«Я - вертолетчик». Часть первая

98
«Я - вертолетчик». Часть первая


Интервью с пилотом армейской авиации, имеющим опыт полетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н.

*****

- Что побудило Вас выбрать летную профессию?

- Я родился в семье военного, отец – вертолетчик. Прожил всю жизнь в военных городках, всегда с ребятами бегали смотреть на машины, на полеты. Интересовался различной авиатехникой. Поэтому и была мечта с самого детства стать вертолетчиком. Сразу после школы пошел в летное училище, где и обучался последующие 5 лет.

- Какой тип вертолетов Вы осваивали в училище?

- В училище все осваивают базовые типы. Мы начинали с Ми-8, потом Ми-24: то есть год - на Ми-8Т, два года – на Ми-24. Но, например, параллельно с нами одна группа начинала летать на Ми-2, а потом на Ми-8Т. Кто-то все три года летал только на Ми-8 и выпускался на нем же. Сейчас знаю, что в училище на «Ансатах» летают, на Ка-226 скоро начнут возить курсантов.
А после выпуска уже куда и как попадешь: могут и на Ми-8 отправить служить, могут и на «24-ку», на Ми-26, камовские машины.

- То есть, на какой тип вертолета в части назначили, на таком летать и будете?

- Да. Я изначально хотел на Ми-24, на него и попал. Из части прислали в училище отношение, где было указано, что меня берут на должность летчика-оператора, поэтому я уже знал на какую должность еду в войска.

- Есть какая-либо конкуренция между частями за перспективных курсантов?

- Есть. В училище приезжали представители армейской авиации и в тот же СКВО стремились ребят потолковее набрать. Представители авиации ВВ МВД, ФСБ тоже приезжали, так как подготовка летчиков велась и в их интересах.

- Можно ли курсанту самому попроситься в ту или иную часть?

- Да, можно. Съездить в часть, взять там отношение.

- Вы уже летаете много лет, сколько типов вертолетов на данный момент освоили?

- Ми-8Т, четыре модификации Ми-24, Ми-35М, Ми-28Н.

- Немало…

- «Восьмерку» освоил в училище, там же начал летать на Ми-24. В части попал в боевую эскадрилью на «24-ках», летал на них изначально. Потом нашу авиабазу начали перевооружать на Ми-28Н, Ми-35М, пришлось и их освоить. Тяжелее всего было переучиваться на Ми-28Н, вертолет новый, практически ничего общего не имеет с «24-кой», у вертолета одно управление, только у командира вертолета, в отличие от двух на Ми-24. Если на Ми-24 можно проводить контрольные полеты, где инструктор что-то подскажет во время полета, в экстренной ситуации возьмет управление на себя, то на «28-м» этого сделать нельзя. Тем и вызвано наличие в войсках разных типов вертолетов: пока нет учебного Ми-28УБ, учиться летать будем на Ми-24, Ми-35М.



Ми-8

- Читатели блога задали немало вопросов по тем или иным типам техники. Если не возражаете, начнем с Ми-8. Как сами называете эту машину?

- У нас к ней приклеилось название «борщевоз».

- Почему?

- Да не знаю, пришел в часть, уже так называли. Юмор такой своеобразный. Возвращаешься с вылета, на земле спрашивают: «Пока летали, не расплескали ничего?» - «Что не расплескали?» - «Да борщ же какой-нибудь возите с собой».

- Как осуществляется прицеливание на Ми-8 при стрельбе НАР (неуправляемыми авиационными ракетами - прим.)? С помощью подвесных пушечных контейнеров?

- У командира экипажа стоит обычный коллиматорный прицел: прицельная марка, на ней тысячные, градусы и согласно таблицы прицельных данных от высоты, от дальности определяется на какой угол вынести поправку. С пушечными контейнерами все тоже самое. Грубо говоря, прицеливание идет на глазок.

- Есть возможность оценить эффективность ПК в качестве бортового вооружения Ми-8 для применения через дверной проем? Через рампу при снятых створках?

- Пулемет ставят, считают его эффективным. Командиры экипажей сами предлагают его ставить, если с ВПШГ (воздушная поисково-штурмовая группа – прим.) летят или группами спецназа на какие-либо задачи. На рампу тоже ставят на новых машинах.

- Необходима ли на «8-ке» дверь по правому борту?

- Да, конечно. Лебедка по правому борту теперь с большей грузоподъемностью, до 300 кг, поэтому проще людей эвакуировать. За один раз можно больше десантников поднять, что-либо загрузить/разгрузить.




Ми-24

- Тот же вопрос, что и по Ми-8: как между собой называете Ми-24?

- У нас летчиков этого вертолета называют «барабанами». Иногда это прозвище переносят и на саму машину.

- Вопрос, который волнует многих: почему для Сирии выбран именно Ми-24П?

- Я тут могу высказать только свои предположения. Вертолет надежный и проверенный не одной войной, более прост в эксплуатации. На нем нет сложного оборудования, того же ГОЭС, например, поэтому он менее ремонтозатратен. Но я не исключаю, что в дальнейшем в Сирии могут появиться более новые типы вертолетов.
Да, как еще один возможный вариант «за»: с «24-ки» можно выполнять бомбометание. Ми-35М и Ми-28Н такой возможности лишены.

- Насколько эффективно бомбометание с этого вертолета?

- Я считаю, что эффективность низкая. Для бомбометания необходимо выдерживать параметры полета: на боевом курсе должна быть постоянная скорость, постоянная высота, чтобы хотя бы примерно попасть в цель или в район цели. Нет автоматизации, как на самолетах, приходится считать все в голове, что дает большую погрешность нежели машинный расчет. Пока летишь с постоянным курсом и с одной скоростью, то тебя, грубо говоря, только ленивый с рогатки не собьет.

- Как производится прицеливание при бомбометании?

- В зависимости от типа бомбы определяется высота, с которой предстоит ее кидать. Берутся параметры высота сброса, скорость сброса, по таблице находятся прицельные данные, на прицеле ПКИ выставляется угол визирования. Когда бросаешь учебные бомбы по 50-70 кг, с высоты 200 м, то можно производить сброс, когда по этому углу перекрестие накрывает цель. Если высота полета больше, то выставляешь угол визирования цели, при проходе ее через перекрестие прицела делаешь отсечку времени и производишь сброс по задержке. Также учитывается угол сноса, направление ветра. Но чем больше высота, тем меньше точность.

- Вам в боевых условиях приходилось заниматься бомбометанием?

- Только в учебных целях. Раз-два в год, пока у нас еще Ми-24 были. Летали с учебными бомбами по 50-70 кг, один раз «сотки» бросали.

- В Чечне бомбы бросали?

- Мне не доводилось, от сослуживцев и ветеранов части тоже этого не слышал, но исключить не могу.

- На форуме вертолетчиков один из пользователей высказал предположение, что выбор Ми-24П для Сирии обусловлен тем, что на нем 6 точек подвески против 4 на новых машинах.

- Как показала практика той же Чечни, вертолет редко летал с 4 блоками НАР, потому что это очень тяжело. Тем более, если учитывать жаркий сирийский климат, который для вертолета еще проблематичнее. Использование всех точек подвески сильно уменьшает максимальную взлетную массу, ухудшает летные характеристики. А быстро уменьшить взлетную массу можно только одним способом: недозаправиться топливом. Но недозаправка снизит радиус действия вертолета.
Для примера, в ходе двух кампаний в Чечне, в Пятидневную войну стандартная нагрузка была следующей: 2 блока НАР, управляемые ракеты. Но в зависимости от поставленной задачи и условий выполнения полета и по 4 блока бывало вешали.

