Сухопутные войска будущего

69
Сухопутные войска будущего


Последние годы происходит серьезное изменение взглядов военных теоретиков на характер современной войны, формы и способы ее ведения. Важную роль в этом играет появление принципиально новых средств вооруженной борьбы, внедрение качественно новых технологий производства вооружения и военной техники (ВВТ), активное развитие технологий социального конструирования. Проблема усугубляется разнонаправленностью развития практик современных военных действий.

С одной стороны, для осуществления вооруженной агрессии государства применяют регулярные армии, оснащенные большим количеством современной боевой техники и вооружений. С другой стороны, не менее опасными стали действия «облачного противника» – псевдоиррегулярной армии, сочетающей в себе отряды профессионалов и непрофессионалов и противостоящей регулярной армии за счет первоочередного уничтожения экономики и населения государства – жертвы агрессии. Разрушительные возможности таких армий были широко продемонстрированы в ходе войн нового типа, развернутых США и их союзниками на Ближнем Востоке в рамках так называемой арабской весны. Целенаправленное уничтожение «облачным противником» промышленности и транспортной инфраструктуры государств Северной Африки и Ближнего Востока, ставших жертвами «революций», привело к их фактической дезинтеграции и устранению с международной арены как серьезных игроков.

ВОЙНА – УДОВОЛЬСТВИЕ ДОРОГОЕ

Наличие таких противоречивых тенденций развития вооруженных сил затрудняет определение рациональных направлений совершенствования военной организации любого государства. Проблема усугубляется и ростом необходимой экономической базы для ведения современных войн регулярными армиями. Ведь война стоит денег, часто очень больших денег. И с каждым новым витком гонки вооружений стоимость поражения противника только возрастает.

Например, по статистике, советские войска в Великую Отечественную войну израсходовали более 16 млн т различных боеприпасов (снарядов, мин и патронов). При соотнесении этой цифры с количеством официальных безвозвратных потерь гитлеровской Германии и ее союзников на Восточном фронте, можно считать, что в среднем Красной армии для поражения одного военнослужащего немецко-фашистских войск требовался расход до 2–3 т боеприпасов. Подобная оценка по другим войнам второй половины ХХ века даст соизмеримые, а в некоторых случаях и большие значения. Конечно, речь идет об условной величине расхода боеприпасов, ведь все большую долю лиц, получивших смертельные ранения в ходе боевых действий, составляет мирное население. Однако приведенный показатель – 2-3 т боеприпасов для поражения одного противника – иллюстрирует, какой мощной должна быть экономическая поддержка действующей армии, когда лицом к лицу сходятся миллионные армии.

Естественно, что такие огромные расходы на крупномасштабную войну сделали ее экономически нецелесообразной не только для небольших стран, но даже для государств – мировых экономических флагманов. На протяжении нескольких последних десятилетий прошлого века этот экономический тупик был завуалирован наличием у геостратегических противников оружия массового поражения, в первую очередь ядерного. Именно этот «зонтик» стали считать абсолютным оружием, обеспечивающим военную безопасность любого государства на период создания новых средств вооруженной борьбы. Средств, способных изменить стратегический баланс сил в мире в пользу той страны, которая первой масштабно реализует возможности, предоставленные информационной революцией.

ВТО – НЕ ПАНАЦЕЯ

Одним из перспективных направлений выхода из экономического тупика послужило создание в 80-х годах прошлого века эффективного высокоточного оружия (ВТО). Возможность намного снизить количество средств поражения, необходимых для поражения одного объекта противника за счет применения подобного оружия, завладела умами военных специалистов практически во всех передовых государствах Запада. Это сразу сказалось не только на заказах для промышленности, но и на структуре вооруженных сил всех экономически развитых стран мира. Начался период принижения роли и места сухопутных войск в системе вооруженной борьбы в угоду других, так называемых высокотехнологичных видов вооруженных сил.

Однако последующая практика военных действий подтвердила старую истину: не бывает абсолютного оружия. Широкое внедрение ВТО в вооруженных силах экономически развитых стран не дало им стратегического преимущества. Стоимость поражения одной цели продолжила свой рост. Как результат: сегодня если применение ВТО по критически важным объектам или высокотехнологичным образцам ВВТ противника еще имеет экономический и тактический смысл, то его применение против одиночного противника (особенно низкой квалификации) ведет только к экономическому истощению того, кто его так применяет. Этот тезис наглядно подтверждается низкой эффективностью борьбы США и ее ближневосточных союзников против «Исламского государства» (ранее «Исламское государство Ирака и Леванта» – ИГИЛ) – террористической организации, действующей на территории Ирака и Сирии.

Опыт боевых действий американских войск в Афганистане и Ираке (2001–2014), так же как и опыт советских войск в Афганистане (1979–1989), вновь подтвердил высокую роль сухопутных войск в решении военных задач. Никакое ВТО не может обеспечить полноценный контроль территории противника. Необходимо наличие мощной наземной группировки. Все остальное относительно.

В то же время мощных сухопутных войск, способных проводить стратегические операции, сегодня нет практически ни в одной армии мира. В ходе различных реорганизаций, которые претерпели в последние десятилетия вооруженные силы практически всех экономически развитых стран мира, боевые и оперативные возможности сухопутных войск оказались существенно снижены. Одномоментно, простым количественным наращиванием численности эти возможности сегодня не восстановить.

Во-первых, очень дорого. На вооружении уже стоит техника, которая ни по технической сложности, ни по требуемому уровню квалификации практически не отличается от техники таких традиционно считаемых высокотехнологичными видами вооруженных сил, как ВВС и ВМФ. Кроме того, социальные обязательства по содержанию большого числа как действующих, так и уволенных с военной службы военнослужащих сухопутных войск становятся тяжелым бременем для любого государства.

Во-вторых, во всех экономически развитых (или богатых) странах наблюдается устойчивая тенденция снижения количества желающих служить в сухопутных войсках. Положение усугубляется снижением качества людского мобилизационного ресурса, способного по своим интеллектуальным, психологическим и физическим возможностям эффективно осваивать и применять современные технически сложные армейские системы оружия.

В-третьих, свою отрицательную роль играет и такая в целом позитивная для общества тенденция, как рост ценности жизни любого военнослужащего, вплоть до отдельного рядового. Необходимость больших материальных выплат в случае ранения или смерти военнослужащего также ограничивает возможность государства по значительному увеличению сухопутных войск.

