38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 августа 2015 14:24
    Был сильным врагом, стал союзником...Восток дело тонкое, однако
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. +16
      21 августа 2015 14:39
      Мир праху твоему Ахмад Шах Масуд "Панджшерский лев" даже убить тебя смогли Талибы только трусливо, подослав к тебе смертника.
      Масуд наверное единственный человек в Афганистане который был насколько мудр, силён, и пользовался искренним уважением большинства Афганцев, что мог бы навести относительный порядок даже в такой стране как Афганистан.
      Сначала он был самым благородным среди первых а уже после стал первым среди благородных...
      Покойся с миром благородный и достойный бывший враг покойся с миром к сожалению несостоявшийся (из-за смерти) сильный и мудрый союзник нашей страны.
      1. +12
        21 августа 2015 16:35
        Враг, с которым договорились. И ничего больше. Никакой он не друг и не товарищ. Не надо воспевать врага. Хотите отдать должное "достойному" противнику - пожалуйста. Только не надо из него легенду лепить.
        1. +4
          21 августа 2015 16:52
          Цитата: kit-kat
          Враг, с которым договорились. И ничего больше. Никакой он не друг и не товарищ. Не надо воспевать врага. Хотите отдать должное "достойному" противнику - пожалуйста. Только не надо из него легенду лепить.

          1). Это не воспевание и не ассана Моджахеду, это дань уважения человеку по меркам Афганской войны весьма благородному, сильному противнику/талантливому военачальнику.
          2). О мёртвых либо хорошо либо ничего есть такая мудрость народная.
          3). Эх, как бы мы с Вами не начать петь о "благородных Талибах" если их в Афганистане сменят ИГИЛовцы... sad Тьфу-тьфу-тьфу.
          1. +1
            21 августа 2015 17:26
            А это следствие полумер, как мне кажется. Я не знаю, что явилось причиной того, что СССР не додавил гидру. Может быть от того, что полагались на Афганское руководство, учили их самостоятельно решать проблемы? Но те со временем привыкли, что русские всю работу за них делают, и занимались только борьбой за власть, а не установлением порядка и законности в стране.
            1. +4
              21 августа 2015 19:28
              Афганистан можно побороть одним способом. Этот способ изобрёли великие комбинаторы и завоеватели - монголы. Когда они сунулись в Афганистан, вроде сына одного военачальника (я точно не помню) убили в стычке с местными. Папенька осерчал и начал вырезать деревню за деревней, пока к нему не пришли старейшины почти всего севера страны с виновниками... Это к чему?
              Единственный путь покорения Афганистана силой - вырезание населения, пока старейшины сами не пойдут на поклон. Учитывая упёртость афганцев - минимум пятую часть страны под нож.
              С какими бы намерениями ты ни пришёл с армией в эту страну - в тебе всё равно будут видеть врага. Есть градации этого врага. СССР - был хорошим врагом. США - трусливым и плохим. Но оба являлись врагами для подавляющего большинства населения.
              Можешь строить им больницы, школы, обучать некоторую молодёжь у себя. Но они всё равно будут видеть чужую армию, которая расположена в их стране. В этом плане с нами они очень похожи. Как бы хреново не было стране - мы не потерпим реально чужую власть, которую дёргают за ниточки где-то далеко на севере или вообще на другом конце планеты.
              США ждал бы точно такой же звиздец, как и СССР. Даже если бы американцы сунулись в Афганистан (это после Вьетнама). У нас была общая граница, вооружение из СССР полилось бы рекой. Даже спустя 30 лет - даже объединённая коалиция умылась кровью и ничего не сделала с этой страной.
              В общем всё руководство страны легко так прокинули через колено. Поиграв на властолюбивости одних (компартия), на желании славы других (генералитет), американцы как на живца устроили СССР Вьетнам, хотя это было так очевидно. Как говорил отец: "Дед матерился, когда объявили о введении "ограниченного" контингента. Впервые услышал от него "долбоящеры", "м*дозвоны", "кремлёвские маразматики" и кое-что покруче!"
              Это мой дед, от которого я мата за 25 лет (пока он не умер) вообще не слышал.
              Это была крайне тонкая игра, на которую (к счастью) американцы сейчас не способны.
              1. +1
                21 августа 2015 20:16
                Знаете, какой лучший способ, да не лезть к ним.
              2. 0
                21 августа 2015 20:46
                Уважаемый Samurai3X, Ваш способ негоден. Англичане воевали в Афганистане 50 лет и не очень жалели жизни афганцев, но победить не смогли. Так что ваш метод( или монгольский)в наше время не проходит.Да они (горцы) могут на какое то время прикинуться покопными, но если не сбудутся их планы, то они опять пойдут воевать, хоть пол Афганистана вырежь. Я воевал в Афганистане, был командиром РДР в 781 ОРБ. В 1982г наша рота доставляла из Кабула на Суруби подполковника ГРУ, он шел на встречу с Ахмад Шахом( я пишу так, как его мы называли в то время). На плато перед ГЭС Суруби мы расположились и дождались ночи, подполковник ушел. Сопровождающий нас офицер из разведотдела армии, приказал не открывать огня ни в коем случае. Он ушел и я его больше никогда не видел. а офицера из разведотдела 40 армии встречал. Он мне потом сказал, что человек ходил к Ахмад Шаху на переговоры и его представили к Герою Советского Союза.
                1. +1
                  21 августа 2015 23:03
                  Я может быть плохо знаю историю, но англичане воевали 3 раза: 1838-42, 1878-80 и "боевое столкновение" 1919 г.
                  Англичане не полноценно воевали в Афганистане. Не так, как это делал СССР или Объединённая Коалиция (США и Ко). Это была очень вялотекущая война против фактически партизанских формирований. Тяжёлый климат, враждебное население сделало своё дело. Да и не задавались бриты целью вырезать и карать. Они хотели получить контроль над единственным коридором, через который Россия может ударить по Индии. Они прекрасно понимали, что в случае этого они не удержат свою жемчужину. Отдельные карательные акции были, но полноценной войны против всего населения - нет. Когда они не смогли подчинить силой, то нашли местных авторитетов, получили определённые гарантии по поводу "приветствия" наших войск в случае конфликта и укатывали обратно. Вероятно, что вторая англо-афганская война случилась из-за стараний нашего дипкорпуса. Ну а после прихода к власти Николая под номером "2" контроль за Афганистаном не был нужен, т.к. царь был в каком-то смысле проанглийский. Если не по своим убеждениям, то по убеждениям жены. Последняя была опять попыткой получить контроль, т.к. в России пришла конкретно антизападная власть.
                  ЗЫ А способ годен, просто никто после монголов не пытался его использовать в Афганистане...
          2. +1
            21 августа 2015 19:01
            Цитата: ispaniard
            О мёртвых либо хорошо либо ничего есть такая мудрость народная.


