Р-36 «Кертисс». Часть II. Под знамёнами разных стран

4


Крупнейшим заказчиком "Хока" за рубежом стала Воздушная армия Франции. После истребителя Моран-Сольнье М.S.406 самолет Кертисса был самым многочисленным в составе истребительных частей Франции к моменту начала германского наступления весной 1940 года.

В феврале 1938-го, за два месяца до готовности первого серийного экземпляра Р-36А, в рамках заказа армии США французское правительство приступило к переговорам с Кертиссом на предмет закупки 300 истребителей "Хок"-75А для своей Воздушной армии. "Хок"-75А был экспортной моделью Р-36А и мог оснащаться либо двигателем Пратт&Уитни "Твин уосп", либо Райт "Циклон".

Однако цена истребителя показалась французам слишком высокой — она была в два раза выше, чем за собственный истребитель Моран-Сольнье М.S.406. Кроме того, предлагаемый темп и сроки поставок (начало поставок первых 20 машин — март 1939 года, и далее по 30 самолетов ежемесячно), также были неприемлемыми. Если учесть, что Кертисс не могла удержаться и в графике поставок для ВВС американской армии, то понятно, что армия США выступила против этого контракта.

Тем не менее, быстрое перевооружение Германии настоятельно требовало обновления парка французской авиации, и французы настояли на продолжении переговоров. В результате прямого вмешательства президента Рузвельта ведущему французскому пилоту-испытателю Мишелю Детруа в марте 1938 г. было разрешено облетать на Райт-филд предсерийный Y1Р-36. Испытатель представил прекрасный отчет, к тому же Кертисс обещала ускорить поставки, если французы профинансируют строительство новой сборочной линии.

Французов все еще смущала высокая цена, и в 28 апреля 1938 г. они решили отложить окончательное решение до испытаний Блока МВ-150, ожидаемая цена которого была в два раза ниже. Однако МВ-150 был еще очень "сырым" самолетом и его пришлось доводить еще два года. Переработка Блока МВ-150 обещала быть дорогим и долгим делом, а времени как раз не было. В итоге 17 мая 1938 г. французский министр авиации решил закупить Кертисс "Хок", и последовал заказ на 100 планеров "Хоков" и 173 двигателя Пратт&Уитни R-1830 "Твин уосп". По контракту первый "Хок" следовало облетать в Буффало к 25 ноябрю 1938 г., а последний 100-й самолет поставить к 10 апреля 1939 г.

Первая серийная версия "Хока" получила фирменное обозначение "Хок"-75А-1, и именно 100 таких машин заказали французы. По первоначальному плану большинство "Хоков" должно было перевозиться через океан на судне в разобранном виде для последующей сборки во Франции на SNСАС (Центральное национальное аэропромышленное объединение) в Бурже. "Хок"-75А-1 был облетан в Буффало в декабре 1938 года — с опозданием только на несколько дней. Первые машины в разобранном виде были поставлены во Францию 14 декабря 1938 г. Еще 14 "Хоков" были поставлены собранными для испытаний Воздушной Армией, а остальные поставлялись в разобранном виде.

В марте-апреле 1939 года 4-я и 5-я истребительные эскадры французских ВВС приступили к перевооружению с Девутинов-500 и -501, и к 1 июля 4-я эскадра имела 54 истребителя Кертисса, а 5-я — 41 истребитель. Перевооружение шло не без проблем: один "Хок"-75А-1 был разбит при посадке после перегрева двигателя; другой потерпел аварию после попадания в плоский штопор при выполнении высшего пилотажа с полными баками. Нужно сказать, что в течение всего времени эксплуатации "Хока"-75, у него были проблемы с управляемостью и маневренностью с полными баками.

Р-36 «Кертисс». Часть II. Под знамёнами разных стран


"Хок"-75А-1 имели двигатель Пратт&Уитни R-1830-SС-G, развивавшим 950 л.с. на взлете. Вооружен истребитель был четырьмя 7,5-мм пулеметами: два в носовой части фюзеляжа и два на крыльях. Кроме высотомера, все приборы имели метрическую градуировку. Сиденье было приспособлено для использования французского заплечного парашюта Лемерсер. РУД работал на "французский манер" — в обратную сторону по сравнению с английскими и американскими самолетами.

