Щиты Троянской войны (часть четвертая)

37
О щитах в «Илиаде» говорится много и со вкусом. Одно только описание щита Ахилла чего стоит. Но не надо забывать, что Троянская война была где-то в интервале 1250 – 1100 гг. А вот вся эпоха Минойского времени, Крито-микенской культуры, Ахейского периода и Эгейской цивилизации (на самом деле все это одно и то же!) и началось раньше, и закончилось несколько позже этого времени. Поэтому рассказ о самых распространенных по всему миру круглых щитах следует начать с того, что такие круглые щиты в Эгейском районе начали применять приблизительно около 1300 г. до н.э.


Микенский кинжал со сценой охоты. Афинский археологический музей.

Причем цельнометаллические (бронзовые) щиты этого времени известны по находкам в Центральной и Северной Европе, но не в Элладе и в Малой Азии. Но поскольку хорошо сохранившиеся круглые бронзовые щиты там находят, то применение их считается полностью возможным и воинами ахейского мира.

Щиты Троянской войны (часть четвертая)

Статуэтка бога или воина из Энкоми, Кипр (около 1200 г. до н.э.). Музей в Никосии.

Некоторые из золотых бляшек, пуговиц и терракотовых украшений из царских могил шахтных в Микенах датированных 1500 г. до н.э. были интерпретированы Генрихом Шлиманом как миниатюрные копии щитов. Подтверждается его мнение находкой большого деревянного объекта (который был собран из многих фрагментов) в могиле №5 в Микенах (около 1500 г. до н.э.), поскольку это почти наверняка часть щита. В центре сохранившейся части находится круглое отверстие, которое служило для крепления рукоятки, которую снаружи прикрывал металлический умбон.


Карта Эгейского мира.

Есть фрагмент фрески со сценой охоты из Пилоса (около 1300 г. до н.э.), где также изображен круглый щит. Круглые щиты, изготовленные из нескольких слоев кожи, описаны также и в «Илиаде». Есть медная статуэтка, «фигура из Энкоми», изображающая воина с копьем и круглым щитом. Круглыми щитами вооружены и воины «народов моря», изображенные на рельефах храма Рамзеса II в Мединет-Абу.

Зато именно в этой части света появился совершенно необычный по форме так называемый «прото-дипилонский» щит, имевший вид огромной выпуклой восьмерки. Эти щиты имели вертикальное деревянное ребро и основание, скорее всего, сплетенное из лозы и обтянутое бычьей шкурой.


Дипилонский щит из кожи. Реконструкция. В начале VIII в. до н.э. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон – этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений таких щитов, и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки.

Прутья при плетении могли пропускаться через отверстия в этой деревянной раме, хотя это и не более чем гипотеза. В этом случае прочностные характеристики такого щита повышались еще больше, причем он ведь мог быть покрыт и не одной шкурой, а иметь покрышку из нескольких выделанных и соединенных между собой кож. В этом случае прочность такого щита вполне могла соответствовать прочности щитов кафров-зулусов XIX века, которые выделывались из кожи носорога и гиппопотама и выдерживали удар когтистой львиной лапы!


Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.)

Изображений этих щитов предостаточно. Это и фрески из дворца в Кноссе, и минойские вазы и даже фигурки охотников на львов на клинке великолепного бронзового кинжала из археологического музея в Афинах. На этом клинке, кстати говоря, изображены щиты двух типов: «восьмеркообразный» и прямоугольный с полукруглым выступом наверху.

Такой щит мог быть усилен металлическими оковками по краям и даже обтянут металлическим листом сверху. Интересно, что и в «Илиаде» основным материалом для щитов ахейцев и троянцев являются выделанные бычьи шкуры, усиленные металлическими элементами. Есть изображения прямоугольных щитов совершенно явно покрытых шкурой быка шестью наружу и на знаменитых фресках из Акротири с острова Санторин.


Охота на льва, в которой участвуют лучник и копейщик с восьмеркообразным щитом. Печать из Кудонии, XVI в. до н.э.



