Старый доктор Януш Корчак

37
Давайте, дорогие читатели «Военного обозрения», вспомним Януша Корчака. О нём написано много книг (есть и песни), сняты фильмы, по его произведениям поставлены спектакли. Ему установлены памятники. Но в учебниках истории я практически не встречала его имени (очень редко). Нет его и в учебниках литературы, только в одном списке для внеклассного чтения, рекомендуемого на лето, я встретилась с его «Королём Матиушем Первым». А ведь это очень неправильно, хотя, к счастью, не только не учебниками измеряется память о человеке. Так давайте вспомним этого большого, мудрого и искреннего друга детей, талантливого педагог и врача.

Итак, 22 июля 1878 года в семье польских евреев Гольдшмидтов появился на свет первенец — мальчик. Родители назвали его в честь дедушки Ершем (в некоторых источниках - Эршем), Ершем Хенриком, но вскоре это имя незаметно превратилось в Генрика — на польский манер. Надо сказать, первое своё образование будущий врач и педагог получил в Варшаве, в русской гимназии. Это учебное заведение отличалось большой строгостью, здесь царила примерная дисциплина, нарушителей которой наказывали сурово, иногда даже жестоко. Любое, даже незначительное отклонение от распорядка дня обязательно должно было быть письменно разрешено директором.

Старый доктор Януш Корчак


Уже в первом классе десятилетний Генрик изучал латынь, а через год — и французский, и немецкий, и греческий языки.

А в семье Гольдшмидтов тем временем случилось горе: отец Юзеф, известный в то время адвокат, автор научных монографий, стал душевнобольным. Ему требовалось если не постоянное, то частое и дорогостоящее лечение в клинике. И через некоторое время семья Гольдшмидтов начала еле-еле сводить концы с концами. К сожалению, отец так и не излечился: он умер в больнице. И очень скоро заботы о содержании осиротевшей семьи легли на плечи повзрослевшего мальчика. Генрик, будучи ещё гимназистом, стал подрабатывать репетиторством, желая помочь маме и младшей сестре Анне. А окончив гимназию, он выбрал профессию врача и в 1898 году поступил в Варшавский университет на медицинский факультет. Во время практики работал в госпиталях, больницах, детских лагерях. Он совершенствовался в клиниках Лондона, Парижа, Берлина. Гонорары, которые Генрик получал за лечение богатых людей, давали ему возможность совершенно бесплатно лечить бедных. Работал он и в еврейской детской больнице имени Берсонова и Бауманов.

Ещё студентом молодой врач стал пробовать свои силы в литературном труде, взяв себе псевдоним Януш Корчак. Сначала это были публикации в польских газетах, а затем рядом с публицистикой встала литература. Его сказочная повесть «Король Матиуш Первый» посвящена воспитанию детей, их понимаю и счастью. В молодом враче проснулся педагог. Генрик всё больше осознавал, что всем сердцем прикипел к детям. Он хотел их учить, быть им опорой, делать их жизнь радостной, полной доброго и полезного труда. Он видел несправедливость, которую часто допускают по отношению к детям взрослые, и остро переживал это. Так, потихоньку, к нему пришло решение: он будет лечить души...

В 1905 году Корчак получил диплом врача. Как врач он участвовал в русско-японской войне.

А в 1911 году благодаря усилиям Януша Корчака в Варшаве, на улице Крахмальной (в некоторых источниках - Крохмальной), в доме номер 92 открылся Дом сирот. Как очень уважаемому человеку, Корчаку удалось собрать богатые пожертвования, на которые и содержался этот дом. Он очень отличался от известных прежде приютов, где, в основном, заботились лишь о еде и одежде для детей. Нет, Дом сирот был совершенно другим - «настроенным» на воспитание детей, а не только их содержание. Даже само здание, красивое и просторное, в глубине большого сада, было построено очень продуманно. В оборудованном подвале — прачечная, кухня, раздевалка, мастерские. Первый этаж был рекреационным залом, где дети проводили большую часть дня. Плюс кабинеты для учёбы, столовая. На втором этаже — комнаты бурсистов и большая галерея. А уже на третьем — спальни мальчиков и девочек, разделённые комнатами воспитателей. Сам же доктор жил на чердаке.



