Заминка в пятом поколении

13
Пока никто, кроме России, не предлагает Индии совместные военные технологии

Россия и Индия намерены расширять опыт совместных разработок и производства ВВТ. Для этого Москва и Нью-Дели могут инициировать новые стратегические проекты наподобие ракеты «БраМос». Это позволит России укрепиться на индийском рынке вооружения.

Обе страны имеют достаточно богатую совместную историю военно-технического сотрудничества. К настоящему времени странам удалось добиться крупных успехов в данной области. Из наиболее значимых достижений ВТС следует выделить, в частности, проекты «БраМос», Су-30МКИ, «Арихант» и «Викрамадитья».

О шести полках

Проект создания сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос» пока остается единственным примером российско-индийского сотрудничества в области военных технологий, приведшего к появлению продукта, который по своим характеристикам намного превосходит продукцию такого рода, производимую в развитых странах. Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области разработки и производства ракетных комплексов с ПКР было подписано 12 февраля 1998 года. Вслед за этим создано совместное предприятие BrahMos Airspace Ltd с уставным капиталом 250 миллионов долларов. Доли в СП оказались разделены следующим образом: 49,5 процента – России, 50,5 процента – Индии. В 2001 году состоялись первые летные испытания «БраМос». В 2004-м правительство Индии предложило принять ракету на вооружение. Военно-морские силы страны начали этот процесс в 2005 году, сухопутные войска – в 2007-м.

Сегодня индийские СВ имеют два полка с ракетами «БраМос», третий формируется, принято решение о четвертом, а к концу 2015-го могут быть заказаны пятый и шестой. Формирование каждого полка, на вооружении которого находятся четыре пусковые установки и 90 ракет, оценивается в 300 миллионов долларов.

Согласно официальным данным 2013 года в составе индийских ВМС имеется восемь кораблей, оснащенных пусковыми установками для «БраМос». В действительности у Индии пока только шесть кораблей с такими ракетами – эсминцы «Раджпут», «Ранвир» и «Ранвиджай» (по отечественной классификации это большие противолодочные корабли проекта 61-МЭ), фрегаты «Тег», «Таркаш» и «Триканд» (сторожевики проекта 11356).

В настоящее время разрабатываются новые версии ракеты «БраМос» для подводных и воздушных носителей. Так, 20 марта 2013-го проведен первый испытательный пуск с подводной платформы. В этом году объявлено о подготовке испытательного пуска «БраМос» с истребителя Су-30МКИ. При этом даже облегченная на полтонны и укороченная на полметра «БраМос» оказалась тяжелой для самолета. С ней согласно цитировавшемуся ранее в прессе мнению российского оружейника истребитель может взлететь, но приземлиться, если он не отработал по цели, куда сложнее. Индийской стороне пришлось отказаться от первоначальных планов вооружать Су-30МКИ тремя ракетами. Поэтому два самолета, подготовленные для испытательных пусков «БраМос», могут нести только по одной.

В связи с планами оснащать этой ракетой субмарины и истребители в прошлом году принято решение о создании мини-«БраМос». Ее появление позволит осуществлять пуски через торпедные аппараты подводных лодок и оснащать ими не только Су-30МКИ, но и МиГ-29К и МиГ-29КУБ, базирующиеся на авианосце «Викрамадитья».

Су-30МКИ как образец


Контракт о разработке и производстве двухместного двухдвигательного истребителя Су-30МКИ на сумму 3,5 миллиарда долларов Россия и Индия заключили в 1996-м. По этому контракту в Индию в 1997–1999 годах поставлены 18 истребителей Су-30К, а в 2002–2004-м – 32 истребителя Су-30МКИ. В 2007–2008 годах Индия получила 18 единиц Су-30МКИ на 700 миллионов долларов, а начиная с 2008-го в страну начались поставки 40 единиц Су-30МКИ на общую сумму свыше миллиарда долларов.

