Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус

30


Город Донецк стал шестым городом в СССР и двадцатым в мире, где появились троллейбусные маршруты. За семьдесят пять лет своей истории троллейбусы в городе работали почти бесперебойно. В годы Великой Отечественной войны, даже находясь в немецкой оккупации, транспорт продолжал работу, ненадолго останавливаясь только во время боёв за город. Донецк разрастался, развивался, увеличивался пассажирский поток. Поэтому рос и городской транспорт, увеличивалось количество маршрутов, протяженность линий, обновлялся автопарк. Менялись схемы движения. Так из 4 маршрутов и 55 машин, ходивших в 1955 году, схема движения увеличилась до 20 маршрутов и 248 машин в 2013.

С приходом новой войны на Донбасс электротранспорт не перестал работать, исправно перевозя пассажиров. Были повреждены многие контактные линии в Киевском и Куйбышевском районах Донецка, а из-за частых обстрелов в этих районах часть маршрутов пришлось укоротить. Ремонтные бригады, оперативно ремонтировавшие повреждения под обстрелами украинских карателей, в городских депо считаются героями: «Спасибо нашим ремонтникам за то, что быстро восстанавливали сеть, где это было возможно» — говорят люди. В страшных условиях войны не уволиться, не сбежать, а самоотверженно обеспечивать бесперебойную работу линий и машин — поступок, соотносимый с героизмом.

Не смотря на опасность и перебои с электричеством, сотрудники выходили на работу. Самым сильным потрясением для коллектива стала трагедия на Боссе. Утром 22 января 2015 года под обстрел попал один из троллейбусов 17-го маршрута. В результате погибло 13 человек, остальные пассажиры получили множественные осколочные ранения. Снаряды задели жилые дома и находившиеся рядом машины. «Было страшно выходить на работу, но мы понимали, что надо и выходили», — вспоминает тот день один из водителей.

Донбасские хроники-2015. №2. Донецкий троллейбус



В самое трудное время, когда обстрелы были практически круглосуточными, троллейбусы ходили реже, но всё же ходили. «Сначала до пяти вечера, потом до шести и так далее. Дежурные ходили по обстоятельствам: если становилось потише, то выезжали на маршрут. Сейчас все троллейбусы ходят в штатном режиме», — рассказала нам одна из диспетчеров.







Большинство горожан не замечают таких мелочей, привыкли, что троллейбусы всегда на линии. А вот люди приезжие очень удивляются тому, что в городе вообще работает хоть какой-то транспорт. Но больше всего удивляет стоимость проезда. Так, в Киеве это 3 гривны (9 рублей), в Харькове — 2,5 гривны (8 рублей), в Липецке — 15 рублей, в Москве — 40 рублей. Стоимость проезда в троллейбусах Донецка… 3 рубля.


Документальное подтверждение. Да, три российских рубля.


А это вообще из нашего общего советского прошлого: киоск, где продают абонементы и проездные билеты. Но в Донецке — обыденная реальность.


Компостер для талонов... комментариям не поддается вообще!

В условиях войны и разрыва экономических отношений с Украиной острой проблемой была нехватка запчастей для ремонта автопарка. «Руководство наше очень хорошее, они старались, доставали детали», — прокомментировал один из водителей наш вопрос на тему того, как выживали, крутились сами по началу. Теперь в этом вопросе (как, впрочем, и во многих других) руку помощи протянула Россия в лице Нижегородского завода «Электромаш», который буквально на днях поставил зимние шины, обмоточный провод, аккумуляторы, скаты, токосъёмники и другие, столь необходимые детали.

Дончане работой транспорта довольны, благодарят сотрудников, ценят их работу. Некоторые даже хвастаются: «Летом 2014 года, когда были страшные обстрелы, я один ехал в троллейбусе, людей не было на улице, а транспорт ходил», — говорит наш собеседник на троллейбусной остановке.

Война, разрушение, горе — это не повод сдаваться и опускать руки. Работники троллейбусных депо это доказывают собственным примером. Они понимают, для кого и зачем выходят на работу и выводят своих электрических подопечных на дороги города: «Людей нужно возить — это наша работа».



Послесловие от редакции.

Кто знает, тот поймет, кто не в курсе — поверьте на слово. Они там, в Донецке, немного странноватые ребята. Тема рассказа о троллейбусе просто всплыла в разговоре, и мне пришлось немного даже доказывать ее необходимость. Для донецких все просто как белый день: это городской транспорт, он должен ходить. Потому и ходит. Чего про него рассказывать?

