Тяжёлый ударный самолёт Lockheed AC-130A

52
Lockheed AC-130 — это американский тяжеловооруженный самолет, предназначенный для непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Базой для его создания стал легендарный транспортный самолет C-130 «Геркулес» компании Lockheed. Установкой на самолет вооружения и дополнительного оборудования занималась другая известная американская компания Boeing. Самолеты AC-130А активно использовались во время войны во Вьетнаме. На этом самолете впервые была применена концепция «летающей артиллерийской батареи». Часто самолеты данного типа называют также «ганшипами» (от английского Gunship).

Предназначение AC-130 было следующим: патрулирование и разрушение коммуникаций противника; непосредственная воздушная поддержка войск на поле боя; нанесение ударов с воздуха по заранее намеченным наземным целям; обеспечение обороны стратегически важных объектов и баз своих войск. Работы в рамках программы создания ганшипов стартовали в США в 1965 году. Американские ВВС хотели получить в свое распоряжение самолет с сильнейшим вооружением, увеличенными показателями продолжительности полета, взлетной массы и крейсерской скорости.



В этой связи в качестве наиболее подходящей платформы для создания нового самолета был выбран военно-транспортный самолет C-130 Hercules. При этом ВВС выделили военным весьма потрепанный во время эксплуатации C-130 (серийный номер 54-1626) выпуска еще 1954 года. Сегодня эту машину можно увидеть в Национальном музее авиации США, расположенном в Дейтоне. Первоначально самолет вооружили четырьмя пулеметными модулями MXU-470, специально созданными в рамках этого проекта и четырьмя шестиствольными 20-мм пушками «Вулкан». На самолете разместили аналоговую ЭВМ, систему ночного видения, РЛС, аналогичную той, что устанавливалась на истребители F-104, и мощные прожекторы.



Летные испытания нового самолета начались летом 1967 года на авиационных базах Райт-Паттерсон и Эглин. Позднее один из участников испытаний с удивлением заметил: «Все имеющиеся подсистемы управления огнем работают, а иногда они работают даже вместе». В итоге к сентябрю того же года военные смогли довести машину до более-менее приличного уровня, после чего 20 сентября 1967 года самолет был переведен на авиабазу Нятранг для прохождения 90-дневного тестирования. Первый боевой вылет самолет совершил 27 сентября. При этом до 9 ноября «Вулкан Экспресс» (так прозвал самолет сам экипаж, хотя позднее прижилось другое название Spectre (с англ. призрак, приведение, фантом), которое стало общим для всех моделей самолетов АС-130) самолет выполнил несколько боевых вылетов на поддержку американских наземных войск. Однако свой главный экзамен ему пришлось сдавать в ночь на 9 ноября, когда самолет вылетел на охоту за грузовыми автомобилями, следующими по тропе Хо Ши Мина. Почти сразу же после достижения указанного района над тропой оператор ИК-системы ночного видения обнаружил 6 автомобилей, которые через 15 минут были превращены в горящие развалины. Все они были разбиты прицельным артиллерийским огнем с неба.

Удачное начало боевого применения нового самолета способствовало принятию решения о строительстве новых тяжеловооруженных артиллерийских самолетов на базе транспортника С-130. При этом передавать новые машины для установки на них вооружения командование американских ВВС пожалело. В результате завод «Линг-Темко-Воут», на котором осуществлялась модернизация машин, получил 7 ранее уже эксплуатировавшихся JC-130А. Все переданные самолеты были проблемными и находились далеко не в совершенном техническом состоянии. Так один из полученных JC-130 с серийным номером 53-3129 был первым серийным «Геркулесом», который был передан в 1957 году в состав ВВС США. Уже в третьем полете на этом самолете произошел пожар. Экипажу удалось посадить самолет, но на нем пришлось полностью менять крыло. Вот такие самолеты военные передали для переделки в ганшипы. В 1960 году самолет, на котором ранее произошел пожар, был переделан в JC-130A, который использовался для испытаний РЛС наведения управляемых ракет. В АС-130А он был модернизирован в 1970 году. Из уважения к почтенному ветерану самолет назвали «Фест леди», хотя он и не был первым из ганшипов АС-130. Данный самолет служил военным очень долго. Окончательно его списали лишь в сентябре 1995 года последним из всех самолетов модификации АС-130А.