Фреска из так называемого «западного дома», из Акротири с острова Санторин. На фреске в ее верхней части хорошо видны воины в шлемах из кабаньих клыков с большими, в рост человека прямоугольными щитами, покрытыми разноцветными бычьими шкурами. Такой щит должен был служить воину прекрасной защитой, но и наличие его говорит о многом. Одному воину иметь такой щит смысла не имеет! Только множество воинов с такими щитами, построившихся в фалангу, имеют смысл на поле боя. А это значит, что фаланга была известна уже тогда. Кстати, длинные копья в руках у воинов подтверждают эту гипотезу. Кстати, рисунок сам по себе очень понятен, хотя рисовал его художник, живший от нас в незапамятные времена. Воины защищают город, живущих в нем женщин и пастухов, пригоняющих в город стада. На море мы видим флот и занятых каким-то важным делом ныряльщиков.


Аякс со своим щитом. Современная реконструкция.

Простые щиты с «покрышкой» из волосатой шкуры могли быть значительно усовершенствованы. Например, путем соединения нескольких кож между собой. Именно таким, то есть «семикожным» и еще покрытым бронзовым листом, был щит Аякса Теламонида. Считается, что такой большой щит будет слишком тяжелым. Известно, что средняя плотность бронзы 8300 кг/м3. Таким образом, при размере листа на таком щите от 1,65 м до 1 м, ширине около 70 см и толщине 0,3 мм даст нам вес около 4 кг. Общий вес семи бычьих шкур это 6 кг плюс 4 кг бронзовой пластины, то есть общий вес щита будет около 10 кг. Тяжело, но возможно, к тому же «Илиада» подчеркивает, что этот щит был тяжел и для самого Аякса.

В «Илиаде» описан также щит Ахилла, изготовленный богом Гефестом, причем красоты ради он сделал на нем много изображений. Известный английский ученый Питер Коннолли и итальянский историк Раффаэле Д'Амато постарались реконструировать сцены, изображенные на этом щите. Работа была проделана большая, поскольку всего на щите Ахилла было 78 сцен, так что ее объем можно себе представить!

Для максимальной достоверности изображения и копирования характерной манеры того времени использовались изображения с фресок, а также различные артефакты. Например, охотничьи собаки – фреска из Tиринфа XIII в. до н. э.; ахейская женщина – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; женщины на колеснице – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; жрицы с храмовой фрески из Микен XIII в. до н. э. – ну и так далее.


Реконструкция щита Ахилла.

На основании описания в «Илиаде» щит Гектора вполне можно представить себе как «восьмеркообразный» (тип прото-дипилонский) из нескольких слоев бычьей шкуры.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 октября 2015 06:20
    Про древнее оружие разных стран и эпох,классные статьи,с детства такие читаю.
    1. +3
      5 октября 2015 09:50
      Предлагаю самую капельку доработать/дополнить статью в части приведения размеров щитов по типам. Если для ростовых щитов достаточно понятно - от земли или от щиколотки и до подбородка, то для круглых щитов стоит дополнить. А также, по возможности привести фото и/или изображения обратной стороны щитов и остановиться более внятно на способах их ношения.
      Например, из прямой реконструкции - попыток ношения и динамичной работы щитом в поединке известно, что крупный щит очень сложно и утомительно долго использовать только кулачным хватом. Хотя вот римский скутум имел основной кулачный хват.
      1. Riv
        +6
        5 октября 2015 15:21
        Причина очень проста. Скутумом легионер давил на противника и впридачу работал мечом. Из задних рядов могли подать пилум для броска. Все очень просто: отбросить противника на шаг, создать брешь в чужом строю. Вклиниться в эту брешь. Задний ряд прикроет своими щитами с боков, удлинив линию. Повторить N раз. Рано, или поздно строй врага будет прорван, манипула развернется у него в тылу и враг окажется в окружении.
        Отсюда и кулачный хват. Тяжеленный скутум не станешь перекидывать сбоку набок, да в этом и не было необходимости. Давить-то нужно корпусом, а рукой только держать.