Заминка в пятом поколенииВ 2000 году подписано соглашение о лицензионном производстве Су-30МКИ на предприятии в Насике. Комплекты для сборки поставляются из Иркутска. Всего требовалось собрать 140 истребителей. Стороны отказались от полной локализации производства, ограничившись сборкой поставляемых из России комплектов. Истребитель Су-30МКИ является основой ВВС Индии, данные самолеты можно модернизировать через несколько лет на индийских производственных площадках. По данным 2015 года, в составе ВВС Индии находится 350 истребителей Су-30МКИ.

В отличие от данного успешного проекта совместная разработка военно-транспортного самолета и истребителя пятого поколения пока успехом не увенчалась. Соглашение о сотрудничестве в реализации программы создания многоцелевого транспортного самолета подписано 12 ноября 2007 года. При этом подготовить его министры обороны двух стран поручили своим ведомствам еще в январе 2005-го. А срок был дан два месяца. Однако, по словам генерального конструктора ОАО «ОКБ имени А. С. Яковлева» Олега Демченко, «бюрократический аппарат сработал так, что мы не в состоянии два года выпустить межправсоглашение».

После подписания документа развитие проекта шло такими же темпами. Предполагавшийся в 2008 году прямой контракт на разработку самолета подписали в мае 2012-го, тогда же, в ноябре открылся офис совместного предприятия MTA Ltd (MTAL) в Бангалоре (штат Карнатака). Его учредителями стали Объединенная авиастроительная корпорация (25%), Рособоронэкспорт (25%) и «Хиндустан аэронавтикс лимитед» – ХАЛ (50%). Вместо ожидаемых первых летных испытаний к осени 2013-го удалось разработать только эскизный проект MTA. В нем указаны длина самолета (33 метра), размах крыла, максимальная взлетная масса, грузоподъемность (18,5 тонны), дальность полета, крейсерская скорость (800 км/ч). Однако до настоящего времени эскизный проект так и не утвержден. Это заставило президента ОАК Юрия Слюсаря призвать в июне индийскую сторону максимально ускорить процедуры согласования и приемки результатов предварительного этапа проектирования.

Соглашение о сотрудничестве в области разработки и производства перспективного многофункционального истребителя подписано 18 октября 2007-го. Годом ранее индийская сторона направила российской требования к характеристикам будущего самолета. В целом Россия их проигнорировала, так как вместо разработки перспективного истребителя решила сделать упор на совместную модификацию ПАК ФА (Т-50).

Генеральный контракт все-таки подписали в декабре 2008 года, а в декабре 2010-го – контракт на эскизный проект стоимостью 295 миллионов долларов. Вместо запланированного 2012 года проект завершили к июню 2013-го, после чего стороны должны были его утвердить и перейти к этапам разработки, испытания и производства истребителей. Этого не произошло из-за ряда неурегулированных вопросов. В начале прошлого года стало известно, что в числе главных претензий, высказываемых индийскими ВВС, – нежелание россиян обеспечить полный допуск к технологиям (хотя с финансовой точки зрения нагрузка по этому проекту разделена поровну), несоответствие истребителя требованиям (в частности это касается двигателя и радара) и его цена. Проблемы остаются нерешенными.

АПЛ и подводные камни


Проект создания атомной стратегической подводной лодки Индия инициировала еще в 70-е. Он был разделен на три части: разработка реактора, проектирование корпуса, создание ядерной боеголовки для размещенных на АПЛ баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). В те годы команда из 20 инженеров ВМС Индии была направлена в Центр атомных исследований имени Хоми Бхабхи (BARC) для научно-исследовательской работы над проектом ракетоносца. Однако официальная инаугурация проекта строительства индийских атомных стратегических подводных лодок, также известного как Advanced Technology Vessel («Высокотехнологичный корабль»), состоялась только в 2009 году, когда сухой док, в котором строилась подводная лодка, получившая название Arihant («Арихант»), был заполнен водой. С 2012-го по настоящее время эта подлодка проходит серию морских испытаний. Она может войти в состав индийских ВМС в 2016 году.

Как предполагают ряд исследователей, советские инженеры могли с самого начала участвовать в НИОКР по разработке индийской АПЛ, поскольку занимались строительством судоверфи в Висакапатнаме (Визаге). Таким образом, Arihant являлся, по всей видимости, первым проектом России и Индии в производстве вооружений для нужд ВМС.