Первый полностью переоборудованный из JC-130 самолет был передан в распоряжение ВВС США летом 1968 года. Во Вьетнам машина отправилась через 6 месяцев. Самолет обладал таким же вооружением, что и «Вулкан Экспресс», однако вместо примитивной инфракрасной системы ночного видения на нем появилась более совершенная система AN/AAD-4, а также более продвинутая ЭВМ системы управления огнем. Официально самолет получил обозначение AC-130A Spectre. Еще три самолет в версии АС-130А были направлены во Вьетнам до конца 1968 года. Оставшиеся три машины оставались в штатах, базируясь на авиабазе Эглин. На этих машинах проходила тренировка экипажей, которые готовились к боевым действиям. В мае 1969 года самолеты были направлены на авиабазу Убон в Таиланде. С этой базы машины совершали боевые вылеты во Вьетнам. При этом все 8 самолетов АС-130А, которые в итоге принимали участие в боевых действиях против вьетконговцев, отличались друг от друга подобно самым настоящим линкорам. Они имели отличия в интерьере и экстерьере, что очень часто становилось проблемой при их техническом обслуживании.



Девятый АС-130А был переведен с завода на авиационную базу Райт-Паттерсон. Здесь проводились испытания по разработке более совершенного тяжеловооруженного самолета в рамках программы Surprise Package. На этой машине две 20-мм установки Вулкан заменили на одноствольные 40-мм пушки «Бофорс», а в состав бортового оборудования самолета включили лазерный дальномер-целеуказателель и телевизионную систему AN/ASQ-145. Аналоговая ЭВМ на этом самолете заменялась на более современную цифровую версию. Помимо этого по еще одной программе Pave Pronto американские ВВС заключили договор на переоборудование еще 9 транспортных самолетов С-130. Все эти машины должны были получить систему «Блэк Кроу», которая должна была засекать работу двигателей автомобилей, системы ПВО противника и аппаратуру РЭБ. Из восьми самолетов АС-130А, который первоначально были отправлены во Вьетнам, уцелело 6 машин. Их отправили назад в США, для того чтобы переоборудовать в рамках программы Pave Pronto.

Основной задачей данных самолетов стала ночная охота за наземным транспортом, который совершал рейсы по так называемой тропе Хо Ши Мина. Все ганшипы были сведены в 16-ю эскадрилью специального назначения, которая размещалась на авиационной базе Убон. Данные самолеты приступили к регулярным полетам в 1969-1970 годах. А наиболее успешными с точки зрения результативности стали 1970 и 1971 годы. В этот временной период был поврежден и разбит 12 741 автомобиль противника. Однако данная цифра весьма условна, так как более 5 тысяч единиц автомобильной техники было приписано к своим боевым заслугам экипажами других американских самолетов, которые также осуществляли патрулирование тропы. Ущерб, нанесенный противнику, оценивался на основе полученного боевого опыта. В частности было установлено, что автомобиль уничтожается, если он загорелся или получил прямое попадание 40-мм снаряда пушки «Бофорс». Повреждение автомобиля наступало после попадания в него 20-мм снаряда или в том случае, если 40-мм снаряд разрывался от него в радиусе трех метров.

При этом самолеты АС-130 совершали боевые вылеты только во время сухого сезона. В сезон дождей дороги во Вьетнаме размывались и транспортное сообщение между Южным Вьетнамом и Лаосом прекращалось. При этом каждый самолет АС-130 мог курсировать над тропой на протяжении примерно четырех часов. Обнаруженные цели обрабатывались системой «Блэк Кроу», местоположение определялось при помощи имеющихся на борту ИК- и ТВ-систем, после чего экипаж самолета старался как можно скорее произвести прицеливание. Огонь на поражение можно было вести как полностью в автоматическом, так и в ручном режиме. При этом на протяжении всего использования определение ущерба, нанесенного машинам противника, все-таки было проблемой. Некоторые грузовики после попадания в них 20-мм авиационных снарядов, выпущенных с самолета АС-130А, можно было сразу же завести и двигаться на них дальше. Очень часто самолеты Lockheed AC-130А вылетали на боевые задания в сопровождении самолета RC-130S, на котором монтировалось 28 прожекторов. Данная связка осуществляла патрулирование в ночные часы.



За время, пока длилась война во Вьетнаме, экипажи ганшипов наловчились избегать огневого поражения от наземных зенитных установок, однако от ракет класса «земля-воздух» такие самолеты спастись не могли, им не хватало маневренности. После появления подобного оружия стало понятно, что «Спектры» пора выводить из зоны боевых действий. Однако ежедневные успехи в виде уничтожения или повреждения десятков грузовиков противника вынуждали руководство ВВС США не убирать боевые машины с театра боевых действий. Так только в первой декаде 1971 года летчики отчитались об уничтожении 2,5 тысяч грузовых автомобилей противника и о повреждении такого же количества транспортных средств. При этом иногда ганшипы встречали жесткий отпор со стороны противника. Так 31 марта и 1 апреля 1971 года американцы потеряли две машины, два дорогостоящих самолета были сбиты зенитными орудиями, оснащенными комплексом самонаведения на цель.

