Чёрный день ВВС США: правда и вымысел

77
Чёрный день ВВС США: правда и вымысел

Серебристые “Миги”, очереди “Сейбров”, падающие “Крепости”!

Сколько “Суперкрепостей” потеряли американцы в тот “черный вторник” или “черный четверг”, доподлинно неизвестно. Но легенда о вторнике/четверге разошлась по просторам Интернета, вещая о том, что “броня крепка, и МиГи наши быстры”.

Однако не так быстры, как хотелось бы...

30 октября 1951 года 21 “Суперкрепость” из состава 307-й бомбардировочной группы в сопровождении 89 “Тандерджетов” совершали налет на аэродром Нанси. На перехват американской армады были подняты 44 МиГа из состава 303-й и 324-й истребительных авиадивизий, которые легко сбили 9 или 12 или даже 14 стратегических бомбардировщиков ценой потери одного МиГ-15. Разумеется, янки таким раскладом остались недовольны, приуменьшив свои потери и заявив о большем количестве сбитых МиГов. Как бы там ни было, но общий расклад оказался явно не в их пользу. Русским “Ли Си Цинам” удалось свалить на землю порядка дюжины четырехмоторных бомбардировщиков и еще несколько “Тандерджетов” эскорта.

Аналогичный случай имел место весной того же года, когда при налете на мосты на р. Ялуцзян при схожем раскладе сил бой окончился с аналогичным результатом (погром 12 апреля 1951 г.). Вот так возникла путаница “вторник-четверг”. Американцев били дважды. Били сильно и точно.


B-29 со сверхтяжелой управляемой бомбой "Тарзон" (британский 5-тонный Толлбой с блоком дистанционного управления). Такие бомбы предназначались для уничтожения мостов, плотин, туннелей и укрепленных сооружений на территории Кореи

Ровно за десять лет до полёта Гагарина, русские асы трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, командовавшего тогда 324-й истребительной авиационной дивизией, развеяли миф о неуязвимости американских летающих суперкрепостей В-29 — тех самых, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и готовились сделать то же самое с десятками городов СССР.


Данное поражение ознаменовало собой полный крах использования стратегической авиации в дневное время.


Факт воздушных побед неоспорим. Но что за миф о “неуязвимости” B-29? К 1951 году поршневая “Крепость” устарела и нуждалась в немедленной замене (тот же B-52 — первый полет 1952 г.). И это было понятно даже самым закоренелым оптимистам из стратегического командования ВВС США. В эпоху реактивной авиации даже массовое применение B-29 не оставляло никаких надежд на то, что “небесные тихоходы” продержатся хотя бы час в советском воздушном пространстве (план “Дропшот”, ага).

В то же время расстрел поршневой “Суперкрепости” отнюдь не гарантировал безопасности для советского неба.

Впрочем, обо всех героях тех сражений по порядку.

Боинг Б-29 “Суперкрепость”

“Лучше “Суперкрепости” может быть только “Суперкрепость”, заявил тов. Сталин, приказав Туполеву свернуть все собственные разработки и скопировать B-29.

Уникальный в своем роде бомбардировщик. Рожденный в разгар Второй мировой, он по конструкции и характеристикам разительно отличался от любого из своих ровесников.

60 тонн взлетной массы, приводимые в движение четырьмя 18-цилиндровыми “звездами” с турбонаддувом (рабочий объем “Циклона” 54 литра, мощность 2200 л.с.). Максимальный запас топлива “Суперкрепости” достигал 30 тонн.

Три гермокабины, дистанционно управляемые турели, наводимые по данным пяти аналоговых компьютеров (расчет упреждения в зависимости от взаимного положения бомбардировщика и цели, их скорости, температуры и влажности воздуха, влияния гравитации). Но реальная выживаемость “Суперкрепости” определялась не вооружением, а её летными характеристиками: скорость 500 км/ч на высоте 10 километров! В попытке догнать “Стратофортресс” перехватчики стран Оси натужно гудели моторами и затем неудержимо проваливались вниз. Уничтожение B-29 было большим везением, а зачастую случайностью. При том самим “Крепостям” не требовалось снижаться над целью, они могли прицельно бомбить сквозь облака. Каждый B-29 штатно оснащался сантиметровым радаром APQ-7 “Орел”.


B-29 рядом со своим развитием, переростком B-36 "Миротворец" (1948 г.)


Бомбардировщик №1 на все времена, гроза и мощь небес. Единственный самолет, применивший ядерное оружие на практике.

МиГ-15

500 километров в час на высоте 10 км. Для реактивного МиГа американская “Крепость” являлась малоподвижной мишенью. Реактивная тяга и стреловидное крыло обеспечивали истребителю вдвое высокую скорость и впятеро большую скороподъемность в установившимся режиме. С учетом большего потолка (15000 метров) МиГи могли с пикирования на трансзвуке промчаться сквозь строй “Суперкрепостей”, изрешетив беспомощные машины из своих автоматических пушек. В отличие от пулеметов “Сейбров”, калибр у русских истребителей был подобран что надо. Как раз под такую большую и живучую цель, как “Суперфортресс” (две скорострельные 23 мм + 37 мм “рапира”).



В отличие от “Сейбров”, у наших истребителей не было радаров (радиоприцелов). Только горячее сердце, холодный ум и меткий глаз. И русская смекалка: вместо радара — антирадар, получивший прозвище “Товарищ”.

“Товарищ предупреждает. На хвосте — “Сейбры”.

Однако в тот “черный четверг” Сейбров в воздухе не было. Были лишь бомбардировщики и их вялый эскорт.

Вести на равных дуэль с МиГами они категорически не могли: оборонительное вооружение “Крепостей” оказалось малоэффективно против реактивных истребителей. Прицельная дальность у 23- и 37-мм пушек была вдвое выше, чем у “Браунингов” 50-го калибра. В то же время на малых дистанциях компьютеры “Крепостей” не могли рассчитать верное упреждение, при скоростях сближения 150-200 м/с. А сами турели зачастую не успевали наводиться на цель, имевшую угловую скорость в десятки градусов в секунду.

Наконец, крыло размахом 43 метра (как положенный на бок 16-этажный дом) — промахнуться по “Суперкрепости” было невозможно.

С появлением реактивной авиатехники некогда грозный “Суперфортресс” превратился в “Слоуфортресс” (медленная, отсталая крепость). При том, что сам формат Корейской войны слабо соответствовал концепции применения стратегических бомбардировщиков: абсолютное большинство бомбовых ударов наносилось с реактивных многоцелевых истребителей. Единственной задачей “Крепостей” было применение сверхтяжелых бомб. А их единственным способом добраться до цели было наличие мощного истребительного эскорта. Однако в тот “черный четверг” американцы не озаботились даже этим.

Вместо стремительных “Сейбров” для прикрытия бомбардировщиков были выделены устаревшие, неподготовленный для этой роли F-84.

F-84 “Реактивный гром”

Отправка реактивных самолетов в Корею вызывала немало споров, связанных с базированием на грунтовых аэродромах. Чтобы развеять сомнения, военный решились на опасный эксперимент: прогнать через двигатель пару горстей песка. Легенда гласит, что “Эллисон” J-35 вышел из строя только после попадания в него 250 килограммов песка...

F-84 “Тандерджет”! Наследник легендарного “Тандерболта” и предшественник героя Вьетнама, “Тандерчифа”. Как и все машины Александра Картвели (Картвелишвили), F-84 “бычился” своими размерами и удивлял противников своими ударными возможностями.

Нормальная взлетная масса — почти в 2 раза больше, чем у МиГ-15.

Первый полет — 1946 год.

Изначально создававшийся как истребитель, “Тандерджет” всего за пять лет бесконечно устарел и был вынужден покинуть ряды истребительной авиации, переключившись на бомбометание.



Согласно официальной статистике, истребители этого типа совершили 86 408 самолето-вылетов, сбросили 50 427 т бомб и 5560 т напалма, выпустили 5560 неуправляемых ракет, нанесли 10 673 удара по железнодорожным и 1366 по шоссейным дорогам. В ходе этих вылетов разрушено 200807 зданий, уничтожено 2317 автомобилей, 167 танков, 4846 орудий, 259 паровозов, 3996 железнодорожных вагонов и 588 мостов.

Даже если поделить цифры на три, “Тандерджет” останется исчадием ада, крушившим все на своем пути. На их счет пришлось 2/3 всех бомбовых ударов. Именно они, а не “Суперкрепости”, были главными бомбардировщиками в небе Кореи. При том, в отличие от последней, F-84 мог совершить эффектный боевой разворот и, сбросив бомбы, постоять за себя в воздушном бою. Как бы не была архаична его конструкция с прямым крылом, он оставался реактивным истребителем. На войне, где вовсю применялась даже поршневая авиация прошлых лет.

Несмотря ни на что, его тяговооруженность при нормальной взлетной массе была в два раза меньше, чем у “МиГа”. Меньше скорость, скороподъемность и больше нагрузка на крыло. Большая инерция и худшая маневренность за счет наличия на законцовках крыла громоздких топливных баков.

В общем, никакой он был не конкурент для стремительного МиГ-15 со стреловидным крылом.