- Если так случится, что потребуется эвакуация экипажа самолета, сбитого в глубине вражеской территории, на большом удалении от нашей авиабазы, то может быть подвеска Ми-24 такой: 2 подвесных топливных бака (ПТБ), 2 блока НАР, управляемые ракеты?

- Может, но только в качестве прикрытия Ми-8, которые непосредственно будут заниматься эвакуацией. Условия бывают разными, поэтому может придется производить эвакуацию с помощью лебедки «8-ки», которой нет на Ми-24. Оперативно забрать людей, когда на обратном пути увидели, что сесть можно, или поступила задача непосредственно в воздухе, конечно, можно и на Ми-24.

- На видеороликах из Сирии видно, что наши вертолеты атакуют на малых высотах, почти у земли. Насколько опасны крупнокалиберные пулеметы врага при такой тактике, да и обычное стрелковое оружие?

- У нас есть поговорка: «Ниже летаешь – дольше живешь». Необходимо максимально уменьшить время нахождения машины в прицеле противника, для этого и летают на низких высотах. Чем ниже летишь, тем больше вариантов проскочить и спрятаться за рельефом местности, за искусственными препятствиями, за те же деревья. Небольшая высота полета обеспечивает скрытность подхода к цели, а это залог успешного выполнения задания. И тем более там, как я понимаю, доселе не известно, есть ли у боевиков ПЗРК или нет. Судя по кадрам и по манере пилотирования, никто этого проверять не хочет на своей шкуре, поэтому и летают с «упреждением», беря в расчет наихудшие условия полета.
Да, внизу тоже можно шальную пулю схватить и даже от одной пули загореться, двигатель может выйти из строя, но шансы на такой исход сильно меньше.

- ПТУР опасны при таком полете?

- Тут еще попасть надо. Если вертолет будет статичен, или летит «как у себя дома», то возможность есть. «Пускач» (оператор установки - прим.) хороший должен быть.

- Сирийские боевики не так давно опубликовали видео с некими летающими бомбами на основе презервативов…

- Оно вроде бы и смешно, но встретиться с ними никому не пожелаю. Это все-таки бомба, если взорвется, то веселого будет мало.

- Война на Украине волнует читателей, не меньше, чем сирийские события, поэтому следующий вопрос будет о боевых действиях на Донбассе. Почему там так часто сбивали Ми-24? Ошибки пилотирования или ограничения самих машин по применению?

- Тяжело сказать, надо рассматривать каждый случай отдельно, знать причины тех или иных действий летчиков.

- Мне как-то описали случай уничтожения под Луганском вертолета Ми-24П. Мол, украинские летчики прошли над позициями противника, развернулись, предположительно легли на боевой курс. Шли в лоб. По ним открыли огонь из автоматических пушек бронемашин, стрелкового оружия. Вертолеты, так и не атаковав, отвернули в сторону и пошли вдоль позиций на удалении. В результате пуска ракет один был сбит. Что можно сказать об их действиях?

- С земли видно одно, с воздуха – другое. Точно опять же не скажу, мало информации, но если все было так, то можно предположить следующее. Может у них не было достаточно разведданных по этому району, и летчики не могли понять, что это не свои войска. И только после того, как по ним огонь открыли, они это осознали. Эффект неожиданности уже был утрачен. Далее. Надо заранее знать местонахождение цели, заранее просчитать способ, как к ней подойти, чтобы нанести удар в первом же заходе. Второй заход можно сделать, если первый прошел удачно, когда ты создал панику, создал эффект неожиданности и деморализовал противника, когда враг просто разбегается и прячется. Занимается боевой порядок, так называемая «карусель», чтобы не дать возможность даже высунуть голову из окопов, и работаешь по очереди, пока не «разгрузишь» весь боекомплект. Но когда по тебе стали уже конкретно огрызаться, когда ты уже первую возможность профукал, когда даже с пушки дать не успел, чтобы напугать…
А уходили вдоль позиций может быть потому, что не предполагали у противника серьезных средств ПВО и хотели доразведать обстановку. Думали, может быть, что стрелковка есть, ну, максимум, пушка/пулемет БМП/БТР, поэтому ушли на дистанцию, снижающую вероятность поражения. В общем, скорее всего, поступили они опрометчиво. Если с первого раза не получилось, то надо было или уходить совсем в глубь своей территории, или передать цели самолетчикам, чтобы они с высоты обработали. Или же уйти, спрятаться, а потом постараться зайти с неожиданного ракурса, с другой стороны и атаковать.



Ми-35М

- Традиционно: у машины есть прозвище?

- Никакого особенного, тот же «барабан».

- Велика ли разница между Ми-24 и Ми-35М?

- В плане конструкции, да. Мы говорим: «Скрестили ежа с ужом, получили проволоку». Потому что в этой машине часть от «28-го» взята, часть от «24-ки» осталась. Эдакий Франкенштейн.
По моим ощущениям, он менее устойчив в полете. Если Ми-24 летит как утюг, его и трогать не надо, то этот постоянно хочет накрениться, тангаж сделать, как будто куда-то уйти пытается. Его постоянно надо придерживать, чаще вмешиваться в управление. На сложный пилотаж, это личное мое мнение, приятнее летать на «24-ке». Опять же «Беркуты» отказались от групповых полетов на «35-х» в пользу «28-х».

- Худшая устойчивость из-за того, что у него крылья меньшего размера?

- Все факторы сочетаются: и то что крылышки немножко обрезаны, и то что несущая система другая. Все-таки планер и вся аэродинамика вертолета были рассчитаны под другую несущую систему и силовую установку изначально.

- Сильно ли упала скорость из-за неубирающегося шасси?

- Упала. Сейчас максималка у него 300 км/ч, а у Ми-24 335 км/ч была. В горизонтальном полете это не так заметно, потому что летают там со скоростью 200-250 км/ч, а максимальная нужна для вывода из пикирования. Чем больше диапазон скорости вывода из пикирования, тем дольше можно держать цель в прицеле, выполнять стрельбу, позже вывести машину из пикирования.
Я бы не сказал, что эти все недостатки как-то явно ощущаются, но все вместе дают о себе знать.

- Качество изготовления и надежность Ми-35М по сравнению с Ми-24?

- Практически всё тоже самое. Больше с электроникой проблем. С теми же прицельными системами. Штука хорошая, машинка считает хорошо: достаточно лазерным дальномером один раз щелкнуть, а дальше она уже сама углы прицеливания выставляет и достаточно прицельную марку навести, выстрелить, и ракеты шли в цель. Но механизмы эти сложные, требуют более пристального обслуживания. Не скажу, что менее надежная система, но что-то пока не особо.

- Если во время стрельбы произойдет отказ автоматики?

- Есть два режима стрельбы: автоматический и ручной. Если автомат стрельбы откажет, то ничего страшного, можно вручную рассчитать, по старинке.

- Вручную, вероятно, труднее считать?

- При подготовке к полету вносишь прицельные данные в прицел, там достаточно угол прицеливания установить в зависимости от используемых боеприпасов. В наколенных планшетах вся эта таблица прицеливания есть, а с опытом цифры запоминаешь, и они уже все в голове есть. И вот в зависимости от дальности и скорости ты уже знаешь, как наложить марку на сетке прицела, чтобы куда надо всё пошло. Бывалые летчики, например, рассказывали, что в боевых условиях пускали пару НАР, смотрели куда пошли – ага, чуть не туда – подкорректировал, переключил на длинную очередь и пошел бить по цели. Всё это уже на автоматизме в голове прокручивается, как и что делать.

