Как Казахстан становится чемпионом по дружбе с Китаем

83
Несмотря на падение товарооборота и объема инвестиций, отношения Казахстана с Китаем переживают бурный взлет. Астана становится пионером во многих китайских проектах в Центральной Азии: от продвижения Экономического пояса Шелкового пути до переноса китайских производств



Наверное, нигде на постсоветском пространстве Китай не добился в этом году столь многого, как в Казахстане. Китайцы вышли из сырьевой зоны комфорта в своеобразную зону развития, включающую практически все сегменты казахстанской экономики. Этот прорыв объясняется не только тонким расчетом пекинских стратегов или талантами казахстанских переговорщиков, но и объективным совпадением экономических интересов двух стран.

На первый взгляд дела в экономическом сотрудничестве Казахстана и Китая идут не особо впечатляюще. Товарооборот между двумя странами в 2014 году составил $17,2 млрд – падение почти на четверть по сравнению с предыдущим, 2013 годом. В этом году можно ожидать столь же низких цифр. Но у этих тенденций есть простое объяснение. Сокращение товарооборота в долларовом выражении происходит из-за обвала сырьевых цен и девальвации тенге.

Однако именно экономические трудности заставляют Астану и Пекин активнее двигаться навстречу друг другу. Особенно это справедливо для Казахстана. Несколько скачков девальвации национальной валюты, обесценившие тенге на 30%, начавшиеся увольнения и сокращения, а самое главное – снижение бюджетных доходов из-за падения цен на нефть заставили даже президента Назарбаева объявить о наступающем небывалом кризисе.

Соответственно, это заставляет Астану добиваться как можно более широкого доступа для своих товаров на китайский рынок и как можно больших инвестиций от Китая. Других внешних драйверов для роста экономики Казахстана пока не видно: Россия находится в экономическом кризисе, а Запад не испытывает интереса к Центральной Азии, особенно на фоне низких сырьевых цен.

Впрочем, в отношениях с Казахстаном крайне заинтересован и Китай, также переживающий замедление экономики (рост ВВП ожидается на уровне 7% вместо 10,5% в среднем в 2000–2010 годах). Интерес китайцев к Казахстану связан в первую очередь с продвижением проекта Экономического пояса Шелкового пути, а во вторую – с созданием Евразийского экономического союза. Если хотя бы часть из тех проектов, которые обсуждаются сейчас двумя государствами, будет реализована, то позиции Китая не только в казахстанской экономике, но и в других сферах жизни страны многократно усилятся.

В последние годы Казахстан стал одним из наиболее важных направлений во внешней политике Китая. Тут можно начать с постоянных напоминаний о том, что именно в Астане в сентябре 2013 года Си Цзиньпин представил идею Экономического пояса Шелкового пути, и закончить исключительно почетным приемом, который оказали Назарбаеву во время его визита в Китай в сентябре этого года. Из всех мировых лидеров, прибывших в Китай на День Победы, только президенту Казахстана выдалась возможность представить поездку как государственный визит. Участие казахстанских солдат в китайском параде, почетное место на групповом фото, подчеркнутое внимание и подписанные контракты дали повод говорить о том, что Казахстан становится для Китая все более важным партнером.

За этот год Назарбаев и Си провели уже четыре встречи. Во время сентябрьского визита, помимо нескольких десятков документов на сумму почти $25 млрд, была подписана Совместная декларация о новом этапе всеобъемлющего стратегического сотрудничества, где страны официально закрепили соотнесение китайской стратегии Шелкового пути и казахстанской программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» («Светлый путь»). Последняя была принята Астаной в качестве одной из антикризисных мер и, по большей части, изначально планировалась как потенциальный сегмент китайского Шелкового пути.

Помимо планов по участию Китая в обновлении казахстанской транспортной инфраструктуры (например, проекты по безвозмездному строительству Китаем Большой алматинской кольцевой автодороги, дороги до границы с Китаем до станции Алашанькоу и масштабный проект по оптимизации общественного транспорта Астаны), следует упомянуть работу казахстанского терминала в порту Ляньюньган (连云港), который только по итогам 2015 года переправит из стран АТР через Казахстан в Европу 250 тысяч контейнеров. К 2020 году объем транзита планируется увеличить вдвое.

Китай готов инвестировать в создание в Казахстане самых разнообразных производств: от электроэнергетики до переработки масличных, от нефтегазового оборудования до автомобилей. Всего в этом году определено более сорока проектов. Посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй (张汉晖) заявил, что при позитивном развитии событий по итогам 2015 года сумма подписанных контрактов превысит $50 млрд. В целом же за последние два года сумма подписанных соглашений будет составлять примерно $70 млрд.

Что касается китайской реакции на создание Евразийского экономического союза, то здесь Китай и Казахстан тоже проводят свою двустороннюю работу. Из последних достижений можно назвать работу по гармонизации национальных стандартов качества между двумя странами, что поможет снять некоторые торговые барьеры. Кроме того, в ноябре Китай отменил ряд ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции Казахстана, чего Астана добивалась уже давно. Также упрощается процедура получения виз для деловых поездок.

Еще один новый аспект сотрудничества двух стран – это планы переноса некоторых китайских производств на территорию Казахстана. Еще в 2014 году китайский премьер Ли Кэцян заявил, что Китай готов открыть в Казахстане заводы по производству стекла, цемента и переработке сельхозпродукции. Позднее казахстанский премьер Карим Масимов пояснил, что «речь идет о переносе мощностей несырьевого сектора». Казахстан сегодня рассматривается Китаем в качестве своеобразного полигона для переноса китайских производств в государства Шелкового пути.

Астана, конечно, не будет пионером, поскольку Китай уже активно переносит свои производства, например в Африку. Однако для постсоветского пространства это пилотный проект. Президент Назарбаев получил официальные уверения в том, что переносимые производства будут экологически чистыми, а казахстанские интересы – соблюдены.

Если запущенные в этом году процессы будут успешно реализованы, то Казахстан станет самым важным сегментом Шелкового пути, одного из крупнейших проектов Китая последних лет. Вопрос в том, как это воспримут другие региональные и мировые державы.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    17 декабря 2015 11:11
    Они мечтают о шёлковом пути в обход России.Китай собрался строить железную дорогу связывющую Китай и Казахстан.У них большие экономические планы между собой.Посмотрим к чему приведёт такой "союз".
    1. +1
      17 декабря 2015 11:15
      Цитата: dchegrinec
      Посмотрим к чему приведёт такой "союз".

