Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)

3
На заключительном этапе Итало-турецкой войны в Ливию были отправлены три новых бронеавтомобиля разных типов. Эта техника не смогла изменить ход всей войны, но самым хорошим образом показала себя в бою. Командование армии увидело потенциал броневиков, но до определенного времени не спешило заказывать полномасштабное строительство такой техники. Работы в этом направлении вновь активизировались только с началом Первой мировой войны. В первых месяцах 1915 года, незадолго до вступления Италии в войну, был разработан проект нового броневика Lancia 1Z, которому было суждено стать самой массовой итальянской машиной своего класса.

В 1912 году компания Lancia начала поставлять армии новый двухосный грузовой автомобиль 1Z или 1-Zeta. Эта машина представляла собой дальнейшее развитие предыдущих грузовиков марки «Лянча» с повышенными характеристиками. Вероятно, именно сравнительно высокие характеристики этой машины привлекли внимание специалистов компании Ansaldo, которые в конце 1914 года начали разработку перспективного бронеавтомобиля. Предлагалось использовать существующее шасси с новым оригинальным броневым корпусом. Подобную технику можно было предложить армии и, возможно, получить заказ на ее серийное производство.


Броневик Lancia 1Z Serie I


Примечательно, что проект нового броневика унаследовал название базового грузовика Lancia 1Z, но не был назван в честь фирмы-разработчика. В результате боевая машина осталась в истории именно как «Лянча», а не как «Ансальдо».

Броневик Lancia 1Z по своей архитектуре являлся типичным представителем своего класса, созданным во время Первой мировой войны. На базовое шасси серийного грузовика предлагалось устанавливать специальный бронекорпус. Использованное шасси так же не отличалось оригинальностью конструкции. Оно имело раму, на которой устанавливались мосты с листовыми рессорами. Конструкция трансмиссии обеспечивала передачу крутящего момента на заднюю ось, из-за чего машина имела колесную формулу 4х2. Передняя ось была связана с рулевым механизмом.

Базовое шасси нового броневика оснащалось четырехцилиндровым бензиновым двигателем фирмы «Лянча» мощностью 60 л.с. Главным элементом трансмиссии была четырехступенчатая коробка передач, так же разработанная производителем грузовика. Колесная ходовая часть изначально оснащалась четырьмя односкатными колесами, но со временем серийные автомобили стали получать сдвоенные задние колеса, обеспечивавшие правильное распределение веса груза. В качестве основы для броневика использовалась более поздняя модификация шасси со сдвоенными колесами.


Броневик Lancia 1Z Serie I


Броневой корпус машины предлагалось собирать из нескольких металлических листов разной формы и размера. Использовались листы толщиной от 2,5 мм (днище) до 6 мм (все остальные детали). Все листы брони устанавливались на металлическом каркасе при помощи заклепок. Сварные соединения не применялись ввиду отсутствия необходимых технологий. Бронекорпус машины Lancia 1Z имел стандартную для такой техники конструкцию и был разделен на две части: моторный отсек и обитаемое отделение для экипажа. При этом, однако, в конструкции корпуса использовались некоторые новые оригинальные идеи.

Передняя часть корпуса представляла собой бронированный кожух двигателя. Она состояла из двух лобовых листов с вырезанными жалюзи, вертикальных бортов с аналогичными прорезанными и изогнутыми деталями, а также двух наклонных верхних крышек. Последние крепились на петлях к центральной балке капота, что позволяло поднимать их для обслуживания двигателей. Использованная конструкция капота обеспечивала приемлемую защиту двигателя, а также не мешал вентиляции и доступу воздуха к радиатору. На передней стенке капота имелась фара.

Передняя часть обитаемого объема корпуса представляла собой отделение управления с рабочим местом водителя, расположенным на продольной оси машины. Для обеспечения приемлемых объемов корпуса передняя часть бортов располагалась под углом к оси машины. С этой частью бортов был соединен наклонный лобовой лист со смотровым люком и броневой крышкой с щелью для наблюдения за дорогой в боевой обстановке. Позади скошенных листов имелись два прямых вертикальных бортовых листа. В левом располагалась дверь водителя, на правом имелось крепление для запасного колеса. В двери и правом борту имелись небольшие смотровые лючки с крышками.

Бронеавтомобили Lancia 1Z (Италия)
Схема броневика Lancia 1Z Serie I


При необходимости следовало использовать кормовой пост управления. В кормовом свесе корпусе предусматривался упрощенный набор приборов и органов управления машины. Таким образом, второй водитель мог вывести машину с поля боя задним ходом. Кроме того, в то время сформировалась концепция «подачи» броневика на поле боя кормой к врагу. В таком случае второй водитель отвечал за выдвижение на указанную позицию.

