Космическая одиссея Украины заканчивается

43
Космическая одиссея Украины заканчиваетсяИстория легендарного Южмаша, ракеты которого были гарантами мира во время холодной войны и неотъемлемой частью международных космических программ, близка к бесславному концу. Нет ни кадров, ни заказов, ни денег, ни даже воды в туалетах. Хуже того, в трагической судьбе ЮМЗ отражается будущее всей украинской промышленности.

Год назад сотрудники государственного конструкторского бюро «Южное» им. Янгеля праздновали 60-летие предприятия. В поздравительных адресах по случаю юбилея отмечалось, что за это время в содружестве с Южным машиностроительным заводом им. Макарова специалистам КБ удалось создать 13 боевых ракетных комплексов, семь космических ракетных комплексов, более 70 типов космических аппаратов, около 50 типов ракетных двигателей и двигательных установок различного назначения, свыше 150 новых материалов и технологий. Кроме того, были осуществлены более 900 пусков ракет-носителей космического назначения и выведены на орбиты более 400 научно-исследовательских и военных спутников.

В этом году парад памятных дат логично было бы продолжить 20-летием создания международного проекта «Морской старт», в котором Украину когда-то представляли КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Однако праздновать по большому счету нечего. Из-за кризиса в украинско-российских отношениях проект «заморожен» и в прежнем виде вряд ли возродится. По крайней мере речь о дальнейшем использовании для запусков украинских ракет «Зенит» уже не идет, а производивший их Южный машиностроительный завод находится сегодня на грани окончательной ликвидации.
Ракеты и клозеты

Собственно говоря, без заказов предприятие простаивает еще с прошлого года, а в январе его работников отправили в отпуск за свой счет по причине накопившихся долгов по зарплате. Вынужденный простой длился до апреля. Затем, после погашения задолженности и под аккомпанемент щедрых обещаний от первых лиц государства завалить ЮМЗ работой, рабочие вернулись в цеха. Но, по-видимому, ненадолго, поскольку делать им там особо нечего. И, судя по последним событиям, простым бездельем дело на этот раз не ограничится.

Как сообщил журналистам помощник гендиректора предприятия по общим вопросам Владимир Ткаченко, на заводе вот уже больше двух недель отключена техническая вода. В связи с этим пришлось остановить работу в литейных цехах, на связанных с кузницей участках и в местах, где происходит закалка и охлаждение металла. По той же причине закрыли санузлы, лишив сотрудников элементарных бытовых удобств.

Параллельно муссируются слухи о возможном отключении электроэнергии, подкрепленные недавними перебоями с энергоснабжением на насосных станциях. А вот новые долги по заработной плате – уже не слухи, а реальность: после апреля выплаты вновь прекратились. «Говорили, что ожидается реструктуризация, и с августа на 30–40% сократят персонал. Пока что работникам не платят зарплату, видимо, ожидая, что люди сами будут увольняться», – полагает глава независимого профсоюза Южмаша Евгений Деркач.

Дополнительным стимулом для добровольного увольнения теперь стали представители военкоматов, караулящие призывного вида мужчин прямо у главной проходной. Причем хватать они предпочитают сотрудников конструкторского бюро. То ли потому, что те приходят на работу позже остальных, то ли ввиду их ненадобности для загибающегося производства. В свою очередь «уклонисты», опираясь на поддержку коллег и даже руководства, упорно не желающего расставаться с последними кадрами, держат круговую оборону: ведут телефонное оповещение об опасности и не покидают территорию завода до отъезда «ловцов».

Фабрика страха


Своим негласным титулом столицы советского ракетостроения Днепропетровск обязан Корейской войне. Именно она вынудила тогдашнее руководство ВПК во главе с министром вооружения Дмитрием Устиновым в 1950 году срочно перепрофилировать еще толком не достроенный Днепропетровский автозавод в сверхсекретный «почтовый ящик № 586». В том же году вместо грузовиков и самосвалов на нем был налажен выпуск первой советской боевой ракеты Р-1 (проходившей по документации как «автомобиль вертикального взлета»), которую Сергей Королев с помощниками скопировали с трофейной «Фау-2». Немного позже завод начинает выпускать Р-5М – первую в мире ракету, способную нести ядерный заряд.
Спустя несколько лет на территории «завода № 586» создается особое конструкторское бюро ОКБ-586 (теперь КБ «Южное»). Его возглавляет Михаил Янгель – бывший зам Королева, взявшийся за разработку ракеты на высококипящих компонентах топлива, позволявших держать «изделие» в боевой готовности, то есть заправленной топливом, продолжительное время (больше месяца).

В 1959 году после успешных испытаний на вооружение Советской армии была принята жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12. Четырьмя годами позже на боевое дежурство в только что созданных ракетных войсках стратегического назначения заступает ее новационная на то время модификация Р-12У для шахтной пусковой установки. А немного раньше создается Р-16 – первая двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, способная «накрывать» территорию США и лишавшая, таким образом, главного стратегического противника Советского Союза преимущества безответного удара.