        Такая тактика, впрочем, не всегда приносила победу. В качестве примера можно привести Канны, где римляне как раз и использовали глубокое построение, чтобы прорвать фронт карфагенян. Однако это потребовало времени и римлян успели окружить раньше. Результат известен. Каре стиснули с флангов, движение вперед пришлось прекратить. А остановка глубокого строя всегда означает его гибель.
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        5 октября 2015 20:05
        Круглый щит - орудие одиночного воина. Его размер зависит от роста хозяина, так что статистика тут не помощник. Расположение и форма крепежных петель и рукояток зависит от используемого воином стиля, тут тоже ничего единого не будет. Не было тогда еще современной унификации, "пусть все будет плохо, но одинаково" - не родилась тогда еще эта великая идея...
  2. +11
    5 октября 2015 06:35
    Отличная статья. Огромное спасибо... Именно такие статьи делают Topwar самим собой. История оружия и глубокое погружение в историю вот его конек. Автору жирный +
  3. +1
    5 октября 2015 08:52
    Спасибо за статью.
  4. +5
    5 октября 2015 09:02
    Тяжело, но возможно, к тому же «Илиада» подчеркивает, что этот щит был тяжел и для самого Аякса.


    Ну и Аякс то был мальчонка не слабый. winked Тем более что этот слоёный щит спас его от копья Гектора кажется, так как он смог пробить только шесть слоёв.
    Статье как всегда плюс. good
  5. Riv
    +5
    5 октября 2015 09:24
    Лепо же нам, братия, начать подробный разбор сего и снова проверить историю физикой...

    Берем фотку современной реконструкции (Аякс, вид с фронта) и смотрим на нее. Что мы видим? Бомжа. Ни поножей, ни нагрудника, ни наручей нормальных. А ведь Аякс был отнюдь не бедным человеком. Мог себе и металлические доспехи позволить.
    Обратите внимание на его щит. Каркас явно деревянный. Желающие могут попробовать самостоятельно выгнуть дерево так, как показано на рисунке. Это возможно, да, но только для достаточно тонких деталей. А какой прок от тонких веточек в бою? Грохнет какой нибудь Гектор дубиной сверху и нет щита.
    В общем реконструкция проверки методом Мусаси не выдерживает.

    Теперь рассмотрим описанные в статье щиты. Начнем с "восьмерки". Металлической ее делать нет смысла. Металлический щит обязательно должен выгибаться в сторону противника. Тогда при ударе по нему энергия удара будет передаваться основе. Если его сделать плоским, то металл от основы ударом будет отрывать. Очевидно, что всю "восьмерку" выпуклой сделать сложно, да и выйдет она переутяжеленной. Зачем же ее вообще изобрели? Откройте "Илиаду" и посчитайте места, где герой подхватывает из под ног камень и вышибает им мозги врагу. Даже вождям не впадлу было выполнить такой прием, а уж у легкой пехоты праща была самым обычным оружием. Так вот: кожаная "восьмерка" превосходно держит удар мелкого камня. Идеальная защита для бойца, у которого кроме щита и копья ничего нет. Точно так же обтягивались кожей и подавляющее большинство круглых щитов.

    Впоследствии от такого дизайна пришлось отказаться. Классический римский щит представлял собой достаточно сложную конструкцию, собранную из слоев тонких досок с поперечным расположением. Дело в том, что к тому времени главным метательным оружием стал дротик, от которого кожа практически не защищала. Убойная сила луков тоже выросла. Вот и пришлось изобретать.
    1. Riv
      +2
      5 октября 2015 09:36
      Кстати, об Аяксе... На реконструкции изобразили бородатого амбала лет под тридцать. На самом деле среди приехавших к Трое, самым старым из вождей был Нестор, которому не было и сорока. Одиссея оторвали от молодой жены и маленького сына. Женились в те времена очень рано и хорошо, если Одиссею исполнилось восемнадцать. Аяксы были не старше. Агамемнону и Менелаю было лет двадцать-двадцать пять.
      Гопота, короче. Вообще у них там и понятия были самые, что ни на есть, гоповские. Вспомните, как Ахилл и Агамемнон бабу не поделили. Одиссею почему пришлось умом выделяться? А потому, что бригада у него была самая слабая. Меньше всех кораблей под Трою привел.
      1. +1
        5 октября 2015 09:52
        Коллега вы прилично владеете материалом и слогом. Напишите статью например по римским щитам или о Трое мы с удовольствием прочитаем и оценим...
        С уважением Д-Мастер
        1. Riv
          -1
          5 октября 2015 13:08
          Я не фанат холодного оружия. Так... Баловался немного в молодости.
      2. +1
        5 октября 2015 21:42
        Так ведь даже в этой статье главное слово - МОГЛИ...А ведь могли и не мочь - предположения...Как сказал один из историков-история наука предположений и теорий-один так видит,другой по другому считает,третий - украинец, он море копает...
    2. 0
      5 октября 2015 21:09
      Цитата: Riv
      Лепо же нам, братия, начать подробный разбор сего и снова проверить историю физикой.

