Армейский вариант грузовика «Урал-М»

46
Минобороны России продолжает реализовывать программу обновления автомобильной техники вооруженных сил. В настоящее время ведутся серийное строительство и поставки автомобилей и разработка новых проектов. Так, в будущем планируется начать поставки техники семейства «Мотовоз-М», которое будет включать в себя несколько базовых колесных шасси разных типов. Одним из представителей нового семейства, которое пойдет в серию, может стать военный вариант грузовика «Урал-М». К настоящему времени эта машина существует, как минимум, в нескольких экземплярах и уже успела пройти часть испытаний.

Перспективный грузовой автомобиль «Урал-М» относится к новому семейству «Урал-Next», которое в обозримом будущем должно прийти на смену существующей технике Уральского автомобильного завода. В рамках семейства «Урал-Next» разработаны два базовых шасси (4х4 и 6х6), которые могут использоваться в качестве основы для коммерческих и военных автомобилей. Модификация трехосной полноприводной машины, предназначенная для вооруженных сил, относится к линейке «Урал-М».

По имеющимся данным, предлагаемый грузовик «Урал-М» представляет собой глубокую модернизацию давно известной машины «Урал-4320». В перспективном проекте предусматривается использование ряда новых комплектующих, направленное на повышение характеристик техники. Кроме того, доработаны некоторые основные элементы конструкции, что так же должно сказаться на показателях машины. Использован любопытный подход к созданию кабины и ее оснащения. Уральский автомобильный завод, входящий в состав «Группы ГАЗ», принял участие в создании техники с общим названием NEXT. Характерной чертой всех этих машин, выпускаемых под новой маркой, является использование унифицированной кабины, незначительно дорабатываемой для использования на конкретной машине.

Армейский вариант грузовика «Урал-М»
Армейский грузовик "Урал-М". Фото Vestnik-rm.ru


Предлагаемый автомобиль «Урал-М» сохраняет общую компоновку своего предшественника. Он строится по капотной схеме, а все агрегаты закрепляются на раме. С точки зрения общей архитектуры, от существующих «Урал-4320» новая машина отличается только составом использованных агрегатов и конструкцией отдельных деталей. Тем не менее, все использованные доработки позволили значительно повысить характеристики новой машины в сравнении с существующей.

Предлагаемый армии грузовой автомобиль новой модели имеет длину около 9 м и снаряженный вес на уровне 8,25 т. При этом на грузовой площадке или в кузове может перевозиться до 13 т груза. Также имеется возможность буксировки прицепа массой до 11,5 т. Таким образом, полная масса нагруженной машины достигает 21,3 т. За счет использования трехосного шасси обеспечивается оптимальное распределение массы по осям. Так, на переднюю ось приходится порядка 5,3 т, оставшиеся 16 т – на заднюю тележку.

Требуемые характеристики обеспечиваются при помощи дизельного двигателя ЯМЗ-536 мощность 285 л.с. С двигателем соединяется механическая коробка передач ЯМЗ-1105 и трансмиссия, в состав которой входит раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом. Использованная трансмиссия обеспечивает передачу крутящего момента на все шесть колес. Для повышения характеристик все мосты нового шасси имеют усиленную конструкцию.


Схема машины "Урал-М". Рисунок Ural-next.ru


Утверждается, что грузовик «Урал-М», в зависимости от массы груза, способен развивать скорость до 80 км/ч (по другим данным, до 100 км/ч). Запас хода составляет 1000 км. При необходимости машина способна пересекать водные преграды вброд. В таком случае глубина водоема не должна превышать 1,75 м.

За счет обновления конструкции удалось повысить ресурс всех систем. Так, теперь рекомендуется проводить техническое обслуживание через каждые 15 тыс. км пробега (ранее этот параметр не превышал 6-8 тыс. км). Гарантийный период был увеличен до 2 лет или 100 тыс. км пробега. Ресурс конструкции, по информации производителя, составляет 350 тыс. км.