В “черный четверг”, 12 апреля 1951 года, в небе над Ялуцзяном случайно встретилась авиатехника разных эпох: реактивные истребители конца 40-х гг. и поршневые бомбардировщики эпохи ВМВ, эскортируемые реактивными истребителями-бомбардировщиками первых послевоенных лет.

Встреча закончилась с закономерным результатом. Самонадеянных американцев разорвали в клочья как дурачков.

Но янки, к сожалению, дураками не были.

Следующий бой закончился уже в пользу бомбардировщика. Целый полк МиГов гонялся за нарушителем, но “Стратоджет” отснял все запланированные объекты и свалил на Запад (воздушный бой над Кольским полуостровом, 8 мая 1954 года). Несмотря на наполовину отстреленное крыло, экипажу “Стратоджета” удалось дотянуть до авиабазы Фаерфорд в Великобритании.


Реактивный стратегический бомбардировщик B-47 "Стратоджет". Скорость 977 км/ч. Принят на вооружение в 1951 году

Упрекать пилотов-перехватчиков не за что. Израсходовав боекомплект, один из МиГ-17 даже решился на таран — установленные на “Стратоджете” камеры засняли его почти вплотную. Воздушный бой 8 мая — суровая констатация факта того, что, располагая лишь пушечным вооружением и не имея преимущества в скорости, истребитель не способен перехватить бомбардировщик.

Убедившись в этом на практике, ВВС США перешли к более решительным действиям. Последующие несколько лет B-47 безнаказанно летали над Ленинградом, Киевом, Минском. Появлялись даже в небе над Подмосковьем (инцидент 29 апреля 1954 г.). В 1956 году началась операция “Хоум ран”. Группа из двадцати реактивных B-47 с арктической авиабазы Туле совершили за месяц 156 вторжений в советское воздушное пространство.

“Золотая эра” бомбардировочной авиации завершилась в 1960 году, когда летчик Василий Поляков на сверхзвуковом истребителе МиГ-19 уверенно догнал и размазал из пушек RB-47H. Так же, как сбивали беспомощные поршневые “Крепости” в небе Кореи.

С этого момента преимущество в битве “бомбардировщик vs истребитель” осталось закреплено за истребителем.

77 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    27 июля 2015 07:21
    Истребитель - квинтэссенция зла! Все к чему пришла эволюция вооружений от кольчуги до ИСТРЕБИТЕЛЯ!
    1. +33
      27 июля 2015 08:07
      Я бы поспорил. Танк - вершина эволюции кольчуги, щита и меча.
      1. +5
        27 июля 2015 14:07
        Танк не летает )
        1. +3
          28 июля 2015 11:21
          Цитата: Лес
          Танк не летает )

          Вспомните самолёты ВОВ...
          1. +1
            29 июля 2015 14:15
            по-2, шторх, и15?
        2. +9
          28 июля 2015 13:54
          Вертолеты - это души умерших танков (Фоменко)
          1. Комментарий был удален.
        3. +4
          28 июля 2015 18:58
          Кольчуга тоже не летает... Если её не бросить

          так что утверждение "Танк - вершина эволюции кольчуги, щита и меча" вполне себе имеет право на жизнь.

          ;-)
        4. +1
          28 июля 2015 20:54
          плохо бросали!
      2. Комментарий был удален.
        1. +6
          27 июля 2015 17:38
          еще как!: ми-35
        2. +4
          27 июля 2015 19:12
          ну... истребитель не ползает...
        3. +2
          27 июля 2015 21:26
          Спорное утверждение, танки летают и еще как. Не малое значение в россии уделяется весу танков т.к. их можно транспортировать по воздуху, иногда танки летают по частям, при взрыве бк, а иногда с трамплина летают, а если к танку прикрутить проволокой ступень от "союза" то вообще красота)
      3. +8
        28 июля 2015 09:55
        Доля поражения противника в любой операции:
        от 70 до 85% - артиллерия;
        до 5% - ВСЯ авиация объединения;
        до 3-4% ракетные войска (после 2-й мировой войны);
        до 3% - общевойсковые и танковые части;
        Цифры ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ и для Первой мировой войны, и... для Второй мировой и... принительно к другим военным кофликтам.
        Так, что.... Еще НАДО КРЕПКО подумать кто является ВЕРШИНОЙ.
        1. +4
          28 июля 2015 19:00
          Кхм, ну дыкть всем известно, что артиллерия - бог войны.

          Тут речь о тех, кто пониже будет ;-)
          1. 0
            28 июля 2015 19:09
            О тех кто повыше и потому является вершиной... Артиллерия это только недалеко от переднего края и артиллерия должна наводится по данным разведчика-корректировщика, которому все хорошо видно сверху.
            В ПМВ артиллерия убивала в основном химическим, в ВОВ - минометами.
        2. +1
          29 июля 2015 06:42
          воздействие танков - далеко не только убийства! Если бы было нужно сделать противопехотный танк, то он выглядел бы совсем иначе.
          Например, вместо 120мм пушки стоял бы огнемет и 2-3 турели с пулеметами.
          так что ваша статистика совершенно бессмысленна при попытке оценить эффективность танков.
    2. +7
      27 июля 2015 21:14
      Цитата: Сергей Ситников
      Все к чему пришла эволюция вооружений от кольчуги до ИСТРЕБИТЕЛЯ!

      Основная ударная сила ВВС, это БОМБАРДИРОВЩИКИ, все "крутится" во круг них. Так, что не соглашусь, что
      Цитата: Сергей Ситников
      Истребитель - квинтэссенция зла!

      По мне, это ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ. Которое, к слову могут нести бомбардировщики...
    3. 0
      29 июля 2015 19:37
      Цитата: Сергей Ситников
      Истребитель - квинтэссенция зла! Все к чему пришла эволюция вооружений от кольчуги до ИСТРЕБИТЕЛЯ!

      Истребитель - необходимая противоположность бомбардировщику. И зло здесь на стороне бомбёра. Извечная борьба брони и снаряда.
    4. +3
      29 июля 2015 21:12
      Цитата: Сергей Ситников
      Истребитель - квинтэссенция зла!

      Квинтэссенция зла - человек разумный. Разум - вот вирус, который уничтожит Землю.
      1. 0
        29 июля 2015 21:14
        Цитата: ARES623
        Квинтэссенция зла - человек разумный. Разум - вот вирус, который уничтожит Землю.

        глубоко копнул...смело! но в принципе верно...
  2. +7
    27 июля 2015 07:49
    Стандартная гонка щит и меч. То меч побеждает, то щит. Интересно было бы сравнить современные бомбардировщики и истребители.
    1. +1
      27 июля 2015 08:40
      Цитата: Humen
      То меч побеждает, то щит.

      Меч первым наносит удар. Он впереди.
      1. +3
        27 июля 2015 21:27
        Не важно кто первый ударил, хорошо смеется тот, кто смеется последним.
    2. 0
      29 июля 2015 21:20
      Цитата: Humen
      Интересно было бы сравнить современные бомбардировщики и истребители.

      почти идентичны,(грубо),характеристики подгоняются под вероятного противника.СУ-24|F-111, ну и так далее,если лень самим копаться...
      1. 0
        30 июля 2015 00:19
        Не поленитесь и сравните ЛТХ у Ту-160 с B-1
        1. 0
          12 августа 2017 11:39
          сравнили 3\1 в пользу ТУ-160 good
  3. +6
    27 июля 2015 07:55
    С этого момента преимущество в битве “бомбардировщик vs истребитель” осталось закреплено за истребителем.


    Мне кажется, что обратно уже не будет... До гиперзвука уж точно.
    1. +2
      27 июля 2015 14:45
      Цитата: Pal2004
      Мне кажется, что обратно уже не будет... До гиперзвука уж точно.


      Как сказать... Появление РЭБ и радаров вывело это противостояние на новый уровень. Насколько я помню был случай очень эффективного применения станции СПС-171 против МиГ-31.
  4. +22
    27 июля 2015 08:17
    Крайнюю картинку, логичнее было бы с Миг-19 hi
  5. +22
    27 июля 2015 09:10
    НИРАЗУ!!! Советский или Российский военный самолет намеренно не нарушил воздушные границы сша. Так кто самая агрессивная страна? 25 процентов жителей Земли называют сша и только 2 процента Россию.
  6. +36
    27 июля 2015 09:29
    Флуд, конечно, но прошу извинить.
    Воспоминания детства. Один из дядьев служил в истребительной авиации. Наслушался разговоров. Люди душу были готовы заложить за возможность атаки Б-52. А уж свалить его - голубая мечта КАЖДОГО СОВЕТСКОГО летчика-истребителя.
    1. +13
      27 июля 2015 10:36
      Цитата: sergo1914
      А уж свалить его - голубая мечта КАЖДОГО СОВЕТСКОГО летчика-истребителя

