День победы в Курской битве

40
В 1943 г. события Второй мировой войны продолжали развиваться под знаком коренного перелома на советско-германском стратегическом фронте. Поражения в битвах за Москву и Сталинград значительно подорвали мощь вермахта и её политический престиж в глазах союзников и противников. На совещании в ставке вермахта 1 февраля 1943 года, находясь под впечатлением исхода Сталинградской битвы, Гитлер пессимистично сказал: «Возможность окончания войны на Востоке посредством наступления более не существует. Это мы должны ясно представлять себе».

Однако получив жесткий урок на Восточном фронте, военно-политическое руководство Германии не искало другого выхода, кроме продолжения войны. В Берлине надеялись, что произойдёт некое изменение на мировой арене, что позволит сохранить свои позиции в Европе. Есть мнение, что Берлин имел тайную договорённость с Лондоном, поэтому англосаксы до последнего момента оттягивали открытие второго фронта в Европе. В результате Гитлер по-прежнему мог сосредоточить все силы на Востоке, надеясь на благополучный исход в борьбе с Советским Союзом.

Войну против СССР немцы не считали окончательно проигранной, и для её продолжения имелись ещё силы и средства. Германские вооруженные силы сохраняли огромный боевой потенциал и продолжали получать новейшие вооружения, под властью Германии находилась почти вся Европа, а нейтральные страны активно экономически поддерживали Третий рейх. В феврале – марте 1943 г. немецкие войска под командованием Манштейна совершили первую попытку взять реванш за поражение на Волге. Немецкое командование бросило в контрнаступление крупные силы, включая крупные массы танков. В то же время советские войска на юго-западном направлении были сильно ослаблены в предыдущих боях, а их коммуникации сильно растянуты. В результате немцы снова смогли захватить Харьков, Белгород и только что освобождённые советскими войсками северо-восточные районы Донбасса. Движение Красной Армии к Днепру было остановлено.

Однако успехи вермахта были ограничены. Устроить русским «немецкий Сталинград» - прорваться к Курску и окружить значительные массы советских войск Центрального и Воронежского фронтов, Манштейну не удалось. Красная Армия хоть и утратила ряд только что освобождённых районов, но отразила удары врага. Стратегическая обстановка на советско-германском фронте не изменилась. Красная Армия сохранила за собой инициативу и могла перейти в наступление на любом направлении. Было очевидно, что предстоит решающая битва и обе стороны активно к ней готовились.

В Германии, наконец, поняли, что необходимо провести полную мобилизацию, чтобы продолжать войну. В стране проводилась тотальная мобилизация людских и материальных ресурсов. Делалось это за счёт изъятия из народного хозяйства квалифицированных рабочих и других специалистов, которых заменяли иностранными рабочими (к примеру, французами), угнанными с Востока рабами и военнопленными. В результате в 1943 году в вермахт призвали на 2 млн. человек больше, чем в 1942 году. Германская промышленность значительно нарастила выпуск военной продукции, экономику переводили на «военные рельсы», раньше этого старались избежать, надеясь на «быструю войну». Особенно форсировалась работа танковой промышленности, которая обеспечивала войска новыми тяжелыми и средними танками типа «тигр» и «пантера», новыми штурмовыми орудиями типа «фердинанд». Налажено было производство самолётов с более высокими боевыми качествами – истребителей «Фокке-Вульф 190А» и штурмовиков «Хеншель-129». В 1943 г. по сравнению с 1942 г. производство танков увеличилось почти в 2 раза, штурмовых орудий – почти в 2,9, самолётов – более чем в 1,7, орудий – более чем в 2,2, минометов – в 2,3 раза. На советском фронте Германия сосредоточила 232 дивизии (5,2 млн. человек), в том числе 36 союзных дивизий.

Германское военно-политическое руководство определило стратегию на кампанию 1943 года. Немецкий штаб верховного главнокомандования предложил главные военные усилия перенести с Восточного фронта на Средиземноморский театр, чтобы исключить угрозу потери Италии и высадки союзников в Южной Европе. Генеральный штаб сухопутных войск придерживался другого мнения. Здесь считали, что необходимо прежде всего подорвать наступательные возможности Красной Армии, после чего можно сосредоточить усилия на борьбе с вооруженными силами Англии и США. Эту же точку зрения разделяли командующие группами армия на Восточном фронте и сам Гитлер. Она и была принята за основу при окончательной выработке стратегического замысла и планирования боевых действий на весну – лето 1943 года.

Германское военно-политическое руководство решило провести одну крупную операцию на одном стратегическом направлении. Выбор пал на т. н. Курский выступ, где немцы надеялись разгромить армии Центрального и Воронежского фронтов, создав огромную брешь в советском фронте и развить наступление. Это должно было, по расчётам германских стратегов, привести к общему изменению ситуации на Восточном фронте и переходу стратегической инициативы в их руки.

Германское командование считало, что после окончания зимы и весенней распутицы Красная Армия снова перейдёт в наступление. Поэтому Гитлер 13 марта 1943 г. дал приказ № 5 об упреждении наступления противника на отдельных участках фронта, с целью перехвата инициативы. В остальных местах немецкие войска должны были «обескровить наступающего противника». Командование группы армий «Юг» должно было сформировать к середине апреля севернее Харькова сильную танковую группировку, а командованию группы армий «Центр» - ударную группировку в районе Орла. Кроме того, в июле намечалось наступление на Ленинград силами группы армий «Север».

Вермахт приступил к подготовке наступления, сосредоточив сильные ударные группировки в районах Орла и Белгорода. Немцы планировали нанести мощные фланговые удары на Курском выступе, который глубоко вклинился в расположение немецких войск. С севера над ним нависали войска группы армий «Центр» (орловский плацдарм), с юга – силы группы армий «Юг». Немцы планировали концентрическими ударами срезать Курский выступ под основание, окружить и уничтожить оборонявшиеся там советские войска.