Система воспитания в Доме сирот была построена на уважении к ребёнку. Корчак (здесь его называли ещё Старым доктором) утверждал, что многие взрослые разделяют жизнь будто на два класса, два лагеря: взрослые и дети. И часто бывает, что класс детей оказывается угнетённым, чаще по незнанию взрослых, чем по их желанию. «Хочешь воспитать ребёнка — воспитывай, в первую очередь, себя!» - это выражение принадлежит именно Корчаку. В Доме не было места очень жёсткой дисциплине, но и распущенности тоже никто не позволял. Многие решения дети принимали сообща, сами беря на себя ответственность. Воспитателям строго запрещалось переходить на крик. Особое место в детском доме занимали сказки — Старый доктор говорил, что сказка — это язык детей. И на этом языке им можно объяснить многие реальные вещи.

Здесь была большая игра в маленькое государство. Был и товарищеский суд, на котором разбирались все конфликты и трудные ситуации. Суд собирался раз в неделю. Пятеро судей выбирались жеребьёвкой, но только из тех, на кого неделей раньше не поступало жалоб.

В суде имелся свой секретарь — воспитатель, который только собирал показания и зачитывал их на заседании. Особого внимания заслуживала и стенная доска, книга показаний и приговоров, и своя газета. И свой кодекс, разработанный Янушем Корчаком. Первые его 99 статей — прощающие, оправдательные. «Суд прощает мальчика А., ведь он раскаялся...»

Только сотая статья — обвинительная, порицающая: за неуважительное отношение к людям, за равнодушие. Наказание за это — публикация имени виновного в газете. Почти самое значительное наказание — в предпоследней статье: провинившийся на неделю лишается гражданских прав. Он ни на кого не может подать в суд на него никто не может тоже. Приговор публикуется в газете, в Дом сирот приглашаются родственники (если они есть). Но самое страшное наказание — в последней статье: провинившийся признан неисправимым и исключается. Всё, что можно было сделать, не дало никаких результатов. Такие случаи в истории дома есть, их два или три.

Чтобы подать заявление в суд, ребёнок просто записывал на доске своё имя, имя того, на кого он жалуется и за что. Подать в суд можно было и на учителя, и на воспитателя, и даже на себя (да-да, были и такие случаи!) — подробно и вдумчиво разбирали абсолютно все дела.

Может сложиться впечатление, что методика Корчака основывалась только на детском самоуправлении. Но это абсолютно не так. В его Доме не было распущенности, вседозволенности, никто не умалял роль воспитателя.

Ещё одним очень важным условием в приюте был честный труд. Вдумайтесь: на сто детей — всего одна экономка, один сторож и одна кухарка! Никакой зависимости от технического персонала, и притом — чистота и порядок. Секрет таился в дежурствах. Их было гораздо больше, чем детей: каждый воспитанник дежурил сразу на нескольких «фронтах», которые он выбирал себе сам. Бывало, ребята по несколько недель или даже месяцев выполняли одну и ту же работу — но это была их любимая работа, они сами решили, что будет именно так. Мальчишки и девчонки сами подметали и мыли полы, помогали на кухне, убирали во дворе, помогали младшим соблюдать правила личной гигиены, мыли посуду, ухаживали за больными и даже работали на выдаче инструментов в переплётном, столярном и других цехах. Дежурства оценивались. Полчаса труда на пользу общества — один балл. Когда набиралось 500 баллов, ребёнку выдавали памятную открытку труженика (конечно, это только при условии хорошей, добросовестной работы).



Тем, кто прожил в доме сирот более одного года, общим решением присваивали звания: король и друг детей, гражданин, милый друг, равнодушный квартирант, обременительный пришелец. Каждое из этих званий давало определённые права и накладывало определённые обязательства. К примеру, «товарищ» имел право постоянного пребывания в доме до достижения 14 лет. А вот «пришелец» или «квартирант» мог исправиться только в том случае, если найдёт себе опекунов и будет исправно трудиться около года. Комиссия по разбору званий проходила несколько раз в год. Здесь оценивалось всё: успеваемость, трудолюбие, активность, хорошее поведение...