- Ми-35М в паре с Ми-24 нормально себя чувствует?

- Абсолютно. Мы на Ми-35М и с Ми-28Н в паре летали нормально. Со стороны только неуклюже смотрится, у «28-го» тангаж при полете положительный, у «35-го» отрицательный. Проще говоря, один летает с задранным носом вверх, другой с опущенным вниз.

- Можно ли сказать, что Ми-35М - это «летающая парта» для переучивания со старых вертолетов на новые?

- В плане управления я бы не сказал, что Ми-35М - это летающая парта для переучивания на новые машины. Да и в плане новых систем, тех же МФИ, не стал бы говорить так. Сам принцип индикации параметров и вводимой информации на Ми-35М и Ми-28Н несколько отличается. На «35-м» вся эта информация носит ознакомительный характер, она не настолько интегрирована, как на «28-м».

Продолжение следует
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

98 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 ноября 2015 14:02
    У вертолётчиков своя особенная техника полёта, лучше если с детства изучаешь эту технику, тогда меньше проблемм будет в сложных условиях полёта. Я так понял что данный пилот имеет очень высокую лётную квалификацию полётов на вертолётах.
    1. Тор5
      +10
      28 ноября 2015 15:28
      Очень любопытно, конкретно и ...чувствуется, что пилот - опытный и знающий.
      1. +24
        28 ноября 2015 20:52
        Ну, судя по интервью, пилот не очень то и опытный, походу окончивший не так давно училище и скорей всего с красным дипломом. Вероятней всего все ещё оператор, не исключено что начали "возить" с командирской "чашки", потому и сетует, что на новой технике у оператора нет возможности пилотировать. Ну как говориться, опыт дело наживное, все мы когда-то начинали с лётчиков-штурманов.
        А статья написана хорошо и доступно, для не специалистов думаю очень познавательно. Есть некоторые аспекты с которыми можно поспорить особенно при полетах на ПМВ ( полет на малой высоте), но это уже нюансы специалистов. Добавить могу одно, чем ближе к земле тем спокойней себя чувствуешь. Вы даже не представляете какой это драйв 12 тонн на высоте 3-10 метров на скорости 230 км/ч с полным БК (боекомплектом), спина в мыле (потому как это "тяжелая" работа) но это КАЙФ!!! Однажды прокатил на ПМВ, ком. полка истребителей со всеми нашими "штучками" wink после чего он сказал: " Мы (истребители) знали что вы (вертолётчики) долба...ы, но что ТАКИЕ!!!!" (в хорошем конечно смысле) после чего выкатил ящик "конины" drinks
        А больше всего жаль, что у нас не развивается конструирование и производство лёгких вертолётов, всегда считал и говорил наша страна с нашими территориями должна быть САМОЙ летающей, тогда и дальний восток будет развиваться и остальные уголки нашей РОДИНЫ. А пока изучаем и летаем только на иномарках, у которых за любую " запчестюшку" дерут "охрененные" бабки.
        1. +2
          28 ноября 2015 23:40
          Цитата: jPilot
          jPilot (2) RU

          Хотел ответить, но Вы сказали ВСЁ!
        2. +3
          29 ноября 2015 18:51
          Цитата: jPilot
          Ну, судя по интервью, пилот не очень то и опытный, походу окончивший не так давно училище и скорей всего с красным дипломом

          Он участник чеченских войн. С окончания 2-й прошло уже 15 лет, после первой вообще больше 20-ти, так что извините, Ваша аналитика как-то не вяжется с тем, о чём человек рассказывает. Ни кого не хочу обидеть.
    2. +4
      28 ноября 2015 21:45
      Цитата: venaya
      лучше если с детства изучаешь эту технику,
      belay
      Не, не вертолётчик, говорят, что вертолёт, это сплошное сопротивление полёту what , водку с ними пил, с погранцами, а там, за разговорами. Ми-24 в горах не посадить, тяжёлый сильно, не взлетит потом, потому, лучших пилотов, на Ми-8, а этот пусть пасёт окрестности. Пулемёты, слева крупняк ( так понял, что командиру довернуть удобней what ), справа ПК, ПКМ, на 8-х, но, это всё, уже по Чечне.
      Да, слышал байку, что во время вьетнамской войны, в штатах, копы, отлавливали стритрейсеров, и за полгода подготавливали из них тех пилотов "Ирокезов", кто вытаскивал пехоту из самой задницы request
      1. +6
        28 ноября 2015 22:22
        Ми-24 в горах не "айс", как молодёжь говорит. У нас было так, в сопровождении пара Ми-24, гребём через перевал, не долетая 300 м 24-ки: "дальше без нас мы не тянем". А у нас командующий на борту ... яички в кулак и за перевалом ручку от себя, максимально ближе к скале и как можно быстрей разогнаться. Вот такая она 24-ка, на равнине они конечно молодцы, ну и в невысоких горах. А вот для высокогорья Ми-8 самое то, даже американцы признают и уважают эту машину. Недавно переучивался в США на R-66, шеф пилот Робинсона спросил на чем летал раньше узнав что командир Ми-8 покал большой палец и сказал очень хорошая машина.
        1. +3
          28 ноября 2015 22:53
          Цитата: jPilot
          Ми-24 в горах не "айс", как молодёжь говорит.

          На камовских не летал? Инфы мало, но читал, что в Чечне на испытаниях, при обстреле, 50-е, в тех же горах, оччено быстро телепортировались повыше what
          1. +5
            28 ноября 2015 22:57
            Это плюсы сосной схемы, но там тоже есть свои подводные камни. А вообще все машины хороши и у всех свои задачи. Обожаю их.
            1. 0
              28 ноября 2015 23:45
              Цитата: jPilot
              Это плюсы сосной схемы, но там тоже есть свои подводные камни.

              Ну, на счёт перехлёста знаю, другие то есть? Раз уж папуасов воюем, что лучше, иль всё к большой готовимся? Так там расходники роялить будут, и по сухопутке и в воздухе, и по мне, так, тоже, лучше одного забронировать, и инфу с командного Ка-52 выдавать, пусть их в два раза больше будет, чем два, в экипаже, с более слабой защитой.
              Если помните, так я и на счёт Армат матюгался, что мол профи на них ездить будут. Нах матчасть, летать научить и школу выживания, вертушку, на ходу, починить belay эт магия, не иначе , а то в Чечне, пилот, со сбитого, домой приходит, везуха, чо, а у ксюхи, затвор передёрнуть невозможно. У КСЮХИ!!! С ЕГО ЗАЗОРАМИ!!!Блин, заржавел, чо request what
        2. +3
          28 ноября 2015 23:36
          Цитата: jPilot
          А вот для высокогорья Ми-8 самое то, даже американцы признают и уважают эту машину

          У нас Ми-8 звали "воробьями". Летуны говорили, что от фамилии первого командира их части. Не знаю, мы так звали и летунов, и машины. Об этой машине - Ми-8 и летунах, которые нас на ней катали - только в превосходной степени. Машина неприхотливее ишака и летуны летают там, куда не каждая ворона пролезет.
          1. +2
            29 ноября 2015 00:34
            Цитата: Zoldat_A
            летуны летают там, куда не каждая ворона пролезет.
            Летим в тумане в прошлом году. Как они не побоялись взлететь - ума не приложу...
            1. +7
              29 ноября 2015 01:44
              Цитата: злой партизан
              Летим в тумане в прошлом году. Как они не побоялись взлететь - ума не приложу...


