Виктор Хара. Жизнь и смерть певца свободного Чили

17
В противостоянии с Советским Союзом в годы «холодной войны» США, как и в настоящее время, не гнушались поддерживать самые людоедские и кровожадные режимы — в Африке, Азии, Латинской Америке. Мнимая забота о демократии и правах человека оборачивалась на практике военной, финансовой, информационной помощью любым диктаторам, которые находились на антикоммунистических позициях и которых можно было использовать для борьбы с влиянием социалистического лагеря. Типичным примером подобных диктатур, возникших и существовавших при поддержке США, можно назвать режим генерала Аугусто Пиночета в Чили. Не вдаваясь в анализ экономического развития Чили в годы его правления, следует остановить внимание на преступлениях пиночетовского режима против гражданского населения страны. За годы правления Пиночета в результате внесудебных расправ погибли тысячи чилийских граждан, еще большее количество гнило в тюрьмах или стало инвалидами, получило на всю жизнь психические травмы.

Виктор Хара. Жизнь и смерть певца свободного Чили


28 сентября 1932 г. родился человек, которому, к несчастью, было суждено стать самой известной и знаковой жертвой пиночетовского режима. Это — Виктор Хара Мартинес, известнейший чилийский певец, поэт и музыкант, придерживавшийся левых политических убеждений и бывший членом Коммунистической партии Чили. 15 сентября 1973 г. сорокалетний Виктор Хара принял смерть мученика на стадионе, превращенном пиночетовской охранкой в концентрационный лагерь для сторонников свергнутого легитимного президента Чили Сальвадора Альенде. Пользовавшийся популярностью и при жизни, после смерти Виктор Хара стал настоящим символом антипиночетовского сопротивления. Возможно — третьим после «Че» и Фиделя латиноамериканским коммунистом, добившимся такой популярности в мире в качестве знаковой фигуры левого движения в Новом свете.

Детство крестьянского сына

Виктор Хара Мартинес родился в небольшом населенном пункте Сан-Игнасио в семье «инкилинос» — так называли в Чили крестьян, батрачивших на землях крупных латифундистов. У отца Мануэля Хары и его жены Аманды Виктор был четвертым по счету — после Марии, Хеорхины и Эдуардо. И отец, и мать Виктора трудились на земле от рассвета до заката, но тяжелый труд не приносил семье значительных доходов, а позволял лишь добывать пропитание и худо-бедно одеваться. Земли, на которых работали родители Виктора, принадлежали богатым латифундистам Руис-Тагле. Эта фамилия земельных олигархов поддерживала в своих владениях порядки, сравнимые с теми, что существовали в феодальной Европе. Крестьяне — батраки получали домик с маленьким участком земли и еще один крохотный участок чуть подальше — для того, чтобы иметь возможность выращивать на них маис, бобовые и картофель — основную пищу чилийских бедняков. Взамен крестьяне были вынуждены много часов трудиться на полях хозяев, при этом заработка едва хватало на покупку необходимых товаров в магазине. Чаще товары брались в долг, который также приходилось отрабатывать. Каждая семья инкилинос должна была выделять двух мужчин для работы на плантациях латифундиста. Женщины также выполняли работы на плантациях, но, помимо этого, вели и все домашнее хозяйство в своих многодетных семьях. Мать Виктора Хары Аманда происходила из индейцев — мапуче и была очень хорошей хозяйкой. По крайней мере, так рассказывал о ней сам Виктор. Однако условия жизни семьи Хара, несмотря на то, что отец трудился целыми днями, а мать как могла вела хозяйство, были тяжелыми. От этого отец Виктора Мануэль все чаще прикладывался к бутылке и это, разумеется, накладывало отпечаток на атмосферу отношений в семье. Постепенно интересы растущего Виктора всецело сосредоточились вокруг музыки. Первым человеком, познакомившим его с гитарой, стал сельский учитель, который снимал комнатенку в домике семьи Хара. Он научил Виктора брать первые аккорды и познакомил его с песенным творчеством, став связующей нитью с богатым миром латиноамериканской народной культуры.



Сам Виктор тянулся к знаниям — и в этом был похож на свою мать, которая, несмотря на тяжелое положение батрачки, отличалась грамотностью и хотела, чтобы ее дети получили образование. Поэтому Виктора, как и других детей, Аманда Хара поместила в школу — и это вопреки протестам отца Мануэля, который видел в детях лишь помощников по хозяйству. Способный Виктор быстро стал одним из лучших учеников в школе, а особенно удавалась ему игра в небольших сценках, которые разыгрывались после окончания уроков. Однако, после того, как в семье случилось несчастье — на старшую дочь Марию опрокинулся котел с водой, Аманда с детьми перебралась в столицу страны Сантьяго — поближе к больнице, где лечили Марию. Как и многие другие бедные крестьяне, прибывавшие в поисках заработка и лучшей жизни в столицу, Хара поселились в трущобном поселке Ногалес. Это была типичная для латиноамериканских городов «фавелла» — дома непонятно из чего, грязные узкие переулки, постоянное пьянство взрослых, молодежные банды. Виктора и Эдуардо определили в католический лицей Руис-Тагле, находившийся по соседству. Здесь Виктор получил начальное образование, также отличаясь высоким усердием в учебе. Тем временем, его мать Аманда, работавшая поваром в одном из местных недорогих ресторанчиков, сумела накопить некоторое количество денег и открыть собственный трактир, где могли питаться рабочие — грузчики. Это позволило семье значительно улучшить свое благосостояние, хотя детям по-прежнему приходилось помогать матери в зарабатывании денег. По соседству с новым домом, куда переехала семья, находилась винная лавка и там часто выступал молодой музыкант Омар Пульгар. Как то с ним познакомился Виктор, и Омар стал вторым, после сельского учителя, человеком, кто стал преподавать юному Харе уроки игры и пения.