Позади отделения управления находилось боевое отделение с рабочими местами стрелков. Какие-либо перегородки между этими частями корпуса не предусматривались. Инженеры фирмы Ansaldo предложили оригинальный и необычный комплекс вооружения, что сказалось на конструкции бронекорпуса машины. В передней части боевого отделения борта корпуса имели выгнутую наружу форму и представляли собой части цилиндра, наверху которого имелся погон башни. В задней части условный цилиндр был сопряжен с кормовой частью корпуса коробчатой формы. Крыша отделения управления и кормовой части боевого отделения имели изогнутую форму и поднимались рядом с погоном башни.


Броневик Lancia 1Z Serie I


В правом изогнутом борту корпуса предусматривалась дверь для доступа в боевое отделение. На обоих бортах боевого отделения предусматривались несколько смотровых лючков: по одному в изогнутых бортах и в корме. Также имелся лючок в кормовом листе. Для дополнительной защиты экипажа все лючки оснащались закрываемыми изнутри крышками.

Предусматривалась защита колес. Для этого машины получали набор полукруглых крыльев-кожухов, закрывавших колеса сверху. Изначально предлагался полный комплект подобной защиты, но в дальнейшем машины стали получать только крылья для задних колес. Рама шасси закрывалась нижней частью бортов корпуса.

Большой интерес представляет оригинальный комплекс вооружения. По предложению конструкторов, броневик Lancia 1Z должен был нести сразу три пулемета. На крыше корпуса, непосредственно над его выгнутой частью, располагался круглый погон башни. На нем предлагалось монтировать крупную основную башню с двумя пулеметами. Системы крепления позволяли наводить оружие в пределах небольшого горизонтального сектора и вести огонь с возвышением от -15° до +35°. Два пулемета управлялись двумя разными стрелками, находившимися у бортов башни. Они отвечали за согласованный поворот основной башни в нужном направлении.


Трофейный броневик Lancia 1Z Serie I с австрийскими опознавательными знаками


Для повышения огневой мощи первый вариант броневика 1Z получил дополнительную малогабаритную башню с одним пулеметом. Ее поместили на крыше основной башни. Малая башня имела собственные механизмы наведения и управлялась третьим стрелком. Предполагалось, что использование двух башен с тремя башнями позволит одновременно атаковать несколько целей в сравнительно широком секторе.

В качестве оружия броневик Lancia 1Z нес три пулемета Maxim с общим боезапасом в 15 тыс. патронов. Кроме того, экипаж мог иметь собственное вооружение в виде имевшихся в армии винтовок. Также экипаж можно было вооружать ручными гранатами и другим оружием для самообороны.

Экипаж новой бронемашины состоял из 5 или 6 человек. В него входили водитель, командир и три пулеметчика. При необходимости к управлению машиной мог привлекаться второй водитель, после чего экипаж увеличивался до 6 человек. Необходимо отметить, что половина экипажа (три стрелка) располагалась в центральной части обитаемого объема, под двумя башнями. Уже во время испытаний было установлено, что приемлемые условия работы имеют только командир и водители. Стрелкам, в свою очередь, приходилось работать в тесноте.


Броневик Lancia 1Z Serie II


Итальянские конструкторы имели необходимую информацию о ходе боев на фронтах Первой мировой, благодаря чему новый броневик получил систему для преодоления проволочных заграждений. На капоте и лобовом листе отделения управления закреплялись два изогнутых рельса. Своей нижней частью они должны были подцеплять проволоку и рвать ее. Часть заграждений могла соскальзывать на верхнюю заднюю часть рельса, на конце которой предусматривался выступающий крюк, способный разорвать проволоку.

Боевая масса бронеавтомобиля Lancia 1Z составляла 4,2 т. Машина получилась достаточно компактной. Ее длина не превышала 5,4 м, а ширина – 1,8 м. Высота по крыше малой башни составляла 2,4 м. Удельная мощность на уровне 14-15 л.с. на тонну веса позволяла броневику развивать скорость до 50 км/ч на шоссе. Топливные баки позволяли пройти до 200 км без дозаправки. Имелась возможность подъема на небольшой склон, преодоление неглубоких водных преград вброд и т.д.

В мае 1915 года Италия стала участником Первой мировой войны. Вскоре после этого началось строительство первого прототипа броневика на базе грузового автомобиля «Лянча» 1Z. В августе опытный образец машины показали военным. Потенциальный заказчик высоко отметил солидное вооружение и хорошую защиту броневика. Кроме того, обеспечивались достаточно высокие ходовые характеристики. При этом не обошлось без претензии. Боевое отделение сочли тесным, управление с кормового поста было слишком трудным, а высокая нагрузка на поверхность негативно сказывалась на проходимости. Также было установлено, что экипаж имеет недостаточный обзор со своих рабочих мест и из корпуса.


