынии. Они и почву и референдум готовят.

        Ну, а теперь - если у молдаван будут политические и околовоенные тёрки с ПМР (читай - с Россией) - куда, а главное - когда они туда попадут?
        Правильно: руманештям Гейропа не даст зеленого света на воссоединение. Вот если выгорит - будет Молдова в составе Румынии, тогда и посмотрим их лояльность.

        А не выгорит - кстати, тоже увидим.

        Доп.: И "экономика", как многие тут рассуждают, тут ни при чем.

        У них что, ума больше, чем в Хохлостане? Те дом свой подожгли, чтобы сортир у соседа сгорел. Экономика...
    2. 0
      10 июля 2015 10:24
      Цитата: svp67
      Я "аплодирую" нашим спецам, сумевшим мирно разрешить этот возраздавшийся конфликт. Молодцы!!!

      Какой хороший пинок Кровавому кондитеру laughing
    3. +5
      10 июля 2015 11:22
      Вы действительно считаете что конфликт уже разрешен? Да. накал страстей уменьшился. Но все это уже было, было и не раз. И меморандум Козака ПОЧТИ подписали. Помните? Козак уже прилетел, но всего один звонок из амер.посольства и все. КУ. Что изменилось? Молдова ушла из под контроля госдепа? Стала самостоятельной? Да бросьте, получит свои преференции и начнет все с начала. Что касается ВС Молдовы, так есть рядом Румыния которая так и ищет приключений, есть ЧКВ для этого, которая вообще мимо правительства Молдовы будет действовать.
    4. 0
      10 июля 2015 11:22
      Вы действительно считаете что конфликт уже разрешен? Да. накал страстей уменьшился. Но все это уже было, было и не раз. И меморандум Козака ПОЧТИ подписали. Помните? Козак уже прилетел, но всего один звонок из амер.посольства и все. КУ. Что изменилось? Молдова ушла из под контроля госдепа? Стала самостоятельной? Да бросьте, получит свои преференции и начнет все с начала. Что касается ВС Молдовы, так есть рядом Румыния которая так и ищет приключений, есть ЧКВ для этого, которая вообще мимо правительства Молдовы будет действовать.
    5. +1
      10 июля 2015 16:57
      В СССР ходили анекдоты про "тупых" молдованах, но в сравнении с Куевом они выглядят как мыслители. Неужто непонятно, что "сепары" из ДНР и есть скрепа от полного развала Молдовы?
  2. +13
    10 июля 2015 05:27
    контакт властей ПМР и властей Молдавии фактически состоялся – что немаловажно, именно в российской столице. Вполне себе сигнал, что тупика уж точно нет…


    Слава Богу угроза войны в этом месте отошла...худшие прогнозы не оправдались и это хорошо.
    Но успокаиваться еще рано ВАШИНГТОН наверняка это не устроит и он снова попытается разжечь костер войны в этом регионе.
    1. +5
      10 июля 2015 05:40
      Терпения и мудрости нашим дипломатам и миротворцам в ПМР!!!
  3. +2
    10 июля 2015 06:19
    5+2.... Ну причём здесь Америка?! Сами их везде допускаем, а потом пеняем...
    1. +2
      10 июля 2015 06:43
      Интересно. А как же независимость и прочие "завоевания"демократии? Предлагаете стать очередным "мировым полицейским"? Не рано ли? Потянем такую ношу? Или коленки подогнутся?
  4. 0
    10 июля 2015 07:16
    Остудили "горячих" молдавских парней
  5. +5
    10 июля 2015 07:24
    "При этом министр Осипов говорит, что Кишинёв готов предоставить ПМР право на самую широкую автономию в составе Молдавии". Меня терзают сомнения,допустим ПМР "вернулась" в состав Молдовы и что опять попытка руманизации населения ПМР,добавляется новая территория для освоения НАТО,вывод наших миротворцев и полное зомбирование населения,изменение образования в учебных заведениях,румынский язык станет государственным,появятся "неграждане" этой республики и т.д. и т.п. а гражданам ПМР это надо ,у них вначале надо спросить.
  6. +2
    10 июля 2015 07:36
    Очень рада, что Молдова приняла взвешенное и дальновидное решение. Значит будут жить))
  7. +3
    10 июля 2015 07:37
    Не хочу кого то обидеть (упаси боже я не националист), но молдаване оказались умнее украинцев
  8. +7
    10 июля 2015 07:37
    Думаю, это маневрирование. Главного курса Молдавия будет придерживаться по любому.
  9. 0
    10 июля 2015 08:01
    проблема есть! как-то её надо решать, вариантов много, сейчас, немедленно, лучше заморозить в разговорах - время покажет
  10. +1
    10 июля 2015 09:12
    Какое-то в Молдове правительство стало не демократичное. Не хотят, понимаешь, продвигать демократию в Приднестровье. Как бы им самим теперь демократические митинги не устроили.
  11. +2
    10 июля 2015 09:20
    Нам бы еще пару крупных побед, типа саммита БРИКС,экономику наладить и эти неустойчивые союзники западных демократий, к нам в очередь начнут выстраиваться.
  12. 0
    10 июля 2015 09:49
    4 июня на портале ВО я писал что никакого кризиса в Принестровье не будет, все уладится, баблом, дипломатией и другими нормальными методами. В ответ мои комментарии активно минусовали, так как я не отражал общего воинственного настроения основной доли подписчиков ВО.