      Это приведет к усилению Китая на постсоветском пространстве и ослаблении роли России. Суть всех стран СНГ это дружить с теми с кем это выгодно, вчера было выгодна дружить с Россией они дружили и клялись в любви. А сегодня выгодно дружить с Китаем и теперь они будут лизаться в десна с Китаем.
      1. +12
        17 декабря 2015 11:19
        Китай заберет все, что плохо лежит.
        Все азиатские осколки империи самостоятельными стать не смогут.
        Либо вернутся в Россию. (если в либерализм и демократию наши правители играть не будут)
        Либо Китай подберет. (там либерализмом даже и не пахнет)
        Либо англосаксы войнушку устроят. (торжество демократии!)
        1. WKS
          0
          17 декабря 2015 11:52
          Понравилось имя собственное - Посол Китая в Казахстане Чжан Ханьху(э)й (张汉晖). Чуждое русскому уху "Э" явно для благозвучности вставили.
      2. +3
        17 декабря 2015 11:37
        Цитата: Atrix
        Суть всех стран СНГ это дружить с теми с кем это выгодно

        Так поступают все страны, разве что кроме России. Может, и нам следует перестать искать дружбу христопродавцев всех мастей, начиная от Черногории, Болгарии до прочих аргентин и иорданий? Они (нынешние псевдо-союзники) и в мирное время нет-нет да и "кинут" Россию. А как они поступят в условиях военной угрозы, понятно и без визита к гадалке.
        1. +9
          17 декабря 2015 16:55
          Это двухсторонняя выгода. Посмотрите на географическую карту континента. КНР отделяют от своих западных соседей (Индия, Пакистан, Афган, ЦА и Казахстан) горами. Причем самыми высокими в мире. Алтай, Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Тибет, Гималаи. Высоты за 5 000 м.. И есть только 2 круглогодичных перевала через них, и оба в Казахстане. Поэтому "Шелковый Путь"(ШП) легче всего тянуть через нас. Кстати, ШП это идея Назарбаева, которая начала реализовываться с 90-х годов, путем постройки мощностей по перегрузу, ширина ж/д колеи разная. Китайцы хотели в РК строить свою ширину ж/д колеи - мы обрубили.
          Поэтому последнии договоренности с КНР это плод 20-летнего сотрудничества. И не всегда все идет гладко. Вот и сейчас России, например, Пекин предлагает зерно отгружать в Китай ... мешками(нам тоже). Или например доля Пекина в нефтяной отрасли Казахстана упала с 33% до 20 с лишним.
          В тоже время все понимают какой рынок представляет Китай (1,3 млрд. людей с бешенным подъемом ВВП КНР). Взять те газовые войны. Или разногласия между ЦА и РФ по газу - летом объемы потребления газа падают и ЦА некуда газ продавать (Газпром вынужден "отрубать" ЦА от трубы). Китайский рынок все эти разногласия снимает. Казахстан в инициативном порядке предложил за свой счет (Пекин готов был сам заплатить за строительство) построить газопроводы в КНР. Сказано-сделано. 55 млрд. кубов составили мощности 3 веток. Все довольны. Туркмены и узбеки получили доступ на рынок Китая и тем самым терки с Газпромом закончены, китайцы получили объемы равные трети всего потребляемого газа. Казахстан - транзит и газофикацию юга страны. Газпром - поле для маневра. А если построит восточную инфраструктуру(Сили Сибири и Алтай) и соединит с западной, то тем сильнее притянет(заинтересует) газ ЦА. Весь газ ЦА будет идти через ЕАЭС. И это есть влияние России на страны ЦА - это только один аспект экономического влияния (я это пишу тем кто считает, что Москва теряет позиции в ЦА). Другой экономический аспект, про который в РФ мало знают, ... нефть и ГСМ. Один только Казахстан покупает 1 млн. тонн высокоактанового бензина (выше АИ-92) с России. Павлодар и Чимкент (НПЗ) работают на рос. нефти (с совет. времен проложен нефтепровод с Тюмени на юг РК). Ну и как пишется в статье, подтверждаю, сельхоз. рынок для ЦА важен больше российский, китайский пока очень тяжело дается. И самая большая зависимость от России, это безопасность. Не сколько даже армией, а техникой и вооружением - у всех все советское. То есть те же боеприпасы, патроны и снаряды, запчасти для техники. "Переобуваться" на другое даже Казахстан(как наиболее богатый) не способен.
          И также хочется отметить китайцев. Они нам ни первый раз свое финансовое плечо подставляют. Ну и мы не подводим с возвратами. Уровень доверия по деньгам(кредитам, инвестициям) очень высок. Я заметил, что сколько ни просим - китайцы не отказывают. Раньше было больше подозрений. И очень внимательны к нашей критики. Мы были недовольны, что Пекин только в сырьевые проекты вкладывается - они отреагировали, и как отмечено в статье, готовы принять участие в индустриализации Казахстана. Мы были недовольны наплывом китайцев в страну - они отреагировали - сейчас больше корейцев можно встретить.
          Ну и хочется отметить, что наше сотрудничество с Пекином на руку Москве. Для России нищая ЦА и Казахстан даром не нужны - одни проблемы. Но и денег на развитие региона у Москвы нет, так что Китай гармонично дополняет и наполняет экономическую нишу региона. hi
          1. +6
            17 декабря 2015 18:27
            Вывод.
            Всякие аналитики и эксперты могут писать все что угодно о влиянии США и КНР в ЦА. Но Казахстан давно раставил все точки. С 1993 года НАН только и твердил за новый СОЮЗ, тем и получил поддержку у всех нац. диаспор Казахстана, поэтому и сидит все это время в кресле президента. Посмотрите на карту. Все ж/д и автодороги, трубопроводы ведут с ЦА на север, через РК и Россию на Запад и через РК в Азию. То есть через ЕАЭС. Практически вся внешняя торговля (кроме ж/д в Афган и Иран) ЦА идет через ЕАЭС. А это огромная зависимость. Так что Астана, как бы это не звучало высокомерно, но притянул влияние Москвы через ЕАЭС в регионе (в экономич. плане). Хотят или нет те узбеки и туркмены, но все будут в ЕАЭС.
            Немного о эконом. кризисе. Также как и у РФ, в Казахстане показатель экспорта выше, чем импорт. До кризиса (2013) это было от всего внешнего товарооборота соотношение 70%(экспорт) и 30%(импорт). Да цены упали более, чем в два раза на нефть. Но поступающей валюты хватает, чтобы перекрывать импорт. Ну откажемся от прибалтийских шпрот и евросыра, и точно валюты хватит. А если смотреть на программу индустриализации Казахстана, то ... выживем. У нас сейчас праздники (День первого президента, День независимости) и был ввод в строй новых промышленных мощностей. Примеры тех, что помощней: ГОК медного концентрата на 100т. тонн в год под Павлодаром; фармацевтическая фабрика под Алма-Атой на 20 препаратов, крупнейшая на данный момент в стране ветрянная электростанция, химический комбинат для выпуска какого-то "утяжилителя" для нефти, крупный мясокомбинат, третью ветку газопровода в КНР, диз. двигатели для локомотивов (уже заказы с Ирана есть) и т.д.. hi
            1. +6
              17 декабря 2015 19:16
              Прошу всех внимательно перечитать пост моего земляка Касыма