Следствием всех перечисленных причин стало устойчивое снижение численности сухопутных войск в любом экономически развитом государстве. Это объективная тенденция.

Таким образом, сегодня перед сухопутными войсками стоят две важные и противоречивые проблемы. С одной стороны, значительно повышается объем боевых задач, возлагаемых на них в современных военных действиях, с другой стороны, есть серьезные ограничения по численности и качеству специалистов, непосредственно участвующих в бою.

АРМИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Выходом из противоречивой ситуации становится принятие на вооружение сухопутных войск новых систем вооружения, которые обеспечили бы существенное снижение численности тактических формирований при сохранении или повышении их боевых возможностей.

В ХХI веке таким оружием становятся робототехнические системы, или боевые (военные) роботы, как принято их называть.

В последние годы благодаря быстрому развитию технологий и огромным деньгам, которые инвестируются в информационные технологии в целом и в развитие робототехники в частности, наступила эпоха роботов. Этому способствуют возросшие технические возможности и новые научные открытия: очередные новинки в сфере робототехники появляются каждые несколько месяцев – год. Современные роботы становятся больше и больше похожими на человека: умеют передвигаться как человек, читать, распознавать человеческие эмоции. Создан даже материал для покрытия человекоподобных роботов, который на ощупь похож на кожу человека.


Сегодня наземные роботы – лишь помощники солдата, но в будущем они смогут полностью заменить его. Фото с сайта www.army.mil

Сильная сторона роботов для любого командира в том, что они способны заменить людей при решении широкого спектра особо тяжелых или особо опасных боевых задач. Например, роботы могут быть очень полезны при ведении боевых действий в многомерных условиях современного города, эффективно решая сложные боевые задачи при ведении разведки или боя в различных труднодоступных местах. Таких как руины железобетонных и каменных зданий, крыши, чердаки, подвалы, коллекторы и полости под завалами.

Многие военные специалисты вообще считают разработку боевых роботов третьей технологической революцией в производстве вооружения и военной техники. К предыдущим революциям относят два ключевых события, навсегда изменивших поле боя: изобретение пороха и изобретение ядерного оружия.

Уже сегодня тысячи единиц роботов состоят на вооружении различных армий мира. И процесс нарастает. Конечно, большая часть современных боевых роботов предназначена для разведывательных операций и разминирования, но уже ни для кого не секрет их активное применение для непосредственного убийства людей. Пример тому – тысячи убитых ракетами с воздушных роботов – беспилотных летательных аппаратов США на Ближнем Востоке.

Применение наземных роботов в общевойсковом бою представляет собой качественно новый этап военного искусства. В частности, длительная оккупация территории противника всегда была чревата большими потерями личного состава в ходе повстанческих действий местного населения. Такие потери значительно влияют на общественное мнение и могут вынудить военно-политическое руководство оккупационных войск свернуть их присутствие на чужой территории. Широкое применение боевых роботов для контроля территории снимает эту проблему. Перестанут приходить похоронки, по телевизору перестанут говорить про войну – значит, все спокойно и хорошо. До потерь роботов и количества убитых ими «туземцев» скорее всего никому не будет дела.

Непрерывное развитие новых технологий производства средств вооруженной борьбы, имеющих искусственный интеллект, позволяет поставить на поток производство наземных робототехнических систем (комплексов) практически для всего спектра наземных боевых задач. Уже сегодня во многих армиях мира на роботов стремятся переложить часть задач, которые сейчас выполняются живыми людьми. Приоритетом становится развитие боевых роботов, заменяющих военнослужащих на поле боя, безэкипажной бронетехники и других автоматических платформ (включая и грузовые автомобили).

По мнению американских экспертов, быстрые темпы развития робототехнических и информационных систем ведут к тому, что в ближайшие годы число солдат в бригадных тактических группах может быть сокращено на четверть – с 4 тыс. до 3 тыс. – при сохранении, а в некоторых случаях и повышении их боевых возможностей. Предполагается, что такой подход позволит существенно снизить общую стоимость содержания каждой отдельно взятой бригады.

Уже сегодня некоторые типы роботов способны решать некоторые боевые задачи значительно лучше людей. Это значит, что по мере совершенствования программного обеспечения их участие в войне в ближайшие годы значительно расширится. Например, ожидается, что к 2020 году Сухопутные войска США на 30% могут состоять из робототехнических систем различного предназначения. В первую очередь обеспечивающих широкое внедрение полноценных боевых роботов в состав сухопутных войск различных армий мира, по некоторым прогнозам, можно ожидать после 2030 года. По нашему мнению, этот срок может быть значительно меньше. Об этом свидетельствует высокая динамика развития новых информационных технологий и новых технологий производства современной техники.

НЕДОСТАТКИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В краткосрочной перспективе наиболее вероятно широкое внедрение в состав сухопутных войск различных полуавтономных вспомогательных роботов и автоматизированных транспортных средств для организации автономных конвоев.

Например, корпорация Google уже в течение нескольких лет занимается разработкой автомобиля, «водителем» которого является искусственный интеллект. В декабре 2014 года корпорация уже представила первый рабочий прототип такого полностью автономного беспилотного автомобиля. При этом инженеры Google не скрывали его недостатки. В частности, автопилот мог «не заметить» ухаб или открытый люк в асфальте. Однако активные разработки в этой области и целенаправленные инвестиции в эту нишу позволяют успешно развивать информационные и коммуникационные технологии для автомобилей. Так, по данным портала Auto Evolution, компания Google уже в середине 2015 года запатентовала новую технологию полностью автоматического сбора информации о некачественном дорожном покрытии и последующей передаче координат о ямах и кочках на дорогах на специальные серверы для обобщения и создания интерактивных карт. Есть основания полагать, что поставленная задача по созданию автономного автомобиля Google может быть выполнена в срок. Не менее интересные наработки в этой области есть и у ряда других зарубежных и отечественных компаний.

Хотя проблем и технически сложных задач на этом пути много. В первую очередь они связаны с развитием искусственного интеллекта. Не менее важны и юридические аспекты организации совместного движения на дорогах людей и роботов. Например, если по вине искусственного интеллекта произошла авария, особенно с человеческими жертвами – кто будет нести ответственность: производитель, программист или кто-то еще?