Примечателен и корчаковский способ обучения самоорганизации. Старый доктор был уверен, что наказаниями не приучить к дисциплине. Он придумал другое. Каждый квартал на общем собрании задавал вопрос: «Кто хочет вставать с первым звонком?» (а ведь звонок-то был очень ранний). Желающие поднимали руку. Начиная со следующего дня, они вступали в борьбу за звание самых организованных. С первым звонком вставали, со вторым — умывались, а с третьим — были уже в столовой и оставляли своё имя на специальной доске в «списке раннего вставания». Через три месяца подводились итоги. Тот, кто смог побороть себя и рано встать хотя бы пять раз, награждался специальной открыткой.

Или другой приём — пари, тайну которого знал лишь Януш Корчак. Ребёнок заключал пари с самим собой, обещая в чём-то исправиться. Он брал в свидетели Старого доктора, но никаких протоколов при этом не вели. К примеру, ученик хотел отвыкнуть произносить какое-то ругательство. Сначала он зарекался не говорить этого слова, допустим, более тридцати раз за неделю. Если выигрывал — количество слов сокращалось, и так постепенно добирались до нуля. Бывало, ученики стеснялись говорить доктору, в чём суть пари. Корчак принимал это на веру, никогда не требуя объяснений.

Висел на стене приюта и специальный почтовый ящик. Сюда каждый ребёнок мог опустить записку с любым вопросом, если стеснялся задать его вслух.

Старый доктор, казалось, был повсюду. Он лечил и воспитывал детей, писал книги о педагогике, вёл радиопередачи «Шуточная педагогика». И хотя название на первый взгляд несерьёзное, но... Вот один их текстов передачи, посвящённой дракам. «Ты, мой милый, не зловредный, не скандалист. Ты вспыльчивый. По правде говоря, я тоже... До сих пор веду борьбу со своей несдержанностью... И сам себе придумал наказание: если повздорю с кем, три раза обязан на трамвае объехать всю Варшаву. Или же полдня не имею права курить... Знаю: нельзя за горло, в живот, не разрешается выкручивать голову, выламывать пальцы... Только в исключительных случаях, если невозможно избежать, не из-за пустяковых дел, не кое-как и не за кое-что. И должна быть сильная воля, торможение. Да.»

Корчак принимал участие в создании второго сиротского приюта - «Наш дом». И этот приют тоже стал особенным.

***

...А время шло. К власти пришёл Адольф Гитлер. По Варшаве уже разгуливали фашисты, а Януш Корчак ходил по улицам в мундире войска польского. Он утверждал, что это — мундир солдата, которого предали. Однако спустя год после начала оккупации мундир пришлось снять, но не из страха за себя, а из опасений за жизнь «своих» детей. Старый доктор продолжал писать научно-популярные работы о детях («право ребёнка на уважение», «Право жизни», «Шутливая педагогика»). Он выступал по радио, обращался к детям войны, подсказывая, как вести себя в экстренных ситуациях.

Но вот на территории города появилась стена, отделившая еврейское гетто от всего мира. Корчака пригласили остаться в Палестине, но он не бросил своих сирот и отказался от всех попыток спастись. Игорь Неверли — писатель, который несколько лет проработал в доме сирот, достал Старому доктору пропуск на выход из гетто. Вот его воспоминания: «На Белянах сняли ему комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту. Хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица — техника и слесаря водопроводно-канализационной сети. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения. Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в газовой камере? И можно ли всё это пережить?»

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Ребят отправили в концлагерь Треблинка — один из самых жестоких лагерей смерти (впрочем, бывают ли не жестокие лагеря смерти?..). Количество его жертв за годы войны — около 800 тысяч: больше только в Освенциме.

И вот 6 августа Старому доктору в последний раз официально предложили спастись. «Доктор Гольдшмидт может остаться...» Немецкое командование хотело проявить публичную милость ко всеми любимому педагогу, врачу, писателю. Однако Корчак наотрез отказался: «Предать детей, пустить их умирать одних — это означает уступить злодейству!»

