Двигатель сотрудничества

13
Совместные разработки с Китаем выгоднее, чем лицензионное производство

Продолжая разговор о российско-китайской кооперации в области авиатехники («Главная интрига МАКСа-2015»), стоит отдельно остановиться на двигателестроении и проектах вертолетов.

Несмотря на известные достижения, китайские разработчики и производители двигателей по-прежнему сталкиваются с рядом технических проблем. Силовые установки всегда были слабым звеном в авиапроме КНР. Несмотря на отчеты об успехах с высокоэффективным ТРДД большой тяги с форсированным режимом (ТРДДФ) по программе «Тайхан» (Taihang), эта разработка не применяется для широкомасштабного оснащения авиационной техники собственного производства.

Мотор на двоих


Для решения проблемы КНР закупает изделия ОДК. По состоянию на начало 2015 года Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) выполняло контракт по поставке в Китай ТРДД АЛ-31Ф, а научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» отгружал авиадвигатели АЛ-31ФН (форсажный, с нижним расположением). «Салют» в тот момент завершал контракт на вторую серию этих силовых установок и приступал к выполнению контракта по поставке в Китай АЛ-31ФН третьей серии. Основной боевой самолет ВВС НОАК «Цзянь-10» (J-10) оснащается этим ТРДД. Предполагается, что новые китайские истребители «Цзянь-10B» (J-10B) также получат АЛ-31ФН или его модификации. Экс-глава ОДК Владислав Масалов говорил в декабре 2014-го о возможном начале работ по созданию для Китая АЛ-31ФН четвертой серии.

Российские двигателисты рассматривают возможность совместных НИОКР. В частности, РФ и Китай могут обсудить общий проект на базе «117С», которым оснащается истребитель Су-35С. В ноябре 2014 года ОДК и CATIC (China National Aero-Technology Import and Export Corporation) подписали на «Эйршоу Чайна-2014» соглашение о совместной модернизации ТРДД РД-93 для увеличения тяги с организацией поставки изделий в КНР. По состоянию на конец 2014-го ОДК имела действующий контракт с CATIC на продажу, авторский надзор, техническое сопровождение эксплуатации, а также восстановительный ремонт и содействие в организации капитального ремонта двигателей РД-93, которыми оснащаются истребители FC-1/JF-17 «Тандер» (Thunder). Эти же моторы, как предполагается, получил новейший китайский малозаметный истребитель пятого поколения «Цзянь-31» (J-31).

В 2005 году Рособоронэкспорт заключил с китайской стороной основной контракт на поставку 100 ТРДД РД-93 для FC-1/JF-17, который был выполнен в 2010-м, и опцион на дополнительное приобретение еще 400 изделий этого типа. В 2014-м был оформлен контракт на поставку КНР до 2016 года включительно 100 двигателей РД-93.

ОДК и двигателестроительное подразделение государственной авиапромышленной корпорации Китая AVIC – «Авик коммершл эйркрафт энджин» (AVIC Commercial Aircraft Engine) выразили намерение разработать в кооперации двигатель для ШФДМС. Вероятно, при его создании будут применены опыт и технические решения, полученные в работе над ПД-14 для перспективного российского авиалайнера МС-21. ОДК и AVIC также возобновили активные переговоры по программе создания двигателя CJ-1000 для китайского самолета С919, в том числе по возможности проведения российской компанией технического аудита проекта двигателя.

Вместе с тем в настоящее время Россия не рассматривает вопросы лицензионного производства в Китае авиационных двигателей для боевых самолетов. КНР предпочитает с определенной периодичностью обращаться к России за различными типами авиационных двигателей для самолетов ВВС НОАК, а также предназначенных на экспорт.

От легкого до тяжелого


Россия и Китай продолжают работы по созданию перспективного тяжелого транспортного вертолета. В минувшем мае холдинг «Вертолеты России» и китайская AVIC заключили рамочное соглашение. Подписание документа запускает процесс практической работы над проектом. Стороны будут сотрудничать по всем направлениям конструирования и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета, который получил название Advanced Heavy Lift (AHL). По оценкам экспертов, спрос на новую машину в Китае может составить более 200 единиц в период до 2040 года. Планируемая взлетная масса AHL – 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины – 10 тонн, на внешней подвеске – 15 тонн. Вертолет будет приспособлен для круглосуточной эксплуатации в жарком климате, в высокогорье, в любых погодных условиях. Он подойдет для выполнения самых разных задач – транспортных, эвакуационных, противопожарных и многих других. Возможно, что создание этой винтокрылой машины будет вестись на основе научно-технического задела, сформированного по программе российского Ми-26.

