Больше чем видит глаз: малоразмерные БЛА становятся неотъемлемой частью поля боя

16

Система вертикального взлета БЛА Arcturus JUMP используется только для взлета и посадки

Зарекомендовав себя на современном поле боя, малоразмерные беспилотные аппараты всё больше расширяют круг выполняемых задач.



Малоразмерные беспилотные летательные аппараты (МБЛА) самолетной схемы, ранее занимавшие небольшую нишу в специальных подразделениях, теперь широко используются вооруженными силами, будь то прикрытие с воздуха пешего патруля, передовое наблюдение или более сложные задачи, например радиоэлектронная борьба.

В частности, операции в Афганистане послужили не только испытательным полигоном для проверки технологий и возможностей МБЛА, но также способствовали их быстрому развитию. В то время как основная задача этих систем остается прежней – обеспечение визуального наблюдения, разведки и сбора информации посредством оптико-электронных и инфракрасных камер, их сложность значительно возросла.

Полезность МБЛА признана без сомнения, поскольку вооруженные силы доверяют им выполнение важных боевых задач; подобный рост возможностей стал возможен благодаря развитию технологий и улучшению их характеристик по ряду направлений.

«Что касается продолжительности полета, то здесь аппетиты просто ненасытны», – заметил руководитель программ в подразделении Skunk Works компании Lockheed Martin Кевин Льюллинг, говоря о том, что заказчики хотят от МБЛА.

Этот аппетит производители стремятся насытить за счет различных подходов, в частности фирма Skunk Works сделала акцент на использовании технологии топливных элементов для снабжения энергией двигателя своего БЛА Stalker. Беспилотник Stalker был разработан в ответ на запрос Управления перспективных оборонных исследований DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) по МБЛА с большой продолжительностью полета, который бы имел характеристики, превосходящие типичные характеристики аппаратов такого класса.

МБЛА Stalker XE (extended endurance – увеличенная продолжительность полета), развертывавшийся американским контингентом в Афганистане, может находиться в воздухе свыше восьми часов. Восьмичасовой полет Stalker XE обеспечивают его твердооксидный топливный элемент и крылья размахом 3,7 метра; аппарат также имеет потолок более 4500 метров и совершенно не слышен с расстояния 120 метров. Льюллинг не стал называть точные цифры, сказав только, что Lockheed Martin прошла через отметку 8 часов «с хорошим запасом». До этого с обычными аккумуляторами компания Lockheed Martin смогла достигнуть продолжительности полета 4 часа.


Stalker является не единственным МБЛА компании Lockheed Martin, работающим на топливном элементе. Аппарат Desert Hawk EER (Extended Endurance and Range – увеличенная продолжительность и дальность полета) также базируется на подобной технологии, только в этом случае используется топливный элемент с протонообменной мембраной.

Основным выигрышным моментом применения топливных элементов в МБЛА является увеличенная продолжительность полета, которая также преобразуется в большую охватываемую площадь и, в конечном счете, позволяет малоразмерным системам выполнять некоторые задачи, обычно выполняемые более крупными аппаратами.

Топливные элементы вырабатывают электричество посредством электрохимического процесса, водород, хранящийся в виде газа, жидкости или твердой форме, вступает в реакцию с кислородом.

В этой области была проведена значительная работа и сегодня ряд компаний производят топливные элементы, которые устанавливаются на малоразмерные БЛА. Впрочем, есть у них и недостатки, прежде всего их стоимость в сравнении со стоимостью «традиционных» аккумуляторов, а также их большие размеры. При более продолжительном времени работы, они имеют меньшую удельную мощность и поэтому вместе с аккумуляторами зачастую используются в гибридной конфигурации. Аккумуляторы обеспечивают пиковую мощность для некоторых режимов полета, например взлета и набора высоты.

Разработки топливных элементов

В беспилотнике Fuel Cell Puma компании AeroVironment использована подобная гибридная схема. В нем наряду с топливным элементом с протонообменной мембраной установлен литий-ионный аккумулятор, использующийся для получения пиковой мощности при взлете и кратковременном наборе скорости. В свою очередь топливный элемент перезаряжает аккумулятор и обеспечивает продолжительную подачу установившейся электроэнергии во время крейсерского полета.

