Падение сирийской авиабазы Абу ад-Духор. Самая долгая осада гражданской войны завершилась
После осады, длившейся почти три года, авиабаза Абу ад-Духор в конце концов 9 сентября 2015 года была захвачена повстанцами, в основном из Фронта ан-Нусра. Авиабаза держала самую долгую осаду в гражданской войне в Сирии, но ее падение, в конце концов, оказалось неизбежным. Абу ад-Духор теперь уже восьмая авиабаза по счету, которая пала перед многочисленными группировками, противостоящими правящему режиму. У сирийских ВВС осталось еще 15 действующих авиабаз, с которых можно осуществлять вылеты.
Хотя часто ходили слухи, что там находились исправные самолеты и вертолеты, совершавшие вылеты над сирийской провинцией Идлиб, последние исправные воздушные суда покинули Абу ад-Духор за месяц до ее падения. Полностью осознавая, что захват базы неизбежен и с тактической точки зрения ее удержание бессмысленно (редкое появление военной мысли в рядах сирийского высшего командования), было принято решение об эвакуации оставшихся нескольких исправных самолетов МиГ-23МФ, МиГ-21МФ и МиГ-21бис на авиабазу в Хама. Хотя зрелище и впечатляющее на первый взгляд, большая часть из 18 оставленных воздушных судов, запечатленных на Google Earth, а также на фотографиях и видео, были списаны еще 10-15 лет назад. Падение Абу ад-Духор не окажет особого влияния на способность ВВС Сирии контролировать сирийское небо.
Поскольку авиабаза Абу ад-Духор была полностью отрезана от остальной территории удерживаемой властями, задача снабжения авиабазы была в руках сирийских ВВС, которые в основном использовали Ан-26 и Ми-8/17 для доставки всего, что требовалось, от еды до оружия, и, по мере того как боевики приближались к периметру авиабазы, даже для более опасных задач. Несколько вертолетов были подбиты, уничтожены или повреждены за эти годы наряду с потерей двух МиГ-21 и одного Ан-26.
Штурм авиабазы Абу ад-Духор совпал с мощной аномальной песчаной бурей, промчавшейся по всему Ближнему Востоку, которая мешала ВВС Сирии совершать вылеты для поддержки ее защитников. Моральное истощение защитников, вызванное почти трехлетней осадой и постоянными обстрелами, а также численное превосходство боевиков, всё это, в конечном счете, привело к захвату авиабазы. В то время как большая часть защитников была захвачена в плен или убита, небольшая их группа все же просочилась на территорию, контролируемую властями. По сообщениям командир авиабазы Абу ад-Духор, Ихсан Аль-Захури, был убит в бою.
Абу ад-Духор была местом базирования 678 эскадрильи, летающей на МиГ-23МС, МиГ-23МФ и МиГ-23УБ, и неизвестной эскадрильи, летающей на МиГ-21МФ, МиГ-21бис и МиГ-21УМ. Несомненно, один из самых непростых боевых самолетов в истории боевой авиации, МиГ-23МС, был поставлен в Сирию еще в 1973 году. В начале 2000-х срок их эксплуатации уже истек (хотя он и так был продлен). 678 эскадрилья постепенно свернула операции примерно в то же время и в 2005 году самолеты МиГ-23МС были официально списаны. Из способных к вылету машин на авиабазе остались пара МиГ-23МФ, несколько МиГ-23УБ и МиГ-21. Один из МиГ-23МС с номером «1614» в лучшие времена на фото внизу.
Первая серьезная попытка захватить Абу ад-Духор уже была предпринята 30 апреля 2013 года, когда бойцы Сирийской свободной армии сумели проникнуть за периметр авиабазы. Впрочем, ее защитники успешно отбили эту атаку, предотвратив первую репетицию захвата авиабазы. Сразу же оборонительные порядки защитников были усилены и в последующие месяцы были отражены все атаки. Еще до этих событий 7 марта 2012 года бойцы Свободной сирийской армии обстреляли авиабазу противотанковыми ракетами 9M131 (9K115-2 Метис-M), повредив один и так неисправный МиГ-23МС, на который они сами опять и натолкнулись, когда затеяли штурм авиабазы.