Весь детский дом — двести детей и воспитатели - ровной колонной, без слёз и попыток к бегству, прошёл к вагонам, что должны были доставить их в Треблинку. Во главе шёл Старый доктор, за руки он вёл двух детей.

Вот воспоминания польского историка Эммануэля Рингельблюма, позже расстрелянного: «Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти. Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе - Корчак с глазами, устремлёнными вперёд, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь. Когда немцы увидели Корчака, некоторые спросили: «Кто этот человек?». Я не мог больше выдержать — слёзы хлынули из моих глаз, я закрыл лицо руками...»

Конвоир, стоявший около поезда, узнал Корчака. Он читал его знаменитую сказочную повесть «Король Матиуш Первый». «Я могу вас спасти, - сказал он. - Выходите из поезда, оставайтесь в Варшаве». И Корчак снова отказался.

Всю дорогу в поезде Старый доктор рассказывал детям очень длинную сказку. Не прервал он свой рассказ и тогда, когда все они приехали в Треблинку и входили в газовую камеру. И, наверное, детям было не так страшно умирать, потому что рядом с ними был их учитель, их Старый доктор...

Сегодня в Треблинке, на предполагаемом месте гибели, лежит памятная плита. На ней написано: «Корчак и его дети». У него не было своей семьи в том смысле, в котором мы привыкли это понимать. И у него была своя семья. Очень большая, которой Старый доктор был предан до последней минуты жизни.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    11 декабря 2015 06:08
    Спасибо, Великий Человек был.
  2. +5
    11 декабря 2015 06:11
    Человек с большой буквы !
    1. +6
      11 декабря 2015 09:12
      Цитата: JATVIAG
      Человек с большой буквы !

  3. Комментарий был удален.
    1. +4
      11 декабря 2015 07:43
      Корчак был польский еврей. И в приюте у него были дети польских евреев.
      Вы несете неуемную националистическую глупость.
      1. +7
        11 декабря 2015 14:33
        Цитата: Banshee
        в приюте у него были дети польских евреев.


        Да какая разница, Роман, чьи это дети? Еврейские, русские, немецкие, чеченские, сирийские... Им всем одинаково больно и страшно умирать, они одинаково не понимают своей вины перед своими убийцами. И ведь всем им очень хотелось жить.
      2. 0
        11 декабря 2015 23:59
        Цитата: Banshee
        Корчак был польский еврей. И в приюте у него были дети польских евреев.
        Вы несете неуемную националистическую глупость.