      Эт точно, отец - лётчик-истребитель ПВО, с удивившим меня тогда уважением отозвался о вьетнамском лётчике, сбившем 2 В-52 во время войны. Я ещё подумал (по малолетству) "подумаешь, всего то два"
      1. +20
        28 июля 2015 09:25
        За всю войну только 3 Б-52 были сбиты ВВС ДРВ (Демократической Республики Вьетнам), причём по разным сценариям.
        1) С начала 1967 г ежедневно с авиабазы Андерсон на Гуаме поднимался в воздух 1 (всего один!) бомбардировщик Б-52 и летел бомбить уезд Виньлинь (Vĩnh Linh) на северном берегу реки Бенхай (Bến Hải), служившей границей между Севером и Югом. Скорее всего просто для демонстрации силы. 3 дивизиона зенитных ракет С-75 “Двина” ПВО Вьетнама из-за сильного электронного помеха никак не смогли сбить привычного гостя (он прилетал всегда в 13ч), израсходовав более сотни ракет. Решили вьетнамцы сбивать его с помощью истребителей МиГ-21. Первые 2 попытки были безуспешны – как только МиГ-21 набрал высоту, радарная станция США на корабле 7-го флота в Тонкинском заливе сразу засекла его и навстречу МиГу с авиабазы Кыавьет (Cửa Việt) в 40 км к югу от границы поднялись в воздух 4 Фантома Ф-4, и МиГу пришлось спасаться бегством. Вьетнамцы разработали хитрый план: ночью мощным вертолётом на небольшой высоте перевезли 1 МиГ-21 в Виньлинь, там построили грунтовый аэродром и тщательно замаскировали. Через несколько дней из ближайшего к месту боя аэродрома (на расстоянии 300 км) поднялся в воздух другой МиГ-21 навстречу Б-52, cнова поднялись в воздух 4 Фантома, МиГ-21-приманка как бы с испуга развернулся и на полной скорости летел на север. Убедившись в том, что противник уже далеко, Фантомы вернулись на свою базу. Именно в этот момент “местный” МиГ-21, пилотируемый лётчиком До Ван Ранг (Đỗ Văn Rạng), поднялся в воздух и выпустил по Б-52 ракету К-13. Б-52 был повреждён, и он повернул в сторону Тайланда. Ранг прилетел домой на свою базу и доложил обо всём. На вопрос командования: “У ваc были 2 ракеты, почему вы не добили его?” он ответил: “Я был один в воздухе, всего в 40 км от их базы, а до нашей базы – 300 км, так что я оставил вторую ракету на случай возможной атаки Фантомов”. Командиры ВВС Вьетнама были не довольны действием Ранга, они объявили его трусом и перевели в механики. Лишь несколько месяцев спустя выяснилось, что тот Б-52 дотянулся до базы, но рухнул на взлётную полосу и взорвался.
        Сейчас старик Ранг владеет скромной кафешкой в Ханое, и каждый раз, когда ему говорят: “А жаль, что вам не дали звезду героя, ведь вы первым сбили Б-52” – отвечает: “Да ладно, спасибо за то, что не отдали под военный трибунал”.
        1. +6
          28 июля 2015 11:43
          2) Второй лётчик, которому удалось сбить Б-52 – будущий космонавт Фам Туан (Phạm Tuân, Союз-37, с В. Горбатко). В 21ч 27.12.1972 г Фам Туан поднялся в воздух с аэродрома Йенбай (Yên Bái, 170 км к северо-западу от Ханоя) и на малой высоте незаметно подкрался к группе Б-52, летевших в Таиланд после бомбардировки Ханоя. Он резко набрал высоту выпустил по одному из “летающих крепостей” 2 ракеты К-13. Б-52 сразу превратился в большой факел в небе, cопровождающие Б-52 Фантомы не успели реагировать, Фам Туану удалось благополучно вернуться на базу.
          3) В 20ч30 мин 28.12.1972 г лётчик Ву Суан Тхиеу (Vũ Xuân Thiều) пытался повторить подвиг Фам Туана. Он выпустил по мишени 2 ракеты и доложил: “Обеими ракетами попал в Б-52, но он продолжает лететь!”. Ему приказали: “Немедленно домой!”, oднако Тхиеу закричал: “Нет, не дам ему уйти!” и направил свой МиГ прямо на Б-52. Оба самолёта мгновенно взорвались в небе.

          Максимальные потери Б-52 за день имели место в ночь с 26 на 27.12.1972 г: в эту ночь ПВО Вьетнама удалось сбить 8 “летающих крепостей” (все были сбиты зенитными ракетами С-75).

          В ходе операции “Лайнбейкер-2” (с 18 по 30.12.1972 г) по данным Вьетнама были сбиты 34 Б-52, а США признали всего 15. По-моему, правда находится где-то в середине (24-26 шт).
          1. 0
            28 июля 2015 21:03
            Во-во, про этого вьетнамского космонавта и шла речь тогда.
          2. +3
            29 июля 2015 10:44
            Официальная справка ДРВ:
            Во время войны c 05.08.1964 г. по 31.12.1972 г. над территорией Северного Вьетнама был сбит 4181 американский самолёт, в том числе: зенитной артиллерией - 2568 (60%), истребительной авиацией - 320 (9%), зенитными ракетными войсками – 1293 самолета (31%), из них 32 (90%) стратегических бомбардировщика В-52.
            В 1965 г. – ПВО ВНА сбила 834 боевых самолёта.
            В 1966 г. – ПВО ВНА сбила 773 самолета, из них 221 уничтожено ракетами.
            В 1967 г. – ПВО ВНА сбила 1067 самолетов, в т.ч. ЗРВ – 435, ИА – 129 (1 B-52), ЗА – 503 самолета.
            В 1968 г. – 557 самолетов, в т.ч. ЗРВ – 119, ИА – 47 самолетов.
            В 1969 г. – 71 самолет.
            В 1970 г. – 43 самолета.
            В 1971 г. – 56 самолетов.
            В 1972 г. – 922 самолета, в т.ч. 34 В-52, из них 32 - ракетами.
            Соотношение потерь сторон в воздушных боях за всю войну 131/320 в пользу вьетнамских ВВС.

            PS. В период апрель 1968 г – март 1972 г американцы бомбили лишь узкую полосу территории ДРВ (от 17-й до 20-й параллели).

            От себя:
            1) Советские военные лётчики служили во Вьетнаме только в качестве инструкторов и не принимали участие в воздушных боях с американцами. Единственными иностранными лётчиками, воевавшими на стороне вьетнамцев, были северокорейцы (Вьетнаму не нужна была их помощь, они сами попросили разрешение стажироваться, то есть приехали они во Вьетнам не как учители, а как ученики). Их было всего 14 человек, все они воевали на МиГ-17, первый северокореец погиб в октябре 1966 г, последний – в марте 1968 г. Северокорейцы отличались фанатичной храбростью – плевали они на уговоры вьетнамцев и в бой шли без парашютов! (сам ас #1 вьетнамских ВВС Нгуен Ван Кок [Nguyễn Văn Cốc, 9 побед] был сбит дважды).
            2) Советский спецназ по джунглям Южного Вьетнама не лазал. Во время войны ни один советский военный советник или солдат 17-ю параллель не пересекал.
            1. 0
              29 июля 2015 14:12
              насколько я знаю, американцы захватили 1 разведывательное судно СССР за 17 параллелью.
              1. +1
                29 июля 2015 18:38
                Я говорю про наземные действия, хотя весьма сомневаюсь в действительности Вашей информации. Советские рыболовные судна в течение продолжительного времени находились в нейтральных водах вблизи острова Гуам, фиксировали каждый вылет Б-52 и передавали куда надо, но американцы их не трогали (на каких правах?). Разведывательному судну СССР незачем заходить в территориальные воды Республики Вьетнам (Южного Вьетнама), а для нахождения в нейтральных водах рядом с Южным Вьетнамом (пусть и в районе 12-й параллели!) оно имело полное право.
                1. +1
                  29 июля 2015 23:14
                  Советские ракеты на Кубе стоять имели тоже полное право...
            2. +1
              29 июля 2015 23:10
              Китайцы воевали на МиГ-19, один и тот же летчик-"камикадзе" сбил два Б-52 из пушки.

