Horten Ho 229, "Летающее Крыло"

28
Horten Ho 229, "Летающее Крыло"


Horten Ho 229 - первый турбореактивный самолет, построенный по аэродинамическая схеме "Летающее Крыло" ("Unsichtbar"). Он представлял собой итог более чем десятилетней конструкторской деятельности братьев Реймара и Вальтера Хортенов (Valter und Reimar Horten), главной целью которых было создание самолета с минимальным сопротивлением. В результате Horten Ho 229 не имел фюзеляжа как такового. Толщина центроплана была достаточной для размещения в нем пилота и двигателя. Вертикальное оперение отсутствовало. Управление по курсу осуществлялось спойлерами, установленными на крыле.

Участие "Gothaer Waggonfabrik A.G. Gotha" свелось к подготовке серийного производства с некоторыми соответствующими изменениями в конструкции. Основную же работу провели братья Хортены по собственной инициативе за два года до присоединения к их работам концерна в Готе. В 1942 г. майор Вальтер Хортен и его брат обер-лейтенант Реймар были отозваны из строевых частей специально для работы в "Sonderaktion 9", созданной под эгидой люфтваффе исключительно для реализации проекта "Unsichtbar".



Основная идея заключалась в том, что чистое крыло будет иметь значительно меньшее аэродинамическое сопротивление. Первый планер "Horten I" полетел еще в 1931г, когда Вальтеру Хортену только исполнилось 16 лет. Деревянный планер с тканевым покрытием управлялся элеронами и рулевыми тормозами на концах крыла. Опыт, полученный в работе над ним, отразился в создании в 1934 г. нового "Horten II", имевшего большее удлинение крыла и стреловидную заднюю кромку. Внутренние элевоны использовались как рули высоты, а внешние - как элероны. В течении 1935г. "Horten" был оснащен 80-сильным двигателем воздушного охлаждения "Hirth" НМ-60R, расположенным внутри крыла и работающим на толкающий винт через удлиненный вал.

Оба брата поступили в люфтваффе в 1936 г, но продолжили свою конструкторскую деятельность. В 1936-1937 гг. были построены три "Horten II", участвовавшие в состязаниях в Роне в 1937 г. В 1938 г. Хортены ушли из люфтваффе и построили еще ряд самолетов. Первый из них "Horten III" послужил образцом для всех последующих машин братьев. Центропланная секция была сварена из стальных труб, однолонжеронное крыло - деревянное. Два "Horten III" участвовали в 1938 г. в соревнованиях в Роне, достигнув хороших результатов. Правда, оба самолета были оставлены своими пилотами с парашютами из-за сильного обледенения.



К этому времени работы братьев получили заметную официальную и неофициальную известность. В 1939 ими интересовался Эрнст Хейнкель (Ernst Heinkel), но переговоры зашли в тупик из-за его желания зарегистрировать все последующие патенты на свое имя. Еще одни переговоры прошли с Вилли Мессершмиттом (Villi Messershmitt), но опять же безрезультатно. После недолгой работы в Техническом университете Бонна братья вернулись в люфтваффе. Однако, участие в политической жизни Вальтера Хортена вместе с дружбой с Эрнстом Удетом (Ernst Udet) (Реймар Хортен был женат на секретарше Удета) позволили братьям продолжить конструкторскую деятельность. Действенное участие министерства авиации и создание "Sonderaktion 9" на базе ремонтного завода в Геттингене помогло им. Кроме того, братья могли использовать фурнитурную фабрику "Пешке" для вспомогательных работ. К моменту передачи завода братья спроектировали и построили планер Horten Но IV, в котором пилот располагался лежа. Удлинение крыла было 21.66 вместо 10.66 на Horten Но III.



Первым спроектированным с самого начала самолетом Хортенов стал двухместный Horten Ho V с двумя 80-сильными моторами "Hirth" НМ-60R. Двигатели располагались в крыле и приводили толкающие винты через удлиненные валы. Братья довольно быстро осознали перспективы сочетания прекрасной аэродинамики летающего крыла с турбореактивным двигателем. Однако они понимали, что несмотря на хорошие связи в РЛМ, консерватизм последнего пересилит. Это подхлестнуло РЛМ в финансировании работ "Sonderaktion 9", предоставив ей особый статус, выводящий из-под непосредственного руководства Технического департамента.