После этого самолеты AC-130A Spectre начали перебрасывать в районы, в которых концентрация средств ПВО противника была менее значительной. Их даже использовали для борьбы с вьетнамскими танками во время охраны Ан Локка. Но здесь данные воздушные тихоходы не смогли проявить себя должным образом, встретив хорошее сопротивление. К этому моменту на вооружении вьетконга появились ПЗРК «Стрела-2». Благодаря использованию данных комплексов, коммунистам удалось подбить три самолета АС-130. Но, несмотря на все возрастающую опасность применения, американцы использовали свои ганшипы вплоть до конца войны. В США после войны вернулись 10 самолетов АС-130А, которые отправились на авиационную базу Халбарт-Филд. При этом 52 человека, входивших в состав экипажей ганшипов, погибли в ходе боевых действий.

Самолет AC-130 отличался уникальной компоновкой. Все его стрелково-пушечное вооружение было сконцентрировано на левом борту машины (по полету) перпендикулярно оси самолета. По этой причине для боевого применения самолета по наземным целям он должен был постоянно совершать левый вираж вокруг заданного района, кружа над целью. При этом отсек вооружения в грузовой кабине был отделен от кабины экипажа специальной противодымной шторой, а заряжающие работали на самолете в специальных масках.

Стрелки возле 105-мм орудия 102


Вооружение самолета непрерывно совершенствовалось. В итоге, начиная с модификации AC-130H, на борту появилась даже 105-мм гаубица. Самолеты в этой версии оснащались двумя шестиствольными 20-мм автоматическими пушками «Вулкан» (боезапас по 3000 снарядов, скорострельность максимальная — 6000 выстр/мин, нормальная — 2500 выстр/мин), одной 40-мм автоматической пушкой Бофорс L60 (боезапас 256 снарядов, максимальная скорострельность 120 выстр/мину) и облегченной 105-мм гаубицы M102 ручного заряжания (боезапас 100 снарядов). Из-за возникающей при стрельбе вибрации планера скорострельность 40-мм пушки не должна была превышать 100 выстр/мин. По информации из открытых источников, 105-мм гаубица M102 представляет собой модернизированный вариант стандартной армейской гаубицы. При этом она была существенно облегчена, а ее ствол был укорочен. Помимо этого она обзавелась специальным лафетом. Гаубица получила гидравлическую систему управления, которая позволяет легко поворачивать ствол в пределах 40° по углу места и 20° по азимуту. Расчет такой гаубицы состоит из 3-х человек. Помимо этого самолет получил возможность использования управляемых авиабомб с лазерной головкой самонаведения. На первых моделях, таких как AC-130A, устанавливались также 7,62-мм шестиствольные пулеметы «Minigun».

Система индивидуальной защиты самолета AC-130 включает в себя: аппаратуру, предупреждающую экипаж об облучении машины РЛС противника; подвесные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями; станции постановки активных помех. В состав бортовых средств РЭБ входит аппаратура радио- и радиотехнической разведки «Блэк броу», при помощи которой выполняется разведка радиоэлектронных средств противника, поиск и последующее распознавание своих объектов, снабженных миниатюрными радиомаяками. С целью увеличения продолжительности и дальности полета самолет АС-130 был оснащен системой, позволяющей производить его дозаправку в воздухе.

В настоящее время все установленное на борту самолета АС-130 вооружение управляется при помощи компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой включены тепловизионный и телевизионный прицелы, а также радар. Наличие такого оборудования позволяет эффективно использовать имеющееся на борту вооружение в любых погодных условиях днем и ночью. Кроме того, на модификации AC-130U появился радиолокатор с синтезированной апертурой, который позволяет обнаруживать цели на дальней дистанции. В отличие от модификации АС-130H (на вооружении с 1973 года), система управления огнем на АС-130U (на вооружении с 1995 года) позволяет вести огонь одновременно по двум целям. К тому же самолет AC-130U в состоянии взять на борт в два раза больше боеприпасов, чем предыдущая версия. В составе навигационного комплекса ганшипа присутствует инерциальная навигационная система, которая интегрирована с приемником сигналов спутниковой навигационной системы. Экипаж самолета состоит из 13 человек и включает в себя 5 офицеров (два пилота, оператор бортовых систем артиллерийского вооружения, оператор систем РЭБ и штурман), а также 8 рядовых (бортинженер, оператор ИК-аппаратуры, оператор ТВ-камер, заряжающий и 4 стрелка).



Летно-технические характеристики AC-130A:
Габаритные размеры: длина — 29,79 м, высота — 11,66 м, размах крыла — 40,41 м, площадь крыла — 162,12 м2.
Масса пустого самолета — 26 911 кг.
Максимальная взлетная масса — 56 336 кг.
Запас топлива — 20520 литров.
Силовая установка — 4ТВД Allison Т-56-А-11, мощностью 4х4050 л.с.
Максимальная скорость полета — 580 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 333 км/ч.
Боевая скорость — 270 км/ч.
Практическая дальность полета — 1700 км.
Боевой радиус действия — 900 км.
Боевая высота — 1070-2450 м.
Практический потолок — 10 060 м.
Экипаж — 11 человек.
Вооружение: 4 шестиствольных 7,62-мм пулемета GAU-2/A, и 4 шестиствольных 20-мм пушки M61 Vulcan.

