Бомбардировщик-летающая лодка

19
Бомбардировщик-летающая лодка


А-55, А-57
бомбардировщик-летающая лодка


В 1952 г. Роберт Людвигович Бартини - начальник отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА; Новосибирск) - создает проект самолета Т-203. Будучи великолепным математиком, он буквально «вычислил» схему самолета с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Без особенно дорогих продувок и существенных затрат.

Проект Р.Л.Бартини, представленный в 1955 г., планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55. Гидросамолет имел возможность пополнять запасы топлива в океане, в непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме того, для гидросамолетов не требовались огромные аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП, являвшимися отличными мишенями для ударных средств противника. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение к С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально. Были изготовлены и продуты десятки моделей с различными вариантами крыла.



Для продолжения работы над проектом Р.Л.Бартини в апреле 1957 г. был откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП (Москва). К работе по стратегическому А-57 привлекаются коллективы ЦАГИ и ЦИАМ. Были исследованы режимы взлета самолета с воды и возможности длительного пребывания его на плаву.

Самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ П.В.Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе. Самолет предполагалось выполнить по схеме «бесхвостка» с ярко выраженной интегральной компоновкой (собственно фюзеляж практически отсутствовал). «Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах - выпуклый вверх. Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки. Экипаж самолета составлял три человека. А-57 должен был нести оборудование, необходимое для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине: имелось необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все операции по первоочередному техническому обслуживанию бомбардировщика выполнялись в пределах обводов крыла и вертикального оперения, т. е. самолет можно было обслуживать на плаву.



По тем временам оборудование летающей лодки было верхом совершенства: БРЛС СВР-1, активные системы РЭП «Роза» и «Веник», система постановки пассивных помех ТРС-45, навигационный комплекс «Ветер», комплекс связи «Планета» и гидроакустическая система связи с подводными лодками «Охотск». Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18000-23000 м, практическая дальность 15000 км. Самолет с взлетной массой 250 т предполагалось оснастить пятью ТРДФ НК-10Б (5 х 26 000 кгс) либо, временно, НК-6 (5 х 22 500 кгс), размещенных пакетом, установленным над корпусом лодки, в ее хвостовой части между килями, наклоненными внутрь. Над двигателями должна была устанавливаться крылатая ракета РСС, кроме того, имелся внутренний термостабилизированный бомбоотсек для размещения термоядерной бомбы «244H» массой 3000 кг.

Комиссия МАП, в работе которой приняли участие представители ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 (А.Н.Туполева) и ОКБ-23 (В.М.Мясищева), дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолета так и не было принято.

Всего с 1952 по 1961 Р.Л. Бартини вел работы по пяти проектам сверхзвуковых самолетов-амфибий, выполненных по схеме «бесхвостка» - А-55, А-57, Р, Ф-57 (Р-57) и Р-57АЛ, на которых предполагалась установка двигателей НК-6, НК-10 или ВК-15М.

Р-57 - фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия, имеющий лыжное шасси.

А-58 - Ядерный морской бомбардировщик. Разработан в 1958 г. в ОКБ-256. По габаритам и взлетному весу соответствовал Ту-16 и Ту-22. По схеме и конструкции А-58 был схож с А-57. Как амфибия мог применяться с акваторий Европы и Азии.

В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика Р-57-АЛ - развития А-57 с ядерной силовой установкой.

ЛЛ-600
Бомбардировщик-летающая лодка


Проект тяжелой летающей лодки ЛЛ-600 разработан в ОКБ ТМЗ под руководством Г.М.Бериева в первой половине 1960-х годов применительно к вариантам самолета-бомбардировщика и пассажирского самолета на 2000 мест.

Для увеличения дальности действия гидросамолетов-бомбардировщиков, как и для увеличения эффективности использования противолодочной авиации (гидросамолетов и самолетов-амфибий) в океанской зоне, предлагалось организовать заправку самолетов в море от подводных лодок-танкеров или специальных контейнеров.



Организация заправочных пунктов на основе скрытно доставляемых подводными лодками связок контейнеров с топливом позволила бы осуществлять попутную дозаправку самолетов при полете к цели в пределах тактического радиуса действия. Для осуществления скрытной встречи самолета с выставленными в море контейнерами по одному из проектов с самолета при подлете к месту заправки на расстояние 200-300 километров сбрасывалась сигнальная бомба с серией зарядов. После срабатывания в определенной последовательности зарядов гидроакустический приемник контейнера давал команду на всплытие и включение в дежурный режим приводной радиостанции и средств визуального обнаружения.