Больше чем видит глаз: малоразмерные БЛА становятся неотъемлемой частью поля боя

Беспилотник Fuel Cell Puma компании AeroVironment

Сторонники использования водородных топливных элементов отмечают, что экономия затрат полного срока эксплуатации, которую они обеспечивают, перевешивает более высокие начальные расходы. Несколько компаний работают над снижением стоимости и размеров топливных элементов, а также над повышением их характеристик.

Их сторонники также указывают на тот факт, что увеличенное время полета оказывает меньшее воздействие на летательный аппарат и бортовую аппаратуру, поскольку необходимо меньше посадок. Эффективное управление работой топливных элементов, например выработка энергии в наиболее подходящий момент, является одной из наиболее сложных задач. Системы управления энергоснабжением должны также эффективно контролировать выработку двух побочных продуктов (воды и тепла) таким образом, чтобы они не причиняли вреда или ухудшали характеристики топливного элемента, самого аппарата или его бортовой аппаратуры.

В июле 2015 года компании Israel Aerospace Industries (IAI) и Cella Energy объявили о том, что они разрабатывают топливные элементы, которые должны быть установлены на борт МБЛА Bird Eye 650.

Новым в этих работах является то, что в этом аппарате будет установлена топливная система на базе твердого водорода, разработанная компанией Cella Energy. Она отличается патентованным материалом для хранения водорода, основное преимущество которого заключается в способности принимать любую форму.

В то время как топливные элементы выглядят многообещающе, руководитель отдела БЛА в компании IAI Дэн Бичмен прагматичен относительно того, как достичь большой продолжительности полета. «Мы хотим иметь максимальную продолжительность полета, будь то топливные элементы или новая технология аккумуляторов, не имеет значения, я хочу летать так долго, сколько могу».

Вдобавок к увеличенной продолжительности полета внедрение топливных элементов и продвинутых аккумуляторов также позволяет интегрировать более сложную и энергоемкую бортовую аппаратуру, а также расширить ее номенклатуру.

МБЛА чаще всего ассоциируются с оптико-электронной и инфракрасной бортовой аппаратурой, но диапазон ее задач растет, в основном благодаря сочетанию таких факторов, как например уменьшение массогабаритных и энергопотребительских характеристик сенсоров. Это позволяет устанавливать более сложные системы, ранее устанавливавшиеся обычно на тактические или даже более крупные БЛА, на небольшие летательные аппараты. МБЛА в настоящее время способны выполнять самые разные задачи, включая разведку средствами связи и радиоэлектронную разведку, обнаружение и идентификацию целей, работу в качестве ретрансляторов связи и узлов специальной сотовой связи.

Кроме расширения набора бортовой аппаратуры операторы также делают упор на то, что новые платформы должны иметь открытую архитектуру и не зависеть от типа устанавливаемых сенсоров. В то время как подобные решения не могут быть экономичными или технически осуществимыми для всех беспилотников, новейшие МБЛА и МБЛА следующего поколения проектируются с модульным подходом к установке аппаратуры, что позволяет заказчикам интегрировать собственный набор подсистем и не привязываться к патентованному оборудованию, поставляемому производителем, как это часто было в прошлом.

Кроме того, операторы стремятся использовать преимущество сниженных массогабаритных и энергопотребительских характеристик и повышенной грузоподъемности и конфигурировать свои аппараты под многозадачные платформы, которые могут нести одновременно несколько комплектов аппаратуры. Компания Skunk Works здесь не отстала и разработала архитектуру на базе интернет-протокола (IP) для своего аппарата Stalker.

«Тот факт, что он имеет широкополосную сеть на базе IP-протокола, позволяет нам быстро интегрировать различные комплекты сенсоров и системы связи одновременно, даже новейшие сенсоры, – пояснил Льюллинг. – Это позволяет системе выполнять различные задачи, задействуя лучшие в своем классе сенсоры, а нам – быстро выполнять требования заказчиков».


Vector Hawk самолетной схемы

Баланс мощности и грузоподъемности

«Если вы хотите небольшой подобный аппарат отправить в небо на 8 часов, он должен делать больше, чем просто передавать видео, – добавил Льюллинг. – Конечно, больше бортовой аппаратуры означает больше энергопотребления [и дополнительную массу] и поэтому мы работали с нашим поставщиком топливных элементов над увеличением энергоемкости наших существующих элементов, а, кроме того, мы установили на нашу платформу новый более мощный топливный элемент».