Молодость и начало музыкального пути

После школы Виктор продолжил учебу в коммерческом училище, где изучал счетоводство. Но, в отличие от школьных занятий, ремесло счетовода давалось ему плохо — он считал его скучным и предпочитал проводить свободное время с друзьями, занимаясь пением и гитарной игрой. Примерно в это же время скончалась от инсульта мать Виктора Аманда. Виктору пришлось бросить учебу в коммерческом училище и наняться подмастерьем в мебельную мастерскую — к отцу одного из своих приятелей. В том же 1950 году Виктор решил стать священником и поступил в семинарию Ордена Святейшего Спасителя, которая находилась в городе Сан-Бернардо. Юный Виктор считал, что профессия священника позволит ему помогать людям и лучше понять самого себя. Уже будучи зрелым человеком, он так объяснял свой юношеский выбор: ««Я очень серьезно отнесся к решению поступить в семинарию. Теперь, оглядываясь на прошлое с точки зрения более зрелого человека, я полагаю, что в основе лежали сугубо личные и эмоциональные побуждения: и одиночество, и исчезновение целого мира, который до той поры казался прочным и долговечным, где были родной дом и материнская любовь. У меня уже сложились определенные отношения с церковью, и в тот момент я нашел в ней убежище. Я думал тогда, что церковь укажет мне путь к иным ценностям, поможет обрести иную, более глубокую любовь, которая, быть может, возместит отсутствие любви человеческой. Я думал найти эту любовь в религии, став священником». Однако, в марте 1952 г. Виктор семинарию бросил. Причина, как ни странно, оказалась довольно банальной — он не захотел далее сдерживать свои посылы к здоровым для мужчины отношениям с женщиной, а статус католического священника предполагал соблюдение целибата. После отчисления из семинарии Виктор Хара был призван на военную службу и проходил ее в пехотном училище. Несмотря на то, что к службе он также относился весьма прохладно, она хорошо давалась ему и он получил перед демобилизацией звание сержанта первого класса. Некоторое время после демобилизации Хара работал санитаром на скорой помощи, потом стал петь в университетском хоре и вместе с коллегами по хору отправился в Северное Чили — собирать музыкальный фольклор местного населения. Можно сказать, что так и началась карьера Виктора Хары как всемирно известного впоследствии певца и музыканта. В марте 1956 г. Виктор Хара поступил в театральную школу Чилийского университета — ему захотелось получить профессиональное артистическое образование. Во время учебы Виктор сочинял песни и часто выступал на улице, чтобы получить хоть какое то вознаграждение за свое творчество. К третьему курсу Виктор заинтересовался общественно-политической деятельностью. В свое время в Латинской Америке была хорошо известна поговорка «крестьянский сын + университет = революция». Примерно по такому сценарию и развивались политические идеи Виктора Хары. Он стал симпатизировать чилийским левым, а его песни все более отчетливо приобретали политический оттенок.