Страны продолжают сотрудничество в строительстве следующих подводных лодок данного проекта. Это прежде всего «Аридхаман», закладка которой состоялась в 2011 году и которая может быть спущена на воду в 2015-м. Ведется строительство еще двух подводных лодок. Всего планируется постройка шести.

Важную роль в обретении опыта в области атомного подводного флота играют знания, которые Индии дает аренда российской многоцелевой АПЛ К-152 «Нерпа» («Чакра»), введенной в состав военно-морских сил в 2012-м. На ней проходит подготовку личный состав, который в дальнейшем будет служить на субмаринах индийского производства. В конце прошлого года стало известно, что российская и индийская стороны ведут переговоры о сдаче в аренду второй атомной подводной лодки К-322 «Кашалот» проекта 971, которая находилась в составе Тихоокеанского флота в 1989–2003 годах. После модернизации на Амурском судостроительном заводе она может быть передана Индии в 2018 году.

В 1990–2000-е страны реализовали и другие крупные проекты для нужд индийских ВМС. В 1997-м подписан контракт на строительство и поставку трех фрегатов (по российской классификации сторожевых кораблей) проекта 11356. На них разместили 100-мм артиллерийские установки, ударные противокорабельные ракетные комплексы Club-N, ЗРК средней дальности «Штиль», торпедные аппараты и реактивные бомбометы. Фрегаты «Талвар», «Тришул» и «Табар» вошли в состав ВМС Индии в 2003–2004 годах. В 2006-м страны подписали соглашение на поставку еще трех кораблей проекта 11356. Фрегаты «Тег», «Таркаш» и «Триканд» вошли в состав ВМС в 2012–2013 годах. Главное отличие второй партии от первой – наличие пусковых установок для ракет «БраМос».

Значительным успехом увенчалось росийско-индийское сотрудничество в области авианесущего флота. В 2004-м подписано соглашение о передаче после глубокой модернизации авианосца «Адмирал Горшков». Корабль, получивший новое имя – «Викрамадитья», вышел на первые морские испытания в декабре 2012-го, на вторые – в июле 2013 года. В Индию авианосец прибыл в июне 2014-го, тогда же состоялась официальная церемония введения его в состав национальных ВМС.

Помимо финансово-организационных вопросов, возникавших в ходе модернизации «Викрамадитья», выявились серьезные проблемы с удовлетворением всех запросов индийской стороны. В насыщении авианосца участвовали как государственные, так и частные компании из двух стран. Опыт сотрудничества с Россией в процессе создания «Викрамадитья» помог Индии начать работу по строительству авианосца «Викрант», закладка которого состоялась в 2009 году (в проектировании принимало участие ОАО «Невское ПКБ»). «Викрант» спущен на воду 10 июня 2015-го. Его морские испытания могут начаться в 2017 году. По словам заместителя генерального директора Рособоронэкспорта Виктора Комардина, наша страна сотрудничает по строительству «Викранта» во всем, что касается авиационного оборудования.

Россия поставляет ВМС Индии многофункциональные истребители корабельного базирования МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Первый контракт на 16 машин обеих модификаций заключен в 2004 году, второй на 29 машин – в 2010-м. ОАО «РСК «МиГ» завершит поставку второй партии в 2016 году.

Портфель потяжелеет


Визит президента России Владимира Путина в Индию в декабре прошлого года не привнес существенных изменений в развитие двустороннего ВТС. Документы, подписанные во время этого визита, с одной стороны, позволяют надеяться на будущий прогресс в отношениях между странами, а с другой – дают повод для скептических оценок. Вопросы военно-технического сотрудничества почти не были затронуты. Можно указать на несколько причин того, почему на нынешнем этапе в российско-индийском ВТС наблюдается своего рода пауза.

Во-первых, Россия и Индия уже сформировали портфель заказов в области ВТС до 2020 года. Согласно индийским источникам его объем составляет порядка 20 миллиардов долларов.

Во-вторых, есть причина чисто технического, а точнее, кадрового характера. Так, после всеобщих выборов 2014 года новому индийскому правительству не удалось обеспечить полноценное функционирование военного ведомства. Лишь с назначением на пост министра обороны Манохара Паниккара 9 ноября 2014 года диалог по вопросам ВТС активизировался. Поскольку именно министр обороны является индийским сопредседателем Российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, в течение пяти месяцев она фактически бездействовала.