Существует еще множество других проблемных вопросов, которые жизнь ставит перед теми, кто стремится к широкому внедрению роботов в сухопутные войска. Например, роботизация принципиально меняет не только организационную структуру и тактику действий подразделений сухопутных войск, но и социальную структуру армии. В частности, к порожденным роботизацией вызовам следует отнести значительное перераспределение социальных ролей и социальной статусности воинских профессий.

Сюда же можно отнести и проблемы, связанные с новым видом социальных отношений: человек – автономный боевой робот с искусственным интеллектом. Роботизация переводит «живых» военнослужащих из психологически понятного состояния войны как борьбы человека против человека в плоскость борьбы человека против «разумной» машины, нацеленной на убийство людей. В новых условиях отдельного решения потребует не только организация совместных действий роботов и людей на поле боя, но и проблема совместного размещения и совместной боевой подготовки людей и роботов вне этого времени.

Еще одна сложная проблема, которую стоит выделить отдельно – проблема коммуникации. Прежде всего между людьми-исполнителями и роботами-командирами. Проблема может усугубляться степенью адаптированности роботов к совместным действиям с людьми. Несомненно, что на этой почве могут возникать не только трения, но и открытая конфронтация.

Не менее сложной может стать и социально-психологическая адаптация военнослужащих-людей, длительное время взаимодействовавших на поле боя с боевыми роботами как союзниками и как противниками. Со времен древних войн известны случаи, когда военнослужащие одушевляли свое оружие. Особенно эта практика распространилась со времен Второй мировой войны, когда широкое распространение получили технически сложные системы оружия. В ходе активного внедрения роботов в состав группировок американских войск в Афганистане и Ираке также известно немало случаев привязанности военнослужащих к своим «подшефным» роботам. К восприятию их как своих боевых товарищей или талисманов. Будущее активное взаимодействие военнослужащих с автономными роботами с развитым искусственным интеллектом может только усугубить проблему. Для возврата к полноценной мирной жизни людей таким военнослужащим может потребоваться новое «обретение себя».

Подобных проблемных вопросов много. Однако даже их краткое изложение требует нескольких публикаций.

Главное – война меняет свое лицо. Меняется роль и место вооруженного человека в ней. Сейчас требуется совместная работа специалистов из различных областей человеческой деятельности. Не только оружейников, но в немалой степени – философов, психологов, социологов и специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта. Это надо понимать и учитывать при строительстве вооруженных сил.

В целом обозначенные тенденции развития сухопутных войск свидетельствуют о том, что уже в ближайшей перспективе нас ожидают качественные изменения их организационной структуры, технической оснащенности, боевых возможностей. Сухопутные войска были и останутся важнейшим видом вооруженных сил любого государства, однако их функции и возможности вырастут на порядок.

Сложность в том, что все необходимо делать в условиях явно выраженного дефицита времени. Та армия, которая первой окажется готовой к качественной трансформации своих сухопутных войск, имеет все шансы стать армией победителей.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +14
    13 сентября 2015 14:32
    Финал один- рано или поздно мы станем им не нужны.
    1. +13
      13 сентября 2015 14:51
      Цитата: гдв
      Финал один- рано или поздно мы станем им не нужны.

      Ну зачем так пессимистично, пару слесарей оставят, что бы их ремонтировали (шутка). Не смотрите голливудскую фантастику.
      1. +2
        13 сентября 2015 15:57
        Хорошо бы еще они друг друга убивали, а людей оставили в покое. lol
        1. +7
          13 сентября 2015 17:01
          Например, по статистике, советские войска в Великую Отечественную войну израсходовали более 16 млн т различных боеприпасов (снарядов, мин и патронов). При соотнесении этой цифры с количеством официальных безвозвратных потерь гитлеровской Германии и ее союзников на Восточном фронте, можно считать, что в среднем Красной армии для поражения одного военнослужащего немецко-фашистских войск требовался расход до 2–3 т боеприпасов.

          Хитрющая баба, эта статистика. Умеет напустить туману...

          Нет, чтоб прямо сказать, входят в эти 16 000 000 тонн, боеприпасы(горы), утерянные при тех или иных ситуациях...
          1. 0
            14 сентября 2015 16:36
            Входят в сто пудов.Это то что было отписано промышленностью в армию.По своему опыту поисковика могу заявить,что половина всего этого лежит в земле.Треть осталась на складах.Часть погибла при доставке и вот остается то всего ничего около 2 млн тонн.
        2. +7
          13 сентября 2015 17:30
          Цитата: Бабр
          Хорошо бы еще они друг друга убивали, а людей оставили в покое.

          Вы что-то перепутали, это роботы скажут "пусть люди убивают друг друга, а нас оставят в покое".
          1. 0
            14 сентября 2015 16:13
            все возможно при новом развитие техники не дай бог случится как забугорных фильмах
        3. +1
          14 сентября 2015 08:05
          по статистике, советские войска в Великую Отечественную войну израсходовали более 16 млн т различных боеприпасов (снарядов, мин и патронов). При соотнесении этой цифры с количеством официальных безвозвратных потерь гитлеровской Германии и ее союзников на Восточном фронте, можно считать, что в среднем Красной армии для поражения одного военнослужащего немецко-фашистских войск требовался расход до 2–3 т боеприпасов.

          Российские и немецкие историки оспорили цифры военных потерь гитлеровской коалиции. До сих пор все исследователи опирались на пропагандистскую статистику ведомства Геббельса. При этом количество известных немецких могил только на территории бывшего СССР вдвое превышает официальные данные.
          Данные новых исследований по истории Второй мировой войны приводит РБК daily. Несмотря на значительный срок, прошедший после окончания Второй мировой войны, есть страны, которые до сих пор не смогли подсчитать свои демографические потери. И, как это ни странно, в их число входит Германия. В отличие от России, чьи историки, казалось бы, вдоль и поперек испахали тему потерь в Великой Отечественной войне, немцы считают своих погибших только по геббельсовской статистике военной поры. Причем эти данные настолько занижены, что количество известных немецких могил на территории Советского Союза превышает их почти в два раза.
      2. 0
        13 сентября 2015 18:49
        Типа "Судный день", "Восстание машин"??? Но, похоже, ёмана, похоже... ИМХО!
    2. +3
      13 сентября 2015 18:23
      гдв RU Сегодня, 14:32
      Финал один- рано или поздно мы станем им не нужны."