AC-130А в музее в Дейтоне













Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/attack/ac130.html
http://avia.pro/blog/lockheed-ac-130
http://worldweapon.ru/sam/ac130n.php
http://igor113.livejournal.com/364320.html (фото)
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    20 октября 2015 06:39
    Самолет только для борьбы с партизанами. 2450 м боевой потолок - любой ПЗРК достанет.
    1. +3
      20 октября 2015 07:55
      согласен, но такой самолёт пригодился бы в афганистане и чечне. пзрк хоть и опасны, однако уже есть множество способов защиты, "президен-с" к примеру.
      1. +6
        20 октября 2015 08:52
        Ага, аппарат замечательный кто бы что о нём не говорил. И страной что у нас подобного нет.
    2. +3
      20 октября 2015 08:41
      Цитата: AYUJAK
      Самолет только для борьбы с партизанами. 2450 м боевой потолок - любой ПЗРК достанет.

      Глубоко заблуждаетесь. Последняя модификация AC-130J Ghostrider позволяет работать с высот недоступных для ПЗРК, для этого есть и средства обнаружения наземных целей и набор ракет воздух-земля.
    3. +4
      20 октября 2015 11:24
      А ещё эта штука и барраж может вести ну очень долго.Вообще бомбер предназначен для ударов, а вот такие самолёты для патрулирования и уничтожения.
  2. +11
    20 октября 2015 06:43
    В конце 1964 года командование ВВС США, наконец-то, соизволило обратить внимание на новую боевую единицу (возможно, благодаря той самой статье «Puff The Magic Dragon») и сформировать первую эскадрилью ганшипов. Подготовительная работа к этому торжественному событию прошла более чем комично. Однажды вечером в «командном центре» будущей эскадрильи, представлявшем собой убогую хижину, где из оборудования был только письменный стол и телефон, раздался звонок из штаба 7-й воздушной армии. «Какой позывной и символ вы хотели бы выбрать для своей части?». Вопрос застал личный состав подразделения врасплох. В результате офицер (вероятно, замученный подколками пилотов-истребителей) ответил примерно следующее: «Позывной для этого ржавого привидения? Да поцелуйте меня в зад!». На том конце трубки вежливо ответили: «О’кей, пусть будет Spooky». После этого случая имя «Спуки» закрепилось за всеми самолетами AC-47.
    Вскоре, однако, эскадрилья перестала быть призрачной. В конце 1964 и первую половину 1965 года в небе Вьетнама летал только «Puff», причем нагрузка на экипажи была просто колоссальная. Ганшип мотался по всей стране от Ня Транга на Севере, до дельты Меконга на Юге, обеспечивая поддержку сухопутных войск и выполняя задачи по уничтожению конвоев и воинских подразделений партизан. В мае 1965 года к эскадрилье присоединился второй ганшип, также переоборудованный в местных условиях, а командование ВВС США, убедившись в эффективности самолетов данного типа, организовало подготовку экипажей в Канзасе, рассчитывая в скором времени еще увеличить количество «Спуки».
  3. +4
    20 октября 2015 06:55
    Обзор хороший, в "Зарубежном военном обозрении" читал об данном ЛА в конце 80-х...
    Сам ЛА на мой взгляд относится к типу "вундервафля"...
  4. +24
    20 октября 2015 06:58
    Замаскированной Шилке до времени, пилот будет очень рад.. В общем-то для борьбы с агрессивными папуасами очень годный агрегат.. В американскую концепцию нормально вписывается.. Сначала подавляется все ПВО, потом крупные соединения рассеиваются, а уж потом наземная операция по добитию малых вооруженных групп и вот тогда этот самолет в тему...
    1. +3
      20 октября 2015 08:14
      А кто сказал, что у малых групп папуасов не будет "Стрел" или чего поновее?
  5. +12
    20 октября 2015 07:28
    Еще до выхода этой статьи, мне самому пришла мысль о том, насколько полезен был бы самолет типа AC-130A Spooky для нас сейчас в Сирии. Это свободная охота за мелкими целями типа "грузовик с боевиками", "несколько джипов с ДШК" с элементами разведки. Ведь разведчик Ил-18 средствами радиотехнической, радиолокационной, оптической и ИК разведки вскрывают позиции террористов их базы, но сами работать по ним не может. Понятно, что для мелких целей вылет бомбардировщика Су-24М, Су-34 или штурмовика Су-25 является неоправданно дорогим, да и такая цель является манёвренной и информация о её нахождении быстро устаревает. Если бы Ил-18 был бы оборудован 57мм пушкой высокой баллистики или 100 мм гаубицей/пусковой установкой, то он мог бы в качестве барражирующего разведчика отрабатывать такие цели сам, а на крупные стационарные цели наводить бомберов. С учетом нынешнего уровня прицельных комплексов работать наверняка можно было бы с высот от 3000 м и выше.
    1. Комментарий был удален.
    2. +13
      20 октября 2015 08:00