Перед проработкой проекта реактивного истребителя "Unsichtbar" Хортены создали двухместный учебный Horten Но VII, главной задачей которого было обучение пилотов на самолете столь необычной схемы. Одновременно самолет должен был послужить для проверки проработок по реактивному истребителю. В результате Horten Но VII официально предназначался на роль опытного самолета для аэродинамических исследований и в качестве связного.



Контракт на 20 Horten Но VII был передан на завод "Пешке" в Миндене. В целом похожий по конфигурации на Horten Но V, новый самолет был оснащен двумя двигателями Аs-10С мощностью 240 л.с и имел убираемое четырехстоечное шасси. Два передних колеса на отдельных стойках крепились у самой линии симметрии и убирались назад. Две задние стойки под валами двигателей убирались вперед с поворотом на 90 градусов.

Первый Horten Но VII был изготовлен и облетан в Миндене летом 1943 г, но к моменту готовности второго самолета спустя несколько месяцев РЛМ потеряло интерес к "Unsichtbar". Оставшиеся 18 Horten Но VII так и не были закончены. Несмотря на утрату интереса со стороны официальных лиц, Хортены продолжили работу над реактивным истребителем, который они назвали Horten Но IX - его сборка уже началась в Геттингене. Сначала для проведения аэродинамических исследований был построен безмоторный Horten Но IX-V1 c неубираемым трехстоечным шасси. РЛМ узнало о существовании опытного самолета только в начале 1944 г, когда тот был уже наполовину закончен. Хотя такая "приватная" инициатива строго пресекалась министерством, братья получили поддержку. Необычная компоновка самолета захватила воображение Германа Вильгельма Геринга (Hermann Wilhelm Göring), который оказал проекту персональную поддержку и потребовал начать летные испытания в моторном варианте в кратчайший срок.



С официальной поддержкой программа Horten Но IХ получила дополнительный импульс. Весной 1944 г. были проведены первые успешные испытания безмоторного прототипа. Начались работы над второй машиной. Из-за неготовности к этому времени турбореактивных двигателей ВМW-003 на втором опытном самолете было решено установить Jumo-004, что потребовало внести в конструкцию некоторые изменения.

Horten Но IX-V2 был спроектирован из расчета на перегрузку 7, что с запасом прочности 1.8 давало разрушающую перегрузку 12.6. Крыло относительной толщиной 14% в корне и 8% на концах с симметричным профилем. Центропланная секция имела S-образный профиль. В ней размещались пилот, двигатели и стойки шасси. Центроплан сварной из стальных труб с фанерной обшивкой (за исключением района выхлопных сопел моторов, обшитого стальным листом). Консоли цельнодеревянной конструкции с металлическими законцовками. Передняя кромка выполнялась из так называемого литого дерева, представлявшего собой прессованные с резиной опилки. Остальная поверхность крыла обшивалась фанерой. Специальный лак придавал ей высокую чистоту. Крыло с одним основным лонжероном и одним вспомогательным, к которому крепились рулевые поверхности. Протектированные мягкие баки общим объемом в 3000 л. занимали две трети объема консоли. Баков в каждом крыле было четыре - по два за и перед лонжероном.



Два турбо-реактивных двигателя Jumo-004В монтировались близко к линии симметрии. Они проходили через главный лонжерон и их воздухозаборники заметно снижали относительную толщину центроплана. Выступами на поверхности крыла были только обтекатели двигателей, которые не удалось вписать в контур, и приземистый фонарь кабины пилота. Шасси трехстоечное; носовое колесо убиралось назад, основные стойки - к линии симметрии. Первоначально планировалось использовать четырехстоечное шасси по образцу Horten Но VII, но потом предпочтение было отдано одной высокопрочной носовой стойке, воспринимающей до 45% нагрузки на шасси. Для сокращения пробега был предусмотрен тормозной парашют. Продольная и поперечная управляемость обеспечивалась элеронами, которые вместе с закрылками занимали всю заднюю кромку крыла. Закрылки были связаны со спойлерами, расположенными сразу за стойками шасси. Управление по курсу осуществлялось спойлерами на консолях сразу за главным лонжероном. При этом использовалась пара спойлеров разной длины на верхней и нижней поверхности крыла. Подпружиненная проводка производила сначала выпуск малого спойлера, а потом, когда он выпускался полностью, большого. Таким образом обеспечивалось нормальное управление самолета на малых и больших скоростях.