Эта способность принимать различные расширенные комплекты бортовой аппаратуры позволила МБЛА посягнуть на сферу, занимаемую более крупными системами. «Я вижу, что набор задач расширяется до того размера, который многие наши заказчики ожидают от очень больших систем. Возьмем, например, хорошо известный всем беспилотник Predator. Эта платформа собирает информацию множеством способов: видовая разведка, распознавание целей, все виды разведки средствами связи. Это те направления, над которыми мы работаем и на которые нацелены, поэтому мы уже продемонстрировали многие из них на нашей платформе, – сказал Льюллинг. – В то время как добавление более сложных сенсоров может быть инженерным подходом к расширению набора выполняемых задач, этому способствуют также концепции операций и характеристики БЛА, например их небольшие размеры и низкие акустические и визуальные сигнатуры».

«Я не думаю, что МБЛА возьмут на себя задачи систем тактического уровня. Я вижу, что они закрывают сферы, которые вы не можете закрыть другими беспилотниками, например, если вам необходимо взлететь с грунта с такими БЛА как Searcher или Hermes 450, это не получится, поскольку вам необходима взлетная полоса для взлета и посадки, – продолжил Бичмен. – Мы также говорим о полетах на низких высотах, с большими системами вы будете иметь проблемы из-за качества радиосвязи. С беспилотником Searcher, например, существуют проблемы подобного плана. Если вам необходимо лететь на малой высоте, если плохая погода или облачность, с БЛА Searcher будет трудно это сделать, поскольку по мере удаления большую часть времени полета вам нужно подниматься, вам нужна прямая видимость с наземной станцией управления. С беспилотником 650D вы можете взлетать с поля и лететь низко под облаками».

Низкие акустические сигнатуры (признаки заметности) беспилотника Stalker являются одной из его ключевых особенностей, это дает ему преимущество, когда речь идет о бортовой аппаратуре. Льюллинг заметил: «Имейте в виду, что Stalker довольная бесшумная система, то есть мы может летать гораздо ниже, а это переводится в то, что нет необходимости ставить чувствительные или дорогостоящие устройства на платформу, чтобы получить по сути тот же конечный результат, что и с беспилотником, который вследствие его шумности вы должны запускать гораздо выше».

Ряд производителей стремится создавать инновационные конструкции беспилотников для того, чтобы операторы могли с большей функциональной гибкостью выполнять свои задачи.

Конструкция МБЛА Vector Hawk компании Lockheed Martin позволяет получать различные конфигурации на базе общего фюзеляжа и основных систем обеспечения полета и комплектов аппаратуры.

«Наш план заключается в создании очень динамичной платформы, которая имеет несколько аэродинамических схем с одним общим корпусом. Мы считаем, что эта стратегия очень хорошо обеспечит потребности заказчиков и даст им гибкость в развертывании своих систем», – пояснил директор по развитию беспилотных решений в компании Lockheed Martin Джей Макконвилл.

Аппарат может конфигурироваться как платформа с неподвижным крылом, вертикального взлета или посадки (VTOL) или как квадрокоптер с поворотными винтами. Он имеет стандартный фюзеляж, способный принять различные комплекты крыльев. Также был разработан запускаемый из трубчатой направляющей беспилотник, у которого крылья при вылете из трубы разворачиваются. Беспилотник изготовлен из пены покрытой композиционными материалами, имеет корпус-фюзеляж с двумя местами крепления крыльев (одно в передней части под фюзеляжем и второе в задней части вверху фюзеляжа), к которым оператор крепит различные конфигурации крыльев. Вариант, запускаемый из трубы, имеет раскладные крылья. Низкопрофильный фюзеляж имеет высоту 9 см и длину 60 см, а все конфигурации имеют ширину 60 см.

В то время как рабочие характеристики зависят от конфигурации Vector Hawk, существует несколько общих элементов. Аппарат имеет электродвигатели и литий-полимерный аккумулятор, он может управляться посредством канала данных с высокой пропускной способностью на дальностях до 15 км.

