Красный путь Меланезии. Как боролись за независимость на Новых Гебридах и Новой Каледонии
Колониальная эпоха: охота за деревом и «черными дроздами»
30 июля 1980 г. на карте мира появилось очередное новое государство — свою политическую независимость от Великобритании и Франции провозгласила Республика Вануату.

На Новых Гебридах с середины XIX в. стали селиться как британские, так и французские поселенцы. Однако от прямой аннексии островов воздерживались как Великобритания, так и Франция. В 1878 г. между ними даже было заключено соглашение об отказе каждой из сторон от стремления к захвату Новых Гебрид. В марте 1906 г. было подписано соглашение, по которому Новые Гебриды провозглашались англо-французским кондоминиумом — совместным владением Великобритании и Франции. Управление островами было поручено одновременно британскому губернатору Фиджи и французскому губернатору Новой Каледонии. На острове Эфате был построен город Порт-Вила, ставший столицей кондоминиума и местом проживания британского и французского резидент-комиссаров. Однако централизованная административная система на островах фактически отсутствовала — британские и французские поселенцы подчинялись своим резидент-комиссарам, а коренное население продолжало жить по своим обычаям, фактически предоставленное само себе и, поэтому, терпящее несправедливости от европейских поселенцев, прежде всего — в сфере распределения земельных угодий. В начале 1920-х гг. французские плантаторы стали завозить на Новые Гебриды вьетнамских рабочих из Северного Вьетнама (Тонкина). Постепенно численность вьетнамской диаспоры выросла до 6 тыс. человек, однако затем существенно сократилась вследствие падения цен на копру и отбытия большей части рабочих домой. Во время Второй мировой войны Новые Гебриды стали рассматриваться англо-американским командованием как вероятная база для ведения боевых действий против японских войск, вторгшихся на Соломоновы острова. В марте 1942 г. на Новых Гебридах высадились американские войска. Кстати, их присутствие в регионе внесло определенную «оживляющую» струю в законсервированную социальную жизнь островов. Во-первых, американцы построили взлетно-посадочную полосу, связав острова с внешним миром авиационным сообщением. Во-вторых, был открыт военный госпиталь, местное население получило возможность работать в сфере обслуживания американских войск, что улучшило материальное положение новогебридцев. К этому же времени относится и широкое распространение такого достаточно известного феномена как культ карго. В его основе лежит вера в божественное происхождение привозимых европейцами или американцами продовольственных и бытовых товаров, а ожидание корабля или самолета превращается в ритуал. Последователи культов карго строили копии взлетно-посадочных полос из пальмовых стволов и соломы, проводили пляски, предварительно разрисовывая себя надписями «USA».

Движение «Джона Фрума» и борьба за землю
Еще во второй половине 1930-х гг., перед началом Второй мировой войны, на острове Танна, входящем в архипелаг Новые Гебриды, получил широкое распространение культ карго, получивший название «Джон Фрум» (некоторые лингвисты считают, что это название произошло от словосочетания «John from (America)»). Культ «Джона Фрума» обычно связывается с именем некоего Манехиви, который проповедовал необходимость отказа от всех новшеств, привнесенных в жизнь островитян европейской колонизацией — от денег, образования, наемной работы, христианской религии. В случае отказа от европейского образа жизни, согласно Манехиви, должен был произойти переход к новой эре, в которой все белые люди — и миссионеры, и поселенцы — плантаторы, и администраторы, — навсегда покинут острова и оставят коренным жителям свое имущество. В 1941-1942 гг. наблюдалось массовое переселение жителей острова Танна из прибрежных районов во внутренние районы острова и возвращение к традиционным устоям. Высадка американских солдат способствовала дальнейшей популяризации и определенным изменениям в идеологии движения «Джона Фрума». Островитяне построили макеты взлетно-посадочных полос и самолетов, на импровизированных аэродромах дежурили женщины с «наушниками» — муляжами, впадающие в транс и, якобы, вступающие в общение с «самолетом Джона Фрума». После окончания Второй мировой войны и ухода с островов американских солдат, движение «Джона Фрума», тем не менее, продолжало свое существование. В 1957 г. его лидер Накомаха создал «Армию Танны» — религиозную организацию, проводившую регулярные парады последователей культа. Торжества проходят до сих пор — под американскими флагами островитяне, разрисованные надписями «USA» и «Army Tanna USA», изображают строевые занятия американских солдат. Показательно, что в 1970-е гг. последователи культа «Джона Фрума» выступили против предоставления Вануату политической независимости, поскольку считали, что западные формы государственности противоречат традиционным устоям островитян и ничего хорошего в их жизнь не принесут. Мол, можно жить и сохраняя колониальную зависимость, главное — выполнять ритуалы своего культа.
В послевоенные годы и британские, и французские власти постепенно приступили к развитию на островах социальной инфраструктуры — образования, здравоохранения. Первые меланезийцы стали приниматься на работу в учреждения колониальной администрации. Однако в это время обозначились и серьезные экономические противоречия, приобретающие политический характер. Поскольку уровень жизни в послевоенной Европе и Австралии существенно вырос, британские и французские поселенцы на Новых Гебридах решили, что очень прибыльным занятием будет развитие на островах животноводства с последующим экспортом мяса в метрополии. Но реализация этого плана требовала расширения сельскохозяйственных угодий, пригодных для животноводства. Плантаторы приступили к практике захватов сельскохозяйственных земель у местного населения, не считаясь с его мнением. После того, как один из вождей островитян, по имени Булук, обратился в администрацию кондоминиума с просьбой прекратить незаконные действия плантаторов, он был арестован и помещен в тюрьму сроком на шесть месяцев.