Пока шла сборка Но-IX-V2, в Ораниенберге под Берлином проходили испытания безмотороного V1, давшие хорошие результаты. Но однажды пилот забыл убрать находящийся в потоке вентилятор генератора, и последующая авария при посадке задержала испытания. Однако, уже проведенные были достаточными, чтобы изучить характеристики самолета и начать серийное производство. На этой стадии работ и подключилась "Gothaer Waggonfabrik A.G. Gotha", получившая задание довести конструкцию до серийного производства. Дальнейшие работы по самолету были переданы конструкторскому бюро ГВФ. РЛМ присвоило машине обозначение Horten Ho 229, и в начале лета 1944г. был выдан контракт на семь опытных и 20 предсерийных самолетов.



Конструктора "Готы" практически не изменили конструкции, но переделали кабину, оснастив ее простейшим катапультируемым сиденьем. Обтекатели двигателей были увеличены. Была введена система обдува холодным воздухом обшивки в районе сопел двигателей. Довольно сильно изменили шасси, рассчитанное на больший взлетный вес.

Предусматривалась установка четырех пушек МК-103 или МК-108 рядом с двигателями. Под центроплан можно было подвесить две 1000кг бомбы или два 1250л бака. Была спроектирована и двухместная всепогодная версия Horten Ho 229 под локатор сантиметрового диапазона FuG-244 "Бремен" в удлиненном носовом обтекателе. Второй и третий самолеты постройки ГВФ - V4 и V5 были прототипами этой серии.

Пока на ГВФ разворачивалось серийное производство, в Геттингене в январе 1945г. был закончен Но-IХ-V2, перевезенный в Ораниенберг для летных испытаний. На первые полеты носовая стойка шасси была заблокирована в выпущенном положении. При нормальном взлетном весе и опущенных на 10O закрылках скорость отрыва была 150 км/ч при разбеге в 500 м. С выпущенным носовым колесом скорость достигала 300 км/ч. Управляемость оправдала самые оптимистичные предположения. В марте носовое колесо стали убирать в полете. Была достигнута скорость 795 км/ч, но во время посадки правый двигатель заглох. Пилот лейтенант Циллер катапультировался, самолет перевернулся, упал на землю и сгорел. Всего опытный самолет налетал два часа.

Сборка следующего опытного самолета в Фридрихсроде уже заканчивалась. Horten Ho 229 VЗ должен был стать первым прототипом серийного Horten Ho 229-А. V4 и V5 были прототипами Horten Ho 229-B - двухместного всепогодного истребителя. V6 был вторым опытным самолетом серии А с пушками МК-103 вместо МК-108. V7 должен был стать учебным двухместным вариантом. 12 марта 1945г. на совещании у Геринга Horten Ho 229 был включен в "срочную истребительную программу", но через два месяца американцы захватили завод в Фридрихсроде. VЗ был уже подготовлен для испытаний, V4 и V6 были почти готовы, были готовы и узлы для 20 предсерийных Horten Ho 229-A-0.