      ..А Мы -разве не роботы?.. Непрерывная череда войн..конфликтов..Роботы войны ... laughing
      1. +4
        13 сентября 2015 18:49
        Цитата: 222222
        ..А Мы -разве не роботы?.. Непрерывная череда войн..конфликтов..Роботы войны ...


        Мы не роботы.
        Мы - высшие хищники этой планеты.
        Мы убиваем, воюем между собой, устраиваем геноциды и холокосты просто потому... что нам это нравится. Да и естественных врагов больше не осталось.
        1. +1
          14 сентября 2015 00:05
          Цитата: Haettenschweiler
          Да и естественных врагов больше не осталось.

          Вот здесь не соглашусь!Три дня назад ездили за грибами,жена ушла в сторону,потом прибегает и говорит, что чуть не вступила в "кучку". Я сходил проверил действительно это от медведя и не более получаса назад! Вы знаете я не очень стремлюсь к встрече с хозяином!Даже имея ружьё я бы предпочёл не встречаться!
          1. +1
            14 сентября 2015 04:13
            Медведь тоже бы предпочел с Вами Человеками не встречаться
      2. +2
        13 сентября 2015 19:03
        Вот здесь есть такие слова" Землю потом мешали от войны до войны"
        Так что мы наверно не роботы.
        1. +2
          13 сентября 2015 22:13
          Бабр (2) SU Сегодня, 19:03 ↑

          Спасибо, Виктор...я не слышал нигде эту песню раньше!
        2. 0
          14 сентября 2015 04:34
          В том-то всё и дело что в полностью роботизированной армии всё это будет не нужно. Честь, совесть, стыд им не знакомы. Робот не задаст себе вопрос почему он убивает. Ему не нужно никакой идеологии. Если у человека есть много денег то он сможет купить себе армию которая будет воевать за его интересы. То есть любой пр...ок , у которого есть деньги, сможет развязать полномасштабную войну.
    3. 0
      13 сентября 2015 20:23
      Толковая статья, побольше бы таких на ВО
      1. 0
        13 сентября 2015 23:28
        Да терминаторов пересмотрите - круче будет.Это опять про войну с туземцами, не имеющими средств РЭБ,тактического ядерного оружия и т.д.А когда наступит судный день - весь этот металлолом будет давно мертв, и опять оставшимся гомо(без)сапинса придется все решать самим.
    4. +1
      13 сентября 2015 22:33
      Скайнет должна умереть)))
    5. 0
      13 сентября 2015 22:58
      Ну а как вы хотите? И наш черед настанет, не только неандертальцам отдуваться...
      1. -1
        13 сентября 2015 23:16
        Да нормально все!.. Хороший такой электромагнитный импульс и да здравствуют технологии позапрошлого поколения! laughing И вообще свистки, флажки и командирский мат! А тут нам равных точно нет! soldier
        1. 0
          14 сентября 2015 04:38
          К сожалению не получится. Сейчас вся военная электроника защищена от электромагнитного импульса.
    6. 0
      15 сентября 2015 00:57
      Да уж. Тут должна быть монументальная закладочка. Поднял манипулятор на "хозяина", сразу пошел и утопился. smile
  3. +4
    13 сентября 2015 14:35
    Очень надеюсь на это! Нужно менятся ..гибридная войн наше изобретение и очень эффективное!
    армия, которая первой окажется готовой к качественной трансформации своих сухопутных войск, имеет все шансы стать армией победителей.

    золотые слова!
    1. +2
      13 сентября 2015 14:50
      smile гибридная война-ваше изобретение?
      1. 0
        13 сентября 2015 16:43
        А кто нибудь может мне объяснить.Что такое гибридная война?
        Я это понимаю так.
        Вот в Великую Отечественную, выдернули ноги Гитлеру и конец кампании.(условно)
        Хотя подозреваю что у него было не две"ноги".
        Сегодняшнего врага можно сравнить с сороконожкой.Оторви две, все равно поползет жрать дальше листву.
        Пока не выявить эти "ножки" невозможно победить врага.
        1. +3
          13 сентября 2015 17:25
          ну по чему же. можно ,по старинке, придти спецуре и оторвать голову тому,кто этим рулит.мы ж консервативны в этом вопросе. потому и непобедимы))))
        2. +5
          13 сентября 2015 17:37
          Бабр
          А кто нибудь может мне объяснить.Что такое гибридная война?


          .....это когда ты замутил "революцию гнидости": проплатил и обучил "театралов" и боевиков,раздал сценатий и слова , снайперов расставил для воодушевления масс, обещаний понадавал и печенек завез, а у тебя ничего не получается-тогда и говоришь типо не шмогла! т.к против меня гибридная война однахоооо..... wassat
          1. 0
            13 сентября 2015 18:24
            Цитата: EGOrkka
            однахоооо.....

            Однахооо.. я не туда попал. belay
            Прошу пардону. Ошибся адресом. Извиняйте. request Однахооо....
      2. +1
        13 сентября 2015 17:33
        Цитата: EGOrkka
        гибридная война-ваше изобретение?

        Раньше, когда правители доверяли своему народу, в гибридной войне побеждали легко - все мужчины в государстве были вооружены и готовы дать отпор всяким разным бандитам.
        1. +1
          13 сентября 2015 19:16
          а если серьезно..."гибридная война".....это что бы не называть своими именами ,а то что сейчас происходит в руинии а это настоящяя ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА-славян со славянами!!!!!!!!!!
  4. +4
    13 сентября 2015 14:39
    Понимаю умом,что будущее неизбежно за роботами,но жутковато как-то доверять жизни людей бездушным железякам.Когда в руках солдата оружие, то оно выполняет волю нажимающего на курок ЧЕЛОВЕКА.А перехват управления робота проще чем переагитация бойца.
    1. +5
      13 сентября 2015 14:59
      Цитата: bronik
      Понимаю умом,что будущее неизбежно за роботами,но жутковато как-то.