Меланезийский социализм пастора Лини

Среди англоговорящих сторонников независимости постепенно выдвинулся на ключевые позиции молодой англиканский священник Уолтер Лини (1942-1999). Уроженец острова Пентекост, Уолтер Лини получил образование в миссионерской школе, а затем — в Новой Зеландии, где в 1970 г. и был рукоположен в священники. На политические взгляды Уолтера Лини оказали большое влияние идеи африканского социализма. Уолтер Лини был убежден в том, что для меланезийцев, в том числе и для жителей Вануату, изначально были присущи коллективистские принципы солидарности, взаимопомощи, общинной собственности. Распределение основывалось по принципу «от человека — возможность делиться, человеку — по его нуждам». Так сформировалась идеология меланезийского социализма, которой, в значительной степени, удалось изменить социальное и политическое лицо Новых Гебрид, оказав влияние и на политическую жизнь других островных владений и государств. В 1974 г. Новогебридская национальная партия была переименована в Партию Вануаку, поскольку ее основатели приняли решение возвращаться к традиционным национальным названиям и образу жизни. Партия Вануаку взяла курс на проведение всеобщего референдума о политическом будущем островов, рассчитывая, что победу на референдуме одержит идея политической независимости Новых Гебрид. В 1975 г. были проведены первые муниципальные выборы в Порт-Вила и Луганвилле — основных городах Новых Гебрид. В 1977 г. партия Вануаку создала Народное временное правительство, а 29 ноября 1977 г. активисты партии попытались поднять флаг над штаб-квартирой в Порт-Вила, но встретили сопротивление со стороны политических оппонентов. В 1978 г. бывший полицейский офицер Джордж Калсакау был избран главным министром Новых Гебрид, а его заместителем стал Уолтер Лини. В 1979 г. начал свою работу комитет по разработке конституции в составе представителей политических партий и Совета старейшин. Франция и Великобритания согласовали дату провозглашения независимости островов, которая была назначена на 30 июля 1980 г. Согласно вступившей в действие Конституции, в ноябре 1979 г. состоялись первые парламентские выборы, которые выиграла Партия Вануаку. Уолтер Лини стал главным министром Совета министров Новых Гебрид. Однако с победой партии Вануаку не согласилось влиятельное оппозиционное меньшинство. В Луганвилле начались массовые беспорядки, а 28 мая 1980 г. оппозиционеры захватили здание, где прежде размещалось британское окружное агентство, и провозгласили остров Эспириту-Санто и ряд близлежащих островов независимым государством Вемерана. Главой государства стал уже известный нам Джимми Стивенс, руководивший прежде движением за освобождение островных земель. Ситуация в Луганвилле привела к тому, что 30 июня 1980 г. отряды морской пехоты Великобритании и французских парашютистов освободили захваченные сторонниками Стивенса здания. Джимми Стивенс был арестован и приговорен к 14,5 годам лишения свободы за организацию массовых беспорядков. 30 июля 1980 г. было провозглашено создание независимой Республики Вануату. Ее первым премьер-министром стал Уолтер Лини, фактически провозгласивший курс социалистической ориентации островов. В первые годы своего существования Вануату приступило к развитию двусторонних отношений с другими странами социалистической ориентации, в том числе — с Кубой и Ливией. С Францией отношения оставались напряженными — в том числе и потому, что Уолтер Лини обвинял Париж в сохранении колониализма на Новой Каледонии — другом меланезийском архипелаге. Одной из идей Уолтера Лини было создание Меланезийского федеративного союза, который бы способствовал улучшению экономического положения Меланезии и сохранению меланезийских традиционных ценностей. Однако этому проекту так и не было суждено осуществиться. Независимое Вануату сталкивалось с целым рядом трудностей, вызванных необходимостью строительства собственной постколониальной экономики.