              А вообще добавлю. что Казахи это степняки кочевники и тысячи лет наши предки противостояли Китаю. оберегая границы нашего с вами (русские) Евразийского мира

              Никогда казахи не лягут под Китай. Печальный опыт внутренней Монголии. дунган, уйгур, Синьцзяня налицо и мы все все видим

              С другой стороны. по сравнению с гораздо большим злом, китай сейчас меньшее зло, и на 20-30 лет это союзник Евразии - т е России и Казахстана

              Пока Россия играет в "дружбу" с китаем - казахстан тоже будет помогать России играть

              Но НИКОГДА НЕ ВАЛИТЕ С БОЛЬНОй головы на здоровую!! Казахи "дружат" с Китаем только пока это делает Россия - это выбор России и обстановка

              А нам на фиг не надо по хорошему - даже не партесь - Казахстан никогда сам не пойдет под Китай - у нас у всех есть прививка "китаефобии" за тысячи лет
              1. avt
                +1
                17 декабря 2015 20:12
                Цитата: Талгат
                Никогда казахи не лягут под Китай

                Never то say never again
                Цитата: Талгат
                С другой стороны. по сравнению с гораздо большим злом, китай сейчас меньшее зло,

                what Это как ? Как в Иране - большой сатана и малый ?И кто тогда большой ?
                Цитата: Талгат
                Казахи "дружат" с Китаем только пока это делает Россия - это выбор России и обстановка

                Ну это точно
                Цитата: Талгат
                НИКОГДА НЕ ВАЛИТЕ С БОЛЬНОй головы на здоровую!!

                При чем тут Россия то !??
                Цитата: Талгат
                Казахи это степняки кочевники и тысячи лет наши предки противостояли Китаю. оберегая границы нашего с вами (русские) Евразийского мира

                А можно узнать - когда собственно раньше Китай устраивал Мировые войны ?
                Цитата: Талгат
                Пока Россия играет в "дружбу" с китаем - казахстан тоже будет помогать России играть

                Скажем так - пока в рамках ОДКБ Россия обеспечивает ,,ядерный зонтик", в условиях взаимовыгодных для обеих сторон условиях существования в рамках ЕАЭС , или просто двухсторонних соглашений ,без разницы , то Казахстан действительно может ,,играть" с Китаем . Удастся Казахстану каким либо образом реально стать Игроком Большой Игры - будете ,,играть" без оглядки на Россию , ну в смысле - подстрахует,или нет, ежели Китай пустит в ход ,,последний довод королей".
                Цитата: Талгат
                Прошу всех внимательно перечитать пост моего земляка Касыма

                Ну нормальный пост и что ?Ну что такого неожиданного ? Бизнес - ничего личного в рамках картельного сговора ЕАЭС и двусторонних с Китаем договоренностей . Ну планирует НАН поднимать денег на транзите , ну и флаг в руки - лишние деньги никому в бюджете никогда не мешали .Заодно наши побыстрей поворачиваться будут с реконструкцией Транссиба и БАМа , да и с ,,Силой Сибири", ну и с Севморпутем .Вот достроят Сабету , желдорогу до нее протянут , вот еще вариант ,,Мангазеи" .
          2. +3
            17 декабря 2015 20:14
            Цитата: Касым
            Причем самыми высокими в мире. Алтай, Тянь-Шань, Памир, Гиндукуш, Тибет, Гималаи. Высоты за 5 000 м.. И есть только 2 круглогодичных перевала через них, и оба в Казахстане.

            Совсем не верно . Есть еще как минимум 4 круглогодичных перевала с хорошими автодорогами ,реконструированными китайцами .
            Перевал Кулма - в Таджикистан (4400) .
            Хунджераб - в Пакистан (4700)-самый оживленный в плане прохождения грузов .
            Торугарт (3750) и Иркештам (2800) в Киргизию .
            Цитата: Касым
            Поэтому "Шелковый Путь"(ШП) легче всего тянуть через нас


            Естественно , т.к. построена ЖД , в самом простом и удобном месте.
            1. +1
              17 декабря 2015 21:29
              В Киргизии и Таджикистане зимой не комильфо - из слов дальнобойщиков. И да, конечно имелось в виду ж/д - на фурах тащить до ЕС накладно. hi
              1. 0
                18 декабря 2015 05:03
                Цитата: Касым
                В Киргизии и Таджикистане зимой не комильфо - из слов дальнобойщиков. И да, конечно имелось в виду ж/д - на фурах тащить до ЕС накладно. hi

                Ни чего народ проезжает , а случающийся гололед везде бывает .Магазины ,кафе ,заправки, стоянки ,всего этого полно.
                Наши мечтатели хотели-бы , чтобы китайцы через Киргизию протянули ЖД. У китайцев в принципе возможных проектов развития энергетики и транспортной инфраструктуры полно , только наши мечтатели как правило не договороспособные .
                Алеша тут недавно ездил по миру , в Катаре и Кувейте искал спасителей гибнущей экономики .Все мечтает , как Аркаша .
                hi
    2. -15
      17 декабря 2015 11:21
      Посмотрим к чему приведёт такой "союз".