Лётно-технические характеристики Horten Ho 229 :

Размах крыла : 16,75 м
Длина : 7,45 м
Высота : 2,80 м
Площадь крыла : 50,80 м2
Масса пустого самолета : 4600 кг
Нормальная взлетная масса : 7515 кг
Максимальная взлетная масса : 9000 кг
Тип двигателя : 2 ТРД Junkers Jumo-004В-1, 2, 3
Тяга : 2 х 890 кгс
Максимальная скорость : 970 км/ч
Крейсерская скорость : 685 км/ч
Практическая дальность без ПТБ : 1880 км
Практическая дальность с ПТБ : 3150 км
Максимальная скороподъемность : 1320 м/мин
Практический потолок : 16000 м
Экипаж : 1 человек
Вооружение : четыре 30-мм пушки МК-103, МК-108; 2х1000-кг бомбы
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    28 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +9
      8 июня 2013 08:32
      Что называется "они опередили свое время". Вот только жалко,что братцы работали не на тех....Кстати,был в СССР авиаконструктор Калинин,который в 1930-х тоже работал над самолетами схемы "летающее крыло" (самолет К-12).Да только как и многие другие сгинул в огне безумных репрессий 30-х.
      1. +3
        8 июня 2013 10:18
        Цитата: Greyfox
        авиаконструктор Калинин,который в 1930-х тоже работал над самолетами схемы "летающее крыло"


        Добавлю в 30-е у нас Черановский и Никитин в штатах Нортроп,
        1. +6
          8 июня 2013 10:48
          Безусловно,что данная компоновка имела плюсы,однако были и хронические минусы и главный из них потеря управляемости на критических режимах(работы Нортропа),в статье только чуть коснулись этой темы,упомянув потерю машины из-за отказа одного двигателя,вызывает вопросы прочность смешанной конструкции.По более поздним работам ЦАГИ скорость 700км\ч(при крупносерийном производстве) для нее критична.Не смотря на выше перечисленные недостатки общий тон статьи(фантастические ТТХ)гремучая смесь оптимизма и шизофрении,что впрочем свойственно большенству публикаций по нереализовонным проэктам нацистов.Добавлю,что реализация всех положительных моментов на серийной машине в такой компоновке стала возможной только после использования ЭДСУ.
          1. +1
            9 июня 2013 15:02
            очень интересное это явление, расцвет инженерной мысли в нацистской Германии
        2. +5
          8 июня 2013 11:05
          А я-бы добавил Роберта Бартини,тоже работающего на чужую страну
        3. Nu daaaa...
          0
          9 июня 2013 11:19
          Patent na takoe vydavali uže 1913 na Hugo Junkers. On i pože, v 20-tyh, v etom napravlenie rabotal- J.1000

          http://alternathistory.org.ua/monoplan-budushchego-junkers-j1000
      2. +1
        8 июня 2013 11:05
        Они работали на своих
      3. +4
        8 июня 2013 18:49
        Эхх немцы немцы, были бы мы вместе всех бы подмяли под себя)))
        1. +3
          9 июня 2013 04:11
          Цитата: T-100
          Эхх немцы немцы, были бы мы вместе всех бы подмяли под себя)))

          С "теми" немцами(образца1933-1945 годов)НАМ было категорически "не по пути"...
    2. +4
      8 июня 2013 10:57
      ну вот , а я думал амеры у инопланетян стырили в2. так скоро выяснится , что и Деда Мороза нет
    3. +3
      8 июня 2013 12:22
      Вот начал бы Гитлер войну не в 41 а в 45 интересный бы какой результат получился.Вообще 30-50 вершина развития авиации.Сегодня практически все современные наработки оттуда растут.
      1. 0
        8 июня 2013 18:58
        Сдается мне что результат был бы тот же самый.Не трогая человеческий аспект,в техническом аспекте главное что осознали русские и американцы, и что не смог осознать Гитлер-десять Т-34 или Шерманов порвут в клочья одного супер-пупер продвинутого "Тигра".
    4. Yankuz
      +2
      8 июня 2013 13:51
      Цитата: Greyfox
      Что называется "они опередили свое время".

      Это амеры опередили нас тогда!
      1. Constantine
        +3
        8 июня 2013 16:03
        Чем же они нас тогда опередили? Амеры вступили в войну только по той причине, что РККА раскатала бы Гитлера в одну калитку, что было амерам не с руки. Если уж смотреть в технологическом плане, то рядом с немцами амеры не стояли даже рядом. Помимо Хортенов, первых реактивных истребителей и т.д., немца первыми начали строить прообразы межконтинентальных ракет, а так же проводили пробные пуски ракет с подводных лодок. Это лишь малая часть. Я бы не стал возносить амеров до небес.