Модернизированный автомобиль «Урал-М» предназначается для перевозки людей и грузов по шоссе и бездорожью в различных климатических и метеорологических условиях. По желанию заказчика базовое шасси может оснащаться кузовами различных типов, от бортового с тентом до металлических фургонов с различным специальным оборудованием. Перевозка груза может выполняться не только в кузове, но и на прицепе. За счет полной загрузки собственного кузова и буксировки прицепа полная масса автопоезда может превышать 32,5 т.

В середине января этого года появились сообщения о начале испытаний нового грузовика, предназначенного для армии. На одном из автомобильных испытательных полигонов Урала была замечена новая трехосная машина, которую опознали как военный вариант «Урала-Next». Таким образом, испытания перспективного военного автомобиля стартовали не позже начала этого года.


Армейский грузовик "Урал-М". Фото Vestnik-rm.ru


В середине июня Уральский автомобильный завод сообщил о начале пробега, в котором будут участвовать несколько новых машин семейства «Урал-М». С 15 июня по 8 августа автомобили преодолели несколько тысяч километров и добрались из Миасса до Нягани, где состоялся финиш автопробега. Необходимо отметить, автомобили, участвовавшие в пробеге, относятся к семейству «Урал-М», однако в этом мероприятии не была задействована военная модификация грузовика.

Пока другие машины нового семейства совершали марш по дорогам Урала, один из новых военных грузовиков принимал участие в выставке «Армия-2015». В ходе этого мероприятия демонстрировался образец военного «Урала-М» в армейской темно-зеленой окраске, оснащенный бортовым кузовом с брезентовым тентом. Посетители выставки могли заметить, что новая машина сохранила отработанную и проверенную годами конструкцию кузова для пассажиров или груза, но при этом получила новую трехместную кабину.

Перспективы военного грузовика на базе шасси «Урал-М» пока до конца не ясны. Эта машина в настоящее время находится на испытаниях и, по-видимому, пока не готова к полномасштабному серийному производству. Официальные лица министерства обороны пока тоже не выражали интерес к предлагаемой технике. Тем не менее, первые официальные заявления о предлагаемом грузовике могут появиться в самое ближайшее время. Остается следить за новостями и пресс-релизами военного ведомства.


По материалам сайтов:
http://ural-next.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://uralst.ru/
http://industrial-news.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    29 июля 2015 06:31
    Урал проверенная годами машина, место которой надежно закреплено в ВС РФ. Если появилась информация о новых разработках, значит их кто то заказал и профинансировал. Большой веры, что завод это сделал самостоятельно - нет. Следовательно это Минобороны выдало тех задание. Так что в скорости ждем новый грузовик.
    1. -20
      29 июля 2015 09:22
      Это Урал-Некст в зелёном цвете.
      http://www.yaplakal.com/forum11/topic1126932.html
      Как обычно, в новой российской технике из российского только сборка.
      1. +12
        29 июля 2015 11:03
        Цитата: Мостовик
        Как обычно, в новой российской технике из российского только сборка.

        Это для гражданских потребителей. То же и с КамАЗом - для военных одно, а для гражданских и движки каменс можно и коробку иномарочную. Короче говоря "любой каприз за Ваши деньги"
        Цитата: D-Master
        Урал проверенная годами машина, место которой надежно закреплено в ВС РФ.

        Полностью согласен. Очень неприхотливая и выносливая техника.
        1. Комментарий был удален.
        2. gjv
          +7
          29 июля 2015 16:53
          Цитата: Hauptmann Emil
          Полностью согласен. Очень неприхотливая и выносливая техника.

          Не пренебрегли выносливостью и "партнеры" из BAE Systems выпустив по заказу индийской полиции броневики на шасси длиннобазового Урала.