            Можно было бы и возразить,но...."благодаря деятельности" Ахмад Шаха удалось очень много "приобрести" в "копилку" Тактики и Боевого применения с Су-24 и с Су-24М и.."вылечить"(правда не до конца,ксожалению) много.."болячек" soldier

        2. Комментарий был удален.
      2. +5
        21 августа 2015 21:00
        Ахмад Шах был противник серьезный и умный. Я был трижды участником операций в Паджшере и ни разу операции не достигали своей цели.Система обороны была продумана,маршруты переброски резервов и отхода то же. Разведка у него работала хорошо. В его группировке были офицеры, которые прошли обучение у нас в СССР.Если отбросить всю накипь, то плохо, что не смогли с ним договориться. Думаю с талибами он бы решил вопрос.
    4. Комментарий был удален.
    5. +3
      21 августа 2015 17:39
      Восток дело-то тонкое, а вот Кремль - дело дер.ьмо!
      При выводе войск была договоренность о прекращении б/д в зоне влияния Масуда. Одноко, с подачи "лучшего" министера иностранных дел Шеварнадзе, наши начали масштабную операцию по всей территории ДПА с применением тактических ракет. Погибло более 2 тыс. афганцев.
      Надо отдать должное, Масуд сдержал слово, его отряды не только не ответили, они еще и охраняли Саланг со своей стороны.
      Все дер.ьмо этой войны исходило в основном из Кремля! Неумение и нежелание понимать ситуацию, региональную политику и привело ктому, что афганцы несмотря ни на что, и сейчас относятся к России с теплотой, а влияние на Афганистан Россия потеряла!!!
      И это не только с Афганистаном...
      Для таких дел нужны руководители масштаба Сталина, а не политические карлики и ничтожества.
      1. +2
        21 августа 2015 22:36
        Цитата: Skif83
        Одноко, с подачи "лучшего" министера иностранных дел Шеварнадзе