К тому времени Днепропетровский машиностроительный завод уже полностью был ориентирован на продукцию, разработанную командой Янгеля. Как довольно сообщил журналистам генсек Никита Хрущев после посещения предприятия: «У нас производство ракет поставлено на конвейер! Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, словно сосиски из автоматов».

Такой результат стал возможен благодаря слаженной работе тандема в лице руководителя ОКБ Янгеля и его бывшего главного инженера Александра Макарова, назначенного в 1961 году директором завода. «Именно они создали модель единой опытно-конструкторско-производственной базы, которая и по сей день является новацией в сфере производства и проектирования», – напишет позже еще один экс-директор Южмаша, бывший президент Украины Леонид Кучма.

Главным совместным творением Янгеля и Макарова стал Р-36М (SS-18 Satan по классификации НАТО) – ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжелого класса, допускавший применение различных видов боевого оснащения (головных частей), в том числе разделяющихся с индивидуальным наведением боевых блоков, и реализовывавший стратегию гарантированного ответного удара. Не имевшая аналогов «Сатана», с ее автономной системой управления и полной ампулизацией топливных систем после заправки (это позволяло держать ракету в полной боевой готовности полтора десятка лет), ставшая главным элементом «ракетного щита» СССР, заставила в начале 70-х американцев, прозвавших ЮМЗ «фабрикой страха», срочно пойти на переговоры по ракетно-ядерному разоружению.

Одной из самых нашумевших тогда новинок стал придуманный Янгелем так называемый минометный старт, когда многотонная махина в ее варианте запуска из транспортно-пускового контейнера вначале под давлением пороховых аккумуляторов «выстреливалась» из ТПК, а уж затем запускался ее двигатель. Это дало возможность конструктору Владимиру Уткину, завершавшему проект «Сатаны» после смерти Михаила Янгеля в 1971 году, вместе с братом Алексеем позже создать РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel) – боевой железнодорожный ракетный комплекс, в количестве 12 поездов с 36 пусковыми установками стоявший на боевом дежурстве в РВСН СССР и России в 1987–1994 годах (все они были списаны и утилизированы по условиям договора СНВ-2).

Не менее активно Южмаш, 80% продукции которого в 1960–1980-е годы составляли боевые ракеты, участвовал в космических программах. Созданная там ракета «Зенит» в качестве модульной части блока первой ступени ракеты-носителя «Энергия» была использована в реализации проекта первого (и, к сожалению, последнего) советского многоразового космического корабля «Буран». А жидкостные ракеты-носители легкого класса «Циклон» или созданные на базе Р-12 и Р-14 «Космос» и «Интеркосмос» выводили на низкую околоземную орбиту космические аппараты, многие из которых (серии АУОС, «Целина» или «Тайфун») были созданы опять-таки днепропетровскими специалистами. Не отставали и цеха «побочных производств», выпускавшие трактора вначале под маркой «Беларусь» (ввиду засекреченности предприятия), а затем и собственной – ЮМЗ (общим количеством более двух миллионов машин), а также прочий мирный «ширпотреб».
Космический бизнес

С развалом Союза славная история Южмаша, как и многих других гигантов ВПК, могла закончиться в одночасье. Сотни боевых ракет, выпускавшихся там ежегодно, больше не были никому нужны – как, впрочем, и десятки тысяч тракторов. Большинство смежников оказались за новыми границами, а государственный заказ сменил «дикий рынок». Ситуацию спасли президентские выборы 1994 года. Новый глава государства Леонид Кучма сделал все для выживания не чужого ему Южмаша, к тому же являвшегося одним из немногих флагманов молодой украинской экономики.

Главной темой для завода и КБ «Южное» с тех пор стал коммерческий космос. Одним из первых проектов был «Морской старт» – создание с помощью плавучей платформы морского космодрома на экваторе, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). В созданный в 1995 году консорциум Sea Launch Company, кроме Южмаша и КБ «Южное», вошли Boeing Commercial Space Company (космическая «дочка» американского авиагиганта), российская РКК «Энергия» и норвежская судостроительная компания Aker Kværner. Спустя четыре года был успешно произведен первый коммерческий запуск, а всего за 15 лет (до мая 2014 года) осуществлено 36 запусков (из них 33 удачных).

Вскоре после первых запусков «Морского старта» в КБ «Южное» родилась идея его наземного аналога, изначально получившего название «Старт из пустыни» (позже было согласовано более привычное «Наземный старт»). Он представлял собой совместный проект России, Украины и США по использованию стартового комплекса на космодроме Байконур для запусков модернизированных ракет-носителей «Зенит-2SLБ» и «Зенит-3SLБ». В ходе этой программы с 2008 по 2013 год было осуществлено шесть успешных запусков космических аппаратов.
На базе легендарной «Сатаны» была создана ракета-носитель «Днепр», с 1999 по 2015 год выполнившая 22 пуска, с помощью которых на орбиту было выведено более 140 космических аппаратов, принадлежащих 20 государствам. И уже под самый конец второго президентского срока Кучмы (в 2003 году) Украина подписала договор с Бразилией о долгосрочном сотрудничестве по созданию РКК «Циклон-4» для запусков космических аппаратов на бразильском приэкваториальном космодроме Алкантара.