          Casspir Mk. 6 Protector — модификация с колёсной формулой 6×6 и 4×4, созданная на шасси грузовика Урал-4320, оборудованная российским дизельным двигателем с турбонаддувом ЯМЗ-236НЕ2, мощностью 230 л.с. (169 кВт), и механической коробкой передач ЯМЗ-236У. Противоминная защита обеспечивает подрыв 21-кг заряда под колесом и 14-кг заряда под корпусом машины. Машина создана совместно южно-африканской компанией BAE Systems Land Systems South Africa и индийской Mahindra & Mahindra, производиться на совместном предприятии Defence Land Systems India (DLSI) в Индии. В Индии бронемашина получила обозначение — MPVI (Mine Protected Vehicle for India).
          1. 0
            1 августа 2015 18:22
            Походу среди MPV рекордсмен по стойкости к подрыву.
      2. Комментарий был удален.
      3. gjv
        +3
        29 июля 2015 14:55
        Цитата: Мостовик
        Как обычно, в новой российской технике из российского только сборка.

        А производство двигателей ЯМЗ-536 и коробок передач ЯМЗ-1105 размещено всё таки в России. Да и большинство других деталей тоже российские. Явно забугорные тормоза и рулевой механизм.
    2. +3
      29 июля 2015 09:26
      То, что "два метра жизни" впереди оставили - хорошо! Но вот база... великовата, на мой взгляд. Сможет ли с такой базой по пересеченной местности как 4320 лазать? Попробовать бы в трофи-рейде...
      1. +3
        29 июля 2015 12:20
        В статье вообще не какой конкретики,да и не понятно какую нишу в ВС займет эта машина.Прежний"Урал"имел пневмогидравлическую тормозную систему,что позволяло расширить диапазон рабочих температур,опустив его до-50С(КамАЗ-40С),у новодела тормоза пневматические"Вабко"следовательно и нижний температурный режим с"КамАзовским"сравнялся.Высота шасси была меньше чем у камских грузовиков,что делало"Урал"более предпочтительным для ВДВ(особенности транспортировки самолетами).При этом"транспортный хребет"ВС"Урал"-4320;"КамАЗ"-4310;БТР-80,агрегатно,были
        фактически эдентичны,что существенно облегчало обслуживание и ремонт.Теперь же предлагается(за наши с вами деньги!!)организовать серийный выпуск уже полного аналога"КамАЗа" в капотной компоновке,но на совершенно"оригинальных"агрегатах,что потребует как минимум серьезной модернизации всей ремонтной инфраструктуры.
      2. Комментарий был удален.
      3. gjv
        +1
        29 июля 2015 15:31
        Цитата: смерш24
        Сможет ли с такой базой по пересеченной местности как 4320 лазать?

        А как же 4320-09 и 4320-19? Они вроде бы могут.




        А на Урал-М ещё и двигатель помощнее.
    3. +3
      29 июля 2015 18:32
      Цитата: D-Master
      Урал проверенная годами машина,

      Да да. Самый лучший "проходимец". Однажды,. это его качество мне и еще четырем человекам жизнь спасло. Так ,что рад,что Урал движется в БУДУЩЕЕ
  2. +2
    29 июля 2015 08:14
    Урал с кабиной от новой газели) блин главное что бы во благо! А так интересный аппарат получился.
    1. avt
      +3
      29 июля 2015 09:05
      Цитата: Alex_Rarog
      Урал с кабиной от новой газели)

