Главы региональных государств атакуют ООН в попытках поднять мировой статус своих стран

12
Центральным событием нынешней юбилейной Генеральной ассамблеи ООН стали выступления с трибуны этой всемирной организации президентов Соединенных Штатов и России, а также встреча Владимира Путина и Барака Обамы, открывшая возможности для взаимодействия двух стран в урегулировании кризиса на Ближнем Востоке. В тени остались другие важные мероприятия на площадке ООН, в частности, трёхдневный саммит по устойчивому развитию, в котором приняли участие более 150 глав государств и правительств, и саммит глав Индии, Японии, Бразилии и ФРГ. Немецкий журнал The Local пафосно назвал его «большой четверкой» (G4), подчеркнув амбиции участников этой встречи на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Главы региональных государств атакуют ООН в попытках поднять мировой статус своих стран


Мир стремится к устойчивому развитию

Трехдневный саммит по устойчивому развитию предварил общеполитическую дискуссию на Генассамблее. На этом форуме государства-члены всемирной организации выработали план глобального социально-экономического развития на период до 2030 года, определили пути его реализации. В итоговой декларации прописали 17 целей устойчивого развития, рассчитанных на 15 лет.

Старт этой большой работе был положен еще в сентябре 2000 года на саммите тысячелетия. Тогда руководители государств и правительств, вдохновленные встречей миллениума, посчитали важным придать мировому сообществу вектор уверенного устойчивого развития и сформулировали для этого восемь первоочередных целей. Первой по порядку, да, пожалуй, и по важности, в декларации саммита была поставлена задача — ликвидировать абсолютную бедность и голод. Намечалось в срок до 2015 года сократить вдвое долю голодающего населения, то есть тех, чей доход составляет менее одного доллара в день. Кроме неё в программе прописали: обеспечить всеобщее начальное образование, содействовать равноправию полов и расширению прав женщин, сократить на две трети смертность среди детей в возрасте до пяти лет, остановить распространение СПИДа, малярии и прочих тяжелых заболеваний, обеспечить экологическую устойчивость, сформировать всемирное партнерство в целях развития.

Вся эта гуманитарная программа была рассчитана на срок в пятнадцать лет. Теперь он истек. Пришло время подвести итог и определить дальнейшие планетарные цели. Тем и занялся нынешний саммит. На нём был распространен доклад с достаточно позитивными цифрами. Например, благодаря реализации программ саммита тысячелетия удалось вывести из крайней нищеты миллионы людей. В представленном докладе отмечается: в настоящее время на планете 836 миллионов человек живут менее, чем на $ 1,25 в день. В 1990 в этом грустном перечне были 1,9 млрд. человек — вдвое больше.

По сравнению с 1990-м годом на половину сократилась детская смертность — с 90 до 43 случаев на тысячу детей. Есть успехи в борьбе с малярией, ВИЧ и другими заболеваниями. Так, по данным ООН, в 2000-2013 гг. число новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией сократилось с 3,5 миллионов до 2,1 миллиона человек — на 40 процентов.

Эта позитивная картина сложилась, главным образом, за счёт экономического роста в развивающихся странах. В Китае, например, количество бедного населения снизилось с 452 до 150 миллионов человек. Отступает нищета в Индии. Здесь тоже счёт идёт на десятки миллионов.

В тоже время в странах Африки, особенно к Югу от Сахары, если и есть позитивные перемены, то в пределах статистической погрешности. При том что на реализацию программ развития государства ООН потратили весьма приличные средства. Выступивший с трибуны саммита министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил вклад нашей страны. «В рамках инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ) РФ списала основной долг только африканским странам на сумму более $20 млрд. Объемы нашего содействия международному развитию увеличиваются. В прошлом году они возросли в более чем на 20 процентов, — сказал министр в своей речи. — Только по линии системы ООН было предоставлено свыше $127 млн., а общая сумма помощи РФ другим странам по методологии ОЭСР составила $875 млн.»

