Сепаратизм в Иране. Разрушат ли единство страны внутренние конфликты?

43 986 33
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 ноября 2015 06:38
    У америкосов очень много вариантов для поджигания Ближнего Востока и стран бывшего СССР. Только сильному государству с грамотной внутренней политикой не страшны такие планы. Беда в том, что таких стран не много.
  2. +3
    12 ноября 2015 07:01
    Как же у них все не просто. Хорошая статья, добавляет понимания, как важно поддерживать единство страны, и как легко враги могут воспользоваться трещинками между народами единого государства. Да и историческая справка в статье "добавляет новых знаний". О том, что наши войска стояли в Северном Иране, знал, а про Азербайджанскую республику на территории Ирана - нет. Век живи, век учись.
    1. +6
      12 ноября 2015 11:21
      Иран почти 800 лет был по сути тюркским государством.Лишь в начале 20-го века персы стали доминировать в политической жизни, когда благодаря английской разведке урядник Рзахан Пехлеви был коронован на престол.Почти все в Азербайджанской республике имеют родственников в Южном Азербайджане.Кстати.Сталин имел все возможности присоединить Юг к СССР в 1945 году.Говорят,что только атомный шантаж со стороны США помешал этому плану.Сейчас все крупные города Южного Азербайджана охвачены протестами против систематических оскорблений в тегеранских СМИ азербайджанцев. Это не в первый раз происходит,кстати.Сейчас в России ошибочно считают тегеранский режим чуть ли не союзником Москвы.А персы на протяжении всей истории никогда не отличались верностью к кому -либо,и далеко не всегда придерживались достигнутых соглашений. В 70-х годах Иран был лучшим другом США в регионе.И весь юг Каспия был напичкан элетронными станциями слежения за СССР.Теперь,когда санкции против них отменены, отношения между Западом и Тегераном будут развиватся семимильными шагами.Иранская молодёжь,кстати,буквально помешана на западной культуре.
      1. 0
        12 ноября 2015 20:09
        Цитата: xetai9977
        .Сейчас в России ошибочно считают тегеранский режим чуть ли не союзником Москвы.

        Нет Вы не правы. Все политики в РФ прямо говорят, что Иран это союзник по Сирии и против запада только на данныи момент. В РФ всё помнят и знают . что Иран/Персия никогда не были союзниками России.
        Цитата: xetai9977
        Иран почти 800 лет был по сути тюркским государством.Лишь в начале 20-го века персы стали доминировать в политической жизни,

        Почему же страна называлась Персия, язык был фарси и они всегда воевали с Турциеи?
        1. +3
          12 ноября 2015 22:03
          Страна называлась Персией только в Европе. А в Азии всегда была Ираном.Языком общения между народами Ирана был тюркский. Государственным языком,особенно в период Сефевидской империи и после,тоже был тюркский. Вы можете посмотреть на ютюбе хронику визита шаха Ирана Пехлеви в Турцию и встречу с Ататюрком в 1934 году. Шах говорит на азербайджанском.
          1. 0
            20 ноября 2015 12:48
            Шах говорит на "тюркИ", а не на азербайджанском.
      2. 0
        20 ноября 2015 12:47
        wink Персы отличаются верностью исключительно своим интересам и это правильно.

        Исламская революция 1979 г. - это, кстати, американская во многом история, ведь США запретили шаху подавлять выступления и Джимми Картер сказал "С этим парнем мы договоримся" (имея ввиду Хомейни).

        Как потом "договорились" мы все знаем...
    2. +2
      12 ноября 2015 11:25
      нормальный уровень знаний для местных маршалов.
      1. 0
        12 ноября 2015 14:13
        это я об:
        Цитата: Горный стрелок
        О том, что наши войска стояли в Северном Иране, знал, а про Азербайджанскую республику на территории Ирана - нет
      2. 0
        12 ноября 2015 16:07
        Цитата: traveller
        нормальный уровень знаний для местных маршалов.


        Нормальный уровень, это когда человек честен, а всё остальное - дело наживное! smile

        Я для знаний воздвиг сокровенный чертог,

        Мало тайн, что мой разум постигнуть не смог.