        P.S. Если вы о том, что амеры вывезли образец хортена, то будет вам известно, что СССР вывезли достаточно много ученых и документации, так что вопрос о том, что амеры в этом преуспели - весьма спорный.
        1. +4
          8 июня 2013 16:39
          Про пуски ракет с подводных лодок(причём из подводного положения)узнал недавно,хотя этой темой из любопытства занимаюсь достаточно давно.А ракеты ПВО,наводящиеся по-радио командам?А примитивные ПЗРК?А кто слышал про подводную лодку U-480?ДА,Гансам явно не хватило времени и ресурсов...
          1. Constantine
            +1
            8 июня 2013 18:39
            И хорошо, что не хватило ;)
    5. _Forgiven_
      +3
      8 июня 2013 17:53
      Схема Нортена до боли в заднице напоминает планировку именитого бомбардировщика американцев В-2. В суд на них надо подать и защитить своим авторские права, они же ведь так делают чуть что. Надо Ангеле Меркель написать письмецо по этому поводу - пусть разберется с этим вопросом.
    6. +3
      8 июня 2013 18:21
      Качество,конечно отстой,но это ОН
      1. +2
        8 июня 2013 20:48
        Horten Ho 229 в полете.
        Снято в Декабре 1944.

        1. 0
          8 июня 2013 22:19
          Фуфло,не прогоняйте(если не в теме)---Это современная радио-управляемая модель!
          1. 0
            9 июня 2013 15:37
            Я не ерничаю и не подкалываю.
            Объясните пожалуйста вкратце, по каим признакам определили что это RC Plane?
            Вряд ли по облакам.
            По качеству видео?
            Или у моделей есть какие-то отличительные особенности, которые НЕспециалисты не замечают?
            Спасибо!
    7. +4
      8 июня 2013 20:19
      В историю авиации самолет К-12 (ВС-2) вошел как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени. В 1958 году английский журнал “Эйр пикториэл” поместил фотографию К-12 с красноречивой подписью: “Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов”.
      После коротких, но напряженных испытаний К-12 одобрила государственная комиссия, а в апреле 1938 года был подписан акт о развертывании серийного производства самолета. Однако увидеть свою “жар-птицу” в серий конструктору не было суждено. Вскоре после ареста К. А. Калинин умер в воронежской тюрьме. Некоторое время небольшая серия из десяти К-12 все же строилась, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены...
      А всё равно мы первые!!!!!
      1. -5
        9 июня 2013 00:17
        Алексей М - Но ведь ваш К-12 - ну натуральный уродец. Неужели бы он полетел. Ведь не видно никакой аеродинамики. Да ещё с башенкой на носу. Случилось мне, уважаемый, побывать совсем недавно в музее итальянских ВВС, что недалеко от итальянского же города Браччиано. Видели бы Вы, какие там самолёты, как раз конца 30-х годов - настоящие произведения аеродинамического искусства. Уж не говорю про то, что их знаменитая серия рекордных гидросамолётов выдавала на границе 20-30х годов скорость под 700 км/час. Вот эти - да, летали, и ещё как. А каракатица К-12 - просто отказываюсь верить в её отрыв от земли.
        1. Комментарий был удален.
        2. +3
          9 июня 2013 08:50
          Цитата: Linkor200
          Алексей М - Но ведь ваш К-12 - ну натуральный уродец. Неужели бы он полетел. Ведь не видно никакой аеродинамики. Да ещё с башенкой на носу. А каракатица К-12 - просто отказываюсь верить в её отрыв от земли.