      К майдану с лозунгом "Хочу кружевные трусики и в Пекин" wink
    3. Тор5
      0
      17 декабря 2015 11:31
      Что и следовало ожидать, с Назарбаевым проще договориться, нежели с нашим президентом.
      1. +2
        17 декабря 2015 12:11
        Вы ведь не хотите сказать, что нашему президенту нужно быть более сговорчивым? Лично вот я считаю, что применительно к отношениям с Китаем нужно как раз проявлять меньшую сговорчивость. Они нам не враги и не друзья.
    4. Комментарий был удален.
    5. +3
      17 декабря 2015 11:36
      Шелковый путь мы профукали. Его уже пустили вокруг России. Причина тому, цена которые наши заломили за строительство. Китайцы улыбнулись и поехали в Казахстан.
      1. +1
        17 декабря 2015 11:39
        Пусть дружат-надо же китайцам себя от уйгурских радикалов обезопасить.
      2. 0
        17 декабря 2015 11:40
        Пусть дружат-надо же китайцам себя от уйгурских радикалов обезопасить.
      3. avt
        +3
        17 декабря 2015 11:58
        Цитата: Манагер
        Шелковый путь мы профукали. Его уже пустили вокруг России

        А он со времен своего основания по России и не шёл никогда .
        Цитата: Манагер
        Причина тому, цена которые наши заломили за строительство.

        Кому и что и когда ,,заломили" - художественный свист . Китайцы не просто делают транспортный коридор - они готовят инфраструктуру для освоения прилегающих территорий . Это то что делала Россия продвигаясь на Юг и Восток ,ну англы в Индии на Север и что продолжил делать СССР, а нынешние ,,эффективные манагера" из секты ,,Свидетели Гайдаровы" объявили не рыночными и не эффективным , им подпели ,,равозащтники" солженицинского разлива о ,,тоталитарном' Беломорканале и БАМе . Сейчас правда некоторые из них плластинку малость подправили - неэффективность объясняют малой пропускной способностью ,но опять виновато,,тоталитарное прошлое" - не доглядели ,,рыночной перспективы" сталинисты. wassat У России есть собственная альтернатива ,,Шёлковому пути" - Севморпуть, под который ускоренными темпами строятся суда всевозможных ледовых классов до ледоколов и обустраивается береговая инфраструктура , включая оборонную.Это гораздо надежнее при наличии ,,многовекторных" стран/ партнеров на ,,Шёлковом пути"c их национальными и религиозными закидонами.
      4. +4
        17 декабря 2015 12:07
        Шелковый путь мы профукали.


        "Шелковый путь" состоит из двух веток: - Через Казахстан в закавказье, Грузию, Турцию на БВ. И Через Казахстан - Россию в Европу. Второй путь требует ещё вливаний и реконструкции жд. Сейчас это приостановлено из-за экономических трудностей. Но реализовано будет всё равно.
        Так называемый "обход" России - всего-лишь одна из веток этого пути и крики о его альтернативности - турецкий пиар.

        Казахстан в грядущем мировом раскладе планируется как новый мировой финансовый центр. Там уже строится соответствующая инфраструктура. Казахстан выбран из-за его удобного расположения. Сейчас будут активно вливаться деньги для развития экономики Казахстана с целью обезопасить его от политических рисков.
        1. avt
          +3
          17 декабря 2015 12:21
          Цитата: Постороннний
          Так называемый "обход" России - всего-лишь одна из веток этого пути и крики о его альтернативности - турецкий пиар.

          Ой ли ?
          Цитата: Постороннний
          Казахстан в грядущем мировом раскладе планируется как новый мировой финансовый центр.

          wassat laughing laughing А теньге уже стало новой мировой резервной валютой .... Ой ! это ж с юанем случилось то ...Ну наверное китайцы забьют болт на Поднебесную и переедут в Казахстан на ПМЖ ,откочуют так сказать на новую ,,обетованную землю" laughing Но походу где то я уже все это слышал ... А--а-а-а! Так был же один такой мечтатель и уже строил ,,азиатскую Швейцарию" ! laughing Да практически там же , но южнее и выше в горах . Фамилию этого мудрого вождя поискать и назвать не хотите ? Ну заодно нынешнее место проживания и статус государственный laughing
          1. 0
            17 декабря 2015 14:35
            Мировой валютой становится Юань. И под него строится финансовая структура в Казахстане.
            Или вас не убеждает наличие МВФ с его долларовой начинкой?
            Читайте финансовую аналитику.
            "Мудрый" вождь - Транс-национальные финансовые структуры.
            1. avt
              0
              17 декабря 2015 15:49
              Цитата: Постороннний
              Мировой валютой становится Юань.

              А финансовым центром Казахстан .... wassat Нормально так - ,,Муму" написал Тургенев, но памятник Пушкину . laughing
              Цитата: Постороннний
              . И под него строится финансовая структура в Казахстане.

              Не СТРОИТСЯ,а ПОДСТРАИВАЕТСЯ .
              Цитата: Постороннний
              "Мудрый" вождь - Транс-национальные финансовые структуры.

              Это ответ на
              Цитата: avt
              Так был же один такой мечтатель и уже строил ,,азиатскую Швейцарию" !
              ??Ну когда из астрала своей
              Цитата: Постороннний
              Читайте финансовую аналитику.

              выйдете в реальность - много интересного о жизни узнаете.
      5. Комментарий был удален.
    6. +1
      17 декабря 2015 12:28
      Карту смотреть не пробовали? Из Китая в Европу на пароме через Каспийское море? Всё, что в Европу однозначно пойдёт через Казахстан-Россию, а что южнее - по южному пути, через Каспий.
      1. +5
        17 декабря 2015 15:44
        Цитата: Pernakus
        Карту смотреть не пробовали? Из Китая в Европу на пароме через Каспийское море?
        Может не прав request но встречал информацию, что Китай разрабатывает проект супер-моста ч/з Каспий. Вроде как, при этом будет газо/и нефтепровод, будут опорами этого гиганта. Хотя может я чего-то напутал.. wassat
        Цитата: atalef
        А каким образом через Казахстан и в обход России и почему Китай выбрал именно этот путь?
        С Кремлём уже и не знаешь с кем она ещё рассорится. Вон с Украиной перекрывают друг-другу постоянно. С Турцией итак понятно. Помимо этого конфликт с Грузией. Ну и истерия с "Крёстным Батькой". И "Платон" вовремя вводят. (Кстати Астане нужно уделить внимание на дороги вдоль РФ, чтобы дальнобойщики обходя "Платон" заныривали в Казахстан)
        Как итог у Россия уже "длинная история"
        И соответственно всё это может очень серьёзно ударить по транзиту. Естественно Пекин старается максимально минимизировать риски
        Пример, на границе РФ застряли грузовики с турецким товаром для Казахстана.
        Цитата: Постороннний
        Казахстан в грядущем мировом раскладе планируется как новый мировой финансовый центр. Там уже строится соответствующая инфраструктура.
        Доступно и понятно о концепте Финансового Центра «Астана"
      2. +1
        17 декабря 2015 15:53
        Не в европу, на БВ. В европу будет через россию
    7. +1
      17 декабря 2015 14:09
      ".Китай собрался строить железную дорогу связывющую Китай и Казахстан"////