              без парашютов это так по корейски...
              советский спецназ из джунгей "Кобру" спер, потом эту сцену в "Хищнике" со Шварцем показали не до конца и наоборот.
              1. +1
                30 июля 2015 00:03
                Cкажите, пожалуйста, где это китайские МиГи-19 воевали с американцами? В Корее, возможно, воевали и китайские лётчики, однако тогда ещё не было МиГ-19. А во Вьетнаме не было китайских лётчиков вообще.
                Насчёт "Кобры" – читайте на nhat-nam.ru воспоминания советских специалистов и поймёте, что всё это – фантазия одного не очень известного писателя. Знаю, что Вам такое утверждение не понравится, но надо смотреть правде в глаза. Да, во время войны во Вьетнаме действовала команда советских специалистов по поиску и сбору образцов американского вооружения, но спецназа точно не было.
                1. 0
                  30 июля 2015 01:05
                  Во Вьенаме на каждого советского специалиста приходилась по 20 китайских. Кроме летчиков еще зенитчики стволькой артиллерии и военные саперы. Им США в другой пограничной с ними стране (как и в Корее) тоже не было нужно. Если в Ю-К горах США устояли так как с двух сторон было море, то во Вьтнаме только с одной, и их обходили по джунглям.
                  Все было... Кобру угнали из Лаоса.
                  Об этом у каждого американца ... болят, недавно даже художественно сняли еще одно кино что дескать это был подкуп, и "изменнику" (уже дембельнувшемуся или дезертировавшему, из беглых восточных немцев) просто дали на ней покататься. laughing
                  1. +1
                    30 июля 2015 01:38
                    Хорошо, оставим разговор о “Кобре”. Что касается китайцев, то могу сказать следующее: китайских специалистов было сравнительно мало по сравнению с советскими специалистами, и толку от них – кот наплакал. Основное их задание не помогать нам воевать, а убеждать нас проводить культурную революцию. Что касается зенитчиков стволькой артиллерии и военных саперов, то я лучше кого-либо знаю: с 1965 по 1968 гг в 6 приграничных провинциях ДРВ были в общей сложности 320 тыс китайских солдат и офицеров, мне тогда было 9-12 лет, я с ними общался и видел, как работали и воевали, слышал, как наши взрослые люди бдительно к ним относились (http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=210&t=205742&start=80 начиная с поста #86). 31 марта 1968 г Джонсон объявил о прекращении бомбардировок большой части территории ДРВ (выше 20-й параллели) и наше руководство, пользуясь удобным случаем, с трудом выпроводило их домой.
                    1. 0
                      30 июля 2015 02:04
                      А зачем ее так долго обсуждать? вертолет как вертолет к тому же легкий... оттуда пропадали вещи поинтереснее. lol
                      Почему? Толк был большой. Ствольной артиллерией вьетнамцев и китайцев сбито больше чем советскими ЗРК. Другое дело что без ЗРК было худо. Мосты строить, дороги ВПП аэродромов, из зенитки стрелять специалист должен.
                      Про то что во Вьетнаме были кроме советских спецов еще китайцы, и в каких количествах, впервые слышал от вьтенамцев.
                      В Корее они воевали в общем достойно. Другое дело что их во Вьетнаме не любят почти как (или более чем) американцев, и это есть/было за что.
                      1. +3
                        30 июля 2015 02:40
                        Cпасибо китайским сапёрам за то, что строили и защищали автодороги в приграничных провинциях (наше руководство под разными предлогами всячески старалось не допускать их присутствие в стратегически важных районах). За 3 года погибло около 3,5 тыс китайцев (для сравнения: за всю войну погибло всего 13 советских cпециалистов из 11,5 тыс), однако по правде говоря: не умели они воевать (за 3 года они сбили всего 76 американских самолётов). В 1972 г мне было уже 16 лет, я с другими комсомольцами засыпал воронки от бомб после бомбёжек (иногда и во время бомбёжек) и своими глазами , как эффективно воевали вьетнамские зенитчики – орудий было мало, стреляли мало, а сбивали гораздо чаще, чем китайцы.
                    2. 0
                      30 июля 2015 02:24
                      Спасибо за ссылку, не рассмотрел сразу что вы Вьетнамец. drinks
  7. +4
    27 июля 2015 10:01
    Все-таки, интересно Олег пишет. Есть "искра божья", как говорится.
    Не буду вдаваться в подробности техники и применения.
    Про другое скажу.
    В свое время, поразила характеристика, данная кем-то о серии романов о Следопыте, Фенимора, нашего, Купера - "...от начальной книги до конечной наблюдается настоящее декрещендо релальности и крещендо красоты и романтизма..".
    Так и тут...от статьи к статье - все больше и больше чувствую красоту слога и авторских изысков. И все менее и менее акцентирование на скрупулезности технических данных.
    "...Но реальная выживаемость “Суперкрепости” определялась не вооружением, а её летными характеристиками: скорость 500 км/ч на высоте 10 километров!..."
    "...МиГ-15
    500 километров в час на высоте 10 км. Для реактивного МиГа американская “Крепость” являлась малоподвижной мишенью..."
    - прикол про кролика и койота ???
    ....
    Тем не менее, спасибо, Олег. Прочитал с удовольствием.
    1. +4
      27 июля 2015 10:32
      Цитата: Игарр
      500 километров в час на высоте 10 км. Для реактивного МиГа американская “Крепость” являлась малоподвижной мишенью..."

      может автор имел в виду характеристики Суперкрепости? Далее ведь следует предложение: "Реактивная тяга и стреловидное крыло обеспечивали истребителю вдвое высокую скорость..." Думаю, что следовало бы поставить вопросительный и восклицательный знаки в конце этого предложения про скорость и потолок.
      1. +4
        27 июля 2015 12:51
        Цитата: veteran66
        Цитата: Игарр
        500 километров в час на высоте 10 км. Для реактивного МиГа американская “Крепость” являлась малоподвижной мишенью..."

        может автор имел в виду характеристики Суперкрепости? Далее ведь следует предложение: "Реактивная тяга и стреловидное крыло обеспечивали истребителю вдвое высокую скорость..." Думаю, что следовало бы поставить вопросительный и восклицательный знаки в конце этого предложения про скорость и потолок.

        Лётные характеристики

        Максимальная скорость:
        у земли: 1042 км/ч
        на высоте 5000 м: 1021 км/ч
        на высоте 10000 м: 974 км/ч
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-15


        МиГ 15 был лучшим перехватчиком на начало 50х у СССР
        1. +1
          27 июля 2015 21:37
          Цитата: insafufa
          МиГ 15 был лучшим перехватчиком на начало 50х у СССР

          ну и.... те же Фаберже, только в профиль.
    2. +1
      27 июля 2015 15:18
      Цитата: Игарр
      И все менее и менее акцентирование на скрупулезности технических данных.

      Да все вроде бы верно

      Maximum Speed: 399 mph (642 km/h) at 30,000 ft (9,144 m)

      604 км/ч (на высоте 9144 м) Крейсерская скорость: 547 км/ч на 9144м
      Кто то пишет 574 км/ч

      Практический потолок - 9710 м..


      Там все разночтения обусловлены вариациями
      ХВ-29
      YB-29
      В-29
      В-29А
      В-29В
      Модификации F-13/F-13A/RB-29
      ТВ-29
      ХВ-39
      ХВ-44
      Проект S68
      Grand Slam
      Silverplate/Saddletree
      Таrzоп
      B-29F
      XB-29G
      ХВ-29Н
      YB-29J
      KB-29M/B-29L/B-29MR
      КВ-29Р
      YKB-29T
      SB-29
      WB-29
      ЕВ-29
      QB-29
      DB-29
      СВ-29К
      VB-29
  8. +11
    27 июля 2015 10:13
    Статья понравилась. Пожелание О. Капцову, по возможности развивать эту тему. Это важно. ТВ каналы сомнительной принадлежности, активно втюхивают зрителю свой вариант версии по Корейским и Вьетнамским событиям. Соотношение боевых потерь сторон со временем начинает напоминать фантазии обиженного ребенка. В свое время у меня был доступ к свежей закрытой информации по боевым действиям авиации во Вьетнаме. Поэтому я точно знал реальное положение дел. За время боевых действий и на основе их опыта наш МИГ-21 непрерывно модернизировался. Так сделали сдув пограничного слоя. Подвесили пушку, а потом и встроили. Все это и прочие доработки привело к нашему превосходству в воздухе и положительному балансу в потерях. Об этом должно знать молодое поколение.
  9. +3
    27 июля 2015 10:19
    Странно, что по мнению автора статьи МиГ-15 не могли догнать Б-47. Вроде по потолку, по скороподъемности и по скорости должны были догнать, тем более что компрессоры у двигателей МиГ-15 были очень хорошие, так что на большой высоте он чувствовал себя очень даже ничего, что за ерунда. Это могло произойти разве только если пилот Б-47 на пределе потолка очень плавно начинал пикировать на территорию СССР и буквально вторгнувшись в воздушное пространство нашей Родины начинал уже очень интенсивно соображать когда начинать разворот и валить домой в США или "дружественные страны", тогда вопрос: что там он успевал разведать? Ну разве что только у самых границ... .
    1. +6
      27 июля 2015 10:28
      Цитата: Predator-74
      Вроде по потолку, по скороподъемности и по скорости должны были догнать

      приведенные факты говорят что нет, летали где хотели

      Догнать - не значит выйти в атаку

      Бомбардировщику стоило немного изменить курс и атака срывалась. Медленное сближение (100-200 км/ч) со стороны хвоста также было чревато - там стояла пушечная установка, истребитель становился отличной мишенью
      Для гарантированного перехвата "Стратоджета" требовалось иметь сверхзвук и/или ракетное оружие
      1. 0
        27 июля 2015 10:39
        Этот момент и в статье отражен - набор высоты, атака на пикировании.
        А на второй заход, думаю, и ресурсов не оставалось.
        ...
        То, что истребителю ничего не светило на виражах, в одной плоскости с бомбардировщиком - вероятно, и без разъяснений понятно.
        Да и для нашей "летающей трубы" с плотнейшей компоновкой, одна пуля из Браунинга может и не являлась летальной, но уж три попадания однозначно калечили МиГа.
        И ведь побеждали. Наши.
        Ура!
      2. +28
        27 июля 2015 17:13
        У меня дед после войны "побывал" в Корее. По его словам, когда летали на первых модификациях МИГа, было трудно, а вот когда пошли БИСы, тут проблем гораздо меньше, только головой крути (его слова). Уход из-под атаки вправо-вверх (подозреваю, что он имел ввиду косую петлю), американцы почти всегда отставали. И еще он говорил, что в тех условиях МИГ-15бис мог забраться практически на 2 километра выше Сейбра. На большой высоте нужно было управлять очень осторожно, чуть неправильно двинул педалями или ручкой, провал, точнее как он говорил "вниз ууух! километра на полтора". Когда летал на "простом" МИГе, у него после попадания пули и разгерметизации кабины на большой высоте из-за резкой смены давления лопнула перепонка, была повреждена передняя стойка, не выходила. Он сначала прицеливался на полосу, но потом стал заходить рядом с полосой, т.к. до этого у них погиб летчик при попытке сесть "на брюхо", полоса, на которую он садился, была металлическая, и он зацепился как-то пушками и фактически нагреб на себя металл. Момент интересный, нигде не встречал, что там были металлические полосы. Но уже не переспросишь, дед умер в 1992 году. Наверное, резервная. Деду садиться на пузо не пришлось, нога все-таки выпала. Упоминал, что были проблемы с воздушными тормозами, их потом дорабатывали.
        Я вот что хочу сказать... Как мы не ценили своих дедов. Нужно было каждое слово записывать, а сейчас уже поздно...
        1. +8
          27 июля 2015 21:45
          Цитата: Андрей НМ
          Момент интересный, нигде не встречал, что там были металлические полосы.