Попутно южмашевцы зарабатывали деньги на обслуживании и продлении срока эксплуатации ракет, стоявших на вооружении российских РВСН, «адаптировали» под украинские реалии чешские троллейбусы и трамваи, а также осваивали выпуск ветряных турбин, оборудования для пищевой промышленности и агрегатов шасси для самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Это в совокупности давало заметную загруженность производственных мощностей и завидные по меркам Днепропетровска зарплаты.

Не поколебала уверенность работников Южмаша в собственном благополучном будущем и пятилетка правления Ющенко, утомлявшего их во время своих нечастых визитов нудными лекциями о трипольской культуре и голодоморе. «Караван идет, а денежки капают», – рассуждали они. Тем более что капали денежки все ощутимее – ожившая со второй половины 2000-х российская «оборонка» своими закупками начала пробуждать в памяти заводчан воспоминания о благословенных советских временах. А уж когда посетивший Южмаш уже при Януковиче (в конце 2013 года) вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заговорил о создании объединенной ракетно-космической корпорации, былое счастье казалось совсем близким.

До основанья


Но грянул февраль 2014-го, и все планы накрылось жовто-блакитным тазом с красно-черным отливом. В начале марта прошлого года завод посетил новоназначенный губернатор Игорь Коломойский. Он с озабоченным видом побродил по цехам, подписав с гендиректором Южмаша Сергеем Войтом некий «меморандум о сотрудничестве». По итогам этой экскурсии заказов на заводе не прибавилось, зато оттуда начали вывозить металл из стратегических запасов (примерно так же из трубопроводов подконтрольной Коломойскому госкомпании «Укрнафта» в прошлом году выкачали 600 тысяч тонн технической нефти). В то же время в Сети появилась информация о возможной продаже третьим странам документации по производившейся в Днепре БМБР «Воевода» (советское наименование знаменитой «Сатаны»).

Еще какое-то время наивным землякам Коломойского казалось, что все переменится. И, в принципе, они не ошиблись. Вот только перемены оказались к худшему. Еще в апреле прошлого года Кучма, знавший всю подноготную выживания родного предприятия, предупреждал: «У нас слишком многое завязано на России, чтобы отказаться от сотрудничества с ней. Но, если мы потеряем контракты с Российской Федерацией, нужно дать альтернативу. В Европе я не вижу рынков сбыта для продукции Южмаша».

Уже в августе украинский Совбез принял решение о прекращении военного и научно-технического сотрудничества с предприятиями ВПК России. Это крайне вдохновило патриотов вроде председателя Совета предпринимателей Днепропетровской области Владимира Дона, заявившего следующее: «Сегодня экспорт с этого предприятия в Россию уменьшился на 80%. Это продукция, которая связана с вооружением. Это логично, мы же не можем продавать нашим потенциальным врагам оружие, из которого будут убивать наших солдат, наших воинов, наших граждан. Необходимо применять ряд мер. Ошибочность позиций руководства завода заключается в том, что они думают: государство поможет. Никто не поможет».

В том, что государство действительно бросило промышленный гигант на произвол судьбы, коллектив предприятия убедился довольно скоро. «В результате последовательного сокращения объемов производства ракетно-космической техники поступления денежных средств снизились более чем в четыре раза, с 1 млрд 907 млн грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014-м. При этом по договорам с Россией сокращение оказалось более чем 60-кратным – с 1 млрд 719 млн до 28 млн грн. Дальнейшее производство ракетоносителя «Зенит» (проекты «Морской старт», «Наземный старт») приостановлено. Возобновление находится под вопросом. Россия сокращает сотрудничество по прочим проектам («Днепр», Федеральная космическая программа). В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014 года около 700 млн грн. Долги предприятия на 01.01.2015 составляют около 640 млн грн, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам – более 140 млн грн», – сообщал сайт ЮМЗ (спустя короткое время информация по неизвестной причине была удалена).

Президент Петр Порошенко, появившийся на заводе через месяц после его февральской остановки, привычно пообещал как заказ по линии минобороны («В оборонном заказе есть предложение для Южмаша. Вы можете догадываться, о какой номенклатуре производства идет речь»), так и гражданский («Я сказал, будет предложен заказ на 45 млн грн на троллейбусы для Днепропетровска и Днепропетровской области»). В обоих случаях Порошенко обманул. О госзаказе («догадайтесь, какой номенклатуры») до сих пор не слышно ничего, а вот с троллейбусами днепропетровцев «прокатили» совершенно бессовестно. 6 июля Южмаш должен был подписать контракт на поставку десяти машин, но автокомпания «Богдан Моторс», контролируемая Олегом Свинарчуком (бизнес-партнером Порошенко) внезапно подала жалобу из-за недостатка нужных документов от завода. После этого Антимонопольный комитет спешно аннулировал контракт.