              Случай был на Крайнем Севере в конце 70-х . Газопровод местный помер , прорыв , и город начал замерзать , зима , "-" полтинник примерно , дымка убойная . Часов 10-12 , и батареи в домах разморозятся . Из Москвы пирожок перекинули - решайте сами . Решили , командир "восьмёрки" и бригадир ремонтников взяли на себя ответственность , полетели , нарушив все инструкции , нашли причину и устранили . Рисковали запредельно , но надо было . Всех наградили . По жизни и так случается , а если бы не долетели ? А вот мама моя не сомневалась , что мужики могут , ещё и уроки проверила . Потому и непобедимы .
              1. +3
                29 ноября 2015 17:00
                это не на Таймыре в 77?
                1. 0
                  29 ноября 2015 18:00
                  Оно самое . Было .
            2. +2
              29 ноября 2015 03:12
              Цитата: злой партизан
              Как они не побоялись взлететь - ума не приложу...

              Опосля литра спирту what Ан-2, перед Васьково, командир выползает из кабины, в салоне бригада ССО(эта, не, Студенческий Строительный Отряд recourse ):" Ребята, кто нибудь, рулить умеет? Не?, Блин, чему вас там в институтах учат?, ладно, опять самому..."
              Слава Маниту, я предыдущим, на Ан-24, но у пацанов..., да смехуёчками, как то, потом, гордились даже, что ты, предлагали самолётом порулить, механики, чо laughing drinks
      2. +2
        28 ноября 2015 22:48
        Цитата: perepilka
        Да, слышал байку, что во время вьетнамской войны, в штатах, копы, отлавливали стритрейсеров, и за полгода подготавливали из них тех пилотов "Ирокезов", кто вытаскивал пехоту из самой задницы


        Это не байка , америкаки сопляков сажали на стрекозок , и они гоняли на них , как на харлеях , было , а наших пацанов в училищах годами подготавливали . Если жизнь воина в человекокеросины перечислять - ирокезы оптимальны , а если системно подходить , то Миль и Камов - лучшие .
        И ещё . Представим картину - взвод разведки нарвался , идёт бой , шансов мало , кто выручит? ирокезы или "восьмёрки" ?
        1. +3
          28 ноября 2015 23:19
          Цитата: iliitchitch
          ирокезы или "восьмёрки" ?

          Вопрос неправильный. Пару ударных с опытными, а там, "ирокезы, с их "дверями" и маневренностью, даже поудобней, наверное. У спецов, Валера, спрашивай, я же, так, дилетант, сапёр, и ПВОшник, дважды 3-х месячный, сподобил же Господь, из спеца по дорожкам и мостам, офицерара наведения ЗРК-125 сделать what Неисповедимы пути твои, МО СССР belay request
        2. +8
          28 ноября 2015 23:42
          Цитата: iliitchitch
          Представим картину - взвод разведки нарвался , идёт бой , шансов мало , кто выручит? ирокезы или "восьмёрки" ?

          За ирокезы не скажу, они за мной не прилетали laughing , но за "восьмёрки" знаю точно - на них надежда на втором месте после АКМС (понятно, что родной-то АКМС на первом!). И летуны у нас - не знаю, как там харлеи - а наши, как писал выше, летают там, куда вороны не суются... Лучшая машина, управляемая лучшими лётчиками.
          1. +3
            29 ноября 2015 00:13
            Цитата: Zoldat_A
            За ирокезы не скажу, они за мной не прилетали , но за "восьмёрки" знаю точно - на них надежда на втором месте после АКМС (понятно, что родной-то АКМС на первом!). И летуны у нас - не знаю, как там харлеи - а наши, как писал выше, летают там, куда вороны не суются... Лучшая машина, управляемая лучшими лётчиками.


            Книжку читал про войну в Афганистане (не помню название уже) , так там второй пилот "восьмёрки" пишет , как взвод десантуры вытащили из ущелья(!) в сумерках(!) . Забрали всех , включая "двухсотых" . Как он говорит : "машина нас простила..." . Перегруз был жёсткий , командир сказал - или сдохнем , или дома . А вторая восьмёрка рядом работала . hi
            1. +3
              29 ноября 2015 02:56
              Цитата: iliitchitch
              Книжку читал про войну в Афганистане (не помню название уже) , так там

              По Чечне, восьмёра на базу вернулась, стабилизирующий трясёт, остановились, в лопасти пулевое. Сгоняли до магаза, пшикнули монтажной пеной, подождали, обрезали, шлифанули, закрасили. Стабилизатор, только после командировки, на базе поменяли, да, все будут молчать, не были, не состояли, в царской, белой и красной армии не служили. И я, этого, тоже не говорил soldier
              1. +1
                29 ноября 2015 18:18
                Цитата: perepilka
                в царской, белой и красной армии не служили. И я, этого, тоже не говорил


                А никто и не слышал ...
            2. 0
              29 ноября 2015 19:09
              Книга называлась "Живый в помощи"
          2. +3
            29 ноября 2015 00:23
            Цитата: Zoldat_A
            а наши, как писал выше, летают там, куда вороны не суются... Лучшая машина, управляемая лучшими лётчиками.

            Да, потому и лучшие, что пять лет, да налёт. К тебе, братка, успели, вытащили, а к кому то не успели, не хватило пилотов.
            Может, скажете, фигня, надо качество, только, было это всё, и не раз немцефилов затыкал, на счёт танков, вопрос простой, что лучше, 30 34-к с батальоном десанта на броне, или один "тигр", и четыре роты пехоты, при прочих равных. Так вот, как то. Умение умением, а техника техникой, ну не было у Александра Васильича танков, и штуцеров нарезных не было, а были бы, и фразы бы этой не было, на счёт пули-дуры. Не, штык, оно, конечно, тут не спорю.
            Дык, про вертушки, опять же, Ка-50, один в броне, остальное оружие, по весу, Ка-52, разведка и раздача, транспорт, да те же Ми-8. Ми-28, штурмовик, Ми-24- штурмовик, с эвакоотсеком, в который сложно посадить, максимум раненых, и то условно, и опять же Ми-8.
            В своё время, в бытность курсантом, тащ майор Аникеев, подъебнул, мол доблестные мериканские солджеры, даже в секрет, вдвоём ходят, чтоб не скучно было,... помирать request .
            1. +5
              29 ноября 2015 01:29
              Цитата: perepilka
              К тебе, братка, успели, вытащили, а к кому то не успели, не хватило пилотов.

              Слышал, что при Табуреткине 4 года приёма в лётные училища не было. Типа, переизбыток военных лётчиков... Неужели правда? Как-то не проверял. Но если так, то за одно это пристрелил бы лично, не говоря об остальном...
              30 сентября 2010 года в 16:10 министр обороны России Анатолий Сердюков посетил учебный центр «Сельцы» Рязанского Воздушно-десантного училища (ныне филиал Общевойсковой Академии им. Фрунзе), сообщает «Русская линия».

              В поездке его сопровождал заместитель министра обороны по строительству и обустройству господин Новицкий. Прибыли они на вертолете, опоздав на 3 часа от запланированного времени визита в 13:00. Прежде чем сойти с вертолета, они с воздуха осмотрели территорию учебного центра и полигона училища.