Семнадцать шагов через войны, террор и нестабильность


На пути реализации программ развития случилось много препятствий. Первые пятнадцать лет нового миллениума мир омрачила череда военных конфликтов (Афганистан, Судан, Ирак, Ливия, Мали, Нигерия, Сирия, Украина, Йемен…), мировой финансовый кризис, расширение социальной базы терроризма, рост его угрозы (на планете уже появились целые регионы, контролируемые боевиками и бандитами), распространение новых смертельных заболеваний (чего только стоит эпидемия лихорадки Эбола.) Всё это отнюдь не способствовало целям устойчивого развития, а несло с собой хаос, беды и страдания народам.

Потому новая программа отрабатывалась с особой тщательностью, чтобы добиться «сбалансированного сочетания экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития», как оценили эту работу в российском МИДе. На согласование повестки глобального развития после 2015 года ушло почти три года. В начале августа её одобрили страны-члены ООН.

В итоговой 45-страничной декларации саммита развития определены 17 задач, которые предстоит решить мировому сообществу в течение следующих 15 лет — до 2030 года. По-прежнему главными условиями развития названы искоренение нищеты и голода. Определены и другие важные задачи — обеспечить продовольственную безопасность и содействовать устойчивому развитию сельского хозяйства; обеспечить здоровый образ жизни и содействовать благополучию для всех в любом возрасте; обеспечить всеобщее и качественное образование, а также поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни.

Международное сообщество обязуется добиться гендерного равенства, обеспечить наличие и рациональное использование водных ресурсов, а также всеобщий доступ к экологически чистой энергетике, содействовать устойчивому экономическому росту и созданию рабочих мест, создать инфраструктуру для индустриализации, уменьшить социально-экономическое неравенство внутри стран и между государствами, обеспечить безопасные условия жизни в городах и населенных пунктах.

Государства-члены ООН намерены внедрить устойчивые модели потребления и производства, принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями, рационально использовать морские ресурсы, добиваться сохранения и восстановления экосистем суши, обеспечить подотчетность государств и доступ граждан к правосудию, а также активизировать глобальное партнерство в интересах устойчивого развития.

Реализация целей устойчивого развития потребует выполнения в общей сложности 169 производных задач в области социально-экономического развития. Для контроля за их выполнением раз в четыре года под эгидой Генассамблеи будет созываться форум высокого уровня. Высокие цели стоят больших денег. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), на выполнение новых задач понадобится от 3,3 до 4,5 трлн. долларов в год.

Претензии на членство в Совете Безопасности
ведут к пересмотру итогов второй мировой войны


Совсем иная повестка была на саммите глав стран, названных немецкими журналом «большой четвёркой». Здесь тон задала канцлер Германии Ангела Меркель. Как сообщило агентство Рейтер, на встрече с коллегами из Бразилии, Индии и Японии Меркель подняла вопрос необходимости реорганизации Совбеза ООН. «Нам нужен новый рабочий способ решать проблемы. Для этого необходима реорганизация Совета Безопасности, внесение в него изменений, которые отразят расстановку сил в мире лучше, чем она отражена сейчас», — приводит агентство заявление канцлера.

Президент Бразилии Дилма Руcсефф, премьер-министр Индии Нарендра Моди и японский премьер Синдзо Абэ поддержали стремление германского канцлера пересмотреть политическую архитектуру, сформированную по итогам второй мировой войны. Рейтер отмечает, что «участники встречи торжественно объявили себя «законными кандидатами» на постоянное членство в СБ ООН, обозначив притязание на право вето».

У этой инициативы есть широкая поддержка. В середине сентября в рамках Генассамблеи ООН был даже согласован текст переговоров по реформе Совета Безопасности. Однако предложенный документ остался без последствий, поскольку его не поддержали Китай, Россия и США.