Коммунисты в Чили

В Чили, как и в других латиноамериканских странах, левые и леворадикальные идеи в ХХ веке получили широкое распространение. Социально-экономическое положение страны характеризовалось всевластием олигархии — промышленников и латифундистов, значительная часть национальных ресурсов находилась в руках иностранных компаний. Между тем, основная масса чилийского населения — индейские крестьяне — оставалась в крайне бедственном положении. Поэтому не было ничего удивительного в том, что идеи социальной справедливости и равенства находили многочисленных сторонников среди крестьян и рабочих. Еще 4 июня 1912 г. была основана Социалистическая рабочая партия Чили, у истоков которой стоял известный рабочий активист Луис Эмилио Рекабаррен — чилиец баскского происхождения, по профессии — рабочий типографии. В январе 1922 г., на своем Четвертом съезде, Социалистическая рабочая партия Чили была переименована в Коммунистическую партию Чили и присоединилась к Коммунистическому Интернационалу. В 1932 г. в составе КПЧ была основана организация «Коммунистическая молодежь Чили». Ко второй половине 1930-х гг. влияние КПЧ на народные массы значительно возросло, а на выборах президента в 1938 г. победил Педро Агирре Серда — представитель Радикальной партии, поддерживавшийся Социалистической и Коммунистической партиями Чили. То есть, в отличие от многих других стран Латинской Америки, где деятельность коммунистов вообще находилась под запретом, в Чили они длительное время находились в составе правящей коалиции. В 1942 г. президентом Чили был опять избран кандидат от коалиции «Демократический альянс», куда входили Радикальная и Коммунистическая партии Чили. В 1946 г. Коммунистическая партия Чили вошла в состав правительства, которое сформировал очередной победитель президентских выборов от Радикальной партии, Гонсалес Видела. К этому времени численность Компартии возросла до 50 000 членов. Однако в этот же период произошло и ухудшение отношений между правящей Радикальной партией и коммунистами. Причиной тому стала политика Соединенных Штатов Америки, направленная на разжигание в Латинской Америке антикоммунистических настроений. США очень боялись формирования просоветских режимов в Новом свете, поскольку это ставило под угрозу не только обороноспособность, но и экономику Соединенных Штатов. Где угрозами, где щедрыми финансовыми вливаниями США добивалось от латиноамериканских руководителей проведения репрессивной политики в отношении коммунистических партий. Не стала исключением и Чили. Гонсалес Видела, в состав правительства которого первоначально входили коммунисты, вскоре приступил к репрессиям против Коммунистической партии Чили. Партия была запрещена и перешла на нелегальное положение. Поэтому долгое время коммунисты работали на поддержку кандидатов от Социалистической партии Чили, одним из которых был Сальвадор Альенде (1908-1973) — выходец из знатной чилийской фамилии, врач по специальности, еще в 1942 году ставший генеральным секретарем Социалистической партии Чили. В 1948 г. Альенде из Социалистической партии вышел, поскольку социалисты поддержали закон о запрете деятельности Коммунистической партии Чили. Сальвадор создал собственную Народную социалистическую партию, однако затем вернулся в Социалистическую партию — после того, как Народная социалистическая партия поддержала кандидатуру одного из правых генералов Карлоса Ибаньеса. На выборах 1952 г. Сальвадор Альенде, выдвинутый Социалистической партией при поддержке коммунистов, набрал всего лишь 5,4% голосов избирателей. Однако впоследствии, благодаря активной деятельности социалистов и коммунистов, популярность Альенде в чилийском обществе значительно возросла. В 1958 г. Коммунистическая партия Чили получила возможность легальной политической деятельности. На выборах в том же году Сальвадор Альенде, которого поддерживали и коммунисты, получил значительно большее количество голосов, чем прежде, хотя и проиграл выборы Хорхе Алессандри.

Молодой Виктор Хара посвящал свои песни, в том числе, и Сальвадору Альенде, которого считал одним из важнейших героев борьбы за социальную справедливость в Чили. На левых позициях тогда находились многие виднейшие деятели культуры страны. Так, членом ЦК Коммунистической партии Чили был известнейший чилийский поэт Пабло Неруда (1904-1973). На самом деле его звали Рика́рдо Элиэ́сер Нефтали́ Ре́йес, а псевдоним Неруда он взял в молодости, чтобы избежать конфликта с отцом, не одобрявшим его литературных интересов. Сын железнодорожного рабочего — чилийца и учительницы еврейского происхождения, Пабло Неруда поступил в педагогический институт — на учителя французского языка, в 1923 г., в 19 лет, выпустил свой первый сборник стихов. В 1927 г. совсем молодой 23-летний Неруда был назначен консулом Чили в Бирме. С этого времени он долго находился на дипломатической работе — успел побывать консулом в Сингапуре и на Цейлоне, в Голландской Ост-Индии (Индонезии), в Аргентине и Мексике, а в марте 1945 г. был избран в сенат Республики Чили от северных регионов Антофагаста и Тарапака. 15 июля 1945 г. Пабло Неруда вступил в Коммунистическую партию Чили. После того, как президент Гонсалес Видела запретил Коммунистическую партию Чили, сенатор Неруда в публичном выступлении обозвал президента американской марионеткой, после чего был вынужден перейти на подпольное положение, опасаясь ареста и тюремного срока. Неруда был еще одним героем для Виктора Хары. Он считал его одним из своих вдохновителей. И, как и Неруда, в конечном итоге сделал выбор в пользу Коммунистической партии. После того, как Виктор Хара в составе ансамбля «Кункумен» посетил в 1961 г. Советский Союз, он принял решение вступить в Коммунистическую партию Чили. Поездка в Москву оказала на Виктора колоссальное впечатление. В письме своей жене Джоан он писал: «… У русских надо учиться, как жить сообща. Они обладают духовной непоколебимостью, которая делает их спокойными, добрыми и в то же время твердыми. Хотел бы я тоже быть таким, иметь убеждения и цели, которые указывали бы мне путь. Знаю, это трудно… Русские — фантастические люди… Они очень открыты и приветливы. Пока я не встретил никого, кто чванился бы завоеванием космоса…».