Не менее «успешно» складываются дела Днепропетровского машиностроительного завода и на внешних рынках. Еще в декабре 2014-го американская компания Orbital Science Corporation остановила сотрудничество с Южмашем из-за взрыва двигателя ракеты-носителя Antares с транспортным кораблем Cygnus. На этом фоне еще смешнее выглядит заявление о том, что Украина намерена перенести свой наглухо «замороженный» космический проект «Алкантавра» из Бразилии в США.

«Это был единственный крупный инвестиционный проект Украины за рубежом, не только утверждающий нашу страну как ведущую в аэрокосмической отрасли, но и дающий перспективу загрузки и развития наших предприятий на многие годы», – написал на своей странице в Facebook экс-премьер Николай Азаров. «По команде своих хозяев они поставили крест на самой передовой отрасли Украины – авиакосмической промышленности», – констатировал он.

По мнению политолога Андрея Золотарева, ситуация с Южмашем и КБ «Южное» чревата для всей Украины потерей статуса космической державы. «Базарному» капитализму космос ни к чему. Его интересует не перспектива, а прибыль сейчас и сегодня», – считает эксперт, уверенный, что в процессе реформ Украина получит новую модель экономики, которая будет вписана в западный рынок. Единственным успешным вариантом подобного «вписывания» является «тотальная деиндустриализация».

Так что разруха, воспетая родившимся в Киеве Булгаковым, действительно не в южмашевских клозетах, а в головах тех, кто в полном соответствии со словами партийного гимна столь ненавистных им коммунистов взялся разрушать до основания созданный не ими мир и оставить после себя хаос, сотворить который, пожалуй, не под силу даже знаменитой «Сатане».
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    25 июля 2015 05:48
    Это-же какими надо быть ... , что-бы угробить такое производство. У нас тоже такое было в своё время, вон с Алтайского тракторного (АТЗ) одни кирпичные развалины остались.Но, ракета- это-же не трактор.
    1. +13
      25 июля 2015 07:20
      Цитата: ivanych
      Это-же какими надо быть ... ,

      Это как же надо скакать! what
      1. +14
        25 июля 2015 08:35
        "в трагической судьбе ЮМЗ отражается будущее всей украинской промышленности."
        Всё самое интересное в украине ещё впереди.Вы думаете люди которые там не понимают это.Ещё как понимают.Ну а нам что при этом делать? Забирать всех кто считает себя Русским,всех до последнего!И не в коем случае не "помогать"оставшимся!Эти территории должны стать тем чем были раньше.Голая степь и максимум аграрная зона и не более.Нам территорию Сибири заселить нужно.
        1. +6
          25 июля 2015 09:45
          Цитата: Наблюдатель2014
          Забирать всех кто считает себя Русским,всех до последнего!

          Я с вами полностью согласен.Но русских надо было забирать с 199х годов,после распада СССР.кстати неплохо было бы посчитать,сколько человек готовы переехать скажем в Самару из Одессы например.А то вон из Прибалтики чегой-то не спешат переезжать
      2. +1
        26 июля 2015 00:37
        А вы думаете зря что ли свидомые столько скакалок порвали?
    2. +4
      25 июля 2015 08:20
      Разруха наступила с того момента когда начали на майдане скакать ,самое обидное что не видно просвета!
      1. +1
        25 июля 2015 11:42
        просвет есть....на тот свет.....и то в ад.
        Цитата: 78bor1973
        Разруха наступила с того момента когда начали на майдане скакать ,самое обидное что не видно просвета!
    3. +6
      25 июля 2015 11:10
      Цитата: ivanych
      Это-же какими надо быть ... , что-бы угробить такое производство

      Американцы и европейцы убирают с пути еще одного конкурента,при том что именно они сейчас власть на Украине.При том они Южмаш просто добили,благодаря независимости за 23 года само предприятие сбавило темпы процентов на 90 по сравнению со временами СССР.
      А ведь в России покупали и резали на металл готовые работающие предприятия,только введенные в строй и ничего..........Да и в новой Европе нормальная практика,где сейчас РАФ,Ikarus, Raba, Globus,кто знает сейчас в ЕС электронику от VEF ,Radiotehnika
      1. 0
        25 июля 2015 19:03
        Цитата: APASUS
        где сейчас Globus

        Попробуйте в Ашане поискать.Лежит на полке ,как и 20 лет назад
        1. +1
          25 июля 2015 22:31
          Цитата: Pilat2009
          Цитата: APASUS
          где сейчас Globus

          Попробуйте в Ашане поискать.Лежит на полке ,как и 20 лет назад

          Globus в советские времена был продовольственной корпорацией,для обеспечения поступающих заказов из СССР было создано объединение из 5 колхозов,доходность предприятия достигала миллиарда инвалютных рублей.Да после развала СССР Globus стал фирмой с персоналом 20 человек.
          Есть разница?
          К стати это совсем не говорит что это именно тот Globus,а не перекупленное название теми же китайцами,которые напишут вам ,про то как все выращено на экологически чистых землях Германии,хотя местные крестьяне вряд ли представляют где Германия ,а где родился Globus
          1. 0
            26 июля 2015 10:30
            Цитата: APASUS
            это именно тот Globus

            По вкусу именно тот
    4. +2
      25 июля 2015 11:23
      Цитата: ivanych
      Это-же какими надо быть ... , что-бы угробить такое производство. У нас тоже такое было в своё время, вон с Алтайского тракторного (АТЗ) одни кирпичные развалины остались.Но, ракета- это-же не трактор.