      Не уверен, что такая "воздушная канонерка" была бы актуальной в нынешних условиях. В той же Сирии сразу же бы у всевозможной оппозиции и у ИГИЛ наверняка появились бы вполне современные ПЗРК, типа того же пресловутого "Стингера", поставщика при наличии денег они быстро найдут. Одной такой ракетой конечно такую большую махину не собьешь, но учитывая невысокую маневренность и необходимость поддерживать постоянную высоту, скорость и курс при поиске и обстреле наземных объектов противника, вполне реально обстрелять эту "канонерку" залпом из нескольких ракет. И все, абгемахт! Бомбардировщики Су-24М, Су-34 и штурмовики Су-25 значительно более маневренные, и если экипаж не будет щелкать клювом, то достаточно легко уйдут от обстрела ПЗРК. А что касается Су-25 то этому "летающему танку" доводилось возвращаться на родной аэродром и на одном двигателе, при том что в сопло второго попала ракета ПЗРК.
      По мне так, совместная боевая деятельность ударных самолетов и вертолетов при наличии постоянной разведки всеми имеющимися средствами с условием адекватного руководства БД намного эффективнее применения этих "летающих канонерок", которых в нынешних условиях можно применять разве что против каких-нибудь "папуасов", да и то при условии отсутствия у них ПВО как класса.
      Честь имею.
      1. +9
        20 октября 2015 08:25
        Не соглашусь с Вами в корне. Во-первых, как показывает опыт, уход Су-25 от атаки ПЗРК типа Игла маневрированием крайне затруднен, если вообще возможен, здесь больше расчет на ИК-ловушки или уход на скорости, если пуск был на предельной дальности. А цели типа "грузовик" или "джип" с бомбардировщика Су-24М или Су-34 разглядеть вообще крайне сложно, а работать по такой двигающейся цели, если не подвешены контейнеры НУРС (нестандартный вариант вооружения для этих самолетов) им попросту нечем. Во-вторых на Су-25 нет необходимого разведывательного оборудования (ИК прицелов, РЛС бокового обзора) и, главное, оператора для анализа входящего трафика. Даже в версии Су-25 УБ это малореально. Как интересно пилот Су-25 ночью в туман сможет увидеть на земле грузовик? Колонну еще - соглашусь. Да и то - если его навели на нее. А барражирующий полет "ударного варианта" Ил-18 будет очень эффективным - разведка (основная задача) и работа по выявленным малым целям (второстепенная задача). С учетом современных ИК или тепловизионных прицелов, баллистических вычислителей стрелять смогут весьма точно даже с 4000 м, особенно если из орудия типа 57 мм. Наличие системы бортовой обороны типа Витебск, ИК ловушки в сочетании с работой не ниже 3,000 м. сведут шанс поражения от ПЗРК вообще на ноль.
        1. +6
          20 октября 2015 09:52
          От ПЗРК появляются все новые системы защиты.
          Вроде тех систем КАЗ, что начали устанавливать на танки,
          они работают и против ракет.
          Нужны: локатор, лазер и противо-"снаряды". Сбивает ракеты
          около самолета.
          Все это хозяйство тяжеловато (пока!) для истребителей,
          но для Gun Ship - пустяковый вес.
          А вот очередь зенитки отразить сложно.
      2. +1
        20 октября 2015 08:25
        Не соглашусь с Вами в корне. Во-первых, как показывает опыт, уход Су-25 от атаки ПЗРК типа Игла маневрированием крайне затруднен, если вообще возможен, здесь больше расчет на ИК-ловушки или уход на скорости, если пуск был на предельной дальности. А цели типа "грузовик" или "джип" с бомбардировщика Су-24М или Су-34 разглядеть вообще крайне сложно, а работать по такой двигающейся цели, если не подвешены контейнеры НУРС (нестандартный вариант вооружения для этих самолетов) им попросту нечем. Во-вторых на Су-25 нет необходимого разведывательного оборудования (ИК прицелов, РЛС бокового обзора) и, главное, оператора для анализа входящего трафика. Даже в версии Су-25 УБ это малореально. Как интересно пилот Су-25 ночью в туман сможет увидеть на земле грузовик? Колонну еще - соглашусь. Да и то - если его навели на нее. А барражирующий полет "ударного варианта" Ил-18 будет очень эффективным - разведка (основная задача) и работа по выявленным малым целям (второстепенная задача). С учетом современных ИК или тепловизионных прицелов, баллистических вычислителей стрелять смогут весьма точно даже с 4000 м, особенно если из орудия типа 57 мм. Наличие системы бортовой обороны типа Витебск, ИК ловушки в сочетании с работой не ниже 3,000 м. сведут шанс поражения от ПЗРК вообще на ноль.
      3. Комментарий был удален.
      4. +3
        20 октября 2015 08:36
        Цитата: Александр72
        Не уверен, что такая "воздушная канонерка" была бы актуальной в нынешних условиях.