В их действии есть своя логика. Вот как её обосновал в интервью ТАСС постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. «Первоначально в его составе (Совбезе ООН) было 11 стран, включая пять постоянных членов. Потом число постоянных членов осталось, но стран стало 15. И вот теперь говорят о том, чтобы в Совете Безопасности стало больше членов, с тем, чтобы он стал более эффективным и репрезентативным. Но тут я хочу оговориться: конечно, более репрезентативным Совет Безопасности будет, если расширить его членство, но эффективным точно не будет». То есть, высокопоставленный российский дипломат делает упор на то, что «расширение списка постоянных членов Совбеза негативно скажется на работе этого наднационального института».

Однако обратимся к истории, как сделал это и Виталий Чуркин. Люди обычно воспринимают действительность, как непереходящую данность — будто всё так и было испокон века. Но в глубинах прошлого кроется много открытий. Вот и Совет Безопасности ООН. В современном виде он существует лишь с 1971 года, когда под давлением стран социалистического содружества Китайская народная республика (Пекин) сменила в составе Совбеза Китайскую республику (Тайбэй, Тайвань).

Именно в семидесятые годы сформировался действующий Совет Безопасности, члены которого отвечали четырём главным признакам. Это были суверенные государства, победители во второй мировой войне, обладающие ядерным оружием и опытом решения мировых проблем. Устав наделил их правом вето. Отцы-основатели ООН ввели эту норму для предотвращения военных конфликтов. По их замыслу проблемы мира должны решаться простым голосованием, уберегающим от соблазна применить военную силу для разрешения спора. В этом смысле вето заменяет вооруженное противостояние, что и подтвердил многолетний опыт.

Под действующие критерии из стран так называемой «большой четвёрки» (а есть ещё «большая пятёрка» претендентов с участием Италии, Индонезии и пр.) с некоторой натяжкой подходит только Индия. Что касается Германии и Японии, то эти государства не только развязали вторую мировую войну и проиграли её, но до сих пор ограничены в суверенитете. О чём говорит наличие на их территории оккупационных войск и зависимость от США в решении мировых и национальных проблем.

Миром признаны экономические успехи Японии и особенно Германии, чья дойчемарка переросла границы страны, воплотившись в глобальное евро. Однако Совет Безопасности занимается не экономическим развитием международного сообщества, а проблемами войны и мира. В этой теме авторитет Японии минимален, а Германия его только нарабатывает участием в разрешении конфликта на Украине. В других форматах, вроде иранского или ближневосточного, роль её была даже не второстепенной. Это, как с Польшей, которую в конечном итоге отсадили из-за стола переговоров, где решается будущее Украины.

Словом, амбиции политиков, всеми силами пытающихся поднять региональный статус своих государств до права в разрешении мировых проблем, ограничиваются их действительными возможностями. А ещё незабытым грузом ответственности за вторую мировую войну. В прошедшем августе, например, российский МИД жёстко одернул японцев с их разгулявшимися фантазиями о «северных территориях». Он отметил, что острова Курильской гряды вошли в состав Российской Федерации по итогам второй мировой войны и их статус не подлежит обсуждению. Предметом переговоров может быть лишь сотрудничество на этих территориях.

Никто ничего не забыл. Даже в Европе с её прозрачными границами. Здесь, к примеру, Греция недавно предъявила претензии Германии за изъятые во время войны золотовалютные резервы. Счёт войны не закрыт даже через семьдесят лет после её окончания.