15 апреля 1943 г. ставка вермахта отдала оперативный приказ № 6, в котором конкретизировались задачи войск в наступательной операции, которая была названа «Цитадель». Германская ставка планировала, как только наступит хорошая погода, перейти в наступление. Этому наступлению придавали решающее значение. Оно должно было привести к быстрому и решающему успеху, переломив ситуацию на Восточном фронте в пользу Третьего рейха. Поэтому к операции готовились с большой тщательностью и очень основательно. На направлении главных ударов планировали использовать отборные соединения, вооруженные самым современным оружием, привлекли лучших командиров и сосредоточили большое количество боеприпасов. Проводилась активная пропаганда, каждый командир и солдат должен был проникнуться сознанием решающего значения этой операции.

День победы в Курской битве

Немецкие экранированные танки Pz.Kpfw. III в советском селе перед началом операции «Цитадель»

В район намеченного наступления немцы стянули дополнительные крупные силы путём перегруппировки войск с других участков фронта и переброски частей из Германии, Франции и других регионов. Всего для наступления на Курской дуге, протяженность которой составляла около 600 км, немцы сосредоточили 50 дивизий, включая 16 танковых и моторизованных. В составе этих войск было около 900 тыс. солдат и офицеров, до 10 тыс. орудий и минометов, около 2700 орудий и САУ, свыше 2 тыс. самолётов. Особенно большое значение придавалось бронетанковому ударному кулаку, который должен был сокрушить советскую оборону. Немецкое командование надеялось на успех массированного применения новой техники – тяжелых танков «тигр», средних танков «пантера» и тяжелых САУ типа «фердинанд». По отношению к общему количеству войск на советско-германском фронте немцы сосредоточили в районе Курского выступа 70% танковых и 30% моторизованных дивизий. Большую роль в сражении должна была сыграть авиация: немцы сконцентрировали 60% всех боевых самолётов, которые действовали против Красной Армии.

Таким образом, немцы, понеся серьёзные потери в зимней кампании 1942-1943 гг. и имея меньшие силы и ресурсы, чем Красная Армия, решили нанести мощный упреждающий удар на одном стратегическом направлении, сконцентрировав на нём большую часть танковых войск и авиации.



Советская сторона также тщательно готовилась к решающему сражению. Верховное Главнокомандование имело политическую волю, крупные силы и средства, чтобы завершить коренной перелом в войне, закрепив успех битвы на Волге. Сразу же после окончания зимней кампании, в конце марта 1943 г., советская Ставка приступила к продумыванию весенне-летней кампании. Прежде всего необходимо было определить стратегический замысел противника. Фронты получили указание усилить оборону и одновременно готовиться к наступлению. Принимались меры для создания сильных резервов. Директивой Верховного Главнокомандующего от 5 апреля было дано указание о создании к 30 апреля мощного Резервного фронта, который позже переименовали в Степной округ, а затем – в Степной фронт.

Своевременно сформированные крупные резервы сыграли большую роль сначала в оборонительной, а затем в наступательной операции. Накануне Курской битвы советское верховное командование имело на фронте огромные резервы: 9 общевойсковых армий, 3 танковых армии, 1 воздушная армия, 9 танковых и механизированных корпусов, 63 стрелковые дивизии. К примеру, немецкое командование имело на Восточном фронте всего 3 резервных пехотных дивизии. В результате войска Степного фронта можно было использовать не только для контрнаступления, но и для обороны. Немецкому же командованию в ходе Курской битвы приходилось снимать войска с других участков фронта, что ослабляло общую оборону фронта.

Огромную роль сыграла советская разведка, которая в начале апреля 1943 г. стала сообщать о готовящейся крупной операции противника на Курской дуге. Установлено было и время перехода противника в наступление. Схожие данные получали и командующие Центральным и Воронежским фронтами. Это позволило советской Ставке и фронтовому командованию принять наиболее целесообразные решения. Кроме того, данные советской разведки подтвердили британцы, которые смогли осуществить перехват планов наступления немцев в районе Курска летом 1943 г.


Советский солдат со знаменем в освобожденном Орле

Советские войска имели превосходство в силах и средствах: 1,3 млн. человек к началу операции, около 4,9 тыс. танков (с резервом), 26,5 тыс. орудий и минометов (с резервом), свыше 2,5 тыс. самолетов. В результате можно было упредить противника и организовать превентивное наступление советских войск на Курской дуге. Неоднократный обмен мнения по этому вопросу происходил в Ставке и Генеральном штабе. Однако в итоге приняли идею преднамеренной обороны с последующим переходом в наступление. 12 апреля прошло совещание в Ставке, где было принято предварительное решение о преднамеренной обороне, сосредоточив главные усилия в районе Курска, с последующим переходом в контрнаступление и общее наступление. Главный удар в ходе наступления планировали нанести в направлении Харькова, Полтавы и Киева. При этом предусматривался вариант перехода в наступления без этапа предварительной обороны, если противник не предпримет активных действий в течение длительного времени.

Советское командование через Разведывательное управление, разведку фронтов и Центральный штаб партизанского движения продолжало тщательно следить за противником, передвижением его войск и резервов. В конце мая – начале июня 1943 г. когда замысел противника окончательно подтвердился, Ставка приняла окончательное решение о преднамеренной обороне. Центральный фронт под командованием К. К. Рокоссовского должен был отразить удар противника из района южнее Орла, Воронежский фронт Н. Ф. Ватутина – из района Белгорода. Их подпирал Степной фронт И. С. Конева. Координацию действий фронтов осуществляли представители Ставки Верховного Главнокомандования Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Наступательные действия предусматривалось осуществить: на орловском направлении – силами левого крыла Западного фронта, Брянского и Центрального фронтов (операция «Кутузов»), на белгородско-харьковском направлении – силами Воронежского, Степного фронтов и правого крыла Юго-Западного фронта (операция «Румянцев»).