    http://rg.ru/2015/05/26/frukti-site-anons.html Я же говорил что подкупать будем, а вы все самолеты, ПРО, ПВО уничтожать, бомбардировка, пепел от Украины... Все по старинке, дадим бабла проблема решена. Там все ссыкуны, что в Молдаве,что в Украине, нам тоже проблем хватает. Начинать новую войну? Никому не нужна еще одна больная точка. Это только в книжках Калашникова глобальные заговоры, массоны, война на носу, война с США, ядерный апокалипсис... А по факту пшык сплошной..




    Так что продолжайте верить людям по типу: "Прогнозы генерала ГРУ Канчукова: «Приднестровье 2»" (http://topwar.ru/76282-prognozy-generala-gru-kanchukova-pridnestrove-2.html#com

    ment-id-4585157) и им подобные статьи псевдоразведчиков, которые выдают свои фантазии и слухи за особое заслуживающее внимание мнение эксперта.
  13. Комментарий был удален.
  14. +5
    10 июля 2015 10:48
    Пишу из ПМР: Да в политическом плане ситуация несколько успокоилась.Внешне. Внутренне готовимся к своим выборам в Верховный совет и городские советы депутатов. При этом экономика в мега-застое, бюджетники и пенсионеры также лишены 30% пенсий и зарплат, коммерсанты многие сворачивают деятельность. Хотя 2 сентября у нас праздник 25 лет ПМР.
  15. +3
    10 июля 2015 11:10
    Есть ещё одна причина. Всем известно, что политика — это продолжение экономики.
    Молдавия рискует остаться без электроэнергии. Это государство не имеет собственные источники и электросети, а использует киловатты, поставляемые испанской компанией Union Fenosa, покупающей их у Молдавской ГРЭС в Приднестровье.
    В свою очередь, ГРЭС принадлежит российской компании "Интер РАО ЕЭС", которая обвиняет испанскую сторону в неуплате и может лишить ее энергетического материала, что и рискует обесточить Молдавию. Страна рискует потерять 40% поставляемой энергии, если испанский клиент не рассчитается за уже поставленные ресурсы с российской стороной, пишет "НГ".

    http://www.yoki.ru/news/news/02-07-2015/441577-0/
  16. +1
    10 июля 2015 15:54
    Ситуация банально проста - у Молдовы денег не и не предвидится при любом развитии событий, а любые осложнения с Россией загонят ее в такой минус, о котором и думать не хочется.
  17. Оствальд
    0
    10 июля 2015 21:48
    Зря мы так о Румынах, ведь если б не о ни разве б мы узнали что на вооружении НАТО до сих пор соят танки Т-55 105 калибра.
    Вот это мощь, вот это силище не то что там какие то Т-64 системы "Булат".
  18. 0
    10 июля 2015 23:34
    Цитата: Владимир1960
    Нам бы еще пару крупных побед, типа саммита БРИКС,экономику наладить и эти неустойчивые союзники западных демократий, к нам в очередь начнут выстраиваться.

    Да на хрена нам нужна эта очередь пользованных негром, проституток!
  19. 0
    13 июля 2015 13:54
    Интересная точка зрения, но совершенно не ясны источники такой позитивной информации. Автору статьи было бы неплохо сослаться на какие-нибудь источники, а то верится с трудом в такие резкие перемены.
  20. 0
    28 декабря 2015 10:09
    Не знаю, чему тут радоваться. Я кроме впихивания ПМР в Молдавию (с прицелом на Румынию, а это уже НАТО) по примеру запихивания Донбасса в Укрорейх, ничего другого не вижу. Если смотреть на вещи реально, отбросив глупое шапкозакидательство.