Броневик Lancia 1Z Serie III/1ZM


Вскоре специалисты фирмы Ansaldo подготовили обновленный проект, который полностью устроил военных. Именно такие машины вскоре пошли в серию. Броневики Lancia 1Z Serie I получили обновленный броневой капот двигателя. В корпусе появился набор новых смотровых люков: их общее количество довели до 14. Кроме того, было решено отказаться от установки защиты передних колес.

В силу определенных причин компания «Ансальдо» не смогла быстро провести все необходимые доработки и развернуть полноценное производство обновленных машин. Первые броневики «Серии 1» были переданы армии только в середине 1916 года. За несколько месяцев было изготовлено и передано войскам не более 20 таких машин.

Летом 1916 года завершилось проектирование нового варианта броневика. На этот раз было решено убрать некоторые смотровые лючки корпуса, изменить конструкцию рельсов для прорыва заграждений и доработать некоторые другие элементы машины. Кроме того, машина получила новые крепления для пулеметов. Теперь можно было использовать не только имеющиеся Maxim, но и St. Etienne M1907 французского производства. Обновленные бронеавтомобили производились в рамках т.н. «Серии II» (Lancia 1Z Serie II).


Броневик Lancia 1ZM


После начала производства второй серийной модификации стартовала разработка очередного проекта модернизации. На этот раз предполагалось учесть все особенности эксплуатации техники и дополнительно повысить ее характеристики. Модификация Lancia 1Z Serie III, также известная под обозначением 1ZM, отличалась от базовой рядом характерных черт.

Из-за тесноты боевого отделения и отсутствия серьезных преимуществ у двухбашенной схемы было решено отказаться от малой башни. Высвободившийся пулемет перенесли в амбразуру кормового листа корпуса. На месте малой башни в крыше основной появился люк. Некоторым доработкам подвергся корпус. Основным оружием новых броневиков со временем должны были стать пулеметы FIAT-Revelli M1914. Тем не менее, в течение длительного времени серийные броневики «Лянча» 1ZM оснащались имеющимися пулеметами Maxim, поскольку оружейники не успевали выпускать нужное количество новых пулеметов.

Производство броневиков третьей серии началось в ноябре 1917 года. В соответствии с подписанным контрактом армия должна была получить 35 таких машин. Эксплуатация первых серийных Lancia 1ZM показала преимущества обновленной конструкции и привела к увеличению заказа. В январе 1918-го было решено закупить 100 машин, включая уже поставленные.


Броневик Lancia 1ZM


До конца Первой мировой войны компания Ansaldo при непосредственной поддержке Lancia выпустила не менее 100-105 броневиков 1Z в трех модификациях. В некоторых источниках упоминаются цифры от 85-90 до 113-115 машин, в числе которых присутствует первый прототип. Вся серийная техника самым активным образом использовалась в боях.

Первые броневики «Лянча» 1Z попали в армию в середине 1916 года. В силу определенных причин в течение первых месяцев эта техника почти не участвовала в боях. Ее несколько раз применяли для поддержки пехоты, но массовая эксплуатация новых бронеавтомобилей началась только в следующем году. Следует отметить, на протяжении Первой мировой войны броневики использовались не только в боях с противником, но и в ходе подавления мятежей, несколько раз возникавших в Северной Италии.

В конце октября 1917 года итальянские эскадроны, вооруженные броневиками новой модели, понесли серьезные потери. В начале битвы при Капоретто противник выполнил успешную артподготовку и серьезно нарушил управление итальянскими войсками. Из-за отсутствия нормального управления экипажи броневиков были вынуждены действовать по обстановке, из-за чего около десятка машин было брошено или уничтожено артиллерией.


"Засел". Броневик Lancia 1ZM


В дальнейшем командование провело анализ прошедших сражений и сделало выводы. К осени 1918 года было выпущено специальное руководство по применению броневиков в боях. Буквально через несколько дней после этого, в конце октября, 15 эскадронов, имевшиеся в строю, успешно приняли участие в нескольких боях, не понеся серьезных потерь.

После завершения Первой мировой войны в составе вооруженных сил Италии были сформированы несколько новых эскадронов, которым передали не более четырех десятков броневиков Lancia 1Z нескольких модификаций. В межвоенный период вся эта техника использовалась в полицейских целях, а также применялась для подавления восстаний в колониях. Подобная техника участвовала в боях на территории Эфиопии, Ливии и т.д.