      request Ну и что ? Нормальная практика стандартизации , главное что бы внутри водителю удобно было , а остальное - понты .
    2. +1
      29 июля 2015 12:14
      После "классического"Урала эта кабина покажется верхом комфорта и удобства, очень бы хотелось чтоб не забыли( сэкономили) про водителя и поставили нормальное подресоренное кресло и кондей\отопитель признали наконец не роскошью , а необходимостью..
      рс: Двигатель там в армейской модификации (евро-0) выдает 450л\с ти он же ставится на "Тайфуны" унификация в армии это хорошо я бы вообще на этот движок перевел почти всю армейскую технику хар-ки это позволяют единственное как решаются проблемы с импортными комплектующими ( турбина, впрыск , блоки управления) закупаем или организовали производство?
      1. +1
        29 июля 2015 20:52
        макс702 прав насчет комфорта для водителя! Я разок зимой (лет так 25 назад) за сутки отмахал на 4320 от Пензы до Екатеринбурга (как ехал - это вааще отдельный роман!), так у меня зад в форме чемодана стал и водяная мозоль на пояснице. Сейчас бы ни за какие деньги и коврижки этого бы не повторил на "том" УРАЛе!!!
      2. 0
        30 июля 2015 01:29
        Цитата: макс702
        После "классического"Урала эта кабина покажется верхом комфорта и удобства, очень бы хотелось чтоб не забыли( сэкономили) про водителя и поставили нормальное подресоренное кресло и кондей\отопитель признали наконец не роскошью , а необходимостью..
        рс: Двигатель там в армейской модификации (евро-0) выдает 450л\с ти он же ставится на "Тайфуны" унификация в армии это хорошо я бы вообще на этот движок перевел почти всю армейскую технику хар-ки это позволяют единственное как решаются проблемы с импортными комплектующими ( турбина, впрыск , блоки управления) закупаем или организовали производство?

        ====
        вынос на бампер подфарников новая мода, либо чем-то иным обусловлен?
    3. 0
      17 ноября 2016 21:44
      А что такого,если он входит в "группу ГАЗ"? На "Волате" например МАЗовская кабина,а заводы разные.
  3. +2
    29 июля 2015 09:17
    "С 15 июня по 8 августа автомобили преодолели несколько тысяч километров и добрались из Миасса до Нягани, где состоялся финиш автопробега". Сегодня 29.07.....им еще 10 дней ехать :)
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      +1
      29 июля 2015 15:43
      Цитата: Belimbai
      им еще 10 дней ехать :)

      Да, вызывает улыбку описка автора. Автопробег финишировал 8 июля. Он был скорее рекламным, чем испытательным. Средний пробег 210 км за день с остановками и демонстрацией моделей Урал-М и Урал-NEXT в городах по маршруту.





      Статью о технических решениях на Урал-М смотрите на http://www.uralst.ru/node/advantage_ural_m_4320.php
  4. +21
    29 июля 2015 10:05
    А вот не могли чтоль назвать нормально, задолбали - UAZ Patriot, Lada Vesta, Урал-Next и т.д. Мы блин где живём - под кого косим. Какой язык используем. И откуда только такая тяга у них появилась на заморский манер машины называть - аж гадковато.
    1. Комментарий был удален.
    2. gjv
      0
      29 июля 2015 15:48
      Цитата: shurikchaevnik
      А вот не могли чтоль назвать нормально, задолбали

      Вообще то, если об капот не сильно долбануться, то на нем можно прочитать - "УРАЛ". И у безкапотных на решетке радиатора тоже "УРАЛ" написано. hi
      1. +4
        29 июля 2015 19:13
        «Урал-Next»
        после этого читать расхотелось ,то ли на экспорт ,то ли для себя не поймешь . Раньше не стеснялись написать "сделано в СССР" и как хочешь ,так и понимай если русского не знаешь .
  5. 0
    29 июля 2015 11:02
    Кабину "опластмассили"...Железо не выдерживало, а тут...
  6. +2
    29 июля 2015 11:04
    Шурик, к сожалению названия соответствуют спросу на такие названия.
  7. +2
    29 июля 2015 11:04
    А че, даже симпатичный получился, и грозность осталась... Да й Боже, что бы все получилось у ребят!
  8. +3
    29 июля 2015 11:53
    На фото вид с переди напоминает отдаленно ЗИЛ-131, а дверца небось (для удешевления модели) с газели.
    Старый добрый Урал 4320 был брутальным, с яйцами, короче ПАЦАН.
    Наверное внешний вид авто будет переходным, по моему не хватает мужественности.
    1. +1
      29 июля 2015 20:57
      Старый добрый Урал 4320 был брутальным, с яйцами, короче ПАЦАН.