После выхода в 1966 году Постановления Правительства №246-86 был предложен ряд противолодочных комплексов, в том числе летающие лодки ЛЛ-400 и ЛЛ-600.

Работы по самолету ЛЛ-600 были свернуты после успешных испытаний советских межконтинентальных баллистических ракет.

М-70 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-летающая лодка

Разработка дальнего морского бомбардировщика-разведчика «70» началась в ОКБ В.М.Мясищева в соответствии с постановлением Совмина от 15 августа 1956 г. Считалось весьма вероятным, что противник одновременно может вывести из строя значительную часть аэродромов Дальней авиации. Как альтернатива сухопутным самолетам в ОКБ-49, ОКБ-156 и ОКБ-23 под руководством Г.М.Бериева, А.Н.Туполева и В.М.Мясищева разрабатывались проекты сверхзвуковых гидросамолетов. Ранее такой проект (А-55) был предложен Р.Л.Бартини.

Рассосредоточение гидросамолетов-бомбардировщиков по акваториям морей и океанов позволило бы не только сохранить боевые машины, но и нанести ответный удар.



Ожидалось, что «летающая лодка» при взлетном весе 200 тонн будет летать с крейсерской скоростью 950-1700 км/ч (максимальная - 1800 км/ч) на расстояние 6500-7500 км. С двумя дозаправками от подводных лодок расчетная дальность достигала 18000-20000км.

Самолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме (прорабатывались варианты со стреловидным крылом, а также трапециевидным крылом, имеющим прямую стреловидность по передней кромке и обратную - по задней), предполагалось оснастить 4 ТРДФ - 2 над крылом на пилонах и два - по бокам киля. Для взлета и посадки применялась убирающаяся гидролыжа.

В августе 1957 г. ОКБ-23 предоставило заказчику эскизный проект гидросамолета, и на этом все кончилось.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    19 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +16
      6 июля 2013 10:03
      Сколько не читал про Роберта Людвиговича Бартини – он всегда поражал совей необычностью.

      «Красный барон», живший в СССР. Хлебнул столько горя, сколько не выдержит и несколько человек, а оп упорно продолжал проектировать летательные аппараты.
      Уникальные и фантастические проекты шли один за другим, а самолеты в серию не шли, но его наработками пользовались ВСЕ. И тот же хваленый Туполев и другие. Но он не опускал руки.

      Действительно жил не в своем времени, его работы надо переосмысливать исходя их развития научно-технического прогресса и появляющихся возможностей промышленности. Возможно что-то уже и сегодня возможно сделать по его проектам.

      Последний его самолет, поднявшийся в воздух...
      1. 20 kopeek
        +2
        7 июля 2013 00:56
        да,интересний бил человек-венгро-итал. происхождения,Также гениальний сердцеед. smile -
    2. +1
      6 июля 2013 13:43
      А вообще очень интересная тема, может стоило бы нашему руководству оценить боевую эффективность и эксплуатационные свойства боевых гидросамолетов и конечно не стратегического, а тактического назначения...
      1. Constantine
        +2
        6 июля 2013 14:13
        Идея конечно интересная, но я бы посмотрел лучше в сторону экранопланов. Тем более, что в данном направлении превзойти нас так никто и не смог, а эффективность их весьма высока, как в военном плане, так и в гражданском :)
        1. +1
          6 июля 2013 15:26
          Цитата: Constantine
          Идея конечно интересная, но я бы посмотрел лучше в сторону экранопланов.

          Экранопланы тоже необходимые машины,но у них есть свойства,которые очень снижают их боевое применение,а именно то,что в отрыве от "экрана" они теряют все свои преимущества и становятся значительно хуже, чем гидросамолеты. Я же предлагаю рассмотреть вариант легкого боевого гидросамолета, для поддержки войск. У такого самолета будет огромное преимущество, он сможет использовать в качестве аэродромов как стандартные ВПП так и "зеркала" озер, рек, морей, океанов или водохранилищ, которых у нас в изобилии...
          1. +5
            6 июля 2013 19:07
            С экранопланами не все так плохо.
            Да и зачем им далеко от экрана уходить?
            На море волны дают достаточно сильную засветку в которой экраноплану, да еще с технологией стелс, очень удобно прятаться.
            Вот и получается - гидролокатор не видит, шумопеленгатор не слышит, радар плохо видит.
            А он как выскочит....
        2. 0
          6 июля 2013 18:06
          Цитата: Constantine
          Идея конечно интересная, но я бы посмотрел лучше в сторону экранопланов.