        Только знаю одно: ничего я не знаю!

        Вот моих размышлений последний итог.

        Омар Хайям.
  3. +1
    12 ноября 2015 07:22
    Хотелось бы больше узнать о роли христианской общины в иранском обществе и как себя чувствуют евреи,знаю что в тегеранcкая синагога работает и сейчас.Очень интересна судьба армян в Иране и их взаимоотношения с азербайджанцами, а ещё узнать о зараострийцах.
    1. +3
      12 ноября 2015 08:15
      В отличие от таких "демократических" стран и союзников США на Ближнем Востоке как Саудовская Аравия, в Иране и христиане, и зороастрийцы, и даже евреи (несмотря на противостояние с Израилем) себя чувствуют относительно нормально (конечно, в сравнении). Евреи даже имеют своего представителя в Меджлисе, еврейская община в Иране - самая многочисленная в исламских странах (из арабских стран почти все евреи уехали в Израиль еще в середине ХХ в.). Армяне имеют двух представителей (ввиду большей численности - их там около полумиллиона). Гебры (зороастрийцы) также имеют одного представителя в Меджлисе и численность примерно в 40 тыс. чел.
      1. +4
        12 ноября 2015 09:15
        В 40-х годах в Иране проживало примерно 150,000 евреев.
        При шахе ( с которым Израиль дружил) эммигрировали 1/3 -
        в США и Израиль. После Исламской революции уехали еще примерно
        2/3-3/4 из оставшихся. Сейчас в Иране проживают около 25,000 евреев.
        1. +1
          12 ноября 2015 09:24
          Цитата: voyaka uh
          Сейчас в Иране проживают около 25,000 евреев.

          Надо бы потеснее сотрудничать им с азербайджанской общиной, вместе можем надавать фарсам по булкам wink К сожалению в Турции и в Азербайджане пока отложили эту карту за пазуху.
          1. +3
            12 ноября 2015 11:29
            Вы правы,гардаш. Азербайджанцы в отличии от персов и арабов никогда не отличались особым фанатизмом.Было бы желательно,конечно,чтобы тюркские страны поактивнее отстаивали права своих соплеменников в Южном Азербайджане,которых систематически ущемляют в самых элементарных правах. Они не имеют возможности учится на родном языке, их в самых оскорбительных выражениях оскорбляют в СМИ,даже н признают их как нацию,называя "отуреченными персами"
            1. +1
              12 ноября 2015 14:10
              Цитата: xetai9977
              называя "отуреченными персами"

              частично это правда, ведь действительно азербайджанцы образовались как результат тюркизации местного дотюркского населения, как иранского так и нахско-дагестанского происхождения.
              с другой стороны это было очень давно и сейчас прослеживается только в антропологии, к тому же далеко не факт, что те раннесредневековые отюреченные иранцы такие уж потомки заратуштры, а не иранизированные местные доиндоевропейцы.
          2. 0
            20 ноября 2015 12:50
            Турция и Аз.Р. отложили эту карту запазуху по одной причине: не до жиру - быть бы живу.
        2. 0
          20 ноября 2015 13:02
          Ну так на то и создавался Израиль, разве нет?
  4. +2
    12 ноября 2015 07:52
    Дааааа....Для америкосов, работы в Иране,не початый край...есть где что поджечь, что расшатать..Спасибо, Илья очень интересно...
  5. +3
    12 ноября 2015 09:19
    В Иране проживает 30 миллионов этнических азербайджанцев.
  6. +2
    12 ноября 2015 09:30
    Иранист Мгер Багдасарян убежден, что в Иране отсутствует азербайджанская проблема))) ахаха)) а что напишет армянин??? Директор Российского центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров - продажная крыса.
    В Иране у азербайджанцев проблем выше крыши, но к счастью народ наш просыпается, медленно , но все же..
    1. 0
      12 ноября 2015 14:43
      А что Вы можете сказать о проблемах этнических азербайджанцев в самом Азербайджане. Руководитель государства их решает или его больше заботит благосостояние курдского населения?
      1. 0
        20 ноября 2015 12:53
        Костяк полицейского аппарата составляют курды - было видео интересное, где полиция разгоняла митинг в Баку, а командир отдавал приказы на курдском.