Таким образом, верховное советское командование вскрыло замыслы врага и решило обескровить противника мощной преднамеренной обороной, а затем перейти в контрнаступление и нанести решительное поражение немецким войскам. Дальнейшее развитие событий показало правильность советской стратегии.

Большую роль в Курской битве сыграли партизанские формирования. Партизаны не только собирали разведданные, но и нарушали коммуникации противника и проводили массовые диверсии. В результате к лету 1943 г. в тылу группы армий «Центр» партизаны Белоруссии сковали более 80 тыс. солдат противника, смоленские – около 60 тыс., брянские – свыше 50 тыс. человек.

Огромная работа была проведена в деле организации оборонительных порядков. Только войска Рокоссовского в течение апреля – июня отрыли более 5 тыс. км траншей и ходов сообщения, установили до 400 тыс. мин и фугасов. Наши войска подготовили противотанковые районы с сильными опорными пунктами глубиной до 30-35 км. На Воронежском фронте Ватутина также была создана глубоко эшелонированная оборона.




Гитлер, стремясь дать войскам как можно больше танков и другого вооружения, несколько раз переносил сроки наступления. Советская разведка несколько раз сообщала о сроке начала немецкой операции. 2 июля 1943 г. Ставка направила третье предупреждение войскам, что противник атакует в период 3-6 июля. Захваченные «языки» подтвердили, что немецкие войска начнут наступление ранним утром 5 июля. Перед рассветом, в 2 часа 20 мин., советская артиллерия нанесла удары по районам сосредоточения противника. Грандиозная битва началась не так, как замышляли немцы, но остановить её уже было нельзя.

5 июля в 5 час. 30 мин. и в 6 час. утра войска групп «Центр» и «Юг» фон Клюге и Манштейна перешли в наступление. Прорыв обороны советских войск был первым этапом на пути осуществления замысла немецкого верховного командования. Поддерживаемые сильным артиллерийско-минометным огнем и атаками авиации, немецкие танковые клинья обрушились на советские оборонительные порядки. Ценой больших потерь немецким войскам удалось за два дня вклиниться до 10 км в боевые порядки Центрального фронта. Однако прорвать вторую полосу обороны 13-й армии немцы так и не смогли, что в итоге привело к срыву наступления всей орловской группировки. 7-8 июля немцы продолжали ожесточённые атаки, но не добились серьёзного успеха. Последующие дни также не принесли успеха вермахту. 12 июля оборонительное сражение в полосе Центрального фронта было завершено. За шесть дней яростного сражения немцы смогли вклиниться в обороны Центрального фронта в полосе до 10 км и в глубину – до 12 км. Истощив все силы и ресурсы, немцы прекратили наступление и перешли к обороне.


Мемориал «Начало Курской битвы на южном выступе». Белгородская область

Схожая ситуация были и на юге, хотя здесь немцы достигли больших успехов. Немецкие войска вклинились в расположение Воронежского фронта на глубину до 35 км. Добиться большего они не смогли. Здесь произошли столкновения крупных масс танков. Вражеский удар был отражен вводом дополнительных сил из состава Степного и Юго-Западного фронтов. 16 июля немцы прекратили атаки и стали отводить войска в район Белгорода. 17 июля стали отходить основные силы немецкой группировки. 18 июля войска Воронежского и Степного фронтов начали преследование и 23 июля восстановили положение, которое было до перехода противника в наступление.

Обескровив основные ударные силы противника и истощив его резервы наши войска перешли в контрнаступление. 12 июля начали наступление войска Западного и Брянского фронтов, а затем и Центрального фронта. В первые же дни наступательной операции оборона противника была прорвана. 26 июля немецкие войска были вынуждены оставить Орловский плацдарм и начать отступление на позицию «Хаген» (восточнее Брянска). 29 июля наши войска освободили Болхов, 5 августа — Орёл. К 18 августа советские войска подошли к оборонительному рубежу противника восточнее Брянска. С разгромом орловской группировки рухнули планы немецкого командования по использованию Орловского плацдарма для удара в восточном направлении. Контрнаступление начало перерастать в общее наступление советских войск.

На белгородско-харьковском направлении наступали войска Воронежского и Степного фронтов во взаимодействии с Юго-Западным фронтом. Оборона противника была прорвана. 5 августа наши войска освободили Белгород. Вечером 5 августа в Москве впервые был дан артиллерийский салют в честь войск, освободивших Орёл и Белгород. 7 августа советские войска освободили Богодухов. К исходу 11 августа войска Воронежского фронта перерезали железную дорогу Харьков — Полтава. Войска Степного фронта вплотную подошли к внешнему оборонительному обводу Харькова. Немецкое командование бросило в бой резервы, переброшенные из Донбасса. Но предпринятые вермахтом в период 11—17 августа контрудары против войск Воронежского фронта в районе Богодухова, а затем в районе Ахтырки не привели к успеху. Немецкие войска были вынуждены прекратить атаки и перейти к обороне. Войска Степного фронта, развивая наступление, 23 августа после упорных боев полностью освободили Харьков от гитлеровцев. Взятием Харькова грандиозная битва на курской Дуге была завершена. Москва салютовала освободителям Харькова 20 залпами из 224 орудий.

Таким образом, в ходе наступления на белгородско-харьковском направлении наши войска продвинулись на 140 км и нависли над всем южным крылом германского фронта, заняв выгодное положение для перехода в общее наступление с целью освобождения Левобережной Украины и выхода на рубеж реки Днепр.

Курская битва завершилась полной победой Красной Армии и привела к окончательному коренному перелому в Великой Отечественной войне и всей Второй мировой войне. Немецкое командование утратило стратегическую инициативу на Восточном фронте. Немецкие войска перешли к стратегической обороне. Провалилось не только немецкое наступление, была прорвана вражеская оборона, советские войска перешли в общее наступление. Советские ВВС в этом сражении окончательно завоевали господство в воздухе.

