Ближе к Дальнему Востоку

12
Накануне в столице Филиппин Маниле открылся форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Российскую делегацию на саммите возглавляет председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.

Странами-участницами АТЭС на сегодняшний день помимо Российской Федерации являются: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, Китай), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китайская Республика), Филиппины, Чили, Япония. Это по-настоящему гигантский рынок, на котором сосредоточено (данные российского правительства на 2015 год) около 48% объёмов всей международной торговли и свыше 57% мирового ВВП. В странах азиатско-тихоокеанского региона, входящих в конгломерат АТЭС, проживает 40% населения планеты Земля.

Деловой саммит форума АТЭС проводится в Маниле под девизом: «Вперёд в будущее: лучше, сильнее и сплочённее». Повестка дня в ходе встрече представителей делегаций стран макрорегиона включает вопросы торгово-экономического сотрудничества, повышения эффективности и прозрачности ведения бизнеса, снижению рисков глобальных дисбалансов и ответам на риски реализации крупных инфраструктурных проектах.

Учитывая тот факт, что Россия входит в число стран АТЭС благодаря наличию выхода к Тихому океану собственного гигантского макрорегиона, а именно Дальнего Востока, то в данном материале особое внимание стоит уделить именно ситуации на Дальнем Востоке России, тем более что в правительстве над развитием ДВФО призвано работать целое министерство. Во главе профильного министерства стоит Александр Галушка, который на днях дал большое интервью информационному агентству «Интерфакс».

Итак, у Российской Федерации есть Дальний Восток, в правительстве Российской Федерации есть отдельное министерство по развитию оного; остаётся выяснить, есть ли то самое экономическое развитие, которым Александр Галушка сотоварищи должен по долгу службы заниматься? Учитывая тот факт, что о работе министерства в интервью говорил сам министр, нетрудно догадаться, что основная часть интервью – это слова о том, каких успехов министерству удалось или (ещё чаще) удастся достичь. Однако, хотел того министр или не хотел, пришлось говорить и проблемах, с которыми Дальний Восток в экономическом плане на сегодняшний день сталкивается, и решение которых даётся, мягко говоря, нелегко.

Одна из таких проблем – так называемая «удалённость» региона. Удалённость не в смысле от федерального центра (хотя географически, а часто и политически, это так), а в смысле от основных, если так можно выразиться питающих экономическими соками артерий. Речь о том, что в целом ряде (проще говоря, во всех) регионах Дальнего Востока буквально кричат о своём наличии проблемы транспортного характера. При чисто географически имеющих место колоссальных расстояниях проблемы с тем, чтобы добраться из одного дальневосточного региона в другой, – это уже притча во языцех для всего Дальневосточного федерального округа. Причём в ряде случаев речь идёт уже даже не о вопросе "добраться относительно дёшево", а о том, чтобы вообще добраться… К примеру, чтобы, вылетев из Якутска, оказаться в Южно-Сахалинске, за билет придётся выложить не менее 31 тысячи рублей в один конец. При этом придётся обязательно «посетить» транзитный аэропорт, а то и два (пересадки, например, в Благовещенске, Владивостоке, а то и вовсе в Новосибирске). Выложить больше 60 тысяч рублей за перелёт "туда-обратно" далеко не каждый житель Якутска или Южно-Сахалинска может себе позволить. Соответственно, стоит рынок перевозок, что зачастую приводит к необходимости регионов вариться в собственном соку.