          К-12 в окраске "Жар-птица" был продемонстрирован на воздушном параде в Тушино, а перед этим он прошел летные испытания.Так что никаких верю-не верю.Не в "ромашку играем". Про уродца.Первую свою ракету Сергей Павлович Королев со товарищи везли к месту старта на трамвае.И вот с этого уродца начался путь в космос.Кто знает,во что мог бы развиться "уродец" Калинина? Может быть у СССР оказался свой B-2 еще в 60-е. Так что не сравнивайте бомбовоз с "зализаными" рекордными самолетами (которые к слову ни во что не развились).
          P.S.Терпеть не могу когда появляются форумные хамы и вместо того чтобы что-то сказать по теме начинают тролить про допросы,евреев и Магадан.
        3. +2
          9 июня 2013 09:11
          Прежде чем писать, прочтите хотя бы учебник по аэродинамике или какую-нибудь научно-популярную литературу по этой теме (ключевое слово-научная). Если следовать вашей логики, вертолеты вообще не должны летать.
        4. 0
          20 июля 2015 23:41
          Слушай ты любитель запада,учи историю тупица,только не по кой wiki.
      2. Nu daaaa...
        0
        9 июня 2013 11:38
        Цитата: Алексей М
        В историю авиации самолет К-12 (ВС-2) вошел как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени


        Da?

        Еще один вывод, сделанный в отчете от 29 октября 1933 г.:

        "Проект самолета ВС-2(K-12) представляет собой соединение многих малоисследованных нововведений: например, бесхвостое крыло, накрыльные элероны, клапаны, боковые шайбы, расположенные над крылом элероны, предкрылки крайние, автоматические внутренние и управляемые. Не имея опытных данных по работе этих нововведений по отдельности, невозможно судить о работе их в совокупности.

        Использованная схема подсказывает, что аэродинамических выгод данный самолет иметь не может. Сохранены все части нормальной машины: фюзеляж, оперение, имеющее увеличенную площадь, а также добавляются надкрыльные элероны, дающие добавочное сопротивление.

        Ожидать уменьшения веса ВС-2 не приходится, потому что грузы размещаются в центральной части - как в обычных самолетах.

        Самым существенным в самолетах подобного типа являются вопросы устойчивости и посадки. Кривые продувки устойчивости показывают большую чувствительность самолета к изменению центра тяжести. Ненормальность работы горизонтального оперения можно объяснить его расположением.

        На основании изложенного полагаем, что (как указывалось в предыдущим заключении), необходим ряд обстоятельных продувок модели с целью выяснения работы и взаимодействия отдельных агрегатов.

        Еще раз подтверждаем, что данный самолет можно строить как сугубо экспериментальный в малых размерах, отстраняя вопрос о постройке большого самолета, а тем более серии".

        http://airwar.ru/enc/bww2/k12.html
    8. сашка
      +3
      8 июня 2013 20:59
      Как они без компов управлялись ? Сейчас говорят что это невозможно. Вот раньше делали и плевать на всё хотели..
      1. Constantine
        -1
        8 июня 2013 21:36
        Кстати был случай тупой аварии B-2 на взлете. Датчик закоротило и компьютер B-2 выдал на правильный угол подъема. В результате B-2 не стало.

        В целом, многие удивительные вещи делались без сложных вычислительных механизмов. Если бы тогда люди знали, что сейчас у нас будет по устройству, которое помещается на ладони и дает доступ почти ко всем знанием человечества, то они бы с ума сошли. Особенно, когда узнали бы о том, что мы это устройство используем для того, чтобы стрелять птицами из рогатки ))
      2. 0
        8 июня 2013 21:56
        Сашка,загляни в личный кабинет
    9. 0
      9 июня 2013 15:24
      Страшно представить, сколько еще бы пришлось воевать и терять людей, если бы на год-два раньше немцам удалось пустить в серию большинство своих реактивных самолетов. Включая и этот. Автору = отдельное спасибо за изумительный по интересу материал.
    10. -1
      9 июня 2013 15:32
      Самолет необычной конфигурации даже в наше время вызывает интерес.Есть такая компьютерная игра,называется Air Conflict.Не в полном объеме,конечно ,но в некоторой степени она дает представление о военных самолетах 2 мировой войны.Это мессершмидт,спитфайр,москито и др.Этот самолет в ней представлен под названием Гота-229.Форма самолета,четыре пулемета в крыле-все как на прототипе,но только в в виртуальной среде.
    11. 0
      9 июня 2013 18:11
      Проходила информация, что при рассмотрении концепции нового стратегического бомбардировщика в России, рассматривается в том числе и "летающее крыло"

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»