              Их встретил начальник Рязанского училища, Герой России, гвардии полковник Андрей Красов и зам. начальника училища по тылу гвардии полковник Игорь Волков, а также офицер военной контрразведки ФСБ России. Командующему ВДВ, Герою России, генерал-лейтенанту Валерию Шаманову было запрещено министром обороны участвовать в посещении учебного центра училища ВДВ.

              Министр вышел из вертолета уже «взвинченный» и сразу стал крыть нецензурной бранью начальника училища. Анатолий Эдуардович многократно называл Героя России «долбое…м» (прочие слова ненормативной лексики здесь приводить неуместно, они тоже звучали). Стараясь унизить подчиненного побольней, господин Сердюков, наконец, объяснил, что причина его гнева - построенный на территории учебного центра деревянный храм Ильи Пророка.

              Строительство десантного храма ведется исключительно на деньги спонсоров из числа ветеранов ВДВ и местных жителей, а также на средства Рязанской епархии, но это министра не интересовало.

              Начальника училища Министр обороны России не слушал, стоял мат. Анатолий Эдуардович кричал: «В г..не здесь живете, в г..не и умрете!». «Денег на этот центр ВДВ не давать! Это училище вообще надо сократить. Полковника этого наглого снять и в войска!» – ставил задачи министр своему заму по строительству и обустройству.
              Не прощу никогда! Подыхать буду - попрошу фотографию Табуреткина, плюнуть напоследок...
              1. +7
                29 ноября 2015 01:44
                Цитата: Zoldat_A
                Типа, переизбыток военных лётчиков...

                Или недостаток вертушек
                Анекдот 90-х
                Лейтенант, после училища в часть.
                Получает личное, "ПМ", смотрит на него удивлённо, и говорит: "Так вот ты какой, МиГ-29 belay "
              2. +2
                29 ноября 2015 02:27
                Цитата: Zoldat_A
                Не прощу никогда! Подыхать буду - попрошу фотографию Табуреткина, плюнуть напоследок...

                Смысл? Ему от этого, ни жарко, ни холодно. Дети есть? Значит надо жить, нельзя детей огорчать, папка помрёт, на кого равняться? wink
                1. 0
                  29 ноября 2015 03:13
                  Цитата: perepilka
                  Смысл? Ему от этого, ни жарко, ни холодно. Дети есть? Значит надо жить, нельзя детей огорчать, папка помрёт, на кого равняться?


                  Это когда это детишки совершеннолетние на старпёров равнялись ? Забег по граблям - любимое занятие каждого нового поколения . Да мне даже по-приколу смотреть , как они косячат . Один перец , знаю , что мне расплачиваться за банкет . Нагадят , как мамонты , а потом глаза такие , что последним негодяем себя чувствуешь(чё так МАЛО?) . А когда не платишь за их тупость , наступает прозрение ... И люди становятся ВЗРОСЛЫМИ . Делов-то .
                  1. Комментарий был удален.
                2. +1
                  30 ноября 2015 13:18
                  Цитата: perepilka
                  Смысл? Ему от этого, ни жарко, ни холодно. Дети есть? Значит надо жить, нельзя детей огорчать, папка помрёт, на кого равняться?

                  Плюнуть перед смертью в фотографию Табуреткина - это не ему, это мне надо. А дети... Внуки уже. Старшему 14 лет. Любимые фильмы - "Офицеры" и "Горячий снег". Хочет быть офицером, отслужить срочную, потом поступать в Рязань. А две внучки ещё крохи, но, думаю, подрастут - патроны подносить будут, случись чего... laughing С внуками всё нормально, за них я спокоен... drinks
              3. +1
                29 ноября 2015 04:42
                Цитата: Zoldat_A
                Слышал, что при Табуреткине 4 года приёма в лётные училища не было. Типа, переизбыток военных лётчиков... Неужели правда? Как-то не проверял. Но если так, то за одно это пристрелил бы лично, не говоря об остальном...

                Не только в летные - в авиационные инженерные тоже урезали жестко, да и самих училищ не осталось: позакрывали, собрав отдельные куски под крышами новоиспеченных "академий"! Теперь это называется "оптимизация".. ммать ее!
              4. +1
                29 ноября 2015 06:09
                Правда. Потому сейчас в Сызрани и набор 500 курсантов. Но в нынешней ситуации и этого мало. Как показывает практика до выпуска 50 - 60 % доходит. Остальные отсеиваются.
                Ну Сердюков Сердюковым но и другие чинуши приложили немало стараний например и наверное один из самых основных это Кудрин, именно благодаря ему военные существовали на нищенскую зарплату.
                1. 0
                  29 ноября 2015 15:53
                  Цитата: jPilot
                  Потому сейчас в Сызрани и набор 500 курсантов

                  Наших, или вместе с иностранными?
              5. +2
                29 ноября 2015 08:05
                Цитата: Zoldat_A
                Не прощу никогда! Подыхать буду - попрошу фотографию Табуреткина, плюнуть напоследок...

                Не забывайте того, кто его ставил на министерство, чьи приказы он выполнял, кто его награждал Золотой звездой героя, кто амнистировал его, кто опять его поставил на хлебное место.
                1. +1
                  30 ноября 2015 13:22
                  Цитата: valokordin
                  кто его награждал Золотой звездой героя

                  Я что-то пропустил?
              6. +2
                29 ноября 2015 17:07
                Цитата: Zoldat_A
                Не прощу никогда! Подыхать буду - попрошу фотографию Табуреткина, плюнуть напоследок...

                Так шо ви говОрите! Устами ДАМа было озвучено: шо вин був "_эфективный манагер". Только вот Диман в определении качества "манагера" в начале обозначения качества букву "Д" пропустил по неграмотности.
                1. +3
                  30 ноября 2015 13:28
                  Цитата: V.ic
                  Так шо ви говОрите! Устами ДАМа было озвучено: шо вин був "_эфективный манагер". Только вот Диман в определении качества "манагера" в начале обозначения качества букву "Д" пропустил по неграмотности.

                  Я помню, своими ушами слышал, как нано-Президент Медвед сазал, что у него "к деятельности Сердюкова на посту Министра обороны претензий нет." Потом, видно, навИрху спохватились, что он ляпнул чего-то не то. Пытался найти видео с этими словами или хотя бы пруфлинк на цитатку - бесполезно, как и не говорил... Качественно вычистили Рунет...

                  Предупреждая инсинуации, оговорюсь сразу - со слухом порядок, галлюцинаций не бывает, в тот момент был трезв как никогда. Но слышал лично.
              7. +1
                29 ноября 2015 18:54
                Надеюсь , кончились те годы . Но почему не СИДИТ та сволота , а ??? И ведь неплохо себя чувствует , попробуй случайно тирани машинкой ту же васильеву на дороге . Распальцовка лобовуху закроет . К Президенту начинают возникать вопросы - ленские прииски забыл , что ли ? Не будем дёргаться , ситуация в мире не та , потерпим . Вопросов по внутренней политике всё больше ...
            2. 0
              29 ноября 2015 19:21
              Учения СА в ЮГВ ... Рыли окопы по периметру , и по темнухе в самоходы ходить напряжно стало , кабы не упасть ... А с другой стороны - случись война , ответили бы не по-детски . Эх , сколько нычек у молодых старшина там находил !
              ЗападЭнец , но правильный был мужик по-жизни .
      3. +4
        28 ноября 2015 23:30
        Цитата: perepilka
        говорят, что вертолёт, это сплошное сопротивление полёту

        Разговаривал давно, лет 20 назад, с одним дядькой, он закончил военное вертолётное училище и гражданский авиационный институт. Два высших профильных образования. Техником работал в аэропорту. Тоже как-то под водку сказал: "Головой понимаю, почему вертолёт летает, научили. Сердцем понять не могу, как он в воздухе держится..." laughing
        1. +1
          29 ноября 2015 00:52
          Цитата: Zoldat_A
          Разговаривал давно, лет 20 назад, с одним дядькой, он закончил военное вертолётное училище и гражданский авиационный институт. Два высших профильных образования. Техником работал в аэропорту. Тоже как-то под водку сказал: "Головой понимаю, почему вертолёт летает, научили. Сердцем понять не могу, как он в воздухе держится..."