Его программируемая радиостанция может работать в смешанной сети (3G, 4G и сотовая LTE) и поддерживает беспроводную перенастройку. Она также может использовать различные протоколы связи.

Беспилотник Vector Hawk имеет полезную грузоподъемность 340 грамм и может оборудоваться дневными и инфракрасными камерами и лазерными устройствами подсветки.


Mini Panther обеспечивает функциональную гибкость за счет своей конструкции с поворотными винтами


Консоль mGCS не зависит от платформы и имеет удобный интерфейс

Вертикальный взлет и посадка

По словам Макконвилла, значительной проблемой при разработке Vector Hawk было попытаться сделать так, чтобы характеристики аппарата не ухудшились из-за его многоконфигурационной схемы. «Это сложная проблема... вы могли прийти к наименьшему общему знаменателю и получить пачку отдельных систем, но мы решили не делать этого».

Макконвилл сказал, что варианты Vector Hawk со складными и фиксированными крыльями летают и эти системы были поставлены нераскрываемым заказчикам; продолжаются разработка других конфигураций.

Израильская компания IAI разработала малоразмерный БЛА с поворотными винтами, который, как полагают в компании, обеспечит операторам высокий уровень оперативной гибкости. Mini Panther имеет размах крыльев 3,5 метра и максимальную взлетную массу 12 кг, включая 2 кг полезной нагрузки. Беспилотник имеет радиус действия 20 км, типичный потолок 450 метров и продолжительность полета около 2 часов.

«Основное преимущество в том, что это полностью тактическая система. Вы берете его с собой в поле, он взлетает и садится вертикально летает и выполняет свою задачу как нормальный двухмоторный беспилотник. Когда вам необходимо посадить аппарат, нужно только выдать ему координаты и он сядет автоматически, – пояснил Бичмен. – Считаю, что возможности VTOL востребованы главным образом потому, что в этом случае меньше ограничений к площадкам, с которых можно взлетать и садиться. В конце дня гораздо проще для оператора найти место, которое не требует никакой подготовки; просто там не должно быть больших препятствий; для оператора всё упрощается».

Бичмен заметил, что при разработке Mini Panther необходимо было преодолеть проблемы проектирования. «Есть две проблемы... Весьма сложная проблема – получить полностью автоматическую систему, которая может взлетать и садиться вертикально и лететь как обычный двухмоторный самолет, это занимает много времени, но система может делать это просто по нажатию кнопки. Вторая проблема – это продолжительность полета. Мы говорим об электрическом движителе, то есть у вас ограничения по аккумуляторам, которые вы используете. Когда вы зависаете при взлете и посадке, вам необходимо много энергии».

Mini Panther еще должен поступить в эксплуатацию, но Бичмен сказал, что компания IAI имеет демонстрационную систему, которую показывали потенциальным покупателям, и что аппарат вполне готов для развертывания с технической точки зрения.

В системах JUMP 15 и JUMP 20 компании Arcturus UAV реализован подобный подход. Аппарат JUMP отличается системой Hybrid-Quadrotor от компании Latitude Engineering. Два блока винтов установлены по углом 90° к каждому крылу – один сзади и один впереди. Каждый блок винтов имеет также аккумуляторный блок.

После завершения вертикального подъема и начала горизонтального полета винты выходят из зацепления и не участвуют в приведении в движение аппарата или его маневрировании; винты при этом размещаются продольно с целью минимизации аэродинамического сопротивления. При посадке система винтов снова входит в зацепление.

Облегчение нагрузки, ложащейся на операторов при управлении, является ключевым конструктивным принципом, который большинство производителей стремятся реализовать в МБЛА. Эти беспилотники, как правило, работают в условиях, когда высокая степень вовлеченности в полет воздушного судна нежелательна (например, при развертывании на передовых позициях) или управляются персоналом с ограниченными навыками пилотирования. Приветствуется реализация в МБЛА высокого уровня автоматизации и даже автономности.

Консоли управления оператора с дружественным интерфейсом являются здесь важнейшим элементом; теперь нормой стали консоли с упрощенными интерфейсами и привычные устройства управления. Многие консоли имеют сенсорные экраны и рукоятки управления (джойстики) как игровых приставках, к которым операторы привыкли; зачастую они выполняются в виде одноблочных устройств, в которых объединены экран и элементы управления.