      А что такого? Будут выпускать мыло хозяйственное. Переделки производства минимальные (станки и агрегаты выкинуть на свалку и установить котлы), а продукцию продавать за перья какаду племени кикапу в центральной Африке. А Вы - ракеты, трактора... fool
    5. +1
      25 июля 2015 14:43
      Такие предприятия как "Южмаш" вообще нельзя полностью останавливать. Потом уже не завести.
    6. +2
      25 июля 2015 14:54
      Цитата: ivanych
      Это-же какими надо быть ... , что-бы угробить такое производство.

      Как говорится ЭЛЕМЕНТАРНО,ВАТСОН,точнее перемога
      А может причина в этом?
      Зато в этом производстве огромные успехи
    7. +1
      25 июля 2015 18:09
      а от ташсельмаша только сквер остался
      1. +3
        25 июля 2015 18:55
        Цитата: andrewkor
        а от ташсельмаша только сквер остался

        Вроде и с авиазаводом там нехорошо am
        А свидомые за авианосец "Ульяновск" должны ответить как за Севастополь
        Надо не забывать!
  2. +14
    25 июля 2015 07:47
    Зато на цензоре майданутые укропитеки вопят и орут радостно о развитии своей экономики и ждут наступления дефолта в России. Да, да именно в России. Не на окраине, а в России . А у них все хорошо и американцы, канадцы, австралийцы, голландцы, шведы выстраивются в очередь, что бы вложить деньги в экономику руины. Еще и грызутся при этом, кому больше вложить. Очень смеюсь над цензорскими неадекватами.
    1. +2
      25 июля 2015 14:56
      ну на домене ua. и не такое бывает, помнится боевой репортаж о захвате Т-80 российской армии путём уничтожения мехвода из СВД через смотровую щель в ВЛД.
      1. +1
        25 июля 2015 19:17
        Цитата: dakka-dakka
        ну на домене ua. и не такое бывает, помнится боевой репортаж о захвате Т-80 российской армии путём уничтожения мехвода из СВД через смотровую щель в ВЛД.

        Так это всё человек,точнее людiна павук.Вот секретное фото как всегда из соцсетей,но по раскраске все ясно
        Смех смехом а фото из
        Человек паук Spider-Man 2 Паук Удар клинка

        Днепропетровск, Днепропетровская область Добавлено: в 12:41, 20 июля 2015,
        Игру там сляпали
    2. +1
      25 июля 2015 17:26
      Цитата: sichevik
      выстраивются в очередь, что бы вложить деньги в экономику руины. Еще и грызутся при этом, кому больше вложить. Очень смеюсь над цензорскими неадекватами.

      Помниться мы это тоже проходили,у нас от их инвестиций появились гамбургеры с Кока-колой, зато исчезли целые отрасли промышленности и работа тоже
    3. 0
      25 июля 2015 19:05
      Цитата: sichevik
      А у них все хорошо и американцы, канадцы, австралийцы, голландцы, шведы выстраивются в очередь, что бы вложить деньги в экономику руины.

      Мечтать не вредно,вот только ... на воротник не сильно хорошо,так они привыкли.Проси больше,пошлют дальше
      Новость 2010г и что ...
  3. +2
    25 июля 2015 08:19
    «уклонисты», опираясь на поддержку коллег и даже руководства, упорно не желающего расставаться с последними кадрами, держат круговую оборону: ведут телефонное оповещение об опасности и не покидают территорию завода до отъезда «ловцов».
    Цирк.
  4. +6
    25 июля 2015 08:36
    Все проср...ли!!! Все ,что досталось от СССР проср...ли и пропили!!!Пусть копают дэбилойды канаву вдоль окраины,на другое ума уже нет !!!
  5. +7
    25 июля 2015 09:37
    Цитата: azbukin77
    Все проср...ли!!! Все ,что досталось от СССР проср...ли и пропили!!!

