«Самогонный» Panzerkampfwagen

23
Вторая мировая была "войной моторов". Всем известно, что Германия в развитии своих моторизованных сил преуспела. И это с учетом того, что с топливом для моторов в ней было проблематично. Не имела она больших запасов нефти, а её противники, в первую очередь, конечно, Великобритания, а в последствии и США, отрезали её от поставок из мест основной добычи. Но гений немецких ученых позволил создать производство синтетического топлива (газолина) из бурого угля, запасы которого на территории Германии были значительны. Вот почему всю войну её танки приводились в движение двигателями, работающими на легком топливе, так как немногочисленные поставки нефти из Румынии после переработки в дизтопливо шли на "прокорм" Кригсмарине, особенно в "желудки" многочисленных подводных лодок.

Производство синтетического топлива — довольно сложный и дорогостоящий процесс, а так как тратить его на обучение новых экипажей танков приходилось много, то для экономии немецкие ученые, основываясь на процессе Фишера — Тропша, известном с 1923 года, предложили иной вариант — газогенераторную установку, работающую все на том же буром угле.


Что, в принципе, было логичным шагом, так как к тому времени подобные установки уже нашли свое место на колесных автомобилях.

«Самогонный» Panzerkampfwagen

Буквы RW на номере этого грузовика означают, что он принадлежит Рейхсверу. Т.е сделан до 1933 года. По всей видимости некоторое количество автомобилей с газогенераторами уже имелось в немецкой армии еще и до 1933 года. Военный засыпает в генератор топливо, что он там засыпает — понять сложно. Возможно, что дрова или....шишки.


Первые упоминания о попытках установки газогенераторов на танки, относятся к 1938 году, но особого размаха они достигли уже после начала Второй мировой. Основные работы по разработке этой тематики были организованы в Освенциме, где были развернуты лаборатории и мощности немецкого химпроизводства.

В результате на свет появились Panzerkampfwagen, которые сами немцы в шутку называли "самоходными самогонными аппаратами". Это учебный танк на базе Pz I.





Более "внушительно" смотрелся учебный танк на базе Pz II.





И чешский легкий танк LT vz.38, он же Pz.38(t). Которые во множестве служили в вермахте




Несколько Pz I c газогенераторами были "превращены" в американские М-4 "Шерман" и использовались для тренировок расчетов ПТО, а в 1945 году начали привлекаться для тренировок "фольксштурма" в проведении боев в городе.




Особняком стоят танки переделанные под работу на сжиженном газе, как средние Pz IV…




…так и более тяжелые Pz VI "Тигр".




и вот такой "безбашенный" "Тигр" работающий на смеси пропан-бутан . Эти танки были в тренировочном лагере Падерборн (Panzer Ersatz-und Ausbildungsbataillon 500) Там существовало пять единиц Тигр I




Pz V "Пантера", переоборудованный под работу на сжиженном метане.







Самоходка "Мардер".



Также для тыловых частей был разработан тягач на базе Pz II. Один из которых был захвачен партизанами в Дании у Sturmgeschutz-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 400.




БТР "Ханомаг" с газогенераторной установкой. Так же использовались в учебных подразделениях, с целью - экономия бензина. Судя по надписям снимки сделаны где-то в Голландии.




А что же о боевом применении газогенераторных танков? Есть упоминание об использовании в боях учебного Pz I с башней от Pz III и в боях за Берлин псевдо-"Шерманов" . Также есть неподтвержденные сведения, что около 50 танков Pz VIB "Тигр-2" (или "Королевский Тигр") было оборудовано газогенераторными установками весной 1945 года и что все они были уничтожены в боестолкновениях.



После окончания Второй мировой эти немецкие разработки попали в США и там были успешно "забыты", но, возможно, новый топливный кризис заставит вспомнить о них и применить вновь… на учебных боевых машинах.

Использованы материалы:
1. Промышленный регион Освенцима // http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_05_2011/A/Промышленный%20регион%20Освенцима.html.
2. Шушпанцеры атакуют! // http://shushpanzer-ru.livejournal.com/1478568.html.
3. Fahrschulepanzerwagen V "Panther" (školné vozidlo) // http://en.valka.cz/topic/view/31275.
4. Panzerkampfwagen I Ausf B ohne Aufbau // http://forum.valka.cz/topic/view/77572.
5. Стимпанк Третьего рейха // http://warspot.ru/321-stimpank-tretiego-reyha.
6. Нефть и её заменители: необходимое послесловие // http://kpfu.ru/studentu/neft-i-ee-zameniteli-neobhodimoe-posleslovie_109063.html.
7.Состояние с топливом в нацисткой Германии в период 1933 - 1945.(часть 3) http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_3/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    14 сентября 2015 06:32
    Да и у нас газгольдеры были.
  2. +17
    14 сентября 2015 07:07
    Газгольдер это резервуар для хранения газа. В статье речь о газогенераторах, которые у нас естественно были. Тигров газогенераторных конечно не было, у движка сил просто не хватит, на дровяном газе сдвинуть эту бандуру. Учебные могли быть, но учебные танки это не только снятые башни, но и корпуса варились из тонкого железа, учебные тигры в круговую варились из 20мм железа. хорошо готовили вояк заразы и весьма экономично, например из пушек учились стрелять через винтовочные вкладыши.
  3. TIT
    +6
    14 сентября 2015 07:39
    Цитата: bulat
    Да и у нас