          Обычный полевой аэродром того времени застилался на грунт из металлических перфорированных полос металла, у нас в гарнизоне из них чего только не делали, вплоть до оград на огородах.
          1. +3
            28 июля 2015 05:57
            Алексей, я почему сказал, что интересно, везде в воспоминаниях Крамаренко, Колядина и других упоминаются стационарные аэродромы. Дед как-то упоминал про корейский язык. Перед вылетом проверял связь, что-то там корейскими словами, а у него фишка шлемофона не полностью включилась, наушники не работали, и он в сердцах выругался "б..., да ни х.. не слышно", это вылетело в эфир, потом разобрался, а после вылета получил от командира полка. Но этот момент он со смехом вспоминал. У меня от деда остался шлемофон 1951 года выпуска, бритвы Золинген из Германии, бабушкин шлемофон, еще военного образца, такой коричневый с отстегивющимеся "ушами", шаматы и еще по мелочи, остальное у дяди (награды, кортик, фото и документы), а мы в силу некоторых обстоятельств не общаемся, да и очень далеко мы друг от друга. Надо у мамы поспрашивать о деталях его службы, может что-то вспомнит. Когда дед был в Корее, они больше года жили у родственников в селе Уяр Красноярского края.
            1. +2
              28 июля 2015 09:26
              Может они имели в виду стационарный аэродром, не подскока? А может и какие то полки сидели на "бетонках". По воспоминаниям ветеранов той войны ведь именно клубы пыли от стартующих МиГов предупреждали матрасников о предстоящей атаке.
  10. +7
    27 июля 2015 10:36
    Как мне представляется, одним из источников проверенной информации о войне в Корее может служить книга непосредственного участника этих событий С.Крамаренко:"Против мессеров и сейбров". Боевой летчик,Герой Советского Союза, успевший повоевать еще во время ВОВ и принимававший активное участие в воздушных боях с американскими пилотами.На его счету 13 подтвержденных сбитых американских самолетов, хотя и сам тоже был сбит...
    Это информация, что называется из первых уст, а не из разряда - две статьи прочел, а третью пишу сам...
  11. +2
    27 июля 2015 10:38
    Цитата: Сергей Ситников
    Истребитель - квинтэссенция зла!

    Квинтэссенции зла - это ядерное оружие. Истребитель, может и промахнуться.
  12. +9
    27 июля 2015 11:23
    Слог конечно как всегда выше всяких похвал... Правда автор периодически путает "Суперфортресс" со "Стратофортрессом" но тоже ладно... слова то похожи. Но вот о чём нам собственно автор хотел рассказать я так и не врубился... Судя по заголовку намечалось "разоблачение" - если прочитать внимательно текст, разоблачили "тупых амеров" отправивших устравшие поршневые бомберы в сопровождении устаревших ИБ на съедение "злобным МиГам"
    Правда потом почему то начали сравнивать охоту на безоружного разведчика "Стратоджет" с отражением массированного налёта "стратегов"...
    В общем как всегда "смешались в кучу кони люди..."

    "Может лучше про реактор? Про любимый лунный трактор...?" (с)

    Ну а в качестве литературного образца рекомендую книгу своего земляка: Лев Колесников "Долина МиГов".
  13. +5
    27 июля 2015 12:21
    Война в Корее требует своего изучения и, особенно, роль наших советников! Эта война очень сильно, как и Вьетнам, охладила голову матрасным милитаристам! Очень интересно! Хотя лучше подробно по каждому эпизоду!
  14. -1
    27 июля 2015 12:42
    Очень интересная статья!
  15. +2
    27 июля 2015 13:00
    Дельная статья! Схлестнулись в корее наши асы с америкосами по-взрослому am
  16. +11
    27 июля 2015 13:08
    Помнится, документальная передача была по телевизору, с воспоминаниями ветеранов.

    Был могучий мост, по которому из СССР непрерывно шли составы с помощью.

    Неподолёку был наш аэродром.

    американцы решили грохнуть мост и послали туда эту армаду.

    Наши отцы-командиры, получив данные от радарных станций дальнего обнаружения, что в нашу стороны движется целая туча бомберов, решили, что хотят стереть с лица земли аэродром.

    Поэтому, по давней русской традиции:"Помирать, так - с музыкой!", - в воздух было поднято всё, что только могло взлететь.

    Ну, и - наваляли "разносчикам демократии", тогда - "не по-детски"...

    При этом, с нашей стороны не было никакого шапкозакидательства.

    Помнится, наш ветеран-лётчик, с уважением рассказывал, как он отстрелил супостату хвост и тот, прежде, чем катапультироваться, управляя лишь элеронами - всадил напоследок очередь из всех пушек в штурмуемый объект на земле.
  17. +3
    27 июля 2015 14:08
    Исправьте пожалуйста скорость у мига )
  18. +6
    27 июля 2015 15:09
    Мне кажется, что название статьи не в полной мере отражает ее содержание. В любой войне стороны склонны занижать собственные потери и преувеличивать потери противника. Корейская война не исключение. Американцы признают потери своих бомбардировщиков при налетах в октябре и в апреле 1951 года. В обоих случаях американские истребители непосредственного сопровождения несколько запоздали к месту встречи с бомбардировщиками и наши летчики не преминули этим воспользоваться, расстреливая оставшиеся без прикрытия Б-29 в упор.

    Мой отец, будучи совсем молодым летчиком, принимал участие в боевых действиях в Корее. Он сбил 2 «Сверхкрепости», «Тандерджет» и «Сейбр», но засчитали ему только бомбардировщики. Отец говорил: «Ладно, «Сейбр» после двух длинных очередей задымил и пошел вниз. Что было дальше, я не видел, т.к. пошел за ведущим на вертикаль, а вот как « мой» «Тандерджет» воткнулся в гору, наблюдал до конца. Погода в тот день была ясная и фотопулемет у меня был. Почему-то не засчитали…..»

    В тот период Б-29 был основным носителем ядерного оружия в США и полки «обкатывали» в Корее именно на их уничтожение. Противнику давали понять, что попытка на этих самолетах донести ядерную бомбу до Москвы, не более, чем иллюзия, а части, принимавшие участие в боях, по возвращении входили в Московскую зону ПВО.

    Мне кажется, что автор поторопился, написав про бортовой компьютер на Б-29. Их тогда еще не было, а вот счетно-решающий прибор был и использовался, в частности, для расчета упреждения при стрельбе по воздушной цели.

    Утверждение, о том, что с появлением у американцев бомбардировщика Б-47 «Стратоджет» и его разведывательной модификации РБ-47, нарушения воздушной границы СССР стали систематическими и проходили безнаказанно, безосновательны. На Дальнем Востоке имели место случаи успешного перехвата нарушителей истребителями МиГ-15 и МиГ-17. В «перестроечный» период на ТВ была передача, посвященная этим событиям, на которой выступал наш моряк, который снял с одного из трупов пилотов золотой перстень. По этому перстню, американцы смогли установить его владельца, числящегося тогда пропавшим без вести.

    Майор Поляков действительно сбил РБ-47, но американцы заявили протест, считая, что самолет находился в тот момент уже над нейтральными водами.
    1. +4
      27 июля 2015 16:34
      Скотина р.парр сбил 27.06.53 Ил-12, хотя война уже закончилась. И после этого любой Советский Лётчик считал своим долгом завалить а-нарушителя.
  19. +3
    27 июля 2015 17:31
    Немного и от меня.

    В попытке догнать “Стратофортресс” перехватчики стран Оси натужно гудели моторами и затем неудержимо проваливались вниз. Уничтожение B-29 было большим везением, а зачастую случайностью. При том самим “Крепостям” не требовалось снижаться над целью, они могли прицельно бомбить сквозь облака.


    В этой фразе чувствуется полет фантазии автора.