Впрочем, баланс необходим, и в связи с этим господин Бичмен считает, что надежность и функциональность должны быть основными принципами проектирования и предостерегает от использования уже доступных коммерческих продуктов. «Смартфоны и планшеты хороши для обычного применения, но для военных приложений я не вижу преимуществ, поскольку вам необходимо то, что способно работать практически в любых условиях».

Унифицированность и способность к взаимодействию также очень важны, поскольку операторы не могут себе позволить носить несколько блоков управления. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, многие производители в настоящее время выпускают блоки управления, соответствующие стандарту НАТО STANAG 4586, то есть те, что могут работать с любым совместимым БЛА.

Компания Lockheed Martin также разработала мобильную станцию наземного управления mGCS (mobile Ground Control Station), которая работает на программном обеспечении VCS-4586 и совместима со стандартом STANAG 4586. Программное обеспечение предназначено для работы с портативными компьютерами (планшетами, лэптопами и т.д.) и специализированными контроллерами, которые, как правило, имеют небольшие джойстики и сенсорные экраны.

Программа может выводить одновременно различные данные, включая интерактивные карты и данные с сенсоров, и позволяет операторам переопределять и на лету менять задачи и осуществляет полный контроль над бортовой аппаратурой беспилотника. Станция mGCS также отличается пакетом программ для разработки приложений, который предоставляет производителям БЛА возможность интегрировать другие системы и возможности.

mGCS имеет функции, которые позволяют операторам сосредоточиться на выполнении задачи, а не на управлении полетом беспилотника. Здесь в качестве примера можно привести компонент автоматического предотвращения столкновения с землей, который не дает операторам подавать команды на высоты ниже заданной высотной отметки и таким образом снижает вероятность мини-авиакатастрофы.

«Мы начали разработку этой платформы и поэтому можем любого обучить работе с ней. С самого начала мы внедрили множество автоматизированных и автономных элементов и поэтому платформа не требует от оператора активного (на регулярной основе) управления», – сказал Льюллинг, подчеркнув принципы проектирования Stalker.

«На платформе имеется множество сенсоров, которые помогают направлять, управлять высотой и контролировать ее состояние на всем протяжении полета. Если вы хотите больше контролировать аппарат в ручном режиме, мы также можем предоставить это. Есть режимы, которые позволяют вам включить то, что мы называем «вождение». Но и здесь мы учли все, что можно учесть, даже в этих режимах беспилотник не выходит из-под контроля и снова входит в режим полета, когда это становится небезопасным. То есть мы подстраховались за счет интеграции в платформу различных элементов управления, мы активно управляем аварийными ситуациями и делаем полет максимально безопасным».

Операции на Ближнем Востоке и в Афганистане послужили хорошим испытательным полигоном для многих самых современных МБЛА.

В то время как улучшения в грузоподъемности, продолжительности полета и т.д. являются естественными путями развития беспилотников этого класса, развертывание их на передовых рубежах означает, что прочность и надежность являются первейшими аспектами проектирования.


ArrowLite отличается мощным двигателем и возможностью всепогодного применения

Надежность всему голова

«Я считаю, что самая важная вещь – эксплуатационная надежность системы, – сказал Бичмен. – Простота также важна. Она должна быть очень простой для пользователей в полевых условиях, с очень простой операционной системой и небольшим объемом логистического обслуживания... она также должна быть работоспособной днем и ночью. Вам необходимо летать в любое время суток, вам нужна очень простая, очень надежная рабочая система».

Ряд производителей стремятся обеспечить и повысить приспособленность своих систем к эксплуатации в неблагоприятных условиях и внедряют возможность работы при любой погоде – одно из главных ограничений использования МБЛА.

Потребности операторов можно понять на примере запроса информации, выпущенного в 2014 году американской армией, с описанием систем, которые могли бы соответствовать требованиям к новому МБЛА.