        В Аз.Р. в качестве создания социальной базы правящему режиму в постсоветское время перевезены более 100 тысяч курдов из Турции и Ирака.

        Если бы проблемы решались, то столько бы народу на рынках в России и Украине не торговали бы, наверное. Если на Родине хорошо, то кто поедет куда-то искать лучшей доли? Вопрос риторический.
    2. +1
      12 ноября 2015 20:15
      Я кстати помню по телеку лет 10 назад вроде в Тебризе была демонстрация в несколько сотен тысяч азербаиджанцев , чем то недовольны были и шли с флагами Азербаиджана.
    3. 0
      20 ноября 2015 13:46
      Шнирельмана как эксперта тоже не стоит рассматривать? wassat
  7. 0
    12 ноября 2015 09:39
    Иран XX века был довольно слабым государством и в экономическом, и в политическом, и в военном отношении. Укрепление государства началось с исламской революции. Думается, что та опасность развала государства, которая существовала в 20-х и 40-х годах прошлого века, стала снижаться после 1980 года (и это на фоне тех или иных сенкций на протяжении 35 лет). Иран де-факто является теократических государством. В данном случае религия выступает цементирующей основой.
    Вероятно, наибольшую опасность представляет собой курдский сеператизм. И в этом вопросе противники (Турция и Иран) становятся союзниками.
    А статья - отличная.
    1. 0
      20 ноября 2015 12:55
      В целом согласен. Единственный минус, на мой взгляд, это малое уделение внимания этническим вопросам, все делается через религиозную призму.
  8. +2
    12 ноября 2015 10:42
    Ну сейчас во всех крупных городах Ирана где живут азербайджанцы митинги.
    1. +2
      12 ноября 2015 11:32
      азербайджанцам нужно определиться - борьба за независимость или борьба за восстановление своей власти в персии.
      а то сейчас с одной стороны присутствие во власти и бизнесе, с другой стороны лозунги на плакатах как на фото ниже.
  9. +2
    12 ноября 2015 10:50
    Вот то что сейчас присходит в Иране
    1. +3
      12 ноября 2015 15:13
      Сразу видно откуда уши растут,нормальные борцы за интересы своего народа не будут писать лозунги на английском языке.Такие лозунги предназначены исключительно для телевизионной картинки в западных СМИ.То есть это банальная пятая колонна,цель которой в интересах Запада столкнуть Иран в смуту и разжечь пожар на наших южных рубежах.Хочется пожелать успехов иранским спецслужбам в борьбе с майдаунами иранского разлива
      1. 0
        20 ноября 2015 12:56
        Цитата: Писсаро
        Сразу видно откуда уши растут,нормальные борцы за интересы своего народа не будут писать лозунги на английском языке.