Наконец, в-третьих, к приезду Владимира Путина в Нью-Дели стороны не урегулировали все вопросы, связанные с текущими проектами, прежде всего с многофункциональным истребителем пятого поколения и военно-транспортным самолетом. Однако нет оснований думать, что эти вопросы не решатся в ближайшие месяцы.

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, рост международной конкурентной борьбы за индийский оборонный рынок подтолкнет Москву к расширению сотрудничества с Нью-Дели в новых областях, где у нее не будет конкурентов. Совместными усилиями можно создавать компоненты или целые системы для вооружений стратегического назначения. В современных условиях такое сотрудничество отвечало бы интересам России, поскольку из-за ухудшения отношений с рядом стран в связи с украинским кризисом возникли препятствия в получении некоторых компонентов, используемых в производстве российских ВВТ. Также было бы неосторожно развивать отношения в этой области с Китаем, являющимся одним из наиболее активных мировых игроков в области технологического шпионажа. А еще сотрудничество с Нью-Дели выгодно потому, что в последние десятилетия Индия приобрела богатый опыт в создании и использовании высоких технологий в ОПК благодаря взаимодействию с рядом технически продвинутых стран, например с Израилем и Францией.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 августа 2015 06:01
    Уже то позитивно, Индия в БРИКС. А насчет веса портфеля дело наживное.
  2. +6
    20 августа 2015 06:25
    Очередное бла-бла-бла с совершенно правильным итогом:
    Визит президента России Владимира Путина в Индию в декабре прошлого года не привнес существенных изменений в развитие двустороннего ВТС.

    Довольно наивно ожидать каких либо улучшений ибо у Индии новый партнер в лице США. Переориентация уже произошла, прежние партнеры РФ и Франция уходят на второй план...
    1. -3
      20 августа 2015 07:10
      Mera Joota
      Довольно наивно ожидать каких либо улучшений ибо


      ...ну да они вам все так и сказали....... laughing laughing laughing

      PS ....вы так наивны?????
      1. +4
        20 августа 2015 07:45
        Цитата: EGOrkka
        ну да они вам все так и сказали.......

        А об этом никто не молчит, читайте новости, про ВТС США-Индия много пишут.
        Касаемо Франции тоже, про беду с Рафалями на ВО часто статьи публикуются.
        Касаемо РФ... Не смотря на визит Путина никаких сдвигов по FGFA не произошло, наоборот, поступили сведения в прессу, что индусы игнорируют всяческие запросы из РФ по теме FGFA.
        Индия и не скрывает кто является для неё важнейшим партнером, достаточно посмотреть на визиты Путина и Обамы в Дели, Путина в аэропорту встречал никому не известный клерк, а Обаму лично Нарендра Моди.
        1. 0
          20 августа 2015 11:18
          Mera Joota
          А об этом никто не молчит.....


          bully bully bully bully bully bully bully bully bully drinks
    2. +3
      20 августа 2015 09:10
      Это совсем не так. Индийцы никогда не складывали все яйца в одну корзину и стараются не впадать в полную зависимость ни от какой страны. Так что и США далеко не новый партнёр, и от РФ никто не отказывается, и даже французам полный отворот не грозит. Хотя с Рафалями они пролетели классно :)
    3. -2
      20 августа 2015 12:46
      Цитата: Mera Joota
      у Индии новый партнер в лице США. Переориентация уже произошла

      Вряд ли индийцы смогут сотрудничать с США в военно-техническом плане.
      Что могут США предложить Индии? Плохо летающие "Рапторы" F-22, и еще хуже летающие F-35? Про ракетную технику вообще говорить не стоит, т.к. американцы в ракетостроении, мягко говоря, не сильны. Стрелковое оружие у них, да, сильное, точное, но настолько капризное, что все предыдущие качества сводятся на нет! А индийцы, за более чем 50 летнее сотрудничество с СССР и Россией привыкли к надежности в первую очередь. А точность, по сути, больше нужна снайперам, а их, в любой армии - единицы
    4. +1
      20 августа 2015 13:02
      Цитата: Mera Joota
      Довольно наивно ожидать каких либо улучшений