Двигатель сотрудничества


К настоящему моменту «Вертолеты России» и AVIC предварительно сформировали технические требования и продолжают работы по согласованию облика AHL. Ожидается, что генеральный контракт на разработку и строительство AHL будет подписан до конца года. В качестве силовой установки может применяться двигатель ПД-12В, созданный на основе газогенератора ПД-14.

Холдинг «Вертолеты России» одновременно начал продвигать на китайский рынок два своих новейших вертолета – легкий Ка-226Т и средний Ми-38. Перспективные закупки этих машин китайской стороной связаны с получением сертификатов, позволяющих их эксплуатировать в воздушном пространстве КНР. Ранее сообщалось, что переговоры по вертолету Ка-226Т уже начаты. Холдинг также готов предложить китайской стороне совместное производство в КНР Ми-38.

В целом сотрудничество России и Китая в области авиационной техники различного назначения находится на взлете. Если ранее обсуждалась только кооперация в области военных самолетов, то в настоящее время предпринимаются конкретные меры и по гражданской тематике. Продолжается сотрудничество в области двигателестроения и АСП. С учетом современной политической и экономической обстановки стратегическое партнерство с Китаем приобретает особое значение. Не исключено, что Поднебесная в ближайшее время может действительно стать одним из крупнейших рынков сбыта российской авиатехники.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 сентября 2015 14:24
    Насколько я понимаю это дело, за передачу наших технологий Китаю, мы получаем бабло и рынок сбыта. За недостаточностью знаний, не могу комментировать правильность такого хода (если он такой). Наверно, это плата за возможность выжить без Запада.
    1. +6
      4 сентября 2015 15:12
      в том и дело, а потом китай по нашим технологиям продают технику по всему миру
    2. +8
      4 сентября 2015 15:38
      ОДК и двигателестроительное подразделение государственной авиапромышленной корпорации Китая AVIC – «Авик коммершл эйркрафт энджин» (AVIC Commercial Aircraft Engine) выразили намерение разработать в кооперации двигатель для ШФДМС.


      Россия и Китай продолжают работы по созданию перспективного тяжелого транспортного вертолета. В минувшем мае холдинг «Вертолеты России» и китайская AVIC заключили рамочное соглашение. Подписание документа запускает процесс практической работы над проектом. Стороны будут сотрудничать по всем направлениям конструирования и подготовки к серийному производству нового тяжелого вертолета, который получил название Advanced Heavy Lift (AHL). По оценкам экспертов, спрос на новую машину в Китае может составить более 200 единиц в период до 2040 года. Планируемая взлетная масса AHL – 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины – 10 тонн, на внешней подвеске – 15 тонн. Вертолет будет приспособлен для круглосуточной эксплуатации в жарком климате, в высокогорье, в любых погодных условиях. Он подойдет для выполнения самых разных задач – транспортных, эвакуационных, противопожарных и многих других. Возможно, что создание этой винтокрылой машины будет вестись на основе научно-технического задела, сформированного по программе российского Ми-26.