      Да ладно, все же "Звёздные Войны" смотрели? Дроиды тупые и бесполезные. В клонах сила, они победят. laughing
      1. +1
        13 сентября 2015 17:58
        - "Крикуны" Стивена Кинга?
  5. +7
    13 сентября 2015 14:44
    Очень эффективное оружие против всяких роботов - комплексы средств РЭБ. "Дональд Кук" про это знает.

    Все эти фантазии про игры в войнушку уместны для сидящих в комнате, на скамейке во дворе. Если наш Красноярский край покрывает своей площадью Европу, как бык овцу, предположите, найдётся ли оператор, способный не заблудиться в этих просторах? lol

    А, кроме того, идея бескровной войны из-за угла пришла от американцев. Это они, насмотревшись фильмов Голливуда переносят фантазии режиссёров на поле реальных сражений. Это они, сняв "Звёздные войны", продолжают закупать ракетные двигатели в России... laughing
  6. 0
    13 сентября 2015 14:50
    Эми-оружие что то вроде кольта уровнителя.
    1. 0
      13 сентября 2015 17:48
      - Нет! НАНОфабрикаты, в считанные минуты разлагающие солдат противника до состояния компоста!Причём, учитывая требования современной морали, безболезненно для разлагаемых индивидов! smile
  7. +3
    13 сентября 2015 15:00
    Совершенствование роботов во всех областях применения неизбежно приведет к вытеснению человека из опасных и нудных производств, одним из вариантов которых является война. А если роботы еще и не будут иметь инстинкта самосохранения - страшно подумать, на что будут способны такие чудища. Уже появляются интеллектуальные мины, прицельные системы типа "прицелился - забыл", беспилотники и т.д. и т.п.
    Даже наша "Армата" снабжена таким количеством всяких программных "бантиков", что в принципе должна иметь экипаж из двух человек, что, видимо, и будет сделано по результатом опытной эксплуатации в войсках.
    1. +1
      13 сентября 2015 19:21
      Горный стрелок.

      Всеравно оставят 3.

      Как по-моему это самое оптимальное число. И именно для обслуживания в полевых условиях.
  8. +1
    13 сентября 2015 15:09
    Хорошо, что наши учатся на чужом примере - учитывают опыт войсковых операций янкосов.
    Помню, как ломало генералов при отказе от конницы и переход к танковым войскам.
    Войска времён ВОВ совершенствовалась, и вот теперь армия готова к качественному шагу.

    Как по мне, так первым явным примером революции в армии служат авиационные дроны.

    1. 0
      13 сентября 2015 15:52
      Этим "дронам", БПЛА, "сто лет в обед"...
      1. +1
        13 сентября 2015 16:01
        Цитата: mosquit
        Этим "дронам", БПЛА, "сто лет в обед"...

        Да, только сейчас их активно стали сбивать. Может, из-за того, что БПЛА стали активно применять? В настоящее время беспилотные технологии военной инженерии интегрируют в войска. Разведка и одиночные ракетные удары - был первым реальным шагом применения беспилотных технологий. Дальнейшее - за ударной авиацией, и, предположительно, за танковыми войсками.



        Применение искусственного интеллекта, как в "Робокопе" (фильме тридцатилетней давности) вряд ли скоро получим. Скорее, дальнейшим шагом будет применение экзоскелетов, ну, или шагающих боевых костюмов.





        1. +1
          13 сентября 2015 16:30
          Угу...
          //airwar.ru/enc/bpla/tu121.html
          //airwar.ru/enc/spy/tu123.html

          И это, в "Чужой-2" картинки будет по круче данных муляжей...

          Да, только сейчас их активно стали сбивать. Может, из-за того, что БПЛА стали активно применять? В настоящее время беспилотные технологии военной инженерии интегрируют в войска. Разведка и одиночные ракетные удары - был первым реальным шагом применения беспилотных технологий. Дальнейшее - за ударной авиацией, и, предположительно, за танковыми войсками

          Это к Стругацким, "Обитаемый остров"... hi

          Вообще речь не о "девайсах"...
        2. +1
          13 сентября 2015 19:30
          Цитата: MainBeam
          Скорее, дальнейшим шагом будет применение экзоскелетов, ну, или шагающих боевых костюмов

          Для этих штуковин нужен мощный источник энергии.
        3. 0
          14 сентября 2015 02:32
          вопросы есть?
  9. +2
    13 сентября 2015 15:14
    Очень много пишут про "армию будущего" или "войны будущего"...
    При этом авторы, как обычно, не склонны вообще к описанию "бизнесс-процесса" Война...
    Что это (Война)?
    Конфликт?, Да.
    Для чего?
    Какие цели и задачи преследуют стороны конфликта?
    Какими методами они хотят достигнуть свои цели?
    Какие ресурсы есть?

    Все эти сумбурные описания "military gadget" имеющие "потрясающие" возможности эквилибристов и делающих потрясающие трюки, этот ли облик современной Армии?
    До сих пор среди массы писателей есть уверенность, что количество разных ЛА, БПЛА, КР и прочей абвиатуры может как то повлиять на сухопутный конфликт...
    1. +2
      13 сентября 2015 19:28
      mosquit

      Все в мире конфликты имеют экономическую основу.
      Если у вас есть сороконожка. То нет смысла бороться с ней выдергиванием ножек.
      Как было замеченно ранее. Зато имеет смысл обратить внимание на голову. И это ответ, почему все говорят про теневое правительство.
      Отсюда вывод. Важно то оружие которое бьёт в голову, а не выдергивает ноги.

      И какое это оружие? Ответ. Информационное.
      Разведка, определение цели, дезинформация.

      Такое оружие по своей экономической эффективности стоит выше самой роботизированной армии. А все эти дроны...
      1. 0
        13 сентября 2015 20:59
        Кстати о теневом правительстве.

        Очень удобно. И не переизберут и не уничтожат физически. И политику можно проводить стабильную и не изменную.
        Одна проблема. Если политика национально не ориентированная, то изменить её так же трудно, как выиграть войну.