        Давайте называть вещи своими именами - с подачи предателя Шеварнадзе. Он был одним из могильщиков СССР, чтобы самому стать удельным князьком. Собственно афганскую войну можно рассматривать, как репетицию первой чеченской - осторожно, насколько позволяли условия, нащупывались способы, как изнутри разрушить армию
    6. +2
      21 августа 2015 18:13
      Цитата: svp67
      .Восток дело тонкое, однако


      Ну тогда и наши специалисты от ГРУ работали только на good

      Как только прочитал заголовок статьи,то сразу и не читая..поставил МИНУС soldier ,т.к. очень хорошо помню,что было есть и будет ПандЖшерское ущелье.а не так..как у "аффтора" negative
      1. +1
        21 августа 2015 18:53
        Цитата: древний
        ПандЖшерское ущелье.а не так..как у "аффтора"


        МИНУССАТЫЙ..сможешь минус обосновать? soldier

        1. +2
          21 августа 2015 19:41
          Александр, уточнение грамматики для .....
          Панджше́рское уще́лье (дари دره پنجشير, Dara-ye Panjšēr — «ущелье пяти львов») — ущелье на северо-востоке Афганистана (провинция Парван, с 2004 года — провинция Панджшер). Геологически это долина, так как ущелья обычно намного меньшего размера и являются размывами гор в результате длительного воздействия рек.
          Название «Панджшер», что буквально означает «пять львов», связано с пятью вали, наместниками султана Махмуда Газневи начала XI века. Местная легенда гласит: благодаря своей глубочайшей вере, они за одну ночь построили плотину через реку. Плотина существует до сих пор.
      2. +3
        21 августа 2015 19:45
        Цитата: древний
        Цитата: svp67
        .Восток дело тонкое, однако


        Ну тогда и наши специалисты от ГРУ работали только на good

        Вы не про 83-й год, когда несколько групп спецназа, в том числе и ГРУ, охотились за Масудом?
        1. +1
          21 августа 2015 20:19
          Цитата: мордвин 3
          Вы не про 83-й год, когда несколько групп спецназа, в том числе и ГРУ, охотились за Масудом?


          И про "это" и про то,как эти "ребята" делали для нас карты целей ( правда в своей "прямоугольной сетке") и про "журналиста" Пономарёва..много тогда очень достойных дел было,+! soldier

          Ведь таких воздушных операций,с привлечением такого наряда сил и средств не было с периода ВОВ recourse

  2. +4
    21 августа 2015 14:43
    В своё время Масуду безвозмездно было поставлено много боеприпасов, оружия и техники, когда у него была рубка с талибами.
  3. +5
    21 августа 2015 15:01
    Ошибка Кремля была не в том что он не записал Масуда в союзники, а в том что Кремль перестал поставлять ГСМ и запчасти Наджибуле. Как результат , талибы у власти и крокодильи слезы о несбывшемся союзнике Масуде.
    1. +8
      21 августа 2015 16:03
      Никакой ошибки у кремля не было. СССР с военной точки зрения поступил разумно и мощно. Предателями и суперпредателями были ЕБН и его правительство во главе с пухленьким Плохишом и Чубайсом-супер вредителем, которые отказали в поставках горючего Наджибуле. Вечный позор этим предателям и их сподвижниками дерьмократам.
      1. +2
        22 августа 2015 00:22
        Цитата: valokordin
        Никакой ошибки у кремля не было. СССР с военной точки зрения поступил разумно и мощно. Предателями и суперпредателями были ЕБН и его правительство во главе с пухленьким Плохишом и Чубайсом-супер вредителем, которые отказали в поставках горючего Наджибуле. Вечный позор этим предателям и их сподвижниками дерьмократам.