    Это относится ко всем бывшим республикам Советского Союза.
    Разграбив и пропив всё, что построил им СССР, теперь они у нас здесь на положении гастарбайтеров - как тараканы, хрен выгонишь!
    Не пора ли ужесточать законы, разрешающие приезд зарубежной рабочей силы? - ведь скоро бандерлоги кинутся на заработки в Россию. Все 40 миллионов!
    И не уедут отсюда! И будут в курилках и на кухнях продолжать хаять Россию, которая им "всё разрушила"...
    1. 0
      25 июля 2015 19:49
      Уже давно хают! Прутся в Россиию на заработки и в "благодарность" плюют нам в спину. Будем утираться - заплюют и лицо. "Менталитет", однако...
  6. +1
    25 июля 2015 09:50
    Смотря на них сейчас, вспоминаются 90-е, и как то совсем печально, особенно смотря на то что после 90-х у нас самих осталось от промышленности...
  7. +5
    25 июля 2015 10:57
    Цитата: 78bor1973
    Разруха наступила с того момента когда начали на майдане скакать ,самое обидное что не видно просвета!

    Раньше. То, что высокотехнологическое производство загнется стало ясно после распада СССР. И это касается не только Украины. Какое-то время еще трепыхались, но все всегда когда-то кончается. Вот и сейчас Украина подошла к тому, что продукция Южмаша уже никому не нужна. Цены на "Зениты" они загнули такие, что они стали сравнимы с ценами на "Протон", который вдвое грузоподъемнее. Без дела стоит сейчас и "Морской старт". Но там хоть возможны какие-то варианты, уже без украинских "Зенитов". Ни один из своих ракетных проектов Украина не довела даже до железа. Только картинки. Начиная от "Борисфена" и заканчивая "Сапсаном". Так что одиссея, как и космическая, так и ракетная близится к концу. Трепыхания есть, но они скорее напоминают агонию
  8. +2
    25 июля 2015 11:03
    ЮЖМАШ возродится только в одном случаи-когда Украина войдет в состав РОССИИ. soldier
    1. -3
      25 июля 2015 15:03
      да уж, вАистЕну. Юг возродиЦЦа. South will raised again! ТакЪ победимЪ!
    2. 0
      25 июля 2015 18:00
      Нечего там возрождать, наукоемкое производство это - квалифицированные сотрудники, современное оборудование и интеллектуальная собственность.

      На ЮЖмше, последние сотрудники разбежались, оборудования современного нет как лет 20, а вся интеллектуальная собственность уже распродана...

      А если вам лично нужны старые стены и дырявая крыша, тогда предлагаю на свои личные восстанавливать...
  9. +5
    25 июля 2015 11:11
    Цитата: cerbuk6155
    ЮЖМАШ возродится только в одном случаи-когда Украина войдет в состав РОССИИ.

    А возродится ли? Четверть века без модернизации производства, уничтожено производство твердотопливных двигателей. Персонал... Кто их тех, кто когда-то "делал ракеты" остался в строю? Да и то это те, кто перед развалом только пришел на Южмаш... Уничтожены так же и другие производства, задействованные в кооперации с Южмашем, или дышат на ладан. Так что вряд ли это нужно...
  10. +8
    25 июля 2015 11:30
    А чего далеко ходить. В России точно также обанкротили Саратовский авиационный завод "Комбайн" в 2010 г! Совсем недавно. И работало там 30000 человек! А выпускали всем известные ЯК-40 и ЯК-42. И военные тоже. И заказы от китайцев были на 100 самолетов!
    1. +4
      25 июля 2015 13:15
      Цитата: kuz363
      А чего далеко ходить. В России точно также обанкротили Саратовский авиационный завод "Комбайн" в 2010 г! Совсем недавно. И работало там 30000 человек! А выпускали всем известные ЯК-40 и ЯК-42. И военные тоже. И заказы от китайцев были на 100 самолетов!

      А у меня отец на "Комбайне " работал в 43/45 гг. На сверлильном кондукторе. Они Як-1 делали. 90% такие же пацаны 29/30 гг рождения.
  11. +3
    25 июля 2015 12:51
    Кому это научное, опасное в своем роде производство могло мешать, не трудно догадаться
  12. +5
    25 июля 2015 13:58
    В дополнение к статье.
    Численность работающих на Южмаше в советское время оценивалась приблизительно в 50 тыс человек.
    Целый факультет университета(физико-технический) с ежегодным выпуском 300 человек работал только на Южмаш.
    Днепропетровск в советское время был закрытым для иностранцев городом.В ВУЗах города не было ни одного иностранного студента.
  13. +2
    25 июля 2015 14:23
    Я вот думаю ,а не ушла ли документация на Р-24 и Р-36М в Китай.
    1. -2
      25 июля 2015 15:13
      Почему в своё время советские авиадвигатели (и не только) страдали ресурсом и надёжностью? Материаловедение! пройдёт время пока китай подтянется в этом вопросе. Конечно на одноразовом изделии ресурс не страшен, но бабахи на старте весьма огорчительны
  14. +1
    25 июля 2015 14:45
    Неплохо было бы предложить специалистам и рабочим переехать в Россию. Квалифицированные кадры очень бы пригодились. Может таким образом пректратим падение "Протонов"? drinks
  15. +3
    25 июля 2015 14:58
    Цитата: двг79
    Я вот думаю ,а не ушла ли документация на Р-24 и Р-36М в Китай.