        Примеры рядом. Это РФ. И США. Кто то третий правит бал. Впрочем и в других странах можно найти похожие симптомы.
  10. +6
    13 сентября 2015 15:37
    Как по мне, так лучше бы всего закончилось так, как в ролике. Русский мужик и так выживет, а остальные...А это уже их проблема будет.
  11. -2
    13 сентября 2015 16:33
    внедрение качественно новых технологий производства вооружения и военной техники
    Это как? Изобрели новый способ сверления ствола для винтовки?
    1. 0
      13 сентября 2015 19:02
      И канал ствола уже не сверлят а куют
  12. +1
    13 сентября 2015 17:39
    - "2-3 тонны боеприпасов на одного немецкого солдата..." И это только Советской Армией! А если добавить сюда расходы союзников? Феерически эффективен немецкий солдат! smile
    1. +1
      14 сентября 2015 04:56
      Во первых:
      Это с учётом всех потерь. В том числе расстрелянных на полигонах и стрельбищах по мишеням.
      Во вторых:
      Думаете, у немцев затраты были меньше?
  13. 0
    13 сентября 2015 17:54
    Прсто оставлю ссылку на интересную статью. Это не моё мнение.

    http://samlib.ru/a/annit_o/ubertanc.shtml
  14. 0
    13 сентября 2015 18:01
    Вспоминая замечательные слова из филима " В бой идут одни старики", скажу так - флаг над конгрессом США поставит не робот а простой пехотинец!
    1. +1
      13 сентября 2015 18:21
      И это будет правильно и справедливо!
    2. 0
      13 сентября 2015 20:52
      taseka

      Нет смысла об этом говорить, так как врага по моему мнению вы определили не правильно.
      Американцы инструмент. А вот кто враг, я затрудняюсь сказать. Не хочу выглядеть смешным, но мне всегда казалось, что это инопланетяне.
      Очевиднсть заключается в том, что даже себя американцы деребанят во всю.
  15. 0
    13 сентября 2015 18:20
    Статистика расхода боеприпасов это как раз экономика,а для военного выполнение поставленной задачи ,всеми имеющимися способами,так что статистика вещь хоть и объективная,но далеко не отражает истины,еще одно замечание,не нужно пугать человечество совершенствующими роботами и т.д,человечество не настолько глупо,что бы все отдать на откуп машинам (существует любовь,злость,радость,все то что называется чувства)и не какой самый умный искусственный инттелект это не постигнет,значит у нас хорошие шансы на выживание
  16. 0
    13 сентября 2015 18:58
    Значит, очередная гонка вооружений.
  17. +2
    13 сентября 2015 19:04
    Цитата: EvilCat
    внедрение качественно новых технологий производства вооружения и военной техники
    Это как? Изобрели новый способ сверления ствола для винтовки?
    Как вы умники минусующие надоели! Что вас так возмутило? Неужели можете назвать качественно новые технологии, именно технологии, а не виды вооружения? Уверяю вас, ничего качественно нового в технологии производства стрелковго оружия нет. И в сварке танковых корпусов тоже. И самолеты даже самые навороченные по наработанным технологиям собирают.
    Впрочем, чего от вас ждать? Пользуетесь тем, что нельзя посотреть кто какие оценки ставит? Ну и ладно.
    1. 0
      13 сентября 2015 19:22
      Солидарен.
      По поводу темы ни бум-бум.
      А вот в отношении минусовщиков, да.
      Терпеть-ненавижу. lol
    2. 0
      13 сентября 2015 23:33
      Как вы умники минусующие надоели! Что вас так возмутило? Неужели можете назвать качественно новые технологии, именно технологии, а не виды вооружения? Уверяю вас, ничего качественно нового в технологии производства стрелковго оружия нет. И в сварке танковых корпусов тоже. И самолеты даже самые навороченные по наработанным технологиям собирают.

      Например композитные материалы. У ПАК ФА значительная часть планера сделана из углепластика. Там тахнология производства иная, нежели у металлических деталей.

      Также, например, 3D-принтеры (это называется ещё модным словом "аддитивные технологии"). Пластиковые детали не вырезаются, а "печатаются" послойно, это даёт некоторую экономию материала.
      1. +1
        14 сентября 2015 02:40
        во первых: печатают не только пластиком но и другими материалами например титаном
        во вторых: далеко не всегда получается экономия! иногда расход материала даже больше!
        в третьих: в металлах и пластиках излишки материала идут как вторсырьё так что безумная экономия это миф...
  18. +1
    13 сентября 2015 19:14
    Вот она будущая пехота и никак не иначе.
    1. +1
      13 сентября 2015 20:51
      Вы АБСОЛЮТНО правы!
      Если кто и переживёт локальную войну нового тысячелетия, то начнёт своё "перевооружение" именно с меча и колчана со стрелами.
      Согласен с Вами - весьма печальная и НЕ ИЗБЕЖНАЯ (при таком развитии ситуации) перспектива.
      1. 0
        13 сентября 2015 21:10
        Если кто и переживёт локальную войну нового тысячелетия, то начнёт своё "перевооружение" именно с меча и колчана со стрелами.

        В древности все оружие было 2-го назначения.
        гипермаркетов продуктовых не было.
        Вилы у крестьянина изначально были не для войны.Как и стрелы.
        Так что...скорее офисные папки на пару с гаечным ключом.
        Такая вот оглобля.
  19. +4
    13 сентября 2015 19:29
    Хотел бы я посмотреть на робота, который поперся бы за мной в тайгу на рыбалку. Там то по кочкам прыгай на болоте, то через упавший кедр перелезь, то под сосной в три погибели согнувшись проползи... То старица, то бурелом. Ерунда. Там танк не пройдёт, дрон не пролетит, и амер спецназовец сядет и будет плакать. А нам, сибирякам - обычное дело. Я каждое лето из принципа в тайге ночую на голой земле под елкой хотя бы раз- то рысь мяукнет где-то, то мишка или сохатый вдалеке проломится. Самому страшно до жути. И сына приучаю. Ему то просто - лег и спит. А я всю ночь костёр жгу до рассвета. Там такие непроходимые места, что высказать нельзя. И никакие мулы амеровские там отродясь не пройдут. Так что Сибирь - матушка - наш железобетонный плацдарм.
    1. +1
      13 сентября 2015 21:09
      kuznec

      У вас есть шанс выжить. Берите на рыбалку ещё кучу женщин. Возрождайте нацию.