      Почему в будущем времени? Ее уже построили.
      1. +1
        17 декабря 2015 14:37
        Речь идет о модернизации жд из Казахстана через Россию в Европу.
    8. Комментарий был удален.
    9. +1
      17 декабря 2015 14:41
      Цитата: dchegrinec
      Они мечтают о шёлковом пути в обход России.Китай собрался строить железную дорогу связывющую Китай и Казахстан.У них большие экономические планы между собой.Посмотрим к чему приведёт такой "союз".

      А каким образом через Казахстан и в обход России и почему Китай выбрал именно этот путь ?
      1. +1
        17 декабря 2015 15:47
        Цитата: atalef
        Цитата: dchegrinec
        Они мечтают о шёлковом пути в обход России.Китай собрался строить железную дорогу связывющую Китай и Казахстан.У них большие экономические планы между собой.Посмотрим к чему приведёт такой "союз".

        А каким образом через Казахстан и в обход России и почему Китай выбрал именно этот путь ?

        В планах у Китая давно были два альтернативных пути по континенту, дополняющие друг друга - через Синьцзян, Среднюю Азию и Казахстан на Россию и далее в Европу, а также через Россию напрямую (вариант - через Монголию). И эти варианты не конкурируют, а органично дополняют друг друга. Также нефть и газ и из Западной Сибири, и из Казахстана со Средней Азии также можно транспортировать - и уже транспортируют - в Китай.
        А эту железную дорогу уже построили - у нас появился ещё один транспортный коридор.
        1. +2
          17 декабря 2015 18:54
          Александр, понятие Шелковый Путь обширное. Это не один и не два маршрута. Из КНР в РК и во все стороны: ЦА, Иран, через Каспий в Азербайджан, Россия и далее в ЕС. В ЕС выгоднее через Россию из-за простоя на границах. А через РФ, Беларусь без границ до ЕС.
          Маршрут, который недавно мусировался в СМИ, через Азербайджан, очень "тяжелый" для западных бизнесменов. Он скорее (это маршрут) региональный. 2 перегруза на морях и дополнительно три границы проходить. Так что российский для Европы лучший.
          В Иран и далее в Персидский залив дорогу построили(работа правда еще есть), в страны ЦА есть дороги, ж/д паром в Азербайджан построили и запустили. В Россию тоже есть, но нет договоров по кол-ву, времени прохождению и т.д.. Чего медлят россияне, не понимаю? hi
          Единственный нефтепровод из ЦА в КНР сейчас полностью под ... Роснефтью. В прошлом году 70%, в этом весь объем забрал - Роснефть "попадает" по договоренным поставкам, еще и цены упали ... короче отдала Астана Роснефти всю мощность. Сейчас строят вторую очередь, чтобы увеличить прокачку до 20 мил. тонн.
        2. avt
          -1
          17 декабря 2015 20:22
          Цитата: andj61
          . И эти варианты не конкурируют, а органично дополняют друг друга.

          С какого перепугу то ?
          Цитата: andj61
          - у нас появился ещё один транспортный коридор.

          ,,коридоры кончаются стенкой , а тоннели выводют на свет".Ну сами же пишете -
          Цитата: andj61
          Также нефть и газ и из Западной Сибири, и из Казахстана со Средней Азии также можно транспортировать - и уже транспортируют - в Китай.

          То есть подтверждаете -
          Цитата: avt
          . Китайцы не просто делают транспортный коридор - они готовят инфраструктуру для освоения прилегающих территорий . Это то что делала Россия продвигаясь на Юг и Восток ,ну англы в Индии на Север и что продолжил делать СССР,

          Да собственно и USA тянули железную дорогу от океана до океана именно для этого ,а не просто за ради коридора. Китайцы пошли по пути меньшего сопротивления и затрат как в настоящее время , так и под перспективу не для себя ,,прошел он коридорчиком и кончил стенкой кажется", а для того кто послабее- благодетелей там нет , они пассажиры в бизнесе тяжелые .
  2. +1
    17 декабря 2015 11:11
    Интересно не боятся ли казахи, что их поглотит Китай?
    1. +3
      17 декабря 2015 11:43
      не боятся ли казахи, что их поглотит Китай
      -вряд ли он их "поглотит",вовлечет в свою сферу экономико-политических интересов-возможно.Но у казахов особо выбора сейчас нет.А Россия-слаба,ведя 2 войны.Так,что логически выходит,что Казахстан окажется в зоне влияния Китая.-Ибо альтернатива у него одна-или оказаться в зоне влияния США,а от них точно хорошего не дождешься.Если с китайцами еще вопрос-то с америкосами все ясно,как день.
    2. 0
      17 декабря 2015 11:43
      не боятся ли казахи, что их поглотит Китай
      -вряд ли он их "поглотит",вовлечет в свою сферу экономико-политических интересов-возможно.Но у казахов особо выбора сейчас нет.А Россия-слаба,ведя 2 войны.Так,что логически выходит,что Казахстан окажется в зоне влияния Китая.-Ибо альтернатива у него одна-или оказаться в зоне влияния США,а от них точно хорошего не дождешься.Если с китайцами еще вопрос-то с америкосами все ясно,как день.
    3. -3
      17 декабря 2015 11:43
      Скорее боятся, что в случае чего на севере, у них проведут референдум, большое количество вежливых и хорошо оснащённых людей. laughing
      1. +9
        17 декабря 2015 16:01
        Цитата: BlackMokona
        Скорее боятся, что в случае чего на севере, у них проведут референдум, большое количество вежливых и хорошо оснащённых людей.
        Думаю ещё один референдум вы не переживёте laughing
        Едет девушка одна в купе поезда. Ложится спать, вдруг в купе входит грузин и начинает раздеваться. Девушка прикрыла одну ножку одеялом и говорит:
        - Какой вы волосатый?! У меня аж мурашки по коже побежали...
        Грузин, ничего не отвечая, ложиться спать.
        Утром девушка его спрашивает:
        - А я вчера думала, что вы приставать начнёте?!...
        - Девюшка! Питнацат раз сифилис, васемнацат раз ганарея... Мине ищо ваших мурашек по коже нэ хватало.
        Чечня, Абхазия и Ю.Осетия, Крым, Донбасс, Сирия, Олимпиада, ЧМ-2018 по футболу.. belay Казахстана ещё нэ хватало..
        Цитата: РУСС
        Интересно не боятся ли казахи, что их поглотит Китай?
        У Казахстана, банально выбора нет. Эк-ка в крутом пике. На днях тенге ещё раз упал. И ещё не вечер. Золотовалютные запасы стремительно уменьшаются. И Ак-Орда спешит пока есть время и деньги запустить "Шёлковый Путь", чтобы его доходы хоть как-то компенсировали потерю сырьевых доходов..
        Р.S. Если где-то наплутал, поправьте hi
        1. -1
          17 декабря 2015 17:48
          Думаю ещё один референдум вы не переживёте laughing