Французы сохранили заводскую маркировку самолета — сквозную для каждой модели. Кроме того, на киле указывалось: Кертисс Н75-С1 № 09. "С" означало Сhasse (истребитель), "1" — одноместный, "9" — девятый самолет, заказанный Францией. Вслед за размещением первого заказа на "Хок"-75А в мае 1938 года был сделан предварительный запрос на следующие 100 машин. Этот запрос был официально оформлен 8 марта 1939 г. Новая серия отличалась от А-1 дополнительной парой 7,5-мм пулеметов в крыле, несколько усиленной хвостовой частью фюзеляжа и возможностью замены в дальнейшем двигателя R-1830-SС-G на более мощный R-1830-SС2-G, развивавший до 1050 л. с.

Новая модель получила фирменное обозначение "Хок"-75А-2. Четыре крыльевых пулемета и новый двигатель сделали истребитель эквивалентным по боевым качествам ХР-36D, испытывавшимся армией США. Первый А-2 был поставлен французам в мае 1939 года. Первые 40 из них не отличались от А-1 ни вооружением, ни двигателем. Новый двигатель и усиленное вооружение начали реально ставить только с 48-го самолета серии. 135 "Хоков"-75А-3 представляли собой версию "Хока" под улучшенный 1200-сильный двигатель R-1830-S1CЗG и с вооружением подобно А-2 (шесть 7,5-мм пулеметов). Реально до поражения Франции туда прибыло около 60 "Хок"-75А-3, а остальные попали в Великобританию.

Последний заказ, полученный из Франции перед ее поражением, касался 795 истребителей "Хок"-75А-4. Главным их отличием от А-3 была установка двигателя Райт R-1820-G205А "Циклон" мощностью 1200 л. с. Вариант с двигателем "Циклон" отличался более коротким капотом несколько большего диаметра и отсутствием жалюзи за капотом и наделок вокруг портов пулеметов. Реально по этому заказу было построено 284 А-4 и только шесть из них попали во Францию.



Французские "Хоки" вступили в воздушные бои практически с первых дней войны в Европе. 8 сентября 1939 г. истребительный полк 11/4, вооруженный "Хоками"-75А, записал на свой счет два Мессершмитта Вf.109Е — первые самолеты, сбитые союзниками в воздушном бою. Однако ко времени вторжения во Францию в мае 1940 года было очевидно, что "Хок" уступал истребителю Мессершмитта. Всего "Хоки" записали на свой счет 230 подтвержденных и 80 "вероятных" побед при потерях в воздушных боях только 29 своих самолетов. Хотя эти цифры являются уж слишком оптимистичными, они говорят, что "Хок" показал себя в боях довольно неплохо. Конечно, он уступал Мессершмитту Вf.109Е в скорости и вооружении, но обладал лучшей горизонтальной маневренностью и управляемостью. Так, самый титулованный ас французских ВВС в 1939-40 гг. лейтенант Марин Ла Месле 20 своих побед одержал именно на "Хоке".

Всего французы успели принять 291 истребитель "Хок"-75А, но часть из них погибла во время перевозки. Как упоминалось выше, только шесть А-4 достигли Франции до перемирия. 30 А-4 были потеряны на транспортах, 17 было выгружено на Мартинике, а еще шесть — на Гваделупе. Позже в 1943-1944 гг. эти машины были направлены в Марокко, где их использовали в качестве учебных. При этом двигатели "Циклон"-9 на них заменили на "Твин уосп". Оставшиеся непоставленными французам "Хоки" были переданы на вооружение Англии под обозначением "Мохок" IV.

После поражения Франции те "Хоки", которые оказались не на территории "свободной" Франции или не успели перелететь в Англию, оказались трофеями немецких войск. Некоторые из них были даже еще упакованы в ящики. Их направляли в Германию, собирали на "Еспенлауб флюгцойгбау", оснащали немецким оборудованием, а потом продавали Финляндии.



Финны получили 36 бывших французских "Хоков"-75, а также восемь бывших норвежских . Финские "Хоки" использовались на стороне стран "оси", когда Финляндия 25 июня 1941 г. вступила в войну против Советского Союза. "Хоки" вполне удовлетворяли финнов и оставались у них на вооружении до 1948года.



После перемирия французские истребительные полки 1/4 и 1/5 продолжали использовать "Хоки" уже в составе ВВС вишиского правительства. Первый полк был в Даккаре, второй — в Рабате. Вишиские "Хоки"-75А участвовали в боях с американцами и англичанами по время операции "Торч" -высадки союзников в Северной Африке осенью 1942 г. В ходе воздушных боев с палубными истребителями Грумман F4F "Вайлдкэт" вишиские "Хоки" сбили семь самолетов и потеряли 15. Это был один из немногих случаев использования американского самолета против самих же американцев.

