Плавающий транспортёр ПТС-4 — один из лучших в своём классе

25
ПТС-4 — это новейший российский плавающий гусеничный транспортер, который был создан специалистами ОАО КБТМ из города Омска. В 2014 году предприятие переименовали в ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Впервые данная машина была показана публике на выставке вооружений и военной техники в Омске в 2007 году. В 2011 году плавающий гусеничный транспортер успешно прошел государственные испытания. Машина принята на снабжение вооруженных сил России, и серийно выпускается в Омске.

ПТС-4 создавался для замены устаревших плавающих транспортеров ПТС-2 и ПТС-3, которые выпускались в СССР в 1970-х и 1980-х годах. Их производство было налажено в Луганске на шасси танков Т-64 Харьковского завода транспортного машиностроения. В конструкции ходовой части новых ПТС-4 используются элементы серийно выпускающихся основных боевых танков: гусеницы и торсионы Т-80, коробка передач и фрикционы Т-72. Масса данной гусеничной плавающей машины составляет 33 тонны, что сопоставимо с весом 7 африканских слонов. Несмотря на свой немалый вес, машина отлично чувствует себя и в поле, и в водоеме, демонстрируя отличный уровень плавучести. Максимальная скорость движения по шоссе составляет — 60 км/ч, на плаву — 15 км/ч. Грузоподъемность машины составляет 18 тонн, а запас хода (по топливу) на суше — 587 км.

В настоящее время плавающие гусеничные транспортеры ПТС-4, которые выпускаются в Омске на заводе транспортного машиностроения, считаются лучшими в своем классе. На проходившем этим летом в Подмосковье военно-техническом форуме «Армия-2015» впервые были показаны ПТС-4, состоящие на вооружении инженерных подразделений российской армии. «Четверка» была создана с широким использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. Данный транспортер предназначен для переправы через различные водные преграды разнообразных образцов боевой техники: автомобилей, буксируемой артиллерии, бронетранспортеров и БМП. Также плавающие транспортеры можно использовать при проведении различных спасательных операций во время стихийных бедствий, к примеру, при разливе рек. Экипаж машины состоит из двух человек. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. По мнению некоторых военных экспертов, уже в недалеком будущем, возможно, появление нового плавающего гусеничного транспортера с использованием узлов перспективной тяжелой гусеничной платформы «Армата».



Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 может не только переправлять боевую технику, личный состав и различные грузы через водные преграды, но и перевозить перечисленные грузы в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 литров в минуту, специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас. Плавающий транспортер ПТС-4 может использоваться по своему прямому назначению при волнении на море до 5 баллов.

Принимая в расчет то, что завод в Омске получил задание на разработку транспортера пятого поколения, в процессе создания ПТС-4 был осуществлен очень большой объем научно-исследовательских и экспериментальных работ, которые включали поиск наиболее рациональных и эффективных технических решений, а также их последующую обработку и обкатку. В частности прорабатывались вопросы размеров и формы водоизмещающих корпусов, перебирались разнообразные типы движителей, систем управления транспортером на плаву, водоотливных насосов и тому подобное. Существенное внимание разработчиков было уделено повышению проходимости нового гусеничного транспортера, особенно на этапе входа машины в воду и выхода из воды на сушу. Угол крена удалось увеличить до 25 градусов, а угол преодолеваемого подъема/спуска — до 32 градусов.

В отличие от машин предшественников, той же ПТС-3, новый плавающий транспортер потяжелел на 8 тонн за счет увеличения грузоподъемности и появления бронирования, которое отвечает современным требованиям. В частности отделение управления ПТС-4 получило противопульное бронирование. Благодаря использованию двигателя новой конструкции, удалось увеличить скорость движения плавающего транспортера как по земле, так и по водной поверхности. А увеличенный запас топлива позволяет транспортеру преодолеть на одной заправке значительно большее расстояние. Для самозащиты на гусеничном транспортере был установлен дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет.



Средний плавающий гусеничный транспортер ПТС-4 был создан для замены устаревших транспортеров, находящихся на вооружении российской армии, а также в связи с тем, что все производство данных боевых машин еще со времен СССР оказалось на территории Украины (Луганск). Все транспортеры ПТС предыдущих серий производились на шасси основного боевого танка Т-64, который также изготавливался на украинском предприятии (Харьков). Новый же транспортер ПТС-4 базируется на шасси танка Т-80 и полностью изготавливается российскими предприятиями из российских же комплектующих.