До сих пор это государство остается одной из беднейших стран не только в мире, но и в Океании. В 1991 г. Уолтер Лини, из-за многочисленных социально-экономических проблем и политических скандалов, был вынужден уйти в отставку с поста премьер-министра. Однако партия Вануаку, ряды которой он также покинул, сохраняет серьезные позиции в стране вплоть до настоящего времени. В настоящее время премьер-министром Вануату является Сато Килман из Народной прогрессивной партии, правительство которого признало независимость Абхазии. В политической жизни Вануату до сих пор играет большую роль Совет старейшин — Малвату-Маури, в который входят традиционные вожди, избираемые другими вождями, входящими в состав окружных советов вождей. Старейшины не обладают законодательной властью, но обсуждают вопросы культуры и консультируют правительство страны. Вопросы культуры и образования в Вануату действительно имеют очень большое значение, поскольку на островах насчитывается от 60 до 100 языков, что существенно усложняет и общение островитян между собой, и получение детьми из крестьянских семей даже школьного образования. Поэтому Вануату вынуждено сохранять три государственных языка — английский, французский и «бислама» — «черный английский», с большим количеством лексических заимствований из местных языков, служащий средством межнационального общения населения архипелага. Несмотря на то, что начальное школьное образование в стране бесплатное, многие дети вынужденно покидают школы, чтобы помогать родителям.
Новая Каледония — одна из последних колоний Франции
Если Вануату все же удалось добиться независимости, то народ Новой Каледонии до сих пор тщетно пытается обрести свободу. Но в планы Франции, сохраняющей контроль над Новой Каледонией, предоставление независимости этой заморской территории пока не входит.

Постепенно численность европейских поселенцев сравнялась с коренным населением острова, а постоянное расширение плантаций привело к серьезным противоречиям, в основе которых лежали земельные споры. На острове был введен свод законов, определявший права (или, на самом деле, их фактическое отсутствие) аборигенов. В частности, последние должны были платить налоги, участвовать в общественных работах, но при этом не имели никаких реальных гражданских прав — ни участия в органах управления, ни владения своими же собственными землями. В 1897 г. французская администрация приступила к созданию резерваций для аборигенов, что привело к еще большему ухудшению экономического положения коренного населения, росту межклановых столкновений из-за скудных земельных участков, алкоголизации и эпидемиям среди местных жителей. Периодически канаки поднимали восстания против администрации, однако французские власти подавляли их без проблем, учитывая небольшую численность туземцев, отсутствие современного оружия и представлений о тактике ведения войны. Тем не менее, глобальные политические изменения, происходившие в жизни Европы в середине ХХ в., не могли не отразиться и на колониях европейских государств. В 1946 г. всем жителям Новой Каледонии, включая аборигенов, было предоставлено французское гражданство. Однако и здесь французские власти схитрили — они стали всячески поощрять эмиграцию на Новую Каледонию выходцев с соседних островов, например — с Уоллиса и Футуна. Кроме того, для работы на французских плантациях было завезено большое количество вьетнамских рабочих. В результате, численность канаков, которая была чуть выше, чем численность европейских поселенцев, в целом оказалась ниже, чем численность представителей всех остальных этнических групп, проживавших на острове. Что касается земельной политики, то в этой сфере также сохранялась очевидная несправедливость по отношению к представителям канакского населения. Тем временем, все большее количество вчерашних колоний в Океании провозглашало свою политическую независимость.
Канаки в борьбе за свое освобождение
Деколонизация островов Тихого океана способствовала возникновению и росту национально-освободительного движения среди канаков Новой Каледонии. На острове стали распространяться идеи меланезийского социализма, популярные на соседних Новых Гебридах. Однако, в отличие от новогебридцев, канаки были настроены более радикально. Они с воодушевлением восприняли идеи отца Уолтера Лини о создании Меланезийской федерации в составе Вануату, Папуа-Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Фиджи и Новой Каледонии. Канаки обвиняли французских колонизаторов в колоссальном ущербе, нанесенном народу Новой Каледонии и заключающемся в уничтожении национальной культуры, форм социальной организации, захвате земель, эксплуатации природных ресурсов и загрязнении экологии, наконец — в прямом сокращении численности коренного населения острова. Дело в том, что если до начала колонизации в 1774 г. на острове проживало от 40 до 80 тысяч (по разным оценкам) аборигенов — канаков, то к началу ХХ в. численность канакского населения в Новой Каледонии снизилась до 21 тыс. человек. Лишь во второй половине ХХ в. канакам удалось, благодаря повышению доступности медицины и общему улучшению уровня жизни, повысить свою численность. В настоящее время на острове проживает около 100 тысяч канаков, составляющих чуть более 40 % населения Новой Каледонии.


