Ключи от неба и электричество в Арктике

11
Предприятия холдинга «Высокоточные комплексы» показали на МАКСе-2015 уникальные разработки

Прошедший в августе в подмосковном Жуковском авиационно-космический салон привлек к себе пристальное внимание не только специалистов, но и широкую общественность. Дававшиеся в СМИ прогнозы о том, что в нынешней международной ситуации экспозиция будет скудной, оправдались с точностью до наоборот.

В частности, в так называемые дни для специалистов европейский авиастроительный гигант «Эрбас» показал свой самый современный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер с композитным крылом А-350. Большие экспозиции (правда, без «живых» самолетов) были у конкурентов европейских авиастроителей – американского «Боинга» и бразильского «Эмбраера». Южноафриканская фирма «Денел» представила новейшие разработки в области беспилотной авиации, ракетостроения и т. д.

Именитых российских и зарубежных участников Московского авиационно-космического салона можно перечислять долго, и все же самое пристальное внимание как экспертов, так и журналистов было обращено на стенды предприятий холдинга «Высокоточные комплексы».

Показ в боевом положении


«Высокоточные комплексы» отлично выполнили «домашнюю работу», не только представили на объединенном стенде различные макеты своей продукции, но и подготовили отличную статичную экспозицию.

“ Используя ГТА, танк, не расходуя моторесурс и топливо, не демаскируя свои позиции, может находиться в укрытии или засаде около суток ”
Первое, что бросалось в глаза всем подходящим к павильону С-1, – стоящие рядом комплексы: зенитный ракетно-пушечный «Панцирь-С1», противотанковый ракетный «Корнет-ЭМ». Обе машины – в так называемом боевом положении.

На выкрашенном в желтый, «пустынный» цвет ЗРПК «Панцирь» (по классификации НАТО – Greyhound, «Гончая») были развернуты как уникальные скорострельные зенитные автоматы, так и пусковые установки (ПУ) зенитных управляемых ракет. В рабочем положении находились радиолокационные и оптико-электронные станции.

На крыше закамуфлированного, специально доработанного для установки ПТРК «Корнет» бронеавтомобиля «Тигр» все желающие могли увидеть поднятые из специального отсека в кузове машины ПУ с размещенными в них противотанковыми ракетами в специальных контейнерах.

Ключи от неба и электричество в АрктикеВо время выставки расчет этого разработанного Тульским конструкторским бюро приборостроения противотанкового ракетного комплекса не раз показывал, как за считаные секунды «Корнет» из боевого положения переходит в походное.

На самом стенде в павильоне С-1, в разделе Коломенского конструкторского бюро машиностроения был представлен переносной зенитно-ракетный комплекс «Верба». Все желающие могли не только взять в руки этот совсем недавно принятый на вооружение Российской армии ПЗРК, но и попробовать занять с ним боевую позицию, ознакомиться с управлением. Проще говоря – почувствовать себя настоящим оператором «Вербы».

«Это только кажется, что поднять ПЗРК, примериться к нему, пощелкать переключателями – такой аттракцион для взрослых. На самом деле мы оцениваем, насколько удобно оператору работать с «Вербой». Если он быстро устает, его внимание падает, а значит, даже при хорошем целеуказании не удастся взять на сопровождение вражеский самолет или вертолет и потом сбить его. В горячке боя на это отводится всего несколько секунд, и что будет, если оператор перепутает переключатели?!» – поделился впечатлениями с «Военно-промышленным курьером» представитель иностранной военной делегации, пожелавший остаться неназванным. С точки зрения эргономики, удобства работы оператора новейший российский ПЗРК ему очень понравился.

Мозги «Искандера»


Помимо таких именитых разработчиков и производителей вооружения и военной техники, как Тульское КБ приборостроения и Коломенское КБ машиностроения, в экспозиции холдинга «Высокоточные комплексы» принял участие известный только узкому кругу специалистов Московский центральный научно-исследовательский институт автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ). Он, как указывается в официальных документах, занимает лидирующее положение в разработке высокоточных систем наведения и управления оружием. На Московском авиационно-космическом салоне предприятие представило важнейшие элементы оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер» – пункт приема информации (ППИ) и командно-штабную машину (КШМ). Все желающие могли просмотреть видеоролик, какие задачи эти агрегаты выполняют в боевой обстановке. После обнаружения противника средствами разведки, в том числе видовыми, радиолокационными, космическими, данные и координаты целей поступают на ППИ, откуда после обработки передаются по радиоканалам в УКВ-диапазоне на командно-штабные машины. Дальность обмена информацией между ППИ и КШМ может составлять десятки километров. А команда на пусковые установки передается на еще большее расстояние. В КВ-диапазоне это несколько сот километров.