Среди требований к рабочим характеристикам, сформулированных в запросе, были следующие: система должна взлетать и возвращаться при скорости ветра минимум 20 узлов, с целевым значением 30 узлов; работать в снегопад и в ливень с интенсивностью 6 мм в час; работать без поломок в течение восьми часов при химическом, биологическом и радиоактивном заражении; выдерживать посадку на воду и оставаться на плаву минимум 15 минут без проникновения внутрь воды при волнении Sea State 1 (0,1 метр); работать при температурах от -36°C до +55°C. Запросом информации также предусматривается возможность обслуживания в полевых условиях, кроме того, исходя из 10 часов работы в день, пороговая величина эксплуатационной готовности должна быть 85%, а целевая величина 90%.

К тому же, на передний план опять выходят более мощные двигатели, как следствие более мощный бортовой источник питания, а также прочность корпуса летательного аппарата.

Компания Lockheed Martin улучшила рабочие характеристики своей платформы Desert Hawk. Ее беспилотник Desert Hawk IV отличается более мощными двигателем и аккумулятором, что упрощает запуск этого аппарата. Предыдущие варианты было труднее запускать, от оператора требовалась физическая сила и хорошая техника запуска; поэтому при возможности солдаты запускали беспилотник с движущегося квадроцикла.


Desert Hawk IV

Еще одним значительным изменением стала реализация новой схемы возвращения аппарата. Если аппарат Desert Hawk III при приземлении распадался на составные части для того, чтобы рассеивать силы, действующие на него, то Desert Hawk IV отличается высоким профилем для посадки на критическом угле атаки, что повышает точность; также он оборудован гелевой подушкой, которая поглощает силы при приземлении, а это исключает необходимость распадаться на части.

В свою очередь компания Elbit Systems разработала для беспилотника Skylark I-LEX (последнего варианта семейства Skylark) конструкцию крыльев с большей функциональной гибкостью, которая позволяет обеспечить лучший контроль при запуске и во время полета при сильном ветре.


Беспилотник Skylark I-LEX

Компания Stark Aerospace (подразделение израильской IAI), базирующаяся в США, разработала МБЛА, в основу которого положены прочность и простота работы с ним; компания заявляет о нем как о единственном тактическом БЛА, с которым справляется один оператор. Беспилотник ArrowLite был поставлен американским специальным силам для оценки; он отличается весьма интересной особенностью – благодаря своему мощному двигателю его можно запускать из положения лежа.


Компания IAI интегрировала продвинутый топливный элемент в свой БЛА Bird Eye 650


Новейшая модель 421-16EM российской компании ZALA Aero Group относится к новому поколению МБЛА

Акцент на живучести

В основном вопросы, касающиеся живучести БЛА всех классов, были сосредоточены на их пригодности к летной работе, главным образом это связано с достаточно простой природой воздушного пространства, в котором они по большей части летают.

Впрочем, имеется довольно много случаев сбития беспилотников в районах с хорошей воздушной или наземной обороной от БЛА. Например, Израиль сбил много аппаратов Хезболлы, Грузия также потеряла несколько систем во время конфликта с Россией в 2008 году и поэтому в последнее время на проекты БЛА большое влияние оказывают проблемы, касающиеся живучести.

Для МБЛА живучесть по большей части не являлась показателем, поскольку подобные системы полагались на свои небольшие размеры, а операторы были менее озабочены потерей беспилотников в связи с их меньшими стоимостью и значением на поле боя.

Но, поскольку их диапазон задач расширился, и началась разработка систем специально для борьбы с МБЛА, встает вопрос о добавлении того или иного типа защиты для аппаратов этого класса.

«Живучесть – это малая часть глобального подхода, – считает Льюллинг. – Для этого класса баланс находится между той живучестью, которую вы хотите интегрировать в платформу, и тем эффектом, который хотите достичь. Я бы сказал, что у нас очень хороший баланс небольших размеров и низкой акустической сигнатуры, что достаточно редко встречается в платформах этого класса».

Если в МБЛА невозможно добавить системы защиты в виде ложных целей и дипольных отражателей, то интеграция систем борьбы с глушением более реализуема с практической точки зрения. Этот вопрос еще более обострился после отдельных случаев электронного глушения БЛА, работавших в рамках миссии ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) на Украине.

«Мы всегда делали акцент на средствах связи... понятно, что заказчики хотят устойчивую связь и хотят быть уверенными, что их системы безопасны. Как они достигают этого, в действительности зависит от того, что им доступно, сколько это стоит и какую надежность они хотят получить от своих платформ», – заметил Макконвилл.