В 1936 году несколько броневиков «Лянча» 1Z вместе с солдатами-добровольцами отправились в Испанию. Из восьми машин до конца гражданской войны дожили только три. Уже во время первых боев было установлено, что подобная техника не может эффективно использоваться в боевых действиях в городских условиях. Кроме того, броня машин не выдерживала попадания из винтовок на сравнительно малых дистанциях. Три сохранившихся броневика в феврале 1939 года участвовали в параде в Барселоне.


Lancia 1ZM и немецкие солдаты


Часть броневиков Lancia 1Z нескольких типов была передана зарубежным странам. В 1919 году две машины отправились в Чехословакию, где сначала использовались итальянскими военными, а потом были переданы местной армии. Оба броневика эксплуатировались до конца двадцатых годов.

После Первой мировой войны один броневик типа 1ZM был продан Афганистану. Там машину использовали в течение некоторого времени, после чего отправили на вечную стоянку, где она подверглась разграблению. По некоторым данным, в конце двухтысячных годов останки единственного афганского Lancia 1ZM были обнаружены солдатами ISAF.

Несколько бронеавтомобилей в ходе боев стали трофеями Австро-Венгрии. Машины, не имевшие серьезных повреждений, активно использовались в боях против бывших хозяев. Поврежденная техника осталась в австро-венгерских тылах. Как минимум, один броневик подвергся серьезной модернизации. Его корпус был установлен на шасси грузовика, имевшегося у новых хозяев, а итальянские пулеметы заменили оружием немецкого производства.


Lancia 1ZM и его экипаж


К началу Второй мировой войны в итальянской армии имелось не более 40-45 броневиков Lancia 1Z всех типов. Часть этой техники участвовала в борьбе с партизанами на Балканах, но основная масса броневиков простаивала без дела или являлась учебными машинами. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года немцам удалось отбить несколько сохранившихся броневиков, которые были восстановлены и возвращены в строй. Тем не менее, активно эти машины не использовались.

Из сотни с лишним построенных бронеавтомобилей Lancia 1Z трех модификаций до настоящего времени сохранились лишь несколько. Все они являются экспонатами музеев и частных коллекций. Обнаруженный в Афганистане образец был вывезен за границу для реставрации. Кроме того, существуют несколько реплик, которые, как и оригиналы, находятся в музеях Италии и других стран.


По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://regioesercito.it/
http://alternathistory.org.ua/
http://italie1935-45.com/
http://autonet.ru/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 августа 2015 07:47
    Большое спасибо автору за серию статей. Хотя, судя по количеству комментариев, эта серия не пользуется особой популярностью, но Рябов Кирилл продолжает доносить до нас может не очень важную, но интересную информацию. Спасибо.
    На фотографиях заинтересовал способ преодоления проволочных препятствий при помощи рам на капоте.
    1. +1
      4 августа 2015 18:54
      Цитата: igordok
      Хотя, судя по количеству комментариев, эта серия не пользуется особой популярностью,

      Конечно, местной публике гораздо интересней покривляться на таких статейках - «Бенг-бенг-бенг» – строчит голландский пулемётчик. 155 комментариев против нескольких на данной ветке! Печально ... request
  2. +2
    4 августа 2015 08:48
    Интересен вариант с двумя пулемётными башнями - интересно как там стрелки располагаются.
    Я хотеть видеть это.
    1. gjv
      +1
      4 августа 2015 16:04
      Цитата: GRAY
      Интересен вариант с двумя пулемётными башнями - интересно как там стрелки располагаются.

      В однобашенном рисуют одного стрелка к двум курсовым пулеметам и одного к кормовому.

      А про двухбашенный в статье написано
      , что половина экипажа (три стрелка) располагалась в центральной части обитаемого объема, под двумя башнями. Уже во время испытаний было установлено, что приемлемые условия работы имеют только командир и водители. Стрелкам, в свою очередь, приходилось работать в тесноте.
      Картинки не нашлось.
  3. +1
    4 августа 2015 15:21
    Что называется статья на любителя. Но тем не менее спасибо автору. Лишних знаний не бывает.
    1. gjv
      0
      4 августа 2015 16:09
      Цитата: фомкин
      Что называется статья на любителя. Но тем не менее спасибо автору

      Нравится вот это ироничное авторство.

      По моему очень похоже. А до этого цикла статей думал, что просто фантазия художника.
      однако современная итальянская Finnmeccanica "клепает" вполне себе приличные "игрушки" и входит в Топ-10 компаний ВПК.
  4. +2
    4 августа 2015 18:13
    С удовольствием читаю подобные статьи, спасибо автору! Вот это как раз и в тему "Военного обозрения". И самое главное - никаких "памперсов" ! smile

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»