Перспективная энергия


Рядом с ЦНИИАГ свои изделия представляло находящееся в Челябинске СКБ «Турбина». Специальное конструкторское бюро – единственный в России и ближнем зарубежье разработчик и производитель малогабаритных газотурбинных двигателей и энергоагрегатов.

Изделиями «Турбины», в частности упомянутыми газотурбинными энергоагрегатами (ГТА), оснащены многие современные образцы вооружения и военной техники, в том числе танки Т-90, Т-80 и Т-72, самоходные гаубицы «Мста», зенитно-ракетные системы С-300 и ОТРК «Искандер».

Для чего нужен ГТА? При выключенном основном двигателе он обеспечивает электроэнергией все электронные системы боевых машин. Причем делать это энергоагрегат способен в температурном коридоре от -50 до +50 градусов более 20 часов. Фактически используя ГТА, танк, не расходуя моторесурс и топливо, не демаскируя свои позиции, может находиться в укрытии или засаде около суток. Энергоагрегат также помогает заряжать аккумуляторные батареи и запускать основной двигатель даже при очень сильном морозе.

В основе работы ГТА лежит турбина, которая крутит генератор, подающий постоянный электрический ток в бортовую сеть боевой машины. Причем работают агрегаты не только на обычном дизельном топливе, но и на бензине и даже, как это ни удивительно, на керосине.

Для установки на разрабатываемые новые образцы военной техники выбраны серийные ГТА, прошедшие глубокую доработку, связанную с высокой насыщенностью новейшего танка различной электроникой.

СКБ «Турбина» также разрабатывает и выпускает различную гражданскую продукцию. В частности, на Московском авиационно-космическом салоне были представлены аэродромный пуско-зарядный агрегат АПА-18, малоразмерный турбореактивный двигатель ТД-30 и работающая на природном газе микрогазотурбинная установка МГТУ-100, выдающая 100 киловатт мощности.

Как пояснили специалисты «Турбины», МГТУ – перспективная инициативная разработка конструкторского бюро, призванная обеспечить заказчиков бесперебойным электроснабжением в сложных условиях низких температур, в частности при работе в Арктике. Так, в июле нынешнего года на московской выставке «Нефть и газ» установка сразу привлекла к себе внимание компаний, занимающихся нефте- и газодобычей. Большое количество месторождений находится в регионах со сложным климатом, поэтому нет ничего удивительного, что промысловики заинтересовались установкой, способной обеспечивать стабильное и бесперебойное электроснабжение.

Работы по МГТУ завершаются, СКБ планирует вывести ее на рынок в 2016 году, уже формируется портфель заказов на эту уникальную установку. По словам представителей конструкторского бюро, планируется выпустить целую линейку газотурбинных энергоустановок различной мощности.

В настоящее время американская корпорация CAPstone продвигает на мировом рынке подобную продукцию, но СКБ «Турбина», несомненно, сможет потеснить конкурентов на отечественном, а возможно, и на мировом рынке. Кстати, установка собирается целиком из отечественных комплектующих, включая всю электронику.

В экстремально холодных условиях благодаря использованию турбины на природном газе работает и аэродромный пусковой агрегат АПА-18. Он превосходит ближайших конкурентов не только по предельным температурам использования, но и по выдаваемой мощности.

Работы по малогабаритному ТД-30 пока продолжаются. Одно из направлений применения двигателя – беспилотная авиация. По словам представителей СКБ «Турбина», он по желанию заказчика может быть доработан как для возвращаемых летательных аппаратов (ЛА), так и для одноразовых. В настоящее время двигатель способен поднимать в воздух ЛА весом в несколько сот килограммов на несколько часов.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 сентября 2015 07:11
    Причем работают агрегаты не только на обычном дизельном топливе, но и на бензине и даже, как это ни удивительно, на керосине.
    Турбина на керосине вот это сочетание меня просто потрясло laughing
    Наверняка может работать на спирту!!! но кто ж его туда нальёт в боевых то условиях. Лучше оптику и контакты протирать тонким слоем. fellow
    1. -2
      12 сентября 2015 11:40
      Цитата: Bort Radist
      Причем работают агрегаты не только на обычном дизельном топливе, но и на бензине и даже, как это ни удивительно, на керосине.
      Турбина на керосине вот это сочетание меня просто потрясло laughing
      Наверняка может работать на спирту!!! но кто ж его туда нальёт в боевых то условиях. Лучше оптику и контакты протирать тонким слоем. fellow



      ннда приятель,а про т-80 слышали? так вот
      Двигатель многотопливный ГТД
      Мощность двигателя 919 кВт (1250 л.с.)
      там всё и авиакеросин и соляра идёт,на ШИЛКЕ стоит турбинка ,которая вращает генератор,на ТУНГУСКЕ,на ТОРЕ, да много вообще где, а то что на МАКСЕ показали маленькую турбинку ,то это не достижение,вообще на этом максе ничего нового по сути нет...
      1. +2
        12 сентября 2015 11:55
        Цитата: война и мир
        ннда приятель,а про т-80 слышали?