Протестная пора 1960-х

В бурные шестидесятые спрос на радикальный протест против капиталистической системы, с которой ассоциировались и все прочие пороки общества — от культурного застоя до дискриминации молодежи, резко возрос и в Латинской Америке. В том же Чили, помимо Коммунистической партии, активизировались молодежные леворадикальные группировки, возникающие на основе радикальных студенческих движений. В стране нарастало недовольство политикой правительства Фрея, которое в молодежной среде приняло характер движения за проведение университетской реформы. В 1967 г. в Католическом университете Сантьяго, считавшимся наиболее элитарным и консервативным высшим учебным заведением Чили, также активизировались протестные настроения. Первоначально студенты хотели играть более значимую роль в университетской жизни, однако впоследствии движение за самоуправление приобрело более политизированные черты. Сказывалось и влияние революционной Кубы, которая стала примером для радикально настроенных слоев населения во всех странах Латинской Америки. Симпатии к кубинской революции, к Че Геваре проникали и в среду чилийского студенчества. В марте 1968 г. радикально настроенные студенты захватили корпус факультета музыки и драматического искусства Чилийского университета, выслав телеграмму солидарности студентам Парижа, где в это же время также происходили мощнейшие студенческие выступления (получившие впоследствии название «Красного Мая» или «Парижского Мая»). Однако, в отличие от Франции, где ведущую роль в протестном движении студентов играли группы так называемых «новых левых» — радикальной молодежи, придерживавшейся эклектичной идеологии из смеси маоизма, анархизма, троцкизма, в Чили студенческие протесты возглавила Коммунистическая партия. Чилийские коммунисты выступили за открытый доступ к университетскому образованию для детей рабочих и крестьянских семей, автономию университетов, невмешательство государства во внутренние дела университетских автономий. Во многом, эти требования были продиктованы и объективными обстоятельствами. В Чили того времени существовала колоссальная социальная поляризация, которая оказывала влияние и на доступность высшего образования для представителей малообеспеченных слоев населения. Во-вторых, росла зависимость чилийского высшего образования от иностранных интересов, в первую очередь — американских. США посредством выплат грантов и субсидий стремились полностью подчинить чилийские университеты интересам обслуживания американского государства и корпораций. Поэтому, хотя чилийские университеты пользовались спросом среди студентов и из других латиноамериканских государств, перед ними стояло много проблем, которые и пытались решить активисты студенческого движения, возглавляемого коммунистами. В это время Виктор Хара преподавал в театральной школе Чилийского университета и одновременно работал режиссером Института театра Чилийского университета. То есть, он просто не мог оставаться в стороне от столь бурных политических событий, учитывая еще и тот фактор, что большинство его студентов принимало активное участие в движении за университетскую реформу. Виктор Хара вместе с многими коллегами и учениками принимал участие в массовых демонстрациях протеста, сочинял песни, мгновенно становившиеся настоящими гимнами борьбы студентов за свои права. Вместе с ансамблем «Килапаюн» Виктор спел песню «Movil oil special!», звуковым фоном которой был шум демонстрации протеста и хлопки гранат со слезоточивым газом, с помощью которых демонстрацию пыталась разогнать чилийская полиция.

В октябре 1968 г. чилийским студентам удалось добиться реализации некоторых своих требований. Было объявлено о выборах нового руководства университета, захваченное здание факультета музыки и драматического искусства было освобождено студентами и вернулось к повседневной деятельности. Одновременно концерт Виктора Хары с ансамблем «Килапаюн» был включен в официальный Сезон чилийской музыки. Признание приходило к Харе и на официальном уровне. Однако растущая известность несла Виктору Харе и новые проблемы. Он подвергался нападкам со стороны консервативной прессы, обвинявшей его в коммунизме и стремлении к подрыву основ существующего политического порядка. Во время концерта в элитной школе он подвергся обструкции со стороны учеников — выходцев из богатых семей Чили, сочувствовавших правым политическим кругам. В рассматриваемый период политическая ситуация в Чили оставалась напряженной. Популярность левых сил росла, что очень беспокоило консервативную часть чилийского общества, в особенности — латифундистов и буржуазию. В 1970 г. на пост президента Чили была выдвинута вновь кандидатура Сальвадора Альенде, поддержанная широкой демократической коалицией в составе социалистов, коммунистов и радикалов. По количеству отданных за него голосов избирателей Сальвадор Альенде обогнал двух своих соперников, но не смог набрать требуемого абсолютного большинства голосов. Согласно законодательству, кандидатура Альенде должна была быть в этом случае утверждена или отклонена конгрессом. После того, как Альенде пообещал христианским демократам не нарушать принципов демократии, его поддержала также и Христианско-демократическая партия Чили.