Но построение государства начинается не с громких заявлений и деклараций. Точнее, да, начинается именно с этого. Но государство становится полноценным государством именно тогда, когда в домах есть свет и тепло, улицы убирают, мусор вывозится, троллейбусы ходят четко по расписанию и зарплата выплачивается вовремя и в полном объеме.

Вот тогда можно говорить о том, что государство, пусть и небольшое, но состоялось. Ибо государство — это в первую очередь не главы, делающие заявления и подписывающие документы. Это генералы. Но генералы без солдат — ничто. А солдаты, то есть, просты граждане, это самая важная составляющая часть. Те, кто ежедневно, пусть и незаметно, делает свое дело.

Так что дай бог успеха и удачи всем солдатам Донбасса. И пусть везет их троллейбус туда, куда на нем написано.

(Р.С.)

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    2 декабря 2015 05:46
    Какие славные троллейбусы! Кто же их выпускает? А у нас в Ростове такие встречаются, что можно подумать война у нас, а не в Донецке! Цена проезда тоже сладкая, у нас 15р. и скоро грозятся повысить.
    1. +6
      2 декабря 2015 08:57
      Троллейбусы эти львовский автобусный завод выпускал (ныне обюрокраченный, и в этом году ликвидированный) Закупались для Донецка в преддверии футбольного чемпионата 2012 года
      1. Комментарий был удален.
    2. 0
      2 декабря 2015 20:29
      Цитата: Штык
      у нас 15р. и скоро грозятся повысить.

      А у нас в Самаре 23р(, а по транспортной карте 21.
      1. Комментарий был удален.
  2. +10
    2 декабря 2015 05:52
    Спокойное мужество людей под огнём - в какой то книге о ВОВ встретил такую фразу. Не истерический героизм с криками - а именно спокойное мужество и люди делают свою работу, не смотря ни на что! Гвозди бы делать из этих людей... И хунта собирается "взять" этот город? Ну-ну...
    1. +1
      2 декабря 2015 11:17
      Цитата: Горный стрелок
      Спокойное мужество людей под огнём - в какой то книге о ВОВ встретил такую фразу.



      Книги за блокадный Ленинград.
  3. +7
    2 декабря 2015 06:24
    Несмотря ни на что жизнь продолжается.Так держать.
  4. +6
    2 декабря 2015 06:24
    Только наилучшие пожелания людям Донецка...
  5. +6
    2 декабря 2015 06:33
    Сами не понимают, что они герои. Скромность и мужество. Дай бог, чтобы оно больше не понадобилось.
  6. +4
    2 декабря 2015 08:18
    в Блокадном Ленинграде работало несколько пассажирских и грузовых трамвайных линий
  7. +8
    2 декабря 2015 08:32
    Спасибо нашим "работникам коммунального транспорта"!!! В прошлом году, знакомый "одессит", по осени, зачем=то тещу из Донецка вывозил (шютка). Так его очень поразило то, что дончане оплачивают проезд в транспорте. "У нас в Одессе такого нет, "зайцев" много". И отдельное спасибо автору за статью. Не всегда замечаешь очевидного (и уборку улиц в том числе).

    И подскажите, как флажок на "днровский" поменять?
    1. +3
      2 декабря 2015 09:26
      А про уборку улиц тоже готовят. Будет. Коммунальщики Донецка - это вообще тема отдельная.

      Цитата: German Titov
      И подскажите, как флажок на "днровский" поменять?


      Пока никак. Его только рисуют для вставки в программу.
  8. +3
    2 декабря 2015 08:43
    Эх, ностальгия... 6 лет прожил в Донецке, все троллейбусные маршруты помню до сих пор. правда тогда обычные энгельсские тролейбусы ездили...
    автору респект и уважуха.
  9. +6
    2 декабря 2015 08:45
    В Донецке где война троллейбус 3 рубля . А у меня в городе 20 рублей и войны нет.
    1. +4
      2 декабря 2015 09:17
      А средняя з.плата у вас в городе какая?
    2. +2
      2 декабря 2015 11:07
      У нас 28 и говорят ,что им этого мало.
    3. +2
      2 декабря 2015 11:21
      Цитата: серафимамурский
      В Донецке где война троллейбус 3 рубля . А у меня в городе 20 рублей и войны нет.