          Экранопланы всё же очень зависимы от погоды и как бы их возможности не расписывали, но есть ограничения.., а военная техника должна "работать" в любую погоду и время...
          Цитата: svp67
          Я же предлагаю рассмотреть вариант легкого боевого гидросамолета, для поддержки войск.
          Есть нынешний пожарник Бе-200 (на легкий не тянет, возможно есть более легкий вариант), но если вместо танков для набора воды использовать у него эти отсеки для военных нужд.., что скорее всего уже просчитано наверное конструкторами...
          Судя по тому, что в войска это изделие не пошло, то похоже ни армии, ни флоту сии возможности пока не требуются, но перестроить наверно не сложно его...
          1. 0
            6 июля 2013 18:35
            Цитата: mr.Man
            Судя по тому, что в войска это изделие не пошло, то похоже ни армии, ни флоту сии возможности пока не требуются, но перестроить наверно не сложно его.

            Почему же не пошло!? hi Очень даже пошло!
            Минобороны РФ заказало 6 самолетов Бе-200 на 8,4 млрд рубhttp://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZ
            Jjm8yb_44X6dr_Rb0DmaPGXFXM-j_bkadWE-9hY4Fd2iw9BsebHz6FlXX5T7EWaiCn-EUOxq3D0mTym0
            __ncCBOIoaKuhnaMjUZfa-qIovGtK-u-9LKhZcHJkMFgWukSVVYPmeiFO19CEzFi9lJSuCM?data=UlN
            rNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxczI0RE5qODF4bXY4b1dqQVNJN2d6bWRNbEhmVlZIcHFNU0xQaENzTHE
            5RXd5UXBoczlzNzQ0Q1RoVFV3cW5FRUlkeEFyVTlnaDI0SmhlakdaWGgtS01ycWVZc2pEa3dsU29RN2p
            YU29wWmk5WnBKWC00bDJTa0E2LXF1V1R1R1JQeW9Mc0JQUUt2V29vSDFnczJCWlJycWFMWGlvZTFxcFE
            &b64e=2&sign=65fa5d3f2cb20d598480e8f3c0e89ad7&keyno=0&l10n=ru
    3. iOfficer
      +8
      6 июля 2013 14:11
      Бартини - Тесла авиации.
      1. +3
        6 июля 2013 19:07
        Не согласен. Бартини - много круче чем Тесла.
    4. Комментарий был удален.
      1. +3
        6 июля 2013 15:59
        Цитата: пенсионер
        Только в отличии от Тесла - гений настоящий
        А Тесла - мифический? belay
    5. +6
      6 июля 2013 16:48
      Гений, опередивший время своими идеями и проектами.
    6. +3
      6 июля 2013 19:09
      Мальчишка спасенный из авиакатастрофы русским авиатором хорошо отработал за спасенную жизнь стране тех кто его спас.
    7. +3
      6 июля 2013 19:09
      диву даёшься, узнавая, сколько интересных проектов в СССР было разработано и не пошло в серию
    8. SPETSNAZ
      +1
      6 июля 2013 21:16
      Очень интересня статья wink
    9. HAUSER
      +1
      6 июля 2013 21:52
      На фото А-55 или А-57 конфигурация крыла точь в точь как на СУ-27 первой модификации. По моему интегральной компоновки (не специалист могу ошибаться),но очень похоже. Задумайтесь, это на 25 лет раньше чем на СУ-27. Да, действительно гений.
      1. HAUSER
        0
        7 июля 2013 10:24
        Конечно же интегрированной компоновки,виноват- исправлюсь.
    10. Башкаус
      +4
      6 июля 2013 21:55
      Интересный человек, гениальный конструкции летательных аппаратов. А ведь у него был проект экраноплана-летающего авианосца. Действительно человек опередил время не на один десяток лет.
    11. +2
      6 июля 2013 22:39
      мощный, гениальный конструктор
    12. ded10041948
      +2
      6 июля 2013 23:54
      Если покопаться в проектах, отправленных в своё время "под сукно" (или "в долгий ящик", как кому нравится), можно найти много чего интересного!
    13. Kir
      +1
      7 июля 2013 15:29
      Ни чего не скажешь!!!, но вот что интересно, как раз о том что Нас ни где не хотят упоминать, а если и упоминают то тогда когда "просвещённых" на пушечный выстрел рядом не стояло, посмотрите ту-же вику и прочие ресурсы только два "гения" Хенкель и рутан, а Р.Л.БАРТИНИ где? Вот и выходит что надо создавать свой сегмент во всемирной паутине, с освещением СВОИХ ГЕНИЕВ И ИХ ДОСТИЖЕНИЙ!!!
    14. donRE
      0
      7 июля 2013 21:30
      Хорошая статья и очень красивые птицы

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»