Президент Альенде и противодействие США

24 октября 1970 года Сальвадор Альенде был официально провозглашен новым президентом Чили. Его избрание на этот пост вызвало резкое недовольство правых олигархических кругов Чили и стоявших за ними Соединенных Штатов Америки. США рассматривали избрание Альенде на пост президента Чили — одной из наиболее развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки — как следствие укрепления позиций Советского Союза на континенте. Придя к власти, Сальвадор Альенде заявил о национализации крупных компаний и банков и проведении аграрной реформы. Деятельность Альенде по реализации принципов социальной справедливости встретила колоссальное недовольство со стороны латифундистов, которые в массовом порядке стали забивать скот. Одновременно Альенде проводил политику по минимизации безработицы и улучшению качества жизни населения. Уровень безработицы в стране сократился практически наполовину, при этом прожиточный минимум вырос на 329 %, а минимальный размер заработной платы и пенсий — на 500 %. Но подобная социальная политика Альенде вызывала все большие опасения в Соединенных Штатах. Тем более, что новый президент национализировал медеплавильные компании, в которые прежде инвестировали крупные средства американские фирмы. Американцы отказались от тех компенсаций, которые было согласно предоставить им чилийское правительство. Вскоре на мировом рынке стали падать цены на медь, являющуюся одним из ключевых экспортных товаров Чили, от продаж которого зависело состояние чилийской экономики. В стране усугубилась инфляция, стало ухудшаться экономическое положение населения. По словам бывшего сотрудника руководства КГБ СССР Николая Леонова, «американцы организовали бойкот чилийской меди, от продажи которой Чили получала основные валютные поступления. Они заморозили в банках чилийские счета. Местные предприниматели стали перекачивать свой капитал за границу, свертывать рабочие места на предприятиях, создавать искусственную нехватку продовольствия в стране» (Цит. по: Солдат России — Юрий Дроздов // http://murzim.ru/jenciklopedii/razvedka/22623-prilozheniya-soldat-rossii-yuriy-drozdov.html). Тем самым, США реализовало свою испытанную тактику — создание экономических проблем неугодному правительству суверенной страны с целью обострения внутриполитической обстановки в последней и свержения существующего строя. Помимо искусственного ухудшения экономической ситуации, США оказывало поддержку антиправительственной оппозиции, деятельность которой дестабилизировала ситуацию в стране. В Чили активизировались фашистские группировки, приступившие к террору против социалистов, коммунистов, рабочих профсоюзов. Еще одним приемом для дестабилизации обстановки, реализованным в Чили по образцу других латиноамериканских стран, стала организация «маршей пустых кастрюль». Для этих маршей вербовались женщины либо из семей фашистов и консерваторов, либо из маргинальной среды, готовые за вознаграждение идти в демонстрации с пустыми кастрюлями, символизировавшими голод, который принесло народу социалистическое правительство. «Марши пустых кастрюль» охранялись бойцами военизированных праворадикальных организаций.

С приходом к власти Сальвадора Альенде Виктор Хара превратился в едва ли не официального певца нового Чили. Его концерты проходили все чаще, а в 1972 г. он отправился с визитом на Кубу. Вернувшись на родину, он с еще большим энтузиазмом включился в общественно-политическую жизнь страны — то, что сделал с Кубой Фидель Кастро, очень понравилось Виктору. Налицо были социальные и экономические завоевания революции, культурный прогресс. Однако ситуация в самом Чили продолжала накаляться. В октябре 1972 года «Кеннекотт коппер корпорейшн» способствовала введению международного эмбарго на чилийскую медь, после чего чилийские суда стали подвергаться «аресту» в европейских портах. Экономика Чили несла колоссальные убытки, которые усугубились забастовкой, объявленной синдикатом владельцев грузовых машин. Выступление предпринимателей также было инспирировано проамериканскими силами и ставило целью дальнейший подрыв авторитета правительства Альенде в глазах чилийских граждан. В это время по всей стране произошла мобилизация левых и профсоюзных активистов. Добровольцы, среди которых был и Виктор Хара, участвовали в разгрузке поездов с продовольствием, которые прибывали в города, лишенные продуктов из-за забастовки владельцев грузовиков. Виктор Хара и его ансамбль в это сложное для страны время играли большую роль в ободрении народных масс, поддерживая активистов левых партий и профсоюзов, простых чилийцев, высмеивая правоконсервативные круги и «марши кастрюль».

Нестабильная политическая обстановка в стране потребовала от Сальвадора Альенде нестандартных мер. В ноябре 1972 г. было образовано новое правительство Чили, в состав которого вошли три высокопоставленных офицера чилийских вооруженных сил. Генерал Карлос Пратс, прежде занимавший пост командующего армией, стал министром внутренних дел, контр-адмирал Исмаэль Уэрта — министром общественных работ, а бригадный генерал авиации Клаудио Сепульведа — министром горнорудной промышленности Чили. С помощью привлечения авторитетных генералов Альенде рассчитывал добиться поддержки вооруженных сил, поскольку только они были способны сохранить политическую стабильность в стране и защитить власть от проамериканских ультраправых организаций и криминальных группировок, контролировавшихся олигархами и латифундистами. Между тем, последние практически открыто приступили к подготовке выступления против правительства, в результате которого, при организационной, финансовой и информационной поддержке США и его сателлитов легитимный президент страны Сальвадор Альенде должен был быть свергнут. Праворадикальные организации к рассматриваемому времени имели около 30 000 вооруженных боевиков, что превышало численность регулярной армии Чили, составлявшей 25 000 военнослужащих. Параллельно против Альенде были выдвинуты клеветнические обвинения. Палата депутатов Чили обвинила президента в авторитаризме, пренебрежении судебными решениями, покушениях на свободу слова, арестах и пытках противников, покушениях на собственников, введении марксизма в образовательные программы. В стране фактически развернулась гражданская война против действующей власти. Каждый день происходило до 30 терактов. Правые радикалы из организации «Патриа и либертад» (Отечество и свобода) взрывали мосты, железные дороги и линии электропередач). Одновременно активизировались и левые радикалы, судя по всему, получавшие задания из того же центра. Только они, в отличие от правых, нападали на банки и убивали полицейских и военнослужащих. В течение года было уничтожено 200 мостов, автомобильных и железных дорог, взорваны линии электропередач, нефтепроводы и электростанции. Общая стоимость ущерба, понесенного от действий экстремистов, составляла 32% бюджета Чили.