    Конечно, в теории В-29 мог бомбить с 10 км. Попасть он с такой высоты не мог. Эффективность бомбометания с 10 км, да еще вслепую, была ок 17% по цели площадью с футбольное поле. В теории. А на практике, без учета изменения направления и силы ветра на разных высотах и вовсе ничтожной. Именно поэтому тактикой применения В-29 против Японии были массированные ночные налеты, бомбардировка с высоты не более километра, массами по 100-200 самолетов.

    И в принципе автор прав, истребитель МиГ-15 был быстрее В-29, но и японские истребители были быстрее В-29. К тому же к разряду фанатазии автора можно отнести и "проваливающиеся" истребители, ведь реальный высотный коридор машин в бою составлял 6700-7620м. Это позволяло японцам регулярно сбивать В-29 не только истребителями, но и зенитками и даже бомбардировщиками (!) сбрасывавшими на строй штатовцев зажигательные бомбы. Например во время налета на Омуру, 21 ноября 1944 года от действий авиации японцев штатовцы потеряли шесть В-29. Один В-29 был сбит японским истребителем 24 ноября 1944 года.
    1. -1
      29 июля 2015 14:24
      вы ничего не перепутали? 200 B29?
      Вы хоть представляете, в чем говорите?
      во-первых, ПВО японии была далеко не беззащитна. До 5 км их перехватчики представляли очень большую угрозу. На высотах выше они уже либо не успевали на перехват, либо вообще не могли подняться, либо не набирали нужную скорость.
      Поэтому, бомбежка с высоты 1 км - это нонсенс! Американцы не любили рисковать и потому не спускались низко.
      Далее, насчет точности. Американцы в европе успешно испытали бомбы больше 1 тонны и точность +-1 одно футбольное поле для таких боеприпасов была приемлемой.
      Таким образом, у них не было мотива, не было цели и японцы противодействовали.
      Другое дело бомбардировки ДРУГИМИ машинами, которые могли довезти небольшую нагрузку и им требовалась большая точность бомбометания. Вот в этих случаях бомбили с небольших высот.
      1. 0
        29 июля 2015 20:28
        Со средних высот 3-4тыс. они бомбили группами до 100-300 самолетов это все можно прочесть даже в вики. У японской ПВО просто не было горючки чтобы их перехватывть.
        В 1942-43 американцы выбили своими ПЛ все японские танкера которые возили нефть из Индонезии и с Филиппин в Японию на НПЗ (а ГСМ обратно) вдоль китайского берега, и потом тупо бомбили японские базы ВМС и ВВС там, а после захвата Мариан просто стали уничтожать зажигалками города с мирным населением уже собственно в Японии, которые были все из бумаги.
        Снижение на такие высоты было нужно не для точности (бомбежки то ковровые) а для того чтобы больше отвезти напалма и белого фосфора. За полгода бомбежек они убили многократно больше (прмерно больше в 10 раз) чем в атомных городах. ЯО они там сбросили с большей высоты чтобы самим под него не попасть, и всетаки меньше была возможность перехвата, потому что бомбардировщика шло всего 2 или 3. На их перехват даже никто не поднялся так как экономя остатки топлива у японской ПВО была инструкция делать когда Б-29 идет больше 20.
        Их "обычным" налетам помогало то что у японцев в море не было постов ВНОС - островов то нет а не на нефти у них тогда ходили только джонки которых амерские ПЛ тоже не щадили. На угле у них не было уже кораблей, а если бы и были то не было радаров, поэтому их пришлось бы ставить часто. Авианосцами за одим исключенем "престижа" США их не атаковало а Марианы были за пределами радиуса японской бомбардировочной авиации и их не потопишь.
      2. 0
        29 июля 2015 21:29
        Остатки топлива они экономили для того чтобы отбить с помощью камикадзе американские силы вторжения, если вдруг те решились бы на высадку.
        Так по существу занять их мог только СССР через узкие пробливы на малых десантных средствах - по одному камикадзе на отделение "проблемы не решить".
        Потому японец и сказал что "вступление СССР в войну делает наше положение безнадежным". Тем более СССР у них сразу отобрал бактериологическое.
        В принципе США применили ядерное для того чтобы спровоцировать СССР на вступление в войну, потому что японцы им уже готовились отомстить за бомбежки городов, и для того чтобы Сталин пустил в расход свои самые подготовленные спецчасти на захват Отряда 731. Ну и чтобы мотострелки шедшие к ним на подмогу понесли бы из-за спешки дополнительные потери. А так Василевский хотел на подготовку операции еще неделю-две.

        Американские презик был та еще... Это его слова:
        "Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше..."
        — Гарри Трумэн ("New York Times", 24.06.1941)
        и в Европе они гадили также но во многокартно больших размерах, поставляя с 1942г немцам масла, без которых все в том же году закончилось.

        И "дубина" ему была нужна не только против "русских парней", потому что с ней против японского бактериологического было как то спокойнее...
        Из-за него япония и в ус не дула и держалась против штатов до самого конца, пока у нее его не отобрали.

        В общем япония войну проиграла по двум причинам:
        1. не перерабатывали нефть по месту ее добычи
        2. ее "фабрика по производству вакцин" была в Китае, потому что они использовали китайцев не только в качестве подопытного материала но и как раходного материала/сырья для производства этой дряни (вообще то монстры).
        А так, если бы они и сдались то не почти безоговорочно.

        Полгода они не отвечали американцам на массовое уничтожение их населения потому что просто нарабатывали нужное количество ОМП.
  20. +1
    27 июля 2015 17:32
    Тем более, что описываемый бой запротоколирован, поиск вёлся на 8 км, а В-29 шли на 5000.

    В 9:40 (10:40) ГвИАП, следуя на высоте 8000 м во главе ударной группы, в районе 20-25 км восточнее Тисю на встречных и встречно-пересекающихся курсах встретил истребительный "заслон", силами до 40 Ф-86, следующих в боевом порядке "змейка" восьмерок, восьмерки в "пеленге" звеньев, звенья в "пеленге" пар.
    В это же время командир группы подполковник СМОРЧКОВ впереди слева на высоте 5000 м обнаружил 8 Б-29, следующих в боевом порядке "фронт", с интервалами между самолетами в 40-50 м, с курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 Ф-84, находящихся справа, слева, сзади и выше на 600-800 м по отношению строя бомбардировщиков, группами по 6-8 самолетов.
    ...
    Боевой порядок Б-29: ведущее звено, три самолета, в плотном строю "клин", ведомая шестерка - на 4000-5000 м сзади и справа по отношению ведущего звена, в боевом порядке "фронт" (6 Б-29 являлись группой, которую атаковали наши истребители). Истребители непосредственного прикрытия располагались: 8 Глостер "Метеор-4" - впереди на 2000-3000м, правее на 1000-2000 м и с превышением 600-800 м по отношению к Б-29; Ф-84 находились слева, справа и сзади, на удалении 1000-2000 м по отношению к Б-29, по 4-8 Ф-84 в группе. Две группы по 8 Ф-86 в боевом порядке "пеленг" звеньев патрулировали справа, сзади Б-29, на высоте 8000 м, на удалении 10-15 км от них. По команде ведущего полк вступил в бой с бомбардировщиками и истребителями противника.


    Так что сам по себе В-29 вовсе не был чем-то неприступным и для поршневых машин 2МВ. И экипажи этих машин гибли и от пушек поршневых самолетов. Проблемой же и очень серьёзной был не один самолет, а строй самолетов. Когда полтора десятка "крепостей" одновременно открывали оборонительный огонь, они уничтожали истребители просто по закону больших чисел.

    И зачем же говорить, что бортовое оружие В-29 не успевало сбивать МиГ-15? Это не так. 12 апреля 48 В-29 из 19-й группы, а также 98-го и 307-го крыльев после атаки МиГов бортстрелки заявили 9 подтвержденных и 6 вероятных побед, а также 6 повреждений истребителей противника.
    1. +2
      28 июля 2015 03:01
      а сбит был 1 максимум...
      1. 0
        12 августа 2017 12:02
        ага после корейской войны матрасники хвастались что сбили 2300 "коммунистических" самолётов хотя ВСЕХ самолётов на стороне КНДР было меньше 2000( СССР потерял 64 самолёта) , и заявляли что потеряли только 144 самолёта , а списали после войны больше 9000 машин! сбито из этих 9 тыщ было конечно меньше половины но даже если всего треть - это больше 3000 самолётов.
  21. +3
    27 июля 2015 17:34
    Так что не о технике нужно было говорить.

    Нужно было говорить, что по-настоящему рискуя в бою наши выиграли бой. на умении , а вовсе не на превосходстве техники. Сначала группу шатовцев грамотно вычислили, перехватили. А потом нанесли кинжальный сквозной удар по строю бомберов, который вовсе не был беззащитным, слаженными парами и тройками. Отсюда и итог 10-15 минут боя разгром штатовцев и соотношение потерь 14:1. Этот бой выиграли ЛЕТЧИКИ, а не самолёты.