          Я не из США, просто программа с флажками кривая laughing
      2. +5
        17 декабря 2015 16:30
        Цитата: BlackMokona
        Скорее боятся, что в случае чего на севере, у них проведут референдум, большое количество вежливых и хорошо оснащённых людей. laughing

        Хорошо, что большинство россиян - более адекватные...
    4. -1
      17 декабря 2015 14:16
      А они пока что об этом не особо думают
  3. 0
    17 декабря 2015 11:15
    Чемпионство ето известное и не тайное! Одной фразой.Дружба Льва и козленка!
    Думаю кто Лев а кто козлёнок на тайна.Залог етой дружбы,енергоносители каза-
    хов,и их демпинговые цены на них!
  4. +7
    17 декабря 2015 11:22
    Эту "дружбу" следовало прогнозировать. Казахстан при огромной территории имеет население около 16млн человек. Страна богата природными ископаемыми. Это просто клондайк для КНР!
    1. +2
      17 декабря 2015 19:00
      Эта дружба для Китая носит фундаментальный характер из-за ...уйгуров. МИРАЖ2 правильно все пишет. Между китайцами и казахами проживают 30 млн. уйгур. И если крайнего дела коснется, то ... дайте уйгурам автоматы, а то они с ножами на китайцев кидаются... Ни дай Бог, как говорится. Но уйгуры "заставляют" дружить с ЦА и Казахстаном китайцев - и деваться им некуда. hi
      1. +1
        17 декабря 2015 20:19
        Что русский царь в 1870-е, что Сталин не слишком дальновидно поступили, сдав Восточный Туркестан китайцам. А так у нас было бы буферное тюрко-мусульманское государство на границе с Китаем.
        1. +2
          17 декабря 2015 20:58
          Цитата: Zymran
          Что русский царь в 1870-е, что Сталин не слишком дальновидно поступили, сдав Восточный Туркестан китайцам. А так у нас было бы буферное тюрко-мусульманское государство на границе с Китаем.

          Так уж ли цари и компетентные товарищи от Сталина ,совместно с белогвардейцами были не дальновидны ? Что помогали китайцам удержать СУАР .Был-бы там "Афганистан/2".Басмачество,наркотики ,мятежи.Т.е. все как и раньше.Жаль, что пришлось Илийский край отдать китайцам назад , действительно жемчужина Ср. Азии.
          К вам еще не лазили уйгурские террористы ,нет ? К нам вот лазили .Прибили их всех 11 .Егеря нашего посмертно наградили ,успел двоих застрелить.
  5. +8
    17 декабря 2015 11:22
    отношения Казахстана с Китаем переживают бурный взлет

    Обе страны члены ШОС, кроме этого имеют общую границу. Поэтому удивляться тут не чему.
  6. +2
    17 декабря 2015 11:29
    Цитата: dchegrinec
    Они мечтают о шёлковом пути в обход России.Китай собрался строить железную дорогу связывющую Китай и Казахстан.У них большие экономические планы между собой.Посмотрим к чему приведёт такой "союз".

    Как связан обход России со строительством железной дороги Китай-Казахстан?
    1. +5
      17 декабря 2015 11:44
      Я рад за Казахстан, пусть развиваются займут людей производством! Китайцы молодцы зачем каверзы друг другу устраивать? Ближневосточным экшеном пусть турки с арабами увлекаются!
    2. 0
      17 декабря 2015 11:45
      По карте никак.Однако изначально планы были именно усиление ветки Транссиба в Китай для последующих экономических проектов.Позже Китай этот проект приостановил и решил строить дорогу самостоятельно в Казахстан без участия России.На лицо переменчивость своей политики.
      1. +3
        17 декабря 2015 18:45
        Цитата: dchegrinec
        По карте никак.Однако изначально планы были именно усиление ветки Транссиба в Китай для последующих экономических проектов.Позже Китай этот проект приостановил и решил строить дорогу самостоятельно в Казахстан без участия России.На лицо переменчивость своей политики.

        Скорее всего здесь простой расчет чем платить ржд за транзит 3000км лучше грузы прогнать китайцам по своей железке до своей западной границе, а уж за оставшейся путь оплатить транзит РК а потом ржд или южным странам смотря кто меньше запросит и предложит лучшие условия.
    3. avt
      +1
      17 декабря 2015 12:01
      Цитата: Алекст
      Как связан обход России со строительством железной дороги Китай-Казахстан?

      Напрямую . При наличии имеющейся от СССР доставшейся системы железных дорог , это альтернатива , или прямой конкурент .Бизнес - ничего личного.
      Цитата: zekaze1980
      России следует отнестись к этому спокойно, но и не сидеть, сложа руки перед собой.

      good Работать по ТрансСибу и БАМу , да развивать Севморпуть.
      1. +3
        17 декабря 2015 19:05
        Какая конкуренция? Через РК сейчас максимум 40 мил. тонн проходит с ростом до 170 млн. тонн - максимум на данный момент. А только из КНР в ЕС идет 2 млрд. (если память не изменяет) тонн грузов. А другая юго-восточная Азия? Хватит и на БАМ-1,2, Севморпуть и т.д.. hi
        Дорогу сами строили и нет никакого влияния КНР на это дело, китайцы только рады.
  7. +12
    17 декабря 2015 11:36
    Что то я не понял,Россия с Китаем дружбу налаживают - это хорошо а если Казахстан с Китаем так это плохо. Где ваша логика господа (писатели) или с кем то дружить без России предательством называется?
  8. +3
    17 декабря 2015 11:38
    Китай и Казахстан просто попутчики в торгово-экономическом сотрудничестве.
    1. +1
      17 декабря 2015 11:49
      Цитата: individ
      Китай и Казахстан просто попутчики в торгово-экономическом сотрудничестве.