      ЯПсказал, МУЖИК!!! Сломать его - это талант надо иметь! Уж поверьте на слово... smile
    2. 0
      2 августа 2015 15:09
      Там кабина с газели некст (как и на газоне некст), а морда пластмассовая.
  9. +1
    29 июля 2015 12:04
    Кабина новая не серьезно смотрится....то ли дело 4320!
    1. +2
      29 июля 2015 12:22
      Сильный наклон лобового стекла совсем излишен..
  10. +1
    29 июля 2015 13:53
    Цитата: tomcat117
    а дверца небось (для удешевления модели) с газели.


    Коли "УралАЗ" с некоторых пор входит в "ГАЗовскую группу компаний", было бы странным, поступи они иначе. Унификация, однако. Если есть недорогое, провереное временем и рынком решение, то к чему свой "велосипед изобретать"? Вот и поставили целую кабину от новой "Газели".
  11. 0
    29 июля 2015 14:02
    Цитата: Забво
    Сильный наклон лобового стекла совсем излишен


    Что поделать, кабина-то изначально не предназначалась для военной техники, а взяли уже готовую "из гражданки". Издержки унификации.
  12. +2
    29 июля 2015 14:59
    Хлипкая какая то кабина.Да и электроники дофига.Мне кажется,что армейский грузовик должен прост как велосипед,что бы любой солдат мог разобратся ,что к чему.А Тут возможны проблемы.
    1. +4
      29 июля 2015 22:07
      Мне кажется,что армейский грузовик должен прост как велосипед,что бы любой солдат мог разобратся ,что к чему.