      Потому,наверное, и 20 рублей. smile
  10. +3
    2 декабря 2015 09:08
    Екатеринбург 23 рубля
  11. +2
    2 декабря 2015 09:17
    а в Тольяти Самарской области троллейбусы встали из за долгов по эл.энергии,вот такие тарифы у нас.
    1. +2
      2 декабря 2015 15:42
      "эффективные менеджеры"+либеральная экономика
  12. +3
    2 декабря 2015 10:45
    В Рязани 16 рублей
    1. +2
      2 декабря 2015 12:57
      Спасибо очень жизнеутверждающая статья. Рад что Донбасс несмотря на все усилия режима Порошенко не дал загнать себя в "каменный век" и там всё достаточно успешно функционирует конечно насколько это возможно в условиях войны и блокады со стороны Киева.
      P.S. Очень порадовали цены на билеты в Российских рублях.
    2. 0
      2 декабря 2015 19:00
      Цитата: Alget87
      Alget87 (4) Сегодня, 10:45 Новый
      В Рязани 16 рублей

      А у Нас 0 рублей т.к нэту их lol
  13. +4
    2 декабря 2015 14:04
    В обществе, где каждый человек думает не только о собственном благополучии, а делает все от него зависящее, чтобы хорошо жилось другим людям, честно и добросовестно исполняет возложенные на него обязанности, и транспорт будет работать по графику,и не только транспорт,и дороги будут заасфальтированы,и дураков не будет у власти, и улицы будут чистые, и подъезды не загаженные, и цены на товары (работы, услуги) не будут расти с космической скоростью.
    У нас же на сегодня каждый думает только о себе.Говорят,глаза это зеркало души, а во взгляде многих индивидуумов бездушие, только один вопрос, где бы по-быстрому и побольше срубить "бабла", и плевать на ближнего.
    Руководители предприятий и организаций различных направлений и уровней, в большинстве своем беспринципные и никчемные специалисты, попавшие на должность по случаю (кум,сват,брат,блат) либо сколотившие капитал на волне "демократических грабежей" народного достояния социалистического государства.В команду к себе они берут таких-же горе-специалистов. На работе каждый такой индивидуум считает, что зарплату ему платят только за то, что он пришел на свое рабочее место, а если требуется выполнить эту работу, то будьте любезны сделайте доплату, дайте орден или медаль.
    Отсюда вывод: что делать и кто виноват? Как-то так.
  14. +6
    2 декабря 2015 14:42
    Отмечу несколько моментов, обративших моё внимание. Во-первых, мужество водителей-троллейбусников. Если человек относится к своей работе по принципу "никто, кроме нас" ( и это не про поощрения и бонусы),то он заслуживает уважения. Во-вторых, компостеры. Очень знаковое явление. Значит, люди уважают и себя (не унижают себя, пытаясь обмануть государство хоть в малости), и государство.
    А в-третьих, что за паскуда ( да простит меня модератор) минусует?
    1. +1
      2 декабря 2015 16:43
      Если так важн, держи + yes
  15. +1
    2 декабря 2015 17:38
    В целом молодцы ребята. Работают несмотря не на что.
  16. +1
    2 декабря 2015 18:59
    Круто good Побольше таких простых житейских обзоров.
  17. +1
    2 декабря 2015 20:25
    самое главное, чтобы был мир на Донбассе
  18. +1
    2 декабря 2015 21:13
    Огромное уважение к жителям Донецка,ко всем сотрудникам городских структур!!
    Спасибо за рассказ о жизни города.
  19. 0
    2 декабря 2015 21:35
    Ко всем кто пишет о ценах на проезд в городах РФ. А у Вас в городе наверно и зарабатывают побольше, бомбят и стреляют пореже, чем в Донецке?
    Объясните к чему Вы написали про цены в городах РФ. Что бы в очередной раз сказать, что Донбасс за счёт россиян?
    1. 0
      2 декабря 2015 23:58
      Цитата: костя андреев
      Ко всем кто пишет о ценах на проезд в городах РФ. А у Вас в городе наверно и зарабатывают побольше, бомбят и стреляют пореже, чем в Донецке?
      Объясните к чему Вы написали про цены в городах РФ. Что бы в очередной раз сказать, что Донбасс за счёт россиян?

      ===
      зачем вы так, просто для сравнения. так в риге 49/84 р

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»