Периметр базы Абу ад-Духор составляет почти пять километров, его почти невозможно защищать без каких-либо высоких строений, с которых просматривается плоская равнина, окружающая авиабазу. Поэтому большую часть деревень и ферм вокруг авиабазы уже сравняли с землей, чтобы не дать повстанцам укрытия. 13 укрепленных авиационных укрытий (HAS), большая часть из которых в настоящее время пусты, были превращены в цитадели, в которых держали оборону группы защитников с различным легким и тяжелым вооружением. Крупнокалиберные пулеметы и ПТУРы были установлены наверху HAS, поскольку с них была прекрасно видна окружающая местность. Наличие этих HAS сыграло значительную роль в почти трехлетнем выживании авиабазы.
Защитники могли рассчитывать на поддержку некоторого количества танков и боевых бронированных машин, приданных нескольким блокпостам по периметру базы. Эта техника могла бы также развертываться в качестве сил быстрого реагирования. Действительно, хотя и находясь в осаде, защитники Абу ад-Духор покидали свою авиабазу несколько раз с целью проведения рейдов по вражеским позициям, в основном для нейтрализации артиллерии боевиков. В своих атаках на авиабазу бойцы Фронта ан-Нусра (среди них было много крестьян из сельской провинции Дейр эз-Зор бежавших от Исламского государства) потеряли несколько танков, которые защитники авиабазы использовали против их же прежних владельцев.
Хотя авиабаза вряд ли смогла дать боевикам большое количество оружия и боеприпасов, но ее захват способствовал серьезному подъему их морального духа. Вид захваченного самолета МиГ, исправен он или нет, остается символом победы. Что касается полезной военной добычи, то Абу ад-Духор обеспечила боевиков несколькими танками, боевыми машинами, одной установкой ЗСУ-23, несколькими 130-мм полевыми пушками M-46, зенитными пушками, грузовиками, стрелковым оружием и боеприпасами. Поскольку фотографирование самолетов и вертолетов у боевиков считается более популярным занятием, чем фотографирование машин, а также в связи с тем, что неизвестно, сколько машин и другого имущества было взято с собой сбежавшими защитниками, реальное количество захваченного военного имущества трудно подсчитать. Например, десять ПТУРов, захваченных в одном из HAS, фактически оказались пустыми контейнерами от трех 9M111 Фагот, пяти 9M113 Конкурс и двух 9M131 Метис-М.
Как и следовало ожидать большая часть машин и оборудования, используемая для обслуживания реактивной авиации, также была захвачена. Повреждения и ржавчина на этих машинах свидетельствует о том, что исправных истребителей на авиабазе, в конечном счете, почти не осталось, поэтому их без особого сожаления оставили.
Множество подвесных контейнеров для ракет и сами ракеты «воздух-воздух», используемые когда-то самолетами МиГ-21 и МиГ-23, базирующимися на авиабазе Абу ад-Духор, также были найдены брошенными во всех укрепленных укрытиях. Поскольку топливо, которое должно быть израсходовано для вывоза этих контейнеров и ракет более ценное, чем само это имущество, то оно и было брошено на авиабазе. В результате там были обнаружены десятки контейнеров УБ-16 и УБ-32. Хотя идеально было бы установить их на грузовики для того, чтобы использовать в качестве наземных реактивных установок, по всей видимости, не было захвачено ни одной из 57-мм ракет С-5, что превратило контейнеры УБ-16 и УБ-32 в бесполезные железяки.
На фото внизу, также было захвачено около дюжины комплектов пусковых направляющих.
Ракеты «воздух-воздух» Р-23Р с полуактивной радиолокационной системой наведения и ракеты Р-23Т с инфракрасным наведением на фото внизу. Они предназначались для установки на истребители МиГ-23МФ авиабазы Абу ад-Духор, но большая их часть до сих пор завернута в защитные чехлы, а ведь прошло более 35 лет со времени их поставки!
Дополнительное вооружение МиГ-23МФ ракеты «воздух-воздух» Р-60M ближнего действия. Когда-то применявшиеся в войне с Израилем, они теперь пылятся, поскольку в Гражданской войне оказались полностью невостребованными.