Фельдмаршал Манштейн так оценивал итог операции «Цитадель»: «Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке; с её неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим поворотным пунктом в войне на Восточном фронте».

В Курской битве было разгромлено 30 дивизий вермахта, в том числе 7 танковых. Немецкая армия потеряла 500 тыс. человек, до 1500 танков и САУ, 3000 орудий.



Кладбище немецких солдат. Орловская обл.

На белгородско-харьковском направлении. Разбитая вражеская техника после налета советской авиации
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    23 августа 2015 05:38
    Славный, знаменательный день в истории некогда общего Отечества. С Огненной дуги, собственно и пошёл вал освобождения моего Донбасса и всей Советской Украины.

    И исподволь,данная ситуация противостояния "замерших" перед чем-то группировок ополчения и укровермахта, напоминает тот период...

    Найдётся ли сейчас, тот военный гений, который предвосхитит направление удара фашистов, предугадает их планы, как это было в 1943 м, и как скоро мы увидим ОСВОБОЖДЕНИЕ ?
    1. wk
      -37
      23 августа 2015 05:49
      Цитата: Танаис
      И исподволь,данная ситуация противостояния "замерших" перед чем-то группировок ополчения и укровермахта, напоминает тот период...

      галоперидол Вам поможет.
      1. +9
        23 августа 2015 07:36
        Цитата: wk
        галоперидол Вам поможет.

        Вам то он уже точно не поможет....
      2. +3
        23 августа 2015 07:55
        А вы поскачите, покричите про мос.каля, вам точно полегчает. Свидомый вы наш.
        1. +2
          23 августа 2015 08:29
          Какой, нахрен, свидомый? Харя бандеровская, сынок или внук бандерофашиста! Ещё на вы к нему обратились! Кол ему в задницу и петлю на шею!
        2. 0
          23 августа 2015 09:26
          bes513 SU Сегодня, 07:55 ↑ Новый
          А вы поскачите, покричите про мос.каля, вам точно полегчает. Свидомый вы наш


          Я Вас понял и поддерживаю. Но лучше оформляйте цитаты, кому Вы их адресуете. +
          С уважением, Шериф.
          1. 0
            23 августа 2015 11:38
            Принял и осознал. Исправлюсь.
      3. 0
        23 августа 2015 08:32
        Застрелись,urod , а лучше поскачи на подоконнике и вниз головой на асфальт!
  2. +8
    23 августа 2015 06:51
    Эпическая битва...почти Библейская...трудно представить такой масштаб! Наши Деды, во истину были просто былинными богатырями. soldier
    1. +1
      23 августа 2015 06:55
      Цитата: андрей юрьевич
      Эпическая битва...почти Библейская...трудно представить такой масштаб! Наши Деды, во истину были просто былинными богатырями.

      По масштабу, значимости, сравнима лишь с обороной Москвы и Сталинградской битвой.

      Нельзя преуменьшать и других битв ВОВ, но Курская , и ряд перечисленных, была ЗНАКОВАЯ...
      1. wk
        -2
        24 августа 2015 01:31
        Цитата: Танаис
        По масштабу, значимости, сравнима лишь с обороной Москвы и Сталинградской битвой.

        по масштабу ошибок командования тоже сопоставима, а может даже и превзошла их.
      2. Комментарий был удален.
      3. +1
        24 августа 2015 13:02
        Цитата: Танаис
        По масштабу, значимости, сравнима лишь с обороной Москвы и Сталинградской битвой.

        А как же "Багратион"?
  3. +2
    23 августа 2015 08:22
    и где теперь эти хвалёные танковые колонны, где эти храбрые непобедимые "сверчеловеки"? А Европа опять под Американскую дудку плясать начинает, да истерично грязью поливает Россию... Забыли, на кого тявкают.
  4. 0
    23 августа 2015 08:48
    Наступать без должных резервов... Победа Красной армии была предопределена, иначе просто не могло случиться.
  5. +5
    23 августа 2015 08:57
    Фильм смотрел про битву западный. Оказывается немцы прекратили битву,потому что союзники высадились в сицилии. Вот так по их мнению закончилась Курская битва,союзники нас спасли.
    1. +3
      23 августа 2015 15:23
      Союзники все сделали наоборот. Когда немцы, практически, проиграли в битве, бравые союзники начали высаживаться в Сицилии. Любят господа в кружевных панталонах, чужими руками жар загребать! Союзники не облегчили ход Курской битвы, но Курская битва облегчила высадку союзникам.
  6. +2
    23 августа 2015 08:58
    Как правильно было написано в советских учебниках истории,Курская битва решающий перелом в Великой Отечественной Войне...Сломали хребет нацистскому зверю..
  7. 0
    23 августа 2015 09:23
    Советское командование через Разведывательное управление, разведку фронтов и Центральный штаб партизанского движения продолжало тщательно следить за противником,


    Читал много лет назад ( к сожалению автора не помню ), что наше ГРУ внедрило к немцам девушку-сотрудницу. Она познакомилась с немцем, который возглавлял охрану завода, на котором отливали броню для новых тигров. Эта сотрудница, смогла уговорить немца, чтобы ей отлили кольцо из этой стали. Потом это кольцо было передано в ГРУ. Наши оборонники смогли "прочитать" эту сталь, и начали изготовлять снаряды для поражения этих танков.

    Так это или нет на самом деле, но советские солдаты смогли выстоять в этой смертельной для всех, схватке.
    Низкий поклон и вечная Память погибшим, но не отступившим воинам!
    Вечная память!
  8. +9
    23 августа 2015 10:15
    Тут уже не было ни "генерала мороза", ни грязи и распутицы, которыми немцы пытались оправдать свои неудачи под Москвой и Сталинградом. А конец для фрицев был закономерный. Интересно, какую отмазку фюрер тогда придумал. Мой дед за Курскую дугу второй орден Славы получил.
    1. wk
      0
      24 августа 2015 04:54
      Цитата: РусланНН
      Тут уже не было ни "генерала мороза", ни грязи и распутицы, которыми немцы пытались оправдать свои неудачи под Москвой и Сталинградом.