В случае с беспилотниками Camcopter, которые ОБСЕ задействовала на Украине, компания Schiebel решила проблемы за счет установки специальной системы борьбы с глушением, хотя не ясно в какой степени это повлияло на характеристики платформы.


МБЛА Camcopter работал и на Украине

В процессе расширения диапазона систем ключевым элементом является их полезность. Кроме того, очень важна надежная и шифрованная связь, особенно при расширении полос частот, которые необходимы для поддержки новых устройств.

«Цифровые средства связи и увеличенные дальности связи станут ключом к продолжающемуся расширению диапазона выполняемых задач, – считает Макконвилл. – Сегодня мы ограничены прямой видимостью, но со временем это конечно изменится... Поэтому у вас должен быть аппарат с большой продолжительностью полета и системой связи, с помощью которой вы решите эту проблему. У нашей компании есть более крупная платформа Fury, которая имеет на борту систему спутниковой связи, доступную для всего комплекта оборудования, большой пропускной канал, а также систему загоризонтной связи. И жизнь показывает, что переход на малоразмерные платформы неизбежен, поскольку покупатели хотят иметь продолжительный полет. Когда вы увеличите продолжительность полета, тогда они захотят продвинуться еще дальше, эти вещи неразрывно связаны».

Комментарий

Рынок МБЛА наиболее насыщен по сравнению с рынком БЛА всех остальных классов, в основном благодаря той относительной легкости, с которой компании разрабатывают базовые системы.

Системы, доступные на рынке сегодня, могут довольно радикально отличаться по своим возможностям. К системам первого ряда можно отнести, прежде всего, проверенные в боевых условиях платформы, прежде всего производства таких компаний, как например Elbit Systems, IAI и Lockheed Martin.

Этот разрыв может проявиться в появлении «класса многих классов», когда продвинутые системы демонстрируют увеличенную продолжительность полета и способность развертываться с продвинутыми сенсорами, тогда как многочисленные мелкие конкуренты предлагают системы с ограниченными возможностями.

Впрочем, это тоже класс, в котором ряд менее общепризнанных производителей способен занять свое «место под солнцем» и выйти с конкурентоспособной продукцией на рынок.

Например, российская компания ZALA Aero Group и турецкие Aselsan и Vestel уже предлагают свои высокоэффективные системы и, скорее всего, конкуренция на этом рынке возрастет.