        А сарказм батенька Вы не уловили и юмор тонкий армейский
        Авиация сейчас вся на турбинах и керосинах, да ладно кто летал тот поймёт.
        1. +1
          12 сентября 2015 13:05
          И никто из авиаторов в "трезвом" уме и при памяти не станет использовать спирт для протирки контактов, а уже тем более в качестве топлива. Ведь есть такая вещь как "масандра" (кто имеет отношение к авиации - тот поймет laughing ), а на северах еще и коктейль под очень "мудреным", креативным, а главное таким редким и эксклюзивным названием "Северное сияние" (кто пил - тот знает! fellow ) А по поводу турбины на Т-80- сейчас, во времена, когда Интернет доступен даже в нешибко глухой деревне, о этом танке и его турбине слышали и знают не только танкисты. wink
          Честь имею.
          1. +2
            12 сентября 2015 17:22
            Цитата: Александр72
            И никто из авиаторов в "трезвом" уме и при памяти не станет использовать спирт для протирки контактов,

            Анекдот такой авиационный есть.
            Пришёл борт радист после учебки в полк. Ему говорят: "Давай проверим чему тебя учили?" Дали бутыль спирта, тряпку и велели протереть контакты. Намочил он тряпочку и давай контактные группы обрабатывать.
            - Старшина с криком "Отставить" всё отобрал и говорит. "Так нельзя". Наливает стакан. Выпивает, дышит на контакты. "Надо тонким слоем покрыть" и протирает.
            1. +4
              12 сентября 2015 18:40
              "Высокоточные комплексы" мне на МАКСе понравились высокоточными ракетами laughing
    2. Комментарий был удален.
  2. +2
    12 сентября 2015 10:58
    Интересно . а сможет ли газотурбинный аппарат работать на попутном газе что сейчас сжигается при добыче нефти...
    Для нефтяников это было бы действительно интересно.
    1. gjv
      +2
      12 сентября 2015 13:35
      Цитата: макс702
      а сможет ли газотурбинный аппарат работать на попутном газе что сейчас сжигается при добыче нефти...
      Для нефтяников это было бы действительно интересно.

      Нефтяники об этом давно знают. Однако реальные работы по переработке и использованию ПНГ начались относительно недавно.
      ОАО «Томскнефть» ВНК ппродолжает программу использования попутного нефтяного газа.
      12 июля 2011 года «Томскнефть» и ОАО «Сатурн – Газовые турбины» ввели в эксплуатацию ГТЭС-12 на Игольско-Таловом месторождении (Томскнефть) стоимостью 870 миллионов рублей, которая позволит снабжать энергией объекты компании Васюганской группы месторождений.

      В основе электростанции – два газотурбинных агрегата ГТА-6РМ единичной электрической мощностью 6 МВт (собираются на базе серийных, сравнительно дешевых, авиационных двигателей Д-30КУ/КП, зарекомендовавших себя как самый надежный двигатель России, который эксплуатируется на массовых самолетах ИЛ-62М, ТУ-154М и ИЛ-76) и генератор ТК-6-2РУХЛ (ОАО «Привод»). Генеральным проектировщиком ГТЭС выступило ОАО «Звезда-Энергетика». ГТЭС работает в простом цикле, обеспечивая электроэнергией собственные нужды нефтяного месторождения. Топливо – попутный нефтяной газ.
    2. gjv
      +1
      12 сентября 2015 13:41
      Томскнефть запустила газотурбинную электростанцию мощностью 24 МВт.