На этом фоне в Минвостокразвития обсуждается вопрос повышения привлекательности Северного морского пути (СМП) для транзита грузов из стран Восточной (Юго-Восточной Азии) в европейские порты и обратно. Из слов А.Галушки становится понятно, что до сих пор в правительстве не существовало даже финансово-экономической модели развития СМП. То есть, в правительстве, говоря о том, что Севморпуть необходимо развивать, так как транзит именно через него, а не, к примеру, через Суэцкий канал, не только безопаснее, но и экономичнее (на 15-20%), не создали документальной базы развития самого проекта. Развивать на словах, возможно, для определённых чиновников «эффективнее», но вот для потенциальных иностранных клиентов это далеко не то, что способно их реально привлечь к проекту. Как сообщает министр, модель финансового развития Севморпути появится только к лету будущего года. Удивительно, что на этом фоне в правительстве ещё и удивлены тем, что пока «не все» восточноазиатские компании решаются на транзит грузов в Европу именно через СМП… Понятно, что потенциалы того же Севморпути для развития Дальнего Востока имеют гигантское значение, но, к сожалению, пока именно к пустым разговорам «решение» проблем с привлечением иностранных компаний к транзиту через СМП и сводится.

Сложность или полное отсутствие транспортной логистики в дальневосточных регионах, как и сложности с ценообразованием связаны, в том числе, с таким параметром, как цены на энергоносители. По данным того же Минвостокразвития, цена одного киловатт-час электроэнергии, например, на Чукотке составляет около 9 руб. 77 коп. По понятным причинам, такая цена сводит на нет многие инфраструктурные инициативы, что называется, рубит на корню как малый и средний бизнес, так и социально значимые проекты. Какой инвестор пойдёт на финансирование проекта, если львиную долю прибыли "съедят" тарифы?..

Как в министерстве собираются решать проблемы чрезвычайно высокой стоимости электроэнергии на ДВ (на той же Чукотке)? По словам Александра Галушки, для снижения тарифов предлагается использовать дивиденды «РусГидро». При этом федеральный министр допускает интересную ремарку. Из интервью «Интерфаксу»:

Чтобы это реализовать, объём трансферта должен составить от 19 млрд. (если распространить сниженные тарифы только на промышленность) до 35 млрд. рублей (если распространить предложение на всех потребителей, кроме населения).

Получается, что снижения тарифов для населения той же Чукотки заботливое Минвостокразвития вообще не планирует? Конечно, понятно, что бизнес – это нашё всё, и законы экономики говорят о том, что если будет свободно дышаться бизнесу, то легче вздохнёт и рядовой россиянин, но нередко обнаруживается ситуация, при которой эти законы почему-то не работают. Да и при понижении тарифов или получении госсубсидий свободно дышать начинает зачастую исключительно менеджмент облагодетельствованных компаний, а по самим компаниям либо прокатывается волна «оптимизации», либо их эффективных менеджеров потом приходится искать компетентным органам, давая запросы о выдаче с Лазурного берега… Выдают не всегда…

Министра Галушку спросили о ходе реализации проектов по созданию на ДВ территорий опережающего развития (ТОР). Если верить министру, то на этом направлении всё идёт исключительно по позитивным рельсам. Галушка утверждает, что многие частные компании приходят в ТОРы, осуществляя многомиллиардные вложения, одной из сторон которых является создание тысяч новых рабочих мест. В одном из таких ТОРов (Амурская область) собираются реализовать проект по газопереработке и газохимии, уровень инвестиций в который составляет около 1,3 трлн. рублей. Это колоссальный проект, который способен сформировать целую сеть заводов, способных выступить локомотивами экономики.

Из заявления Александра Галушки:

Помимо этого, в Еврейской автономной области планируется создать ТОР промышленно-логистической направленности. В Сахалинской области появится три ТОРа: сельскохозяйственной, промышленной и туристической направленности. В Хабаровском крае ТОР планируется создать на острове Большой Уссурийский, в непосредственной близости от Хабаровска, на границе с соседним Китаем.


Вдобавок идёт строительство сети новых автомобильных дорог в ряде регионов Дальнего Востока, включая Хабаровский край и Амурскую область.

Вот всё вроде бы здорово. Но тут же вопрос зашёл о реализации другого мегапроекта в той же Амурской области. Речь о космодроме «Восточный». Проект реализуется – это одно, но вот сколько выделенных под его реализацию средств ушло, что называется, налево, и сколько «эффективных менеджеров» обзавелись на эти средства недвижимостью в Швейцарии и Испании? – совсем другое.