        Да действительно ,Наджиб просил только солярки,но его предала банда ебн ,узурпировавшая власть в нашей стране,как и предала многих других и свой Народ в том числе!
  4. +1
    21 августа 2015 15:03
    История не знает сослагательных наклонений. Переиграли СССР.
  5. +4
    21 августа 2015 15:03
    Про Афганистан хорошо сказал Серебряков в 9 роте
    1. +8
      21 августа 2015 15:20
      Фильм 9 рота не имеет к реальной истории абсалютно ничего.вымысел феденьки типа все ушли а их забыли.бред полнейший.
      1. +1
        21 августа 2015 15:32
        Так я не за сам фильм написал,а про то как за Афганистан было сказано
      2. 0
        21 августа 2015 17:15
        Цитата: vkl-47
        Фильм 9 рота не имеет к реальной истории абсалютно ничего.вымысел феденьки типа все ушли а их забыли.бред полнейший.

        Ну а что Вы хотели?Эта художественная кинолента снята по голливудским лекалам.Что называется всем приятного аппетита,господа и дамы.
    2. +3
      21 августа 2015 16:31
      Да прекратите нести чушь! "Никто и никогда не завоёвывал Афганистан". Да кому он нужен. Все, кто туда приходил, выполняли свои задачи. Наши войска, например, охраняли дороги, трубопроводы и прочие объекты. Параллельно уничтожая бандформирования. Нужно было бы завоевать - завоевали бы. И англичане, уверен, тоже бы завоевали, если б им нужно было.
      "Никто и никогда"....
      1. 0
        21 августа 2015 16:39
        Да прекратите нести чушь! "Никто и никогда не завоёвывал Афганистан". Да кому он нужен.

        Может быть,может быть.Только тогда какого черта все туда лезли,начиная с Александра Македонского
        1. +1
          21 августа 2015 17:17
          Чтобы контролировать шёлковый путь и путь в Индию.
          1. 0
            21 августа 2015 20:31
            Чтобы контролировать шёлковый путь и путь в Индию.

            А Англичане в 19 веке,тоже шёлковый путь? Я фразой из фильма хотел сказать,что своебразная страна
        2. 0
          21 августа 2015 17:29
          К стати, из-за этой фразы в роли Серебрякова я несколько пересмотрел своё отношение и к самому актёру. Конечно, это всего лишь роль, но всё же....
          1. 0
            21 августа 2015 18:24
            в какую сторону отношение изменилось?
            1. 0
              24 августа 2015 10:46
              Думаю, это очевидно - в плохую. Хотя, как актёр мне очень нравится.
  6. +10
    21 августа 2015 15:07
    Нуууу запели ассану моджахеду, а сколько он и ему подобные на тот свет спровадили наших парней? Сколько матерей рыдало над гробами своих детей? А тут ветерок поменялся и враг стал другом? Да не был он нам ни другом ни союзником. Каждый извлекал свою выгоду, и барыжил Махмуд наркотой и драг камнями, и провокации на границе устраивал и караваны с оружием в таджикистан пускал. Лев мать его.Обычный бандит, а безкрайние поля с танками, пушками и пр. из под Термеза оставленного после вывода из Афгана прекрасно перекочевало к нему и Дустуму по воле политиков страшно боящихся Талибан, хотя именно Талибан рубил руки за производство и продажу, употребление героина, а Массуд превращал это в деньги а у нас тысячи вымерли от наркомании, забыли 90?
    1. +7
      21 августа 2015 15:51
      Цитата: дикий
      Нуууу запели ассану моджахеду,