    И Сейбры в районе боя присутствовали, просто они не сопровождали строй, а контролировали район.
  22. +2
    27 июля 2015 17:56
    Черная неделя Бомбардировочного Командования ВВС США:
    МиГ-15 против В-29 в небе Кореи в октябре 1951 года.
    Стороны:
    СССР - 64-й истребительный авиакорпус, в боевом составе корпуса в среднем: до октября месяца 1951 года - 160 боеготовых экипажей МиГ-15 и 20 экипажей Ла-11, и, с начала октября, - 100 боеготовых экипажей МиГ-15 и 20 экипажей Ла-11.
    США - Бомбардировочное командование ВВС, 5-я воздушная армия. В 5-ю ВА были сведены практически все истребительные и истребительно-бомбардировочные части и соединения ВВС США на Корейском ТВД.
    Летом 1951 г. в 64-й ИАК входили 303-я и 324-я ИАД на МиГ-15 (всего 5 полков) и отдельный 351-й ИАП на Ла-11. С другой стороны, в зоне ответственности Корпуса действовали: 4-е ИАКр ВВС США на F-86 (2 эскадрильи в Корее, 1 в резерве в Японии), 49-е и 136-е ИБАКр на F-84 (всего 6 эскадрилий), 8-е и 51-е ИБАКр на F-80 (всего 5 эскадрилий), 18-е ИБАКр на F-51 (3 эскадрильи), 77-я АЭ ВВС Австралии на "Метеорах". Каждая из эскадрилий по численности примерно соответствовала нашему полку. Кроме того, противник имел три группы на В-29 (всего 9 эскадрилий, около 100 самолетов), две группы на В-26, части авиации морской пехоты и флотов США и Великобритании.
    Результаты боев:
    22.10.1951 г.: В бою сбито 5 F-84 и 1 В-29, подбито 2 В-29. Позже появились данные о том, что оба подбитых В-29 упали в море, и они были засчитаны сбитыми. Одновременно количество побед летчиков 18-го ГвИАП над F-84 уменьшилось до трех. С нашей стороны 2 МиГа 18-го ГвИАП получили небольшие повреждения.
    Американские источники сообщают, что в ударе по аэродрому принимали участие 9 В-29 19-й группы под непосредственным прикрытием 24-х "Тандерджетов", и признают потерю в том бою лишь одного бомбардировщика.
    23.10.1951 г.: В результате воздушного боя было сбито 14 самолетов противника, из них: 10 В-29, 4 F-84, и один В-29 подбит. Наши потери - один МиГ-15 (ст. л-нт Хуртин) и 3 МиГ-15 повреждены.
    Американцы признали потерю 3 В-29, заявив претензии на сбитые МиГ-15 в количестве от 5 до 8, из них 3-5 на счету стрелков В-29 и 3 сбиты "Сейбрами".
    23.10.1951 г.: По итогам боя на счета летчиков 18-го ГвИАП и 523-го ИАП были записаны сбитыми 4 F-86, 4 "Метеора" и 1 В-29. Наши потери: 1 МиГ-15 ("Сейбрами" был сбит и катапультировался летчик 523-го ИАП старший лейтенант Дьяченко).
    Американцы традиционно признали повреждения 1 "Метеора" и 1 В-29, а также заявили о 2 сбитых МиГ-15.
    27.10.1951 г. - суббота, последний день "Черной недели":
    На счета летчиков 523-го ИАП были записаны сбитыми 2 В-29 и 2 F-84. Кроме того, обеспечивавшие удар 17-й и 18-й Гвардейский полки записали в свой актив 2 F-86 и 1 F-84. Все МиГи вернулись с задания, но три получили повреждения от огня F-84. Западные издания сообщают, что 27-го октября МиГами были повреждены 4 В-29, один из них серьезно. Пять стрелков "Суперфортрессов" получили на счета по сбитому МиГу, еще один МиГ-15 был заявлен пилотом "Метеора" флаинг-офицером Ридингом (Reading) как тяжело поврежденный.
  23. +3
    27 июля 2015 17:57
    Продолжение:
    Но не причиненные американцам потери стали главным итогом "черной недели". Уже 28 октября 1951 г. на встрече командного состава БАК и 5-й ВА на авиабазе Итадзуке был сделан вывод о том, что удержать МиГи от прорыва к "Суперфортрессам" силами сколь угодно большого числа истребителей сопровождения практически невозможно Пилоты "Тандерджетов" и "Метеоров", сопровождая В-29 на высотах более 6000 метров, летали почти на предельном для их устаревших самолетов числе Маха. Любая попытка вы полнить энергичный маневр в бою с МиГами заканчивалась для них потерей управления. Единственной реальной защитой для бомбардировщиков мог стать лишь непробиваемый "заслон" "Сейбров", но 5-я ВА не располагала достаточным для постановки такого "заслона" числом F-86. В этих условиях глава БАК генерал Джо У. Келли предложил перейти на ночные вылеты. При имеющемся уровне оснащения бомбардировщиков радиолокационной аппаратурой, В-29 могли выполнять каждую ночь пять-семь одиночных вылетов на бомбометание с использованием системы SHORAN, пять-семь вылетов по наведению с земли, два "психологических" вылета на разброс листовок и вылеты на разведку по требованию. Главной же задачей Келли назвал как можно более скорый переход всех экипажей к бомбометанию по системе SHORAN. Главком ДВ ВВС генерал Отто П. Уэйленд согласился с Келли.
    Позже "Суперфортрессы" еще совершили ряд дневных вылетов на поддержку наземных войск на поле боя, но севернее Пхеньяна уже не появлялись. В карьере дневных стратегических бомбардировщиков В-29 летчики 64-го ИАК поставили последнюю точку. Однако борьба с ними не закончилась. Она переместилась в ночь.
    Честь имею.
  24. +5
    27 июля 2015 18:08
    во Вьтнаме тоже был "чёрный" день-дюжина Б-52!!
  25. +2
    27 июля 2015 23:54
    Как американцы не оторвали яй.а англичанам за реактивный двигатель, купленный у них ,в дальнейшем скопированный на МИГ-15. Сколько урона понесли из-за этой маленькой бестии США. В принципе, Сорокин вроде, не воюя, угнал МИГ-25, и нанес ущерба в финансовом плане еще больше (система "Свой-Чужой"). Но мне кажется МИГ-15 это воздушный АК-47 (или АК-47 наземный МИГ-15 laughing , не важно), основной принцип - надежность, мощь, простота (может конечно - отсталость в радиоэлектронике). Из оружия серии MADE IN USSR, который помнит и узнает каждый капиталист, без перевода зная о чем идет речь ( бесит кстати фильм из серии ББС, как америкосы-асы, штабелями складывали МИГи, так к слову)
    1. +3
      28 июля 2015 03:05
      Они у них его сами покупали, но необдуманно выгнали англичан из Лос-Аламоса.
      кроме этого двигателя у СССР были альтернативы.
    2. 0
      28 июля 2015 21:44
      Беленко угнал МиГ-25.
  26. +3
    28 июля 2015 03:48
    Сделан Б-29 был еще до войны, его выпуск... зарубил Рузвельт (наверное мало откатили), лучше выпускать старую дешевую технику "подороже" так как взятка с прибыли будет больше, чем новую дорогую.
    Бомбить в ВМВ прицельно он мог только в оптический прицел. Радар был обзорный. В Европе самолет не использовался.

    Радиоприцел Сейбра представлял из себя простой радиодальномер.
    Сейбрам было тяжело эскортировать Б-29 так как их крейсерские скорости сильно не совпадали. Они из за этого за Б-29 ходили "змейкой" и выше них. МиГи с еще большей высоты чем у Сейбров просто спикировали вниз.
    Про прицельную дальность загнули, особенно когда огонь в заднюю полусферу (по ветру).

    Бомбометать с низких высот с F-84 эскортируемых F-86, они стали вынужденно так на высоте Сейбр никого прикрыть не мог (особенно Б-29), а у земли наоборот МиГ-15 был стеснен в вертикальном маневре. Тогда по пилотажу выше 4тыс МиГ превосходил Сейбра даже в горизонтальной плоскости. По вооружению он наоборот в дуэлях со скорострельными F-86 уступал. Сейбр это не неповоротливый медленный бомбардировщик по которому промахнуться трудно и суммарная скорострельность его собственных шести Браунингов давала 7200 против 1700. Также пилот F-86 мог жать на гашетку в 2 с лишним раза дольше не трясясь над каждым потроном (то же сейчас если сравнить вооружение МиГ-29 и F-15).

    Исчадем по земле была скорее F-9F она и с МиГом иногда справлялась, имея тот же сильный двигатель.
    До Б-47 после Кореи над Сибирью в Китай еще летал переросток Б-36 который как "Ганшип" сбивал все что к нему приближалось снарядами с радиовзрывателями (стена осколков). Потом после Б-47 американцы на У-2 ушли на высоту. Еще потом по скорости на А-12 они уже не достигли существенного перевеса, и стали засылать "метеозонды".
    1. 0
      28 июля 2015 09:23
      А минус за что? Разве что то было написано неправильно?
    2. +1
      28 июля 2015 20:39
      Шарик ,ns ,fk,tcб потому и минусы.
      Ссылочку на Рузвельта откатчика можно?
      Цитата: Scraptor
      Также пилот F-86 мог жать на гашетку в 2 с лишним раза дольше не трясясь над каждым потроном (то же сейчас если сравнить вооружение МиГ-29 и F-15)

      Не сравнивайте ж..с пальцем. Вы разнице в калибре представляете? Эффект от попадания пули и снаряда от пушки. Тоже применительно и к МиГ-29 с Ф-15. Вопервых сравнивайте с ф-16 во вторых калибр то же разный.
      1. -3
        28 июля 2015 21:05
        Можно самому поискать. Как и то что Б-29 был сделан еще в 1936 и потом поставлен на прикол оным господином "потомучто Америка не собиралась ни с кем воевать". laughing
        Думаете он не давал и не брал взятки? Туда только за тем как в Сенат и идут. И не только в США...