      В таком случае как назвать торгово-экономическое сотрудничество России и Казахстана?
      1. +2
        17 декабря 2015 18:38
        Цитата: grey smeet
        Цитата: individ
        Китай и Казахстан просто попутчики в торгово-экономическом сотрудничестве.


        В таком случае как назвать торгово-экономическое сотрудничество России и Казахстана?

        попутчики в торгово-экономическом сотрудничестве с обострением в виде ЕАЭС. Кстати у нас на юге РК усиленно строят парники и радуются что русские с турками разосрались, так сказать конкуренции минус плюс нашим прибылям laughing .
  9. +6
    17 декабря 2015 11:38
    России следует отнестись к этому спокойно, но и не сидеть, сложа руки перед собой. Эти два дядьки совсем не глупые и задобривание их нами только энергоресурсами не получиться. Нужно больше уделять внимания не на словах, а делами. Больше разнообразия в сотрудничестве господа министры и чиновники России, и активнее, активнее, а то вы птицы гордые, пока не пнешь, не полетите.
    1. +1
      17 декабря 2015 11:44
      Спасибо Вам как то гуманнее подобрали слова.
  10. +2
    17 декабря 2015 11:53
    Цитата: brasist
    Что то я не понял,Россия с Китаем дружбу налаживают - это хорошо а если Казахстан с Китаем так это плохо. Где ваша логика господа (писатели) или с кем то дружить без России предательством называется?

    Это вы правильно заметили!
    1. +5
      17 декабря 2015 12:10
      Политика двойных стандартов она везде есть, не только в Европах)
  11. +7
    17 декабря 2015 12:46
    Цитата: avt
    Цитата: Постороннний
    Так называемый "обход" России - всего-лишь одна из веток этого пути и крики о его альтернативности - турецкий пиар.

    Ой ли ?
    Цитата: Постороннний
    Казахстан в грядущем мировом раскладе планируется как новый мировой финансовый центр.

    wassat laughing laughing А теньге уже стало новой мировой резервной валютой .... Ой ! это ж с юанем случилось то ...Ну наверное китайцы забьют болт на Поднебесную и переедут в Казахстан на ПМЖ ,откочуют так сказать на новую ,,обетованную землю" laughing Но походу где то я уже все это слышал ... А--а-а-а! Так был же один такой мечтатель и уже строил ,,азиатскую Швейцарию" ! laughing Да практически там же , но южнее и выше в горах . Фамилию этого мудрого вождя поискать и назвать не хотите ? Ну заодно нынешнее место проживания и статус государственный laughing

    ну и зачем вы ёрничаете?) у вас северный морской путь, а у нас железная дорога, можна и нам чуть китайского пирога?
    п.с. только не надо мне про поглощение говорить... не воспринимаю
    1. avt
      +1
      17 декабря 2015 13:27
      Цитата: Алекст
      ну и зачем вы ёрничаете?

      А посмотрите над чем и с какого боку тут
      Цитата: Алекст
      у вас северный морской путь, а у нас железная дорога, можна и нам чуть китайского пирога?

      Я уже писал сегодня что нынешний ,,Шёлковый путь "
      Цитата: avt
      При наличии имеющейся от СССР доставшейся системы железных дорог , это альтернатива , или прямой конкурент .Бизнес - ничего личного.
      Вот я полагаю что для России Севморпуть , при наличии подпорки в виде советского еще Транссиба,гораздо выгоднее как инфраструктурный проект и вложение денег в частности для СОБСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, нежели в каких то долях плавать в ,,Шёлковом пути",который вообще в виде аппендикса планируют на север в Россию кинуть , типа - вот вам , не нойте .
      Цитата: Алекст
      с. только не надо мне про поглощение говорить... не воспринимаю

      Дело ваше , суверенное , да и никогда я про ,,поглощение" как опасность №1 для Казахстана не говорил .Хотя
      Цитата: avt
      . Китайцы не просто делают транспортный коридор - они готовят инфраструктуру для освоения прилегающих территорий . Это то что делала Россия продвигаясь на Юг и Восток ,ну англы в Индии на Север и что продолжил делать СССР

      что вполне себе логично в длинную и для чего собственно и строится инфраструктура . Полагаете что в этом случае никакого поглощения не будет ? Ну вам там жить и вы суверенное государство - за свои решения самим и отвечать придется , или пенки с варенья снимать .Но хотел бы я посмотреть на того , кто с варенья китайцами сваренного кроме них пенки снимет laughing Подымите мои комменты и увидите - еще до Сирии говорил об угрозе №1 для Средней Азии и Казахстана в частности исламизма .
  12. -6
    17 декабря 2015 13:03
    Как Казахстан становится чемпионом по дружбе с Китаем


    Дружба удава с кроликом...
    1. avt
      -5
      17 декабря 2015 13:29
      Цитата: Bulrumeb
      Дружба удава с кроликом...

      what Тогда уж скорее с сусликом . laughing
      1. 0
        17 декабря 2015 14:11
        пусть так, но результат-то от этой дружбы один и тот же. И чего минусуют не знаю. Китай считал и считает юг Казахстана своей территорией и тихая экспансия там также идет как и у нас на Дальнем Востоке.
      2. +2
        17 декабря 2015 18:26
        Цитата: avt
        Цитата: Bulrumeb
        Дружба удава с кроликом...