      Особенно коробит ссылки на предателя-телохранителя Масуда. Может еще будем печатать воспоминания генерала Власова о Гиммлере?
  7. +2
    21 августа 2015 15:09
    Да Ахмад Шах Масуд был достойным противником, и таких надо уважать, а вот насчет союзничества с Дустумом, это мягко говоря неправда, прежде всего разбирая сложившиеся межнациональные отношения и личностные качества лидеров, надо не забывать: Раббани - пуштун, Дустум - узбек, Ахмад Шах - таджик, после вывода ограниченного контингента, армия ДРА еще вполне достойно выглядела в течении нескольких лет, а уничтожена ДРА была в результате, предательства того же Дустума, который стал в результате этого главой 6 северных провинций, позиции так называемого демократического уже руководства России, а так-же блокады поставок для ДРА через Термез, в первую очередь нефтепродуктов и военного назначения, устроенной руководством Узбекистана, чтобы подержать Дустума. А прагматичной позиция Ахмад Шаха и Северного Альянса стала после того, как они оказались сами в тяжелом положении, после тяжелых поражений от Талибов. Кстати, только тогда они практически перестали поддерживать таджикскую оппозицию.Да и Дустум был, к тому времени, сам предан и растерял свои провинции.
  8. +1
    21 августа 2015 15:11
    Ахмад Шах Масуд был тем лидером, который мог подавить «Талибан» в зародыше.


    Ну прямо. Талибан, это в первую очередь территориальное образование, охватывающее места проживания пуштунов. Ахмад Шах в первую очередь был представителем таджиков, от того после образования Талибана отошел от борьбы за власть в Афганистане, ибо понимал, что на юге и востоке у него не будет поддержки. С талибами, у него скорее всего был бы заключен мирный договор и раздел территории по факту и местам проживания. Но американцам такой расклад был невыгоден, им не нужна была буферная зона на юге ТуркВО. Потому арабы с подачи ЦРУ его убили.

    Кстати, не следует в один ряд ставить движение Талибан и Бен Ладена. Последний был там гостем, к тому же нежелательным.
  9. PiP
    0
    21 августа 2015 15:50
    Однако попади в распоряжение Пандшерского льва весь арсенал вооруженных сил ДРА и Ограниченного контингента, равно как под его контроль были бы переданы и контролируемые 40-й армией районы, вряд ли Хекматиар сумел бы эффективно противостоять Ахмад Шаху, у которого появились бы ресурсы подавить движение «Талибан» в зародыше и тем самым избавить Афганистан от множества бед.

    Полностью согласен! Масуд единственный к то мог противостоять "талибам" и противостоял. Хекматиар "хрен ещё тот"-
    ...В начале восьмидесятых при самом непосредственном участии Управления межведомственной разведки Пакистана (ISI) Хекматияр создал свою спецструктуру – «Службу верных слуг ислама», в узких кругах специалистов более известную как служба «Сакхар». В нее входило большое количество тайных агентов, вышколенных пакистанскими разведчиками и профессиональными диверсантами. Агенты эти засылались на территории, контролируемые ограниченным контингентом советских войск. Кроме сбора информации, они занимались агитацией среди населения, устраивали диверсии против частей 40-й армии, ликвидировали активистов НДПА и местных жителей, сотрудничавших, по их мнению, с «шурави». Подкуп, шантаж и убийства стали визитной карточкой «Сакхара».
    После вывода советских войск Хекматияр оказался в стане Наджибуллы, пуштуна по национальности, что не помешало ему впоследствии переметнуться к моджахедам исламского фундаменталиста таджика Раббани. До 1994 года Хекматияр входил в его правительство. Однако сговорился с лидером узбеков Дустумом и, рассорившись с правительством моджахедов, ушел в оппозицию. Мало того. В течение двух лет пытался взять Кабул, для чего даже намеревался войти в соглашение с талибами. Но талибы-пуштуны не простили Хекматияру его участия в таджикском правительстве Раббани и обвинили в предательстве национальных интересов. Хекматияр вынужден был бежать в Иран, где занялся подготовкой новых отрядов из числа беженцев-пуштунов. В начале девяностых его отряды участвовали в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Таджикистане, на Балканах и в Чечне. Поддержка экстремистских исламских группировок лишний раз подтверждает его связи с радикальной экстремистской организацией «Братья-мусульмане». (Партия «Хезб-е ислами Афганистан», созданная Хекматияром еще в 1976 году в Кабульском университете, с самого начала ориентировалась на пакистанскую партию «Джамиат-е Ислами» и на «Братьев-мусульман».)
    Смотрите оригинал материала на сайте "Совершенно секретно" : http://www.sovsekretno.ru/articles/id/752/