        Вы нацист?
    2. +4
      11 декабря 2015 08:04
      В Польше были поляки которые помнили что они люди и прятали детей, усыновляли, в том числе и евреев.
    3. Комментарий был удален.
  4. +4
    11 декабря 2015 07:09
    Пусть поляки это помнят, а то у них память короткая, а уж мы таких Людей не забудем!
  5. +9
    11 декабря 2015 07:50
    Игорь Неверли - настоящее имя и фамилия — Игорь Абрамов(1903-1987) — польский писатель русского происхождения. Работал педагогом и журналистом.Во время немецкой оккупации в Польше Неверли прятал нескольких своих еврейских знакомых, в том числе бежавшего из навправлявшегося в Треблинку эшелона Лейзера Чарноброду.В 1943, его как польского подпольщика арестовали гестаповцы, и до конца войны Неверли был узником концентрационных лагерей — Майданека, Освенцима, Ораниенбурга и Берген-Бельзена.В детстве книга "Матиуш Первый"..была любимой...еще был телеспектакль...жаль его больше не показывают..А еще была телепередача о Корчаке..вот такое "тоталитарное"телевидение было..Спасибо огромное за статью...
  6. -11
    11 декабря 2015 07:58
    Поляки создавая свою *республику*, во главе с официальным *директором*, принесли столько горя что когда появлялась возможность с ними расправлялись без жалости. И среди того что ОФИЦИАЛЬНО творили поляки был *гуманист* которого печалила только одна забота, о детях. Когда автор описал ношение формы польской армии, как символ предательства, сразу вспомнились польские концлагеря, где поляки в такой же форме уничтожали РУССКИХ ЛЮДЕЙ, и протестов от *гуманистов* не было, и в *душе* ничего не отзывалось. А ведь в польских концлагерях уничтожались РУССКИЕ ЛЮДИ вне зависимости от мировоззрения, только за то что они РУССКИЕ.
    Ну был Корчак гуманистом для *своих* детей, и в чём его отличие от немецких *гуманистов* строивших благополучие для маленьких немцев? Тем что его отравили немцы? А я помню что все эти *гуманисты*, что польские, что немецкие, творили с РУССКИМИ ЛЮДЬМИ.
    1. +11
      11 декабря 2015 08:13
      Гуманизм не делится на русский и польский. Он или есть или его нет!
      1. -3
        11 декабря 2015 08:55
        калибру. Гуманизм про который вы написали был осуществлён только в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, другие культуры в Европе вполне себе существовали с *гуманизмом* на основе нацизма, или веры в бога.
      2. Комментарий был удален.
    2. +6
      11 декабря 2015 13:43
      Сделай такой же детский дом, отдай сиротам жизнь, а потом пусть кто-то скажет тебе, что ты гуманист только для своих детей. Если ты на такое не способен, то просто замолчи!
    3. 0
      11 декабря 2015 13:43
      Сделай такой же детский дом, отдай сиротам жизнь, а потом пусть кто-то скажет тебе, что ты гуманист только для своих детей. Если ты на такое не способен, то просто замолчи!
      1. -4
        11 декабря 2015 14:10
        домохозяйке. Примеров выборочного гуманизма много, могу упомянуть А. Линдгрен, и уж конечно Черчиль - который оказался многогранным творческим человеком. И таких примеров множество. Корчак был *патриотом* Польши, его не смущал геноцид проводимый поляками, хватило мужества не бросить своих воспитанников, но как образец *гуманизма* ну никак не годится.
      2. -1
        11 декабря 2015 14:10
        домохозяйке. Примеров выборочного гуманизма много, могу упомянуть А. Линдгрен, и уж конечно Черчиль - который оказался многогранным творческим человеком. И таких примеров множество. Корчак был *патриотом* Польши, его не смущал геноцид проводимый поляками, хватило мужества не бросить своих воспитанников, но как образец *гуманизма* ну никак не годится.
      3. -4
        11 декабря 2015 14:17
        Ну, ну. Корчак создавал приют не на свои деньги, и не для детей поляков. Это никак не умаляет его мужества и жертвенности, но представлять его *ангелом* во плоти не стоит, это не тот случай. Так глядишь и Сикорского героем сделают.
      4. 0
        11 декабря 2015 14:17
        Ну, ну. Корчак создавал приют не на свои деньги, и не для детей поляков. Это никак не умаляет его мужества и жертвенности, но представлять его *ангелом* во плоти не стоит, это не тот случай. Так глядишь и Сикорского героем сделают.
      5. -4
        11 декабря 2015 14:24
        Делать *ангела* из Корчака не стоит, не тот случай. Приют создавался для детей польских евреев. То что Корчаку хватило мужества не бросить своих воспитанников отличает его от большинства польских *патриотов* и *гуманистов*.
      6. -1
        11 декабря 2015 14:24
        Делать *ангела* из Корчака не стоит, не тот случай. Приют создавался для детей польских евреев. То что Корчаку хватило мужества не бросить своих воспитанников отличает его от большинства польских *патриотов* и *гуманистов*.
        1. +1
          12 декабря 2015 00:06
          Цитата: василий50
          Делать *ангела* из Корчака не стоит, не тот случай. Приют создавался для детей польских евреев. То что Корчаку хватило мужества не бросить своих воспитанников отличает его от большинства польских *патриотов* и *гуманистов*.