    про танки и тяжёлую технику не слышал , а вот грузовики были
  4. +4
    14 сентября 2015 08:05
    У нас не было необходимости переводить тяжелую технику на альтернативное топливо (хотя потеря нефтяных районов Каспия и Кавказа заставили бы задуматься об этом), поэтому только грузовики переводили на дровяную тягу.
  5. LMaksim
    +1
    14 сентября 2015 08:18
    А что бы с ними стало при попадании в балоны шальных пуль, осколков или целого снаряда?
    1. +3
      14 сентября 2015 08:56
      Да в принципе кроме контузии экипажа и порванных газ.баллонов ничего.Баллоны находились вне бронированного корпуса.
  6. +8
    14 сентября 2015 09:02
    Во время войны в НСК моя бабушка водила ГАЗ-АА с газогенераторной колонкой.По ее словам летом все было прекрасно ,а зимой установка работала намного хуже и всем водителям дополнительно выдавался бензин для запуска кстати ,дрова были специальные с какими-то добавками их выпускала Мебельная Фабрика и в обычно печке они горели очень жарко
  7. +5
    14 сентября 2015 09:09
    Французские гражданские автомобили на угле и газе в Париже.
  8. +3
    14 сентября 2015 09:22
    "Pz V "Пантера", переоборудованный под работу на сжиженном метане"

    Наверное на сжатом метане. На криогенные емкости эти баллоны не похожи.
    1. +1
      14 сентября 2015 12:03
      Действительно, с виду - обыкновенные газовые баллоны.
      1. 0
        14 сентября 2015 12:21
        Зажигалка "Cricket" тоже на сосуд Дьюара не очень похожа, а газ там, тем не менее, сжиженный! smile
        1. +3
          14 сентября 2015 17:48
          В зажигалке пропан-бутан, а не метан.
    2. Комментарий был удален.
  9. +4
    14 сентября 2015 10:33
    Да фоткии ваще зачет про тигрилы и пантэры слышал а мардер мя просто убил... вот про такое я не знал!
  10. +1
    14 сентября 2015 15:22
    Пусть укропы на заметку возьмут feel
    1. +2
      14 сентября 2015 17:15
      Цитата: Siberia 9444
      Пусть укропы на заметку возьмут

      Сомневаюсь. Газ - российский. Дров - мало самим, на отопительный сезон может не хватить. Вот если бы из навоза - другое дело.
      1. 0
        30 сентября 2015 19:52
        Можно и на кизяке, но у того теплотворная способность ниже.
  11. +5
    14 сентября 2015 16:04
    Прочитал с большим интересом.
    Узнал много нового...)))
    Афигеть.

    Спасибо за статью, Сергей.
    good
  12. +1
    14 сентября 2015 17:12
    Почему танки на газу в боях не учавствовали? Галицаи-бандеровцы весь газ украли. Мы думали это началось в 2012, а традиция старая.
  13. +6
    14 сентября 2015 20:37
    "В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов.
    В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем — ЗИС-21 и на Горьковском заводе — ГАЗ-42. В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу." (Википедия)
  14. 0
    14 сентября 2015 21:22
    А где капитан морган. Он нам счас обьснит,что в рейхе исскуственного бензина на всех хватало,поэтому эти фотографии подделка. А вообщето дейстаительно свмрачный тевтонский гений.
  15. +4
    15 сентября 2015 00:02
    Про грузовики с газогенераторами знала и раньше.А вот про танки с подобными двигателями прочитала впервые.
    Автору большое спасибо за статью!
  16. +1
    15 сентября 2015 04:01
    Особо порадовали танки с газовыми баллонами. Это такая бомаба на гусеницах...
  17. +1
    15 сентября 2015 08:13
    Очень интересные сведения! Спасибо!
    Вполне можно применить в качестве эпиграфа к статье фразу "Жить захочешь - не так раскорячишься!" (из к/ф "Особенности национальной рыбалки").
  18. 0
    17 сентября 2015 16:05
    Цитата: moskowit
    "В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов.....
    во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу." (Википедия)

    Отец после войны на ЗиСу газогенераторном работал, а это примерно середина пятидесятых, так что и после войны "активно использовались в тылу" )))
    1956 г. Прекращение серийного выпуска газогенераторных автомобилей Урал-ЗиС354 в СССР. belay
    Как то так получается.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»