      :)
      1. +2
        14 сентября 2015 06:37
        Брал уже:-)
  20. +2
    13 сентября 2015 19:34
    Господа Вы давно играли в какую нибудь игрушку онлайн?. Вы зайдите и посмотрите, что происходит в сети. Там миллионы уже подготовленных бойцов операторов, они подготовлены в плане выработки стратегии ведения войны на робототехнике. Раньше, мальчики зажав палку с фанерной головкой коня и взяв в руку деревянную саблю, носились по улице изображая кавалеристов. Подрастая они садились на настоящих коней и брали настоящие сабли. Теперь представьте, на что или за что сядут наши дети, когда вырастут. Это для нас будущее фантастично и размыто, а они уже живут в нем, это новый мир. Не надо далеко ходить, посмотрите на наших стариков они в ужасе, у них паника, они не понимают что происходит. Настолько стремительно развивается электроника и киберпространство. Для них настали не лучшие времена. Мне уже страшно от этого. Что будет с нами? Мы еще сильнее отстанем от кибержизни. Предыдущие поколения всегда со страхом относились к прогрессу. Новая жизнь требует нового понимания. Поиграйте с внуками, это полезно. Развивает. )))
    1. +4
      13 сентября 2015 19:57
      А если после глобального ЭМИ вся эта шушера упадёт ниц? Кто тогда будет воевать? Геймеры с колой и гамбургерами? Ой, извините, а ведь колы и гамбургеров больше не будет - ведь не будет электричества! И психологов, которые будут лечить от синдрома отсутствия компьютеров тоже не будет, как интернета и подобной ерунды. Я сам айтишник, но своих детей держу на жёстком it-пайке. Сеть только по необходимости, и под жёстким контролем. Но у сына с 4-х лет есть учебник 'Дискретная математика для инженера', всякие-разные железки- радиодетальки, подкидываю ему для разламывания приборы - аппараты. Кроме того - он занимается самбо - дзюдо, призер - чемпион и т.д. Ходит со мной в тайгу. Да, с ним есть проблемы, но именно с них, с наших детей нужно поднимать Родину..
      Нужно хотя бы заставлять детей делать зарядку! А не пыжиться с ними в новую игру на айфоне.
    2. +2
      13 сентября 2015 23:21
      Цитата: nrex
      Не надо далеко ходить, посмотрите на наших стариков они в ужасе, у них паника, они не понимают что происходит

      Вы не поверите, в начале 0х рассказывали мне несколько случаев когда участники ВОВ уровни игрулек соответствующей тематики проходили отменно пока молодое поколение в школе. good
    3. 0
      13 сентября 2015 23:38
      Ну согласен - ведь если тебя убили, то можно еще 3 000 раз попробовать перебить всех мерзавцев...Кстати, у кошки говорят 7 жизней...На старых приставках типа Денди, Сега, Нинтенда - в играх было 3-5...Сейчас - бесконечность...Вы тоже думаете, что после реальной смерти вы возродитесь в киберпространстве и будете бесконечно воевать в реальном мире???Играйте со внуками не в кибержизни, а в реальной.Иначе будут у них кибержены и у вас киберправнуки...
  21. 0
    13 сентября 2015 19:45
    У всех будет бронекапсула. laughing
    В крупной войне Победит конечно резерв.
    Без бронекапсулы.
    Ну и ко всему что может ползать,ходить,летать,плавать...добавят камеру и мотор.
    И что самое страшное...любая гражданская продукция сможет стать пазлом для военных.Так всегда было.Однако перевод на военные рельсы может происходить намного быстрее.
    Тут как говорится речь может пойти об ограничениях валового внутреннего продукта,т.е.экономики.
    шутка.
  22. 0
    13 сентября 2015 20:54
    Цитата: кил 31
    Цитата: гдв
    Финал один- рано или поздно мы станем им не нужны.

    Ну зачем так пессимистично, пару слесарей оставят, что бы их ремонтировали (шутка). Не смотрите голливудскую фантастику.


    Вот именно , насмотрятся всякой чуши , и начинают пургу мести . Во ВСЕХ войнах ВСЕГДА последнюю точку ставит пехота с сапёрными лопатками - так было , есть и будет . Я не призываю к примитивизму , но все эти "высокотехнологичные" отгребать будут ассиметрично , т.к. разрушать легче . Образно выражаясь , на всякий орбитальный робо-лазер заоблачной стоимости всегда найдётся орбитальная бочка со ржавыми гайками с кило тротила внутри . Хотят деньги "освоить" - да в путь . Главное - знать , что там мутят , и тогда будем готовы . А это уже забота 1-го Главного управления КГБ (не знаю , как оно сейчас называется) .
    1. +1
      13 сентября 2015 21:15
      illitchich

      У вас есть ключевая фраза. " главное знать"
      Вот с главного и начинать надо. А все остальное, это по умолчанию второстепенно.

      И не КГБ должно знать, а каждый. КГБ уже проспало одну страну.
  23. 0
    13 сентября 2015 21:06
    Пока пехотинец не займёт плацдарм, победы нет.
    1. 0
      13 сентября 2015 23:57
      Цитата: atamankko
      Пока пехотинец не займёт плацдарм, победы нет.

      Не совсем так, вон например с Югославией загнали авиа ударами страну в каменный век и ставшая некомфортной жизнь населения вынудила политиков поднять лапки.. Так что одновременная обработка мозгов и бомбардировка тел дает очень хорошие результаты.. Скажите в афганистане не вышло.. ну дык там и задачи совсем другие ставились, нужно было бы и афганистан тупо бы загеноцидили применив химическое биологическое , а возможно и ядерное и все никуда бы гордые афганцы не делись.. Тож само возможно и с ИГИЛ , отпадет в них нужда у носителей добра и все лавочку прикроют..Что бы не говорили , а технологии рулят, думаю что все видели кадры охоты светлых эльфов с борта пепелаца "Апач" по иракским жителям? Что то там я не заметил какой либо угрозы экипажу вертолета , расширят данный опыт и все у технологически отсталого противника нет шансов.. А чтоб таких противников было как можно больше и организован нынешний бардак по всему мриру это и развал устойчивых стран, и падение уровня образования. морали и других признаков развитого общества.. в планах должен остать один игрок стехнологиями на 3-4 поколения превосходящий всех остальных.. Толко вот один вопрос , а не рано ли начали? Не похоже чтоб земные технологии достигля уровня самоподдержки и самовостановления.. Или мы чего ОЧЕНЬ крупно не знаем..
  24. +4
    13 сентября 2015 21:14
    вот он солдат будущего, а сейчас бабло отмывают на госзаказах.
  25. +1
    13 сентября 2015 22:48
    наступила эпоха роботов


    Ну прямо! Пробуют протолкнуть на войну эру манипуляторов, с дистанционным управлением по воздуху. Только вот средства радиоэлектронной борьбы сливают в унитаз все эти летающие и ползающие машинки. От того эффективны они лишь против заведомо неразвитого противника. Посидеть в бункере, и понажимать на кнопки, не получится. Все зависит от задачи, а методы её решения просты, - сила, сила и еще раз сила.