        what Тогда уж скорее с сусликом . laughing

        звериный тотем у Китая не удав - дракон . А какой звериный тотем у Казахстана ? кролик-суслик ? Бедный казахский суслик-кролик на востоке дракон на севере медведь на юге лев вокруг одни хыщники laughing .
      3. Комментарий был удален.
  13. -7
    17 декабря 2015 13:50
    А что казахам сталось только китайский выучить да кияночкой чуть себя подрихтовать и как новая область в поднебесную. С Россией не комильфо, санкции геополитические зарубы зачем?
  14. +1
    17 декабря 2015 13:52
    Пустых земель у казахов много...Да и население маленькое...
  15. +7
    17 декабря 2015 14:16
    Казахи молодцы. Не спят и ушами не хлопают.
    Только на транзите по Шелковому Пути-2 можно зарабатывать.
    Не говоря уж о торговле от китайских портов Тихого океана до европейских - по железной
    дороге.
    Для континентальной страны - это серьезный прорыв.
  16. -1
    17 декабря 2015 15:25
    В тему: китай лезет в Казахстан:
    http://www.time.kz/articles/zloba/2015/12/16/zhdu-tvoih-sovetov-ma
    Кстати, если учесть, что в этом году, по слухам, Акорда получила у Поднебесной весьма крупный кредит, то, как бы это не было торговлей страной, отдавать то нечем...
  17. +1
    17 декабря 2015 15:34
    Молодцы Китайцы есть уних чему поучиться.
  18. -1
    17 декабря 2015 16:04
    Пусть лучше Китай чем США
  19. +9
    17 декабря 2015 16:24
    Россия с Китаем чуть ли не в десны целуются. Экономическое сотрудничество с каждым годом укрепляется. Про китайское экономическое присутствие на Дальнем Востоке и так все знают. Стоит ли мне, казаху, это рассматривать как предательство Россией интересов Казахстана? Нет? Хе.рню сморозил? Ну, дык, что же вы тут распинаетесь о "неблагодарных" и "непослушных" казахах?
    Я понимаю, "Россия - матушка", "великий русский народ" и прочее, но не всё на свете крутится вокруг вашей страны.
    Просто порадуйтесь, что казахи - надежный партнер для всех соседей. И несмотря на активный бизнес с китайцами или традиционные военные учения с НАТО, мы остаемся абсолютно верными своим союзническим обязательствам в рамках нашего с вами евразийского пространства.
    Главный приоритет для нас - ЕАЭС и ОДКБ. Без вариантов. Однако это означает, что от всего остального мира нам нужно отгородиться.
    Политика Казахстана абсолютно прагматичная и совершенно предсказуемая.
    1. +1
      17 декабря 2015 16:31
      Про китайское экономическое присутствие поподробней пожалуйста,а то вроде в Приморье живу,а вот присутствия не замечаю...
      1. 0
        17 декабря 2015 18:02

        Вот присутствие
    2. avt
      +1
      17 декабря 2015 17:06
      Цитата: Карауыл
      . Экономическое сотрудничество с каждым годом укрепляется.

      wassat Огласите у цифрах пожалуйста .
      Цитата: Карауыл
      . Про китайское экономическое присутствие на Дальнем Востоке и так все знают.

      Я не знаю , ну кроме того что ,,китайцы все скупили , понаехали , выгнали всех из дому"....вернее скоро выгонят .
      Цитата: Dimon19661
      Про китайское экономическое присутствие поподробней пожалуйста,а то вроде в Приморье живу,а вот присутствия не замечаю...

      Это нормально.Китайцы они такие скрытные.....
      Цитата: Карауыл
      Я понимаю, "Россия - матушка", "великий русский народ" и прочее, но не всё на свете крутится вокруг вашей страны.

      Нет конечно ,но для многих живущих в России и присутствующих на сайте как то своя рубашка ближе к телу и я вот например рассматриваю все именно с этой позиции , вполне конкретно отдавая отчет о нынешних реалиях появления новых нац государств из экс советских республик ,а поскольку меня СССР-ом №2 не глючит , хотя фантомные боли по СССР не отпускают, то как то склонен рассматривать все ,,братские" новые страны как партнеров , исходя из того что союзников только два , но вот еще и третий появился , которого во времена АлександраIII не было - ВКС России.А остальное четко укладывается в бизнес - ничего личного , тем более что и НАН про ЕАЭС говорил ровно об этом - никакой политики , только экономика ... чистоган короче.
  20. +4
    17 декабря 2015 16:25
    У всех кризис, все выживают. Идея Шелкового пути не нова, все там хотят участвовать, и Узбекистан, и Таджикистан, и Кыргызстан. Все понимают, какие выгоды. В этом нет ничего предосудительного. Татарстан вот хочет скоростную магистраль до Москвы. Разве не понятно зачем? Россия продвигает Северный морской путь. И мы должны что, удивляться? Самый хороший путь был бы для россиян: Китай - Россия - Европа. Это понятно, логика есть. Хорошо, что мы как то влезли в этот проект
    1. +1
      17 декабря 2015 20:01
      Интерес проявляет не только ЦА, но и вся Юго-Восточная Азия. Эта наша площадка в китайскоп порту Ляньюньган за два года прилично "выросла" до 200 с лишним тыс. контейнеров. А там ни только КНР, там Япония, Корея и т.д..
      Китай-Россия-ЕС длиннее, чем КНР-РК-РФ-ЕС. Так как в обход и делается крюк. А так, все маршруты нужны. Асан, у меня друзья работали на японскую компанию в 90-х, которая строила на их кредиты перегрузочные мощности на Дружбе. Так что идея ШП назарбаевская. Вернее, за ней стоял Исингарин(первый министр транспорта независимого Казахстана). hi
  21. +1
    17 декабря 2015 17:58
    Молодцы Казахстанцы что тут ещё сказать! когда вот только мы начнем делом заниматься .....
  22. +4
    17 декабря 2015 18:22
    Цитата: Евгений Хохлов
    Молодцы Казахстанцы что тут ещё сказать! когда вот только мы начнем делом заниматься..
    Была в инете статья, что РК уже практически построил в рамках этого коридора дорогу к границам РФ, в р-не Оренбурга. Журналист отметил, что на российском участке дороги - "и конь не валялся". И естественно транзит пойдёт в обход России.
    Цитата: Alibekulu
    встречал информацию, что Китай разрабатывает проект супер-моста ч/з Каспий. Вроде как, при этом будет газо/и нефтепровод, будут опорами этого гиганта
    У Иноземцева:
    В Астане обсуждается вариант – кажущийся на первый взгляд невозможным 230-километровый мостовой переход через Каспий, в котором соединились бы авто- и железнодорожный мост с газо- и нефтепроводами.
    Кстати ссылка на статью "Западная Европа — Западный Китай. Последний участок"