      Цитата: Riv
      Даже вождям не впадлу

      Как-то у Вас стиль изложения разнонаправлен.
  6. 0
    5 октября 2015 10:10
    Спасибо,Вячеслав,за продолжение темы.К сожалению,я не все Ваши предыдущие темы прочитал,хотя стараюсь это делать.Доволен,что "открыл"для себя такого автора как Вы.
  7. +2
    5 октября 2015 15:30
    А меня волнует вопрос чисто технологический. Как Гефест ковал щит и латы Ахиллу? Каким образом??? Нам в школе рассказывали, что всё оружие и доспехи были из бронзы. Но бронза НЕ КУЁТСЯ. Её пластичности не достаточно для обработки ковкой. Короче, либо материал не бронза, а иной, ковкий сплав меди, например латунь. Но тогда этот материал не пригоден ни для оружия, ни для доспехов. Либо в те времена умели делать ковкую бронзу, или закаляемую латунь.
    1. 0
      5 октября 2015 15:45
      Так ничто не мешало древним мастерам бронзу отливать. Это же не сталь.
      1. 0
        5 октября 2015 21:50
        Вы изучали предмет материаловедение?Горячая обработка металлов???Металлы и сплавы???Вы в курсе, что бронза - это сплав, и достаточно сложный?Что железо в разы более распространено и обрабатывается легче?Вы попробуйте сами бронзу отлить, или железяку выковать - поймете разницу.
      2. +1
        6 октября 2015 04:40
        В "Илиаде" говорится, что именно готовилась наковальня и молот, что именно ковались доспехи. А не отливались.
    2. Riv
      +4
      5 октября 2015 15:48
      Как это бронза не куется??? Наоборот: проковка повышает ее прочность (как и у стали, кстати), потому что убирает мелкие дефекты структуры металла.
      1. +1
        6 октября 2015 04:48
        Не куётся. Как и чугун не куётся. И бронза и чугун (даже т. н. "ковкий" чугун, могут только подчеканиваться, для удаления дефектов. Но при ковке они трескаются, рассыпаются. Я вообще к тому, что может кто то знает, из чего делались доспехи? Как греки могли делать из медных сплаво прочные клинки, для боя на мечах, щиты, доспехи? Давно интересует вопрос чисто технологический. Ведь делали же. И даже скорее всего ковали. Ксталти, после нагрева до красна, если медь опустить в воду, она станет мягче - отожжётся. А если латунь нагреть до красна и опустить в воду, то она станет жёстче, и при ковке-чеканке рвётся.
        1. Riv
          +1
          6 октября 2015 06:29
          Батенька, вы несете бред.
          Бронзу не только ковать, ее даже штамповать можно. Что такое отжиг и чем он отличается от закалки, вы тоже не в курсе. Идите учить матчасть.
          1. +1
            14 октября 2015 07:46
            Не могли бы Вы назвать марки бронзы, которые куются или штампуются? Латунь, медь я ковал, а вот с бронзами не получалось. Научите пожалуйста как это можно бронзу ковать и штамповать при её очень малой ковкости, почти отсутствующей. Не путайте бронзу с латунью, которая действительно куётся. Желаю Вам быть более уважительным по отношению к оппонентам. БРОНЗА НЕ КУЁТСЯ. Кроме конечно безоловянистых бронз. Но это уже история не про "ИЛИАДУ".
      2. +1
        14 октября 2015 07:54
        Проковка у стали, кстати, увеличивает прочность только при холодной поверхностной проковке - наклёпе. При горячей проковке увеличивается вязкость и упругость за счёт увеличения однородности, изменения кристаллической структуры стали и формы-направления и размеров кристаллов. Проковка осуществляется именно для этого - для изменения формы, размеров и направленности кристаллической структуры (если это можно назвать дефектами структуры сплава). Отжигом, кстати, снимаются почти все результаты проковки и наклёпа. Сталь приобретает опять исходную кристаллическую структуру.
    3. +1
      6 октября 2015 03:46
      kyznets (1) SU Вчера, 15:30 Новый
      А меня волнует вопрос чисто технологический. Как Гефест ковал щит и латы Ахиллу? Каким образом??? Нам в школе рассказывали, что всё оружие и доспехи были из бронзы. Но бронза НЕ КУЁТСЯ. Её пластичности не достаточно для обработки ковкой. Короче, либо материал не бронза, а иной, ковкий сплав меди, например латунь. Но тогда этот материал не пригоден ни для оружия, ни для доспехов. Либо в те времена умели делать ковкую бронзу, или закаляемую латунь.