Это всё к тому, что потенциалы Дальнего Востока огромны, о том, что немалыми являются и вложения из государственного бюджета в реализацию бизнес-проектов, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест. Есть по-настоящему заинтересованные в развитии макрорегиона люди. В первую очередь, это те граждане, которые живут и работают на Дальнем Востоке.

Ближе к Дальнему Востоку


Но часто нюансы в том, что контроль над расходованием средств и своевременное создание однозначной нормативно-правовой базы, мягко говоря, далеки от идеальных параметров. Зачастую о контроле начинают вспоминать только тогда, когда рабочие на крышах стройки упомянутого выше космодрома «Восточный» выложат откровенные призывы (не всегда литературного характера) обратить на проблему внимание. А ведь ещё и у ряда местных чиновников тезис «до бога высоко, до царя далеко», похоже, до сих пор не теряет актуальности. И случай с г-ном Хорошавиным, у которого в бытность рулевым Сахалина один только рабочий стол оценивался в месячный бюджет отдельно взятого населённого пункта, - далеко не единственный. Сколько ещё таких «хорошавиных» и их покровителей-покрывателей, из-за наличия которых в руководстве любые (даже самые, казалось бы, прорывные) проекты могут свестись к проекту "разбитого корыта"?..

Хотелось бы, чтобы лица, которые по должности отвечают за развитие Дальнего Востока в первую очередь прочувствовали свою персональную ответственность, а не отгораживались от решения проблем горами бумаги с планами и рекомендациям непонятно в чей адрес.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    19 ноября 2015 06:32
    Ох уж это расходование средств которые как-то( наверное перекладными), а не адресно для конкретно чего-либо, уполовиненые, если не учетвертнённые, доходят до ДВ. И снова "распределение" laughing "Семейно-клановый" подряд . А на САММИТе ДАМ скажет то что ЕМУ прописано Свыше, не более.
    1. +7
      19 ноября 2015 07:47
      Цитата: Имярек
      "Семейно-клановый" подряд .


      Торы - очередной проект РОСПИЛ...
    2. +6
      19 ноября 2015 08:20
      Цитата: Имярек
      Ох уж это расходование средств которые как-то( наверное перекладными), а не адресно для конкретно чего-либо, уполовиненые, если не учетвертнённые, доходят до ДВ. И снова "распределение" laughing "Семейно-клановый" подряд . А на САММИТе ДАМ скажет то что ЕМУ прописано Свыше, не более.


      Такие темы обсуждать без нецензурных слов не воможно , до коле мы это будем терпеть?
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      19 ноября 2015 18:43
      Ха, ха! О чём можно договариваться с чужими колониями? laughing Не смешите мои тапочки. На то и Медведева достаточно.
    5. Комментарий был удален.
  2. +6
    19 ноября 2015 06:41
    Как представишь, сколько потом нагреется наших чиновников! Жуть !
    А тянуть будут 100%, так как не воровать, они не могут. fellow
  3. +7
    19 ноября 2015 07:15
    Сколько ТОР не организовывай, а главная проблема Дальнего Востока (да и не только его), это транспорт. Нужны массовое строительство автомобильных и железных дорог. Нужен поиск не только новых технологий строительства дорог, удешевляющих этот процесс, но и поиск новых методик организации этого строительства, чтобы избавится наконец от бича корупции.
  4. +6
    19 ноября 2015 07:32
    Хорошо бы урезать средств у 30 миллионов нахлебников первопрестольной, да и направить деньги в Сибирь и Д-Восток.
  5. +17
    19 ноября 2015 08:05
    Я на Сахалине с 65 года. Каторга она и есть каторга. Цены и коммуналка зашкаливает. Авиабилеты только для богатых Связь с материком-три парома, (было десять) про новые только разговоры. Мост на материк только в речах перед выборами. Но есть и плюсы: строительство жилья, благоустройство дворов и ремонт фасадов и крыш. В этом году полный провал лососевой путины , рыбу в реках в прошлые годы просто вырезали и теперь ждать нечего и в следующие годы. Так и живем. Кто мог, тот давно слинял, а многие тем и жили-заработать и до свиданья. И чего ждать от временщиков? Не отдачи, не бережливости. Но те, кто прикипел к Сахалину никуда не собираются. hi
    1. -1
      19 ноября 2015 12:05
      Доброе времиа суток!
      Как зе Вы зывете??? Вед при таких условиах
      невозмозно нормално созидат.
      1. +6
        19 ноября 2015 15:23
        Цитата: marinier
        невозмозно нормално созидат.