          Это по-нашему , с двумя корками техником ... А если б Михайло Ломоносов не ломанулся ? А Путин не пошёл бы по пути ?

          Эх , российская дорога , семь загибов на версту .
          1. +2
            29 ноября 2015 01:32
            Цитата: iliitchitch
            Это по-нашему , с двумя корками техником ... А если б Михайло Ломоносов не ломанулся ? А Путин не пошёл бы по пути ?

            Эх , российская дорога , семь загибов на версту .

            Я ж написал, что это было 20 лет назад, году в 93-м. И покруче него специалисты на рынке трусами торговали... Гайдаровщина... Чубайсятина...
            1. +2
              29 ноября 2015 02:01
              Цитата: Zoldat_A
              Я ж написал, что это было 20 лет назад, году в 93-м. И покруче него специалисты на рынке трусами торговали... Гайдаровщина... Чубайсятина...


              Коллега , это были чудовищные годы . Бригады грузчиков , кот. не брали крепких аспирантов , только кандидатов наук из "ящиков" - это нормально ??? Лопни мои глаза - видел .
          2. +1
            29 ноября 2015 01:35
            Цитата: iliitchitch
            А если б Михайло Ломоносов не ломанулся

            Не, он хоть и земеля, а что сделал то, Катьке дифирамбов напел, Рихтмана похоронил, мозаику, на предмет Полтавы, разбрасывался, объять необъятное, бли-ин, да Виноградов, с фарфором, больше экономику поднял. Эх, Михайло Васильич, занимался бы, хоть одной химией, что ли, глядишь, и Дмитрий Иванычу, не пришлось бы во сне, свою таблицу изобретать, и ураганили бы Буонопартия "Буратинами" прям на границе. У Ляксандры Сергиича Засядько, к тому времени, система залпового огня, предеча РСЗО, готовы уже были.
            1. +1
              29 ноября 2015 02:43
              Цитата: perepilka
              Не, он хоть и земеля, а что сделал то, Катьке дифирамбов напел, Рихтмана похоронил, мозаику, на предмет Полтавы, разбрасывался, объять необъятное, бли-ин, да Виноградов, с фарфором, больше экономику поднял. Эх, Михайло Васильич, занимался бы, хоть одной химией, что ли, глядишь, и Дмитрий Иванычу, не пришлось бы во сне, свою таблицу изобретать, и ураганили бы Буонопартия "Буратинами" прям на границе. У Ляксандры Сергиича Засядько, к тому времени, система залпового огня, предеча РСЗО, готовы уже были.


              "Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать." . Видели такие плакаты в актовом зале своей школы ? Уж не помню , когда и как(копаться в лом) , но атмосферу на Венере открыл именно Ломоносов . Все (!) учёные того времени ждали события , в "хитрые глаза" глядели , а ПУПЫРЬ вокруг планеты только Михаил Васильевич истолковал . Пинать прошлое нехорошо . Если были глупости (а они были) - надо их признать и идти дальше . А вот что у нас не было - так это гадостей . Мы не подлецы , в отличие от некоторых (список не буду составлять , длинный больно) .
      4. +1
        29 ноября 2015 00:13
        Цитата: perepilka
        вертолёт, это сплошное сопротивление полёту

        И не говорите, Коллега! Сам не понимаю почему вертолёт может летать, а "Кузя" плавать sad ...
        Привет, верхолаз! drinks
        1. +1
          29 ноября 2015 01:59
          Цитата: злой партизан
          Привет, верхолаз!

          Всё, Юра, не верхолаз уже, согласно приказу Минтруда России от 28.03.2014г.№155н, в редакции от 17.06.2015, приказом №383н, после успешной сдачи экзаменов, 25.11.2015, числюсь высотником по Б, 2-я группа.
          Вадим Викторович Востриков книжку презентовал, Сашка (ты видел)летом к нему учится поедет.
          Блин, по башке мне! Здравия, боярин!
          (Ещё раз, начнёшь неназойливо проверять, приеду и чавку начищу, чо, думаешь не вижу что второй раз верхолазом назвал what Дык верхолаз и есть, хотя нет, зуйком, пузом клотик не вертел, попозднее, и то, в пассажирах recourse ) drinks
    3. 0
      29 ноября 2015 15:14
      Судя по интервью, пилот явно не в восторге от того на чём летает.
  2. +79
    28 ноября 2015 14:07
    Опять с Отваги .Простите за офтоп ,но хотелось показать всех разом . Спасибо товарищи! Вручение медали "За укрепление боевого Содружества" Это те , кто спасал наших летчиков.
  3. +8
    28 ноября 2015 14:10
    Интересная статья, познавательно
    1. +5
      28 ноября 2015 14:52
      Тем и вызвано наличие в войсках разных типов вертолетов: пока нет учебного Ми-28УБ,
      а кое-кому следовало бы и сделать выводы и исправить сложившуюся ситуацию)
      раньше вроде двадцать четверки называли крокодилами??!
      1. 0
        30 ноября 2015 00:05
        Цитата: lukke
        раньше вроде двадцать четверки называли крокодилами??!

        Раньше много чего было по-другому.
        Когда я учился - иначе как "крокодилами" и не называли! Причем на аэродроме офицеры - все "строевики", многие из боевых частей, и тоже - "крокодилами" величали. Ну а потом много чего изменилось - и страны, в небе которой эти вертушки служить начинали, уже нет.. и вертушки могли по-другому назвать.
    2. Комментарий был удален.
  4. +3
    28 ноября 2015 14:18
    не зря говорят...чем больше в воздухе,тем больше опыта...а опыт уже не пропьешь.
  5. +8
    28 ноября 2015 14:18
    «Я - вертолетчик»

    Это звучит гордо!..

    На фото "сирийская" вертушка...
    1. Комментарий был удален.
      1. +5
        28 ноября 2015 16:46
        От экранов тяга падает говорят!
      2. +5
        28 ноября 2015 20:07
        Цитата: rudolff
        А почему экранно-выхлопных устойств нет? Или от боевиков тоже не ждут "удара в спину" с ПЗРК?

        Тепловые ловушки намного эффективней и не влияют на тягу двигателей!
        1. Комментарий был удален.
      3. +2
        28 ноября 2015 21:24
        Rudolf

        Скорее всего эффективность от них низкая. А в жарком климате и тяга меньше и рессурс поменьше.

        Тепловые ловушки надёжнее.
        1. Комментарий был удален.
    2. +4
      28 ноября 2015 20:47
      На фото "сирийская" вертушка...

      Василий,уважаемый..у ВВС Сирии нет Д-шек...а только Ми-25 wink




      А на фото ..это наша...в Сирии



      Хотя..только что заметил, что "сирийская" в..кавычках..так что,+! drinks
  6. +16
    28 ноября 2015 14:23
    Побольше бы таких статей. От профессионалов, не политкорректных, но честных и опытных.
    1. +2
      28 ноября 2015 15:01
      Цитата: Горный стрелок
      Побольше бы таких статей. От профессионалов, не политкорректных, но честных и опытных.