        +1 bully
  10. +1
    12 ноября 2015 14:19
    Экспорт революции, ПОСТОЯННЫЕ испытания новых видов вооружений, монопартийность. С другой стороны, «кроты» в руководстве, снижение цен на нефть, волнения на окраинах-все это было перед равалом СССР…
  11. 0
    12 ноября 2015 14:34
    Как то так совпало что несколько дней назад как раз на тему южных территорий говорил со знакомым азербайджанцем. Его ответ звучал примерно так - что особо в республике это никому и не нужно, эти все рассуждения муссируются лишь для зарабатывания политических очков у некоторой части населения. И что большинство людей даже опасается такого объединения, тк южан гораздо больше, они куда религиозней и могут превратить страну в "Азербайджанский-Иран". Потому что современный Азербайджан - это светское государство, которое хочет жить по западному образцу, а не скатываться в пучину религии.
    1. +2
      12 ноября 2015 17:30
      Уважаемый, поверьте, религиозность южан не сильно отличается от северных.Азербайджанцы по сути не сильно религиозны. Я,уоженец Баку, непьющий,даже пива, пришлось посидеть в Тебризе в компании пьющих южан,нелегально конечно))).А так ментальность несильно отличается.
      1. 0
        12 ноября 2015 19:34
        У меня много знакомых азербайджанцев, всех очень уважаю. Вот, в декабре позвали на свадьбу, сказали выпивки будет много, спросили много пьешь? ))) Обещал никого не осрамить. laughing
      2. 0
        12 ноября 2015 20:19
        А язык между вами отличается хоть чем нибудь?
        1. +4
          12 ноября 2015 20:35
          нет, один и тот же язык.
        2. +2
          12 ноября 2015 22:06
          Нет,ничем,просто у них говор немного другой, схожий с нахчыванским говором
      3. +3
        12 ноября 2015 20:48
        хотел спросить, как северные азербайджанцы воспринимают до сих пор существующие кызылбышские племена - афшаров, шахсевенов и прочих кашкаев, как азербайджанцев или просто как родственные тюркские народы?
        и насколько трайбализм характерен для южного азербайджана?
        1. +2
          12 ноября 2015 22:10
          Нет,все они давно уже тюрки( южане совершенно справедливо считают себя именно тюрками,а не "азербайджанцами". Кстати,мы тоже всегда были "тюрками",вплоть до 30-х годов,когда в одночасье стали "азербайджанцами").Люди помнят из какого рода они,но только и всего, да и то не все.
          1. -1
            12 ноября 2015 23:45
            Кстати, куда тов. Еrbay пропал, его комментарии обычно были очень развернутыми и хорошо понятными.
  12. +2
    12 ноября 2015 15:27
    Цитата: Oprichnik
    А что Вы можете сказать о проблемах этнических азербайджанцев в самом Азербайджане. Руководитель государства их решает или его больше заботит благосостояние курдского населения?

    А что у нац меньшест в Азербайджане есть проблемы? Или это ваши фантазии?
    1. -3
      12 ноября 2015 16:07
      А пальчики на руках у митингующих изображают не "V", а сатанинские рога. И, вообще, не понятно-где это происходит. И кто это митингует. Ясно одно - бабло отрабатывают в постановочных массовках. И ты того же поля-ягода. Для начала-научись писать по-русски грамотно. Может сайт перепутал?
      1. -1
        13 ноября 2015 09:15
        Три пальца соединены вместе ,два вверх.Знак серого волка.
    2. -1
      13 ноября 2015 04:37
      ДА ЕСТЬ .Могу перечислить !Район Кусары не одного кафе,ресторана,магазина не встретите с названием на лезгинском языке хотя в Баку десятки английских брендов с огромными банерами .Одно есть парк Сувар(праздник) но так как переводится и тюркский лад су вар наверно поэтому разрешили .Второе в Аз-не не печатуются книги на лезгинском языке для школьного образования которое до 4 класса, а вот для русских 400 школ бесплатно(причину я понимаю) .Третье существуют прямые запреты на исполнение парочки песен ,при исполнении этих песен отнимают лицензии .Кто ?Глава Дома культуры Кусаров Фаид "муэллим" какой то это узнал в последней поездке .Есть печатные издания это плюс не много но есть .Численность между двумя переписями не увеличилась на бумаге конечно .Все запреты не гласные формально никаких запретов нету ,но на самом деле как знают сами лезгины .Про другие нац меньшинства не знаю не интересовался .
  13. +2
    12 ноября 2015 17:14
    Цитата: Oprichnik
    А пальчики на руках у митингующих изображают не "V", а сатанинские рога. И, вообще, не понятно-где это происходит. И кто это митингует. Ясно одно - бабло отрабатывают в постановочных массовках. И ты того же поля-ягода. Для начала-научись писать по-русски грамотно. Может сайт перепутал?