Военный переворот. Кровавое убийство на стадионе

В ночь с 10 на 11 сентября 1973 г. на кораблях ВМС Чили, которые участвовали в совместных чилийско-американских учениях у берегов страны, начался мятеж. Несколько сотен офицеров и матросов ВМС Чили, которые поддерживали правительство Альенде, были убиты, а их тела сброшены в море. После этого 11 сентября корабли ВМС подвергли обстрелу порт Вальпараисо, после чего высадили отряд десанта и захватили город. Около 6.30 утра военный мятеж начался и в столице страны Сантьяго. Военные захватили телецентр, а правые радиостанции транслировали заявление о произошедшей смене власти и создании военной хунты, в состав которой вошли командующий сухопутными войсками Чили генерал Аугусто Пиночет, командующий Военно-морскими силами адмирал Хосе Мерино, командующий Военно-воздушными силами генерал Густаво Ли и исполняющий обязанности директора Корпуса карабинеров (прим. — чилийский аналог внутренних войск) генерал Сесар Мендоса. Подконтрольные правительству Альенде радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон» были разбомблены ВВС Чили. В 9.15 отряды путчистов во главе с генералом Хавьером Паласиосом начали штурм президентского дворца «Ла Монеда». Дворец защищало около сорока человек, а обстрел вели танки и авиация ВВС. К 14.20 здание президентского дворца было захвачено, президент Сальвадор Альенде погиб. Параллельно захвату власти военная хунта приступила к настоящему террору против сторонников правительства Альенде и левых сил в целом. В стране начались массовые аресты и убийства без суда и следствия. На Национальном стадионе Сантьяго был создан огромный концлагерь, где поместили 40 000 схваченных сторонниками хунты левых активистов и просто случайных граждан. Мужчин держали на поле и трибунах стадиона, женщин — в раздевалках плавательного бассейна, велодром использовался для проведения допросов. Среди оказавшихся на стадионе левых был и легендарный певец Виктор Хара. Когда то, в 1969 г., Хара выступал на стадионе и победил на фестивале «Новой чилийской песни». Теперь ему, не ожидавшему для себя подобной участи, пришлось быть узником концлагеря. Правые ненавидели Виктора Хару как певца чилийского коммунистического движения, поэтому пытали его жестоко и долго. Через тело певца пропускали электрический ток, били по лицу пистолетом, сломали пальцы, после чего раздробили обе руки — чтобы он уже никогда не мог играть на гитаре. Захватившие певца солдаты показывали его как главный трофей — «коммунистический голос». Однако Хара смог надиктовать коллегам по несчастью стихотворение: «Кровь президента Альенде бьет сильнее, чем бомбы и пули. Наши кулаки еще ударят вновь».

Воскресным утром 16 сентября 1973 г. жители поселка Сан-Мигель, через который проходила дорога со стадиона, нашли шесть трупов с изуродованными лицами, изрешеченных пулеметными пулями. Прохожие долго смотрели на лица, пытаясь опознать кого-либо из знакомых, пока женщина не узнала в одном из покойников Виктора Хару. Пока жители поселка думали, что делать с трупами, послышался шум подъезжающей машины. Прохожие в страхе спрятались, а мужчины в штатском закинули трупы в машину и уехали. Повторно Виктора Хару опознали в морге. Когда Пабло Неруда узнал о смерти Хары, он воскликнул: «Боже, это же тоже самое, что убить соловья!». Позже стало известно, что Виктора Хару расстреляли 15 сентября 1973 г. В тело певца попало 30 пулеметных пуль. Кости Хары были переломаны в тридцати местах.

Палач ушел от возмездия

Прошло 36 лет после убийства певца, когда в 2009 г. в преступлении был обвинен бывший военнослужащий Хосе Паредес Маркес. Чуть позже стало известно, что пытал Виктора Хару лейтенант Эдвин Димтер Бианчи. Себя он называл «Принцем», но сослуживцы дали ему более подходящее прозвище — «Бешеный Димтер». Димтер Бианчи был выходцем из семьи швейцарских немцев, эмигрировавших в Чили. Он прошел военную подготовку в Панаме — в «School of the Americas», где специалисты ЦРУ США готовили верных американцам карателей для военных диктатур Латинской Америки. 29 июня 1973 г. Бианчи участвовал в попытке военного переворота, предотвращенного правительственными силами Чили, после чего был арестован и помещен в тюрьму. Из тюрьмы его освободили в день нового переворота 11 сентября 1973 г. Путчисты, справедливо полагая, что проведший несколько месяцев в тюрьме Димтер отыграется на несчастных левых активистах, направили его проводить следствие в концентрационном лагере на стадионе «Чили». Те из жертв «Принца», которым посчастливилось выжить, помнят его как психически неуравновешенного человека. Лейтенант Бианчи поднимался на верхнюю галерею стадиона и громко смеялся, когда внизу избивали задержанных. Бравируя, он даже снял каску и темные очки, хотя более умные палачи предпочитали все же скрывать лицо — они знали, что политика в Латинской Америке нестабильна и вполне возможно, рано или поздно придется нести наказание за свои поступки. В итоге Димтера Бианчи хорошо запомнили. Лейтенант Бианчи, согласно свидетельствам очевидцев, лично избивал ногами и рукоятью пистолета по лицу Виктора Хару.