После испытания "Хоков" во Франции английскими пилотами интерес к ним проявило и британское правительство. Особенно привлекала хорошая маневренность истребителя и легкость его управления. Так, во всем диапазоне скоростей легко перекладывались элероны, тогда как на "Спитфайре" на скорости свыше 480 км/ч управлять ими было практически не возможно. В декабре 1939 года британское правительство взяло один "Хок" (88-й серийный "Хок"-75А-2) в наем у французов и провело его сравнительные испытания со "Спитфайром"-I. Во многих аспектах "Хок" оказался лучше "Спитфайров". Англичане подтвердили, что "Хок" имеет отличную управляемость во всем диапазоне скоростей. Скорость пикирования -640 км/ч — превосходила скорость пикирования "Спитфайра". При ведения маневренного боя на скоростях порядка 400 км/ч "Хок" обладал более высокими шансами на победу благодаря опять же лучшей управляемости и лучшему обзору. Однако "Спитфайр" всегда мог выйти из боя, используя более высокую скорость. При пикировании "Спитфайра" на "Хок" последний быстро ложился в вираж и уворачивался. "Спитфайр" не успевал довернуть на "Хока" и всегда промахивался. Реактивный момент винта "Хока" при взлете проявлялся меньше, чем на "Спитфайре", и во время набора высоты "Хока" управлялся легче. Правда, "Хок" хуже разгонялся на пикировании.

После испытаний британское правительство одно время хотело заказать "Хоки" и для Королевских ВВС, но по некоторым причинам эти планы не сбылись. Только с падением Франции в июне 1940 несколько "Хоков" попало на Британские острова.

Это были "Хоки"-75А не достигшие Франции (в основном А-4), а также несколько машин, на которых французские пилоты перелетели на Британские острова, чтобы не попасть в плен к немцам. В Королевских ВВС они получили обозначение "Мохок". Всего Королевские ВВС получили 229 самолетов этого типа. Большинство из них были бывшие французские машины, а также несколько бывших персидских "Хоков" и несколько машин, построенных в Индии по лицензии.

Бывшие французские "Хок"-75А-1 носили обозначение "Мохок"-I, а "Хоки"-75А-2 — "Мохок"-II. Больше 20 бывших французских "Хок"-75А-3, оказавшихся в Великобритании, получили обозначение "Мохок"-III. Обозначение "Мохок" IV получили остальные французские "Хоки"-75А-4, которые поставлялись уже новым хозяевам.

"Мохоки" на вооружении Королевских ВВС оснащались британским оборудованием, включая 7,7-мм пулеметы "Браунинг". "Французский" РУД заменялся на "британский", то есть обороты двигателя теперь прибавлялись при даче РУД от себя. Королевские ВВС решили, что "Мохоки" не подходят для Европейского ТВД. В результате 72 из них были переданы южно-африканским ВВС. Одно время восьмерка "Мохоков" была всем, чем располагало ПВО Северо-восточной Индии. На фронте в Бирме этот тип оставался в боевых частях до декабря 1943 года, пока их не заменили на более современные истребители. 12 "Мохоков" было передано Португалии.



Обозначение "Хок"-75А-5 было присвоено Кертиссом самолетам под двигатели "Циклон", предназначенных для сборке в Китае "Центральной авиастроительной компанией" (САМСО). В Китай реально был поставлен один собранный самолет и несколько в разобранном виде. После сборки нескольких "Хоков" САМСО была преобразована в "Хиндустан аэркрафт лтд.", расположившись в Бангалоре, в Индии. В апреле 1941 г. индийское правительство разместило на "Хиндустан" заказ на производство 48 истребителей "Хок"-75А под двигатели "Циклон"-9, а также на необходимые запчасти. "Хиндустан" приобрела у Кертисса лицензию, и 31 июля 1942 г. взлетел первый, построенный в Индии истребитель. Вскоре после первого полета приоритеты были изменены, в результате чего производство самолета в Индии было решено прекратить. Всего индийской компанией было поставлено только пять самолетов. В Королевских ВВС они также назывались "Мохоками" IV.

Правительство Персии (нынешнего Ирана) выдало заказ на десять "Хоков"-75А-9 под двигатели Райт R-1820-G205А. В Персию они попали незадолго до оккупации страны британскими и советскими войсками 25 августа 1941 г. Союзники обнаружили "Хоки" в заводской упаковке. Англичане забрали эти самолеты из Персии и перебросили их в Индию, где они под обозначением "Мохок" IV поступили на вооружение 5-й эскадрильи Королевских ВВС.