      Строительство газотурбинной электростанции осуществлено в рамках реализации газовой программы с целью повышения уровня полезного использования попутного нефтяного газа (ПНГ), как в регионе, так и в целом по предприятию. Новая электростанция позволит обеспечить энергией освоение запасов Васюганской группы месторождений .
      ГТЭС будет потреблять до 58,5 млн кубометров ПНГ в год с Крапивинского, Двуреченского и Западно-Моисеевского нефтяных месторождений, расположенных в Томской области. Работа станции позволит увеличить уровень полезного использования ПНГ по этим месторождениям до 88,2%, а электрогенерирующие мощности предприятия достигнут суммарно почти 70 МВт.
      На станции действуют четыре газотурбинные установки российского производства, блок подготовки топливного газа, открытое распределительное устройство. Работа новой газотурбинной станции полностью автоматизирована.
      Кроме запускаемой электростанции на Двуреченском месторождении, на промыслах «Томскнефти» функционируют ГТЭС 24 и 12 МВт (Игольско-Таловое нефтяное месторождение) и ГТЭС 7,5 МВт (Западно-Полуденное нефтяное месторождение).
    3. Комментарий был удален.
    4. gjv
      0
      12 сентября 2015 13:46
      В настоящее время электрическая энергия для месторождений Останинской группы производится на энергокомплексе Северо-Останинского месторождения, работающего на попутном нефтяном газе. Использование ПНГ в качестве топлива значительно снижает стоимость электроэнергии и повышает процент его утилизации.
      Ранее электроэнергия для этих месторождений вырабатывалась на дизельных электростанциях, что являлось достаточно дорогостоящим процессом, ограничивало технологов в энергетических мощностях и требовало постоянной поддержки необходимого запаса дизельного топлива.


      Передача энергии на месторождения Останинской группы стала возможной с вводом в эксплуатацию двух силовых подстанций. Теперь электрическая энергия с повышающей подстанции ПС-6/10/35 кВ Северо-Останинского нефтегазконденсатного месторождения (НГКМ) (Томская область) по высоковольтной линии электропередач (ВЛ-35 кВ) протяженностью 28 км поступает на понижающую подстанцию ПС-35/10, расположенную на Останинском месторождении. Далее по воздушным ЛЭП-10 кВ электроэнергия передается на Мирное, Пинджинское и Останинское месторождения.
    5. Комментарий был удален.
    6. gjv
      0
      12 сентября 2015 13:50
      В Пермском крае состоялся запуск дожимной компрессорной станции на газоперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» и передача в пуско-наладку первого пускового комплекса энергоцентра на нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
      При помощи дожимной компрессорной станции (ДСК) газ будет поставляться на энергоцентр, который обеспечит «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» электрической и тепловой энергией.
      Оба объекта построены с участием ОАО «Авиадвигатель».
      В ближайшее время по мере ввода в эксплуатацию новых объектов на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» и второго пускового комплекса энергоцентра уровень утилизации попутного нефтяного газа, который добывается на месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», будет доведен до 95%.
      Кроме того, ДКС дает техническую возможность для поставок продукции «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» в газотранспортную систему Газпрома. В состав ДКС, в частности, входят три компрессорных агрегата мощностью 600 млн. м3 в год каждый.
      Электрическая мощность энергоцентра, который будет состоять из двух пусковых комплексов, равна 200 МВт, тепловая - 435 Гкал/ч.
      Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса энергоцентра запланирован в III квартале 2014 года, второго пускового комплекса - в конце IV квартала 2014 года.
      Строительство этого объекта серьезно повышает надежность энергоснабжения. Энергоцентр спроектирован на базе современных газотурбинных технологий (оборудование производства ОАО «Авиадвигатель»), позволяющих добиться высоких показателей топливной эффективности.
    7. gjv
      +1
      12 сентября 2015 13:55
      ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь ввела на Красноленинском месторождении еще одну новую установку.
      Газотурбинная электростанция (ГТЭС) мощностью 48 МВт работает на ПНГ.
      Она позволит довести уровень утилизации ПНГ на месторождении до 95% и обеспечит электроэнергией объекты промысла.

      В состав электростанции входят четыре энергоблока ЭГЭС-12С, созданных на базе газотурбинных установок ГТУ-12ПГ-2 разработки ОАО «Авиадвигатель», серийно выпускаемые ОАО «Пермский моторный завод». ГТУ-12ПГ-2 разработана на основе газогенератора авиационного двигателя ПС-90А.
      Энергоблоки оснащены редукторами ПР.55101 (ЗАО «Киров-Энергомаш») и турбогенераторами ТС-12-2 РУХЛЗ (ОАО «Привод») с микропроцессорной системой возбуждения ШСВ-4. В качестве топлива будет использоваться попутный нефтяной газ.
  3. 0
    12 сентября 2015 11:21
    Вот и хорошо,быстрее надо внедрять(пока санкции не отменили),радуют свои движки для бпла,но мало ,тут работы и рынка очень много