      да это вообще не оправдания.... некоторые наши "историки" прям гордятся этим "генерал морозом" и распутицей, но, как то забывают, что это отрицательно сказывается на обе стороны, тем самым принижая наши победы!
      1. wk
        0
        28 августа 2015 23:43
        для тех , кто поставил минус посоветую в ноябре при минус десяти по ещё не замёрзшей грязи в кирзачах походить.... и в тех же кирзачах по снегу в минус 30ть в ватнике да без шинели... повоевать или в шинели в сугробах попутаться! герой Б...или магазин к калашу голыми пальцами набить!
  9. +4
    23 августа 2015 11:09
    Ясно же,что жара немцам помешала победить. А так бы немцы победили просто жарко было и пыль мешала немцам воевать. Немцы обьявили поражение на Курской дуге выравниваеним фронта. Немцам постоянно что то мешало то мороз зимой,то жара летом,то распутица осенью и весной по их мемуарам.
    1. -5
      23 августа 2015 18:41
      Наступающим немцам помешало победить большое Превосходство Советских войск....+ стойкость, несмотря на большие потери, наших солдат...Немцев, как военных, (полевые чести геноцидом населения не занимались-они воевали) стоит только уважать за то как воевали они....
      1. 0
        23 августа 2015 19:27
        Цитата: valerysvy
        полевые чести геноцидом населения не занимались-они воевали

        Дегенераты последнее время все чаще занимаются сепарированием, причем зачастую руководствуясь только им понятной логикой, наподобие "двоичного кода" черное и белое smile так а че тогда Гитлера не уважать?, воевал нормально!, собственноручно никого не убил!, логично ж или как?
      2. +2
        23 августа 2015 19:40
        Цитата: valerysvy
        (полевые чести геноцидом населения не занимались-они воевали)

        А.Р.Дюков "За что сражались советские люди".Читаем,а потом утверждаем,что полевые части не занимались геноцидом населения.А покойный Рейхенау,земля ему битым стеклом,командующий 6й армией?Его "охоты" с пулемётом в прифронтовой зоне?Его армия ни в чём не уступала ему в жестокости.Так что не надо "ля-ля" о белом и пушистом Вермахте и злом СС и гестапо.
        1. -7
          23 августа 2015 20:16
          Цитата: revnagan
          Так что не надо "ля-ля" о белом и пушистом Вермахте и злом СС и гестапо.

          Про гестапо просто зажег ТЫ.....НКВД можно сравнить с Гестапо? Гестапо пионеры по сравнению с нашими...
          1. +1
            23 августа 2015 22:47
            Да, пионеры по профессионализму! Ибо в противостоянии НКВД Абвер, а потом Гестапо, наши их переиграли по всем статьям. И не надо ляля о якобы зверствах НКВД, нет им подтверждения, и быть не может.
      3. +2
        24 августа 2015 09:53
        Превосходство у нас было. Но немцы хорошо воевали, потери с нашей стороны были большие. Битва была эпическая. Вечная слава и вечная память нашим предкам, победившим такого врага.
      4. +2
        24 августа 2015 13:42
        Цитата: valerysvy
        Немцев, как военных, (полевые чести геноцидом населения не занимались-они воевали) стоит только уважать за то как воевали они....

        Угу... воевали. А также охраняли лагеря для военнопленных - печально знаменитые шталаги и дулаги.
        Кстати, приказ об особой подсудности и приказ о комиссарах тоже относились к вермахту.
        За действия, совершенные личным составом вермахта и обслуживающим персоналом в отношении вражеских гражданских лиц, не будет обязательного преследования даже в тех случаях, когда эти действия являются военным преступлением или проступком.
      5. 0
        25 августа 2015 17:21
        Откуда ж ты такой взялся?
        Случись сейчас - небось с радостью серую форму напялил бы?.. Ценитель немецкой армии. Слабо повторить в глаза ветеранам, тем кто твою свободу отстоял?
        Только сначала посмотри видео. Аккурат с 1:43.
        https://www.youtube.com/watch?v=LkkMwDnTKKY
  10. +3
    23 августа 2015 12:33
    Кладбище немецких солдат. Орловская обл.

    глазуновка
  11. SAA
    +4
    23 августа 2015 13:26
    Хорошая статья.
    А если заменить некоторые слова:
    Поражения в битвах за Москву и Сталинград значительно подорвали мощь вермахта - на
    Поражения в битвах за Иловайск и Дебальцево значительно подорвали мощь Укровермахта
    В Германии, наконец, поняли, что необходимо провести полную мобилизацию, чтобы продолжать войну. В стране проводилась тотальная мобилизация людских и материальных ресурсов. Делалось это за счёт изъятия из народного хозяйства квалифицированных рабочих и других специалистов, - на
    В Украине, наконец, поняли, что необходимо провести полную мобилизацию, чтобы продолжать войну. В стране проводилась тотальная мобилизация людских и материальных ресурсов. Делалось это за счёт изъятия из народного хозяйства квалифицированных рабочих и других специалистов,
    Германское военно-политическое руководство решило провести одну крупную операцию на одном стратегическом направлении. Выбор пал на т. н. Курский выступ - на
    Украинское военно-политическое руководство решило провести одну крупную операцию на одном стратегическом направлении. Выбор пал на т. н. Донецк.
    Германское командование считало, что после окончания зимы и весенней распутицы Красная Армия снова перейдёт в наступление. Поэтому Гитлер 13 марта 1943 г. дал приказ № 5 об упреждении наступления противника на отдельных участках фронта, с целью перехвата инициативы. - на
    Украинское командование считало, что после окончания зимы и весенней распутицы Армия Новороссии снова перейдёт в наступление. Поэтому Порошенко 12 февраля 2015 г. подписал Минские соглашения для упреждения наступления противника на отдельных участках фронта, с целью перехвата инициативы.
    Ну и т.д. ... При чём фото можно оставить те же.
  12. -2
    23 августа 2015 13:42
    Давайте завязывать с официальными пропагандистскими данными по Курской битве. Не умаляя подвига наших солдат, соотношение потерь 4:1. Пиррова победа получилась. За что Сталин хотел расстрелять Ротмистрова? За угробленную танковую армию на поле под Прохоровкой. Соединения вводились в бой по частям, никакого встречного танкового боя не было, наши нарвались на подготовленную за сутки ПТО трех дивизий СС - Дас Райх, Тотенкопф и Лейбштандарт Адольф Гитлер. Встречный бой придумали позже, чтобы скрыть ужасающие потери. Читаем военного историка Замулина О.А. "Засекреченная Курская битва".
    1. +4
      23 августа 2015 14:05
      Судите лучше по результатам.
      Во всей Европе в то время ничего подобного по масштабам сопротивления не было вообще.
      Да и опираться на одного автора в своих суждениях - не грамотно совсем.
      Вы еще совокупные потери соотнесите и судя вашей логике, победа в войне "пирровой" получиться.
      Не сомневайтесь никогда в жертвах своей страны ради великой Победы.
    2. -2
      23 августа 2015 18:38
      Пиррова победа получилась.