После того, как тело Виктора Хары было эксгумировано в июне 2009 г., выяснилось, что его смерть произошла не от пулеметных выстрелов, которые выпустил рядовой Хосе Паредес, а от выстрела из пистолета в голову — то есть, Хару застрелил, скорее всего, лично лейтенант Димтер Бианчи. Но Димтер Бианчи так и не понес заслуженного наказания. В конце 1976 г. Бианчи уволился из вооруженных сил, получил специальность аудитора и работал в Министерстве труда Чили, а сейчас, скорее всего, находился на пенсии — в 2015 году ему исполнилось 65 лет. Когда, узнав место работы Бианчи, туда пришли гражданские активисты с портретом Виктора Хары, он ударил одного из них и убежал по лестнице в служебное помещение.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 сентября 2015 05:22
    Спасибо за статью.
    Сейчас, когда пиночетовщина пала, новым властям найти бы этого Димтера Бианчи и лишить бы его спокойной старости. Но, видимо, боятся искоренить пиночетовщину дотла... США же будут против...
    1. +6
      29 сентября 2015 07:54
      эмигрировавший из США в ГДР Дин Рид, снял очень не плохой фильм о Викторе Хара и сам снялся в главной роли. В СССР фильм шёл под названием "ПЕВЕЦ"....
      1. +2
        29 сентября 2015 08:16
        Великолепная рок-опера А.Градского "Стадион"
      2. Комментарий был удален.
    2. -1
      2 октября 2015 22:55
      Цитата: elenagromova
      Сейчас, когда пиночетовщина пала,

      "Пиночетовщина" не пала. Эта формация выполнила свою историческую функцию и чилийское общество перешло на следующий качественный уровень своего развития.
      То, что вы называете "пиночетовщиной", это первая стадия любого буржуазного общества. В СССР эту стадию почему-то называли "фашизмом". Хотя самым известным "фашистом" в Европе был не Муссолини, а Наполеон Бонапарт. Тогда уж уместнее употреблять термин "бонапартизм". Но он не пугал советского обывателя, поэтому товарищи употребляли термин "фашизм".
      В Чили положение было осложнено тем, что к власти рвалась красная чума. Она, как кариес, разъедает человеческое общество, превращая его в бесплодную гниль. Она уничтожила бы Чили точно так же, как она уничтожила все страны, где смогла на какое-то время укорениться. Пример других стран стоял у Пиночета перед глазами. Поэтому действовать пришлось быстро и, к огромному сожалению, жестко. Но зато он спас свою страну от красной заразы и последующего краха. Спас чилийский народ от насильственного морального и нравственного разложения. Известного под термином "коммунистическая мораль". И сегодня в Чили здоровое общество способное к саморазвитию.
      Только поэтому сегодня Чили самое богатое и процветающее государство Латинской Америки. Даже богаче Мексики, которая неплохо наживается на соседстве с США. Это его, Пиночета, заслуга.
      1. 0
        2 октября 2015 23:25
        И несколько цифр в подтверждение.
        Сегодня средний чилиец по уровню накопленного богатства равен среднему греку. Т.е. равен хотя и бедному, но представителю "старой Европы". Для Латинской Америки сегодня это феноменальный результат. Предел мечтаний.
        1. 0
          2 октября 2015 23:49
          А вот, как себя сегодня чувствуют жители стран, до которым красная чума все же дотянулась. Правда, не все пострадали от нее в одинаковой степени.
    3. 0
      8 июня 2017 16:39
      Цитата: elenagromova
      пиночетовщина пала

      Особенно громко она падала в октябре 1993 года в Москве. Всего-то 20 лет прошло и мы догнали Чили образца 1973 года
  2. +3
    29 сентября 2015 06:48
    Идейные предшественники украинской хунты. И ненависть, как всегда, к своему народу.
  3. +4
    29 сентября 2015 06:58
    Куда влезут америкосы - жди беды. Будет много жертв, горя и боли.
  4. +4
    29 сентября 2015 08:07
    Через тело певца пропускали электрический ток, били по лицу пистолетом, сломали пальцы, после чего раздробили обе руки — чтобы он уже никогда не мог играть на гитаре... Нам рассказывали так:Фашисты,превратили стадион в концлагерь.Среди заключенных оказался и В.Хара, что подбодрить товарищей он начал петь.Фашисты избивали его, а он пел, фашисты отрубили ему руки, а он пел..тогда фашисты отрубили ему голову...Запомнил на всю жизнь..Спасибо ,Илья...
  5. +2
    29 сентября 2015 09:17
    "...Тем самым, США реализовало свою испытанную тактику — создание экономических проблем неугодному правительству суверенной страны с целью обострения внутриполитической обстановки в последней и свержения существующего строя. Помимо искусственного ухудшения экономической ситуации, США оказывало поддержку антиправительственной оппозиции, деятельность которой дестабилизировала ситуацию в стране..." - я точно про Чили читаю?

