Забытое имя. Лётчик Григорий Пиотровский

4
Забытое имя. Лётчик Григорий Пиотровский


Офицерами флота вписано немало славных страниц в историю создания авиации в России. Многие выдающиеся для своей эпохи деяния вошли в отечественную историю в сочетании со словом "первый". Одним из таких примеров является осуществленный морским офицером Григорием Пиотровским в 1910 году первый в России перелет на аэроплане над морем, из города в город.

Около шести часов вечера 22 сентября 1910 г. во время Всероссийского праздника воздухоплавания лейтенант флота Г.В. Пиотровский вместе с пассажиром, студентом Л. Масаиновым, поднялся на аппарате французского производства "Блерио" в небо над Петербургом. Аэроплан находился в воздухе над водной гладью Финского залива, когда ухудшилась погода. Полет продолжался уже более двадцати минут, и для возвращения в Санкт-Петербург, с учетом метеоусловий, просто-напросто могло не хватить бензина. Тогда лейтенант принял решение направить крылатую машину к Кронштадту. При подлете к городу бензин все-таки кончился, и посадка производилась, по сути, без капли топлива в баке, поэтому избежать поломки самолета не удалось: была повреждена правая консоль крыла, помят пропеллер. Тем не менее, ему удалось сесть. Так, без всякой подготовки, был установлен своего рода рекорд — расстояние около 30 километров было преодолено чуть более чем за полчаса. "Его перелет, — как справедливо писали в те дни газеты, — принес славу не только нашей авиации, но и всемирной".

7 октября лейтенант Пиотровский попытался перелететь на своей машине обратно в Петербург. В четыре часа дни, взяв с собой механика, унтер-офицера Черепанова, он благополучно взлетел и на высоте тридцать метров направил свой аппарат в сторону столицы. Через две минуты полета при развороте у берега "Блерио" был подхвачен боковым ветром и резким порывом сброшен на землю. Аппарат представлял собой жалкое зрелище: были смяты левое крыло, пропеллер и хвост. К счастью, летчик и механик остались невредимы".

Согласно "Списку русских пилотов-авиаторов", Пиотровский является тринадцатым по счету дипломированным пилотом нашей страны. Пилотский диплом по классу "Блерио" за общим №125, выданный французской авиашколой, был получен им 29 августа 1910 года, одновременно с еще четырьмя российскими авиаторами: И. Заикиным, А. Райгородским, Э. Малынским и В.Кебуровым.

Григорий Викторович Пиотровский родился в январе 1881 года в Витебской губернии. Образование получил в стенах Варшавского Императорского университета. Казалось, ничто не говорило о том, что Григорий Викторович выберет военно-морскую стезю. Но на двадцать третьем году жизни, 27 июня 1903 года, он по собственному желанию был зачислен юнкером во флот и направлен на Балтику в 18-й флотский экипаж. Через два года Высочайшим приказом по морскому ведомству за №100 Пиотровский производится в чин мичмана и приписывается к 10-му флотскому экипажу. В дальнейшем следует служба на крейсерах "Герцог Эдинбургский", "Сибирский стрелок", "Лейтенант Ильин", на миноносце №131 и судне "Алмаз".



Однако неожиданно для всех в начале 1908 года Г. Пиотровский зачисляется в запас флота по Витебскому уезду и уходит в промысловый флот. Целый год он командует шхуной в районах русского Севера, но затем возвращается на службу в военно-морской флот.

Прослужив полгода на посыльном судне "Алмаз" (второй раз за свою офицерскую службу), лейтенант направляется для обучения матросов-новобранцев во 2-й флотский экипаж, а оттуда — в штат Морского Генерального штаба (МГШ), где он и начал серьезно заниматься вопросами уже другого флота — воздушного. Согласно приказу МГШ от 30 апреля 1910 г., Пиотровский командируется во Францию, в распоряжение Великого князя Александра Михайловича для обучения летному делу.

В ноябре того же года в Севастополе открылась авиационная школа Отдела воздушного флота, где в качестве преподавателей и инструкторов были собраны наиболее подготовленные летчики России. Одним из первых приглашенных в нее был лейтенант Пиотровский, назначенный на должность инструктора по аппарату "Блерио". Именно в Севастополе к его славе умелого и бесстрашного пилота прибавилась известность талантливого авиатора-испытателя.

24 декабря 1910 года из Петербурга в Севастополь по железной дороге для пополнения авиационного парка школы было отправлено пять аэропланов: два "Блерио", два "Фармана" и один "Соммер". Сразу после окончания рождественских каникул в ангаре школы началась их сборка.



В тот год зима в Севастополе выдалась необычайно суровая. В ночь с 5 на 6 января из-за бури в городе была размыта вновь строящаяся набережная, на бульварах повалены деревья и фонари, причинен ущерб многим частным домам. Выпавший после этого снег толстым слоем покрыл авиационное поле, и в полетах наступил вынужденный перерыв.