        Помоему лучше вам отвыкнуть примерять одно к другому... А чего 100мм не поставили? "Эффект" то еще больше lol а стреляет еще реже. bully
        Выше 20мм и до 57мм по небронированной цели разница в эффекте от дотигутого попадания незначительна. а из скорострельной пушки попасть гораздо проще и у, малокалиберной больше боекомплект. Причем настолько больше, что стрелять из нее получается даже дольше.

        В честь чего надо сравнивать МиГ-29 с F-16 (и на том тоже 20мм) если это принципиально разные самолеты по классу и по назначению?
        Почему не надо сравнивать с А-10 на котором 30мм как на МиГ-29?
        Этот МиГ как и Су-27, он что, штурмовик?
        30мм пушка Су-25 и то стреляет чаще чем 30мм на Су-27...
  27. +1
    28 июля 2015 10:56
    Встреча закончилась с закономерным результатом. Самонадеянных американцев разорвали в клочья как дурачков.
    Но янки, к сожалению, дураками не были.

    А-у-у-у, модераторы!!! А мне за слово дураки в комментариях предупреждение сделали!!! Двойная политика путриотов?
    1. 0
      28 июля 2015 12:55
      Так ведь не за слово предупредили,а за смысл в котором оно сказано!Хотя это не очень оскорбительное слово,ведь "Иванушка-" всегда обводил "вокруг пальца" всяких хитропопых противников!А в данном случае оно применено в виде похвалы американцам,а кто от этого откажется?!
    2. Комментарий был удален.
  28. +2
    28 июля 2015 13:04
    извиняюсь, но прожив довольно долгую жизнь, к выводам многих подобных статей отношусь довольно скептически.
    Были и есть, конечно, славные герои ценой своей жизни и умения уничтожающих врагов.
    И статистика - великая вещь, не спорю.
    Сам в своё время восхищался мощью и превосходством советского оружия.
    Но однако, много раз встречаясь с лётчиками времён корейской войны, что-то особого пиетета от них не дождался. На мои "восторженные" вопросы они смотрели на меня как на ... и, в лучшем случае, отшучивались.
    И я понял, война была не такая, какую расписывают в таких статейках.
    Был и героизм, но больше было крови и пота. И чаще кровь была именно от "некоторых,отдельных" недостатков нашей авиации того времени. И если в каком-то параметре наши машины были лучше, то тут же по ряду других показателей они сильно уступали противнику. И только реальное мужество наших лётчиков способно было изменить характер воздушного боя.
    Не всё так просто и однозначно. И по одному вторнику или четвергу мнение складывать не рекомендуется.

    Примерно с подобным также столкнулся в восторженных описаниях нашей бронетанковой техники. "Броня крепка и танки наши быстры!" Это всё условно. Единственно правда, что "наши люди мужества полны"!
    "Наши танки - самые, самые.. лучшие, лучшие! Если в наш танк попадёт атомная бомба, то с ним ничего не будет."
    Не смейтесь, но так рассказывал наш советник-полковник обучая ливийских танкистов.
    Потом, подсчитывая соотношение разбитой техники у египтян, сирийцев и других... как-то неловко становилось. Ну, не ид.оты же они? И командиры в наших ВУЗ-ах обучались и солдат годами готовили... А разбивали их в дребезги!
    И всегда почему-то оказывалось, что: да! наши танки хорошие.. но вот в это время и в этом месте стояли танки противника... ну, чуть более с другими данными.

    Конечно, простому солдату надо быть полностью уверенным в своём оружии.
    Но вот, полагаю уже с командира роты, надо знать свои слабые стороны и сильные стороны врага.
    Приятно читать такую статью... но я уже давно не рядовой.
    1. 0
      28 июля 2015 18:17
      Кроме всего такого "ООН"овцев было еще в три раза больше чем СССР+Китай (последний тогда в ней несостоял), и был введен ряд тактических ограничений, например нельзя было преследовать их над морем
      когда было худо американец мог просто из корейского коридора через берег выйти. Аэродромы расположенные у берега они вообще просто атаковали сбивая самолеты на взлете и посадке и сразу сматывались...
    2. 0
      29 июля 2015 14:34
      арабы - специфические солдаты. Они вовсе не торопились положить голову за родину, поэтому приходилось лапшу вешать на уши, чтобы уменьшить количество дезертирств. Не скажу, что все были трусами, но реально тех, что бился до конца, было очень мало. И сочеталось это, к тому же, с очень низким уровнем обученности солдат и офицеров и отсутствием практики железной дисциплины. Иначе были бы невозможны побоища танков, устроенные израильтянами с помощью противотанковых ракет.
  29. +10
    28 июля 2015 16:51
    У нас в доме в начале 80-х годах жил безногий инвалид дядя Володя,часто поддавал,но был добрый и словоохотливый,не бомжара всегда опрятный.Вот нам рассказывал как он с американцами воевал.Мы смеялись над ним,так как все знали ,что с американцами мы не воевали никогда.Он нам рассказывал как лично сбил две 'летающие крепости' и был за это награждён орденом Красного Знамени ,мы смеялись ещё больше,так как были уверены,что американцы во ВМВ были нашими союзниками и за сбитый союзный самолёт дяде Володе вместо ордена скорее всего должны были надавать по рогам.А потом он умер.И когда его хоронили,то на подушках была куча орденов и медалей.И тётя Нина по секрету нам сказала,что он был боевым лётчиком,воевал в Корее,но об этом нельзя было тогда говорить.А говорить он мог только про один сбитый мессер,в марте 1945 когда попал на фронт молодым лётчиком.Тупая секретность.Вот так уходили герои,не признанные при жизни.Кстати его сын потом тоже стал безногим инвалидом,но уже на другой войне
    1. 0
      28 июля 2015 18:11
      Были и другие войны и много. А также просто "Грячее небо Холодной войны".
  30. 0
    28 июля 2015 21:38
    На заглавной фотке - падающий Мародёр или Митчел?
    1. 0
      28 июля 2015 22:16
      А какая разница? lol
      1. 0
        29 июля 2015 22:46
        Какое отношение фото имеет к теме статьи?
        1. 0
          30 июля 2015 00:37
          Никакого - автору скучно, ждал когда хоть кто-нибудь первый заметит. bully
          Другие его статьи посмотрите...
    2. +1
      29 июля 2015 07:10
      Marauder B-26
      Был сбит над Эркеленз Германия 23 Февраля 1945 г Экипаж (8 чел.) погиб
      1. -1
        29 июля 2015 07:21
        Парашюты сгорели, неиначе sad
  31. 0
    30 июля 2015 01:46
    Цитата: Scraptor
    Почему не надо сравнивать с А-10 на котором 30мм как на МиГ-29?

    На A-10 Thunderbolt II используется семиствольная пушка GAU-81A (калибр 30-мм, боезапас 1174 снарядов, скорострельность 2100-2400 выстр/мин) а на МИГ-29 ГШ-30-1 30 мм, один ствол - и что сравнивать тем более что А-10 и называют "самолёт вокруг пушки"!
    1. 0
      30 июля 2015 02:30
      Зачем истребителю такая 30мм нискоскорострельная крупнокалиберная пушка (1500 выстр/мин)? По танкам стрелять а не по самолетам?
      На всех американских истребителях стоит 20мм 4400-6600
      На МиГ-23 стояла 23мм 3000-4000
  32. 0
    30 июля 2015 07:10
    Цитата: Scraptor
    На всех американских истребителях стоит 20мм 4400-6600
    На МиГ-23 стояла 23мм 3000-4000

    ГШ-6-30(6 стволов 30мм)-устанавливалась на самолётах МиГ-27, Су-24МК , Су-25 , 4600-5100 выст./мин. Осталась только на кораблях.
    1. 0
      30 июля 2015 07:15
      это замолеты не для возлушного боя. bully как и пушка - зачем по самолету такой калибр? лучше его понизить скорострельность еще повысить до вражеских 6600 и увеличить количество патронов.
  33. 0
    13 июля 2018 09:56
    Уважаемые режисёры, бизнесмены люди в правительстве, ВВП наконец, снимите пожалуйста Художественный фильм про "Аллею Мигов" и "Черный Четверг" американской авиации, это будет Славная память нашим героям, пример молодым парням, а какое это будет поражение на весь мир для зазнавшихся американцев, ведь многие даже не знают про эти эпизоды Корейской войны! И что американцев можно и нужно бить! И что самые лучшие это не янки, а НАШИ НАШИ!!!
  34. aba
    0
    13 апреля 2024 15:25
    И этих пи@арасов наши властители называют "западными партнёрами", хотя в СССР их скромно называли "вероятным противником". А они как были настоящими врагами, так ими и остались. Но чем больше денег у российских вассалов, тем менее адекватными становятся его аналитические способности окружающей реальности