      Дает хороший настрой и позитив. Спасибо за статью .
    2. 0
      28 ноября 2015 18:02
      Цитата: Горный стрелок
      Побольше бы таких статей.

      В названии и написано "Часть первая". Будут еще, ведь про 28-го ничего не рассказали.
    3. +5
      28 ноября 2015 18:33
      Цитата: Горный стрелок
      Побольше бы таких статей. От профессионалов, не политкорректных, но честных и опытных.

      согласен, работу лётчиков надо чаще освещать и популизировать.
      1. +1
        28 ноября 2015 20:02
        Замечательная песня yes . Виват! good
  7. +3
    28 ноября 2015 14:29
    вертолётчики молодцы,спасибо им большое,в Чечне не раз выручали!!!
  8. +3
    28 ноября 2015 14:40
    Вертолеты в боевых условиях - это своя техника ведения боя , своя особенность - и это всегда зрелищно и эффективно.
    Причем не безопасная профессия , тут как никак актуальна пословица "тяжело в учении - легко в бою"
    1. +4
      28 ноября 2015 18:50
      Цитата: tatarin_ru
      Вертолеты в боевых условиях - это своя техника ведения боя , своя особенность - и это всегда зрелищно и эффективно.

      Наши советские вертолёты лучшиев мире!
      Но без лётчиков асов они не летают.
      Слава нашим лётчикам.

      А вот КАМОВ



      МИ- ВОСЬМОЙ

      1. +2
        28 ноября 2015 23:47
        Цитата: АНТИ.КОРР.
        Наши советские вертолёты лучшиев мире!
        Но без лётчиков асов они не летают.
        Слава нашим лётчикам.

        Все три видео хороши, но особо последнее! good good good Такому летуну бы с В.Чкаловым пообщаться - они бы нашли о чём... drinks
  9. +7
    28 ноября 2015 14:45
    Хорошая, деловая статья - без пафоса, по существу.! good
    1. 0
      28 ноября 2015 21:26
      У Д. Мокрушина все статьи хорошие.

      twowwer
  10. +1
    28 ноября 2015 14:52
    В симуляторе никак посадить не мог вертолёт. Как они на них летаю, не понимаю.
    1. +3
      28 ноября 2015 15:12
      Это очень отличается от самолетного пилотирования. После самолета сложновато освоить...))
      1. +3
        28 ноября 2015 20:54
        Цитата: парящий
        После самолета сложновато освоить...


        Нормально осваивается...не "сгущайте краски"...а вот " пересадить" со "свистка", да даже и с "длинной машины" на.."винты"...вот где ..проблема recourse
        Рассматриваю только "строй", а не.."специальные организации" wink soldier
  11. +20
    28 ноября 2015 15:04
    В понедельник выложу оставшиеся части Вертолетчика. Очень познавательно почитать такое от тех кто реально управляет современной боевой машиной.
    1. +3
      28 ноября 2015 17:29
      Спасибо Евгений!
      Хорошая статья!
      Уж сколько нас "вертушки" выручали!
    2. +1
      28 ноября 2015 18:06
      Заранее спасибо
  12. +3
    28 ноября 2015 15:07
    Спасибо огромное за великолепную статью. Побольше бы таких летчиков!!!
  13. +1
    28 ноября 2015 15:11
    Значит 35-ку ещё надо немного дорабатывать.Только странно, что как будто бы нет связи между конструкторами и испытателями или теми кто эксплуатирует, хотя представители завода всегда присутствуют при испытаниях.
    1. +3
      28 ноября 2015 15:52
      24-ку, все восемь лет Авгана дорабатывали, представители КБ жили там и 35-ку доработают, выпускать не давно начали.
  14. +2
    28 ноября 2015 15:40
    Спасибо за статью .В Сирии вертолётчики рискуют на порядок больше пилотов самолётов - а вся слава пилотам .
    Потому чем сейчас больше статей про вертолётчиков тем лучше .
  15. 0
    28 ноября 2015 15:56
    Очень интересная познавательная статья, спасибо! hi
  16. +1
    28 ноября 2015 16:08
    хорошая статья! спасибо ! содержательно и по делу!!!! побольше таких статей на ВО!
  17. +5
    28 ноября 2015 16:42
    Видать парень из соседнего братского полка. А может и из моего. Вообще придраться не к чему. Хотя из других округов приходилось ребят доучивать. Кстати у нас несколько человек с истребителей были. Все лучшими стали. Ниже командира звена нет, поверьте, конкуренция в этом деле значительно выше чем в истребителях. Хотя как переучивались столько мата было...
    1. +1
      28 ноября 2015 17:13
      Влад,а почему флаг америкосовский ? Путевку ВС России выдали ? smile
      1. +2
        28 ноября 2015 22:22
        Я вообще не пойму в чем прикол. Уже два раза он сам менялся. Причем ни разу нашего не было. Может из-за того, что с оперы мини регистрировался.
        1. Комментарий был удален.
  18. +3
    28 ноября 2015 16:50
    спасибо за статью
  19. +5
    28 ноября 2015 17:14
    Вертолетчиков уважаю. Тем более младшенький первый класс имеет по данной специализации. На Ми-24 отбарабанил по всем горячим точкам. А как нас вытягивали вертушки, вообще разговор особый. Ангелы- хранители ни больше, ни меньше!
  20. 0
    28 ноября 2015 17:30
    "Президент С" на них не ставят? "Липа"? (станция помех..)
  21. +5
    28 ноября 2015 17:36
    Будучи молодым лейтенантом, довелось мне принять участие в учениях "Западная Двина-87", вызвал меня командир и приказал доставить боеприпасы вертолётом на полигон Дретунь (Витебская область). Как обычно, всё быстро и немедленно, прилетел Ми-8 и чтобы была быстрей загрузка начали закатывать стопки ящиков б/п с помощью тачки, и тут продавили колесом пол вертолёта, как орал матом капитан-вертолётчик я по понятным причинам рассказать не могу, но потом он взял кувалду и забил пробоину, ремонт вертолёта я увидел, полетели потом, вертолёт то вниз, то вверх-страшно, я в грузовом отсеке в обнимку с ящиками, а тут из кабины выходит тот самый капитан, протягивает фляжку и говорит - на хлебни, а то ты какой-то перепуганный, а там чистый спирт, хлебанул, вроде уже не страшно стало, вот так первый раз полетал на вертолёте. Уважаю вертолётчиков, довелось ещё сталкиваться, хорошие все ребята.
  22. +5
    28 ноября 2015 17:36
    У каждой машины есть своя Душа.

