Индийское оружие в Метрополитен-музее США (часть 4)

24
Было бы очень здорово изучать историю материальной культуры на основе разного рода музейных экспонатов, выложенных в Интернет. Просто дан список тем и список музеев. Можешь зайти с темы, можешь с музея, а можешь и с эпохи, страны. Главное, что бы был один, причем высокий, стандарт качества. Одинаковый стиль описания, фотографии с определенным разрешением и с определенным фоном. И чтобы доступ к ним и скачивание были бы бесплатными. Сегодня, увы, не так. В наших краеведческих музеях денег на съемку и отцифровку артефактов просто нет. Хочешь сделать фото в Пензенском краеведческом музее – плати 100 рублей, причем за фото без штатива. В музеях рангом повыше цена за фото, что ты у них заказываешь, доходит до 200 и выше. Но то же самое наблюдается и в Индии. Снимать в музеях – сколько хочешь, но вот так «за красивые глаза» качественных фото сделать тебе не дадут, а самим снимать – нет денег. Вот и получается, что подобный подход по карману лишь очень богатым и продвинутым музеям, вроде Токийского национального музея, регионального музея в Лос-Анджелесе, и, конечно, у Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Последний в этом плане на голову выше всех прочих. И навигация простая и фотографий, причем одинакового качества и с очень подробными описаниями, выложено очень много. Только по оружию их что-то около 1450 штук! Правда, есть одна интересная особенность. Когда просматриваешь эти фотографии, сгруппированные по нескольку десятков на странице, видишь, что многие «картинки» отсутствуют, хотя подпись есть. А вот через какое-то время они возникают, в результате чего приходится смотреть, смотреть и смотреть! Причем не факт, что то фото, что есть сейчас, окажется на своей странице завтра. Такая вот странная «рулетка»! Однако в любом случае это лучше, чем в других местах, так что вот с кого следует брать пример тем музеям, что хотят пойти по этому пути.

Вот и в отношении индийского оружия Метрополитен-музей собрал не только впечатляющую коллекцию индийского оружия (а также японского, тибетского, китайского, рыцарских доспехов…), но и очень умело выложил его фотографии. Конечно, было бы интереснее и полезнее расписать во всех подробностях, когда тот или иной вид оружия появился, как использовался, но… согласитесь, что это труд на целую многостраничную монографию. Поэтому давайте для начала просто посмотрим на то, чем располагает этот музей (и не только он, для полноты раскрытия темы), а затем… может быть кто-нибудь «молодой» этим потом и займется?!
Ну, а начать лучше всего будет с сабель, поскольку они… поистине прекрасны!

Индийское оружие в Метрополитен-музее США (часть 4)

1. Вот сабля шемшир индо-иранского образца, клинок которой датируется 1748–1749 либо 1750–1751 гг. Клинок иранский, ножны и перевязь – индийские.


2. Шемшир из Персии (около 1800 г.), но вполне мог использоваться и в Индии, тем более что сделан он из индийского булата. Совершенно роскошная вещь: у клинка в прорези вставлены мелкие жемчужины, отделка произведена эмалью, золотом, изумрудами, «рыбьей кожей», рукоять из слоновой кости.


3. Турецкий клыч или кылыч. Клинок датируется 1550–1551 гг. Опять-таки ареал таких клинков был очень широк, есть они и в Оружейной палате Кремля (сабля князя Мстиславского), есть и в музеях Индии.


4.Меч из Тибета, XVIII – XIX вв. Причем, именно из Тибета, где «настоящих рыцарей» видели еще в 1935 году и даже позднее.


5. Пата XVIII в. – очень интересный индийский меч, клинок которого являлся продолжением стальной «перчатки». «Емкость» для кулака оформлена в виде головы зубастого чудовища, изо рта которого в свою очередь высовывается голова слона. Бивни его служат для того, чтобы не дать клинку противника соскользнуть с него на руку. Как сражались такими «мечами», ведь при этом напрягались совсем другие группы мышц, представить себе нелегко. Одно можно сказать с уверенностью: этому нужно было долго учиться. Тот, кто раньше дрался саблей, так вот просто перейти на пату не мог!


6. Меч из Бутана – королевства рядом с Непалом, XVIII – XIX вв.