Осенью 1939 г. заказ на 12 "Хоков"-75А-6 под двигатели Пратт&Уитни R-1830-S1СЗG "Твин уосп" мощностью 1200 л.с. был размещен норвежским правительством. Позже было заказано еще 12 истребителей, что довело планируемый объем поставок до 24 "Хоков". Поставки начались с февраля 1940 г, но до вторжения немецких войск успели получить только несколько А-6. Немцы захватили все "Хоки", некоторые даже в заводской упаковке, а потом продали их Финляндии вместе с 36 "Хоками", захваченными во Франции.

Норвегия незадолго до оккупации немцами также заказала 36 "Хоков"-75А-8 под двигатели Райт R-1820-G205А "Циклон" мощностью 1200 л.с. После вторжения немцев в Норвегию эти самолеты были приобретены правительством США. Шесть из них было поставлено в феврале 1941 г. силам "Свободной Норвегии" для подготовки своих ВВС на территории Канады, а оставшиеся 30 были переданы армии США под обозначением Р-36С.

Нидерланды заказали 20 истребителей "Хок"-75А-7 с двигателями "Циклон", но после оккупации Нидерландов немцами А-7 в мае 1940 г. были поставлены уже в Голландскую Восточную Индию. Они поступили на вооружение 1-й эскадрильи Королевского армейского воздушного корпуса Восточной Индии, а 8 декабря 1941 г. пошли в бой против японских агрессоров. Уступая численно и качественно японским "Зеро", к 1 февраля 1942 г. все "Хоки" были потеряны.



В начале 1937 года Кертисс приступила к проектным работам по упрощенной версии Y1Р-36 специально для поставки на экспорт. Кертисс уже вела переговоры с рядом потенциальных заказчиков, но качественный уровень эксплуатации самолетов в составе их воздушных сил не позволял надеяться на надлежащее обслуживание таких технически передовых решений самолета, как убираемые стойки шасси. Проект "упрощенного "Хока" получил фирменное обозначение "Модель 75Н".

Конструкция "модели 75Н" была схожей с Y1Р-36. Главными отличиями были менее мощный двигатель и неубираемые стойки шасси в обтекателях. Первый демонстрационный вариант истребителя оснастили мотором Райт GR-1820-GЕ "Циклон" взлетной мощностью 875 л.с. Машина получила гражданскую регистрацию, а в рекламных проспектах фирмы он носила обозначение "Хок"-75. Главный упор был сделан на простоту технического обслуживания, возможность эксплуатации с плохо подготовленных аэродромов и возможность комплектации самолета различными моторами и вооружением по требованию заказчика.

Второй демонстрационный самолет отличался от предшественника большими "ушами" остекления в гаргроте за фонарем кабины и переплетом самого фонаря. Вооружение было дополнено парой крыльевых 7,62-мм пулеметов вне диска винта. Под крыльями можно было подвесить десять 13,6-кг бомб или шесть 22,7-кг бомб. Под фюзеляжем можно было также подвесить одну 220-кг бомбу.

Первый опытный "Хок"-75Н был продан Китаю. Китайское правительство передало самолет в личное пользование генералу Клаиру Ченнаулту. Второй опытный самолет был продан Аргентине.

Первым покупателем упрощенного "Хока"-75 стало китайское националистическое правительство, которое заказало 112 "Хоков"-75 с неубираемым шасси, двигателем R-1820 "Циклон" и с вооружением из квартета 7,62-мм пулеметов. Самолеты выпускались Кертиссом в виде отдельных узлов, а потом собирались на Центральном авиастроительном заводе в Лой-Винге. Позже эти машины получили фирменное наименование "Хок"-75М. Кроме дополнительных крыльевых пулеметов и несколько изменных обтекателей шасси эти самолеты практически не отличались от второго "упрощенного "Хока".

Точно сколько "Хоков" получили китайцы не известно. Начиная с мая 1938 г, по данным Кертисса было поставлено только 30 "Хоков"-75М. Кроме того были поставлены комплектующие и материалы для еще нескольких "Хоков" для сборки в Китае, но сколько там было подготовлено машин не известно. Всего "моделью 75М" были вооружены три эскадрильи китайских ВВС. Самолеты довольно успешно использовались китайцами, особенно если учесть слабую подготовку пилотов и обслуживающего персонала.