        И Вам не болеть ! А кому сейчас легко ? При всем при том идет строительство детсадов, жилых домов - первых после развала СССР ! Сельхозпредприятия работают, овощи есть. Народ ловит рыбу, обихаживает свои дачи, короче, кто хочет, тот на паперти не стоит. Просто сказывается отдаленность от центра и ценник - почти все привозное. На Северах живут гораздо хуже и то не ноют. Как-то так. hi
        1. 0
          19 ноября 2015 19:39
          ...детсады,дома,школы....это хорошо,но если там народ "убывает" для кого это нужно,не кажется на востоке не помпезные мероприятия надо проводить а заводы,дороги,предприятия и тп....что-то,что будет приносить доход населению....а не контрабанда,да браконьерство!

          И еще..."На Северах живут гораздо хуже и то не ноют. И что разве это повод успокоится,радоваться?
          1. +5
            20 ноября 2015 05:58
            Я только за, что бы и севера и юга жили богато, спокойно и весело ! И что бы была работа и уверенность в завтрашнем дне.
  6. hartlend
    +3
    19 ноября 2015 08:58
    Хотелось бы, чтобы лица, которые по должности отвечают за развитие Дальнего Востока в первую очередь прочувствовали свою персональную ответственность, а не отгораживались от решения проблем горами бумаги с планами и рекомендациям непонятно в чей адрес.
    Автор Володин Алексей
    Не будет такого. Свинья останется свиньёй. Нужно изменить принцип подбора кадров, а для этого изменить саму концепцию государственности.
  7. +1
    19 ноября 2015 09:57
    У нас острый дефицит государственников масштаба Путина. Такого бы поставить на управление Дальнего Востока и Сибири, с самыми широкими полномочиями, тогда и толк был бы. Вспомните Демидовых, графа Меньшикова и других. При всех их недостатках, какова польза была для государства!
  8. Комментарий был удален.
  9. 0
    19 ноября 2015 17:58
    То есть, в правительстве, говоря о том, что Севморпуть необходимо развивать, так как транзит именно через него, а не, к примеру, через Суэцкий канал, не только безопаснее, но и экономичнее (на 15-20%), не создали документальной базы развития самого проекта.


    Раз у ДАМы в правительстве не заинтересованы в СМП, то вариантов только два: либо делить нечего, либо работы не в проворот, и то и другое для нашего правительства не приемлемо. wassat

    За сарказм, коллеги, прошу прощения, hi, но как услышу что-нибудь подобное, ненависть глаза затмевает. am
  10. 0
    19 ноября 2015 18:16
    На ДВ коррупция зашкаливает, типа далеко и не достанут, хотя сахалинскому губернатору с лярдом под матрацем это не помогло! И пока порядок не наведут, все останется только на словах! А ведь такую туристическую зону можно было сделать, не всем море нужно,а многим и надоело! Но для начала надо снижать цены на внутироссийские перелёты и переезды.2 года назад слетал с женой и ребёнком в Улан-Удэ, билеты туда-обратно 70+т.руб. и всего то 5500 км от Москвы, что уж говорить про ДВ!