7. Турецкая сабля XVIII в. с секретом – вделанной в ножны емкостью для дротика. Отделка: серебро, чернь, кожа. Длина клинка 58.42 см. Очень популярное на Востоке оружие.


8. Турецкий синжал с «пламенеющим клинком» в стиле малайского криса и рукоятью из оникса декорированной золотом и рубинами. Ножны украшает серебряная скань и крупные изумруды. XIX в. Длина 56.5 см. Общий вес 396.9 г.


9. Двойной кутар из британской коллекции Уоллеса XIX в. Британцы тоже, как вы видите, хорошо дают свои артефакты, но у американцев их едва ли не больше! Длина клинков 18.4 см.


10. Г-образный кутар с двумя клинками и гардой для руки, XVIII в. Вес 575.5 г.


11. Т-образный кутар с тремя клинками, XVI – XVII вв. Вес 802.3 г.


12. Кутар из Южной Индии с тремя клинками европейского производства. Длина 53.7 см. Вес 677.6 г.


13. Кутар с раздвижными клинками типа «ножницы», XVIII – XIX вв. Длина 48.9 см. Вес 864.7 г.


14.Джамбия. Турция, XIX в. Вес 507.5 г.; вес ножен 229.6 г.


15.Индийский кинжал XIX в. Длина 46.7 cм. Вес 430.9 г.; вес ножен 280.7 г.


16. Индийский кинжал XVIII в. Отделка: кожа акулы, золото, серебро, изумруды, рубины, сапфиры.


17. Индийский кинжал хаджарли XVII – XVIII вв. Длина 29.2 см. Вес 266.5 г.


18. Индийский или непальский кукри XVIII – XIX вв. Длина 44.1 см. Вес 396.9 г.


19. Индийская секира из Королевского Арсенала из Лидса в Англии.


20. Индийский боевой топор табар, XIX в. В рукоятку вделан клинок, который при необходимости можно извлечь и пустить в дело. Длина 56 см.; длина кинжала 26 см.


21. Загнол «вороний клюв» XVIII – XIX вв. Длина 70, 5 см. Длина клинка 13, 5 cм.


22. Чарайна – «четыре зеркала», XVIII в. Появилась в Персии в XVI в.


23. Могольский шлем, Индия, XVIII в. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


24. Индийский мушкет 1835 г., замок британский. Калибр 13.97-мм. Вес 4366 г. Длина 149.86 см. Длина ствола 108.59 см. Ствол из крученого дамаска.


25. Индийский мушкет XVIII в. Длина 156.9 см.


26. Для сравнения наш мушкет из Дагестана, кубачинской работы ок. 1800 –1850 гг. Калибр 14.22-мм.Длина 132.08 см. Арабская надпись на стволе гласит: «Принадлежит Абу Муслиму Хан Шамхалу».


27. А это зримый пример взаимопроникновения культур: клинок от турецкого клыча, а рукоятка от индийского тальвара.

Ну, вот мы и коснулись, причем очень поверхностно, темы национального индийского оружия и вывод один: если разбираться в нем досконально, то на это нужно будет потратить очень много сил, времени и денег! Ведь даже только по одним тальварам информации море. Разные клинки, разные рукояти в зависимости от времени, района – более бочкообразные или менее, с дужкой-гардой или без, стили оформления – одним словом изучать и изучать. Даже чтобы просмотреть их в коллекции Метрополитен-музея и то надо много времени, а ведь еще есть музеи в Нью-Дели, Хайдарабаде, Мумбаи. То есть и английский желательно знать и… хотя бы хинди, ну и в Индии побывать тоже очень желательно. Так что дело это интересное, но трудное и дорогое!
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    24 ноября 2015 09:34
    Наверное было большой честью быть изрубленным оружием, отделанным золотом, жемчугом, рубинами.