      "Илиада" - не технологическаю инструкция. Это поэма. И когда Гомер документально точен в деталях, и это не утеряно в переводах - просто чудо.
      Под "бронзой" бронзового века в истории понимается любой сплав меди. В том числе и латунь.
      Под "ковкой" (бронза НЕ КУЁТСЯ) у поэта (не технолога) Гомера, либо у его переводчиков, либо у всех их вместе понималось битие металла молотком. В том числе рихтовка и чеканка.

      А все 78 сцен на щите Ахилла скорее всего были выполнены чеканкой. Хотя Гефест был бог. Его технологии имеют право быть запредельны.
      1. 0
        6 октября 2015 04:56
        Цитата: Альджавад
        Под "бронзой" бронзового века в истории понимается любой сплав меди. В том числе и латунь

        Да и правда - какая разница? Cu + Sn, Cu + Zn...

        Одна же всего буквовка...

        Шучу wink
      2. +1
        6 октября 2015 04:57
        Согласен. Не инструкция. Но как точно всё описано то: развёл огонь в горне, насадил наковальню на столб, взял большой молот (не для чеканки же, чеканят малыми молотками). Правда про бронзу не нашёл. Пишут, что смешал медь с серебром и золотом. Вообще гениальнейший текст! Всё очень технически точно, технологично. И детали, технические детали, не поэтические. И главное, красиво написано! Кстати в пользу чеканки говорит то, что сделан щит из пяти листов. Интересно бы знать, листов какого материала. Я же интересуюсь гипотетически. Хорошо бы, если бы кто то знал. А может и знает. А автор, когда писал знал скорее всего и как делали, и из чего. Просто писал как о само собой разумеющемся и известном всем, кого это может заинтересовать. Так написано. Чудо! Читал запоем.
        1. +1
          6 октября 2015 17:54
          Специально для Вас и других кто этим интересуется. Будет материал по реконструкции всех этих мечей и доспехов. Связался с британскими реконструкторами - они дали добро на воспроизведение картинок.
  8. +2
    5 октября 2015 21:59
    Решительно и в корне не согласен с теорией о дипилонском щите. Данный щит был выпуклым и выполнялся его каркас плетением. А далее обшивался кожей и при желании не в один слой, а также усиливался, не повсеместно, но при наличии средств небольшими металлическими умбонами. И сей щит представлял из себя упругий каркас, который достаточно сложно было разрушить одним ударом сверху дубиной и ли палицей. А придумали его как замену гоплону в фаланге, т.к. прикрывалась практически вся фигура воина. Выемки по бокам позволяли теснее прижимать к корпусу копьё в строю или использовать копис, гораздо лучше держался строй, если сравнивать с гоплоном. Греческий вариант скутума.
    1. Riv
      0
      6 октября 2015 06:33
      Есть проблема. Дипилонский щит был известен задолго до появления фаланги.
  9. 0
    6 октября 2015 00:05
    А где же третья часть статей Шпаковского?
    Подскажите ее название.
  10. 0
    6 октября 2015 11:38
    Цитата: Turkir
    А где же третья часть статей Шпаковского?
    Подскажите ее название.