      Вот, для примера, ГАЗ-АА (ГАЗ-два Аз) и ЗиС-5 ("Захар") - объемистые двиглы с низким сжатием (весьма неприхотливы к топливу, в меру тяговиты на низах, прожорливы, НО выносливы), трансмиссия проще некуда (коробка не синхронизирована, гл. редуктор с прямозубой передачей, полуоси разгруженные, подвеска рессорная, т.е. ломаться опять нечему), тормоза - МЕХАНИЧЕСКИЕ (тросовый привод), приборов - раз и всё (спидометр, амперметр и датчик температуры воды). Данный автомобиль мог освоить любой человек. Да, есть некоторые особенности вождения ("двойной выжим", "перегазовка" - у кого "профессиональный" стаж более 25- ти лет тот поймет, ну и "преднатяг тормозов" (это мне дед рассказывал, сам не застал).
      ЗиЛ-131: очень выносливый высокооборотистый двиг (довольно ощутимо чуствует качество низкооктанового бензина, карбюратор капризен и трудно настраивается (но не критично), классная КПП (переключать передачи можно на "полувыжиме" сцепления), тормоза неинформативно-вялые для развиваемых скоростей на трассе, подвеска рессорная - почти не убиваемая, в трансмиссии слабое место - электроподключение передка. Подкачка шин - есть, но... что-то задумано/сделано не так (не подвластно водителю).
      ГАЗ-66 (шишига) - кроме проходимости плюсов нет. Особо хотел бы отметить "удобность" посадки водителя, расположение органов управления. Очень капризный автомобиль...
      УРАЛ-375... Реально "жрал" на "крейсерской" 50-55 км/ч 60-65 л (при 75 км/ч и до 90 л) чистейшего 93 бензина! Но! Такого "везделаза" еще поискать надо!!! Да, трудно настраиваемый карбюратор и трамблер, пневмогидравлические приводы сцепления и тормозов ("тухлое сцепление", "КПП-двуручка" (двумя руками иногда) и "тормоза-спаси-Бог"), всё это ничто на бездорожье! да, еще сиденье-лавка, не регулируется, из "кожзама"
      УРАЛ-4320... Дизель. Жрет меньше (40-45 л соляры). Остальное также. Только в грязь/снег лучше закапывается (чуть "тухлым" сцеплением плохо отработал - иди за К-700 или за танком)....
      Так вот, к чему тут писанину-то разводил - всё просто, надежно, приборы аналоговые (амперметр от ЭМИ "сдох" - пес с ним, управление (двиглом и трансмиссией) механическое - тоже пох...
      Да, водиле трудно, но он ДОЕДЕТ, ДОВЕЗЕТ НАЗЛО ВСЕМ ... и ...
      Извините за "много букаф"....
      1. 0
        29 июля 2015 22:35
        А если водитель ранен?Кстати у"Захара"скорость в повороте не более 5км\ч.Но в целом с вашей характеристикой советских вездеходов согласен,а про КрАЗ-250\255 забыли?
        1. 0
          30 июля 2015 21:21
          Нет, не забыл! Стоял рядом, сидел в кабине, ощупал двиг и трансмиссию, но ни метра не проехал сам, и не видел как "ходят" по бездорожью... Виноват, весь в ошибках... hi
  13. +1
    29 июля 2015 15:51
    Не знаю как у военных, но были у нас в гараже 3 "Урала"-вахтовки. Ни у одного не работал полный привод - раздатка постоянно разваливалась у всех. Кабины гнили просто на глазах, тормоза... Одно-два из 6-ти тормозили - уже праздник. В кабине-кошмар, грохот мотора, вой коробки, всюду щели толщиной в палец, обдува никакого в жару, в дождь кабина протекает по всем швам, всю машину на ходу трясет хуже твоего трактора. А вот один "Камаз" двухосный, тоже вахтовка был просто неубиваем. Пер по распаханному полю в жиже по самые окна, проходимость впечатляющая.
    1. +3
      29 июля 2015 19:24
      Если за машиной не смотреть ,то хоть какая она будь звиздец к ней все равно подкрадется . Если уж щели толщиной в палец ,то об остальном и говорить не стоит . У нас на балансе до сих пор 157 зил числится и несмотря на свой солидный возраст везет он куда более мягко и комфортно ,чем новый газ 53 который кхм "прыгает" на кочках как не привязанный половой орган. Новые камазы обладают теми же свойствами - приходится кланяться каждой ямке ,в отличие от уралов.
    2. +2
      30 июля 2015 05:55
      что то не то... видимо просто реклама камаза и не более... урал всегда считался более надежной машиной и живучей...
  14. +1
    29 июля 2015 20:21
    У этой то, будет ли межколесная блокировка? Или опять чуть что, зажимать тормоза с одной стороны.
  15. +1
    29 июля 2015 20:34
    Поживем- увидим. Надеюсь что машина будет не хуже старины 375-го. Довелось водить, хоть и немного , разные грузовики , могу сказать точно - не сравнить ни с Зилами ни с Газонами. Урал среди них - как Порше среди прочей шушары.
  16. +1
    29 июля 2015 21:53
    Мда, срезали кабину большим наклоном лобового стекла. Для чего? В военной технике предпочтительно иметь обратный наклон. Чтоб меньше бликов давать.
    Автопром в России вообще больная тема. А от него может многое зависеть. Делать ставку на военную индустрию, это мало надежно, продукция автопрома может продаваться сразу с конвеера, без международных даговоренностей.
    И конечно развитый автопром не может существовать без развитого машиностроения, приемлимых цен на топливо, хороших дорог.
    Надо делать ставку на автопром! Россия большая там нужна мобильность.
  17. WS
    +1
    29 июля 2015 22:04
    А как же светомаскировка на фарах ? Теперь уже не требуется ?
  18. +1
    29 июля 2015 22:16
    А мне "морда" нового Урала понравилась) Только думаю если они разрабатывают армейскую версию на кабине должна быть полка-багажник для массети (как на наших родных старых) и кабину надо удлинить всего на полметра (разместить сверху за сидениями спальную полку, а под ней отсек под вещи, снаряжение, оружие)
  19. 0
    30 июля 2015 05:07
    внешне машинка очень даже впечатляет... good
  20. 0
    30 июля 2015 14:31
    Какой смысл в военной версии Урал-М, если там же делается капотная версия "Тайфуна"?
  21. 0
    30 июля 2015 15:44
    мне одному кабина напоминает газель? smile
  22. +1
    2 августа 2015 07:57
    Кабина армейского грузовика должна быть бронирлванной, а баки протектированными — хау, я все сказал

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»