Правительство Сиама (Таиланда) также проявило интерес к "Хоку"-75. В результате был размещен заказ где-то на 12-25 машин (точное число варируется в различных источниках). Эти истребители получили фирменное наименование "Хок"-75N и в целом они походили на китайские "Хок"-75М за исключением формы обтекателей шасси и вооружения.12 "Хоков"-75N было поставлено Сиаму (Таиланду) в ноябре 1938 года. Эти "Хоки"-75N были использованы таиландцами во время вторжения в Индокитай в январе 1941-го. Первый их боевой вылет состоялся 11 января 1941 г, когда "Хоки" прикрывали девятку тайских бомбардировщиков "Мартин"-139W во время налета на аэродром французских ВВС в Накорн-Ват. Их перехватила четверка французских Моран-Сольнье М.S.406. В результате воздушного боя тайские "Хоки" объявили о двух победах (хотя позже французы этого не подтвердили). 7 декабря 1941 года тайские "Хоки" вновь вступили в бой уже против японских агрессоров. Во время короткой кампании была потеряна треть "Хоков". Оставшиеся были захвачены японцами. Один "Хок" сейчас находится в музее Королевских таиландских ВВС в Бангкоке.

После приобретения демонстрационного самолета аргентинское правительство заказало 29 серийных самолетов с неубираемым шасси и двигателем "Циклон" мощностью 875 л.с. Самолет получил фирменное обозначение "Хок"-75О. Обтекатели шасси были по образцу тайских самолетов, но была переделана выхлопная система, получившая жалюзи капота, регулируемые с помощью электропривода. Вооружение состояло из четырех 7,62-мм пулеметов Мадсена. Первый "Хок"-75О был закончен на Кертиссе в конце ноября 1938 г.



Одновременно аргентинцы приобрели лицензию на "Хок"-75О. Производство планировалось на "Фабрике милитар де авионес". Первый построенный на ФМА "Хок" был выведен из цеха 16 сентября 1940 г. Всего было выпущено 20 машин. Некоторые из них летали до шестидесятых годов.



Обозначение "модель 75Q" было дано двум демонстрационным самолетам с неубираемым шасси под двигатель R-1820. Один из них был переделан под убираемое шасси и подарен жене Чай Кан-Ши. Она передала самолет генералу Шено, который тогда занимался реорганизацией китайских ВВС. Второй самолет демонстрировался в Китае американскими пилотами, но был разбит 5 мая 1939 года сразу после взлета.





Источники:
Котельников В. "Модель 75". Об истребителе Р-36 "Хок 75" фирмы "Кертист" и его модификациях // Крылья Родины. 2002. №2. С.24-28.
Котлобовский А. "Ястребы" Донована Берлина // Авиация и время. 2000. №3. С. 35-38.
Фирсов А. Истребители США // Авиационный сборник. №13. C. 39-44.
Быков М. "Ястреб" в небе Второй мировой // Авиамастер. 2000. №3. С.28-34.
Харук А. Истребители Второй мировой. М.: Яуза-пресс, 2012. С. 231-233.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 ноября 2015 08:09
    Машина-то не плохая была..для того времени,не лучшая..но тем не менее, спасибо..
  2. +1
    27 ноября 2015 08:28
    французские летчики предпочитали Девуатин-521
    1. 0
      27 ноября 2015 09:51
      D.521? Это же был не вооруженный прототип, на котором чисто ради позырить установили Мерина от Спитора...
  3. +2
    27 ноября 2015 11:16
    Статья интересная, познавательная.

    В 1938 году советские военные советники смогли ознакомиться с самолетом «Хок-75», закупленным правительством Чан Кай Ши для ВВС гоминьдановского Китая, облетать его и сравнить с основным советским истребителем И-16.

    «Американец» был тяжелее «ишачка», обладал меньшей скороподъемностью и проигрывал в бою на вертикалях. В отличие от И-16, статическая устойчивость машины облегчала ее пилотирование и освоение летчиками средней квалификации, давала некоторое преимущество в бою на горизонталях, где при одной и той же скорости у «американца» был немного меньше радиус виража. При меньшем реактивном моменте «Хок» был также менее капризен при взлете и посадке. Эффективность бортового вооружения была признана примерно одинаковой и обе машины обладали в этом смысле определенным потенциалом. Обзор при взлете и посадке был признан приемлемым, хотя по понятным причинам, советские специалисты не могли тогда написать, что он «одинаково плох», но было отмечено, что цельнометаллический моноплан более прочен и менее уязвим в воздушном бою, имеет закрывающийся фонарь кабины, допускающий аварийный сброс, гидравлическую систему уборки шасси. Ни «Хок», ни И-16 не имели протектированных баков, поэтому в отчете не было упоминания об этом, но можно допустить, что об этом просто забыли, т.к. на азиатском театре военных действий в то время их ни у кого не было.