"Капризы" погоды надолго задержали снежный покров. Уже была закончена сборка поступивших летательных аппаратов, а снег все лежал. Тогда капитан 2 ранга В. Кедрин и лейтенант Г. Пиотровский решили совершить взлет в таких необычных условиях при помощи лыж, приспособленных к летательным аппаратам вместо колес.

Первым сделал попытку Григорий Пиотровский, но взлететь не смог. На следующий день подобный опыт на биплане "Соммер" повторил Кедрин. Вячеславу Никаноровичу удалось подняться в воздух и пролететь небольшое расстояние, но из-за сильного ветра аэроплан накренился вправо и упал в районе аэродрома. В результате Кедрин получил травмы лица и шеи. "Опыты выяснения возможности подъема со снежного поля имеют громадное значение для России, в большей своей части, покрытой снегом в течение шести месяцев, когда подъем на колесных летательных аппаратах совершенно становится невозможным и, таким образом, военный аэроплан выводится из строя, обреченный на бездействие", — повествовалось в январе 1911 г. на страницах «Севастопольского авиажурнала». Итог этой первой попытки взлета аэроплана с помощью лыж подвел сам Г. Пиотровский, опубликовав в феврале 1911 г. там же статью "Аэропланы на лыжах".

В историю отечественной морской авиации офицер Пиотровский вошел и как талантливый журналист, занимавшийся вопросами воздухоплавания и авиации, и как видный теоретик в области использования и боевого применения авиации флота.



Вскоре после исторического перелета из Петербурга в Кронштадт он издал у себя на родине в Витебской губернии, свою книгу "О летании". В 1913 году опубликовал фундаментальный труд "Гидроавиация". Но особое место в его деятельности занимает сотрудничество с журналом "Морской сборник". В статье "Авиация и компас", он знакомит читателя с использованием данного прибора на летательных аппаратах различных фирм, убеждая в его значимости для военного дела. Он писал, что к организации осведомительной метеорологической службы рано или поздно придут и русские летчики. Подчеркивал, что, в высшей степени желательно, чтобы это произошло как можно скорее. "Севастополь как база военного флота, как воздухоплавательный центр и наконец как будущий коммерческий порт втройне нуждается в "осведомительном метеорологическом бюро", — подвел итог Григорий Викторович в своей статье "Авиация и метеорология".

В годы Первой мировой войны лейтенант Пиотровский принимает участие в боевых действиях, выходит в море на крейсере "Император Александр II". Затем он направляется в длительную заграничную командировку в США, где вначале занимается приемкой аэропланов от американской фирмы "Кертис", а впоследствии исполняет обязанности помощника русского военного агента. Кроме выполнения должностных обязанностей, он продолжает еще и научно-теоретическую деятельность, что подтверждается появлением в шестом номере "Морского сборника" за 1916 года его статьи "Авиация в Америке", содержащей глубокий анализ истинного положения авиационного дела в одной из передовых стран мира.

Последняя по времени запись в "послужном списке" Григория Пиотровского, хранящемся в Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге, повествует о том, что 30 июля 1916 года он был произведен в старшие лейтенанты.

Наступивший 1917 год и последующие исторические события оборвали связь Пиотровского с Россией. Но заслуги Григория Викторовича Пиотровского в становлении и развитии отечественной авиации позволяют поставить его имя в один ряд с известнейшими именами пионеров авиации России.

Источники:
Григорьев А. Альбатросы: Из истории гидроавиации. М.: Машиностроение, 1999. С. 24-26.
Король В. Ваш взлет, лейтенант Пиотровский // Морская старина. 1991. №1. С.6-8.
Герасимов В. Впервые над водной поверхностью // Морской сборник. 1997. №9. С. 80-82.
Подлипский, А. Летчик Григорий Пиотровский. Витебск: издательство краеведческого фонда, 1997. С. 5-9.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 декабря 2015 08:00
    Наступивший 1917 год и последующие исторические события оборвали связь Пиотровского с Россией. В 1919 г. оказался в Польше, где в Войске Польском дослужился до полковника, затем занимался вопросами промышленности и рыболовства. Умер Г.В. Пиотровский 1 апреля 1935 г. и похоронен в Варшаве.
    Его спутник по перелету – А.А. Масаинов – Масальский, после 1917 г. – офицер Белой армии, а затем в эмиграции – в Турции, Франции и США, где работал историком, экономистом, химиком, занимался изготовлением батиков и даже в интересах Конгресса, Пентагона и ЦРУ работал аналитиком правительства США, заработав себе государственную пенсию. Умер в Голливуде в 1971 г.
  2. 0
    17 декабря 2015 10:22
    Ну, что же против своих не воевал. Уже хорошо.
    1. +1
      17 декабря 2015 13:22
      Если в Войске Польском оказался в 19-м , то воевал.
      Роль лётчиков в боевых действиях вротив Первой Конной очень велика.
      Навербовали американцев польского происхождения в частности.
  3. 0
    8 января 2016 12:59
    каждая капля опыта эксплуатации самолетов в копилку России,независимо от политических взглядов и нац.принадлежности.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»