    Тайминг событий в Афгане 1997-1999:
    http://www.zw-observer.narod.ru/article/timeline/timeline.html
    И вот в 2001 году вступают в "игру","спасители всего человечества"... Примечательный факт- 09.09.2001 покушение на Масуда(который мог противостоять и "талибам" и "американцам")утром 10го умирает. 11.09.2001 теракты в США. И 07.10.2001г США нанесли первый удар. В случайности я не верю! Хоть я и не сторонник теории "заговора" но в этом случае напрашивается вывод- "Заговор был!".
    1. 0
      21 августа 2015 17:52
      Случайностей в такие событиях не бывает. Есть прямые следствия и закономерности!
    2. Комментарий был удален.
  10. 0
    21 августа 2015 17:12
    Ахмад Шах Масуд.( Масуд на пушту «Счастливый»)
  11. -1
    21 августа 2015 17:51
    Он был воином и великим сыном своего народа! Это большая редкость в нынешнее время. Пусть земля ему будет пухом!!!
  12. -1
    21 августа 2015 18:09
    После неудачного боя Наполеон вызвал начальника артиллерии и резко спросил у него, почему не стреляли пушки.

    Тот начал оправдываться: «На это у нас было несколько причин. Во-первых, закончился порох…»
    «Достаточно!» — прервал его Наполеон…

    Во-первых и в последних, СССР напрасно ввязался в Афганистан.

    Остальные обстоятельства, с кем и как лучше, а с кем хуже, имели уже подчиненное значение.
  13. +8
    21 августа 2015 19:32
    Служил я в тех краях. И люлей мы огребали от Массуда по самое не балуй. Да, с ним можно было договариваться. Да, он известен своим, якобы гуманным отношением к пленным шурави. Но как то эти случаи очень напоказ. А вот о не гуманности его душманов как то не много говорят. И те, кто там был, с не гуманностью сталкивался гораздо чаще. Да, он был мудр. Да,авторитетен среди дехкан. Да, умел воевать. Но он был враг, сильный враг. И как то не лежит душа у меня к героизации этого, пусть может и достойного человека, но, все же-врага.
    1. +2
      21 августа 2015 20:23
      Цитата: bykoffroman
      Да,авторитетен среди дехкан. Да, умел воевать. Но он был враг, сильный враг. И как то не лежит душа у меня к героизации этого, пусть может и достойного человека, но, все же-врага.


      Только,+! drinks soldier

      1. +1
        22 августа 2015 00:34
        Цитата: древний
        Цитата: bykoffroman
        Да,авторитетен среди дехкан. Да, умел воевать. Но он был враг, сильный враг. И как то не лежит душа у меня к героизации этого, пусть может и достойного человека, но, все же-врага.


        Только,+! drinks soldier

        []

        Поддерживаю! drinks soldier
    2. 0
      21 августа 2015 22:48
      Враги бывают разные. С некоторыми можно мириться, а с некоторыми любой мир - это продолжение войны другими средствами. Не знаю каким был Массуд, но возможно, что с ним имело смысл договариваться.
  14. +1
    21 августа 2015 20:28
    игра престолов ! чего -ж можно добавить. пешки либо убираются с доски либо выводятся в ферзя.
  15. +1
    21 августа 2015 23:08
    Не понятно для чего написана эта статья. Ахмад Шах Масуд был не плохой организатор, посредственный военачальник, жестокий, коварный, циничный политик. Находился на содержании ЦРУ, на его счёт регулярно капали доллары. Будучи министром обороны ничего не смог сделать с талибами. Бежал из Кабула обратно в Панджшер. Но неплохо занимался само пиаром. Более подробно можно прочитать здесь http://www.mobuka.com/345/serebriakov_afgan_pandghsher_anava.pdf
    1. 0
      22 августа 2015 19:36
      Так на изумрудах Масуд сидел, такая финансовая подпитка- мечта любого курбаши.
  16. 0
    22 августа 2015 00:08
    враг был враг остался и не надо из него борца за простых афганских хлебо(мако)робов делать. После драки кулаками не машут. Надо было изначально все просчитывать и делать ставку на тех кто что то может и пользуется поддержкой с обеих сторон. Стольких бед можно было избежать. А то пишем тут - если бы да кабы. Если бы у бабушки был бы ........ она была бы дедушкой