    "Времена меняются, а люди - все те же..."
  6. -7
    29 сентября 2015 10:38
    Генерал Аугусто Пиночет и его соратники, спасли тогда Чили от либерастско-марксистского хаоса и беспредела. И за это многие чилийцы ему до сих пор благодарны. Он остановил начавшийся распад чилийского государства, вывел страну из глубокого социально-политического кризиса, куда вверг ее ярый либерал Альенде, навел порядок и полностью стабилизировал экономику. За это либерасты и промарксисты его люто и ненавидили. А Хара, который своими пацифистскими и декаденскими песнями способствовал набиравшему силу хаосу и разложению, также как сегодня у нас это делает всем известный господин Макаревич и иже с ним, сам содействовал тому, что с ним случилось. Но Хара, в сто раз порядочней и лучше Макаревича.
    Мы живем сегодня в перевернутом мире, когда нам мировые либерастские СМИ, беспрестанно подают подтасованную информацию и создают лживые мифы в нужном для них ключе. И это необходимо понимать и всегда иметь в виду.
    1. +5
      29 сентября 2015 13:19
      хорошая попытка оправдать фашистских упырей,развязавших кровавый террор на стадионе против собственного народа.Переадресуйте свой пассаж в американское посольство,печеньку вы честно заслужили laughing
      1. +6
        29 сентября 2015 13:48
        А об экономическом чуде Чили можно сказать кратко.Типичная сырьевая экономика,30 процентов мирового рынка меди.В 1971 году цены на медь упали в два раза,в результате кризис.В 1978 году цены резко выросли,пошел подьем.В 1984 году опять упали и опять кризис,самый большой в мире внешний долг на душу населения в итоге.В 1986 году резко цены выросли,профицит бюджета и самый высокий в Латинской Америке прирост ВВП.При чем тут Пиночет и Альенде? Наоборот,страны,национализировавшие свои недра типа Ливии и Эмиратов вне зависимости от политической окраски лучше строят социалку для своего населения.Так бы было и с социалистической Чили,буржуям пофиг у кого сырье покупать.Пиночет просто отдавал половину дохода хозяевам за лояльность
    2. +2
      29 сентября 2015 19:33
      Так он (Пиночет) и был либерал-фашистом. По крайней мере, выражал их интересы.
    3. +3
      29 сентября 2015 22:26
      Во-первых, Альенде не был либералом. Во-вторых, пиночетовская хунта была поддержана извне - США, теми, которые сегодня часто поддерживают либералов - предателей Родины.
  7. +7
    29 сентября 2015 11:15
    15—24 октября 1973
    Баллада про Виктора Хару
    Слова Юрия Визбора
    Музыка С. Никитина

    Я вам песню спою об одном гитаристе,
    Он чилийских мальчишек был вожак и кумир,
    Я вам песню спою об отважном марксисте,
    Он играл на гитаре, а слушал весь мир.

    Но представьте себе, что и эта гитара
    Для фашистов страшна, будто совесть земли.
    В сентябре на допрос взяли Виктора Хару
    И гитару его на допрос увели.

    Чтоб бежать он не смог — его крепко связали,
    Чтобы жить он не мог — расстреляли в ночи,
    Чтоб играть он не мог — ему руки сломали,
    И у песен, ребята, есть свои палачи.

    С голубых Кордильер открываются дали,
    Океанские ветры звенят, как струна.
    А гитару его сапогами ломали —
    И гитара поэта бывает страшна.

    Неоконченный век превращается в старый,
    Но не все его песни, увы, хороши.
    И сама по себе не играет гитара,
    А дана человеку, как голос души.

    Так играйте ж, друзья! Бейте в ваши гитары!
    Воскрешайте шеренги великих имен!
    Чтобы в ваших руках руки Виктора Хары
    Продолжали бы песню грядущих времен.
    1. +5
      29 сентября 2015 11:22
      Иду процитировать эту же песню )
      В школе в лагере "труда без отдыха" на конкурсе политической песни мы заняли с ней первое место, а я нарисовал плакат, как вражий ботинок топчет его гитару. Проигравшие завистники из других школ орали, что каждый смог бы наклеить на плакат вырезанную картинку гитары. Мне было приятно. )
  8. +3
    29 сентября 2015 20:03
    Да, о чилийском певце, которому сломали пальцы - чтобы он не мог играть на гитаре знали все в СССР.Как о и С.Альенде и Л.Корвалане.
    Время героев.
  9. 0
    2 октября 2015 12:10
    Учил в школе о Его ... Вечная Память!