          Пригрей от всей души хоть одного ребёнка и можешь ОБСУЖДАТЬ действия Корчака. Но СУДИТЬ его не имеет права ни одна живая душа.
  7. +5
    11 декабря 2015 08:21
    Трогательная статья, автору спасибо.
  8. +7
    11 декабря 2015 08:38
    Уважаемая, Софья! Спасибо Вам за статьи! Настолько они у Вас человечные, трогательные. Стыдно признаться, но после прочтения, всегда непроизвольно наворачиваются слёзы. Еще раз спасибо и с нетерпением жду очередного повествования.
  9. +6
    11 декабря 2015 10:14
    Памятник Корчаку в израильском городе Бат-Ям
  10. +5
    11 декабря 2015 12:31
    Спасибо за статью!
  11. +5
    11 декабря 2015 13:57
    Любимая детская книга "Матиуш 1".Давайте вспомним человека, непобоявшегося смерти.Он вёл своих детей и уверен, что с ним им было легче. Спасибо Софии за статью.
  12. +3
    11 декабря 2015 16:20
    Софья, как обычно, спасибо за статью.. Мне кажется, Вам стоит, если не книжку выпустить, то какую-то информационную подборку своих статей точно оформить, хоть отдельным сайтом. Мало кто умеет так писать, мало чьи статьи вызывают такие эмоции..
    1. +1
      11 декабря 2015 19:29
      Николай, Вам - моя особая благодарность и поклон! Я всегда очень внимательно читаю все комментарии. И Ваши - окрыляют! очень благодарна.
  13. +2
    11 декабря 2015 16:22
    Спасибо за статью. Как обычно, за душу..
    1. +2
      11 декабря 2015 19:30
      Николай, огромное Вам спасибо! Вы меня окрыляете!
  14. 0
    11 декабря 2015 18:33
    http://www.pereday.ru/track.php?id=e5be9374e6b5667c22260079c3cc6a65&mp3=%D0%90%D
    0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%
    20-%20%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8%20%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%B0%20%D
    0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D0%BA%D0%B0

    Не могу текст найти
  15. 0
    11 декабря 2015 18:47
    http://www.pereday.ru/track.php?id=e5be9374e6b5667c22260079c3cc6a65&mp3=%D0%90%D

    0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%

    20-%20%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8%20%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%B0%20%D

    0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D0%BA%D0%B0

    Не могу текст найти
  16. 0
    11 декабря 2015 18:47
    http://www.pereday.ru/track.php?id=e5be9374e6b5667c22260079c3cc6a65&mp3=%D0%90%D

    0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%

    20-%20%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8%20%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%B0%20%D

    0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D0%BA%D0%B0

    Не могу текст найти
  17. 0
    11 декабря 2015 18:48
    http://www.pereday.ru/track.php?id=e5be9374e6b5667c22260079c3cc6a65&mp3=%D0%90%D

    0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%

    20-%20%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8%20%D0%AF%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%B0%20%D

    0%9A%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B0%D0%BA%D0%B0

    Не могу текст найти
  18. +2
    11 декабря 2015 20:12
    Януш Корчак...это имя я услышал из какой-то (уже не припомню точно какой) радиопередачи...
    Нашел в инете его произведения ...не буду писать свои впечатления , это надо читать самому
    прочитайте «Как любить ребёнка»
    ...видеть в каждом ребёнке прежде всего Человека, маленького , растущего, но прежде всего Человека.
  19. +4
    11 декабря 2015 22:07
    Софья, присоединяюсь ко всем благодарностям в Ваш адрес hi

    С Коршаком познакомился в пять лет, конечно, это был "Матиуш" (у меня был украинский вариант "Мацюсевi пригоди"), с тех пор помню почти на память.

    Шесть лет назад в Киеве выступал самодеятельный театр одного детского дома для детей-инвалидов (хоть убей, уже не помню, откуда, кажется Харьков). Они давали авторский спектакль по жизни Коршака, последние 10 лет жизни. До сих пор горло сжимается, когда в конце фильма они все уходят за декорации, а в это время в небе всё ярче зажигается яркий ангельский свет. Аплодировали долго и стоя...
  20. +1
    12 декабря 2015 00:09
    Низкий поклон Вам, Софья за статью.
  21. 0
    25 ноября 2016 18:30
    Умереть за детей,ради детей или спасая детей. Это ли не святость.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»