      Вы вообще о чем? Спорить о том, что наши потери в тех же танках были в 4 раза больше (а немцы наступали!!) бессмысленно...Это официально признано...
      НО...что Вы Чушь о "Пирровой победе" несете? Или ЭТО не чушь? Или Красная Армия не одержала победу в ВОВ?
    3. +1
      23 августа 2015 19:45
      Цитата: CTaPMex
      Читаем военного историка Замулина О.А. "Засекреченная Курская битва".

      А почему именно его?Других нет?Или этот исторег аккуратно подталкивает читателя к той "правде",которая так нравится Вам?Соотношение потерь 4:1 в чём?Авиация,живая сила,артиллерия,бронетехника?Или вы думаете,что применив откровенно демагогический приём,переспорили "русских дикарей"?Но мы тоже так умеем.
      1. 0
        24 августа 2015 13:46
        Цитата: revnagan
        А почему именно его?Других нет?Или этот исторег аккуратно подталкивает читателя к той "правде",которая так нравится Вам?Соотношение потерь 4:1 в чём?Авиация,живая сила,артиллерия,бронетехника?Или вы думаете,что применив откровенно демагогический приём,переспорили "русских дикарей"?Но мы тоже так умеем.

        Вероятно потому, что Замулин - официальный историк, работавший с первичкой.
        Просто для справки:
        Валерий Николаевич Замулин был заместителем директора военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле». В настоящее время - сотрудник управления научно-исследовательских работ Курского государственного университета.
        В 2002 году первым из исследователей опубликовал подробные данные потерь бронетехники советской стороны с разбивкой по соединениям в ходе танкового боя под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

        Именно Замулин первый открыто поставил под сомнение официальную версию "встречного танкового боя под Прохоровкой". На основании наших документов он показал, что встречного боя под Прохоровкой не было - была неподготовленная атака двух корпусов танковой армии (с вводом корпусов побригадно и побатальонно) на немецкие оборонительные позиции, закончившаяся потерей большей части техники 18 и 29 тк.
    4. 0
      23 августа 2015 22:53
      Что ещё посоветуете почитать, укро-историков типа бебика? Разве при пирровой победе освобождают территории сравнимые с Францией?
      Начинаются херни,и представляют истину в последней инстанции
    5. 0
      25 августа 2015 14:06
      Цитата: CTaPMex
      Давайте завязывать с официальными пропагандистскими данными по Курской битве. Не умаляя подвига наших солдат, соотношение потерь 4:1. Пиррова победа получилась

      -Пиррова победа это победа, стоившая таких жертв, что равносильна поражению. Но была именно огромная Победа, приведшая к знаменитому "Бегу к Днепру" и освобождению левобережья Днепра с захватом плацдармов на правом берегу уже в сентябре 43-го. Где же тут поражение? Потери же даже западный канал Дискавери оценивал 2:1, но надо бы включать и потери, произошедшие в результате операций наступлений, в которые без перерыва перешли наши фронты. Множество техники (поврежденной и целой), принимавшей участие в этой битве-достались нам брошенной немцами при отступлении-разве это не потери фактически на Курской?
      А Ротмистрова я бы, конечно, расстрелял.
    6. Комментарий был удален.
  13. 0
    23 августа 2015 15:42
    Совокупные потери 1.2:1 примерно, после "Багратиона" научились воевать не числом, а умением. Города-крепости брали практически тем же количеством пехоты, что и у немцев. Просто советская пропаганда скрывала истинную информацию о Курской битве, а данные об операции "Марс", которая по масштабам была гораздо больше Сталинградской битвы, вообще засекречены. А к отдельным голосам дотошных историков, копающих архивы и выуживающих на свет неприглядные факты, никто не хочет прислушиваться. Показывают по телеку бред про 2 танковые массы, схлестнувшиеся под Прохоровкой, и народ успешно продолжает хавать.
    1. +1
      24 августа 2015 14:40
      Цитата: CTaPMex
      а данные об операции "Марс", которая по масштабам была гораздо больше Сталинградской битвы, вообще засекречены

      Это смотря как считать. Если брать Гланца и отечественных его копипастеров, то да - "Марс" кроет "Уран" как бык овцу. Впрочем, ларчик просто открывается: они просто просуммировали численность всех соединений в районе "Марса", включив в неё, например, Московскую Зону Обороны, которая являлась тыловым районом ПВО и подготовки соединений и боевых потерь во второй половине 1942 практически не несла.
      Если брать соединения, реально принявшие участие в операциях, что "Марс" и "Уран" примерно равны по силам. Если учесть 5 и 33 А, которые должны были перейти в наступление на 2 этапе "Марса" (но не перешли) - то да, тогда "Марс" задействовал больше сил.
      Впрочем, причина такого дисбаланса может быть проста - под Сталинградом было задействовано максимально количество сил, которое можно было перевезти, развернуть и снабжать.
  14. +5
    23 августа 2015 15:57
    Цитата: CTaPMex
    Давайте завязывать с официальными пропагандистскими данными по Курской битве. Не умаляя подвига наших солдат, соотношение потерь 4:1. Пиррова победа получилась.