Гусеничный плавающий транспортер состоит из водонепроницаемого корпуса с кабиной экипажа и грузовым отделением, в котором имеется откидной задний борт. Двигатель расположен приблизительно в центральной части корпуса транспортера, что увеличивает его устойчивость на плаву и надежность передачи крутящего момента на водяной и гусеничный движители, равно как и на лебедки. На ПТС-4 разработчики отказались от расположения винтов в туннелях и установили их в специальных направляющих насадках, которые были установлены за кормовой частью машины. При этом за каждым из винтов появился сдвоенный водяной руль. Благодаря наличию этих конструктивных решений, удалось повысить маневренность и управляемость ПТС-4 на плаву, особенно при движении транспортера по криволинейным траекториям. При осуществлении поворота на плаву при помощи рулей радиус циркуляции ПТС-4 составляет примерно 80 метров, а при повороте в режиме работы винтов в противоходе — примерно 20 метров. В то время, пока гусеничный транспортер перемещается по суше, винты поднимаются и прижимаются к заднему откидному борту. При осуществлении опускания и подъема заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.



Плавающий транспортер разгружается и загружается на суше через откинутый задний борт, который оборудован аппарелями. Техника заходит на борт своим ходом. Несамоходная военная техника перемещается при помощи специальной механической лебедки, которая находится в передней части грузовой платформы транспортера. Данная лебедка может применяться также для самовытаскивания ПТС-4 в той ситуации, когда береговой рельеф не позволяет транспортеру выйти на берег (при этом разгрузка машины значительно усложняется и время, необходимое для данной операции, увеличивается). Конструктивно инженерами была предусмотрена возможность одновременной переправы тягача и буксируемой им артиллерийской системы, которая в этом случае загружается на плавающий колесный прицеп, который входит в комплект ПТС-4. Маневренность и скорость движения при этом значительно падают (практически на 30 %).

Плавающий транспортер ПТС-4 обладает бронированной кабиной экипажа, которая оснащена фильтровентиляционной установкой. Также машина имеет устройство для самоокапывания. Технически предусмотрена возможность установить на транспортер навесное экранирование ходовой части. В кабине экипажа находятся средства связи, а также оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины даже в ночных условиях и при плохой видимости.

Стоит отметить, что ПТС-4 уже неоднократно использовались во время спасательных работ в зонах наводнения как в нашей стране, так и в ряде других государств. С помощью данных машин была организована эвакуация гражданского населения, имущества, скота из районов подтопления, а также налаживание снабжения населения водой и продовольствием, оказание первой медицинской помощи в районах, которые были отрезаны наводнением.



Тактико-технические характеристики ПТС-4:

Габаритные размеры: длина — 8,28 м, ширина — 3,3 м.
Масса машины — 33,145 т.
Грузоподъемность на воде и подходах к водной преграде — 18 т.
Грузоподъемность на суше — 12 т.
Максимальная скорость по шоссе — 60 км/ч.
Максимальная скорость на воде — 15 км/ч.
Мощность двигателя — 840 л.с.
Запас хода на суше (по топливу) — 587 км.
Запас хода на воде (по топливу) — 10,6 часов.
Вооружение — один зенитный пулемет калибра 12,7 мм (боезапас 400 патронов)
Экипаж — 2 человека.
Варианты загрузки: десант в полной экипировке — 72 человека; раненые на носилках — 12 человек; артиллерийская система калибра 57-152 мм — 1 шт.; автомобиль типа «Урал 4320» — 1 шт.; автомобиль типа «УАЗ-469» — 2 шт.

3D модель ПТС-4:

Плавающий транспортёр ПТС-4 — один из лучших в своём классе








Источники информации:
http://rus-guns.com/pts-4-plavayushhij-transporter.html
http://www.vestnik-rm.ru/news-4-12827.htm
http://militaryrussia.ru/blog/topic-754.html
http://tanki-v-boju.ru/rossiya-planiruet-zakupit-dlya-armii-plavayushhij-transporter-pts-4-omskogo-zavoda/
http://transmash-omsk.ru (производитель)
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 августа 2015 07:35
    Серьезный такой аппарат.
    1. 0
      27 августа 2015 08:27
      Плавающий транспортёр ПТС-4 — один из лучших в своём классе

      А какие у него есть зарубежные аналоги?
      1. 0
        27 августа 2015 18:45
        Проводник.

        Заметили тоже выражение " один из лучших"?

        Как то неприятно звучит. Вроде как и лучший, а вроде как и не лучший.

        Автор, определитель что вы хотели сказать.
        С уважением.
  2. +2
    27 августа 2015 07:37
    1993 год,река Томь в Кемеровской Обл,были военные учения,нас из Новосиба перебрасывали.В частности Я был в экипаже БРЭМ-1(эваковзвод механик-водитель,срочник) и параллельно ребята на ПТС(прапора). Замечу,что эта машина такие вещи творит на реке с быстрым течением(по словам офицеров 17км/ч).Может кто участвовал?
    1. +4
      27 августа 2015 09:28
      1984 год. Река Эльба, ГДР. Переправлялись в составе взвода. Экипаж ПТС-2 обычные ребята срочники из переправочно-десантной роты. Это было что то ... Запомнилось на всю жизнь.
  3. +1
    27 августа 2015 07:46
    Крутая штуковина good good а особенно смотрится я так понял с "атомом"
  4. +15
    27 августа 2015 07:54
    ПТС и ИМР - это вообще лучшее изобретение человечества в военно-инженерной технике.
    yes
    ПТС чудо машина и самый настоящий рабочий динозаврик (лодашь - это мелковато для него). Прет с грузом хоть по земле хоть по воде без остановки, ему все пофиг.
    Переправа через реки, спасательные работы на затопленном ландшафте, доставка боекомплекта по разбитой гуслями трассе - все может.
    ПТС-4 вершина серии.