    Спасибо за фотки, как раз недавно от скуки перечитал В. Яна, Чингизхан, Батый. Там о таком оружии ханов упоминается.
  2. +2
    24 ноября 2015 10:17
    Чудесные фотографии. Изумительные по красоте и качеству изделия холодного оружия.
    Еще бы, ведь от его качества зависела жизнь его владельца.
    Спасибо.
  3. +2
    24 ноября 2015 10:32
    Восторг, просто восторг!
    Разглядываешь эти изделия и забываешь, что это оружие.
    Больше напоминают елочные украшения.
    Или просто украшения, на стену вешать и любоваться. Подержать иногда.
    Ну вот представить себе, что с такими мушкетами скачешь по горам Дагестана, весной скажем, во время таяния снега.
    Или шарахаешься по джунглям в сезон муссона.
    Невозможно.
    А просто, на ковре с подушкой под локтем, пиалой мусалласа и кальяном в руке, разглядываешь эти изделия.
    И балдеешь!
    ...
    Спасибо, Вячеслав, за изумительную подборку.
    1. +5
      24 ноября 2015 11:24
      Рад, что Вам понравилось.Я связался Д.Николем в Англии и он мне выслал свою книгу про военное дело Индии Великих Моголов. Так что попробую на ее основе сделать расширенный материал с очень красивыми картинками.
  4. +1
    24 ноября 2015 12:20
    Хотелось бы поподробнее об оружии писущем конкретно индии.
  5. Riv
    +2
    24 ноября 2015 13:04
    Пата (клинок которого является продолжением наруча) называется еще "пуддха". Изначально он являлся парным оружием и происходит от одного из древнейших видов оружия - двойного кастета из рогов антилопы. У изображенных ниже кутаров происхождение то же самое, только предплечье открыто, или полуоткрыто. Такими кастетами дрались на ритуальных поединках, причем до смерти одного из бойцов. Культ Шивы суров...

    Очевидно, что как оружие пехоты пата не слишком эффективен, так как предполагает прежде всего ударно-колющую технику. Нанесение секущих ударов затруднено. Тем более он неудобен для всадника. Попробуйте сесть на лошадь с таким оружием в руке. В Японии оно трансформировалось в кастет-явара, а в Китае в парные "рога оленя". Желающие гуглят.
    1. +1
      24 ноября 2015 15:40
      Все правильно, оружие это для всадника совсем неудобно. Но, видимо, как-то применялось пехотинцами и не только для ритуальных поединков.
      1. Riv
        +3
        24 ноября 2015 17:50
        Оно и для пехотинца неудобно. Поперечная рукоять у меча не использовалась никогда и никем, потому что она хоть и делает очень сильным колющий удар, но полностью выключает из работы предплечье. Фехтование становится невозможным. Единственное, где она встречается - короткие кинжалы и кастеты. А у паты гарда, защищая предплечье, еще и дополнительно его сковывает.

        В парном варианте подобное оружие как раз очень даже можно использовать. Но это предполагает поединок, а не бой в строю. Но оно для религиозных поединков и применялось. Шива, согласно верованиям индийцев, является создателем боевых искусств. Оружие для таких поединков в целом называлось "ваджра". Это могли быть заточенные диски, дубинки, или вот такие кастеты. Могли драться и без оружия. Все боевые искусства кшатры в итоге выросли из боя без оружия, "ваджра-мушти".