        Ганшипы эволюционируют, последний вариант AC-130J Ghostrider категорически отличается от своих предков. Из артиллерии у него только 30мм. Bushmaster, НО в грузовом отсеке кассета с управляемыми ракетами в-з AGM-176 Griffin, а под крыльями GBU-39 SDB или AGM-114 Hellfire. Плюс к этому полный набор средств обнаружения наземных целей. Теперь AC-130J Ghostrider может "работать" с высот недоступных для ПЗРК.
        1. +4
          20 октября 2015 11:21
          Цитата: Mera Joota
          Ганшипы эволюционируют, последний вариант AC-130J Ghostrider категорически отличается от своих предков. Из артиллерии у него только 30мм. Bushmaster, НО в грузовом отсеке кассета с управляемыми ракетами в-з AGM-176 Griffin, а под крыльями GBU-39 SDB или AGM-114 Hellfire. Плюс к этому полный набор средств обнаружения наземных целей. Теперь AC-130J Ghostrider может "работать" с высот недоступных для ПЗРК.

          Вы заблуждаетесь и путаете разные машины АС-130J и МС-130J. request
          Вот неплохая публикация на эту тему: «Ганшипы» возвращаются?
          http://topwar.ru/58313-ganshipy-vozvraschayutsya-.html
    3. +4
      20 октября 2015 08:16
      А разве Ми-24, Ка-52 и иже с ними не для этого и созданы? Намного маневреннее, более защищенные от стрелкового оружияи следовательно менее уязвимые.
      1. +3
        20 октября 2015 08:37
        В режиме свободной охоты - да, конечно можно использовать, но созданы не для этого. Вертолет в режиме свободной охоты (1) подвержен риску поражения ПЗРК или малокалиберной артиллерией в силу малой высоты полета и скорости и (2) время и дальность патрулирования гораздо меньше (3) возможности по обнаружению целей тоже меньше. Вертолет - все же в первую очередь ударная машина.
        1. +1
          20 октября 2015 09:47
          Что противоположного в определениях "ударная машина" и "машина непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя"? Они выполняют какие-то принципиально разные задачи?
      2. +1
        20 октября 2015 08:37
        В режиме свободной охоты - да, конечно можно использовать, но созданы не для этого. Вертолет в режиме свободной охоты (1) подвержен риску поражения ПЗРК или малокалиберной артиллерией в силу малой высоты полета и скорости и (2) время и дальность патрулирования гораздо меньше (3) возможности по обнаружению целей тоже меньше. Вертолет - все же в первую очередь ударная машина.
      3. +7
        20 октября 2015 11:25
        Цитата: Sauron80
        А разве Ми-24, Ка-52 и иже с ними не для этого и созданы?

        Нет не для этого, не путайте кислое с пресным. "Ганшип" - это классическая антипартизанская канонерка, способная часами вести патрулирование, с мощным артиллерийским вооружением.Поисково - разведывательные возможности современных вариантов АС-130 в разы апевосходят прицельные возможности любого вертолёта ( тупо места и грузоподъёмности на самолёте больше).
    4. +12
      20 октября 2015 08:18
      Цитата: Slon1978
      высот от 3000 м и выше

      1000 метров максимум.
      Цитата: Slon1978
      насколько полезен был бы самолет типа AC-130A Spooky для нас сейчас в Сирии.