    Даже если и ушла, что это меняет? Двигатели то там были российские, если говорить по современной терминологии

    Цитата: Фагелов
    Неплохо было бы предложить специалистам и рабочим переехать в Россию. Квалифицированные кадры очень бы пригодились. Может таким образом пректратим падение "Протонов"?

    Боюсь, что это надо было бы делать как минимум лет 15-20 назад. Сейчас уже и специалистов нет, и квалифицированные кадры растеряли свою квалификацию. Прекратить падение "Протонов" можно и без участия иностранных специалистов. Просто навести порядок на производстве. Поднять з/п, чтобы работающий ДОРОЖИЛ своей работой.
    1. 0
      26 июля 2015 21:41
      Ну насмешили:
      Цитата: Старый26
      ..Р-36М..
      .. Двигатели то там были российские


      Где Вы этот бред берёте? Из своей головы?

      Комлекс Р-36М создавался кооперацией промышленности под руководством КБ «Южное» (город Днепропетровск), главные конструкторы М. К. Янгель (1969—1971 года) и В. Ф. Уткин (с 1971 года). Система управления разработана харьковским НПО «Электроприбор». Главный конструктор системы управления — В. А. Уралов.
  16. -1
    25 июля 2015 15:45
    Если они его гробят, а мы - не мешаем, значит нам так надо?! Промбаза, лучшие люди, заделы на 100 лет вперёд - на развал?! Как-то не по советски получается.
    PS. Даже Вернера фон (знаете кого) на кусочки рвали, когда ракетную отрасль делили. А здесь что же - на всё наплевать, потому что мы и сами сможем через 300 лет? Люди, умы, головы, направления, отрасли - это что? Это - кому?
  17. +6
    25 июля 2015 16:40
    Все началось при горбатом. Конверсия мать её. Крупп начинал с ночных горшков, а первый президент СССР все перевернул вверх ногами. Будут его хоронить, выпью на радостях, и пожелаю чертям силенок побольше, чтоб уголька подкидывали. А ещё погляжу, кто какие речи толкать будет.
  18. -4
    25 июля 2015 19:18
    Вот вы всё хохлов ругаете а мы лучше что ли . При царе Путине тоже до х. чего по распродали . В читинской (тогда ещё) области до кирпича растащили сталелитейный завод и ничего царь Путин не сказал против . А зачем ,он же за Россию . Мы же с партнёрами дружим .Завод был основан Петром первым а продан вованом первым.
    1. +1
      25 июля 2015 23:11
      Цитата: burmundia
      Вот вы всё хохлов ругаете а мы лучше что ли . При царе Путине тоже до х. чего по распродали . В читинской (тогда ещё) области до кирпича растащили сталелитейный завод и ничего царь Путин не сказал против . А зачем ,он же за Россию . Мы же с партнёрами дружим .Завод был основан Петром первым а продан вованом первым.

      Так и вижу, стоит он в тулупчике и валеночках на читинском рынке, заводишко продает. Не глупите, у своих местных властей поинтересуйтесь, кому они заводик впарили! Только поторопитесь, может оказаться, что СК или пркуратура вас опередят!
  19. +1
    25 июля 2015 20:06
    Цитата: burmundia
    В читинской области до кирпича растащили сталелитейный завод и ничего царь Завод был основан Петром первым

    Петровск-Забайкальский металлургический завод - этот же?

    - основан в 1789. Петр 1 34 года как не живой уже был.
    - основан Екатериной Второй, назван, действительно, в часть Петра - Петровским.
    - 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.

    Цитата: Вики
    В военные и послевоенные годы расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х объём производства снижен, в 1990 превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.

    То есть завод тупо съел месторождение, с которого, собственно, и работал. Еще при Союзе.

    Возить чугун для мартена черте откуда в Забайкалье, чтобы полученный стальной прокат опять куда-то черте куда везти - оно глуповато как-то..

    Цитата: Вики
    После остановки з-да в июле 1999 года работа в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т стали. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.

    То есть - завод умер естественной смертью, как ни странно..

    Цитата: burmundia
    ничего царь Путин не сказал против. А зачем, он же за Россию. Мы же с партнёрами дружим

    Понимаю ваш обличительный пафос и желание уязвить "либерастов", но в данном случае - вы.. того.. ерунду сказали, во negative

    Цитата: А.Райкин
    ТщетльнЕе надо, тщательнЕе

    laughing
  20. 0
    25 июля 2015 20:52
    Но грянул февраль 2014-го, и все планы накрылось жовто-блакитным тазом с красно-черным отливом.

    вот уж чётко подмечено good
  21. 0
    25 июля 2015 22:15
    собакам собачий конец
  22. -1
    26 июля 2015 16:22
    Цитата: burmundia
    Вот вы всё хохлов ругаете а мы лучше что ли . При царе Путине тоже до х. чего по распродали . В читинской (тогда ещё) области до кирпича растащили сталелитейный завод и ничего царь Путин не сказал против . А зачем ,он же за Россию . Мы же с партнёрами дружим .Завод был основан Петром первым а продан вованом первым.