        Любопытно, что "мушти" еще может означать "танец", или "экстаз"...
        1. +1
          24 ноября 2015 17:58
          -Утверждать не берусь... но, в сомкнутом строю вразмах не нарубишся... а "насовать" под щит, или сбоку щита колющих - вполне.
        2. 0
          24 ноября 2015 19:06
          Ну вот по части практики я, конечно, не силен...
          1. +2
            24 ноября 2015 20:32
            - Подобный приём применялся римскими легионерами... Сходясь с противником "щит в щит" они старались отжать щит противника, приоткрывая его бок, или вынуждали того "вывалиться" из строя... после чего наносили удар в открывшуюся часть тела. Применялся для этого вот такой инструмент. На снимке: Гладиус из Майнца.
            - Кутар или "язык бога смерти" применялся как оружие для левой руки - отсюда двойное и тройное лезвие (раскрывающееся тож), позволявшее взять клинок противника "на излом".
            1. Riv
              0
              24 ноября 2015 21:32
              Ну и где у гладиуса поперечная рукоять? Ведь нет таких экземпляров. Просто нет.
              Впрочем... Если человеку ничего не доказывают пятьсот лет практики, то что еще можно ему доказать?
              1. 0
                24 ноября 2015 23:23
                Да я не о конструктивных различиях этих видов оружия, а о возможных схожих способах применения...
        3. 0
          24 ноября 2015 23:19
          Некоторые переводы дают другое толкование "ваджра мушти" молниеносный кулак, алмазный кулак. Любопытно, что в грузинском языке - "мушти" это тоже... кулак.
  6. 0
    24 ноября 2015 17:52
    - Ой богааато! А нет указаний, оружие - боевое или церемониальное? С таким на приёмах покрасоваться не зазорно, богатство родовое показать, а если с боя взятое - то и доблесть...
    1. +1
      24 ноября 2015 19:03
      Вот в Европе различить довольно легко. А на Востоке и особенно в Индии - ой-ой!
  7. 0
    25 ноября 2015 09:17
    Спасибо,Вячеслав,за ЧЕТВЁРТУЮ СТАТЬЮ,за то,что Вы пошли навстречу просьбам трудящихся и не ограничились циклом из 3-ёх статей!!!Замечательные фото Вы выбрали для нас!
    Я думаю,что использование одних и неиспользовани других (металлов,технических достижений и др.)---не критерий для классификации стадий развития Человечества.Например,в Мексике,Гватемале,Гондурасе сохранились артефакты-макеты (детские игрушки)телег с колёсами,созданные в доколумбову эпоху.Т.е. возможно,Ацтеки и Майя знали про колесо и понимали его пользу,но не использовали его из религиозных соображений (соляной культ?).То же можно сказать и о том,почему Индусы и Кельты использовали ЖЕЛЕЗО,а многие другие народы сознательно отказывались от этого.
    Источник:
    А.Ю.Скляров.Древняя Мексика без кривых зеркал.М.Вече.2009 (по следам Богов).
    1. 0
      25 ноября 2015 09:24
      Вместо "соляной культ" следует читать С.О.Л.Я.Р.Н.Ы.Й. К.У.Л.Ь.Т.
  8. 0
    25 ноября 2015 10:53
    Цитата: Reptiloid
    А.Ю.Скляров.Древняя Мексика без кривых зеркал.

    Навряд ли официальный ученый может позволить себе всерьез рассматривать чьи-то работы, идущие вразрез с официальным каноном. Как показывает практика, это чревато неприятностями. Предаст тебя анафеме некая шишка-историк и всё, ты почти полностью изолирован. Ни докладов, ни диссертаций, ни профессорской деятельности, ни публикаций в научных изданиях.
  9. 0
    25 ноября 2015 12:20
    Да, конечно,бывает часто,что гипотеза проходит длинный путь,пока её примут. ИЛИ наоборот---бесповоротно уничтожат.Поэтому я и написал"я думаю",а не"я решил".Я ведь стараюсь читать и книг больше и в сети.Т.к. у меня проблемы со зрением,то это происходит не так быстро.Интересно, что Скляров подходи к предметам древности с точки зрения технического исполнения,материаловедения.
  10. 0
    25 ноября 2015 12:25
    Хочу добавить,что поскольку жизнь в других эпохах силЬно отличалась от нашей---то и побудительные мотивы могут быть нам непонятны.
  11. 0
    25 ноября 2015 13:22
    Цитата: Reptiloid
    Интересно, что Скляров подходи к предметам древности с точки зрения технического исполнения,материаловедения.

    Ну, тут даже древность не обязательна. По-сути мы сколько-нибудь прилично представляем историю 20 века, а с 19-м начинаются проблемы. Взять те же памятники и строения Петербурга. Отсутствие свидетельств, либо серьезные противоречия в них, несоответствия технологий и т.п. Подробнее здесь, например, http://levhudoi.blogspot.co.il/2013/06/blog-post.html . Сами объекты практически под боком, при этом немало исторических документов, затрагивающих тему, которые можно накопать даже просто в интернете. Благодаря этому для многих любителей истории подобная тема может показаться даже интереснее.
  12. 0
    25 ноября 2015 13:58
    Уважаемый Иван,Рад что Вы заговорили о Петербурге,тема огромнейшая и любимая для меня и моих знакомых.А про Индию ещё вот что---была статья об индииском Троцком,не так давно.По сюжету видно,"что на чужой земле хлеб русский не роидться".Т.е. так,да не так .А это современность. Постараюсь найти сегодня,когда это было.
    1. 0
      25 ноября 2015 14:11
      Статья про индийского Троцкого--28 октября