      У нас разрабатывался Ил-114 ТОПРАЗРАБОТЧИК ОКБ Ильюшина
      СТРАНА Россия
      ТИП Самолет "Огневой поддержки"
      ЭКИПАЖ 2 + 4 (оператора), чел
      СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2 х ТВ7-117С
      Мощность, л.с. 2 x 2.500
      ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
      Длина самолета, м 26,88
      Высота самолета, м 9,3
      Размах крыла, м 30,00
      Площадь крыла, м2 81,9
      ВЕСОВЫЕ ДАННЫЕ
      Максимальная взлетная, кг 23.500
      Нормальная взлетная, кг -
      Масса пустого снаряженного, кг -
      Внутреннее топливо, л -
      ЛТХ
      Максимальная скорость, км/ч 500
      Крейсерская скорость, км/ч 300-350
      Практический потолок, м 7.600
      Практическая дальность, км -
      Дальность действия, км 6.500
      Полезная нагрузка, кг -
      ВООРУЖЕНИЕ 1 х 30-мм пушка 2А42 ( боекомплект 1100 патронов) и 1 х 120 (100)-мм пушка 2С23 "Нонна" (боекомплект 90 снарядов)
    5. +3
      20 октября 2015 10:06
      Согласен, россиской армии не помешали бы вооруженные транспортные самолёты и тяжелые вертолёты для противоповстанческих операций, а местами и не только! Было бы неплохо будущего преемника Ан-12 проектировать с учётом перспективы подобного применения. В качестве вертолётной платформы ИМХО отлично подойдёт ныне проектируемый российко-китайский проект транспортного вертолёта AHL с грузоподъёмностью 10-15 тт. - одноклассник Ми-6/10 и CH-53/54.
      В качестве "главного калибра" я бы предложил заимствовать флотскую АК-630 с круговым обстрелом и автоматическим наведением на зенитные средства противника, по ИК и радиоканалу, как на стартовавшие ЗУР, в т.ч. ПЗРК, так и на МЗА и прочие "стволы" реализовав тем самым в миниатюре, в воздухе, принцип контрбатарейной борьбы при помощи радиолокационных средств артиллерийской разведки.
      Такие тяжёлые боевые платформы могли бы нести немало и другого вооружения, превосходя в этом отношении обычные боевые ЛА тактической и армейской авиации. Например блоки тяжёлых НУРС заимствованных с сухопутных РСЗО типа "Града" или "Торнадо".
  6. +2
    20 октября 2015 07:41
    Время таких машин ушло. Их задачи на данный момент гораздо эффективней выполняют вертолеты
  7. +3
    20 октября 2015 07:53
    Типичный «каратель» для контрпалтизанской борьбы. Американцы этого умеют.
  8. +14
    20 октября 2015 08:03
    Побаяню слегка в тему ударного самолета laughing :
  9. 0
    20 октября 2015 09:28
    Вопрос по первой фотографии. Она отзеркалена? Вооружение ведь ставится на левом борту.
    И второй связанный вопрос. Почему только на левом борту?
    1. +3
      20 октября 2015 09:43
      А левый борт по вашему где? )) Вроде бы в транспортных средствах лево и право считаются по ходу движения? Вспомните левый руль и правый руль в авто ;) А на одном борту потому, что данный самолет круги нарезает над целью и, следовательно, постоянно повернут к цели одним бортом. Против кого ставить оружие в противоположный от земли борт?
      1. -1
        20 октября 2015 10:03
        Самолет на фото летит от меня. И ствол гаубицы смотрит вправо по ходу движения.

        Цитата: Sauron80
        А на одном борту потому, что данный самолет круги нарезает над целью и, следовательно, постоянно повернут к цели одним бортом.

        Почему только левый вираж. Почему не правый. Я не летчик поэтому и спрашиваю. Левый вираж легче выполнять, чем правый? Или это просто привычка с первых топганов. Или это связано с тем, что дверь как правило расположена по левому борту.
        1. +3
          20 октября 2015 10:15
          Если Вы присмотритесь к фотографии, то увидите на фоне двигателя очертания кабины пилотов ;) Так что самолет летит К ВАМ навстречу.
          1. +3
            20 октября 2015 10:18
            Цитата: Sauron80
            Если Вы присмотритесь к фотографии, то увидите на фоне двигателя очертания кабины пилотов ;) Так что самолет летит К ВАМ навстречу.

            Виноват, присмотрелся. Первые впечатления самые сильные и отделаться от них не легко.
        2. +3
          20 октября 2015 10:28
          Цитата: igordok
          Или это связано с тем, что дверь как правило расположена по левому борту.

          Тоже дань традиции у американцев левый борт называется стартборт,и практически на всех самолетах экипаж садится и высаживается с самолета с левого борта.
          1. +3
            20 октября 2015 12:51
            Цитата: АВП 518
            Тоже дань традиции у американцев левый борт называется стартборт,


            Вы уверены?

            Левый борт - Port side (red);

            Правый борт - Starboard side (green).
            1. +2
              20 октября 2015 13:56
              Цитата: Seaman77
              Правый борт - Starboard side (green).

              Это для морских судов.
              1. +2
                20 октября 2015 14:27
                Цитата: АВП 518
                Это для морских судов.


                :)))))
                Это для всех судов. Включая воздушные.
                1. +2
                  20 октября 2015 16:17
                  [quote=Seaman77]Starboard side (green).[/quote]
                  Написано у вас]стартборт[/quote]
                  Написано у меня.STAR и START это одно и тоже?
                  1. +1
                    20 октября 2015 19:53
                    Starboard side (green).Написано у вас
                    стартборт Написано у меня.
                    STAR и START это одно и тоже?


                    Уважаемый АВП 518, возможно я Вас не так понял, и мы говорим о разных вещах?