      А на счет улучшений в сотрудничестве, то тут вы абсолютно правы. Какие улучшения можно ожидать, если российская сторона не выполняет свои обязательства по ранее принятым соглашениям?
      Соглашение о сотрудничестве в области разработки и производства перспективного многофункционального истребителя подписано 18 октября 2007-го. Годом ранее индийская сторона направила российской требования к характеристикам будущего самолета. В целом Россия их проигнорировала, так как вместо разработки перспективного истребителя решила сделать упор на совместную модификацию ПАК ФА (Т-50)
  3. +1
    20 августа 2015 07:31
    . При этом даже облегченная на полтонны и укороченная на полметра «БраМос» оказалась тяжелой для самолета.
    Шикарно!
  4. +2
    20 августа 2015 08:54
    Где бы ещё одного Афанасия Никитина найти?
  5. +2
    20 августа 2015 09:22
    Индия уже серьезно помогла в программе развития танков, закупив Т-90, которые вышли на мировой уровень только после реализации индийских требований.

    Примерно аналогичная ситуация и с Су-30МКИ.

    Было бы хорошо, если Индия вложится и в новые самолеты, в корабли и лодки.

    Но надеяться, что только индийские заказы выведут нашу военную продукцию на самый высокий уровень нет оснований.

    Давно пора иметь самодостаточную военную промышленность, а мы никак от у.к.р.о.зависимости в импортозамещении избавиться не можем.

    А для этого необходима современная промышленность, для чего нужна новая экономическая политика, что потребует изменения социальной жизни, реальной борьбы с воровством, а это повлечет необходимость изменений в политической системе и полной замены правящего слоя. И т.д. На что власть не пойдет, если ее не вынудить.

    Это если критически подходить к ситуации, и попытаться рассмотреть ее в более серьезном масштабе а не убаюкиваться тем, что у нас и те, и другие вот-вот что-то купят.
  6. +2
    20 августа 2015 10:17
    Индия уже серьезно помогла в программе развития танков, закупив Т-90, которые вышли на мировой уровень только после реализации индийских требований.

    Примерно аналогичная ситуация и с Су-30МКИ.

    Индия воспользовалась бедственным положением ВПК России в 90-е годы. И задешево закупала современную боевую технику.
    Времена меняются...
  7. +6
    20 августа 2015 10:41
    Москва и Нью-Дели могут инициировать

    "Могут инициировать" - этим всё сказано. Во первых "могут" - значит ещё не делают. Во вторых "инициировать" - не значит дойти до реализации. Я могу инициировать покупку нового Мерседеса G класса, для своей семьи. Вот только деньги собирать на него придётся ещё и внукам laughing
  8. +2
    20 августа 2015 11:42
    "В конце прошлого года стало известно, что российская и индийская стороны ведут переговоры о сдаче в аренду второй атомной подводной лодки К-322 «Кашалот» проекта 971, которая находилась в составе Тихоокеанского флота в 1989–2003 годах. После модернизации на Амурском судостроительном заводе она может быть передана Индии в 2018 году."
    Ээээ...Может кто из спецов просветит - что, нашему ВМФ эта АПЛ без надобности? what
  9. +2
    20 августа 2015 12:28
    Индусы наивные такие, прям дети малые. Ясен пень, что никто и никогда не передаст Индии или любой другой стране свои передовые ноу-хау. Индусам предложили максимум возможного: совместную разработку истребителя, отвечающего требованиям пятого поколения. Будьте счастливы. Нет, они хотят сразу Т-50 да ещё и со всеми технологиями... Обурели, что-ли? Не может быть и речи даже о продаже серийных Т-50: только FGFA, с которым могут играться, как захотят. Хоть все системы пусть делают свои, индийские, включая спутники. А Т-50 - это как и Фу-22, не продаётся.
  10. 0
    20 августа 2015 21:17
    Интересно, индийцев хоть чему то научил тендер на "Рафаль"? Ведь так как они тянули с французами может привести к сильному устареванию проекта FGFA.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»