    Что касается искусственного интеллекта, то искатели такового еще ни на микрон не приблизились к своим поискам. Ибо, все что удается создать, очень большую базу данных и большую скорость оперирования данными. Искусственный интеллект, это в первую очередь способность к анализу и к созидательной рекомбинации, когда аппарат улучшает свои возможности без влияния программиста. Что говорить, даже подобия аналитического мышления нет. Да и никакого. Ибо такое нечто, в первую очередь должно осознать самое себя. В противном случае, - порча воздуха и развод головастиками толстосумов, зараженных комиксами с детства.
  26. +1
    13 сентября 2015 22:50
    Цитата: iliitchitch
    Вот именно , насмотрятся всякой чуши , и начинают пургу мести . Во ВСЕХ войнах ВСЕГДА последнюю точку ставит пехота с сапёрными лопатками - так было , есть и будет .

    Ага, порох перестал воспламенятся, тротил детонировать, а ядра перестали делиться-апокалипсис предрекаете любезный.
  27. +1
    13 сентября 2015 23:30
    Статье бы называться - <<Сухопутные войска будущего против воинственных аборигенов с АК-74>>.
  28. 0
    14 сентября 2015 09:02
    Да, автоматизация породила проблему "лишнего" человечества.

    Может быть, автоматизация окончательно разрешит эту проблему, и не только на поле боя.

    Как Тарас Бульба.
  29. 0
    14 сентября 2015 11:44
    Опыт последних войн (гибридных) показал, что в основе своей войну на земле бевые действия ведут полупрофессиональные добровольческие, иногда полубандитские формирования, возглавлемые профессиональными военными (революционерами). Войны между ядерными супердержавами, на данном этапе, невозможны. Командиры, действительно, должны иметь военный опыт, который можно приобрести только в армии. А вот, их бойцы, в большей части, будут непрофессионалами. Соответсвенно, и требования к оружию вытекают - оружие должно быть предельно простым в эксплуатации и надежным. Так что автомат Калашникова списывать ещё рано. А электроника и роботы на поле боя, конечно, нужны. Но на долго их не хватит.
  30. 0
    14 сентября 2015 17:51
    Главное, не надо забывать, что все эти разработки ведутся для внедрения в производство товаров и услуг широкого потребления. Победит лидер в сфере производства этой продукции.
  31. -1
    14 сентября 2015 18:37
    Чепуха. Причем ужасно забавная чепуха! Автор вполне верно определил проблемы современного оружия и военных доктрин. Развитие оружия предсказуемо сделало войну неподьемно дорогой. Все военные специалисты, извечно готовясь к прошлой войне, мечутся, пытаясь придумать, как невинность соблюсти и капитал приобрести. Автор предлагает свое "оригинальное видение". В чем оно? А вот:
    В ХХI веке таким оружием становятся робототехнические системы, или боевые (военные) роботы, как принято их называть.
    Господи, ну и ржака! Автор, ничтоже сумняшеся, предлагает лечить проблему удорожания войны... залив ее баблом. То есть увеличив расходы в тысячи и тысячи раз. Роботы, чтоб ты, автор, знал, много дороже существующего оружия! И они всегда будут дороже. Потому что роботам нужно это самое оружие. И плюс цена робота! Да еще и робот гораздо прочнее людей, быстрее их, перемещается в нескольких средах (может, к примеру, взлететь на одноразовых ускорителях), что вынуждает сильно поднять цену используемого оружия. Понятно, автор? Это куда дороже!
    Увы, массовая компьютеризация не сделала людей умнее, а напротив тому - массово оглупила. Статья - экспертная оценка? Увы... Это просто великовозрастный, неумный и невоспитанный бутуз орет - мне страшно!! И я хочу игрушек!! Вот и все. Вранье про удешевление - просто маска страха и желание перевести войну в игру. Ничего более.
    Автор, все напрасно. Во первых роботизацию никто не потянет. Экономики сдуются гораздо раньше, чем осилят массовые безлюдные боевые блоки со всей инфраструктурой и средствами перемещения. А во вторых прости уж, но тебя все равно застрелят. Да, ты будешь лежать в бункере и приятно щелкать манипулятором. Но однажды бункер вскроют грязные пехотинцы и убьют тебя. Причем поступят примерно так, как в Первую Мировую поступали с пакостниками, использовавшими пилу на обушке ножа. Роботизация не решит проблему страшной смерти на войне...
    Как будет выглядеть армия-победитель следующего неядерного цивилизационного конфликта? Серьезная тема... и не для "военных специалистов", несущих весь этот кибернетический бред.
  32. 0
    15 сентября 2015 15:14
    Цитата: kuznec
    А если после глобального ЭМИ вся эта шушера упадёт ниц?
    …не будет, как интернета и подобной ерунды.
    Я сам айтишник.

    Не вяжется вообще никак. Айтишник говорит, что интернет и подобное — это ерунда?? Вы настолько не любите своё дело? Минус вам за неправдоподобность и косность языка. «Падать ниц» имеет совсем другое значение.
  33. 0
    15 сентября 2015 15:20
    Цитата: михаил3
    Роботы, чтоб ты, автор, знал, много дороже существующего оружия! И они всегда будут дороже. Потому что роботам нужно это самое оружие. И плюс цена робота!

    Вы, наверное, считаете себя невероятно умным. Однако, не разбираетесь и не понимаете ничего в той теме, на которую пишете. Серийно выпускаемый гипотетический «робот», способный заменить на поле боя живую силу, всегда будет дешевле совокупной стоимости обучения, обеспечения, медицинского и социального сопровождения живого солдата, даже на этапе необходимости оператора. Поэтому столько усилий направлено на освоение данного направления.