    О, ещё один нарисовался, "путинуходист".
    Статья конкретно про Украину, и про конкретное предприятие!!!!
    Вроде по русски написано.
  23. OML
    0
    26 июля 2015 16:47
    Цитата: burmundia
    Вот вы всё хохлов ругаете а мы лучше что ли . При царе Путине тоже до х. чего по распродали . В читинской (тогда ещё) области до кирпича растащили сталелитейный завод и ничего царь Путин не сказал против . А зачем ,он же за Россию . Мы же с партнёрами дружим .Завод был основан Петром первым а продан вованом первым.


    Что за "писатель", наверное "доброжелатель" России. Как сталелитейный завод мог быть основан Петром Первым, если Чита даже в 1725 году была слободой, в которой жило всего несколько сотен человек. А в 1693 году на месте поселения Читы было всего 6 домов. И после этого трепа burmundia оправдываться же будет, типа как укропы, что они черное море выкопали.
  24. 0
    26 июля 2015 21:26
    История легендарного Южмаша [..] близка к бесславному концу. Нет ни кадров, ни заказов, ни денег, ни даже воды в туалетах.


    Решил проверить, не очередное ли это шапкозакидательство?!
    Заходим на сайт Южмаша http://www.yuzhmash.com/ , выбираем язык (РУС) и выбираем Пресс-центр -- Новости.
    Читаем:
    -УСПЕШНЫЙ ПУСК РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «ДНЕПР» С ЮЖНОКОРЕЙСКИМ СПУТНИКОМ
    -СОСТОЯЛСЯ УСПЕШНЫЙ ПУСК РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ "ВЕГА" С УКРАИНСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ
    - и т.д.
    новости этого года.
    Вроде предприятие работает. Может что-то и не так, может и не совсем всё прекрасно, но работает.
  25. 0
    28 июля 2015 15:09
    Цитата: ivanych
    Это-же какими надо быть ... , что-бы угробить такое производство. У нас тоже такое было в своё время, вон с Алтайского тракторного (АТЗ) одни кирпичные развалины остались.Но, ракета- это-же не трактор.

    а завода больше нет?? belay
  26. +1
    16 августа 2015 14:08
    Цитата: Vohman
    Вроде предприятие работает. Может что-то и не так, может и не совсем всё прекрасно, но работает.

    Вы всерьёз полагаете, что 1 (один) запуск «Днепра» в марте и 1 (один) запуск Европейской "Веги" в июне (на которой стоят двигатели "Южмаша") прокормят предприятие? Его не прокормят и пресс-релизы опубликованные с марта по июнь, в которых кроме бла-бла-бла контрактами "не светит" (а уже конец августа Карл!).

    Запущенный "Днепр" и "двигатель Веги" это уже отработавшие контракты (а кушать хочется всегда) а новые контракты есть?
    Так что (перефразируя вас): Всё не так, не прекрасно, не работает.
  27. XYZ
    0
    18 августа 2015 12:54
    Эта статья еще раз доказывает, что Южмаш + КБ Южное не какие-то плоды украинского гения, а предприятия, созданные русскими и работавшие нормально только в кооперации с российскими предприятиями. В автономном режиме никакой успешной работы у них не было и не предвиделось. Проедалось все накопленное ранее.
  28. 0
    30 августа 2015 22:13
    мой знакомый работал с Янгелем. ибо спец по композитным материалам. транспортные пакеты для мбр и прочих, трубы для рпг, копозитное наполнение броньки т-72 и крейсера "киров" и проч.проч...
    сейчас семейное коммерческое предприятие специалистов 3-х поколений фамилии.
    немцы, япы, пинды закупаются и частенько за своё выдают. но российский рынок основной: смолы эпоксидные десятков рецептов, гелькоуты, защитные и ремонтные составы для дерева/стали/бетона, составы для наполненных композиций для электротехники, заливочные композиций для напольных/стеновых смесей. композиции для рекламного бизнеса...и проч. и проч...
    только у родоначальника направления под 500 авторских свидетельств.
    http://www.epital.ru
    ни реклама ни разу если чо...
  29. 0
    30 августа 2015 22:27
    Цитата: мордвин 3
    Все началось при горбатом. Конверсия мать её. Крупп начинал с ночных горшков, а первый президент СССР все перевернул вверх ногами. Будут его хоронить, выпью на радостях, и пожелаю чертям силенок побольше, чтоб уголька подкидывали. А ещё погляжу, кто какие речи толкать будет.
    так первого, Борюсика, уже и похоронили и кучу баянов на радостях порвали. Вы то где в это время были? :-)) ааа, наверное от выпитого на радостях память отшибло? :-))
  30. 0
    19 августа 2017 14:20
    Цитата: сибиралт
    Энергия

    А зачем его заводить оно ведь ни кому не нужно, ну разве что кастрюли и скакалки "ПРОИЗВОДИТЬ".