      что получается? мы узкоглазым отдаём свои наработки по двигателям-это то что у этих воров копирастов не получается сделать,создаём вертолёт ,который нам не нужен,потому что имеем свои и более грузоподъёмные и которые будут опять на базе ми26 т.е. мы им ВСЁ, в том числе и свои Дальневосточные земли ,А ОНИ НАМ ЧТО? предадут ,как выбор коснётся туда или сюда. Это неправильная политика...
      1. +2
        4 сентября 2015 17:27
        поддерживаю, китайцам надо объяснить что технологию современных движков мы продавать не будем, потому что нам потом покупать их барахло будет не начто, индусов послали и китайцев послать надо
    3. GX1
      +2
      4 сентября 2015 16:43
      надо идти всегда на шаг впереди, не знаю, способна ли сейчас Россия
  2. avt
    +7
    4 сентября 2015 14:33
    ,,В целом сотрудничество России и Китая в области авиационной техники различного назначения находится на взлете. "- what Оно бы ничего , если бы в области гражданской авиации у нас была бы не полная жопа ,,,,то есть Суперджет , ГСС очередной раз за бюджетный счет капитализируют и это сверх успешный проект с приказом ДАМА продавать по 30 штук в год , тутже его начали всучать всем в России wassat ,тогда глядишь не пришлось бы читать вот такие новости -,,Китайский турбовинтовой региональный самолет МА60 — модернизированный вариант советского Ан-24 — будет собираться в России, сообщили в российском Министерстве по развитию Дальнего Востока. Это предусмотрено рамочным соглашением, которое ведомство подписало с производителем — Xian Aircraft Industrial Corporation (XAIC) и китайской инвестиционной компанией Jiangsu Baoli International. Финансово-экономическую модель сотрудничества должна подготовить к 30 октября, сообщает "Коммерсант"." Это вообще ПОЗОРИЩЕ !!!! Ладно бы за продвижение Супербюджета мы получили встречные поставки какого то реально нового , пусть и не выдающегося, КИТАЙСКОГО аэроплана ......пусть спи..комунизженной на западе , или USA копии .... Но получить СОВЕТСКУЮ РЕПЛИКУ В КИТАЙСКОМ ИСПОЛНЕНИИ !!!!!!!! am
    1. 0
      4 сентября 2015 15:49
      Цитата: avt
      Китайский турбовинтовой региональный самолет МА60 — модернизированный вариант советского Ан-24 — будет собираться в России, сообщили в российском Министерстве по развитию Дальнего Востока.

      Интересно, что они там модернизировали?
      1. 0
        5 сентября 2015 03:07
        Цитата: rosarioagro
        Китайский турбовинтовой региональный самолет МА60 — будет собираться в России

    2. +1
      5 сентября 2015 08:55
      Цитата: avt
      Но получить СОВЕТСКУЮ РЕПЛИКУ В КИТАЙСКОМ ИСПОЛНЕНИИ !!!!!!!!



      Умников, заключивших данную сделку, отправидь в места не столь отдалённые постигать трудом смысл жизни.

      Китайцам вежливо объяснить, что подписывали соглашение с жуликами, которые могли их кинуть на деньги.

      Делов -то.
  3. +4
    4 сентября 2015 14:36
    Если совместная разработка, то не так все страшно. Нам бы еще вменяемые движки для кораблей разработать...
    1. 0
      4 сентября 2015 21:09
      Согласен. Кроме, того подписаны уже должны быть межправительственные соглашения о защите прав на интеллектуальную собственность. А это серьезно. К тому же слепое копирование никогда к хорошему результату не приводило. К примеру, ТУ-4 уступал своему оригиналу В-29 по дальности полета и скорости, хотя на копирование были брошены мощности всей авиа промышленности СССР, а акт о госприемке впервые утвердил лично Сталин.
  4. 0
    4 сентября 2015 14:44
    И у сотрудничества должны быть свои пределы. Продажа готовых изделий да, а вот НИОКР это уже лишнее.
  5. SVD
    +3
    4 сентября 2015 14:52
    Сотрудничество с Китаем в области авиационной техники, а если точнее в области двигателестроения на взлете... А что-то не взлетает сотрудничество в тех областях где Китай уже вышел на мировой уровень - микроэлектроника, БПЛА, твердотопливные ракеты (видно слямзили у амеров, у тех ракеты компактнее и больше дальность полета) ну еще наверно найдется что.
  6. +1
    4 сентября 2015 16:29
    Возможно это и хорошая перспектива, но мне почему-то сcыкотно. Ведь на тот момент когда Китайцы получили поучительного леща на границе они были мало развиты в техническом плане, a при одинаковых технологиях...
  7. 0
    4 сентября 2015 21:20
    думаю с китаем получится также как с индией. сначала производство т-90, су-30мки. ниокр и производство брамос(активно покупают) и пакфа(бабки вкладывают, покупать будут). Но сами они ничего создать толкового не смогли. наши сейчас не дураки, не разбрасываются технологиями. зато мы получаем возможность продать наши изделия на такой огромный рынок. либо мы сделаем новую технику с ними и заработаем кучу денег, либо он сделают сами ,но хуже. поэтому считаю эти сделки взаимовыгодными. главное помнить, что китай нам не друг, а партнер.
  8. 0
    4 сентября 2015 21:51
    зачем нам разрабатывать что-то с Китаем? чему нас Китай может научить? или мы просто хотим взять и сэкономить милллиарды долларов и годы кропотливых исследований нашему соседу? За какие-нибудь жалкие миллионы, которые осядут кое-где?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»