    Небольшое уточнение по статье:
    Не все модели были на базе Т-64, а только начиная с ПТС-2.
    Винты в направляющих насадках устанавливаются начиная с ПТС-3.

    Фото:
    Парни на ветеране ПТС-М.
    Вах...
    good
    1. +2
      27 августа 2015 22:23
      Цитата: Aleks тв
      Небольшое уточнение по статье:

      Хорошая в общем статья. Но фраза "...коробка передач и фрикционы Т-72." несколько режет слух.
      На Т-72 (и не только) две бортовые коробки передач, никаких отдельных фрикционов типа главного, бортовых, как на совсем уж древних машинах, там нету.
      Мелочь, а неприятно.
      Вызывает сомнения о квалификации автора и серьёзности материала: рекламка или грамотное, хотя и краткое, описание ТТХ, сильных и слабых сторон нового ПТС.
      1. 0
        27 августа 2015 22:37
        Цитата: алексеев
        Но фраза "...коробка передач и фрикционы Т-72." несколько режет слух.

        laughing
        Здорова, тезка.
        Давно не общались.
        drinks
  5. +3
    27 августа 2015 08:50
    Хорошая коробочка, но гусенецы узковаты и меня смущает защита гребных винтов и валов от топляка и плавняка.
    На мелководье любят ставить минные заграждения, поэтому хотелось бы иметь в комплекте какой-нибудь навесной трал.
  6. +2
    27 августа 2015 09:58
    Еще фото этой машины с выставки в Астане KADEX-2014
  7. +1
    27 августа 2015 10:02
    Вид с кормы.
  8. +1
    27 августа 2015 10:54
    Замечательная машина.
  9. 0
    27 августа 2015 12:44
    Для морпехов самое то?Вооружение по крупнее установить
    1. +2
      27 августа 2015 15:18
      Цитата: Krona
      Для морпехов самое то?Вооружение по крупнее установить

      Они есть у морпехов.
      Полигон Клерк.
      На фоне БДК Пересвет.
  10. +3
    27 августа 2015 13:37
    От предыдущих ПТС-ов особо не отличается. Скорее модификация, чем новая машина. Но в наше демократическое время даже новая модификация - уже повод для радости. Так, что дай Бог этой машине большой серии.
  11. 0
    27 августа 2015 15:12
    Американские морпехи уже лет 40 на такой
    старушке высаживаются.
    Для высадок с моря она отличная (и в шторм, и на плохой берег)
    , а вот воевать на нет -... не позавидуешь.
    Так и не нашли компромисс между десантопригодностью и
    боеспособностью.
  12. +1
    27 августа 2015 15:45
    18 тонн ? А сколько новые модификации БМП и БТР ? Разве не больше ?
    1. 0
      27 августа 2015 18:13
      Если на базе Арматы, то больше 18т. Но они должны сами уметь плавать.
      1. 0
        27 августа 2015 22:40
        Цитата: DMB_95
        Если на базе Арматы, то больше 18т. Но они должны сами уметь плавать.

        Михаил, чесс-слово ничего не понял.
        request
        Может переведете ?
  13. +2
    27 августа 2015 18:01
    Думал - как же техника заезжает, уж больно большие движители - аппарель до земли не опустится. Оказывается аппарель из двух секций, вот фото нашел.
    1. +1
      28 августа 2015 13:17
      Благодарю за фото. Сам этим вопросом мучался
  14. +1
    27 августа 2015 19:30
    Цитата: DMB_95
    Если на базе Арматы, то больше 18т. Но они должны сами уметь плавать.


    Набрать 18 кубометров плавучести в даном случае (при хорошей бронезащите) проблематично. Вот если только недостающие объёмы плавучести добрать в виде дополнительных поплавков? Другие простые варианты не просматриваются.
  15. +1
    28 августа 2015 11:30
    Служил срочку 85-87 гг в Советске Калиниградсой обл. Водил птс-м и птс-2. Эмка, конечно, архаика. Двоечка уже имела легкобронированную кабину и кронштейн для пулемёта. То, что сделали дистанционку для управления стрелядлом - респект. Непередаваемые ощущения, когда шлёпаешь на тот берег, на платформе за спиной зилок 131-й и пушка на прицепе. Водичка у самого окошка плещется... А если ещё и по-боевому с закрытыми бронезаслонками и люками... Рыбак на "казанке" мимо пронесётся, поднимет волну, раскачает машину... ПесТня...
  16. 0
    29 августа 2015 01:06
    Текст в статье надерган из разных источников и плохо форматирован. Несколько раз, только разными фразами, дается одна и та же информация.