    Да вы правы пальчики на руках не показывает V это означает волк. То есть серий волк. Это показывает что вы сами не чего не знаете. А митингует азербайджанцы в Иране. Потому что там 2 дня назад в канале правительство оскорбляли азербайджанцев. Так что не несите чушь прошу
  14. 0
    13 ноября 2015 08:59
    Постарайтесь понять! Если отстаиваешь свои права, права своего народа - то обращаться к "обидчику" надо на языке своего народа или на языке власти. Подыгрывать англосаксам значит стать их должником или рабом. Если народу навязать чужой язык, то уже во втором поколении не будет этого народа.
    Теперь о символах. Сколько их было смешано с грязью и искажено в ассоциативном восприятии только за последние 80 лет. Примеры? Приведу два.
    1.Древний ведический символ-свастика.
    2.Палитра радуги.
    А то, что вы считаете "серым волком" вашему движению просто навязано совсем из других понятий. Откройте умные книги, откройте глаза. Ну нельзя-же слепо следовать за тем, кто ваш народ ведёт на бойню. Кто вам "подарил" этот жест -разбирайтесь сами. (Не порочьте благородного хищника).
    С Азербайджаном всё без проблем? Там уже второе поколение у власти этнические курды. Вы этого не знали? Сейчас из курдов Ирака,Ирана,Сирии,Турции будут заокеанские кукловоды лепить очередную стенобитную машину, что все эти страны превратятся в долгоиграющий кипящий котёл. И ваш народ попадёт в него на растопку. Надо в конце-концов включать мозги!
    1. 0
      14 ноября 2015 15:20
      Лучше расскажите ,как появились родноверы в России?,и кто "навязал" язычество,так сказать подняли мертвеца из могилы.??
  15. +1
    20 ноября 2015 11:40
    Прочитал статью и вот что думаю по этому поводу.

    Вопрос идентичности большей части тюркоязычного населения иранских останов Западный и Восточный Азербайджан (далее - Иранский Азербайджан) с азербайджанцами (ранее - мусульмане(конфессиоэтноним используемый до сих пор), кавказские татары, закавказские турки и т.д.) Азербайджанской Республики является предметом политической спекуляции. Основанием тому служит общность языка, который в отдельные периоды истории Ирана имел привилегированный статус. Азербайджанская Республика - это турецкий геополитический проект, реализованный в рамках регионального противостояния Иран-Туран в Первую мировую войну штыками генерала Нури-паши с целью оторвать от иранского цивилизационного и геополитического ядра населенные тюркоязычными персами или иранцами области Ирана. Тюркский язык, являющийся государственным в Азербайджанской Республике, является домашним языком многих иранцев, в том числе и иранской элиты. Достаточно, наверное, будет упомянуть рахбара Исламской Республики Иран Али Хаменеи. Этноним "азербайджанцы" в отношении тюркского населения АзССР был искусственно введен в советской историографии в 30-е годы ХХ в. по политическим мотивам, сходным с целями Турции, но направленными на отрыв указанных останов в сторону СССР. Если обратиться к БСЭ до 30-х годов выпуска, то вместо слова "азербайджанцы" описывается конфессиоэтноним "мусульмане", язык соответственно тоже "мусульманский". Информация при желании легко проверяема.

    Если пообщаться с тюркоязычным населением в Иранском Азербайджане, то ни о каком "Северном" (в отношении северного соседа или "Южном" (в отношении себя) Азербайджане вы от местных жителей никогда не услышите, только Азербайджанская Республика (именно так и именно полностью всегда) и собственно Азербайджан. Это нормально и правильно, потому как никак иначе как Арран и Ширван большая часть современной Азербайджанской Республики никогда не назывались, в том числе и во времена вхождения в состав Ирана. Также как и персы, домашним языком которых является тюркИ (ударение на последний слог) никогда не отождествляли себя с населением Аз.Р. Даже Зия Буниятов - автор ревизионистких концепций в истории Советского Азербайджана, которые многие оценивают как откровенную фальсификацию, говорил, побывав в Иране, что "один язык" еще не означает "один народ".

    Подтверждением тому является тот факт, что во времена войны в Нагорном Карабахе ни один тюркоязычный перс из Ирана не воевал на стороне Азербайджанской Республики. Добровольцы были только из Дагестана, Чечни и, конечно, Турции.

    Потому использование терминов "Северный и Южный Азербайджан", "северные и южные азербайджанцы", является неправомерным и политически ангажированным.