    Это вы завязывайте с западной пропагандой, де немцев мясом закидали! Немцев без умения, числом не возьмешь! И не бывает такого, с таким соотношением потерь не выигрывают. Вы очень плохого мнения о качестве немецкой армии, раз считаете, что с такими низкими потерями немецкая армия стала отступать! Да и чего же тогда, Гитлер в 44-ом солдат в армию набрать не мог? Почему в сорок пятом у немцев в армии воевали старики и дети, если у немцев, такие низкие потери были?! Да, потому что, выбили к тому времени заправских вояк! Да на отдельных участках двух фронтов на Курской были потери 4:1, и что? Это обычно позволяет на других участках решать более серьезные задачи. Но в целом не было такого соотношения. А то, что армия побеждает не смотря на высокие потери, так это говорит, только о чести и доблести этой армии!
  15. +1
    23 августа 2015 18:28
    А причем здесь западная пропаганда? Она вам скажет, что русские потеряли около 6000 танков в Курской битве. Совковая пропаганда вам говорит, что немцы потеряли 1500 танков, и те, и другие правы, скорее всего. Я вам про Фому, а вы мне про Ерему. Ротмистрова Сталин хотел расстрелять после этой битвы - это факт. Вопрос на засыпку - за что, если мы победили?
    1. +1
      23 августа 2015 19:14
      Цитата: CTaPMex
      Вопрос на засыпку - за что, если мы победили?

      Во-первых кто это мы?
      Во-вторых победили это звучит крайне не точно(по обывательски что ли), по мне более точная характеристика тех событий звучит так: сорвали планы "германии" и нанесли сопутствующий невосполнимый ущерб! А недовольство Сталина заключалось в количестве потерь, вот и все!
  16. -3
    23 августа 2015 18:31
    Советские войска имели превосходство в силах и средствах: 1,3 млн. человек к началу операции, около 4,9 тыс. танков (с резервом)

    с РЕЗЕРВОМ? Вы резервные Армии учли? Потери в танках официально признанные 1 к 4 не в нашу пользу? Количество наших танков потерянных под Курском оценивается в более чем 6 тысяч машин? Нет? Если "Да" - как они потеряли больше чем Вы пишете в наличии имелось?
    Просто не надо писать мешанину всякую... Победа есть Победа, но за неё много-много крови пролито....
  17. +2
    23 августа 2015 19:08
    Разные источники называют разные цифры потерь,но это не важно,главное то,что после Курской битвы немецкие танковые войска так и не смогли восстановиться,а наши начали их гнать.
    Мой тесть был награжден орденом Красного знамени за эту битву.Был артиллеристом.
  18. +1
    23 августа 2015 20:25
    Цитата: valerysvy
    Цитата: revnagan
    Так что не надо "ля-ля" о белом и пушистом Вермахте и злом СС и гестапо.

    Про гестапо просто зажег ТЫ.....НКВД можно сравнить с Гестапо? Гестапо пионеры по сравнению с нашими...

    Вы утверждаете что НКВД уничтожило больше людей чем немцы.
    1. -9
      23 августа 2015 20:53
      Цитата: timyr
      Вы утверждаете что НКВД уничтожило больше людей чем немцы.

      Я утверждаю что НКВД было гораздо более больше по числу сотрудников чем Гестапо...Масштабы Действий НКВД по отношению к своим не соизмеримы с действиями Гестапо к своим... Не больше-не меньше того...
      Про "НКВД больше чем немцы"-такое мог только больной как ты сказать....я такого не говорил-это твое "произведение искусств"
      1. 0
        24 августа 2015 14:44
        Цитата: valerysvy
        Я утверждаю что НКВД было гораздо более больше по числу сотрудников чем Гестапо...

        Смешались в кучу кони, люди...
        Вы знаете, вот я - внук сотрудника НКВД. Дед мой был 100% кровавой гэбнёй - ходил по предприятиям и заставлял... соблюдать нормы пожарной безопасности. smile
        Сотрудников в НКВД было больше хотя бы потому, что НКВД занимался многими делами, которыми в рейхе занимались другие структуры.
  19. 0
    23 августа 2015 21:24
    да, жесткая была заварушка....
  20. 0
    23 августа 2015 22:05
    Цитата: valerysvy
    Цитата: timyr
    Вы утверждаете что НКВД уничтожило больше людей чем немцы.

    Я утверждаю что НКВД было гораздо более больше по числу сотрудников чем Гестапо...Масштабы Действий НКВД по отношению к своим не соизмеримы с действиями Гестапо к своим... Не больше-не меньше того...
    Про "НКВД больше чем немцы"-такое мог только больной как ты сказать....я такого не говорил-это твое "произведение искусств"

    В гулаге сидело 6 млн человек. С 22 по 53 год было приговорено к расстрелу 670000 тыс. человек. За годы ВОВ в армии у нас погибло 8700000 тыс. человек. Мирное населения погибло 19млн человек. И вы говорите что НКВД уничтожило больше людей,чем гестапо.Можно вспомнить уничтожение 350000 психически больных в Германии. Так кто из нас больной.
    1. -3
      23 августа 2015 22:44
      И вы говорите что НКВД уничтожило больше людей,чем гестапо.