                    Я вовсе не претендую на "всезнание", но на языке "условного противника" команда "Лево на борт" звучит как "Hard a Port" и соответственно "Право на борт" - "Hard a Starboard". Термин "startside", или "startboard" мне не встречался ни разу. Буду признателен если дадите какую-нибудь инфу по этому поводу.
                    С уважением.
        3. 0
          20 октября 2015 14:23
          Цитата: igordok
          Самолет на фото летит от меня.

          Красный фонарь на конце левого крыла (на правом - зелёный).
          Самолёт летит на меня.
        4. +4
          20 октября 2015 17:04
          Цитата: igordok
          дверь как правило расположена по левому борту.

          Прошу прощения - "дверь" - это в туалет и в кабину экипажа, наружные - это "люки"... Так принято, еще раз прошу прощения...
          1. 0
            20 октября 2015 18:49
            Цитата: ССИ
            Прошу прощения - "дверь" - это в туалет и в кабину экипажа, наружные - это "люки"... Так принято, еще раз прошу прощения...

            Это я прошу прощения. Хотел написать люк и засомневался. В моем понимании было: люк это горизонтальный вход, а дверь - вертикальный. Спасибо. Буду знать.
    2. +3
      20 октября 2015 10:14
      Цитата: igordok
      Почему только на левом борту?

      Так сказать дань традиции на первых ганшипах АС-47,слева у командира корабля устанавливали прицел позаимствованный у А-1 Скайрейдер.Остальное Саурон пояснил.
      1. +2
        20 октября 2015 10:23
        Цитата: АВП 518
        Так сказать дань традиции на первых ганшипах АС-47,слева у командира корабля устанавливали прицел позаимствованный у А-1 Скайрейдер.Остальное Саурон пояснил.

        Т.е. из-за того что командир как правило располагается в кабине слева. Хотя на современных топганах он и не прицеливается, но основная работа на нем.
        1. +3
          20 октября 2015 10:40
          Цитата: igordok
          как правило располагается в кабине слева.

          Игорь командир всегда слева.Вот видео,дает представление о работе экипажа.
  10. +2
    20 октября 2015 10:23
    я думаю это очень эффективная штука против террористов
  11. 0
    20 октября 2015 11:05
    вполне себе неплохой самолёт огневой поддержки. У нас просто упор сделан на концепцию штурмовиков и ударных вертолётов. А, как уже тут говорили, в Афгане или Чечне весьма полезен был бы такой ганшип
  12. 0
    20 октября 2015 11:42
    только в первой декаде 1971 года летчики отчитались об уничтожении 2,5 тысяч грузовых автомобилей противника

    С 1 по 10 января уничтожили 2,5 тыс!? belay "Не верю". На фото обслуга без парашютов, их выживание при повреждении самолета не подразумевается?
    1. +3
      20 октября 2015 12:02
      Цитата: Владимирец
      На фото обслуга без парашютов, их выживание при повреждении самолета не подразумевается

      Видимо на учебных заданиях без тряпок. На боевые одевают laughing
      1. TIT
        0
        20 октября 2015 18:33
        овреждении самолета не подразумевается?

        Цитата: АВП 518
        На боевые одевают


        валяются где нибудь под "чашками" как у нас , этож не флот и вода , а ввс и воздух
  13. 0
    20 октября 2015 12:26
    Для такого варианта есть своя ниша. Именно большое время полета определяет его назначение и функции. Естественно, с противником обладающим развитой, многоуровневой ПВО использование маловероятно. Но посмотрите последние локальные, региональные конфликты. Везде их использование было бы обосновано.

    По Ил-114 ТОП сейчас что-то сказать сложно. У базовой модели Ил-114 судьба не до конца ясна, а уж у его вариантах и подавно :(
  14. +1
    20 октября 2015 13:05
    Понравилась и статья и комментарии коллег, всем спасибо. hi
  15. +3
    20 октября 2015 13:33
    Мечта зенитчика smile
  16. 0
    20 октября 2015 14:24
    Статья о ганшипах очень интересная, однако для противопартизанских действий, мне кажется, сегодня более целесообразно использовать самолеты типа бразильского «Тукано» или швейцарского «Пилатус».
    1. 0
      20 октября 2015 16:59
      я бы выбрал як 130 он получше будет
  17. SIT
    +1
    20 октября 2015 17:25
    Батарею советских 57мм автоматических зениток вдоль тропы Хошимина почему не догадались поставить? Цель то малоскоростная. В джунглях пока бы с ганшипа разглядели зенитки от него бы ничего уже не осталось.
  18. +1
    20 октября 2015 21:13
    Писали что госпиталь в Афгане такой "Ганшип"разнес.
  19. 0
    21 октября 2015 12:44
    Цитата: АВП 518
    ВООРУЖЕНИЕ 1 х 30-мм пушка 2А42 ( боекомплект 1100 патронов) и 1 х 120 (100)-мм пушка 2С23 "Нонна" (боекомплект 90 снарядов)


    Нона имеет калибр 120 мм. Или опечатка, или 2А70.