…Мир изменился и продолжает меняться. Он становится многополярным. Со временем это отразится и на архитектуре всемирной организации, её Совета Безопасности, о реформе которых задумалось мировое сообщество. Однако новые центры силы пока только формируются. Признанные центры — США, Россия, Китай — своё веское слово уже сказали, заблокировав инициативу больших и малых компаний региональных государств, пытающихся поднять свой мировой статус. Их время ещё не пришло…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    2 октября 2015 06:20
    Главы региональных государств атакуют ООН в попытках поднять мировой статус своих стран


    Ага МЕРКЕЛЬ пророчат на пост генсека ООН....
    понятно что за этим последует в ООН учитывая зависимость генерального канцлера ГЕРМАНИИ от ГОСДЕПА США.
    1. +3
      2 октября 2015 06:24
      Свинным рылом в калашный ряд!
      1. +3
        2 октября 2015 06:49
        Японию и Германию в совбез нельзя, это шестёрки СГА. Как докажут суверенность, тогда можно подумать. А Индию с Бразилией наверное уже можно и принимать.
    2. +1
      2 октября 2015 13:26
      Меркель тоже представляет некое региональное государство, которое стремится поднять свой очень сильно опущенный статус.
  2. +1
    2 октября 2015 06:49
    Ну низя со свинным рылом, сунуться в калашный ряд...ну низя...
  3. +1
    2 октября 2015 07:09
    Для этого необходима реорганизация Совета Безопасности, внесение в него изменений, которые отразят расстановку сил в мире лучше, чем она отражена сейчас

    Понятно о какой реорганизации, для кого и в чью пользу заговорила Меркель. Я уже как-то писал, что не исключаю того, что при таких реорганизациях Германия в итоге предъявит России материальные претензии по результатам 2-й МВ. Мир катится в тартарары.
  4. +1
    2 октября 2015 07:33
    Каждый руководитель, каждый политик своей страны свой статус сможет поднять только тогда, когда начнёт думать своими мозгами и ИМЕТЬ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ...
  5. 0
    2 октября 2015 08:19
    Думаю, что РОССИЯ не надо согласятся с этим. СовБез должен остатся таким как есть.
    1. 0
      2 октября 2015 08:41
      Мир меняется. Индия - страна с населением почти как у Китая и с независимой внешней политикой.
      Так сказать - идя на встречу пожеланиям трудящихся...
      Германия и Япония хотели... мы все подумали ..и..
  6. +1
    2 октября 2015 08:40
    Спасибо за статью : по Совбезу - по Индии согласен - кандидат № 1, по Германии и Японии тоже (нефиг им в Совбезе делать!) Германия реально "зарабатывает" авторитет поддерживая неонацистов в Восточной Европе, так
    что забыли НАВСЕГДА ( вечный бан, Карл )
    Что думаете по Бразилии???
  7. 0
    2 октября 2015 11:12
    Как сообщило агентство Рейтер, на встрече с коллегами из Бразилии, Индии и Японии Меркель подняла вопрос необходимости реорганизации Совбеза ООН. «Нам нужен новый рабочий способ решать проблемы. Для этого необходима реорганизация Совета Безопасности, внесение в него изменений, которые отразят расстановку сил в мире лучше, чем она отражена сейчас», — приводит агентство заявление канцлера.

    Президент Бразилии Дилма Руcсефф, премьер-министр Индии Нарендра Моди и японский премьер Синдзо Абэ поддержали стремление германского канцлера пересмотреть политическую архитектуру, сформированную по итогам второй мировой войны. Рейтер отмечает, что «участники встречи торжественно объявили себя «законными кандидатами» на постоянное членство в СБ ООН, обозначив притязание на право вето».

    Не будет никакого преобразования. Во всяком случае, с присвоением этой четвёрке права вето. Совбез и сейчас-то половину наиболее важных резолюций согласовать не может, потому что у всех пяти постоянных членов разные позиции, и часто они почти противоположны. Чем больше стран с правом вето - тем меньше резолюций будет принято в итоге, это и ёжику понятно. К тому же, как разумно заметил автор и предыдущие комментарии, Германия и Япония не отвечают необходимым критериям, с суверенитетом и итогами Второй Мировой войны у них ба-а-альшие проблемы wink
  8. 0
    2 октября 2015 14:49
    Все хотят иметь такую роскошь,как национальные интересы.Но увы позволить себе это могут не многие.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»