    Мне небеса вдруг обернулись пеклом,
    Предательский удар из-за угла...
    Я — самолёт с душою человека
    С особой геометрией крыла.
    Когда бьют в спину, знают — не промажут,Какие уязвимые места...И боль, начавшаяся где-то в фюзеляже,
    Пронзает от кабины до хвоста.
    Что, чёрт возьми, творится в этом мире?!
    Не разглядеть мне сквозь огонь и дым.
    Я не Шарли, я — Су-24,
    И где таблички с именем моим?
    Пике затянет... Головокруженье
    Перемешает всё в калейдоскоп.
    Мне не дано ни шанса на спасенье,
    Я неизбежное встречаю прямо в лоб.
    Земля обнимет, чтоб принять навеки,
    Мой самописец пусть накроет мгла.
    Я — самолёт с душою человека
    С особой геометрией крыла.
    Сергей Ефимов
    1. 0
      28 ноября 2015 21:04
      класс!!! Спасибо!!!
  23. +1
    28 ноября 2015 17:37
    Интересная, своевременная и очень нужная статья.
    Каждый раз, читая о наших вертушках испытываю гордость за НАШИХ учёных, конструкторов, инженеров придумавших и разработавших эти чудо-машины.
    А о ребятах-вертолётчиках, у меня лично, просто НЕ ХВАТИТ слов искренней благодарности сказать. Мало их, слов этих, когда хочется сказать спасибо людям, спасшим и тебя самого, и моих подчинённых, когда нас просто бросили на "милость всевышнего"...
    Сложная, нужная и мужественная у парней служба. Спасибо вам! drinks soldier
  24. +13
    28 ноября 2015 18:59
    "Борщевоз". Встретились два друга, летчик-истребитель и вертолетчик. Сели выпивать. Летчик начинает разливать водку по стаканам. Вертолетчик говорит - наливай себе полный стакан, а мне половину. А почему ? Да я пока донесу полный стакан, так половину расплескаю. Кто служил, тот знает.
    1. +2
      28 ноября 2015 20:56
      Цитата: bobba94
      Да я пока донесу полный стакан, так половину расплескаю. Кто служил, тот знает.


      Это только за Ми-6, который "зубодробилка"..."говорили" drinks
  25. hly
    0
    28 ноября 2015 19:31
    Спасибо за статью.
  26. 0
    28 ноября 2015 19:55
    Цитата: anfil
    У каждой машины есть своя Душа.

    Мне небеса вдруг обернулись пеклом,
    Предательский удар из-за угла...
    Я — самолёт с душою человека
    С особой геометрией крыла.
    Когда бьют в спину, знают — не промажут,Какие уязвимые места...И боль, начавшаяся где-то в фюзеляже,
    Пронзает от кабины до хвоста.
    Что, чёрт возьми, творится в этом мире?!
    Не разглядеть мне сквозь огонь и дым.
    Я не Шарли, я — Су-24,
    И где таблички с именем моим?
    Пике затянет... Головокруженье
    Перемешает всё в калейдоскоп.
    Мне не дано ни шанса на спасенье,
    Я неизбежное встречаю прямо в лоб.
    Земля обнимет, чтоб принять навеки,
    Мой самописец пусть накроет мгла.
    Я — самолёт с душою человека
    С особой геометрией крыла.
    Сергей Ефимов

    Прям за душу...
  27. 0
    28 ноября 2015 19:56
    Вот не понимаю,стотыщпицот модификаций вертолетов и каждый со своим характером,особенностями пилотирования,обслуживания ...нахрена ? ударные -ка50 , 52. транспорт ми 8. все. Номенклатура запчестей меньше,летчиков учить проще,взаимозаменяемость и унификация выше. за каким хреном плодить модификации ???
    1. +1
      28 ноября 2015 20:23
      Цитата: Йожкин Кот
      Вот не понимаю,стотыщпицот модификаций вертолетов и каждый со своим характером,особенностями пилотирования,обслуживания ...нахрена ? ударные -ка50 , 52. транспорт ми 8. все. Номенклатура запчестей меньше,летчиков учить проще,взаимозаменяемость и унификация выше. за каким хреном плодить модификации ???

      Ключевое слово "не понимаю",а по сути у вертолётов тысячи задач, и поэтому столько модификаций!
      1. +1
        28 ноября 2015 22:55
        Цитата: неглавный
        Ключевое слово "не понимаю",а по сути у вертолётов тысячи задач, и поэтому столько модификаций!

        У меня два главных "не понимаю".
        1.Почему нужно было создавать МИ-35 с заведомо худшими характеристиками(неужели только из-за более низкой стоимости и более простого изготовления?),а не наладить выпуск модернизированных Ми-24.
        2.Почему в Ми-28 не предусмотрено дублирование управления? При чем что все таки выпустили учебный МИ-28, где дублирование есть. Почему все машины нельзя было изготовить с двойным управлением?(есть у меня предположение, что либо прицельный комплекс, либо управление)
        1. +1
          28 ноября 2015 23:34
          Цитата: Manul
          2.Почему в Ми-28 не предусмотрено дублирование управления? При чем что все таки выпустили учебный МИ-28, где дублирование есть. Почему все машины нельзя было изготовить с двойным управлением?(есть у меня предположение, что либо прицельный комплекс, либо управление)

          Да, это недостаток. Но после того как выпустили УБ с дублированным управлением, вроде как говорили, что все боевые будут делать так же с дублированным управлением.
  28. +1
    28 ноября 2015 20:35
    Цитата: Йожкин Кот
    Вот не понимаю,стотыщпицот модификаций вертолетов и каждый со своим характером,особенностями пилотирования,обслуживания ...нахрена ? ударные -ка50 , 52. транспорт ми 8. все. Номенклатура запчестей меньше,летчиков учить проще,взаимозаменяемость и унификация выше. за каким хреном плодить модификации ???

    А вот посчитайте, сколько модификаций транспортных на базе планера Ми-8?А ведь там общего-планер часть приборов и часть электрооборудования. Двигатели даже в том числе разные. Задачи у каждого вертолёта разные и конструкторская мысль не стоит на одном месте.Выпускались даже с планером типа *лодка* - это Ми-14 для посадки на воду (данная модель засвечена в кино *ТАСС уполномочен заявить..*). А так издаля с виду все на одно лицо
    1. 0
      28 ноября 2015 20:47
      что узкоспециализированные машины будут везде,это понятно. Непонятно зачем в армии такую разносортицу делать .
      задачи всего две. Месить от души что бы земля тряслась -это ударники. И грузы таскать ,десант-это транспортники .

      Ми-8С — штабной вертолёт с круглыми иллюминаторами.
      Ми-8ПС — штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами. belay Эстеты хреновы...
      1. +3
        28 ноября 2015 22:48
        Дружище если не знаешь аббревиатуру, лучше ничего не пиши чтобы не выглядеть глупо.
        Поясняю Ми-8С это салон, открою вам один секрет у него внутри все как в пассажирском самолете потому и окна прямоугольные, как в самолете, даже туалет есть и трап вместо сдвижной двери, предназначен он для перевозки командования. Но он не является штабным вертолётом. А штабной вертолёт это у нас Ми-9 в общем-то тот же Ми-8 только весь в антеннах и забит аппаратурой, а по сему очень тяжёлый.
        И все вертолёты заточены под разные задачи, узко мыслите "товарисч", вы например знаете что вертолёт может ещё минные поля устанавливать! Причём даже противотанковые мины раскладывать. А постановщики помех Ми-8СМВ и Ми-8ППА. И без них на ТВД (театре военных действий) очень грустно будет.
  29. +1
    28 ноября 2015 21:50
    Цитата: Йожкин Кот
    штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами.

    Ну в эстетике я дуб-дерево. Но свое скажу как изучавший теормех - при нагрузках рвется по углам, поэтому и круглые должны быть, вертолетов не касается. hi
  30. +1
    28 ноября 2015 22:46
    Статья хорошая,а автор влюблён в свою специальность
    и неважно какая у него должность и какого цвета диплом.
  31. 0
    29 ноября 2015 00:21
    Спасибо, за отличную статью! С нетерпением ждём продолжения.
  32. Комментарий был удален.
  33. 0
    2 декабря 2015 17:18
    если не ошибаюсь, на видео Ми-35 осуществляет бомбометание, а пилот в интервью говорит, что это не возможно?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»