В 1985 г. КСФНО начал агитацию за создание независимого новокаледонского государства. В это время во главе фронта стоял Жан — Мари Тжибау (1936-1989) — выдающийся канакский революционер, учившийся в Сорбонне и являвшийся специалистом по этнологии. Тжибау выступал за создание независимого государства Канаки, а в 1977 г. победил на муниципальных выборах и стал главой провинции Йенген. В 1984 г. Тжибау был избран руководителем Канакского социалистического фронта народного освобождения и председателем временного правительства Новой Каледонии (самопровозглашенной структуры, созданной сторонниками полной политической независимости). 1984-1985 гг. стали периодом максимальной конфронтации канаков с французской администрацией. Были блокированы несколько дорог на территории острова, постоянно проходили политические манифестации, а созданное Тжибау временное правительство бойкотировало муниципальные выборы. Постепенно ситуация накалилась до предела, фактически подойдя к грани, за которой в любой момент могла начаться гражданская война. С января по июнь 1985 г. французское правительство вводило на территории Новой Каледонии чрезвычайное положение. В октябре 1987 г. Тжибау представил в ООН проект конституции государства канаков. К концу 1980-х гг. под руководством Тжибау начались массовые народные выступления, сопровождающиеся столкновениями с полицией. В рядах Канакского социалистического фронта народного освобождения сформировалось вооруженное крыло, ориентированное на достижение независимости путем вооруженной партизанской борьбы. В апреле — мае 1988 г. боевики фронта захватили на острове Увеа 27 заложников. Среди последних оказались судья и служащие французской жандармерии, дислоцированной на острове. Боевики потребовали немедленного предоставления политической независимости Новой Каледонии, но правительство Франции отказалось от любых переговоров и приступило к вооруженной операции. В Новую Каледонию прибыли французские корабли с морскими пехотинцами на борту. С корабля «Мокез» был открыт огонь по поселению канаков на острове Пуэбло. Сепаратисты, испугавшись такого поворота событий, освободили часть заложников. Однако другие заложники продолжали удерживаться в гроте на Увеа. Тогда французским спецназом была проведена операция «Виктор», в ходе которой ночью 5 мая грот был взят штурмом, а заложники освобождены. Во время операции погибло 19 человек из числа канаков. Причем большинство канаков было убито уже после освобождения заложников и прекращения сопротивления — то есть, имела место внесудебная расправа над боевиками. В результате трагедии на Увеа французское руководство было вынуждено пойти на значительный компромисс с национально-освободительным движением. 5 мая 1988 г. было принято соглашение в Нумеа, в соответствии с которым колонизация признавалась как позитивным, так и негативным явлением, провозглашалось две равноправные стороны в Новой Каледонии — канаки и прочие национальные общины Новой Каледонии, провозглашался курс на сохранение канакской национальной культуры и предусматривалось использование канакской тематики в национальной символике Новой Каледонии. 26 июня 1988 г. была упразднена должность верховного комиссара, в ведении которого прежде находилось непосредственное управление Новой Каледонией. Однако, в мае 1989 г. Жан-Мари Тжибау был убит.
Ситуация в Новой Каледонии усугубляется тем, что большинство европейских и азиатских переселенцев настроены против провозглашения государственной независимости Новой Каледонии, так как опасаются прихода к власти канакских националистических сил и возможной дискриминации. Поэтому демократическим путем добиться независимости Новой Каледонии от Франции фактически невозможно. И канаки вынуждены довольствоваться приоритетными позициями в тех районах, где им удается выиграть муниципальные выборы и провести своих кандидатов в местные органы власти и самоуправления. Кроме того, не следует забывать и о том, что Франция имеет на Новой Каледонии существенные военные интересы, от которых она вряд ли откажется в обозримом будущем.

Таким образом, мы видим, что исторические судьбы двух стран Океании, в которых получили наибольшее распространение идеи национального возрождения посредством социалистического пути развития (меланезийского социализма), сложились по-разному. Народ Вануату получил государственную независимость и уже 35 лет строит суверенное государство, сталкиваясь, как и каждая бывшая колония, с множеством трудностей. Что касается коренных жителей Новой Каледонии, то они до сих пор тщетно пытаются отделиться от Франции и создать собственное национальное государство. Но силы слишком неравные, и если когда-либо Новая Каледония и получит полную государственную независимость, то лишь в том случае, если на этот шаг решиться сама Франция. Пока же Новая Каледония представляет экономический и военно-политический интерес для французского государства, Париж будет прибегать к любым мерам, только бы не допустить выхода этой далекой заокеанской территории из-под своего контроля.
Информация