Использованы материалы:
www.lockheedmartin.com
arcturus-uav.com
www.avinc.com
www.iai.co.il
www.elbitsystems.com
zala.aero
www.osce.org
www.schiebel.net
www.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 января 2016 08:25
    Да МБПЛА превратились из "экзотики" повседневностью и их применение здорово упрощает ведение разведки и обороны, что в свою очередь сохранят жизнь солдата. Только вот то,что предпочтение отдано самолетной схеме для таких систем видимо все же перегиб, надо и вертолеты и дирижабле то же развивать. Чем плох вот эта камовская разработка?
    1. +3
      5 января 2016 14:48
      "Самолету", для поддержания его в воздухе, необходимо менше энергии чем "вертолету". Вон планеры, при соответствующих условиях, могут часами висеть в воздухе. Поэтому предпочение отдано им.
    2. +1
      5 января 2016 15:54
      Бпла вертолетной схемы куда сложнее конструктивно, более энергозатратны, имеют меньшую высоту и дальность полета, и самое главное гораздо более шумны. Особенно построенные по соосной схеме. Единственное их преимущество - высокая маневренность на ограниченном пространстве. При относительно интенсивных боевых действиях их полезность будет стремиться к нулю. Единственный вариант их применения это локальные боевые действия в условиях плотной застройки, по типу антитеррористических. Хотя мне кажется, что в таких условиях все равно более предпочтительны квадрокоптеры.
  2. -2
    5 января 2016 09:15
    Роботы рулят в против Таврии ханских операциях... И не только.. Они, блин, вообще рулят...
  3. 0
    5 января 2016 10:46
    В Сирии, вообще, война в прямом эфире с помощью БПЛА. Наши военные тренируются использовать технику.
  4. +1
    5 января 2016 11:39
    Про бпла много написано и сказано. Алгоритмы управления и начинка посоянно улучшаются, корпусные детали удешевляются. Силовые установки на электромоторах и топливных элементах увеличивают время полёта и снижают заметность. Да и беспилотники выпускаются уже массово, словно пирожки пекутся... Всё это сильно осложнит борьбу с ними. Главный фактор, массовость применения малых беспилотников! Даже в условиях РЭБ! Время настало изобретать новую концепцию борьбы с этой чумой.
  5. 0
    5 января 2016 11:50
    Хороший обзор,только смотрел презентацию (не запомнил фирму)швейцарского автомобиля с мбпла размещенным на багажнике,как утверждают создатели,для контроля окружающей обстановки,взлетает квадрткоптер и в движении ,так что дошло уже и до автомобилей,область примирения таких аппаратов скоро будет огромна и по всей видимости станет рядовым,как сейчас автомобиль
  6. 0
    5 января 2016 11:56
    Они рулят в том случаи если их не глушат.
  7. 0
    5 января 2016 13:48
    БПЛА всех имеющихся на сегодняшний день размеров уже давно стали неотъемлемой частью поля боя и функции на них возлагаются самые разнообразные: разведка во всех диапазонах волн, нанесение ударов по наземным и воздушным целям, РЭБ и т д. По мере развития БПЛА диапазон их применения будет расширяться как впрочем и средства противодействия им. Против малышей будут развиваться спец комплексы ПВО с использованием средств обнаружения и наведения обладающих высоким разрешением например лазерные сканеры и миллиметровые РЛС.В общем все, как всегда. Особых надежд на средства РЭБ возлагать не стоит т.к. военные БПЛА разрабатываются с использованием высокозащищенных линий передачи данных и многорежимных систем управления. Речь не идет о примитивных самопальных БПЛА
    1. 0
      6 января 2016 19:32
      Всё как всегда. Противо стояние брони и снаряда.
    2. 0
      6 января 2016 19:32
      Всё как всегда. Противо стояние брони и снаряда.
  8. 0
    5 января 2016 15:15
    Уже есть БПЛА совмещённые с очками "Виртуальной реальности". На них ещё и малогабаритное оружие поставить - вообще получится "ужас, летящий на крыльях ночи". Особенно с термооптикой. Интересно время наступает. Полностью автономные роботы - это пока не достижимо, а вот такие бесшумные дистанционные убийцы - уже на дистанции "вытянутой руки".
    1. 0
      5 января 2016 15:43
      Цитата: Горный стрелок
      Полностью автономные роботы - это пока не достижимо

      Технологически вполне достижимо. Но в военных системах есть правило что окончательное решение принимает человек, а полностью автономные роботы противоречат этому правилу. Поэтому при любой степени автономности военного робота окончательное решение будет оставаться за человеком и, следовательно, такие роботы должны будут оснащаться линиями обмена данными между оператором робота и роботом.
  9. vv3
    +1
    5 января 2016 15:54
    Перспективы развития БПЛА связаны с тактическими приёмами их использования в современных боевых условиях.Они более разнообразны и не определяються только продолжительностью полёта.Критерий цена и нужное качество опреднляющий для армии.Самовлюблённость самих в себя не для военных средств , а для поэтов, певцов и художников.Дух статьи не в прикладном характере средств, а скорее в одиозном прославлении БПЛА.
  10. 0
    5 января 2016 23:30
    С наступающим православным Рождеством!
  11. 0
    6 января 2016 01:45
    Для малых войн штука незаменимая. Для полномасштабных с активным применением РЭБ , ну не знаю.
  12. 0
    7 января 2016 22:37
    Цитата: Zaurbek
    В Сирии, вообще, война в прямом эфире с помощью БПЛА. Наши военные тренируются использовать технику.


    Всё правильно. И не только тренируются,но и исправляют недостатки. Примерно,как в Корее,во Вьетнаме... Ну и ещё кое где.
  13. 0
    7 января 2016 22:42
    Не удивлюсь,если появится информация о вооружении отдельного стрелка в составе отделения, сверхмобильным комплексом обнаружения и уничтожения БПЛА.
    А,там и каждого бойца вооружат.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»