Несколько пусковых установок ложных целей и дипольных отражателей местного производства наряду с ящиками с ракетами и ракетными контейнерами. Было обнаружено также много сбрасываемых топливных баков для МиГ-21 и МиГ-23, большая их часть, по всей видимости, использовалась в качестве мишеней.
Вне всяких сомнений самыми интересными, во всяком случае полезными трофеями, являются 17 истребителей и два вертолета, обнаруженные на авиабазе Абу ад-Духор. Эта находка сродни бонусу в виде 18 самолетов МиГ-21, захваченных боевиками Исламского государства в Табке. Состояние самолетов варьируется от «годен только на металлолом» до почти нетронутых.
678 эскадрилья оставила после себя много корпусов самолетов, 11 МиГ-23МС, два МиГ-23УБ и один МиГ-23МФ найдены в северо-западной части авиабазы. Ведь здесь была брошена большая часть списанных в 2000-х годах самолетов МиГ-23.
МиГ-23УБ с бортовым номером «1750» недавно был перемещен с одной свалки (часть которой на фото вверху) на другую, более крупную. Возможно, повстанцы рассчитывают его восстановить, но попадание ПТУР еще больше повредило и так уже бесхозный самолет. На МиГ-23МС (на переднем плане) видны два держателя для пусковых установок ложных целей.
Несомненно, самый изношенный самолет с полностью выцветшей камуфляжной раскраской можно видеть на фото внизу. На его носу виден знак, говорящий о том, что он прошел капитальный ремонт и обслуживание на ремонтном предприятии ВВС Сирии на авиабазе Нейраб/Алеппо.
МиГ-23МФ «3677» стал единственным самолетом этого типа, который не был эвакуирован в Хаму несколько месяцев назад. Оставшиеся техники, вероятно, не смогли починить его хвост после попадания ПТУР и решили оставить его, поскольку он был бы в любом случае бесполезен также и для своих захватчиков. Это был третий самолет, в который попала ПТУР и повредила его хвостовое оперение. Конечно, когда самолеты получали повреждения от попадания ПТУР они становились непригодными для использования.
Всего четыре МиГ-21 было захвачено в Абу ад-Духор (исключая Г-21Ф-13), в их числе два МиГ-21МФ, один МиГ-21бис и один МиГ-21УМ. Все уже были неисправны, по меньшей мере, полтора года и таким образом не могли быть эвакуированы в Хаму.
На фото вверху и внизу МиГ-21МФ «1518», один из более или менее хорошо сохранившихся на внешний вид самолетов из захваченных в Абу ад-Духор. На фото внизу единственный МиГ-21УМ слева в укрытии. На втором фото МиГ-21МФ с бортовым номером «1942».
Единственный МиГ-21бис был обнаружен в другом укрытии HAS. Со всех самолетов были сняты пушки перед сдачей авиабазы, вероятно, переброшены в Хаму для установки на несколько исправных МиГ-21МФ и МиГ-21бис.
Также были захвачены два вертолета Ми-8. Один из них, Ми-8 «1282», был оборудован системой постановки мин и возможно участвовал в боевых действиях вблизи Абу ад-Духор прежде чем закончил свою жизнь на местной свалке после повреждения в бою. На заднем плане тот же МиГ-23МС описанный ранее, с остатками хвостового оперения, разбросанными по траве.
Второй Ми-8 стал жертвой атаки ПТУР в 2014 году. Вертолет был подбит сразу после приземления, а последующее возгорание превратило его в утиль, который уже никогда не взлетит.
Несмотря на большое количество летательных судов, найденных на авиабазе, ее захват не окажет значительного влияния на воздушную кампанию ВВС Сирии. В действительности, можно предположить, что захват дает ВВС так необходимую им передышку, учитывая, что теперь они избавлены от задачи снабжения большого гарнизона, занимавшего авиабазу Абу ад-Духор. Впрочем, падение авиабазы стало еще одним важным напоминанием того факта, что выживание, не говоря уже о победе, не столь уж и гарантировано режиму Асада. Факт, который не остался не замеченным для его сторонников за рубежом.
Использованы материалы:
www.spioenkop.blogspot.ru
www.ru.wikipedia.org
Информация