    О2.10 эта статья.Он учасствовал в обсуждении,kalibr,по-моему.Нажать на ник, нажать на слова публикации, выйдут ВСЕ публикации за всё время.Верней--"посмотреть все публикации "
  11. 0
    7 октября 2015 15:34
    Ростовые щиты были уже у шумеров! Копьё всегда было основным оружием воина (до 18 века)!! Даже строй щитоносцев в линию был известен и шушерам и Хетам, и ассирийцам! Фаланга Греческая это нечто большее - слаженное взаимодействие восьмёрок живущих в одной палатке и совместно обучаемых! Статье респект и уважуха!! А вот технология производства доспехов и оружия это интересно!
  12. 0
    12 ноября 2015 09:22
    Вообще-то пельта имела имела локтевой фиксатор (правильно ли выразился) и в бою вырез находился сверху.
  13. 0
    31 января 2016 00:40
    Интересная статья. Кто-нибудь в курсе - зачем на щитах по бокам выемки? Заранее прошу прощения, ежели вопрос глупый, но не могу найти в нете ответ на сей мучающий вопрос.
  14. 0
    31 января 2016 10:31
    В том-то дело, что никто не может сказать об этом, что-либо вразумительное. Версия об облегчении - не выдерживает критики, без щита вообще - легко) Версия, о просовывании копья - вырез слишком большой и в бою расположен сверху, хотя есть иконография, где он снизу. Но никак не сбоку.
  15. 0
    31 января 2016 12:51
    Помню несколько лет назад буржуйскую документальную передачу, в которой объясняли функцию вырезов - удобный обзор в бою, небольшой щит прикрывает верхнюю часть тела легкого пехотинца, а выемка дает возможность наблюдать за противником. А недавно в сети огорошили аргументом - обзор-де неудобный и небольшой щит защишает от атаки конницы и выемка исключительно для копья.
  16. 0
    31 января 2016 22:41
    "Все это очень может быть". В период господства пельты - кавалерии, как таковой, вообще не было. К моменту замещения ее гаплоном, кавалерия, так же оставалась вспомогательным родом войск. И в период скутума - тоже. Выемка для копья... Если обратится к изображениям, то те из них, которые датируются от Мессинских войн к македонскому периоду, изображают воинов в сомкнутом строю наносящих удар из-за гаплона поверх щита. Тычковые удары в верхнем ярусе.
    И заметьте, им отсутствие выреза, никак не мешает.
    А с появлением сариссы, удары наносились в среднем ярусе, при общем уменьшении диаметра щита в первых шеренгах, двумя руками.
    Может технологический аспект? Ну там, форма шкуры, ведь пельта - легкий щит.
  17. 0
    31 января 2016 22:56
    Спасибо за развернутый ответ, древнее ратное исскуство очень сложное и многообразное, жаль его обходят стороной в образовании.
  18. 0
    31 января 2016 23:07
    Вот еще. Но тут, мы видим ранних гоплитов, вооруженных двумя копьями. А также колоколообразные панцири характерные для периода архаики.
  19. 0
    31 января 2016 23:13
    Да, и еще момент. Щиты с вырезами, дипилонский и пельта в самом большом своем распространении относятся к периоду архаики. Также как и открытые шлемы, типа иллирийский, дающие хороший обзор. Все это подкрепляется двумя копьями. А со становлением классической фаланги, можно наблюдать - появление гоплона, появление закрытого шлема (колхидский и другие типы) и одного копья.
  20. 0
    14 октября 2020 19:05
    "Обратите внимание на его щит. Каркас явно деревянный. Желающие могут попробовать самостоятельно выгнуть дерево так, как показано на рисунке. Это возможно, да, но только для достаточно тонких деталей. А какой прок от тонких веточек в бою? Грохнет какой нибудь Гектор дубиной сверху и нет щита.
    В общем реконструкция проверки методом Мусаси не выдерживает."

    Предлагаю вломить (не комментатору, но пусть кадавру, что ли) по спине санным полозом. Посмотрим, распрямится он или нет?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»