      Повторяю....ЧИТАТЬ НАУЧИСЬ laughing Твой БРЕД-это только ТВОЙ БРЕД!
      ПО РУССКИ читать научись для начала...."Гений мысли" Ёпт laughing
      Ты явно из сериала "Тупей и еще Тупее"
      Гестапо ЭТО не СС, не Каратели и не ВС Фашистской Германии...Это "Политическая полиция"
      Если ты этого не понимаешь в сериал "Тупей и ещё Тупее" сниматься иди...
      1. kvm
        +1
        24 августа 2015 12:19
        Как говаривали в далёком детстве: "Не ТЫкайся - проткнёшься"
  21. 0
    24 августа 2015 00:23
    Цитата: valerysvy
    И вы говорите что НКВД уничтожило больше людей,чем гестапо.

    Повторяю....ЧИТАТЬ НАУЧИСЬ laughing Твой БРЕД-это только ТВОЙ БРЕД!
    ПО РУССКИ читать научись для начала...."Гений мысли" Ёпт laughing
    Ты явно из сериала "Тупей и еще Тупее"
    Гестапо ЭТО не СС, не Каратели и не ВС Фашистской Германии...Это "Политическая полиция"
    Если ты этого не понимаешь в сериал "Тупей и ещё Тупее" сниматься иди...

    Как можно сравнивать Гестапо и НКВД. Гестапо входило в состав Управление Имперской Безопасности. Если сравнивать то сравнивай ГУГБ И Гестапо. Ну и кто из нас в достоин сниматся в сериале. В состав НКВД входии милиция,погранвойска,войска НКВД,разведка и контрразведка(она же политическая полиция). Иль ты не слышал про Имперское Управление Безопасности. Прежде чем что либо писать проверь хотя бы в интернете,глупо выглядеть не будешь. А имперское упраление безопасность или же РСХА входило в состав одного из 12 управлений СС.Так гестапо не СС.
    1. -1
      24 августа 2015 14:30
      Слышь "Тупей и еще Тупее" количество замученных в Гестапо огласи.....своих...а потом в НКВД своих...
      1. 0
        24 августа 2015 15:09
        Ты читать не умеешь. Вам указали неправильно сравнивать гестапо и нквд. Гестапо входило в СС. Вот и сравнивай.Выше я указал сколько приговорили к расстрелу за годы с 22 по 53 640000 т. человек. В Германии уничтожили 350000т. психически больных,в концлагерях несколько миллионов. Хватит или еще. Ну вы защищайте любимый рейх
        1. 0
          24 августа 2015 15:15
          Цитата: timyr
          Ты читать не умеешь. Вам указали неправильно сравнивать гестапо и нквд.

          Хе-хе-хе... Ваш оппонент, видимо, даже не в курсе наличия в СССР такой структуры как МГБ. smile
  22. +1
    24 августа 2015 09:27
    ...новыми штурмовыми орудиями типа «фердинанд». Налажено было производство самолётов с более высокими боевыми качествами – истребителей «Фокке-Вульф 190А» и штурмовиков «Хеншель-129»...
    Фердинандов, истребителей танков, а не штурмовых орудий, те назывались штурмгешюц III, IV, наделали за всю войну аж 80 штук! Все были на северном фасе дуги и серьезного вклада не принесли.
    190-й Фокке-Вульф к 43 г. был далеко не новинка, а уже аж модефикация А5!
    На хеншеле больше боялись летать сами немцы, кто видел сей пепелац тот поймет почему)
    Когда старые "норкомовские" штампы уже перестанут пользовать?
    1. +2
      24 августа 2015 15:26
      Цитата: Velizariy
      Фердинандов, истребителей танков, а не штурмовых орудий, те назывались штурмгешюц III, IV, наделали за всю войну аж 80 штук!

      Больше - 91 штуку.
      А насчёт "серьезного вклада не принесли" - скажите спасибо немецким панцеркомандирам, которые, соблазнившись тяжёлым бронированием, решили использовать дальнобойную ПТ-САУ в роли штурмового орудия первой линии. Да ещё и без инженерной разведки местности и нормального разграждения. smile
      Судя по таблице потерь, "Феди" собрали на свою ходовую все минные поля в том районе. Включая такие экзотические как минно-фугасное поле из крупнокалиберных снарядов и авиабомб.
      Ну и наши тоже порадовали - кому-то ж в голову пришла светлая идея о привлечении к постановке огневых завес в ПТО аж 203-мм Б-4. belay
  23. 0
    24 августа 2015 15:57
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: timyr
    Ты читать не умеешь. Вам указали неправильно сравнивать гестапо и нквд.

    Хе-хе-хе... Ваш оппонент, видимо, даже не в курсе наличия в СССР такой структуры как МГБ. smile

    Он даже не в курсе что НКВД разделили на НКГБ И НКВД в 41 году,а потом слили обратно. А выделили обратно после войны. По его представлению Гестапо не входит СС. Он не знает что это одна структура
    1. 0
      24 августа 2015 17:01
      Цитата: timyr
      По его представлению Гестапо не входит СС. Он не знает что это одна структура

      Не всё так однозначно. (с)
      Формально гехайме штаатсполицай в СС не входила. Она входила в РСХА в качестве 4 управления и относилась к МВД. Путаница с подчинённостью связана с тем, что и МВД, и СС руководил Гиммлер. Кроме того, в руководящем и рядовом составе 4 управления было довольно много СД-шников с СС-овскими званиями.
      Тем не менее, формально 4 управление было МВД-шным с собственными крипо-шными званиями.
      1. 0
        24 августа 2015 19:07
        Не всё так однозначно. (с)
        Формально гехайме штаатсполицай в СС не входила. Она входила в РСХА в качестве 4 управления и относилась к МВД. Путаница с подчинённостью связана с тем, что и МВД, и СС руководил Гиммлер. Кроме того, в руководящем и рядовом составе 4 управления было довольно много СД-шников с СС-овскими званиями.
        Тем не менее, формально 4 управление было МВД-шным с собственными крипо-шными званиями.[/quote]
        В 39 году произошло обьединение мвд и сд и было создано рсха которое и вошло в состав СС.